Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Анализ развития малого бизнеса через эффективное использование оборотных средств

Анализ развития малого бизнеса через эффективное использование оборотных средств

Введение

Предпринимательство, являясь одной из базовых форм проявления общественных отношений, способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида. В странах с рыночной экономикой малый бизнес жизненно необходим для ее нормального функционирования. Он является источником доходов среднего класса, который обеспечивает устойчивость экономики любой страны.

Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран происходит с середины 70-х начала 90-х годов. На начало 1998 года в Европейском Союзе малые, и средние предприятия составляли 90% занятости на микроэкономическом уровне и создали 75% всех рабочих мест. Белов В.Н. Я - Индивидуальный предприниматель. - М.: Финансы и статистика, 2000 - 15с.

В нашей стране государственные предприятия, к сожалению, пока еще не умеют работать в среде развития конкуренции, а предприятия малого бизнеса могут дать необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции.

Актуальность проблемы деятельности и развития малого бизнеса бесспорна. Поскольку развитие малого бизнеса последние несколько лет провозглашается как одно из важнейших в направлении государственного регулирования. С ним связывают большие надежды в решении ключевых проблем российской экономики: развитие производства и торговли, создание класса мелких собственников, новых рабочих мест, обеспечение значительных платежей в бюджет путем расширения налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской активности в этом секторе.

Экономические преобразования, проводимые в последние годы в России в целях формирования многоукладной экономики, включают в качестве одного из направлений реформ поддержку развития малых предприятий.

Любая коммерческая организация, ведущая производственную или иную коммерческую деятельность, должна обладать определенным реальным, то есть функционирующим имуществом в виде основного и оборотного капитала. Поскольку оборотные средства включают как материальные, так и денежные ресурсы, от их организации, эффективного использования зависят процесс материального производства и финансовая устойчивость коммерческой организации.11 Финансы предприятий: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Н.В. Колчиной. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

Одно из основных направлений улучшения деятельности малых предприятий является организация и эффективное использование оборотных средств. Только благодаря мобилизации и развитию оборотных средств можно добиться устойчивого состояния предприятия и как следствие повышения финансового состояния организации.

Все выше сказанное определяет актуальность выбранной темы.

Цель работы состоит в базовом анализе развития малого бизнеса через эффективное использование оборотных средств.

Для достижения цели написания дипломной работы поставлены следующие задачи:

1. Изучить развитие малого бизнеса как экономического субъекта Российской Федерации и проследить его развитие конкретно в Республике Хакасия.

2. Изучить оборотные средства как основной элемент развития предпринимательства в государстве и показатели эффективности использования оборотных средств.

3. Проанализировать предпринимательскую деятельность конкретной организации, дать оценку использования оборотных средств и их влияние на финансовый результат деятельности предприятия.

4.Сформировать выводы и предложить рекомендации по улучшению предпринимательской деятельности через использование оборотных средств.

5. Объектом исследования выступает деятельность предприятия, основной вид занятий которого - розничная торговля.

В первой главе рассмотрены проблемы развития малого бизнеса в России и в отдельном регионе. Дано теоретическое обоснование оборотных средств и их значение в развитии предприятия.

Во второй главе, используя практические данные предпринимательской деятельности, дается оценка финансового состояния предприятия, анализ эффективности использования оборотных средств и источники их формирования.

Третья глава посвящена проблемам повышения эффективности использования оборотных средств и как следствие улучшения финансового состояния предприятия.

В работе использованы аналитический и статистический методы исследования.

При изучении и исследовании темы данной дипломной работы были использованы следующие источники: нормативные акты; научная и учебная литература; периодическая литература; методические пособия; статистические сборники.

1 Анализ оборотных средств на малом предприятии

1.1 Теоретический аспект исследования

Под предпринимательством понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Существенные изменения в организацию учета малых предприятий внесены Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Установлен новый ценз по численности работающих и дополнительные критерии для отнесения предприятий к категории «малых». К субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не превышает 25%;

доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

средняя численность работников за отчетный период в зависимости от вида деятельности организации не превышает предельного уровня, указанного в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Предельный уровень численности работников малых предприятий в зависимости от вида деятельности

Вид деятельности

Предельная среднесписочная Численность

Промышленность

100

Строительство

100

Транспорт

100

Сельское хозяйство

60

Научно-техническая сфера

60

Оптовая торговля

50

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения

30

Прочие виды деятельности

50

Средняя численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений этого предприятия.

Исходя из определения субъектов малого предпринимательства, введенного Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к ним не относятся юридические лица, созданные в организационно-правовых некоммерческих организаций и государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица всех прочих определенных Гражданским Кодексом Российской Федерации организационно- правовых форм могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства при условии соблюдения установленных ограничений на среднесписочную численность работающих и долю участия в их уставном капитале юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

Таким образом, к субъектам малого предпринимательства могут относиться юридические лица, созданные в организационно-правовых формах:

хозяйственных обществ;

производственных и сельскохозяйственных кооперативов;

хозяйственных товариществ.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.1

Развитие малого бизнеса в СССР по существу началось с появлением в 1987 году Закона о кооперации, который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий (в теневой экономике малый бизнес в строительстве, бытовых и транспортных услугах существовал и в условиях планового хозяйства). Однако потребовалось еще несколько лет, чтобы сформировалась сколько-нибудь массовая база предпринимательства.2

В Хакасии на 1 января 1991 года было зарегистрировано 742 кооператива из них действующих 601 или 81%. Наибольшее количество кооперативов было сосредоточено в таких отраслях как строительство (33,4%), промышленность по производству товаров народного потребления (15%), бытовому обслуживанию населения (11,8%). Основная их часть располагалась в городах Абакане - 44,4%, Саяногорске - 17,3%, Черногорске.

Начало широкому развитию малых предприятий в России было положено Постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991г. № 406, в котором развитие сети малых предприятий провозглашалось одной из важнейших мер по формированию республиканского и местных товарных рынков и поддержке предприниательской деятельности.

Начавшийся в 1992 г. этап в развитии малого бизнеса связан с приватизацией мелких государственных предприятий, на базе которых были организованы акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью. В отличие от существовавших ранее малых предприятий, которые в лучшем случае были вынуждены арендовать необходимые площади и оборудование, данные предприятия обрели собственную производственно-технологическую базу. Именно их существование в значительной мере смягчило социальные последствия общего экономического кризиса.1

В Хакасии, как и на всей территории России, с 1992 по 1994 годы наблюдается быстрый рост малых предприятий. К концу 1994 года в республике насчитывалось 3404 малых предприятия (в этот период существовали иные, чем сейчас, критерии отнесения к малым предприятиям), а доля работающих на них в общей численности занятых на предприятиях и организациях республики составляла 15%. В среднем на одном предприятии было занято 9 человек.

Сравнительно быстрое развитие малых предприятий объясняется их большими адаптационными возможностями по сравнению с крупными предприятиями к таким внешним условиям хозяйствования, как изменения спроса, ресурсного обеспечения и других. Основной формой собственности для предприятий малого бизнеса является частная, она преобладала во всех его отраслях и составляла 86% в целом по республике, а в таких отраслях как заготовки и операции с недвижимым имуществом достигла 100%. По прежнему отличительной чертой малого бизнеса является совместительство.

Видом деятельности в республике на конец 1994 года оставалась торговля и посреднические услуги в области торговли 1597 предприятий или 46,9% от общего числа предприятий малого бизнеса и 21,4% лиц, занятых в малом бизнесе. Быстрый рост малых предприятий отмечен в строительстве и промышленности - 632 и 558 малых предприятий соответственно.

Рынок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал закономерной реакцией на введение правительством налогового прессинга. Налоговая политика, направленная на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий подталкивало их искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.

Люди впервые в жизни получили свободу для предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников, надежду на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг.

Рост малых строительных предприятий при продолжающемся спаде промышленного и жилищного строительства происходил за счет резкого увеличения индивидуального строительства, а также увеличения объемов реконструкции и строительства офисных складских помещений.

Снижение темпов роста предприятий малого бизнеса в отдельных отраслях есть отражение естественной реакции на негативные процессы в экономике: спад производства, высокий уровень инфляции, периодические кризисы неплатежей, налоговый прессинг, криминализация многих сфер жизни и т. д.

Важность малого бизнеса для развития экономики декларировалась и подчеркивалась в правительственных документах на всех этапах его развития, но лишь 14 июня 1995 года были оформлены правовые основы его существования принятием Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

В становлении отечественного малого предпринимательства имеется целый ряд нерешенных проблем, мешающих выполнению им его социально-экономических функций.

Малые предпринимательства наиболее остро испытывают трудности, характерные для экономики переходного периода. Ни один слой общества не находится под прессом стольких проблем, как предприниматель.

Проблемы малых предприятий на разных этапах их «жизненного цикла»: на этапе открытия собственного дела, на этапе становления, имеют существенные отличия.

Период создания малых предприятий в подавляющем большинстве протекает .непросто. Самой серьезной проблемой, затрагивающей три четверти всех предприятий, независимо от выбранных ими направлений деятельности, является недостаточный размер первоначального капитала. На втором и третьем местах в перечне проблем стоит вопрос с помещением, который решается болезненно для каждого третьего предприятия, и, в особенности, для нового частного бизнеса.

На начальном этапе актуальна проблема сбыта, причем ее острота существенным образом зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Присутствует и компонент, связанный с ошибками в выборе предпринимателем профиля деятельности, поскольку большинство из них пока не могут сами провести квалифицированный анализ рынка и не в состоянии по финансовым соображениям заказать такое исследование консалтинговым фирмам.

Исходя из этого, торговля, как сфера деятельности для начинающих предпринимателей, наиболее привлекательна. Этот вид деятельности не требует серьезных первоначальных затрат, не выдвигает жестких требований к квалификации и опыту, имеет быстрый оборот капитала и невысокий риск, поскольку в случае неудачи не возникает проблемы распродажи имущества.

Как утверждает статистика, самый трудный период выхода на рынок большинство малых российских предприятий завершают успешно: 6,2% - в состоянии решить все возникающие проблемы, 61,8% - основную часть проблем.

Не могут адаптироваться и справиться с основной массой трудностей 29,0%, а число абсолютных неудачников составляет в среднем 3%,

Под этапом становления малого предпринимательства понимается завоевание места на товарном рынке (рынке услуг). Легкое кооперативное обогащение в предшествующие реформам годы создало иллюзию, что подлинное предпринимательство доступно каждому. Однако со временем наступил период жесткого естественного отбора наиболее достойных, талантливых и способных. Отечественное предпринимательство, делающее первые робкие шаги встало на грань выживания.

Главной проблемой, по единодушному мнению предпринимателей, преодолевших этап открытия собственного дела, является нестабильность законодательства. Сюда же они относят и часто меняющиеся, иногда противоречащие друг другу и федеральному законодательству нормативно-правовые акты региональных и местных властей, а также налоговый прессинг и усложненность систем налогообложения.

Все проблемы текущей деятельности свойственны для каждого действующего малого предприятия, хотя степень их остроты различна: финансирование инвестиций, дороговизна кредита, недостаточность оборотных средств, подбор кадров, неплатежи контрагентов, медлительность банковских расчетов, проблемы организации сбыта, приобретения сырья и оборудования, невыполнение обязательств партнерами, отсутствие достоверной информации о финансовом положении партнера, высокая арендная плата за помещения, ограничение возможности получения лизинговых услуг и другое.

К специфическим российским проблемам функционирования малых предприятий, обусловленных социокультурной средой, традициями, воздействием государственной политики, относятся: сокращение внутреннего спроса, отсутствие доступной, полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг, недоброжелательность со стороны массы людей, привыкших к «справедливой» уравниловке, общая политическая и экономическая нестабильность.

Несмотря на огромное количество проблем, от разрешения которых напрямую зависят перспективы малого отечественного предпринимательства, оно продолжает доказывать свою высокую адаптивность и жизнеспособность. Но увеличение масштабов деятельности малых предприятий пока не компенсирует снижение выпуска продукции и доходов г в государственном секторе экономики на крупных и средних предприятиях. По мнению специалистов, результаты малых предприятий будут реально осуществимы лишь тогда, когда их количество составит 1,6 -2,0 миллиона, а число постоянно занятых в них - 12-15 млн. человек.

Проблема развития и поддержки предпринимательства является одной из приоритетных в государственной и региональной политике, от которой в значительной степени зависит развитие экономики и улучшение социального обеспечения населения.

Это направление одобрено «Концепцией государственной политики поддержки малого предпринимательства Российской Федерации», а также закреплено рядом законодательных актов Российской Федерации и Республики Хакасия.

На 01.01.2005 г. В Российской Федерации функционирует свыше 880 тысяч малых предприятий, с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек. Этот показатель держится на одном уровне в течение 4-5 лет.

Серьезно заявило о себе в различных сферах экономики предпринимательство в Республике Хакасия.

На территории нашей республики на начало 2005 года действовало 1 277 малых предприятий, 22,2 тыс. индивидуальных предпринимателей, 1 350 крестьянских (фермерских) хозяйств.

В расчете на 1 000 человек населения республики приходится в среднем около 3 малых предприятий, что ниже общероссийских показателей. По сравнению с 2003 годом количество малых предприятий уменьшилось на 245 единиц. Снижение количества малых предприятий произошло в основном в связи с ликвидацией убыточных предприятий; По ряду причин, многие, решившие заняться предпринимательской деятельностью, предпочитают хозяйствовать как предприниматели без образования юридического лица, а не регистрировать юридические лица. Так, количество предпринимателей увеличилось по сравнению с 2003 годом на 1 291 зарегистрированных, или на 6,2%.

По данным статистики, среднесписочная численность занятых на постоянной основе на малых предприятиях республики в 2004 году составила 25,2 тыс. человек, что выше аналогичного показателя 2003 года на 5,3 %. В среднем, на 1 малое предприятие в 2004 году приходилось 19,7 человека, в 2003 году - 15,7 человек, рост в целом составил 25,5 %.

Действующие малые предприятия расширяют свою деятельность и создают дополнительные рабочие места. Все шире применяют наемную рабочую силу и предприниматели.

В 2004 году численность работающих у предпринимателей составила 18 тыс. человек (трудовые договоры зарегистрированы в органах местного самоуправления). Но реально число наемных работников намного выше данного показателя, так как необходимо учесть следующие факторы:

Во-первых, далеко не все предприниматели официально оформляют трудовые отношения со своими наемными работниками;

Во-вторых, многие предприниматели при привлечении наемной рабочей силы оформляют так называемые гражданско-правовые договоры (например, агентские, договоры подряда, договоры возмездного оказания услуг).

Подобные договоры не являются трудовыми, и, следовательно, их не регистрируют в органах местного самоуправления. При этом зачастую такие договоры скрывают именно трудовые отношения.

Всего же в малом бизнесе (с учетом индивидуальных предпринимателей, их наемных работников и работающих на постоянной основе в малых предприятиях) занято свыше 65 тыс. человек, что составляет 24,4 % экономически активного населения республики. Данный показатель позволяет сделать выводы о значительном вкладе малого предпринимательства в сферу занятости населения.

Ежегодно растет объем продукции, произведенной малыми предприятиями. В 2003 году объем товаров (работ и услуг) составил 3 049,3 млн. рублей, что составляет 13 % от общего объема произведенной в республике продукции. В 2004 году объем продукции, произведенной малыми предприятиями, увеличился на 12,3 % и составил 3 904,4 млн. рублей. Сохраняется тенденция к сокращению доли торговых и малых посреднических предприятий в объеме товаров (работ и услуг), произведенной малыми предприятиями, и постепенно возрастает доля промышленных, строительных, транспортных предприятий.

Основная часть малых предприятий действует в г. Абакане -- 46 %, в г.Черногорске - 35 %. Недостаточное развитие малого предпринимательства в сельских районах связано, прежде всего, с низким уровнем платежеспособного спроса населения. Выделим еще некоторые причины, задерживающие развитие предпринимательства в сельских районах: 1. Неконкурентоспособность районной экономики, которая связана с ее сельскохозяйственной специализацией. Сельское хозяйство по многим параметрам проигрывает промышленности, а именно, в следующем:

1) медленный кругооборот и оборот капитала;

2) потребность в относительно более объемном авансировании производственных затрат;

3)неравномерная реализация произведенной продукции;

4) преобладание скоропортящейся и малотранспортабельной продукции; территориальная удаленность от конечного потребления.

2.Дотационный бюджет, который является объективным результатом унаследованного экономического потенциала ив краткосрочной перспективе ситуация не может быть изменена кардинально. Республика должна искать внутренние резервы пополнения доходной части бюджета, прежде всего за счет развития малого бизнеса.

3.Специфика кадрового потенциала. Особенностью сельского населения является низкая квалификационно-профессиональная подвижность, что затрудняет процесс адаптации к рыночным преобразованиям. Кроме того, сельское население более консервативно, с трудом воспринимает различные новшества. На эти негативные тенденции накладывает отпечаток также низкое качество полученного образования.

4.Отсутствие системы поддержки крестьянско-фермерских хозяйств. Несмотря на то, что администрации районов отмечают отсутствие проблем с отчуждением земли для передачи их крестьянско-фермерским хозяйствам, присутствует проблема недостаточной дальнейшей поддержки фермеров. Мало просто выделить начинающим фермерам законные гектары, нужно еще и помогать фермерству. Крестьяне охотно берут землю, но позже, столкнувшись с проблемами получения кредитов, поиска сбыта продукции, покупки удобрений, закрывают дело.

Развитие фермерства зависит от многих условий. По сути, должен существовать замкнутый цикл воспроизводства в сельском хозяйстве. Однако в настоящее время такой системы не существует. Финансирование отдельных фрагментов этого цикла успеха не приносит, так как необходим системный подход, чтобы сельскохозяйственное производство носило эффективный характер.

5.Отсутствие возможностей, у большинства малых предприятий, заключения долгосрочных договоров аренды муниципального имущества. Не во всех районах есть реестры свободных площадей муниципального имущества, которые могут быть сданы в аренду. При этом муниципальные образования не идут на встречу малым предпринимательствам в их желании заключать долгосрочные договоры аренды. В 80 % случаев договоры аренды заключаются на срок до 1 года. Это мизерный срок. Правительство Республики Хакасия приняло Постановление от 22.10.2002 года № 264 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 30.12.1998 года № 197 «О порядке, передачи в аренду объектов республиканской собственности» в котором сказано, что объекты республиканской собственности могут передаться в аренду на срок до 10 лет. Хотелось бы, что бы и муниципальные образования последовали этому примеру.

Одна из главных целей муниципального образования состоит в укреплении собственной экономической базы, позволяющей обеспечить население необходимым и создать среду для активного хозяйствования. В то же время нужно отметить, что постепенно иссякают внешние источники финансирования. Другими словами, муниципалитет вынужден заниматься вопросами пополнения местного бюджета за счет собственных доходов.

Цель муниципальной экономической политики можно представить как увеличение экспортного потенциала территории муниципалитета при одновременном замещении импорта товарами местного производства, по крайней мере, в части обеспечения основными необходимыми продуктами и услугами. В этом случае, в результате притока капитала в регион, происходит повышение доходов предприятий и граждан и, как следствие, значительные средства в виде налоговых платежей поступают в распоряжение муниципалитета и могут быть использованы для решения задач развития региона, в том числе и в области социальной политики.

В зависимости от индивидуального потенциала: существующей структуры экономики, местонахождения, ситуации на предприятиях - для каждого муниципального образования необходим свой, отличный от других, комплекс мероприятий. Общим является одно -- органы местногосамоуправления должны отказаться от роли наблюдателя и превратиться в активно действующую реальную силу. Это возможно при интегрированном управлении различными ресурсами, когда муниципалитет создает рамочные условия, стимулирует проекты по развитию экономики, сопровождает и контролирует эти проекты, формируя благоприятный климат. При этом важно, что сама администрация должна воздерживается от собственной экономической деятельности.

Предлагаемые направления работы муниципалитетов:

-содействие в модернизации уже действующих малых предприятий, содействие в сбыте продукции;

-содействие созданию предприятий, активная поддержка лиц, создающих собственный бизнес;

-создание возможностей для развития предпринимательства на данной территории и устранение административных барьеров вхождения предпринимателей на рынок и функционирования на нем;

-работа по привлечению инвесторов и создание на территории муниципалитета предприятий сторонними инвесторами.

Одной из важнейших проблем развития частного бизнеса в муниципальных образованиях является то, что действующие муниципальные предприятия на сегодняшний день занимаются не только вопросами жизнеобеспечения, но и разнообразным бизнесом, при этом нередко с убытками, которые покрываются из муниципального бюджета, следовательно, такое компенсирование происходит за счет налогоплательщиков, в частности, налогоплательщиков - частных предприятий. Помимо этого, за счет местных бюджетов, муниципальным предприятиям предоставляются различные льготы; такие предприятия находятся под опекой органов местного самоуправления, и, как следствие, наблюдается снижение конкуренции со стороны частного бизнеса и развитие локальных монополий.

Муниципалитеты все же должны ограничиться решением непосредственных задач жизнеобеспечения. Вся деятельность, выходящая за эти рамки, должна быть предоставлена частным предприятиям. Муниципальной экономики должно быть ровно столько, сколько необходимо. Частного сектора должно быть так много, насколько возможно. Муниципальные предприятия должны воздерживаться от любой деятельности в тех сферах, где активно может развиваться частный бизнес, так как роль муниципалитета - координация, создание условий, интеграция усилий всех участников рыночной экономики.

Приоритетные направления поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне необходимо определять исходя из сложившейся ситуации, возможностей и достигнутых результатов с учетом основных приоритетов социально-экономического развития региона и муниципального образования. В большинстве муниципальных образований решение этой задачи затруднено из-за отсутствия перспективной программы социально - экономического развития, которая должна быть основана на тщательном анализе сложившейся ситуации, научно-обоснованном прогнозе ее дальнейшего развития, оценке имеющихся природных и человеческих ресурсов, производственного потенциала, емкости регионального и местных рынков товаров и услуг.

Для развития малого предпринимательства необходимы нормальные условия. Для начала целесообразно определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют наибольшую роль. Этот сектор экономики должен создать необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующие ниши в потребительской сфере, создавать дополнительные рабочие места, являться основным источником формирования рабочего класса, то есть расширять социальную базу проводимых реформ.

Проблемы лежат в законодательной базе, регламентирующей деятельность малых предприятий, возникают значительные трудности регистрации предприятий, осложняется ведение учета и составление отчетности. Предприниматели часто не успевают отслеживать изменения в налоговом законодательстве, допускают ошибки при исчислении налогов, не используют причитающиеся по закону льготы. Малые предприятия испытывают трудности с формированием первоначального капитала, неразвитостью системы лизинга и ипотеки, которые обеспечили бы малые предприятия сравнительно дешевыми основными фондами.

Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса - одна из серьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности, хотя стимулирование последнего банками, несомненно, является существенным условием продвижения к высокоэффективной экономике. Отсутствие у малых предприятий необходимых залоговых возможностей, неразвитость системы гарантий и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивость региональных кредитных организаций, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер, - с другой, - все это предопределяет фактическую отчужденность в отношениях между сектором малых предприятий и банковским сектором.1

Системно охарактеризовать трудности, возникающие на пути развития малого бизнеса, можно с определенной условностью подразделив проблемы на четыре основных категории. Во-первых, организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и т. п. Во- вторых, материально-технического обеспечения: нехватка или отсутствие производственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий, и др. В-третьих, - финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных кредитов стартового капитала (по причине сохранения жесткого фискального прессинга), в создании собственной дилерской сети и установлении связей с поставщиками сырья. В-четвертых - кредитные, сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота капитала).1

Все перечисленные проблемы резко обостряются в период учреждения малых предприятий и их выхода на рынок, а также в условиях макрофинансовых кризисов. В этих случаях малые предприятия особенно нуждаются в поддержке со стороны государства. Малый бизнес в разной степени охватывает отдельные отрасли экономики республики. Наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в сфере торговли. Развитие малых предприятий способствует определенному увеличению поставок на рынок товаров и услуг, вносит вклад в решение проблем занятости населения.

Задача развития малого бизнеса должна оставаться одним из приоритетов экономической политики, как государства, так и Республики Хакасия.

Любое предприятие, ведущее производственную или иную коммерческую деятельность, должно обладать определенным реальным, т. е. действующим, функционирующим имуществом или активным капиталом в виде основного и оборотного капитала. Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и представляет собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.1

Оборотный капитал - это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующий одновременно в процессе производства и в процессе реализации продукции. В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотного капитала предприятия. По функциональному назначению, или роли в процессе производства и обращения, оборотный капитал предприятия подразделяется на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Исходя из этого деления, оборотный капитал можно охарактеризовать как средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения и совершающие непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства. Они материализуются в предметах труда (сырье, материалах, топливе и пр.) и частично в средствах труда в виде малоценных и быстроизнашивающихся предметов и воплощаются в производственных запасах, незавершенном производстве, в полуфабрикатах собственного изготовления.2

Оборотные производственные фонды могут быть представлены также расходами будущих периодов, необходимыми для создания заделов, установки нового оборудования и т. п.

Производственные фонды являются материальной основой производства. Они необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства, полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт, при этом изменяют свою первоначальную форму. И все это - в течение одного производственного цикла или кругооборота.

Другой элемент оборотных средств предприятия - фонды обращения. Они непосредственно не участвуют в процессе производства. Их назначение состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения, в обслуживании кругооборота средств предприятия и достижении единства производства и обращения. Фонды обращения состоят из готовой продукции и. денежных средств.

Объединение оборотных производственных фондов и фондов обращения в единую категорию - оборотные средства - обусловлено тем, что:

процесс воспроизводства - это единство процесса производства и процесса реализации продукции. Элементы оборотного капитала непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство;

элементы оборотных фондов и фондов обращения имеют одинаковый характер движения, кругооборота, составляющего непрерывный процесс. Движение средств, взятое как постоянный процесс повторения и возобновления, называется оборотом средств, а сами средства, участвующие в нем - оборотными.

Особенностью оборотного капитала является то, что он не расходуется, не потребляется, а авансируется в различные виды текущих затрат хозяйствующего субъекта. Целью авансирования является создание необходимых материальных запасов, заделов незавершенного производства, готовой продукции и условий для ее реализации.

Авансирование означает, что использованные денежные средства возвращаются предприятию после завершения каждого производственного цикла или кругооборота, включающего: производство продукции - ее реализацию - получение выручки от реализации продукции. Именно из выручки от реализации происходит возмещение авансированного капитала и его возвращение к исходной величине.1

Таким образом, оборотный капитал, предназначенный для обеспечения непрерывности производственного процесса и реализации продукции, может быть охарактеризован как совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения.

Экономическая сущность оборотных средств определяется их ролью в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства, в ходе которого оборотные фонды и фонды обращения проходят как сферу производства, так и сферу обращения. Находясь в постоянном движении, оборотный капитал совершает непрерывный кругооборот, который отражается в постоянном возобновлении процесса производства:

Д-Т … Т-П-Т … Т-Д (1.1)

Кругооборот не единичный процесс. Этот процесс, совершающийся постоянно и представляющий собой оборот капитала. Завершив один кругооборот, оборотный капитал вступает в новый, т. е. кругооборот совершается непрерывно и происходит постоянная смена форм авансированной стоимости.

Вместе с тем, на каждый данный момент кругооборота оборотный капитал функционирует одновременно во всех стадиях, обеспечивая непрерывность процесса производства. Авансированная стоимость различными частями одновременно находится во многих функциональных формах - денежной, производительной, товарной.1

Поскольку оборотные средства включают как материальные, так и денежные ресурсы, от их организации, эффективного использования зависят процесс материального производства и финансовая устойчивость предприятия. Именно поэтому из множества направлений повышения эффективности важную роль играет организация оборотных средств, включающая:

определение состава и структуры оборотных средств;

установление потребности в оборотных средствах;

выявление источников формирования оборотных средств;

распоряжение оборотными средствами и их эффективное использование.

Состав оборотных средств предприятия показывает, из каких частей и отдельных элементов они состоят.

Структура оборотных средств отражает соотношения (в виде долей, процентов), которые складываются между основными частями оборотных средств или отдельными их элементами.

Исходя из участия в производстве, оборотные производственные фонды подразделяются на средства в производственных запасах и средства в производственном процессе (или в производстве), а исходя из реализации, они включают готовую продукцию на складе, отгруженные товары, денежные средства и дебиторскую задолженность.

Единственным невещественным элементом оборотных производственных фондов являются расходы будущих периодов. Они включают затраты на подготовку и освоение новой продукции, новой технологии, которые производятся в данном году, но относятся на продукцию будущего года.

В составе оборотных фондов в производстве основная доля приходится на незавершенное производство. Доля расходов будущих периодов не превышает 5% оборотных производственных фондов.1

Фонды обращения, т.е. оборотные средства, обслуживающие процесс обращения, формируются под влиянием характера деятельности предприятия, условий реализации продукции, уровня организации системы сбыта готовой продукции, применяемых форм расчетов и их состояния и других факторов.

Состав фондов обращения неоднороден. Основную его часть (до 60%) составляет готовая продукция. Она подразделяется на готовую продукцию на складе предприятия и товары отгруженные. Моментом перехода готовой продукции на склад предприятия завершается процесс производства продукции. А продукция, товары, отгруженные потребителю, находятся уже в сфере обращения и отражают процесс реализации. Соотношение между перечисленными элементами фондов обращения приблизительно 1:1. 2

Другая составная часть фондов обращения денежные средства и дебиторская задолженность. Денежные средства могут быть, во-первых, в финансовых инструментах на счетах в кредитно-банковских учреждениях, в ценных бумагах, выставленных аккредитивах, и, во - вторых в кассе предприятия и в расчетах (почтовых переводах и прочих расчетов, таких как недостача, потери, перерасходы).

Грамотное управление денежными средствами, ведущее к росту платежеспособности предприятия, получению дополнительного дохода - важнейшая задача финансовой работы. Управление денежными средствами включает определение времени обращения денежных средств и их оптимального уровня, анализа денежных потоков и их прогнозирование.1

Дебиторская задолженность включает задолженность подотчетных лиц, поставщиков по истечении срока оплаты, налоговых органов при переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде авансов. Она включает также дебиторов по претензиям и спорным долгам. Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, означает их неэффективное использование и ведет к напряженному финансовому состоянию предприятия. Уровень дебиторской задолженности зависит от принятой на предприятии системы расчетов, по видам выпускаемой продукции и степени насыщения ею рынка. Доля дебиторской задолженности в составе фондов обращения довольно велика и составляет около 14%. Управление дебиторской задолженностью - это контроль финансовых служб за оборачиваемостью средств в расчетах.

В составе оборотных средств можно выделить по степени их ликвидности быстрореализуемые и медленно реализуемые средства или активы. Первоклассными ликвидными средствами, т.е. находящимися в немедленной готовности для расчетов, являются деньги в кассе или на счетах в банке. К быстрореализуемым активам относят краткосрочные финансовые вложения - депозиты, ценные бумаги, товары и имущества, приобретенные с целью перепродажи; реальную дебиторскую задолженность, товары отгруженные, но неоплаченные в срок.2

Медленно реализуемыми оборотными средствами являются полуфабрикаты, незавершенное производство, залежалые товары на складе, сомнительная задолженность. По степени финансового риска эта группа наименее привлекательна с позиции вложения капитала в оборотные средства предприятия.

На каждом конкретном предприятии величина оборотных средств, их состав и структура зависят от множества факторов производственного, организационного и экономического характера, таких как:

отраслевые особенности производства и характер деятельности;

сложность производственного цикла и его длительность;

стоимость запасов и их роль в производственном процессе

условия поставки и ее ритмичность

порядок расчетов и расчетно-платежная дисциплина;

выполнение взаимных договорных обязательств.

Учет перечисленных факторов для определения и поддержания на оптимальном уровне объема и структуры оборотных средств является важнейшей целью управления оборотным капиталом.1

Наличие у предприятия собственного оборотного капитала, его состав и структура, скорость оборота и эффективность использования во многом предопределяют финансовое состояние предприятия и устойчивость его положения на финансовом рынке, а именно:

-платежеспособность, т.е. возможность погашать в срок свои долговые обязательства;

-ликвидность - способность в любой момент совершать необходимые расходы;

-возможности дальнейшей мобилизации финансовых ресурсов.

Предприятия имеют внутренние резервы повышения эффективности использования оборотных средств, на которые оно может активно влиять. К ним относятся:

-рациональная организация производственных запасов (ресурсосбережение, оптимальное нормирование, использование прямых длительных связей);

-сокращение пребывания оборотных средств в незавершенном производстве (преодоление негативной тенденции к снижению фондоотдачи, внедрение новейших технологий, особенно безотходных, обновление производственного аппарата, применение современных более дешевых конструкционных материалов);

-эффективная организация обращения (совершенствование системы расчетов, рациональная организация сбыта, приближение потребителей продукции к ее изготовителям, систематический контроль за оборачиваемостью средств в расчетах, выполнение заказов по прямым связям).

Обобщающим показателем эффективности использования оборотного капитала является показатель его рентабельности (Рок), рассчитываемый как соотношение прибыли от реализации продукции (Прп) или иного финансового результата к величине оборотного капитала (Сок):

Рок = Ппр /Сок * 100 (1.2)

Этот показатель характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала, и отражает финансовую эффективность работы предприятия, так как именно оборотный капитал обеспечивает оборот всех ресурсов на предприятии.

В российской хозяйственной практике оценка эффективности использования оборотного капитала осуществляется через показатели его оборачиваемости. Поскольку критерием оценки эффективности управления оборотными средствами является фактор времени, используются показатели, отражающие, во-первых, общее время оборота, или длительность одного оборота в днях, и, во-вторых, скорость оборота.1

Длительность одного оборота (оборачиваемость оборотного капитала) в днях (Обок) определяется делением оборотного капитала (Сок) на однодневный оборот, определяемый как отношение объема реализации (РП) к длительности периода в днях (Д) или же, как отношение длительности периода к количеству оборотов (Коб):

РП Сок * Д Д (1.3)

Д РП Коб

Чем меньше длительность периода обращения или одного оборота оборотного капитала, тем, при прочих равных условиях, предприятию требуется меньше оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективнее они используются. Таким образом, время оборота капитала влияет на потребность в совокупном оборотном капитале. Сокращение этого времени -- важнейшее направление финансового управления, ведущее к повышению эффективности использования оборотных средств и увеличению их отдачи. Скорость оборота характеризует прямой коэффициент оборачиваемости (количество оборотов) за определенный период времени - год, квартал. Этот показатель отражает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия, например, за год. Он рассчитывается как частное от деления объема реализованной (или товарной) продукции на оборотный капитал, который берется как средняя сумма оборотных средств:

РП (1.4)

Сок

Прямой коэффициент оборачиваемости показывает величину реализованной (или товарной) продукции, приходящуюся на 1 рубль оборотных средств.

- растет выпуск продукции или объем реализации на каждый вложенный рубль оборотных средств;

- на тот же объем продукции требуется меньшая величина оборотных средств.

Таким образом, коэффициент оборачиваемости характеризует уровень производственного потребления оборотных средств. Рост прямого коэффициента оборачиваемости, т.е. увеличение скорости оборота, совершаемого оборотными средствами, означает, что предприятие рационально и эффективно использует оборотные средства. Снижение числа оборотов свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия.1

Обратный коэффициент оборачиваемости или коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной продукции, рассчитывается следующим образом:

Соб 1 (1.5)

РП Коб

где К3 - коэффициент загрузки.

Сравнение коэффициентов оборачиваемости и загрузки в динамике позволяет выявить тенденции в изменении этих показателей и определить насколько рационально, и эффективно используются оборотные средства предприятия.

Показатели оборачиваемости могут быть начислены по всем оборотным средствам и по отдельным их элементам, таким как производственные запасы, незавершенное производство, готовая и реализованная продукция, средства в расчетах и дебиторская задолженность.

Важную роль в организации кругооборота фондов предприятия играют собственные оборотные средства. Они обеспечивают имущественную и оперативную самостоятельность, определяют финансовую устойчивость предприятия.

Первоначально формирование собственного капитала осуществляется в момент создания предприятия. Оно обеспечивается основными и оборотными средствами, необходимыми для осуществления коммерческой деятельности в размерах, определенных учредительными документами.1

Часть средств, инвестированных учредителями, направляется на приобретение производственных запасов, поступающих в производство для изготовления товарной продукции, выполнения работ, оказания услуг. Вплоть до поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг) оборотные средства служат источником финансирования текущих производственных затрат.2

В дальнейшем пополнение оборотных средств, авансируемых предприятием на возобновление производственного цикла, может осуществляться за счет собственных источников, полученных предприятием в процессе его деятельности, и главным образом за счет полученной прибыли.

Кроме прибыли, как собственного источника пополнения оборотных средств, на каждом предприятии имеются средства, приравненные к собственным. Это устойчивые пассивы, которые не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в обороте и используются на вполне законных основаниях. Минимальная постоянная величина устойчивых пассивов всегда находится в распоряжении предприятия, оно ими используется, не изыскивая специально дополнительные источники для финансирования хозяйственной деятельности и формирования собственных оборотных средств. К устойчивым пассивам относятся:

-минимальная переходящая задолженность по оплате труда, отчисления во внебюджетные социальные фонды, которые обусловлены естественным расхождением между сроком начисления и датой выплатой заработной платы, перечисления обязательных платежей;

-минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей;

-задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате (предоплате) продукции;

-задолженность бюджету по некоторым видам налогов, начисление которых происходит раньше срока платежа.

Устойчивые пассивы являются источником покрытия собственных оборотных средств только в сумме прироста, т.е. разницы между их величиной на конец и начало периода. Сумма устойчивых пассивов может меняться в сторону увеличения или уменьшения. Данный источник средств является по существу планируемой кредиторской задолженностью. В обороте предприятия, кроме собственных финансовых ресурсов, находятся заемные средства, основу которых составляют краткосрочные кредиты банков, а также других кредитов. Привлечение заемных средств покрывает временную дополнительную потребность предприятия, что обусловлено как объективными причинами, связанными с работой предприятия, так и возникшими в условиях перехода к рынку нарушениями стоимостного механизма обращения капитала. Несбалансированность денежной оценки двух частей капитала - основных фондов и оборотных средств -- достигла критической точки.1






Информация 







© Центральная Научная Библиотека