Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Антиинфляционная политика государства

Антиинфляционная политика государства

Содержание:

  • Введение
  • 1. Инфляция и ее виды. Механизм развития инфляции
  • 2. Социально-экономические последствия инфляции
  • 3. Антиинфляционная политика государства её формы и методы
  • 4. Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2007-2009 год
  • 5. Темпы инфляции за последние годы
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Введение
  • Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.
  • Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.
  • Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

В своей курсовой работе я попытаюсь рассмотреть антиинфляционную политику государства, а также причины инфляции, ее последствия.

При написании работы были использованы различные источники, включая учебные пособия и периодические издания, авторы которых достаточно фундаментально рассматривают вопросы социально-экономических последствий инфляции, проблемы антиинфляционной политики.

1. Инфляция и ее виды. Механизм развития инфляции

Инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценении денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами. В противоположность инфляции под дефляцией понимается общее падение цен и издержек. Замедление роста цен называется дезинфляцией. [8]

Особенностями роста цен 70-90-х годов являются непрерывность, всеобщность, неравномерность.

В экономической литературе выделяют следующие виды инфляции: [18]

В зависимости от «глубины» государственного регулирования экономики, инструментария антиинфляционной политики инфляция может протекать в явной или подавленной форме. Процесс инфляции в явной или открытой форме проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т. п. Подавленная инфляция протекает в скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита в экономике, росте очередей.

В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляцию. В национальном и региональном масштабах объектом анализа является динамика оптовых и розничных цен, дефлятор ВНП в какой-либо стране, на уровне объединения стран, на международном рынке (например, ЕС).

В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами, различают импортируемую и экспортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект «импорта» инфляции.

В зависимости от темпов роста цен: до 10 % в год -- различают умеренную или ползучую инфляцию. При росте 200 % в год -- отмечают галопирующую или «латинскую». Свыше 200 % -- гиперинфляцию (по американскому экономисту Ф. Кэгану -- свыше 50 % в месяц).

Данный критерий деления достаточно условен. Чтобы определить, какой тип инфляции наблюдается -- умеренная, галопирующая или гиперинфляция, необходимо выяснить, насколько существующие темпы роста цен изменяют параметры общественного воспроизводства. Обычно ползучая инфляция не оказывает серьезного отрицательного воздействия на процесс воспроизводства.

Наличие галопирующей инфляции свидетельствует о возникновении диспропорций в структуре экономики. Гиперинфляция наступает в периоды серьезных нарушений пропорций воспроизводства, когда экономика близка к краху. В то же время из анализа развития мировой инфляции видно, что экономика страны может приспособиться к очень большим (до 1000 %) темпам роста цен. Примером могут служить некоторые страны Латинской Америки в 70-90-е годы и Россия 90-х годов.

В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную. В первом случае цены растут умеренно и стабильно. Все остальные макроэкономические показатели изменяются практически адекватно. При несбалансированной инфляции цены на товары разномоментно подскакивают вверх, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.

В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую. В первом случае государство может замедлять или ускорять темпы роста цен в среднесрочном аспекте. Во втором -- реальных источников для корректировки уровня инфляции нет.

В зависимости от изменения показателя ВНП при росте спроса в экономике различают истинную я мнимую инфляцию. При мнимой инфляции наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее рост цен (рост реального объема ВНП). На второй стадии по мере увеличения давления спроса происходит рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнация производства (рост номинального объема ВНП).

В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют прогнозируемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию!

9. В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют инфляцию «спроса» и инфляцию «издержек».

Таким образом, инфляция -- это результат разбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения в обществе. Исходя из уравнения обмена количественной теории денег, совокупный спрос можно представить как произведение предложения денег и скорости их оборота; совокупное предложение -- произведение физического объема выпускаемой продукции и уровня цен. Следовательно, всякое увеличение количества денег в обращении или скорости их оборота приводит к росту совокупного спроса, и наоборот. Рост денежной массы в обращении, влекущий за собой рост совокупного спроса, может быть вызван различными причинами: экспансионистской финансовой политикой, политикой государства, покрытием бюджетного дефицита с помощью «печатного станка», режимом расширения кредита, инвестиционным бумом, структурными сдвигами в потребительском вкусе и др.

Анализ развития инфляции, инспирированной спросом, схематически можно представить следующим образом. Предположим, что в экономике существует равновесие. Графически оно выражается в пересечении кривых совокупного спроса 1 и предложения 2 в точке А с реальным естественным уровнем объема производства при данном (базовом) уровне цен.

Рис.1 Инфляция спроса

Увеличение денежной массы (скорости оборота денег) сдвигает кривую совокупного спроса вверх I1 вдоль кривой совокупного предложения до достижения нового равновесного уровня в краткосрочном аспекте. Расширение объемов производства происходит в соответствии с мультипликационным эффектом первоначального расширения спроса. Вместе с тем растущий спрос подталкивает вверх общий уровень цен. Вызванный ростом спроса рост цен по истечении определенного промежутка времени будет осознан всеми экономическими субъектами. Цена труда: увеличится, возросшая стоимость всех остальных ресурсов также увеличит издержки производства. В результате кривая совокупного предложения переместится влево -- вверх 21 на величину роста цен. Кривая совокупного спроса опять переместится вверх на величину предыдущего прироста спроса. В последующих периодах будут происходить сдвиги кривых спроса и предложения так, что на долгосрочном временном промежутке весь рост спроса будет компенсироваться ростом цен, а объем производства вернется к своему естественному уровню [5].

Данный вид развития инфляционного процесса получил название инфляции, инспирированной спросом. Уровень инфляции спроса будет зависеть от формы кривой совокупного предложения и определяется следующими факторами:

среднегодовыми темпами экономического роста экономики;

положением на рынке труда и существующим уровнем полной занятости*

динамикой и темпами прироста компонентов совокупного спроса;

способностью хозяйственных агентов прогнозировать будущий рост цен.

Инфляционный импульс в экономике может возникать из-за изменений совокупного предложения. В рамках модели это будет отражаться в сдвиге кривой совокупного предложения влево. Реальный объем производства понизится, а цены вырастут. Обычной реакцией на повышение цен является рост предложения денег. Конечный результат этого процесса в долгосрочном периоде будет таким же, как и в случае первоначального роста спроса в экономике.

Протекание инфляционного процесса описанным выше способом получило название инфляции, инспирированной затратами, или инфляции издержек. При этом уровень цен может повышаться как в результате действительного роста издержек производства, так и за счет ожиданий увеличения текущих затрат.

Рост издержек обусловливается действием не только краткосрочных факторов (например, вследствие кратковременного увеличения совокупного спроса), но и долговременных:

· наличием диспропорций и узких мест в производстве (структурная инфляция);

· изменением структуры рынка в сторону его большей монополизации;

· нарушением или шоком (срывом) предложения;

· ростом зарплаты, обгоняющей темпы роста производительности труда.

Очень часто цены и зарплата, начав расти, втягивают друг друга в инфляционную спираль «зарплата-цены». Она проявляется в том, что трудящиеся добиваются повышения зарплаты, стремясь компенсировать рост цен. Рост издержек производства при неизменной норме прибыли повышает цены на продукцию. В результате работники требуют еще большего повышения номинальной зарплаты, а процесс развивается по кругу. Разорвать такую спираль достаточно трудно, поскольку спрос постоянно растет и в экономике существует полная занятость.

Рост спроса в экономике обычно приводит к повышению цен, зарплаты, занятости, реального объема производства. Этот процесс может выглядеть как инфляция издержек, даже если в действительности рост издержек вызван сильным давлением спроса. На практике оба вида инфляции протекают одновременно и взаимодействуют между собой.

Итак, изменение темпов предложения денег в экономике приводит к следующим последствиям:

в долгосрочном аспекте -- количество произведенной продукции определяется затратами факторов производства и существующей технологией; в краткосрочном -- реальный объем производства может увеличиться, если экспансионистская денежно-кредитная политика будет носить неожиданный и непредсказуемый характер;

номинальный объем производства и темп инфляции определяются предложением денег. Статистический анализ подтверждает взаимосвязь (часто асинхронную) между деньгами и ценами.

2. Социально-экономические последствия инфляции

Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в следующем:

Во-первых, она приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и неподдающимся прогнозированию образом.

Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Дефицит государственного бюджета, являющийся одним из факторов инфляции, покрывается через инфляционный налог. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Уплачивается он автоматически, поскольку денежный капитал обесценивается во время инфляции. Инфляционный налог показывает снижение стоимости реальных денежных остатков.

Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Он равен количеству реальных ресурсов, которое может получить государство взамен на напечатанные деньги. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков.

Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов. Группы, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько система индексации доходов позволяет им сохранить реальный заработок. Продавцы товаров и ресурсов, занимающих монопольное положение на рынке, могут увеличить свой реальный доход.

Владельцы реальных активов (недвижимости, антиквариата, произведений искусства, драгоценностей и т. п.) наиболее защищены от инфляции, поскольку рост цен на эти товары обгоняет общий уровень инфляции в стране.

При неизменной процентной ставке в результате неожиданной инфляции всегда проигрывают кредиторы и выигрывают заемщики. Пытаясь уменьшить потери, банки повышают ставку ссудного процента. Это в свою очередь уменьшает объем инвестиций в производство. Сохранение такой ситуации в долгосрочном аспекте приведет к сокращению реального объема ВНП и ускорению инфляции.

Во-вторых, высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В результате увеличивается неопределенность и риск ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки и прибыли. Инвестиции начинают носить краткосрочный характер, снижается доля капитального строительства в общем объеме инвестиций и повышается удельный вес спекулятивных операций. В будущем это может привести к понижению благосостояния нации и занятости.

В-третьих, уменьшается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества.

В-четвертых, относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей.

В-пятых, возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту. Увеличиваются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что в свою очередь ускоряет рост цен.

В-шестых, снижается реальная стоимость сбережений, накопленных в денежной форме, повышается спрос на реальные активы. В результате цены на эти товары растут быстрее, чем изменяется общий уровень цен. Ускорение инфляции подстегивает рост спроса в экономике, приводит к бегству от денег. Фирмам и домохозяйствам приходится осуществлять дополнительные затраты на покупку реальных активов.

В-седьмых, изменяется структура и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета. Возможности государства для проведения экспансионистской фискальной и монетарной политики сужаются. Возрастают бюджетный дефицит и государственный долг. Запускается механизм их воспроизводства.

В-восьмых; в экономике, функционирующей в условиях неполной занятости, умеренная инфляция, незначительно сокращая реальные доходы населения, заставляет его больше и лучше работать. В результате ползучая инфляция является одновременно «платой» за экономический рост и стимулом для него. Дефляция, напротив, приводит к снижению занятости и загрузки производственных мощностей.

В-девятых, в условиях стагфляции высокий уровень инфляции сочетается с большой безработицей. Значительная инфляция не дает возможности увеличить занятость. Однако прямой взаимосвязи между инфляцией, с одной стороны, объемом производства и безработицей -- с другой, не существует.

В-десятых, происходит разнонаправленное движение относительных цен и объемов производства различных товаров.

3. Антиинфляционная политика государства

Отдельное предприятие, конкретный бизнес не могут бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. В настоящее время среди ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста.

Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика. Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения - при серебряном или золотом стандарте, а также после Второй мировой войны, когда действовал золотодолларовый стандарт.

После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения, как один из важнейших способов восстановления экономики, проводилась при помощи следующих методов: нуллификации (реставрации), девальвации и деноминации.

Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты.

Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Например, после Первой мировой войны во время денежной реформы 1925--1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После Второй мировой войны реставрация, или ревальвация, проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару. А затем Международный валютный фонд регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы.

Девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны - официального валютного курса к доллару США. Так, золотое содержание доллара США было снижено в декабре 1971 г. на 7,89%, а в феврале 1973 г. - на 10%. После введения плавающих валютных курсов в 1973 г. девальвация проводилась лишь в группировке с регулируемыми валютными курсами - в Европейской валютной змее, на базе которой была создана Европейская валютная система.

В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.

Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т. п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. В то же время опыт использования политики доходов в США при президенте Никсоне, в Великобритании при лейбористских правительствах, в скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов. Во-первых, замедление роста цен вызывало дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживался лишь на определенное время, а с отменой ограничений снова ускорялся. [18]

Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.

Деноминация - метод укрупнения масштаба цен, т. е. метод «зачеркивания нулей». Практически все эти разновидности реформ по методам проведения делятся на три типа:

а) обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег;

б) временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей;

в) сочетание методов а) и б).

Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».

В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Вне контекста других антиинфляционных мер любая денежная реформа самостоятельного значения в снижении инфляции не имеет. Антиинфляционная политика означает комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Выбор целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий.

Основные методы антиинфляционного регулирования сформировались в развитых странах к 60-м гг. 20 в. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от существующих теоретических концепций, а также от характера уровня инфляции, состояния экономики и т. д.

Антиинфляционные меры в сфере экономики происходят на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. Структурная политика обычно осуществляется с целью увеличения предложения тех товаров, относительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.

В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т. д.

Антиинфляционное регулирование в сфере финансов направлено на сокращение дефицита бюджета и стимулирование уменьшения совокупного спроса. К прямым фискальным методам регулирования в сфере финансов относится снижение государственных расходов, в том числе объемов государственных закупок и государственных капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных расходов. Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изменению налогообложения, то есть повышения налогов на прибыль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшения налоговых льгот, сокращения не облагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов и т. д. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потребления и объема инвестиций. Кроме того, на финансовые возможности предприятий и платежеспособный спрос населения можно влиять посредством изменения нормы ускоренной амортизации основного капитала, которые используются при исчислении облагаемого налогом дохода и тем самым оказывают воздействие на уровень цен.

Антиинфляционные мероприятия в денежно-кредитной сфере реализуются в рамках рестрикционной денежно-кредитной политики. Она включает ограничение эмиссии денег центральным банком, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объемов кредитования экономики и ограничение денежной массы. Обычно денежно-кредитная политика влияет на темпы инфляции через воздействие на спрос на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия (повышение учетной ставки и нормы обязательных резервов, продажа государственных ценных бумаг центральным банком) приводят к ограничению ресурсов банковской системы, используемых для кредитования, и росту рыночных процентных ставок (политика «дорогих денег»).

Одной из главных проблем проведения эффективной антиинфляционной денежно-кредитной политики в настоящее время является определение ее целевых ориентиров. Важность правильного определения промежуточных монетарных целей обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, для органов денежно-кредитного регулирования невозможно прямое достижение целей денежно-кредитной политики. Во-вторых, довольно сложно оценить эффективность мер регулирования на основе наблюдения только за конечными целями, так как воздействие на них денежно-кредитной политики происходит с лагом времени. Кроме того, промежуточные цели обычно таргетируются, чтобы снизить инфляционные ожидания экономических агентов и соответствующим образом скорректировать их решения относительно цен на товары и услуги.

При проведении денежно-кредитной политики применяются следующие промежуточные цели:

а) показатели денежной массы (в зависимости от страны - денежная база, М1, М2, МЗ и другие показатели);

б) рыночные ставки процента;

в) валютный курс.

Критериями их выбора являются измеримость, управляемость, предсказуемость влияния на конечные цели. Каждая из этих целей имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам денежной массы традиционно относили существование на долгосрочных временных интервалах достаточно прочной и устойчивой связи между динамикой ее отдельных агрегатов и динамикой рыночных цен. Недостатком является невозможность полного контроля за ее динамикой со стороны центрального банка. Центральный банк не может полностью регулировать прирост денежной массы даже за счет внутренних факторов, не говоря уже о внешних (например, он не может достаточно эффективно контролировать воздействие международных финансовых рынков). Целевые показатели по процентным ставкам в настоящее время применяются редко. Преимуществом является то, что их динамика легко доступна для наблюдения, их можно использовать при крайне неустойчивом спросе на деньги.

Страны с малой открытой экономикой, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой в качестве промежуточных целей используют валютный курс, который с разной степенью жесткости фиксируется по отношению к стабильной иностранной валюте или корзине валют. Преимуществом является его наглядность (информация о его динамике постоянно доступна и понятна всем экономическим агентам), а также непосредственная связь с уровнем внутренних цен. Стабилизация валютного курса снижает инфляционные ожидания, укрепляет доверие к национальной денежной единице.

В последнее время в качестве целевого ориентира денежно-кредитной политики в ряде стран, главным образом развитых, стали использовать уровень внутренних цен. Переход к прямому таргетированию инфляции был связан с тем, что глобализация и либерализация финансовых рынков привели к усилению воздействия внешних факторов на внутреннее денежное обращение. К преимуществам таргетирования инфляции можно отнести: понятность и наглядность целей органов денежно-кредитного регулирования населению и участникам рынков; возможность проводить более гибкую денежно-кредитную политику, свободную от обязательств по выбору и достижению промежуточных целей. При таргетировании инфляции в качестве целевого ориентира чаще всего выступает индекс потребительских цен, который является основным показателем инфляции, понятен населению и в связи с этим более всего подходит для воздействия на инфляционные ожидания. Антиинфляционные мероприятия государства по регулированию процессов ценообразования носят административный характер и могут быть направлены: на контроль над ценами в государственном секторе экономики, что способствует сдерживанию роста общего уровня цен; на законодательное определение пределов роста цен на отдельные товары или группы товаров; на использование антимонопольного законодательства для противодействия повышению цен в монополизированном секторе экономики и т.д. Однако искусственное занижение и сдерживание цен способно дать положительный эффект только в краткосрочном периоде и само по себе не может оказать заметного влияния на развитие инфляционного процесса. Более того, рассматриваемые меры могут усугубить негативные социально-экономические последствия инфляции, поскольку препятствуют эффективному перераспределению ресурсов и стимулируют инфляционное перераспределение доходов. Политику доходов государственные органы осуществляют с целью ограничения платежеспособного спроса населения путем прямого контроля одновременно заработной платы и цен. Ее применение аргументируется значительной ролью фактора роста издержек производства, и прежде всего заработной платы, в развитии инфляции. При этом профсоюзы рассматриваются как своего рода монополисты на рынке труда, которые необоснованно повышают цену рабочей силы. Контроль за ростом цен применяется для ограничения доходов предпринимателей и сдерживания роста заработной платы, если он не обусловлен соответствующим ростом производительности труда. Эффективность политики дохода в основном зависит от того, насколько действенным и стабильным будет сотрудничество государственных органов с профсоюзами и предпринимателями.

При проведении политики доходов могут применяться различные методы: прямое «замораживание» заработной платы и цен; установление нормативных пределов роста заработной платы и цен; установление верхних пределов заработной платы только для государственного сектора с целью воздействия на частный сектор путем примера; введение налога на сверхнормативный фонд оплаты труда; применение системы поощрений и санкций для соблюдения установленных пределов роста цен и заработной платы и т.д. Эти мероприятия обычно носят краткосрочный характер, так как негативно влияют на жизненный уровень населения и встречают достаточно сильное противодействие профсоюзов. Кроме того, длительный контроль над заработной платой и ценами искажает рыночные целевые ориентиры. Для эффективного распределения ресурсов в экономике относительные цены и относительные ставки заработной платы должны меняться. В связи с этим политика доходов должна осуществляться таким образом, чтобы при жестком ограничении общего уровня цены могли изменяться, а это сделать очень трудно. При необходимости, наряду с использованием рассмотренных методов макроэкономической стабилизации для сдерживания инфляционных процессов, прибегают также к средствам валютной политики, в частности, к повышению курса национальной валюты, ограничению притоков в страну иностранной валюты. При развитии гиперинфляции некоторые страны прибегают к жесткой антиинфляционной политике, известной под названием «шоковая терапия». Ее суть заключается в резком ограничении темпов прироста денежной массы в обращении до нескольких процентов в месяц на протяжении достаточно длительного периода времени (не менее года). Одновременно «замораживаются» заработная плата и все доходы населения или значительно сокращаются темпы их прироста, намного уменьшаются расходные статьи государственного бюджета. В результате быстро и резко сжимается совокупный спрос, темпы роста цен падают до нескольких процентов в месяц, устраняется фактор инфляционных ожиданий, и хозяйствующие субъекты начинают активно приспосабливаться к изменившейся экономической конъюнктуре. Конечно, «шоковая терапия» достаточно болезненна для населения и экономики, но при решительном и грамотном проведении эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает быстрый выход из экономического кризиса и создание реальных предпосылок для экономического роста. [18]

Для проведения устойчивости национальной денежной единицы может быть проведена денежная реформа. Под ней понимают изменение денежной системы, направленное на упорядочение и стабилизацию денежного обращения в стране. В широком смысле слова - это переход от одной денежной системы к другой, то есть введение в оборот новой денежной единицы, а в узком смысле - частичные изменение денежной системы. Необходимо учитывать, однако, что как средство борьбы с инфляцией денежная реформа не является самодостаточным мероприятием и для достижения долговременных положительных результатов должна проводиться параллельно с ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и сопровождаться антикризисными мерами, направленными на предотвращение спада производства. Итак, реформирование организации денежного обращения в стране обычно осуществляется либо путем образования новой денежной системы, либо путем частичных изменений действующей - в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, политической ситуации в стране и других факторов. В первом случае проводится нуллификация, то есть объявление обесценившихся денег недействительными, потерявшими силу законного платежного средства. Нуллификация часто сопровождается девальвацией, при которой старые денежные знаки обмениваются на новые по очень низкому курсу. Обмен может происходить различными способами - по единому соотношению, независимо от суммы обмениваемых денег, по дифференцированному соотношению, в пределах установленного лимита и т. д. Иногда проводится деноминация, которая представляет собой увеличение нарицательной стоимости обесценившихся денежных знаков без переименования денежной единицы и осуществляется с целью упрощения ценообразования, упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетных операций, а также для придания большего веса национальной валюте по сравнению с иностранными. Старые денежные знаки обмениваются на новые в соответствии с коэффициентом укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются действующие цены, тарифы, номинальная заработная ставка, балансы хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений и т.д. При этом курс национальной валюты может быть повышен по коэффициенту, не совпадающему с коэффициентом деноминации, если это диктуется интересами государства во внешнеэкономической сфере.

Основные меры антиинфляционного регулирования представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Меры государственного антиинфляционного регулирования

В сфере

экономики

Структурная

политика.

Ограничение

деятельности монополий.

В сфере

финансов

Снижение

государственных

расходов.

Увеличение

ставок

налогообло-

жения.

Сокращение

дефицита

госбюджета

и госдолга.

В денежно-

кредитной

сфере

Ограничение

или прекращение

эмиссии

денег.

Снижение

скорости

оборота

денег.

Общие и

селективные

методы

денежно-

кредитного

регулирования.

В сфере

Ценообразова-ния

Регулирование монопольного

ценообразования.

Установление

Пределов роста цен.

Контроль над

ценами в государ-

ственном

секторе экономики.

В рамках

«политики

доходов»

Контроль за

ростом цен

для ограничения доходов.

Установление

нормативных

пределов

роста

заработной

платы.

Политика

зарплаты в

госсекторе.

«Заморажива-

ние» заработ-

ной платы и

цен.

В валют-

ной

сфере

Ревальвация

национальной

валюты.

Ограничение

притока

краткосрочного

иностранного

капитала.

В целом можно сказать, что стабилизация денежного обращения фактически означает стабильное развитие экономики. Это признают представители различных научных школ и течений. Так, использование денежно-кредитных мероприятий в неоклассической и неокейнсианской теориях направлено на стабилизацию экономики путем применения различных методов.

Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. При этом предполагается применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного «перегрева» экономики, чтобы не допускать галопирующей инфляции.

Представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности в экономике с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности, путем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:

а) ежегодное установление государством верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов, что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики;

б) оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов - банков, страховых и финансовых компаний и т.п. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой системы с учетом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и стимулирующего, связанного с развитием приоритетных отраслей;

в) гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но в то же время, сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласованную политику между правительством и банками, между центральным банком и коммерческими банками;

г) совершенствование денежного обращения с учетом того, что, судя по мировой практике, монетаризм в чистом виде потерпел фиаско, и его дуэль с кейнсианством завершилась синтезом рыночного и государственного регулирования. Важное значение имеет при этом совершенствование структуры денежной массы, внедрение безналичных расчетов в розничную торговлю с использованием чеков и кредитных карточек, использование нетрадиционных методов связывания излишних денежных доходов;

д) внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизация торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов. Целесообразно вводить реальные пределы допустимых колебаний курса, а не переходить к фиксированному валютному курсу;

е) определенное место в сдерживании инфляции должна занять борьба компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией.

Практика показывает, что исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращение, предполагает использование двух регуляторов: рыночного и государственного. В то же время различия между разными научными школами по поводу стабилизации остаются. Компромиссная программа, построенная на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующее:

по новому строить бюджетную политику, т. е. вместо того, чтобы стараться сбалансировать бюджет в течение одного года, лучше стремиться выровнять его в течение более длительного периода (3-5 лет);

понижать процентные ставки, сохраняя при этом принципиально консервативную денежную политику и усиливая банковский контроль;

проводить благоприятствующую рынку промышленную политику (налоги, субсидии и т. д.), поскольку в нормальных рыночных условиях действует принцип «чем меньше государства в экономике, тем лучше»;

выравнивание условий деятельности предприятий всех форм собственности;

проведения последовательной приватизации, улучшение эффективности хозяйственной деятельности и создание среднего класса;

проведение либеральной внешнеэкономической деятельности.

Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявления инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих. Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию в принципе невозможно. Современная экономика инфляционна по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

4. Цели и инструменты антиинфляционной политики

на 2007-2009 год

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентноспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов (см. приложение Е). Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на ГСМ с 16% в 2005 г. до 6-8% в 2007г. В-третьих, Правительство прогнозирует замедление роста цен на продовольственные товары (7,4%-7,6 % в 2007 г.; 4,8% в 2008 г.). Добиться этого предполагается с помощью роста предложения этих товаров и доступа крестьян и фермеров на рынки.

Поставлена задача замедления роста денежного предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота в год в 2005 до 2.8-3 оборотов в 2009г. Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.

Важную роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и поддержание плавной динамики валютного курса. Принимая целевые параметры денежно-кредитной политики на предстоящий год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных сценариев. На экономический рост в последние годы заметное влияние оказывал более высокий, чем предполагалось, уровень цен на нефть на мировом рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной политики Банк России определил ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8 %. При этом прирост базовой инфляции для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19-28%.

Основным инструментом курсовой политики в 2007 г. останутся операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции будут проводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля. Своей перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного таргетирования.

5. Темпы инфляции за последние годы

Темпы инфляции за 2007 год и будущие показатели.

ТЕМПЫ ИНФЛЯЦИИ -- выраженный в процентах годовой темп прироста общего уровня цен в течение определенного периода времени.

Согласно прогнозам правительства РФ на 2008-2010 г.г. темпы роста инфляции в 2008,2009,2010 годах планируется удержать на уровне 8,5%, 7% и 6% соответственно, а в перспективе ожидается снижение инфляции до приемлемого уровня 3-4% в год.

Потребительская инфляция за январь-ноябрь текущего года равняется 10,6% по сравнению с 8,2% в 2006 году. Такое ускорение обусловлено со скачком цен на продукты питания первоочередного спроса, связанного со структурными факторами.

Подорожание социально значимых товаров (молоко и молочные продукты, яйца, хлеб, масло растительное и сливочное, сыр) в октябре на 10,4% внесло в инфляцию октября около 50%. В ноябре и первой половине декабря заметно уже снижение до 2,5% (за ноябрь) и 1,1% (начало декабря) в месячном исчислении. Этому успеху способствовал рад оперативных мер: соглашения между производителями продовольственных товаров и торговыми сетевыми компаниями о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продуктов до 31 января 2008 г., снижение ставок ввозных таможенных пошлин на молоко и молочную продукцию и сыры с 17 октября 2007 г., и на отдельные виды растительных масел - с 1 декабря 2007 г, проведение товарных интервенций на рынке зерна с 29 октября и повышение вывозных пошлин на ячмень до 30% с 12 ноября 2007 г., а также ряд мер, принятых местными администрациями.

Инфляция на потребительском рынкеприрост цен, в %

Такие действия частично ослабили давление внешних шоков на рынках товаров, который сильно зависит от импорта. Согласно предварительной оценке, в декабре 2007 г. инфляция составит 1,1-1,3%. Ожидаемый рост цен за 2007 год около 12 %.

Заключение

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика. В результате выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценении денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами. В противоположность инфляции под дефляцией понимается общее падение цен и издержек. Замедление роста цен называется дезинфляцией.

2. Рост спроса в экономике обычно приводит к повышению цен, зарплаты, занятости, реального объема производства. Этот процесс может выглядеть как инфляция издержек, даже если в действительности рост издержек вызван сильным давлением спроса. На практике оба вида инфляции протекают одновременно и взаимодействуют между собой.

3. Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в перераспределении национального дохода; уменьшению политической стабильности общества; снижению конкурентоспособности национальных товаров; снижению реальной стоимости сбережений и т.д.

4. Антиинфляционные меры в сфере экономики происходят на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства.

5. Начиная с 2000 г. в стране отмечается положительная динамика снижения уровня инфляции. В 2006 г. достигнут наименьший ее уровень- 6,6%. В 2007 г. прирост цен потребительского рынка составил 12,1%, что значительно превысило прогнозные параметры - 6-8%.

6. Поскольку инфляционные процессы в современных макроэкономических системах, как правило, имеют много причин, для их преодоления нужно действовать в разных направлениях, но должен быть примат монетарной политики. Перечислим ряд мер, которые необходимо принимать в первую очередь:

дедолларизация экономики;

введение ипотеки, которая значительно повысит монетизацию экономики;

обеспечение роста товарного покрытия денежной единицы;

укрепление курса национальной валюты относительно паритета покупательной способности;

проведение взвешенной структурной политики государством.

7. Инфляция представляет собой комплексную проблему, и чисто монетарными методами преодолеть ее невозможно. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго - и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потрясений» и по мере проведения общеэкономических преобразований.

Последний вывод, на который хотелось бы указать, заключается в том, что не стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, также нет смысла искать в ней готовые рецепты для решения наших проблем, так как не существует неких универсальных рецептов для борьбы с инфляцией.

Список использованных источников:

1. Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л. Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. - Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2002.

2. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. - М.: Инфра-М, 2003.

3. Инфляция должна быть подавлена // Белорусский рынок. 2006. №16. С.19.

4. Корбут Н. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет. Аудит. 2007. № 2. С. 4-6.

5. Кухтик Л. 2006 год: платежи в целевые бюджетные фонды. // Национальная экономическая газета. 2006. №8. С. 5-7.

6. Пашковский В. С. «Особенности инфляционных процессов в России»// Деньги и кредит.-2006-№ 10-С.49-54.

7. Малкина М. Ю. «Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики»// Экономический анализ: теория и практика»-2006-№ 5, С.14-25.

8. Андрианов В. «Инфляция и методы и ее регулирования»// Маркетинг-2006- № 3-С.3-13

9. "Деньги, кредит, банки": Справочное пособие/ Под редакцией Г.И. Кравцовой- 2006г.

10. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист. - 1998. -№ 1.

11. Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации // Экономист. -2006. -№ 3.

12. Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России. // Деньги и кредит. - 2001. -№ 2.

13. Красавина Л.Н. «Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России»// Деньги и кредит-2006-» № 9-С.14-15.

14. Братищев И., Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации // Экономист.2001.№3

15. Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России. // Деньги и кредит.2001.№2

16. Интернет Сайт /www.rg.ru/

17. Интернет сайт/www.uabanker.net






Информация 







© Центральная Научная Библиотека