Антикризисное управление предприятием
23
Вариант 3
Задача 1
Предприятие производит электроплиты, реализуя 400 плит в месяц по цене 250 у.е. (без НДС). Переменные издержки составляют 150 у.е./шт., постоянные издержки- 35000 у.е. в месяц
|
Показатель | На 1 ед. продукции | % | Долей единицы | |
Цена реализации | 250 | 100 | 1 | |
Переменные издержки | 150 | 60 | 0,6 | |
Валовая маржа | 100 | 40 | 0,4 | |
|
Возьмите на себя роль финансового директора и ответьте на следующий вопрос:
Начальник отдела маркетинга предлагает снизить цену реализации на 20 у.е. и одновременно довести расходы на рекламу до 15 000 у.е. в месяц. Отдел маркетинга прогнозирует в этом случае увеличение объема реализации в 1,5 раза. Следует ли одобрить такое решение?
Решение
Определяем прибыль предприятия в базисном периоде
П= 400*250-(400*150+35000)=100 000 -95 000= 5 000 у.е.
Определяем объем реализации по предлагаемому проекту
В=400*1,5*(250-20)=138 000 у.е.
Определяем расходы на производство электроплит по проекту
З=400*1,5*150+35000+15000=140 000 у.е.
Определяем прибыль по проекту
П=В-З=138 000 -140 000 =-2000 у.е.
Таким образом, снижение цены и увеличение затрат на рекламу дает убыток в сумме 2000 у.е. Следовательно, предложение следует отклонить.
Задача 2
За счет чего обеспечивается устойчивый и прибыльный сбыт товара, отвечающего требованию конкурентоспособности?
Привлечь потребителя можно только предложением товара, который имеет преимущества по сравнению с товарами соперников по удовлетворению нужд потребителя, т. е. конкурентоспособен.
Нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает выбираемый товар, то нельзя было бы говорить о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на его удовлетворение.
Комплекс конкурентоспособности товара состоит из 3-х групп элементов:
технических;
экономических;
социально-организационных.
Технические параметры. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты. Это и эргономические показатели, которые отражают, насколько товар соответствует свойствам человеческого организма и его психики.
Экономические параметры показывают величину затрат на производство товара, его цену, расходы на транспорт, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления.
Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление. Например, в общих эксплуатационных расходах за весь срок производственной жизни продажная цена составляет для грузового автомобиля 15%, трактора - 19%, бытового холодильника - 10%.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Социально-организационные параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Сбыт в широком смысле слова -- это все операции с момента выхода товара за ворота предприятия до момента передачи купленного товара покупателю. В узком понимании сбыт -- это только конечная операция, т. е. деловое общение, контакты продавца с покупателями, все же остальные операции относятся к товародвижению.
Сбыт как процесс доведения товара (услуги) до потребителя является одним из главных элементов комплекса маркетинга и направлен на то, чтобы сделать товар доступным для потребителя. По данным исследователей, европейские промышленные фирмы средних размеров тратят примерно 21 % дохода от реализации на осуществление этого процесса.
Политика сбыта разделена на 3 тесно взаимосвязанные части:
1) подготовительный этап непосредственно предшествует товародвижению и реализации товаров конечным покупателям. На этом этапе производится планирование и выработка стратегии действий по осуществлению сбытовой политики. Рассчитываются или с определенной степенью вероятности прогнозируются объемы сбыта в соответствии с конкретным местом распределения потребителей и определенным временным отрезком (поквартально или помесячно), определяются наиболее целесообразные средства доставки товаров на оптовые базы, склады, в магазины и т: п., создаются и выбираются каналы сбыта, определяется построение сети сбытовых точек (магазинов розничной торговли, специализированных отделов, ларьков), проводятся изучение и выбор оптовиков, дистрибьюторов и агентов. Степень продуманности и качество работы, выполненной на этом этапе, во многом предрешают успех или неудачу всей последующей деятельности по сбыту;
2) этап конкретной деятельности по организации системы физического перемещения товаров -- процесс доставки товара от изготовителя до пунктов назначения: складов оптового продавца, розничных магазинов, конечных покупателей. Этот этап в мировой практике принято называть дистрибуцией (distribution).
3) этап организации собственно сбытовой деятельности, т. е. работа с конечным покупателем, приобретающим товары, перемещаемые в рамках канала сбыта.
Канал товародвижения -- это совокупность фирм-посредников, физических лиц, способствующих физическому перемещению товаров и передаче прав собственности по цепочке от производителя к потребителю.
Под стимулированием сбыта понимают краткосрочные поощрительные меры, способствующие продаже или сбыту продукции и услуг. Если девиз рекламы обычно: «Купите наш замечательный товар (услугу)!», то для стимулирования сбыта этот девиз звучит так: «Купите это сейчас!» Стимулирование сбыта (продаж) включает 3 составляющие:
1) стимулирование потребителей;
2) стимулирование торговли;
3) стимулирование сбытовиков самой организации. Чаще других на отечественном рынке используются следующие методы стимулирования потребителей:
* пробные предложения (предоставление образцов для испытаний);
* подарки покупателям (премии);
* сувениры с напоминанием о товаре;
* возвращение части цены или торговая скидка;
* пакетные продажи по сниженным ценам;
* купоны на марочную продукцию;
* экспозиции и демонстрации вывесок, плакатов, образцов и т. п. в местах реализации товара (внутренние витрины);
* поощрение постоянной клиентуры;
* конкурсы и лотереи, тотализаторы и игры, позволяющие потребителю что-либо выиграть (товары, деньги, путешествия, карты спецобслуживания.).
Содействие продажам представляет собой комплекс мероприятий по воздействию на потребителя, чтобы «подтолкнуть» его к покупке, и на производителя с целью стимулирования сбыта.
Мероприятия по стимулированию сбыта продукции направлены на продавцов-посредников, агентов, дилеров, т. е. на систему содействия продажам, что рассматривается как побуждение к последующим покупкам и к приверженности продукции и фирме. В условиях антикризисного управления в России представляется необходимым расширение коммуникаций в области содействия и стимулирования производителей, ускорения сбыта и создания услуг, сопутствующих сбыту, например послепродажное сервисное обслуживание.
Связи с общественностью -- вид деятельности, направленный на формирование положительного общественного мнения о фирме, ее продукции, о главных менеджерах, деловой культуре. Для этого до общественного мнения доводятся ее интересы, и создается позитивный имидж.
Задача 3
Каковы направления реструктуризации предприятия-должника для погашения кредиторской задолженности?
Выбор пути реструктуризации зависит от конкретных условий и предпочтение должно быть отдано тому варианту, осуществление которого требует наименьших затрат, наиболее реально, менее рискованно на единицу эффекта, т.е. риск должен совпадать с ожидаемым эффектом.
Если следовать основным принципам метода управления проектами, то можно выделить несколько этапов реализации проекта реструктуризации (Рисунок 1).
Рис. 1 Схема реструктуризации компании
Первый этап - определение целей реструктуризации. Собственники и менеджмент должны определить, что именно их не устраивает в текущей деятельности компании, и чего они хотят добиться в результате структурных изменений. От того, насколько грамотно они определят цели и круг задач, зависит дальнейшее развитие компании и соответственно судьба реструктуризационной программы.
Второй этап - диагностика компании. Ее проводят для того, чтобы выявить проблемы компании, определить ее слабые и сильные стороны, понять перспективы развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в этот бизнес. При проведении диагностики, как правило, осуществляется правовой, налоговый анализ, анализ операционной деятельности, рынка и инвестиционной привлекательности компании. Также изучается ее финансовое состояние, стратегия и деятельность руководства.
Третий этап - разработка стратегии и программы реструктуризации. На этом этапе по данным, полученным в результате диагностики, составляется несколько альтернативных вариантов развития компании. Для каждого варианта определяются методы реструктуризации, рассчитываются прогнозные показатели, оцениваются возможные риски, объемы задействованных ресурсов. На основе различных критериев собственниками компании и менеджментом проводится оценка эффективности той или иной альтернативы и осуществляется выбор, в соответствии с которым разрабатывается программа реструктуризации. При этом формализуются и уточняются стратегические цели предприятия, детализируются качественные и количественные целевые параметры, которые должна достичь система с учетом ресурсных ограничений.
Четвертый этап - осуществление реструктуризации в соответствии с разработанной программой. Формируется команда специалистов, задействованных в работе. Затем прорабатываются и последовательно реализуются все этапы программы. В ходе проведения четвертого этапа реструктуризации уточняются целевые показатели и, если происходит их отклонение от запланированных значений, компания осуществляет корректировку программы.
И, наконец, пятый этап - сопровождение программы реструктуризации и оценка ее результатов. На последнем этапе команда, ответственная за реализацию программы, осуществляет контроль за исполнением целевых показателей, анализирует полученные результаты и подготавливает итоговый отчет о проделанной работе.
С момента признания должника несостоятельным:
-без согласия собрания кредиторов запрещается отчуждение или передача имущества банкрота (кроме некоторых видов платежей, связанных с функционированием банкрота, расходов по ведению конкурсного производства);
-сроки исполнения всех долговых обязательств считаются наступившими;
-прекращается начисление пеней и процентов по всем видам
-задолженности.
Все имущественные требования предъявляются к банкроту только через конкурсное производство.
Конкурсное производство осуществляет конкурсный управляющий. Он распоряжается имуществом банкрота, формирует конкурсную массу (стоимость ликвидируемого имущества должника, распределяемую между кредиторами в порядке очередности), взимает дебиторскую задолженность, оценивает финансовое состояние должника, управляет банкротом и т.д.
Он имеет право обжаловать в арбитражном суде сделки банкрота, заключенные в последние 6 месяцев, предшествующие объявлению предприятия банкротом.
Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Кандидатуры управляющего выдвигает собрание кредиторов.
Собрание кредиторов решает вопрос о начале, форме продажи имущества и его начальной цене.
Собрание кредиторов может принять решение о заключении мирового соглашения.
Все имущество (активы) должника образует конкурсную массу. В конкурсную массу не включаются:
жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, отдельные важные для данного региона объекты производственной инфраструктуры (они передаются на баланс местных органов власти);
имущество, являющееся предметом залога;
имущество, не принадлежащее должнику на правах собственности (арендованное, принятое на ответственное хранение, личное имущество работников должника).
Конкурсный управляющий учитывает все претензии к банкроту, анализирует их (в том числе отклоняет), составляет их список с указанием сумм и очередности удовлетворения.
В процессе конкурсного производства продается конкурсная масса. Продажа производится на аукционной основе. Полученные средства используются в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
Согласно ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (путем капитализации соответствующих повременных платежей);
выплата выходных пособий, заработной платы;
удовлетворение требований кредиторов, обеспеченных залогом из имущества ликвидируемого юридического лица;
платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
прочие кредиторы.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требования кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества предприятия, считаются погашенными.
Погашенными также считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятия, поэтому они отображают содержание банкротства в узком смысле.
В широком смысле процедуры банкротства рассматриваются российским законодательством как антикризисные процедуры. Антикризисные процедуры должны быть направлены на сохранение предприятий, выпускающих конкурентоспособную социально значимую продукцию.
Задача 4
Какими документами регулируется процесс реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет?
Нормативно-правовая база реструктуризации предприятий крайне неоднородна и мозаична, в ней нет четко видимой логической системы. В качестве наиболее значимых нормативно-правовых актов можно выделить следующие:
- ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» от 08.07.1998 г. № 144 - ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 г. (в ред. от 29.09.2003 г.) N 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (данным Положением утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам);
- Постановление Правительства РФ от 08.06.2001 г. (в ред. от 29.09.2003 г.) N 458 «О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов»;
- Постановление Правительства РФ от 01.10.2001 г. (в ред. от 29.09.2003 г.) N 699 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г.»;
- Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 г. N 435 «О порядке и условиях проведения в 2003 году реструктуризации и списания задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по привлеченным Российской Федерацией целевым иностранным кредитам (заимствованиям) и кредитам (ссудам) в иностранной валюте, предоставленным за счет средств федерального бюджета»;
- Постановление Правительства РФ от 23.10.2002 г. N 768 «Об изменении срока подачи заявлений о предоставлении права на реструктуризацию задолженности некоторых юридических лиц»
К сожалению, кроме закона, регулирующего особенности реструктуризации в банковской сфере, в российском законодательстве отсутствует нормативно - правовой акт, системно регулирующий общие вопросы реструктуризации, что порождает ряд существенных практических проблем.
Учитывая значимость для современной российской экономики и многогранность данного явления, целесообразным представляется принятие самостоятельного федерального закона «О реструктуризации юридических лиц», основная задача которого - четко прописать процедуры и правовые возможности реструктуризации, а также установить правовые барьеры против возможного использования реструктуризации для незаконного вывода активов и недружественного поглощения компаний (гринмэйла).
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Задача 5
Оцените целесообразность реализации бизнес-плана посредством расчета интегральных показателей эффективности, если цена капитала- 32 %, общий уровень инфляции по годам проекта- 20 %, чистый денежный доход (тыс. руб.):
-2000 700 1400 2000 2500
Решение
Определяем общий доход с учетом инфляции
-2000*1,2=-2400, 700/1,2=583, 1400/1,2=1167; 200/1,2=1667; 2500/1,2=2083 тыс. руб.
Сумма дохода
-2400+583+1167+1667+2083=7900 тыс. руб.
Доходность проекта 3100/4600=67,3%, т.е проект эффективен.
Задача 6
Рассчитайте коэффициент текущей ликвидности предприятия, если известно:
- внеоборотные активы- 2 000 т.р.
стоимость складского запаса- 500 т.р.
балансовая стоимость незавершенного производства- 750 т.р.
дебиторская задолженность предприятия- 1000 т.р. (в том числе просроченная-400 т.р.)
денежные средства составляют- 250 т.р.
краткосрочная задолженность предприятия- 2 500 т.р.
Коэффициент текущей ликвидности представляет собой отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам.
Кт.л =(500+1000-400+250)*2500=0,54,
т.е за счет текущих активов можно погасит 54% текущих обязательств.
Задача 7
Какой из подходов к обновлению продукции позволяет минимизировать необходимые для этого капиталовложения? Почему?
консервативный подход
радикальный подход
оба указанных подхода
Такой подход позволяет осуществлять производственный процесс на уже имеющимся оборудовании и теми же работниками,. Но изменяется конструкция изделия или его состав.
Задача 8
Годовой баланс предприятия «Омега» на 01.01.0Х выглядит следующим образом:
|
АКТИВ | ПАССИВ | |
Основные активы 3500 | Собственные средства 2000 | |
Запасы сырья 400 | Резервы 1000 | |
Незавершенное производство 200 | Долгосрочная задолженность 2000 | |
Запасы готовой продукции 600 | Краткосрочная банк. Задолженность 1000 | |
Дебиторская задолженность 1800 | Кредиторская задолженность 1200 | |
Денежные средства 200 | | |
Краткосрочные финансовые вложения 200 | | |
Прочие текущие активы 300 | | |
БАЛАНС 7200 | БАЛАНС 7200 | |
|
Определить потенциальный излишек / дефицит денежных средств.
Определить потенциальный излишек / дефицит денежных средств.
|
Актив | На начало года, руб. | Пассив | На начало года, руб. | Платежный излишек (+)/недостаток (-). | |
| | | | | |
Наиболее ликвидные активы, А1 | 400 | Наиболее срочные пассивы, П1 | 1200 | 400-1200=-800 | |
Быстрореализуемые активы, А2 | 1800+300=2100 | Краткосрочные пассивы, П2 | 1000 | 2100-1000=1100 | |
Медленнореализуемые активы, А3 | 400+220+600= 1200 | Долгосрочные пассивы, П3 | 2000 | 1200-2000=- 800 | |
Труднореализуемые активы, А4 | 3500 | Постоянные пассивы, П4 | 3000 | 3500-3000=500 | |
Баланс | 7200 | Баланс | 7200 | | |
|
Из таблицы видно. что наблюдается платежный недостаток по группам наиболее ликвидных активов и медленнореализуемых активов..
Задача 9
Программы подготовки антикризисных управляющих в России. Внедрение корпоративной культуры. Организационная культура. Переход от вертикальной к горизонтальной системе.
Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем два года; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости; является членом одной из саморегулируемых организаций.
Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие:
- которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;
- в отношении которых введена процедура банкротства;
- которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;
- которые дисквалифицированы;
- которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Арбитражный управляющий в течение десяти дней со дня его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражный управляющих и целями деятельности которой является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции: обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; защищает права и законные интересы своих членов; обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, процедур банкротства; содействует повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе:
- представлять законные интересы своих членов в их отношениях с различными органами государственной власти;
- уведомлять арбитражные суды о приобретении статуса саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
- обжаловать в судебном порядке акты и действия различных органов государственной власти, нарушающих права и законные интересы любого из своих членов или группы членов;
- подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве;
- применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности;
- заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов;
- осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана:
- разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности;
- контролировать профессиональную деятельность своих членов;
- рассматривать жалобы на действия своего члена;
- разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к гражданам РФ, желающим вступить в саморегулируемую организацию;
- уведомлять арбитражный суд об исключении своего члена;
- осуществлять сбор и обработку информации о деятельности своих членов;
- осуществлять проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего;
- осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих;
- обеспечивать формирование компенсационного фонда.
Задача 10
Работа менеджера по обеспечению стабильного положения финансов фирмы. Особенности управления неплатежеспособными предприятиями.
Платежеспособность -- это способность предприятия погасить все долги в случае одновременного предъявления требования о платежах со стороны всех кредиторов предприятия, но речь идет лишь о краткосрочных заемных средствах. По долгосрочным срок возврата заранее известен и не относится к анализируемому периоду.
Финансовая деятельность предприятия обуславливается также притоком средств вследствие получения долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, эмиссий акций, а также их оттоком в виде погашения задолженности по полученным ранее кредитам и выплаты дивидендов.
Анализ движения денежных средств проводится прямым и косвенным методами. Прямой метод дает возможность оценить ликвидность фирмы.
При косвенном методе финансовый результат преобразуется с помощью ряда корректировочных процедур на величину изменения денежных средств за период.
План финансового оздоровления -- это эффективный инструмент планирования финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия в соответствии с потребностями рынка, основные цели которых -- восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника.
План финансового оздоровления выполняет ряд функций:
- разработка и реализация восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке;
- дает оценить текущее и будущее финансовое состояние предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации плана;
- основной документ, необходимый для привлечения инвестиций в производство;
- мощный рекламный материал, позволяющий создать ощущение основательности и солидности от предполагаемых мероприятий;
- реализация плана финансового оздоровления обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованные действия по реформированию предприятия.
Сфера применения плана в антикризисном управлении - может разрабатываться как на этапе досудебной санации, так и на этапах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. Цель планов -- восстановление платежеспособности предприятия и повышение его конкурентоспособности однако содержание планов на этапах различно.
На первом этапе собственник предприятия в случае финансовых проблем обязан применять меры по предупреждению банкротства предприятия.
1. Оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и оценка недвижимости.
2. Получение финансовой поддержки от кредиторов.
3. Привлечение инвестиций.
4. Поиск новых видов деятельности, новой продукции и рынков сбыта.
5. Свертывание нерентабельных производств.
6. Сдача в аренду неиспользованных помещений и земельных участков.
7. Продажа излишних основных средств.
8. Снижение себестоимости продукции и услуг.
9. Повышение качества продукции (услуг).
10. Совершенствование системы управления предприятием.
11. Переподготовка персонала.
На втором этапе, если принятые на первом этапе меры не дали положительного результата, временный управляющий обязан провести анализ финансового предприятия и дать предложения по восстановлению платежеспособности несостоятельного предприятия.
Данный план может включать меры, которые были изложены выше, а также следующие меры по финансовому оздоровлению несостоятельного предприятия:
1. Реорганизация предприятия.
2. Акционирование предприятия.
3. Продажа неэффективных пакетов акций других предприятий.
4. Перепрофилирование предприятия.
5. Оптимизация численности персонала и др.
На четвертом этапе арбитражному управляющему предписана разработка плана внешнего управления предприятием, вторая часть которого -- план финансового оздоровления несостоятельного предприятия.
На этом этапе в план могут включаться все мероприятия, которые были сформулированы выше для первых двух этапов антикризисного управления, а также дополнительно следующие мероприятия по реформированию предприятия:
1. Инвентаризация имущества и обязательств.
2. Аудиторская проверка.
3. Формирование команды управленцев.
4. Финансовый анализ.
5. Внедрение на несостоятельном предприятии системы маркетинга.
6. Разработка и реализация оптимального производственного плана.
7. Выпуск новой продукции (услуг), пользующейся спросом на рынке.
8. Реструктуризация предприятия.
9. Создание новой системы управления предприятием.
10. Реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженностей.
11. Пересмотр действующих арендных договоров.
12. Поиск новых источников инвестиций.
13. Внедрение системы финансового управления на предприятии.
14. Продажа предприятия.
Реализация указанных мероприятий позволяет внешнему управляющему обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности.
При составлении и реализации плана финансового оздоровления необходимо руководствоваться рядом принципов, которые представляют собой совокупность основных требований, предъявляемых к разработке и реализации плана: принцип целенаправленности; принцип адекватности; принцип системности; структурный принцип; содержательный принцип; командный принцип разработки и реализации.
Источники инвестиций при ограниченных финансовых ресурсах
Важное направление инвестиционной политики в антикризисном управлении -- изменение структуры источников инвестиционных затрат.
Источниками инвестиций являются: собственные финансовые средства; ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов; иностранные инвестиции; различные формы заемных средств.
Классификация источников финансирования производится:
1. По отношениям собственности источники финансирования разделяются на: собственные; привлекаемые; заемные.
2. По видам собственности делятся на: государственные инвестиционные ресурсы, внутренние и внешние инвестиции.
3. По уровням собственников разделяются на: государственные и субъектов РФ; собственные средства предприятия; средства бюджетов и внебюджетных фондов РФ.
Бюджетное финансирование инвестиционных проектов осуществляется в следующих формах: финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов; централизованного финансирования федеральных инвестиционных программ.
Привлекаемые средства юридических и физических лиц используются с помощью различных видов объединения их свободных средств, которые могут быть инвестированы. Формы финансирования могут быть: акционерными; государственными; кредитными.
Акционерное инвестиционное финансирование представляет собой форму получения дополнительных инвестиционных ресурсов путем эмиссии ценных бумаг.
Государственные бюджетные инвестиционные вложения предназначаются для использования на важнейших направлениях экономической политики.
Инвестиционные кредиты и займы включают следующие разновидности форм: банковские и другие кредиты; лизинг.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10 2002 г.
2. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» № 476 от 22 мая 1998 г.
3. Антикризисное управление / Под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. М.: ПРИОР, 2007.
4. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2005. - 432 с.
5. Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие. - Ростов н /Д: издательский центр «МарТ», 2006. - 176 с.
6. Антикризисный менеджмент. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Тандем, ЭКМОС, 2004.
7. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2007 - 256 с.
8. Кирсанов К.А., Попов С.А. Антикризисное управление. - М.: Собрание, 2008.
9. Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Реструктуризация управления компанией. - М.: ИИЦ «Рассиана», 2005.
10. Крыжановский В.Г., Лапенков В.И. Антикризисное управление. - М.: ИИЦ «Рассиана», 2006.
11. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 223 с.
12. Уткин Э.А. Антикризисное управление. - М.: Тендем, ЭКМОС, 2008.