Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Безработица: ее причины и социально–экономические последствия

Безработица: ее причины и социально–экономические последствия

Тюменская область

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

Департамент образования и науки

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХМАО

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

НА ТЕМУ: «Безработица: ее причины и социально - экономические последствия »

Выполнила:

Научный руководитель:

Сургут 2008

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты безработицы

1.1. Показатели уровня безработицы и ее виды

Глава 2. Причины безработицы

2.1. Причины безработицы с точки зрения различных экономических школ

2.2. Современное представление причин безработицы

Глава 3. Социально-экономические последствия безработицы

3.1.Социальные последствия

3.2. Экономические последствия

Глава 4 .Методы снижения уровня безработицы в России

Глава 5. Безработица в Ханты - Мансийском автономном округе

5.1. Численность и социально-демографический состав граждан, обратившихся в органы службы занятости

5.2. Состав безработных

5.3. Период регистрируемой безработицы

Введение

Безработица является неотъемлемым элементом рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление. Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над ее спросом. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда. К трудоспособному населению относятся те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.

Безработица порождает как чисто экономические проблемы - недопроизводство валового национального продукта, так и социальные - нищета, преступность, социальные волнения. Поэтому государственная политика борьбы с безработицей доля быть направлена на достижение естественного (полного) уровня занятости.

В России проблема безработицы возникла на переходе к капиталистическому пути развития. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности большого числа организаций, резкое ухудшение социально-экономического положения негативно сказались на эффективности использования накопленного производственного потенциала, став причиной резкого роста безработицы населения. Возникшая возможность миграции населения в страны дальнего зарубежья привела к потере высококвалифицированные кадров, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы, что привело к снижению качества рабочей силы.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

не имели работы (доходного занятия);

занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовал: помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;

были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работу, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного.

В настоящее время безработица становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране, в чем и заключается актуальность поставленной темы исследования.

Целью данной работы является раскрытие сущности безработица .Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Дать определение понятию безработица;

2. Выявить причины данной проблемы;

3.Рассмотреть и проанализировать социальные и экономические последствия безработицы;

4. Выявить методы снижения уровня безработицы.

Предметом изучения являются сущность безработицы и ее последствия.

Объектом изучения являются методы по снижению уровня безработицы и тенденции их развития.

Глава 1. Теоретические аспекты безработицы

1.1. Показатели уровня безработицы и ее виды

Безработицей принято считать такую ситуацию в экономике, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. При этом под численностью экономически активного населения понимается сумма занятых в экономике и безработных Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru.

Согласно Закону «О занятости населения Российской Федерации» безработными признаются: «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации»
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года .

В экономической теории используется два показателя, которые могут охарактеризовать картину экономической нестабильности на рынке труда - это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и рассчитывается как отношение числа безработных к совокупной рабочей силе.

Продолжительность безработицы характеризуется средним периодом времени перерыва в работе.

Данные показатели позволяют анализировать состояние экономики страны, вырабатывать рекомендации по снижению уровня безработицы и росту экономического благосостояния.

Виды безработицы

В теоретических исследованиях выделяют несколько видов безработицы. Такая градация связана в основном со спецификой функционирования рынка труда и особенностями трудового поведения человека. Их анализ позволяет глубже понять и раскрыть сущность такого явления как безработица.

Фрикционная безработица. Наиболее распространенной является фрикционная безработица. Она, по оценке зарубежных экономистов, считается неизбежной и, в известном смысле, желательной. Этот вид безработицы рассматривается как побочный продукт свободного предпринимательства. Каждый гражданин, желающий работать, имеет специфические склонности и способности. У него есть свои представления о достойной заработной плате и других условиях труда. Работодателю необходима рабочая сила определенного качества для замещения различных вакантных рабочих мест , и он также имеет свои представления, какую заработную плату в реальной ситуации должен получать работник, замещающий определенное рабочее место. Точки зрения наемного работника и работодателя могут не совпадать. И в этом случае работник вынужден будет искать другое место работы. Для этого потребуется время. При этом следует иметь в виду, что информационная база о наличии мест и численности желающих сменить работу далеко не совершенна. Собственно в этом и заключается причина фрикционной безработицы.

Сущность фрикционной безработицы заключается в том, что работники, пользуясь своей экономической свободой, добровольно меняют место работы, профессию, регион проживания по самым разным причинам, но прежде всего в целях улучшения условий труда, его оплаты и содержания. Эти граждане ожидают получения новой работы в относительно короткие поиски. Фрикционная безработица, таким образом, - текущий источник пополнения кадров, и поэтому она необходима. Она существует даже в период бурного экономического роста. Фрикционная безработица по своей сущности выступает как добровольная. В условиях российской действительности человек увольняется по собственному желанию.

Определенной разновидностью фрикционной безработицы можно считать безработицу ожидания. Она возникает в тех случаях, когда реальная заработная плата находится выше точки равновесия, а предложение труда превышает спрос. Выход в этом случае мог бы заключаться в снижении заработной платы работодателям. Но они не могут это сделать из-за установленного минимума заработной платы.

В этом случае безработные просто ждут возможности получить работу. В российской экономике подобная ситуация в настоящее время исключена из-за крайне низкой цены труда.

Структурная безработица. Другой тип безработицы - структурная - имеет не только личное, сколько технико-экономическое основание. Она не так явно зависит от желания человека и мотивов его трудового поведения.

В основе структурной безработицы лежит научно - технический прогресс, использование его достижений в хозяйственной практике. Это выражается в изменении структуры производственного и потребительского спроса населения , в соответствующем совершенствовании технологии производства и т.д. В результате изменяется структура рабочих мест, происходит их модернизация, появляются новые, ликвидируются старые. Такие новации трансформируют профессионально - квалификационный состав занятого населения и в этой связи количественные и качественные характеристики спроса на рабочую силу.

Причиной структурной безработицы может стать изменение территориального разделения труда. Это находит свое выражение в том, что отдельные территории, обладая некоторыми преимуществами, могут выпускать определенный вид продукции более высокого качества или реализовывать ее по относительно низкой цене. В результате в других регионах будут вынуждены свернуть или вообще прекратить производство данного товара и высвободить занятую в этих производствах рабочую силу.

При структурной безработице человеку необходимо время для того, чтобы он мог приобрести новые знания. Навыки, т.е. пройти переподготовку , повысить свою квалификацию, получить новую профессию, и только в этом случае он сможет трудоустроиться. Время, которое он доложен потратить на подготовку к новой работе, может быть весьма значительным.

Структурная безработица может быть безоговорочно отнесена к вынужденной. У человека в этом случае не остается выбора. Поскольку его профессия, специальность становится не нужной данному предприятию.

В то же время надо отметить, что категория «структурная безработица» признается далеко не всеми исследователями. Например, Т. Мэнкью рассматривает лишь структурные сдвиги, которые происходят постоянно, и именно это придает безработице устойчивый характер.

Совокупность структурной и фрикционной безработицы принято называть естественным уровнем безработицы или полной занятостью. При естественной безработице достигаются эффективные конкурентные условия рынка труда.

Циклическая безработица. Особое место занимает циклическая безработица. Этот вид безработицы непрерывно связан с движением цикла деловой активности (экономического цикла). Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся. Контингент циклических безработных формируется за счет граждан, не имеющих опыта работы и уволенных из вооруженных сил. Для России основная проблема - циклическая безработица с элементами структурной в виде ненужности части рабочей силы для переходной экономики (а не для экономики вообще).

Скрытая безработица. При изучении типов безработицы особое внимание необходимо уделить скрытой безработице. Сложность вопроса состоит в том, что исследователи , признавая факт ее существования , дают различные содержания этого понятия. Одни авторы понимают под скрытой безработицей избыточную занятость, другие оценивают ее как неполную занятость, третьи представляют как сумму избыточной и неполной занятости.

Сезонная - безработица, вызванная неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относится, прежде всего, сельское хозяйство.

Глава 2. Причины безработицы

2.1. Причины безработицы с точки зрения различных экономических школ

Вопрос о причинах появления безработицы не приобрел в научном плане однозначной трактовки. Более того, в рамках различных школ глубина анализа данной проблемы оказалась весьма дифференцированной.

Школа марксистской политической экономии

Наличие избыточного предложения труда - характерная черта капитализма. В основе лежат экономические причины. Феномен безработицы предопределен процессом капиталистического накопления и вытекающим из него ростом органического строения капитала. Для капиталиста труд - фактор производства, который подлежит сочетанию с другими факторами в соответствии с принципом замещения. Существует тенденция к замещению живого труда прошлым (рост органического строения капитала). Если уровень за-работной платы поднимается выше стоимости рабочей силы, капиталисту выгоднее заменить труд работников использованием машины. Вывод: в связи с действием закона роста органического строения капитала потребность в труде (переменный капитал) увеличивается медленнее, чем потребность в станках и оборудовании (постоянный капитал). Естественным итогом уменьшающегося спроса на рабочую силу ста-новится безработица.

Неоклассическая школа

Рынок труда действует на основе ценового равновесия. Основной регулятор на данном рынке - заработная плата. Именно она воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и под-держивает необходимое между ними равновесие. Цена на рабочую силу способна быстро и гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. В зависимости от реальной потребности она увеличивается или уменьшается. Безработица может появиться, но только в случае отказа работников трудиться за меньшую заработную плату. Таким образом, безработица носит добровольный характер и связана с поиском более высоко оплачиваемого места. Вывод: причина безработицы -в нежелании работника выполнять данный вид труда на основе предлагаемого предпринимателем уровня за-работной платы.

Кейнсианская школа

Рыночный механизм не обладает возможностью полного саморегулирования. Способности к самокоррекции в значительной мере утрачены вследствие появления новых факторов, в частности - господства монополий. Масштабные явления незанятости - новая реальность экономики. Необходимо государственное регулирование экономики для достижения стабилизации. Во избежание нарастания социальной напря-женности в обществе государство должно разработать программу занятости, социальной защиты безработных. Регулирование процесса занятости должно сро-иться не на базе рыночной цены на труд, а через воздействие на совокупный спрос или совокупное предложение. Вывод: причины безработицы - в потере рыночным механизмом способности к самокоррекции.

2.2. Современное представление причин безработицы

Безработица является следствием деформации и инерционности рынка труда. Безработные и свободные места всегда существуют, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уровень безработицы влияет множество различных факторов, и, в тоже время, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства.

Глава 3.Социальные и экономические последствия безработицы

3.1. Социальные последствия

Безработица уничтожает важнейшую компоненту привычного для граждан России образа жизни - уверенности в праве на труд, в полной занятости, в трудоустройстве на интересную, выгодную работу.

При этом надо иметь в виду, что трудовая деятельность для подавляющего большинства людей в недавнем прошлом была не только и не столько источником дохода, сколько делом чести, гражданской доблести человека. И следовательно, лишение сегодня возможности трудиться - это еще и большая социальная трагедия.

В сознании людей появление безработицы неразрывно связано с экономическими реформами. Поэтому негативное отношение населения к безработице может выражаться и в неприятии процесса трансформации экономики. А это сужает социальную базу реформ, сдерживает рост экономики в стране.

Безработица приводит к бездеятельности человека, а это может повлечь деградацию личности. Безработица неразрывно связана с депрессией угнетенным, подавленным психическим состоянием. Наблюдается и связь уровня безработицы и разводов. При увеличении безработицы число разводов уменьшается.

Важным социальным последствием безработицы для человека является потеря постоянного и регулярно получаемого источника средств существования. В условиях, когда доходы человека находятся на низком уровне, и он не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, такая потеря явля-ется особенно большой бедой. А именно такое положение имеет место в России.

Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. А это противоречит понятиям равенства как уравнительного распределения, которое укоренилось в сознании миллионов наших людей. И необходимо немалое время для того, чтобы большинство населения осознало, что уравнительное распределение сдерживает рост эффективности производства и пагубен для государства и человека. Хоти, конечно, нельзя не признать, что существующая сегодня дифференциация доходов эко-номически не оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства.

Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себя униженным, ненужным своей семье, обществу. Все это убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал. Безработица приводит к бездеятельности, маргинализации населения, ухудшению социально-психологического климата в общества. Она может выступить как источник дестабилизации и социальной напряженности, социального взрыва. Это возможно в том случае, когда все размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считают уровень безработицы в 10-12%.

В генеральном соглашении между Общероссийским объединением профсоюзов, Общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации критическая величина безработицы считается равной 10%. Такой уровень безработицы (и даже выше) имеет место в некоторых регионах страны, что, безусловно, создало определенную социальную напряженность. Вместе с тем, пытаясь определить критическую величину уровня безработицы, надо иметь в виду, что ситуация может стать взрывоопасной и в условиях ее незначительного роста.

Вполне возможно представить такую картину. Например, в крупном городе, где численность безработных порядка нескольких сотен тысяч, а экономически активного населения более нескольких миллионов, будет объявлено о закрытии одного из крупнейших предприятий. Такое событие может привести к существенной социально-экономической дестабилизации.

Безработица может выступать как условие социально-экономической дестабилизации и в том случае, если даже ее угроза коснется работников не особенно многочисленных, но хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны или в определенном виде деятельности. Примером таких профессиональных групп могут быть шахтеры, энергетики, врачи, учителя. Безработица становится фактором социально-экономической дестабилизации и в том случае, когда существенно возрастает группа лип, которые длительное время не могут найти себе работу, - так называемые "отчаявшиеся". Существование такой категории людей связано с тем, что человек, потерявший работу в связи с ненужностью его профессии, может оказаться вынужденным трудоустраиваться на такие рабочие места, которые требуют более низкой квалификации, а они, как правило, рано или поздно "закрываются". В этом случае человеку становится еще более трудно найти работу.

Ее поиск может продолжаться весьма долго, и, в конце концов, человек теряет надежду на получение работы и прекращает ее поиск, в связи, с чем он, фактически являясь безработным, юридически теряет этот статус, согласно определению безра-ботного. Информация об этой группе населения практически отсутствует.

Но только этим роль безработицы как фактора социальной дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать как "мина замедленного действия". Речь и данном случае идет о современной безработице в некоторых ведущих отраслях экономики. К их числу относятся: наука и научное обслуживание; информационно-вычислительное обслуживание; некоторые отрасли обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается дисквалификацией работников, их переквалификацией и эмиграцией.

Однако рано или поздно, когда наступит фаза оживления и подъема экономики спрос на этих работников возрастет, а удовлетворение его окажется невозможным. Это приведет к задержке экономического развития России, к более глубинной по своему содержанию социально-экономической дестабилизации.

Говоря о безработице, надо иметь в виду, что ее последствия как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное значение. Безработица - одно из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты и услуги, пользующиеся большим спросом.

3.2. Экономические последствия безработицы

Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны. Достаточно сложна и их структура. Вместе с тем в различной литературе преимущественно рассматриваются далеко не все аспекты этой весьма важной проблемы. Преимущественно исследуются экономические потери, к которым относят: суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фонды страхования. При этом потери, издержки безработицы исчисляются преимущественно на уровне национальной экономики. При этом необходимо отметить, что безработица - весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются практически на всех уровнях экономической и социальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только на экономику страны, но и на каждого участника экономического процесса.

В связи с этим при решении вопроса об экономических потерях следует выделить уровни их оценки. К их числу, как нам представляется, необходимо отнести страну, регион, отрасль, предприятие, безработного. В правомерности такого подхода нас убеждает и то, что потери каждого уровня автономны. Результаты расчетов потерь для одного уровня не могут быть использованы для оценки убытков другого. В частности, убытки предпри-ятия нельзя выразить через потери его работников. Уровневый подход оценки потерь от безработицы позволяет осуществить более конкретный и адресный анализ ее экономических последствий.

В основу расчетов издержек безработицы положен так называемый закон А. Оукена. Он имеет как бы две стороны: од-на показывает, каким должен быть экономический рост, чтобы решить проблему безработицы, другая выражает количественную зависимость изменения уровня безработицы и производства ВВП. А. Оукеном эмпирическим путем было установлено, что при увеличении фактического уровня безработицы на один процентный пункт по сравнению с ее естественным уровнем происходит отставание производства ВВП на 3%. Даже при увеличении численности работающих и росте производительности труда для создания новых рабочих мест и удержания безработицы на прежнем уровне необходимо от 2,5 до 3% ежегодного прироста ВВП. Дополнительное же уменьшение нормы прироста на 2% увеличивает долю безработных на 1 процентный пункт или наоборот.

В любом случае неоспорим тот факт, что превышение нормы безработицы сверх ее естественного уровня ведет к отставанию роста реального объема производства. Такой метод определения экономических потерь от безработицы представляется вполне обоснованным и принят в отечественной и мировой экономической науке.

Принципиальным моментом использования закона А. Оукена при оценке экономических издержек безработицы является определение уровня естественной безработицы. Решение такой задачи позволяет, как уже отмечалось, более точно оценить реальные потери от недопроизводства валового внутреннего продукта.

Рост безработицы увеличивает и расходы государства. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей из заработков работающих, но и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.

Полнота оценки потерь от безработицы в производстве ВВП предполагает необходимость анализа их региональной структуры.

В каждом регионе существует соответствующая социально-экономическая ситуация, в том числе сложившиеся фактический и естественный уровень безработицы.

Для большинства людей потеря работы резко меняет жизнь, ставит их в очень тяжелое положение, как в моральном, так и в материальном плане (при отсутствии значительных сбережений снижается уровень жизни, приходится отказываться от многих привычных и необходимых самому человеку и его семье вещей и услуг, а в самом крайнем случае - просто не хватает денег на питание).

Безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода. В условиях же, когда доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования является большой бедой. А именно такое положение дел имеет место в России.

Потенциальные потери безработных весьма ощутимы. же даже при сокращении средней продолжительности поиска работы безработным и увеличении заработной платы в последние годы потери составляют весьма значительную сумму - более 16 млрд. руб., и положение остается достаточно тяжелым, особенно если учитывать, что у более чем трети безработных длительность безработицы превышает год. Все это говорит о том, что безработица приносит ущерб не только человеку, но и экономике, поскольку спрос на товары и услуги сокращается, а значит, сокращаются и объемы их производства.

Однако нельзя не учитывать и того, что определенная часть безработных получает пособие по безработице. Собственно, это единственный официальный источник доходов безработного, если, конечно он зарегистрирован в Государственной службе занятости. Выплата пособия может быть прекращена на срок до трех месяцев в случае: отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы, отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва; явки безработного на перерегистрацию в алкогольном опьянении, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.3

Став безработным, получающим пособие, человек сразу переходит в группу малоимущих, в особенности если он не может найти работу довольно длительное время, что, как правило, и происходит.

Оценивая материальное положение безработных, нельзя не отметить, что у них появляются и новые статьи расходов. От человека требуются определенные затраты для восстановления своего статуса, для поиска подходящей работы. Сюда можно от нести расходы на сбор информации о вакансиях (покупка газет, работа в Интернете, отклик на объявления), на подачу информации о поиске работы; расходы на самостоятельную переподготовку, если она требуется при смене специальности или для повышения квалификации; на составление и рассылку резюме: транспортные расходы; затраты на поддержание приличного внешнего вида; а также на обращение в специализированные фирмы по подбору кадров и т.п.

Последствием безработицы является и усиление конкуренции на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может привести к тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них будет носить "вынужденный" характер, а такой труда, как известно, не может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ.

Более того, в таких условиях не представляется возможным сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. Ориентация же на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает не просто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям. Кроме того, безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, и своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.

Экономические последствия безработицы для отдельного человека могут выразиться и в понижении цены рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы.

Известны случаи, когда работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают более продолжительную по сравнению с установленной законом рабочую неделю, сокращают продолжительность отпуска, не оплачивают больничные листы, в том числе в связи с родами, отказывают в приеме на работу женщинам. Они могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований и т.д.

В конечном счете рост безработицы свидетельствует об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.

Однако вряд ли правомерно говорить о том, что все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие негативные последствия, изучен недостаточно.

Безработица, ее рост дают весьма точный и эффективный "сигнал" работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства. Для отдельного человека безработица в этом случае может стать "трамплином" для получения новой профессии (специальности), как сегодня иногда происходит и в России, и за рубежом. Она может "побудить" человека повысить спою квалификацию, получить знания по второй, третьей профессии. Зачастую именно она "заставляет" человека получить высшее образование.

В этом случае безработный в определенной степени моральных потерь не несет, а материальные затраты зачастую просчитаны и с его точки зрения оправданы. Соответственно они и воспринимаются им по-другому, т.е. если эффект этих затрат положителен (или они "окупятся" в будущем), то пет основания говорить о каких-либо потерях.

Последствия безработицы могут иметь (и имеют) положительные результаты и для предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или уволившее работника, оказалось в "минусе", наоборот, чаще всего оно выигрывает. В результате сокращения штатов (при модернизации производства, например) предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли. "Избавившись" от не очень радивого работника, оно сэкономит на зарплате, выплачиваемой ему на протяжении определенного периода времени, на налогах (в частности, подоходном) и т.д. Кроме того, уволив такого работника, предприятие может найти на рынке труда более квалифицированного пли интенсифицировать труд оставшихся членов коллектива.

Позитивным результатом существования безработицы на уровне страны (при условии, что уровень безработицы не превышает ее естественного уровня в разы) является гот факт, что безработица - одно из условии нормального, бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики. Это обусловлено, в частности, и необходимостью ввода в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения.

В то же время действующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительную рабочую силу и в связи с необходимостью пополнения естественной убыли, и в связи с так называемой текучестью кадров. Удовлетворить его в условиях современного рыночного механизма оказывается возможным лини, за счет резервирования рабочей силы, поскольку многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д.

Осуществить это в целом ряде случаев возможно только с отрывом от производства.

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека.

И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для про-изводства и населения, процессов.

Глава 4. Методы снижения уровня безработицы в России

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Макроэкономическая политика:

- Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Социальная политика:

- Выплата пособия по безработице признанным безработными,

-Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,

- Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

- Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

- Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).

- Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

- Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

- Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

- Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

- Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Наиболее актуальные вопросы минимизации уровня безработицы рассматриваются при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России. Этот документ обсуждался на заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем на рынке труда.

Первая из них - дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура профобразования смещена в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться за счет невостребованных специальностей.

Что касается платных учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями.

Вторая проблема - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе. Только в 2004 году в Москву и область перебрались более 80,9 тысячи человек. В то же время районам Сибири и Дальнего Востока "прощай" сказали 37,4 тысячи человек. Поэтому в проекте концепции большое внимание уделено привлечению трудовых ресурсов - в основном молодых людей, только получивших диплом, - в отдаленные регионы страны, традиционно нуждающиеся в рабочих руках. "Заманить" туда работников предлагается через решение жилищной проблемы - оплачивать им проценты по ипотечным кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. А пока молодые люди будут копить на первоначальный взнос, они будут жить в специально построенных комфортных общежитиях.

Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию.

Согласно концепции, должно полностью измениться отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать к активному поиску работы. В поисках дополнительного резерва рабочих рук авторы концепции обратили взоры на такие группы безработных, как выпускники школ, не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного возраста и даже матери, воспитывающие инвалидов. Для них планируется предложить программы обучения востребованным профессиям.

4 аспект - корректировка механизма квотирования иностранной рабочей силы. Предложено учитывать кадровые потребности работодателей, ликвидировать лишние административные барьеры при оформлении иностранной рабочей силы, а в использовании труда мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме, работодателям будут предоставляться преференции. Проектом планируется создать перечень приоритетных профессий, по которым привлечение иностранных работников будет происходить сверх установленной квоты. В частности, предлагается приглашать специалистов востребованных категорий, обладающих высокой квалификацией.

5 вариант. Данный подход предлагает отказаться от единой тарифной сетки и перейти к отраслевым системам оплаты труда, разрешить региональным властям устанавливать ставки пособий по безработице, дать регионам побольше свободы. Предлагается также установить федеральный максимум и минимум пособий и разрешить региональным властям самим устанавливать ставки пособий.

В рамках данной концепции предусмотрен ряд мероприятий, способствующих ее реализации:

1. повышение уровня оплаты труда,

2. переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере,

3. регулирования трудовой миграции,

4. усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства,

5. повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.

Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы в последние три года. Дальнейшее следование рекомендациям возможное применение положений разрабатываемой концепции действий на российском рынке труда на ближайшие пять лет

специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России будут способствовать дальнейшему падению уровня безработицы, росту благосостояния населения, экономическому развитию страны.

Глава 5. Безработица в Ханты- Мансийском автономном округе

5.1. Численность и социально-демографический состав граждан, обратившихся в органы службы занятости

Численность экономически активного населения по данным на 1 января 2008 года по автономному округу составила 916,0 тыс. человек или 61,5% общей численности населения автономного округа (2006 год 875,8 тыс. человек или 58,8%).

В 2007 году численность граждан, обратившихся в органы службы занятости автономного округа за предоставлением государственных услуг, составила 97795 человек (с учетом граждан, зарегистрированных на начало года). Из них 68818 человек обратились за содействием в поиске подходящей работы (17680 человек состояло на учете на начало года и 51138 человек поставлено в январе-декабре 2007 года). По сравнению с 2006 годом численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, снизилась на 9,9% (2006 год - 76404 человека).

Рост числа обратившихся отмечался в 4-х территориях: в г. Ханты-Мансийске - на 34,1%, г. Сургуте - на 6,0%, Сургутском районе - на 2,8%), г. Нефтеюганске - на 1,0%.

Среднемесячный поток граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, зарегистрирован в 2007 году на уровне 4,3 тыс. человек (2006 год - 4,7 тыс. человек).

Граждане, обратившиеся в 2007 году в органы службы занятости населения автономного округа за содействием в поиске подходящей работы (51138 человек), распределились следующим образом:

- 34723 человека, или 67,9% - незанятые граждане (2006 год-78,5%);

- 14687 человека, или 28,7% - учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время (2006 год - 20,8%)

- 27547 человека, или 53,9% - женщины (2006 год -55,5%);

-30643 человека, или 59,9% - молодежь в возрасте 14-29 лет, из них 16197 человек, или 31,7% - несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет (2006 год - 25,3%).

На 31 декабря 2007 года численность зарегистрированных безработных составила 11293 человека и снизилась по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 5632 человека, или на 33,3% (на 31 декабря 2006 года - 16925 человек).

В 2007 году снижение численности зарегистрированных на дату безработных произошло практически во всех территориях округа. Наиболее значительное наблюдалось в г. Мегионе - на 49,2%, г. Нефтеюганске - на 47,9%, г. Нягани - на 46,7%, г. Радужном - на 46,4%, г. Когалыме - на 45,0%, г. Урае - на 41,3%, Октябрьском районе - на 39,5%, Кондинском районе -на 36,8%.

Среднемесячный отток безработных в 2007 году составил 2709 человек, приток - 2240 человек в месяц, отток компенсировал приток на 120,9%. В 2006 году отток безработных компенсировал приток на 108,0%: отток составлял 3129 человек, приток - 2897 человек в месяц. Таким образом, в 2007 году продолжилось снижение численности зарегистрированных без-работных более высокими темпами.

В 2007 году снято с учета безработных (по различным причинам) 32508 человек, или 74,2% от их общего числа, в 2006 году - 37544 человека, или 68,9%. Доля снятых с учета безработных в 2007 году выше, чем в предыдущем на 5,3 п.п. Наибольшие доли в числе снятых с учета безработных принадлежали трудоустроенным безработным - 37,2% (2006 год - 37,9%) и безработным, снятым с учета по другим причинам, - 53,4% (2006 год- 55,7%). Наиболее распространенной причиной снятия с учета «по другим причинам» является длительная (более месяца) неявка безработного в центр занятости. Кроме того, «другими причинами» снятия с учета являются отказ безработного от услуг центра занятости, переезд безработного в другую местность, попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем, осуждение к наказанию в виде лишения свободы и другие.

5.2. Состав безработных

По состоянию на 31 декабря 2007 года наибольший удельный вес среди зарегистрированных безработных занимали безработные, уволенные по собственному желанию, - 30,9% (на 31 декабря 2006 года - 29,5%) и безработные, уволенные по другим причинам, - 55,8% (на 31 декабря 2006 года - 58,2%).

Среди «других причин» незанятости: увольнение за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, увольнение с военной службы, освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прекращение трудового договора по соглашению сторон, прекращение трудового договора вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, расторжение трудового договора в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе и другие.

По уровню образования безработные граждане, состоящие на учете на 31 декабря 2007 года, распределились следующим образом:

- 11,3% безработных имели высшее профессиональное образование (на 31 декабря 2006 года - 9,7%);

- 16,8% - безработные со средним профессиональным образованием (на 31 декабря 2006 года- 16,5%);

- 14,7% - безработные с начальным профессиональным образованием (на 31 декабря 2006 года - 15,5%);

- 57,2% безработных не имеют профессионального образования (на 31 декабря 2006 года - 58,1%).

В разрезе муниципальных образований округа наибольший удельный вес безработных, не имеющих профессионального образования, зарегистрирован в Березовском районе -78,3%, Нижневартовском районе - 77,5%, Кондинском районе- 71,0%, Октябрьском районе - 67,8%, Белоярском районе -67,5%, г. Радужном - 63,7%), г. Пыть-Яхе - 57,9%.

Что касается половозрастного признака, то дела обстоят следующим образом: на 31 декабря 2007 года 61,1 % от числа безработных составляли женщины, 38,9% - мужчины.

По состоянию на 31 декабря 2007 года 31,3% от общего числа безработных - это родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. По сравнению с аналогичной датой прошлого года их доля снизилась на 2,4 п.п. (на 31 декабря 2006 года - 33,7%), из них 6,1% - одинокие и 7,1% - многодетные родители.

Численность инвалидов, состоящих на учете в 2007 году со статусом безработного (с учетом переходящих на начало года) составила 2806 человек

Довольно многочисленную группу среди безработных составляют граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе - 34,9% и впервые ищущие работу (ранее не работавшие) - 15,7%.

5.3.Период регистрируемой безработицы

По состоянию на 31 декабря 2007 года средняя продолжительность регистрируемой безработицы составила по округу 5,7 месяцев и снизилась относительно прошлого года на 0,2 п.п.

Стабильно высоким этот показатель наблюдается в Октябрьском районе - 10,8 месяцев (на 31 декабря 2006 года -11,6 месяцев), Ханты-Мансийском районе - 8,2 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 10,3 месяцев), Кондинском районе - 7,8 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 7,7 месяцев), Березовском районе - 7,5 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 10,1 месяцев), Белоярском районе - 6,9 месяцев (на 31 декабря 2006 года -6,3 месяцев), Сургутском районе - 6,8 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 7,3 месяцев).

По периодам продолжительности безработицы безработные граждане, зарегистрированные на 31 декабря 2007 года, распределились следующим образом:

до 4-х месяцев (краткосрочная безработица) состояли на учете 6939 человек, или 61,4% от числа безработных, зарегистрированных на 31 декабря 2007 года (на 31 декабря 2006 года - 57,5%);

от 4-х месяцев до 1 года (застойная безработица) состояли на учете 3143 человека, или 27,8% (на 31 декабря 2006 года -30,1%);

более 1 года (хроническая безработица) - 1211 человек, или 10,7%о (на 31 декабря 2006 года- 12,4%).

Среди безработных, состоящих на учете более года, доля молодежи в возрасте 16-29 лет составила 20,1% (на 31 декабря 2006 года - 29,3%), доля женщин - 54,4% (на 31 декабря 2006 года - 60,2%), инвалидов - 9,2% (на 31 декабря 2006 года -7,8%), жителей сельской местности - 54,3% (на 31 декабря 2006 года-50,1%).

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что в целом ситуация на рынке труда автономного округа в отчетном периоде характеризовалась положительными тенденциями:

· снижением числа обращений в органы службы занятости населения;

· снижением численности зарегистрированных безработных;

· снижением уровня регистрируемой безработицы;

· увеличением количества заявленных предприятиями и организациями в органы службы занятости населения вакансий и снижением коэффициента напряженности на регулируемом рынке труда;

· увеличением процента трудоустройства обратившихся в поиске подходящей работы.

Глава 6.Безработица в условиях финансового кризиса

В условиях мирового финансового кризиса большинство инвесторов озабочены одним вопросом: "Где дно фондового рынка?"

Особую обеспокоенность вызывает кадровый рынок России. Новости о снижении темпов производства или неизбежном пересмотре компаниями запланированных ранее инвестпрограмм несут в себе тревожные сигналы. Все чаще в прогнозах экспертов появляются фразы "рост безработицы" и "снижение оплаты труда".

Степень влияния кризиса имеет определенное "географическое зонирование", наиболее остро в России ощутила на себе эти проблемы Москва. В октябре-ноябре работу потеряли около 8,5 тысячи представителей сферы потребительского рынка и услуг.

По словам г-на Прокопова, вице-президента РСПП, кадровый рынок отреагирует изменением своей структуры (от рынка кандидата к рынку работодателя) и пересмотром компаниями кадровой политики на 2009-2010 гг. "Рынок труда ждет встряска, в первую очередь речь идет об оптимизации численности персонала, и как следствие, конфликтах с профсоюзами", - заявил эксперт.

Увольнение сотрудника по решению руководства предприятия для компании стоит недешево. По трудовому законодательству, компания обязана выплатить сотруднику как минимум 2-х месячную компенсацию плюс выходное пособие. В силу того, что в ближайшее время некоторым предприятиям, возможно, придется сократить численность своего персонала, РСПП предлагает государству облегчить участь компаний и ограничить обязательства работодателя перед работником лишь выходным пособием.

Самыми первыми на кадровом рынке в России, по мнению консультанта по организационному развитию, преподавателя Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Елены Мальковой, "повалятся" сервисные профессии - курьеры, секретари и т.п.

При этом стоить помнить, что, мы все сидим в одной лодке, и снижение темпов экономического производства повлечет за собой сокращение спроса во многих отраслях экономики. В частности, большие опасения эксперты испытывают относительно дальнейших перспектив развития ритейла.

Депутат Госдумы, председатель Горно-металлургического профсоюза РФ Михаил Тарасенко замечает, что в связи с грядущими изменениями на рынке труда государство может оказаться в весьма непростой ситуации. Речь идет, прежде всего, о градообразующих предприятиях, на которых массовые увольнения сотрудников несут угрозу социальному спокойствию. "По нынешнему КЗОТУ максимальное пособие по безработице составляет 3200 рублей". Депутат не отрицает, что в таких условиях в вопросах кадровой политики руководство ряда предприятий может испытывать давление со стороны властей.

И все же никакой массовой безработицы в стране не будет, уверен руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. "Даже в 90-е годы, при снижении темпов роста ВВП на 40%, безработица выросла только на 10%", - напоминает он. В нынешней ситуации, по его словам, более уместно ожидать снижения заработной платы.

"Вероятно, наши доходы сократятся примерно на 15%", - прогнозирует директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон. Однако с учетом роста инфляции реальное сокращение доходов населения будет большим.3Finam. ru09.10.2008сми2.

Заключение

В данной работе была достигнута поставленная цель и решен ряд задач ,а именно:

- Дано определение понятию «безработица», а также рассмотрены и проанализированы основные ее виды.

- Были представлены причины безработицы с точки зрения различных экономических школ, социальные и экономические последствия этой проблемы.

- В работе рассмотрен региональный аспект на примере Ханты- Мансийского автономного округа, проанализирован состав безработных ( по уровню образования, половозрастному признаку) , сделан вывод и выявлены положительные тенденции рынка труда в округе.

В результате анализа сущности безработицы можно сделать вывод, что безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

Несмотря на значительное сокращение численности безра-ботных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень.

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

Предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.

Список используемой литературы

1.Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания "Социологические исследования", 2006, №4, - 89 с.

2. Архипов А.И., «Экономика», М:Проспект, 2-е издание, 2005 -840 с.

3. Бреев Б.Д., «Безработица в современной России», М:Наука, 2-е издание,

2006. - 269 с.

4. Булатов А.С., «Экономика», М:Экономистъ, 3-е издание, 2005-896 с.

5.Бункина М.К., Семенов В.А.. «Макроэкономика.» 3-е издание, М.: Дело и Сервис, 2000 .- 436 с.

6. Варлаков А.П., Лаптева Е.И., Даминдарова Н.М., «Мониторинг регистрируемой безработицы в Ханты - Мансийском автономном округе за январь - декабрь 2007 года :Информационно - аналитический выпуск.» - Сургут : Дефис, 2008. - 60 с.

7. Варлаков А.П., Лаптева Е.И., Даминдарова Н.М., «Итоги деятельности Департамента занятости населения Ханты - Мансийского автономного округа -Югры за 2007 год: Информационно - аналитический выпуск.» -Сургут: Дефис, 2008.- 36 с.

8. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлев Г.П., Тарасевич Л.С., «Экономическая теория», 2-е издание, М: Инфра - М, 2005. - 672 с.

9. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. , «Экономическая теория», 2-е издание, М: КНОРУС, 2005. - 464 с.

10 .Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года

11. Зенькова Л. П. , «Макроэкономика», Минск:Новое знание, 2002.-586 с.

12. Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика "Вопросы экономики", 2006, №10 //www.demoscope.ru

13. Николаева И.П. ,Казнахмедова И.П. , «Экономическая теория», М: Юнити, 3-е издание, 2005. - 543 с.

14.Плакся В.И., «Безработица: теория и современная практика (социально-экономический аспект» ,М.: Издательство РАГС, 3-е издание, 2005- 384 с.

15. Токсанбаева М.С. ,«Социальные интересы работников и использование трудового потенциала», М:Наука, 2006 -258 с.

16. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru






Информация 







© Центральная Научная Библиотека