Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Безработица и ее проблемы в РБ

Безработица и ее проблемы в РБ

3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УО Белорусский Государственный Экономический Университет

Курсовая работа на тему:

Безработица и ее проблемы в РБ

Выполнила студентка 2 курса

ВШТ ДТГ-2

Дубовик М.О.

Проверила Соколинская Т.В.

Минск 2004

Содержание

Введение

Глава 1. Безработица: Сущность, причины и типы

1.1 Сущность безработицы

1.2 Причины безработицы

1.3 Типы безработицы и ее показатели……………………………………11-17

Глава 2. Особенности безработицы в РБ

2.1 Официальная безработица

2.2 Тенденции в развитии безработицы

2.3 Причины безработицы

Глава 3. Пути преодоления безработицы в РБ

Заключение

Дополнения

Введение

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства--труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, ресурсы для трудовой деятельности и, в целом, рынок труда, актуальны для экономики страны.

Безработица представляет собой сложное, многоаспектное, социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

С другой стороны, уменьшение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест может также привести к негативным последствиям для экономики данной страны.

Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества.

Кроме того, история показывает, что экономическая нестабильность и, как следствие, массовая длительная безработица трудоспособного населения могут привести к серьезным политическим и социальным переменам в государстве. Так, приход к власти Гитлера во многом был обусловлен условиями высокого уровня безработицы в Германии. /15, с. 95/

Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты же изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Меня же данная проблема заинтересовала и как будущего специалиста в сфере экономики, и как человека, который после окончания высшего учебного заведения может оказаться в числе безработных. Меня пугает мысль о том, что безработица может лишить меня возможности развивать мои профессиональные способности и получать заработную плату, которая смогла бы обеспечить достойное существование. И если безработица--болезнь общества, то естественно существуют лекарства.

Поэтому для меня важно изучить эту проблему более детально:

o определить сущность безработицы и причины ее возникновения

o рассмотреть типы безработицы

o проанализировать динамику уровня безработицы за последние годы в РБ и за рубежом и отметить особенности современной безработицы

o отметить программы по борьбе с безработицей в РБ

Глава1. Безработица: сущность и причины

1.1 Сущность безработицы Безработица - неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Об этом свидетельствует история развития рыночной экономики. Уже во второй половине XVIII века в Англии были массовые выступления рабочих (движение луддитов) против применения машин, использование которых в производстве сопровождалось формированием армии лишних людей. В последующие два века - XIX и XX -число безработных непрерывно возрастало и в 1995 г. только в промышленно развитых странах оно достигло рекордного уровня - 635 млн. человек.

Число безработных в каждый конкретный период развития экономики зависит от темпов экономического роста и эффективности труда, от степени соответствия профессионально-квалификационной структуры работников существующему на них спросу, от конкретной демографической ситуации, политики занятости, осуществляемой государством.

Как показывает статистика, число безработных значительно возрастает в периоды кризисов. Так, во время мирового экономического кризиса 1857 года в английской металлообрабатывающей промышленности безработица превышала 12%, тогда как в бескризисном 1853 году - лишь 2%. Резкое увеличение числа безработных наблюдалось в 1857 году и в США: в Нью-Йорке, например, число безработных превысило 150 тыс. человек /20, с. 142/.

Наибольших размеров безработица достигла в 30-е годы XX века, особенно в период Великой депрессии 1929-1933 годах, когда ею было охвачено 15-25% трудоспособного населения развитых стран. В США в эти годы работы были лишены свыше 10 млн. человек, в то время как в относительно благополучные 1920-1929 годы средняя численность безработных составляла 2,2 млн. человек. Хотя в послевоенные годы занятость населения никогда не опускалась до такого низкого уровня, тем не менее, и в настоящее время безработица достаточно высока и представляет серьезную проблему для современного общества. Значительный рост безработицы в промышленно развитых странах наблюдался во время первого и второго нефтяных кризисов (1973-1975 и 1979-1980 гг.), а в США к тому же и в период проведения антиинфляционной политики Р. Рейгана (1982-1983 гг.)

Средний уровень безработицы существенно различается между странами. Например, в 1985 году он колебался от 20% в Испании до 2,6% в Японии. В 90-е в некоторых европейских странах (Англия, Германия, Франция, Италия) безработица достигала 10-12%, в США - 5-6%, в Японии -2,3-3%, в Швейцарии - менее 1% /5, с. 53/. Такие различия отчасти объясняются разными подходами правительств тех или иных стран к макроэкономическому регулированию, отчасти связаны с расхождениями в определениях безработицы в разных странах. Поэтому перейдем к более подробному анализу сущности безработицы и ее измерения.

Население любой страны подразделяется на три большие группы:

o В первую группу входят лица, не достигшие 16 лет (возрастная граница варьируется в связи с принятыми законами различных стран, так, например, в Республике Беларусь разрешено работать с 14 лет), а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях, например в психиатрических больницах или в исправительных заведениях. В эту первую группу включены лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы.

o Вторую группу, которая называется “выбывшие из состава рабочей силы”, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать (надомники, учащиеся, пенсионеры), но по какой-то причине не работающие и ищущие работу.

o Третья группа - это рабочая сила. В эту группу входят все лица, которые могут и хотят работать /10, с. 159/.

В свою очередь рабочая сила состоит из тех людей, которые заняты, то есть это люди, выполняющие любую оплачиваемую работу, а также те, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска; и тех, кто не имеет работы, но хотел бы трудиться. Именно последние входят в число безработных.

Понятие безработицы в некотором роде двусмысленно, поскольку теоретически каждый хотел бы работать за приемлемую плату. Экономисты стремятся решить эту дилемму, определяя безработицу с точки зрения желания личности получить работу за некую преобладающую на рынке труда заработную плату. Официальная статистика основана на более прагматичном подходе, определяющем безработных как людей, находящихся во временном увольнении и ожидающих быть востребованными своими предыдущими нанимателями, или как людей без работы, которые активно занимались ее поисками в течение определенного времени.

Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Таким образом, человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий. Искать работу - значит, предпринимать действия в этом направлении. Такие действия включают регистрацию на бирже труда; обращение к работодателям; постоянные появления в местах, где можно получить работу (фермы, заводы, рынки труда); помещение объявлений в газетах или отклики на соответствующие объявления в прессе; обращение за помощью к друзьям или родственникам; попытки приобрести или взять в аренду землю, здание, машины или оборудование, финансовые ресурсы, чтобы открыть свое дело и т. п.

Существуют и другие определения понятия безработицы, в частности: временная или постоянная незанятость части рабочей силы; превышение предложения труда над спросом на труд; избыточное предложение рабочей силы на рынке труда и т. д. По крайней мере, два последних определения указывают, что источником безработицы является нестабильность рынка труда как элемента системы рынков национальной экономики /12, с. 74/.

В мировой практике уровень безработицы представляет собой удельный вес числа безработных в общей численности экономически активного населения и рассчитывается по формуле

u = U / L ? 100%,

где, u - уровень безработицы;

U - численность безработных;

L - численность рабочей силы.

Уровень безработицы обычно рассчитывается за определенный период. В этом случае берутся среднемесячные (среднегодовые) показатели численности рабочей силы и безработных /22, с. 84/.

Однако наличие общего подхода к определению безработицы не гарантирует одинаковые методы измерения безработицы в разных странах. Так, в США безработным считается тот, кто не имеет оплачиваемой работы и ищет ее в течение последних четырех недель, или ожидает возможности приступить к работе последние четыре недели, или отстранен от работы, но надеется вернуться на прежне рабочее место.

В Японии критерии попадания в категорию ”ищущие работу” отличаются от американских большей жестокостью, поэтому многие граждане, которые считались бы безработными в США, в японской статистике просто не учитываются в составе рабочей силы. Низкий уровень безработицы в Швеции во многом объясняется тем, что государство традиционно осуществляет масштабные программы переподготовки тех, кто потерял работу, и они не входят в число безработных. Швейцария, где уже длительное время сохраняется один из наивысших в Европе уровней занятости, борется с безработицей в периоды спадов отчасти тем, что вынуждает иностранных рабочих покинуть страну, не выдает новые разрешения и не продлевает старые на работу в стране. Поэтому хотя в периоды застоя занятость и уменьшается, но одновременно сокращается и рабочая сила, в результате уровень безработицы остается низким.

Необходимо отметить, что при анализе безработицы экономисты не ограничиваются только показателями номинального уровня безработицы. Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Одни группы населения страдают от безработицы больше, чем другие, а безработица во всех без исключения группах объясняется широким спектром причин.

Как показывает статистика, в развитых странах в среднем безработица немного выше среди женщин, чем среди мужчин. Значительно больше различия наблюдаются по отдельным возрастным группам. Так, безработица среди тинэйджеров (подростки в возрасте от 13 до 19 лет) почти в 3 раза выше, чем среди взрослых. Это относится, правда не ко всем странам. В Германии, например, уровень безработицы среди тинэйджеров намного ниже, чем в США или Великобритании, что объясняется высокоразвитой системой профессионального обучения и профессиональной ориентации школ, а также системой подготовки кадров непосредственно на рабочих местах, которые сокращают до минимума период безработицы в начале трудовой жизни человека.

Также необходимо отметить, что во многих развитых странах, в частности в США, на безработицу оказывает значительное влияние национально-этнический фактор. Так, в США уровень безработицы среди цветного населения в несколько раз выше, чем среди белых. При этом наивысший уровень безработицы в этой категории американского населения приходится на подростков - в последние годы он достигал 30-50% /19, с. 606/.

Также для анализа безработицы очень важно определить ее продолжительность (продолжительность поиска работы) - это промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, с момента начала поиска работы и до рассматриваемого периода времени.

1.2 Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции

На первый взгляд причины безработицы очевидны: слишком много работников претендует на слишком малое количество рабочих мест. Однако в течение 50 лет это простое явление было сложнейшей головоломкой для экономистов.

Экономисты по-разному объясняют причины безработицы в рыночной экономике. В целом можно было бы выделить следующие подходы к объяснению этого явления:

o избыток народонаселения (мальтузианство)

o рост органического строения капитала (марксизм)

o высокий уровень заработной платы (неоклассики)

o недостаточность совокупного спроса (кейнсианство)

Наибольшее распространение в западной экономической науке получили неоклассическая и кейнсианская теории безработицы.

Прежде всего, рассмотрим неоклассическую концепцию безработицы. Она в наиболее последовательном виде была представлена известным английским экономистом А. Пигу в его книге “Теория безработицы”, вышедшей в 1933 году.

Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:

o число рабочих, занятых в производстве, находится в обратной зависимости к уровню заработной платы, то есть занятость тем ниже, чем выше заработная плата;

o существовавшее до первой мировой войны 1914-1918 годов известное равновесие между уровнем занятости объясняется тем, что заработная плата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;

o усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение системы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой, удерживаемой на слишком высоком уровне, что и явилось причиной массовой безработицы;

o для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы.

Рассмотрим более подробно данную концепцию, используя для ясности графическую иллюстрацию (рис.1).

3

Рисунок 1 - Рынок труда в неоклассической модели.

Равновесие на рынке труда в неоклассической модели определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата PL. Кривая функции спроса на труд DL имеет убывающий характер, поскольку фирмы, предъявляющие спрос на этот фактор производства, смогут нанять на работу большее число работников при более низкой заработной плате. Если же уровень заработной платы будет повышаться, то количество привлекаемой рабочей силы уменьшится. Таким образом, спрос на рабочую силу - функция реальной заработной платы:

DL= f (PL)

Предложение труда на рынке рабочей силе SL также зависит от реальной заработной платы: чем выше PL, тем больше работников предложат на рынке свой труд, и, напротив, чем ниже заработная плата, тем меньше их число будет желать устроиться на работу. Поэтому предложение труда рассматривается как возрастающая функция от реальной заработной платы и кривая предложения труда имеет положительный наклон:

SL= f (PL)

Соединив графики спроса и предложения, получим неоклассическую модель рынка труда, показывающую, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся равновесной ставке заработной платы PLE.

Если предложение труда возрастает (сдвиг кривой SL в положение SLґ ), то это приводит к снижению заработной платы до PLF и равновесие на рынке труда устанавливается в точке F.

Таким образом, в неоклассической модели рыночная экономика способна использовать все трудовые ресурсы, однако лишь при условии гибкости заработной платы.

Полная занятость в данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке заработной платы может осуществить свое желание. Если же заработная плата PLK установится выше рыночного равновесного уровня (по требованию профсоюзов или при государственном вмешательстве), то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная часть работников окажется без работы. Число безработных иллюстрирует отрезок KM. Следовательно, в неоклассической модели безработица реальна, но она не вытекает из законов рынка, а возникает как результат их нарушения, вмешательства в конкурентный механизм либо государства, либо профсоюзов, то есть нерыночных сил. Эти силы не дают упасть заработной плате до равновесного уровня, в силу чего предприниматели не смогут всем желающим предложить работу по требуемой ставке оплаты труда.

Поэтому, по мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица, то есть такая, которая вызывается требованиями высокой заработной платы. Работники сами выбирают безработицу ради более высоких заработков. То же самое можно сказать и о государстве: если оно регулирует уровень заработной платы, то нарушает конкурентный рыночный механизм. Отсюда и требования экономистов неолиберального направления - для устранения безработицы надо добиваться конкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы.

Неоклассическая концепция добровольной безработицы, изложенная в названной выше книге А. Пигу, стала предметом серьезной критики Дж. Кейнсом в его фундаментальной работе “Общая теория занятости, процента и денег”, написанной по горячим следам Великой депрессии. Как подчеркивают П. Самуэльсон и У. Нордхаус, “одна из величайших заслуг Кейнса состоит в том, что он позволил фактам разрушить эту красивую, но ошибочную теорию”/19, с. 603/.

В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, а поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс же показал, что “…объем занятости совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса”, а наличие “неполной занятости”, то есть безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары /7, с. 252/.

Излагая свои взгляды, Дж. Кейнс опровергает теорию А. Пигу, показывает, что безработица имманентно присуща рыночной экономике, вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали неоклассики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями.

Занятость по Кейнсу - функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения в национальном доходе. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

-затратами на создание ВНП и его объемом;

-сбережениями и инвестициями.

Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения полной занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышают необходимые размеры, возникает инфляция.

В отношении “сбережения-инвестиции” если S >1, то мощный поток капиталовложений, рост производства и предложения, с одной стороны, и низкий текущий спрос (в силу больших сбережений) - с другой, ведут к кризису перепроизводства, падению спроса на рабочую силу и безработице. Превышение инвестиций над сбережениями I > S ведет к тому, что производительный спрос не удовлетворяется из-за нехватки сбережений. Кроме того, обратной стороной низких сбережений является высокая склонность к потреблению, что, в конечном счете, приводит к росту уровня цен, то есть инфляции.

В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости, даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.

Глава2. Типы безработицы и ее показатели

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.

Рассмотрим каждый из этих типов безработицы.

Фрикционная безработица - безработица, обусловленная увольнением по собственному желанию с целью поиска новой, более подходящей работы. Этот вид безработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для нового трудоустройства и существует всегда и везде. Так, в США в конце 80-х годов примерно 50% безработных были таковыми менее 5 недель, а 80% безработных - примерно 14 недель. Это говорит о том, что американскую безработицу можно считать в значительной мере фрикционной, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности рынка рабочей силы, нормальном процессе перераспределения ресурсов в экономике, а не о серьезной социальной проблеме.

Причинами фрикционной безработицы могут быть получение нового образования, перемена места жительства, выход из отпуска по уходу за ребенком, предложение работать по смежной, более выгодной профессии в иной организации и другие.

Наличие фрикционной безработицы подтверждает существование постоянной связи между несовпадением увольнения с одних организаций и наймом работников другими организациями, перемещений от одних профессий к другим, из одних отраслей, регионов в другие. Повышение благосостояния может способствовать росту фрикционной безработицы.

Ее снижению может служить совершенствование информированности ищущих работу о наличии вакансий, характере и особенностях свободных рабочих мест.

Фрикционная безработица имеет место прежде всего в рыночной экономике, а также в любых иных экономических системах. Четкой организацией системы информирования населения и его трудоустройства можно свести до минимума фрикционную безработицу, однако ликвидировать ее как экономическое явление в принципе невозможно /23, с. 78/.

Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Потому что получение более высокооплачиваемой работы означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем национального продукта.

Более сложная форма безработицы - структурная безработица - как правило, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им быстро найти необходимую работу.

Такое положение обусловлено несоответствием спроса и предложения на труд. И это несовпадение связано с технологическими изменениями в производстве, которые порождают и структурные изменения в спросе на рабочую силу. По этой причине структурную безработицу еще иногда называют технологической. Под влиянием технологически изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается, и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Кроме того, происходят изменения территориального распределения рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население. Так, в 90-е годы в странах СНГ безработица возрастала в значительной мере за счет структурного компонента, так как, с одной стороны, спрос на многие специальности стал резко падать (инженеры, проектировщики, научно-исследовательские работники и т. д.), а с другой - появилась потребность в новых профессиях (банковские служащие, бухгалтеры, коммерсанты, менеджеры, программисты и пр.) /6, с. 251/.

В результате роста структурной безработицы возникает необходимость формирования эффективной системы переквалификации высвобождаемых работников, оперативного обеспечения профессионально-квалификационной переориентации, подготовки и адаптации работников к новым потребностям рынка. Как составная часть политики занятости структурная безработица определяет направления и пути формирования профессионально-квалификационной, отраслевой, территориальной, демографической и иных структур занятости населения, сопоставляя их с социальными целями, задачами и перспективой экономического развития страны, региона, экономической зоны.

Структурная безработица отличается от фрикционной тем, что имеет более продолжительный характер. Фрикционные безработные, как правило, имеют возможность получить работу без дополнительной переподготовки, так как на рынке труда спрос на и профессии сохраняется. Напротив, структурным безработным требуется иногда не только переподготовка, но и смена места жительства.

Наличие в экономике лишь фрикционной и структурной безработицы экономисты характеризуют таким понятием, как естественная безработица. Оно было введено в экономическую науку М. Фридменом в 1968 году и независимо от него разработано другим американским ученым - Э. Фелпсом.

Естественную безработицу еще называют нормальной, предельно допустимой. Она представляет собой совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы и предопределяют долговременное устойчивое равновесие рынка труда.

Естественная безработица характеризуется наилучшим для поступательного развития экономики резервом потенциальных работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от изменения спроса и обусловленных им потребностей производства /23, с. 76/.

По существу, естественная безработица - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике, то есть потенциальному ВНП.

Понятие полной занятости не означает, что все люди трудоспособного возраста заняты в общественном производстве, поскольку наличие в экономике фрикционной и структурной безработицы неизбежно.

Уровень безработицы при полной занятости определяется целым рядом факторов и прежде всего минимальной заработной платой. Ее низкий уровень способствует тому, что удлиняются сроки поиска работы молодежью, впервые ищущей работу, а также теми безработными, которые ищут более высокооплачиваемую работу. На естественный уровень безработицы влияют также существующая система социального страхования по безработице, авторитет профсоюзов, склонность людей к трудовой деятельности, различия в темпах роста по секторам экономики, налоги и т. д. Поскольку эти факторы изменчивы, то и величина естественной нормы безработицы с течением времени меняется.

Расчеты показывают, что естественная норма безработицы растет под влиянием динамики фактической безработицы. Увеличение безработицы в периоды спадов производства завершается возвращением ее не к исходному уровню, а к более высокому естественному уровню. Так, если в первой половине 70-х годов она составляла в ФРГ 1.1%; Канаде - 6.5%; в США -5.4%, то в середине 80-х годов она была соответственно равна: 7.2; 10.5; 7.2%. Это объясняется как “ржавлением” человеческого капитала, так и разной рыночной властью работающих и безработных. Последние не участвуют в переговорах об условиях труда и о ставке заработной платы, а работающие заинтересованы в том, чтобы увеличение спроса на труд в фазе подъема трансформировалось в повышение ставки заработной платы, а не проявлялось в росте числа занятых.

Для определения уровня естественной безработицы экономисты используют среднюю величину фактической безработицы за длительный период. Средняя величина, взятая за 40-50 лет, сглаживает циклические колебания. При таком расчете естественный уровень безработицы за период с 1948 по 1985 года в США составил 5.6% /6, с. 252/.

На конец 90-х годов в странах с развитой рыночной экономикой он составляет примерно 6.5-7% рабочей силы.

Безработица на естественном уровне необходима, так как сдерживает инфляцию. В экономике с полной занятостью любой всплеск совокупного спроса AD оборачивается ростом уровня цен, поскольку производство не может адекватно отреагировать на возросший спрос из-за нехватки ресурсов (рис. 2).

3

Рисунок 2 - Рост уровня цен под влиянием увеличения совокупного спроса при полной занятости.

Фактический уровень безработицы в данный период может быть выше естественного уровня, и в этом случае наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица.

Циклическая безработица - циклообразный, постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу незанятых вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры. По величине представляет собой разницу между уровнем безработицы в данный момент промышленного цикла, то есть фактическим уровнем безработицы и естественным:

Uц = U - U*,

где Uц - уровень циклической безработицы;

U - фактический уровень безработицы;

U* - естественный уровень безработицы.

Пиковые уровни по масштабу и продолжительности циклической безработицы имеют место в периоды спада (кризиса) экономики и достигают минимальных значений при подъеме производства. Данный вид безработицы считается самым болезненным для населения и характеризует состояние рынка труда в целях, а также по конкретно рассматриваемым регионам, критериям населения /23, с. 78/.

Наличие циклической безработицы свидетельствует о неполном использовании производственных ресурсов. В этом случае фактический объем национального производства ниже потенциального. Если же фактический уровень ВНП равен потенциальному, то естественный уровень безработицы равен фактическому. В этом случае циклическая безработица отсутствует, то есть равна 0.

Следовательно, чем ниже фактический ВНП по сравнению с потенциальным, тем больше циклическая безработица

Yf < Y* => U > U*,

где Yf -фактический объем ВНП;

Y*-потенциальный объем ВНП;

U - фактический уровень безработицы;

U* - естественный уровень безработицы.

Разность между потенциальным ВНП и фактическим образует “конъюнктурный разрыв” (разрыв ВНП), анализ которого в 60-е года провел американский экономист А. Оукен. На основе эмпирических исследований он обнаружил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВНП.

Установленную зависимость он выразил формулой

(Y*- Yf) / Y* = г (U - U*),

где Yf -фактический объем ВНП;

Y*-потенциальный объем ВНП;

U - фактический уровень безработицы;

U* - естественный уровень безработицы.

г -параметр Оукена, равный 2,5.

Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена: если циклическая безработица увеличивается на 1%, то фактический ВНП отстает от потенциального на 2.5%.

Допустим, естественный уровень безработицы U* составляет 6%, а фактический U - 9.5%. В том случае отставание фактического ВНП от потенциального составит: (9.5-6)*2.5=8.75%. Зная объем ВНП, получим абсолютное недопроизводство ВНП от безработицы. Если, например, ВНП составляет 500 млрд. долл., то его недопроизводство будет равно 43.75 млрд. долл. (500 млрд.*0.0875). Таковы будут экономические потери общества от безработицы.

Из закона Оукена также следует, что если в период спада производство сокращается на 2.5%, то это увеличивает циклическую безработицу на 1%. Кроме того, закон утверждает, что ежегодный прирост реального ВНП должен составлять 2.5%, чтобы безработица осталась на прежнем уровне, так как примерно таким темпом ежегодно возрастает численность рабочей силы.

Таким образом, анализ форм безработицы показывает, что безработицу на естественном уровне следует рассматривать как положительное явление в экономике, в то время как циклическую безработицу - как крайне негативное явление. Циклическая безработица ведет к снижению благосостояния индивидов из-за падения их доходов. Однако общество в целом несет большие потери, чем отдельные его индивиды. Это объясняется тем, что работающий человек платит обществу налоги, в то время как безработный не только их не платит, но еще и находится на иждивении у общества, так как ему необходимо выплачивать пособие по безработице. В целом для общества потери от появления каждого безработного сверх естественного уровня складывается из трех элементов:

o уменьшения дохода индивида;

o пособия по безработице;

o уменьшения налоговых поступлений.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею /15, с. 90/.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:

o зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;

o скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, отправлены в административные отпуска.

Исходя из продолжительности существования безработицы, различают:

o краткосрочную безработицу (до 3-х месяцев и от 3-х до 8-ми месяцев);

o длительную безработицу (от 8-ми до 18-ти месяцев), которая сопровождается общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени;

o застойную безработицу (свыше 18-ти месяцев). Этот вид безработицы ведет безработного к полной профессиональной деградации в силу продолжительного отсутствия условий для повторения основных технологических трудовых приемов и процессов. Профессиональная деградация человека часто обусловливает его социальную деградацию, влечет изменение внутренней силы человека, а иногда к скатыванию его в группу люмпенов, бомжей, пьяниц. Реабилитация и возвращение таких людей к полноценной профессиональной деятельности возможна крайне редко и лишь в результате длительной, индивидуальной кропотливой работы /23, с. 76/.

А.И.Рофе в книге “Экономика труда” выделяет еще и так называемую институциональную безработицу - безработица, обусловленная правовыми нормами, состоянием рынка труда, факторами, влияющими на его спрос и предложение. Примером институциональной безработицы может служить наличие чрезмерных социальных выплат, которые вызывают снижение предложения труда, а также способствуют увеличению масштабов безработицы. Практика свидетельствует, что чем больше размер пособия по безработице, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы.

Институциональная безработица может быть вызвана и введением гарантированного минимума заработной платы. Причиной институциональной безработицы может быть и несовершенная налоговая система. Слишком высокие ставки подоходного налога, сокращая доходы и приближая их к суммам выплат по социальным программам, ограничивают предложение труда, так как нет смысла работать, и удлиняют сроки безработицы.

Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

Глава 3. Особенности безработицы в РБ и за рубежом

???????? - ??????, ? ??????? ???????????? ??? ???????????.
  ??? ??? ??????, ????? ?????? ?? ????????? ? ?????????.

Проблема безработицы, несомненно, затрагивает каждого без исключения жителя страны. Даже те, кто сегодня имеют хорошее высокооплачиваемое место, завтра, как это и не печально, могут оказаться в "свободном полете" на рынке труда. Согласно официальным данным, безработица в РБ составляет чуть больше 3 %. При условии, что этот показатель, будет, вероятнее всего, одним из самых низких в мире, мнение о том, что мы практически решили проблему безработицы, вполне обоснованно. /25/

Естественно, благополучие на рынке труда определяется макроэкономическими показателями развития народного хозяйства. Вполне реально предполагать что в условиях, когда инфляция практически уничтожена, а ВВП Беларуси за 5 лет увеличился более чем на 30%, рынок труда находится в благоприятных для развития условиях. Не смотря на эти официальные факты, на самом деле, так ли благополучен рынок труда Беларуси, как нам это представляют. /25/

Официальная безработица.

Итак, попытаемся разобраться, каков процент трудоспособных граждан Беларуси, находится сегодня в состоянии активного поиска работы. По данным министерства статистики и анализа, на конец сентября 2003 в стране было зарегистрировано 139,4 тысячи безработных. Это на 12,3 тыс. больше, чем в сентябре прошлого года. И из общего числа безработных получают пособие по безработице всего 62,7 тыс. человек. Следует понимать, что эти цифры касаются только тех, кто зарегистрирован в службе занятости. При пособии в 3,5$ основным мотивом регистрации является не столько надежда на получение нормального, адекватно оплачиваемого рабочего места, сколько возможность бесплатной переквалификации./25/ (Официальные данные см. ПРИЛОЖЕНИЕ, таблица№1)

Какова реальная безработица в республике?

Как уже говорилось выше, по причине мизерных размеров пособий по безработице, до центров занятости доходят далеко не все безработные. В основном туда обращаются бывшие государственные чиновники, так как размеры их пособий по безработице привязаны к размерам последней заработной платы. Процент людей, которые не дошли до центров занятости опередить трудно, или практически не представляется возможным. Возникает закономерный вопрос: а где же они есть? Достаточно обратится к показателю количества занятых в реальном секторе экономики. Если в 1999 году - это было порядка 5 млн, то в 2000 - уже порядка 4 млн. Куда пропал миллион человек? Разумно предположить, что часть людей находятся в состоянии поиска работы, оставшиеся - заняты в теневой экономике.

Так какова же цифра реальной безработицы? Сложно сказать. Некоторые эксперты называют 40-50%. Можно усомниться, что эти данные получены в результате серьезных современных социологических исследований. Однако этот процент выглядит более реально, нежели 23,2%.
Что касается обобщенного социологического портрета белорусского безработного, то это женщина в возрасте 31 года со средним специальным образованием. /25/

В ходе реализации мероприятий Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2004 год в январе-апреле было трудоустроено 55,5 тыс. человек, в том числе 51 тыс. безработных (109,9% и 118,6% к аналогичному периоду 2003 года), сообщили в пресс-службе Минэкономики.

За январь-апрель на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 12,2 тыс. безработных. Оплачиваемые общественные работы организованы для 41,8 тыс. человек, в том числе для 35,2 тыс. безработных (соответственно 115,4% и 111% к соответствующему периоду 2003 году).

По состоянию на 1 мая 2004 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 123,9 тыс. безработных (84,6% к уровню 2003 года). В результате принятых мер уровень регистрируемой безработицы в апреле 2004 года снизился на 0,2 процентных пункта и составил на 1 мая 2004 года 2,8 % к численности экономически активного населения.

Во исполнение поручения главы государства о снижении уровня безработицы до 2% принято постановление Совмина РБ от 26 апреля 2004г. № 475 “О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004г. № 121”. Установлены предельные показатели уровня безработицы на конец 2004 года: в Брестской области - 2,3%, Витебской - 2,4%, Гомельской - 2,2%, Гродненской - 2%, Минской - 2%, Могилевской - 2,2%, г. Минске - 1,2%. /26/

Тенденции в развитии безработицы в РБ.

Успешные меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С точки зрения экономики рынка труда, нас интересуют результаты, которые должны иметь место, для того, что бы можно было результативно заниматься проблемой предвидения и предотвращения безработицы.

Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования.

Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.

Причины безработицы.

Основной причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).

Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу./25/

Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

Проблем предостаточно. Все экономические процессы, развивающиеся на рынке труда, тесно взаимосвязаны с ситуацией во внутренней и внешней экономике. Их решение не в компетенции одних служб занятости или даже министерства труда. /25/

Необходимо отметить, что различные группы рабочей силы неодинаково реагируют на изменения спроса на рабочую силу. Что касается гендерной структуры, то в большинстве промышленно развитых стран уровень безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин: в 2000 г. в странах ОЭСР в целом 6.9% против 6%, а в странах ЕС - 10.9% против 8.2%. Неблагоприятная ситуация с женской занятостью сложилась в странах Южной Европы, в первую очередь в Италии и Испании, где мужская и женская безработица соотносятся как 1:2.

Что касается женской безработицы в Республике Беларусь, то в структуре состоящих на учете безработных - более 60% женщин. Хотя среди вновь регистрируемых безработных преобладают мужчины, они же в первую очередь покидают ряды безработных, поскольку спрос нанимателей в большой степени ориентирован на применение мужской рабочей силы и показатель трудоустройства мужчин значительно выше, чем женщин. В результате они составляют 80% среди безработных, состоящих на учете более одного года.

В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам (строительные специальности и т. д.) /9, с.262/.

Также особенностью современной безработицы является молодежная безработица, уровень которой в странах ОЭСР значительно превышает долю этой возрастной группы в экономически активном населении. Безработица среди молодежи, к которой по международным стандартам относятся лица 15-24 лет, превышает показатель для основного трудоспособного возраста более чем вдвое.

Анализируя рынок труда за исключением нескольких стран (Бельгии, Дании и Швейцарии) показатель безработицы к 2000 г. среди молодежи падал быстрее, чем у лиц основного трудоспособного возраста. Это наиболее заметно в Испании, где молодежная безработица сократилась по сравнению с 1996 г. на 12 п. п. - с 39.8 до 27.7%. Более чем на 6 п. п. за тот же период снизилась безработица среди молодежи в Ирландии, Швеции и Португалии (соответственно до 8.4, 13.7 и 8.5%). Если в последней группе стран такая динамика объясняется позитивной общеэкономической конъюнктурой, действием государственных программ сокращения безработицы, то в Испании она связана с разрешением заключать временные контракты и значительными налоговыми льготами для предпринимателей, принимающих на работу молодежь.

В Республике Беларусь в связи со вступлением в трудоспособный возраст многочисленного поколения, родившихся в середине 80-х годов, на рынок труда усилился приток молодежи, в том числе не имеющей профессии и опыта работы и как следствие, неконкурентоспособной. Резко возросло количество обращений в органы государственной службы занятости выпускников школ: если в 1997 г. их было зарегистрировано в качестве безработных 8.3 тыс. человек, то за 2001 г.- около 16 тыс. человек.

Следует отметить, что в республике Беларусь наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий - специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испытывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно (задолженность по заработной плате сельскому хозяйству составляет более 31.4 млрд. рублей).

Необходимо также отметить, что за общими цифрами страновой безработицы скрываются значительные внутрирегиональные различия. Для примера приведем северные и южные области Италии, либо западные и восточные земли Германии, где уровни безработицы соотносятся как 1:5. Существенные региональные диспропорции наблюдаются в Испании и Бельгии. В большинстве других стран, в том числе в США, Великобритании, Австралии существуют небольшие по численности населения административные единицы, в которых уровень безработицы значительно превышает общенациональные показатели. Для этих рынков характерны низкий уровень экономической активности населения (за которым нередко стоят скрытые формы безработицы) и более высокий, чем в среднем, уровень длительной безработицы.

Не лучшим образом обстоят дела и в регионах Республики Беларусь. В ряде городов и районов республики уровень безработицы значительно превышает средне республиканский уровень. Лидерами здесь являются Витебская и Могилевская области, где на конец июля 2002 г. уровень безработицы составил соответственно 3.6% и 3.4%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно - два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и их семей в военных городках, где произошел вывод войск.

Обращение к исследованию безработицы в Республике Беларусь продиктовано в первую очередь укоренившимся в течение последних нескольких лет представлением о неактуальности данной проблемы (в 1999-2000 гг. ее уровень составлял 2.1%) /11, с. 5/. Несмотря на множество интересных исследований тенденций, характерных для социально-трудовой сферы Беларуси, в целом практика государственного регулирования социально-трудовых процессов так или иначе отражает это мнение, что выражается в регулировании только официально контролируемой части рынка труда, слабой связи политики занятости с другими направлениями макроэкономической политики, рассмотрении политики регулирования безработицы только в контексте ее социальных последствий.

Такая ситуация объясняется недостаточным теоретико-методологическим обоснованием сущности безработицы в условиях переходной экономики. С началом трансформационных преобразований возникло противоречие между теорией и практикой изучения и управления безработицы в Беларуси. Вопросы сущности, видов, причин и последствий безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков экономической теории, широко известны и распространены в отечественной экономической среде. Однако, как отмечает доктор экономических наук Е. В. Ванкевич в своей статье “Безработица в Беларуси”, использование такой теоретико-методологической основы регулирования безработицы в практике переходной экономики Республики Беларусь оказывается мало результативным, поскольку инструментарий регулирования, разработанный для рыночной экономики в процессе ее эволюции, требует соответствующей рыночной среды для ее реализации. Это объясняет эклектичность применяемых форм и методов регулирования, их противоречивость и, соответственно, непоследовательность экономических преобразований.

Природа появления безработицы в рыночной экономике принципиально отлична от отечественных условий, поскольку это результат механизма межотраслевого и внутриотраслевого движения капитала, фазы экономического цикла. Поэтому и концентрируется она за пределами предприятий (за исключением внутрифирменной кадровой политики, обусловленной задачами формирования внутренних рынков труда). В отечественной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприятий в условиях экстенсивного развития огосударствленной экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени.

В силу указанных обстоятельств уровень и структура безработицы в Беларуси не могут полностью объяснены ни закономерностями рыночной экономики (испытывающей структурную и циклическую безработицу), ни закономерностями переходной экономики (испытывающей массовую безработицу по причине снижения высокого уровня занятости и реструктуризации экономики). Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем за количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Как уже говорилось, этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным, что позволяет предположить неадекватность официальной статистики реальной действительности в области занятости.

Активизация механизмов рыночного регулирования экономики сопряжена с реструктуризацией, модернизацией производств. Это, в свою очередь, неминуемо спровоцирует массовые высвобождение персонала (то есть сокращение избыточной занятости) и рост безработицы. Чтобы подготовиться к такому развитию ситуации, необходимо уже сейчас оценить масштабы предстоящих высвобождений и с помощью региональных служб занятости начать работу по управлению потоками высвобождаемых из производства работников. Оценку совокупного масштаба предстоящих высвобождений можно провести различными способами:

o по параметрам неполной вынужденной занятости, характеризующей объем рабочей силы, которую предприятие не в силах загрузить работой. В 2000г. 8.2% занятых в экономике находились либо в административных отпусках, либо работали в режиме неполного рабочего дня по инициативе администрации /11, с. 4/. Но данный расчет не дает полной картины избыточной занятости, поскольку не учитывает тот труд, на который нет спроса в экономике (а потому он тоже относится к избыточному);

o по параметрам нереализованной продукции, на которую нет платежеспособного спроса в экономике. В этом случае говорить о совокупной величине можно лишь условно, так как она значительно варьируется в отраслевом разрезе. Например, на отдельных предприятиях приборостроения избыточная занятость, оцененная по объему нереализованной продукции, достигает 50%, легкой промышленности - около15%, в лесной, деревообрабатывающей промышленности-около5%, в сфере кредитования, страхования ее нет /4, с. 235/. Корреляционно-регрессионная модель, отражающая зависимость между численностью занятых и объемами производства ВВП в Беларуси за период 1991-1999 гг., показала, что для производства ВВП в 2000 г. достаточно было не более 85% от численности занятых в 1999 г. То есть на труд 15% занятых нет спроса в экономике, и при реальной реструктуризации они должны быть высвобождены и поменять сферу приложения своего труда;

o по параметрам производства убыточной продукции (за исключением той, производство которой дотируется государством по соображениям удержания социально приемлемой цены). В Беларуси удельный вес убыточных предприятий на 1.04.2001 г. составлял 40.1% от учитываемых в текущем порядке предприятий, хотя на 1.01.2001 г. их было 23.4% /13, с. 5/ (в пересчете на численность занятых это составляет 33.1%).

Итак, в зависимости от кардинальности рыночных преобразований на открытом рынке труда Беларуси в ближайший период может оказаться от 8 до 33% численности занятых и, конечно, вырастет уровень безработицы. Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость углубления теоретических и эмпирических исследований безработицы в переходной экономике Беларуси, ее проявлений, последствий, возможностей и направлений регулирования.

ИНВЕСТИЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, СОДЕЙСТВУЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Инвестиции являются ин-струментом, с помощью ко-торого можно производить целенаправленные изменения в структуре занятости по критерию её эффективности.

Современная инвестици-онная деятельность в Белару-си в большей степени ориен-тирована на государствен-ное субсидирование и доти-рование трудоизбыточных градообразующих произ-водств с целью предотвраще-ния массовых высвобожде-ний рабочей силы. Это кон-сервирует неэффективную занятость. Как представля-ется, главная задача в управ-лении такими предприятиями должна быть сконцентриро-вана в плоскости их реструк-туризации, основанной на сегментировании персонала и выявлении потенциальных возможностей производства конкурентоспособной каче-ственной продукции.

Представляется неоправ-данным продолжение целево-го инвестирования сельского хозяйства и строительства жилья, поскольку это невоз-вратные инвестиции, также не оправдывает себя админи-стративное создание новых рабочих мест на прежней тех-нологической базе. По сути, обозначенные явления не только не способствуют структурной перестройке, но и тормозят её, так как сохра-няют неэффективную заня-тость. Нужна общая среда, заинтересовывающая в акти-визации инвестиционной де-ятельности негосударствен-ных субъектов хозяйствова-ния, и гарантирующая субъектам инвестиционной активности доходы на вло-женный капитал (предприни-мателю -- прибыль, кредито-ру -- процент за пользование кредитом, государству -налог).

Анализ существующей практики фискального регу-лирования занятости в Рес-публике Беларусь позволяет сделать вывод о её разнонап-равленном характере, по-скольку отсутствуют чёткие критерии выбора объектов и направлений регулирования, превалируют тактические цели. Обилие налогов и неза-щищённость предпринимате-

лей перед их постоянным из-менением и введением новых затрудняют хозяйственную деятельность в стране и не способствуют увеличению занятости. Существует практика льготного налого-обложения и субсидирования предприятий в целях поддер-жания занятости на них, но она способствует консерва-ции неэффективной занятос-ти на микроуровне.

Однако бюджетно-нало-говое регулирование может ощутимо повлиять на эконо-мическую активность в стра-не, создав условия для повы-шения эффективности заня-тости. Важным направлени-ем в этой области считается расширение государствен-ных расходов. Чтобы поддер-жать отечественных произво-дителей, государство может расширить объём закупок у них (в Беларуси -- для под-нятия малого бизнеса), уве-личить ассигнования в бюд-жетную сферу, использовать практику представления на-логовых льгот, связанных с освобождением от выплат в социальные фонды, по нало-гообложению прибыли, по расходам, связанным с про-фессиональным обучением и переподготовкой, в связи с принятием на работу некон-курентоспособных на рынке труда граждан, использовать прямое целевое государствен-ное финансирование мероприя-тий в области занятости при обязательном соблюдении условий её эффективности.

Кредитно-денежные ме-тоды регулирования занято-

сти достаточно сложны и могут принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредит-но-денежного механизма со-стоит в возможности со сто-роны государства управлять объёмами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельнос-ти и кредитования. Опосредо-ванно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости. Зависи-мости здесь таковы:

* При увеличении денеж-ной массы в стране возможен рост совокупных доходов;

* При росте совокупных доходов увеличивается сово-купный спрос на товары, но в меньшей степени, так как население часть доходов сбе-регает;

* При росте совокупного спроса на товары (услуги) растёт спрос на труд.

Следует отметить, что в отечественной экономике данные взаимосвязи могут работать при следующих ус-ловиях: экономической само-стоятельности субъектов хо-зяйствования, наполняющей кредитные и инвестиционные процессы реальным смыслом (самоокупаемость, прибыль-ность инвестиций для пред-приятий, срочность, возврат-ность, платность кредитов для банков); выгодности для населения легального разме-щения части своих доходов в банках на депозитных сче-тах, правовая, антиинфляци-онная защищённость вкла-дов; учёт общего уровня ин-фляции в стране, так как уве-

личение денежной массы мо-жет спровоцировать либо рост реальных объёмов про-изводства (как это было по-казано выше), либо просто отображать рост цен.

Наряду с косвенными ме-тодами регулирования заня-тости посредством воздей-ствия на её факторы и усло-вия, государство обладает широким арсеналом мер пря-мого воздействия на формы и структуру занятости, без-работицы.

Следует отметить, что в настоящее время это аспект государственного регулиро-вания экономических отно-шений занятости является наиболее разработанным, но регулирующее воздействие государственной службы за-нятости населения распрост-раняется на официально ре-гистрируемую безработицу. В настоящее время в Белару-си государственная служба занятости населения воспри-нимается как орган, ответ-ственный за уровень безрабо-тицы в стране, а потому дол-жен её снижать. Это не со-всем правомерная постанов-ка вопроса. Безработица в стране -- это результат не-удовлетворительного функ-ционирования всей системы экономических отношений занятости, а не государ-ственного органа, её регули-рующего. Например, в связи с приостановкой регистра-ции предпринимателей в сен-тябре 1998 г., в центрах за-нятости было приостановле-но рассмотрение обращений безработных по вопросу со-

действия им в организации собственного дела, а в связи с принятием Декрета Прези-дента Республики Беларусь №7 "О дополнительных ме-рах по обеспечению занятос-ти населения" (1997 г.) части безработных отказано в по-лучении статуса безработно-го (8, с.20;9). Как представ-ляется, главной задачей госу-дарственной службы занято-сти должна быть помощь в трудоустройстве лиц, обра-тившихся к ним (то есть воз-действие на формы и виды безработицы), что, несомнен-но, скажется на её общем уров-не, но не снижение уровня без-работицы как самоцель.

В настоящее время дея-тельность государственной службы занятости направле-на в основном на проведение активной политики на рынке труда, в комплекс которой входит трудоустройство не-занятого населения, содей-ствие предпринимательской инициативе, развитие терри-ториальной мобильности ра-бочей силы, поддержание са-мозанятости безработных, развитие системы обще-ственных работ. Активными мерами охвачено в 1997 -2000 г.г. до 65% лиц, нужда-ющихся в трудоустройстве и обратившихся по этому воп-росу в службу занятости. Одним из важнейших направ-лений активной политики на рынке труда является созда-ние новых рабочих мест в сфере частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях,

в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на со-здание новых рабочих мест свыше 3% среднесписочной численности работающих.

Благодаря организацион-ным усилиям служб занятос-ти за последние два года сни-жена средняя продолжитель-ность одного случая безрабо-тицы (с 8,4 месяца до 7,3 1998 г.) (10, с. 14), что способству-ет некоторому уменьшению длительной безработицы. Предпринимается комплекс мер по повышению террито-риальной мобильности рабо-чей силы, перемещению сво-бодной рабочей силы в тру-донедостаточные регионы (в основном это предприятия АПК); оказывается инфор-мационная, образовательная и финансовая поддержка без-работным в организации соб-ственного дела.

Кроме активных мер ре-гулирования безработицы, в Беларуси используется прак-тика пассивной помощи без-работным: выплата пособия по безработице. В 1998 -2000 г.г. его получили около 40% безработных, состоящих на учёте (11, с. 147).

В основном государ-ственное регулирование без-работицы проявляется в воз-действии на уровень офици-ально контролируемой без-работицы и на её формы (мо-лодёжная, женская, длитель-ная), в меньшей степени оно затрагивает её виды --

структурная, скрытая, вы-нужденная. Думается, что позитивный опыт работы, накопленный государствен-ной службой занятости насе-ления Республики Беларусь, следует продолжить. Он яв-ляется достаточно эффектив-ным в современных услови-ях. Однако в контексте пред-лагаемой концепции пред-ставляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных--для того, что-бы безработица стала реаль-ным, а не фиктивным эконо-мическим показателем, отра-жающим картину на рынке труда республики.

Тогда и встаёт вопрос о взаимодействии предприя-тий, региональных органов управления и участников ин-ститута социального парт-нёрства в определении избы-точной занятости на пред-приятии в разрезе профессий и конкретных фамилий, их сокращение (что поможет предприятиям в выходе из экономических трудностей), в их переобучении, трудоус-тройстве, либо самозанятос-ти (при соответствующей макроэкономической среде), что обеспечит основу для ре-ального экономического ро-ста и повышения доходов всех субъектов экономичес-ких отношений занятости.

В качестве инструмента прямого государственного воздействия на структуру занятости представляется правомерным предложить

методику проведения измене-ний в структуре занятости, которая должна включать: I) определение приоритетных форм занятости, произ-водств, отраслей, нуждаю-щихся в государственной поддержке, где критериями определения эффективности форм занятости могут быть доля в экспорте; реальная и потенциальная конкурентос-пособность выпускаемой продукции; рентабельность продукции и производства; наличие положительной до-бавленной стоимости на предприятии; показатели со-циальной эффективности (ра-бочие места для лиц с огра-ниченной конкурентоспособ-ностью на рынке труда, либо социально значимые произ-водства, отрасли); 2) опреде-ление форм и направлений государственной поддерж-ки выделенных приоритет-ных направлений в сфере занятости (государствен-ное регламентирование организационно-правовых форм занятости; разреше-ние льгот по налогообло-жению; государственная поддержка при переезде к новому месту работы; компенсация затрат, свя-занных с профессиональ-ным обучением, переподго-товкой и повышением ква-лификации; льготы, свя-занные с принятием на по-стоянную работу лиц с ог-раниченной конкурентос-пособностью на рынке тру-да; государственная поддер-жка малых и средних част-

ных предприятии, самозаня-тости граждан при закупке сырья, материалов для про-изводства, при реализации готовой продукции; развитие рыночной инфраструктуры для более успешного функци-онирования малого и средне-го бизнеса, то есть государ-ство может помочь частным предприятиям в удовлетво-рении потребностей в комму-никациях, информации, безо-пасности, которые недоступ-ны ещё неокрепшим мелким предприятиям).

Реализация указанных мероприятий требует совер-шенствования правового, организационного, финансо-вого обеспечения.

Заключение

Проблема роста безработицы обостряется сегодня в большинстве стран мира. Например, в наиболее благополучных странах, входящих в организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, средний уровень безработицы в 2000 г. составлял около 7%, в странах ЕС - около 9%.

Необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, “чернобыльцы”, “афганцы”).

Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

Как я уже отмечала, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, одназначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

Список использованных источников

1. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда Восточной Европе и России.- М., 1995.

2. Борисова Н. Рынок труда Беларуси.//Белорусский банковский бюллетень.-2002.-№30.

3. Ванкевич Е. В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления.//Белорусский экономический журнал.-2001.-№4.

4. Ванкевич Е. В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000.

5. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№9-С.52-61.

6. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. - М.: Дело, 1999-360 с.

7. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.- М., 1948.

8. Количество безработных будет расти. //Национальная экономическая газета.-2002.-№69.

9. Кохно П., Молева С. Современная ситуация на рынке труда Беларуси и России. // Общество и экономика.-2000.-№5-6.-С.257-266.

10. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 1993.

11. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь.2000 г. Мн.: Комитет по занятости населения при министерстве труда Республики Беларусь, 2001.

12. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.

13. Прогнозы и реалии. О работе народного хозяйства страны в январе-апреле 2001 г.//Национальная экономическая газета.2001. 12 июня.

14.Работа есть. Но не для всех и не везде.//Национальная экономическая газета.-2001.-№9.

15. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 1997.

16. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 1996.

17. Сигарева Е.П. Безработные в структуре общества.//СОЦИС.-1998.-№7.

18. Сиденко А.В., Башкатов Б. И., Матвеева В.М. Международная статистика.-М.: Издательство “ Дело и Сервис”, 1999. Гл.4.

19. Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: “Издательство Биноли”,1997.Гл.29.

20. Экономическая энциклопедия.-М., 1972.

21. Эренберг Р. Дж. , Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика./Под ред. Р.П. Колосовой и др.-М., 1996.

22. Экономика труда./Под общей ред. В.В. Адамчука.-М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.

23. Экономика труда./Под ред. Проф. А.И.Рофе.-М.: Издательство”МИК”, 2000.

24. Экономика России./Отв. ред. канд. эк. наук Б.М. Маклярский.-М.:Международные отношения, 2001.

25. www.communist.ru

26. http://www.afn.by/

Дополнения:

Численность безработных, зарегистрированных в органах гос. службы занятости по полу и категориям персонала (тыс. чел.-- на конец периода)

Периоды

Всего безработных

В том числе

Из общего числа

Уд. Вес женщин в общей численности безработных, %

мужчин

женщин

рабочих

служащих

1991

2,3

0,5

1,8

х

х

80

1992

24

4,5

19,5

х

х

81,4

1993

66,3

22,3

44

39,5

26,8

66,3

1994

101,2

36,7

64,5

66,2

35

63,7

1995

131

46,7

84,3

87,2

43,8

64,3

1996

182,5

66,1

116,4

122,9

59,6

63,8

1997

126,2

42,1

84,1

84,3

41,9

66,6

1998

105,9

35,3

70,6

71

34,9

66,7

1999

95,4

34,2

61,2

64,4

31

64,2

2000

95,8

37,6

58,2

65,2

30,6

60,7

2001

102,9

40,8

62,1

68,8

34,1

60,3

2002

130,5

47,8

82,7

84,1

46,4

63,3

2003

 

 

 

 

 

 

3

145,7

55,9

89,8

96,8

48,9

61,6

6

141,3

52,9

88,4

94,2

47,1

62,6

9

139,4

49,7

89,7

91,6

47,8

64,3

Численность граждан, обратившихся в органы гос.службы занятости по вопросу трудоустройства, вакантные рабочие места, заявленные организациями в органы гос.службы занятости (тыс. чел.-- с начала года)

Период

Обратилось по вопросу трудоустройства

Из них признаны безработными

Трудоустроено

На конец периода

всего

безработ-ных

Число вакантных мест

Численность безработных на одну заявленную вакансию, человек.

1995

231,7

191,6

118,8

81,5

11,3

11,6

1996

299,8

256

150,4

110,8

15,8

11,5

1997

271,4

206,5

207,7

147,2

29,4

4,3

1998

308,5

214,8

241,1

159,4

30,3

3,5

1999

284,2

214,9

223,1

160,9

37,8

2,5

2000

299,1

211,8

224,1

147,6

32,7

2,9

2001

307,5

216,1

221,5

139,1

32,3

3,2

2002

332,1

237,2

213

128,6

24,4

5,3

2003

 

 

 

 

 

 

1

25,9

24,2

10,7

9,4

24,4

5,6

2

51,3

48,1

22

19,8

24,5

5,8

3

75,1

69,5

34,1

30,6

26,8

5,4

4

101

89,8

50,5

43

31,4

4,7

5

124,4

105,2

67,2

54,6

34,5

4,2

6

155,6

122

93,4

67,7

36

3,9

7

182,5

140,8

113,1

79,7

36,9

3,8

8

211

161,7

132,3

91,7

47,4

3,8

9

246,5

183,6

158

104,5

37,7

3,7

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости и уровень безработицы (тыс. чел.-- на конец года)

Периоды

Численность безработных

В том числе получают пособие по безработице

Уд. вес безработных, получающих пособие по безработице в общей численности безработных,%

Уровень безработицы к экономически активному населению,%

1995

131

68,7

52,4

2,9

1996

182,5

84,7

46,4

4

1997

126,2

49,1

38,9

2,8

1998

105,9

40,8

38,5

2,3

1999

95,4

35,6

37,4

2,1

2000

95,8

37,5

39,2

2,1

2001

102,9

42,2

41

2,3

2002

130,5

59,7

45,7

3

2003

 

 

 

 

1

137,4

63,3

46

3,1

2

143,4

67

46,7

3,3

3

145,7

67,9

46,6

3,3

4

146,5

67,3

46

3,3

5

144,2

63,5

44

3,3

6

141,3

63

44,6

3,2

7

140,5

63,5

45,2

3,2

8

140,7

64,9

46,2

3,2

9

139,4

62,7

45

3,2






Информация 







© Центральная Научная Библиотека