Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Цены и ценообразование

Цены и ценообразование

План

Теоретические вопросы

1. Государственное регулирование цен

2. Теория трудовой стоимости

Практические задания

Задача 1

Себестоимость изделия - 40 грн., рентабельность 25%, ставка акцизного сбора - 2 евро ( курс НБУ принять на текущий период), НДС - 20%. Определить отпускную цену производителя.

Задача 2

Ежегодный объем производства достигает 140 тыс. изделий, цена единицы продукции - 60 грн., переменные затраты в ее составе равняются 22 грн. Предприятие планирует уменьшить цену на 5% и приобрести новое оборудование на сумму 252 тыс. грн. с нормативным сроком эксплуатации 6 лет. Определить безубыточную смену продажи.

Теоретические вопросы

1. Государственное регулирование цен

Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это - глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:

1) поддержание сбалансированного общественного производства;

2) стимулирование роста производства

3) обеспечение полной занятости;

4) повышение эффективности общественного производства;

5) справедливое распределение дохода;

6) стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;

7) сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут - то и возникает ещё одна цель государственного регулирования - сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”. А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажима являются:

· государственный бюджет

· государственная собственность

· законодательное творчество

· информация

· внешняя торговля

· силовые структуры

И, наконец, государство вырабатывает определённые методы регулирования. В зарубежной практике сложились следующие методы государственного регулирования:

· управление государственной собственностью

· государственное потребление

· социальные программы

· бюджетная политика

· налогообложение

На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены - тарифы, таксы.

Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.

Регулирование цен - есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.

Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цену», т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «контрактные цены», которые затем становятся базовыми для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства правительства, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию, производимую на государственных электростанциях, железнодорожных и постово-телеграфных тарифов - пример фиксации цен на товары и услуги государственного сектора.

Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности.

Фиксирование цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административно-хозяйственного регулирования. Оно применяется редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспектах. Фиксирование цен используется в основном в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

От контроля над ценами кто-то выигрывает, а кто-то и проигрывает. По логике вещей это предполагает, что проигрывают как раз производители - они получают низкую цену и некоторые прекращают деятельность в рамках отрасли промышленности. Некоторые потребители, но далеко не все, выигрывают. Потребители, которые могут приобрести товар по менее низкой цене, явно в выигрыше.

В двух случаях государственное вмешательство может увеличить общее благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов. Без государственного вмешательства у такого производителя не будет стимула учитывать социальные последствия и общественные издержки от загрязнения окружающей среды.

Трудности рынка - второй случай, когда государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующие полезность решения о покупке. В таком случае государственное вмешательство может оказаться желательным.

Без внерыночных эффектов или трудностей рынка рынок, несомненно, ведет к установлению цены и объема производства, максимизмрующих благосостояние. Таким образом, можно сказать, что государственное вмешательство не всегда плохая вещь.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством, относятся следующие: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.

Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики:

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

2. Теория трудовой стоимости

Д. Риккардо отмечал, что в экономической теории ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как именно неточности и неопределенность смысла, который вкладывался в слово «стоимость».

Основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товара сформировались в течении XVII-XIX вв., и сегодня можно выделить три основных подхода к определению стоимости.

Первый основан на использовании теории трудовой стоимости К. Маркса. В соответствии с этим направлением производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. В этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего закономерного положения: если индивидуальные затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается. При этом в основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. Отсюда стоимость определяется как воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей.

По К. Марксу стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условии производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации.

Второй подход основан на использовании теории предельной полезности. Эта теория нашла широкое применение у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага.

Полезность единицы запаса, или предельная полезность блага, определяет величину стоимости данного товара.

При этом теоретики маржинализма, в частности представители австрийской школы, выделяют два вида ценности материальных благ - субъективную и объективную. Под субъективной ценностью понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью - рыночную цену товара.

Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен. Последняя рассматривается как результат столкновения на рынке субъектов оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.

Третий подход был сформулирован А. Маршаллом (неоклассик). Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействий рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства.

Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность рассматривал, как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.

При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.

На рынке под воздействием изменений, происходящих в спросе и предложении, имеют место постоянные колебания рыночных цен. В соответствии с теорией трудовой стоимости такие колебания объясняются как отклонение цен от стоимости товаров. На этой основе производители товаров при их обмене вынуждены считаться общественной трудовой стоимостью товара, последняя служит базой цены. Равновесное состояние наступает при совпадении спроса и предложения. При определении стоимости блага на основе теории предельной полезности колебаниями цен происходят вокруг ценности «предельного продукта». Равновесная рыночная цена товара является результатом столкновения на рынке субъективной оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.

В итоге можно сделать вывод, что теория трудовой стоимости по К. Марксу и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то второй - теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства - труда, капитала, земли и т.д.

Сложности стоимостных отношений, многоуровневый характер противоречий товара и создающего его труда порождают попытки упрощенных, поверхностных трактовок этих отношений, сводящих сущность к внешним формам проявления. Значительное место в истории экономической мысли занимали и продолжают занимать попытки отождествления стоимости к внешним меновым пропорциям, и, тем самым, фактически исключения проблемы сущности рыночных отношений из сферы объектов экономической науки. Ещё в XVIIв. Английский автор Н. Барбон заявил: «Ничто не может иметь внутренней стоимости… Между вещами, имеющими равные меновые стоимости, не существует никакой разницы…». В различных вариациях данный подход проявлял себя вплоть до настоящего времени, хотя очевидно, что ограничение объекта теоретического исследования сферой внешних форм возвращает теорию стоимости к уровню аристотелевской эпохи, когда меновые пропорции объяснялись самыми различными факторами, и ставился под сомнение сам принцип объективной внутренней меры этих пропорций.

Методологическая некорректность смешения сущности и внешних форм является фактором, порождающим многообразные попытки объяснения меновых пропорций не соотношением общественно необходимых затрат труда, а различными второстепенными факторами. Среди оппонентов трудовой теории стоимости особое место занимает концепция предельной полезности, которая отводит главную роль факторам субъективно-психологического влияния на пропорции обмена. Не отрицая влияния как этих, так и многих других второ- (третье- и т.д.)степенных факторов на возможные и действительные отклонения фактических меновых пропорций от их объективно-необходимого состояния, следует, вместе с тем, однозначно подчеркнуть, что само это состояние воздействием второстепенных факторов никак не может быть объяснено - такого рода объяснение достигается лишь посредством логического движения от формы - пропорций обмена одних товаров на другие - к содержанию - общественно- необходимым затратам труда, то есть к стоимости товаров.

В последнее время появились различные «альтернативные» теории стоимости, претендующие на роль «новой парадигмы трудовой стоимости» или «парадигмы нетрудовой теории», одной из ключевых особенностей которых является критика трудовой теории за её «затратный» характер, способствующий, якобы, неэффективной растрате ресурсов, и не отражающий специфику экономических взаимосвязей и информационном обществе. Однако фундаментальным принципом философии экономики является признание того факта, что никакое производство благ невозможно без затраты ресурсов, и в этом смысле любая экономическая теория всегда имеет «затратный» характер. Сопоставление индивидуальных и общественных затрат труда, способствующее росту эффективности производства и на индивидуальном, и на общественном уровнях, объясняется именно на основе положений трудовой теории стоимости. Эти положения инвариантны относительно содержательной природы ресурсов, испытывающих воздействие труда, и, в частности, относительно информационных и интеллектуальных ресурсов, которые трансформируются в потребительные стоимости опять-таки посредством затрат труда, а не каким-то иным образом. Никакие концепции «полезности», никакие иные «альтернативные», отступающие от существа трудовой теории стоимости, не смогут объяснить внутренних закономерностей движения экономической системы, в которой бриллиант дороже, чем вода, компьютер дороже карандаша, а автомобиль дороже, чем колесо от этого автомобиля.

Практические задания

Задача 1

Определим полную себестоимость. Для этого к себестоимости изделия прибавим ставку акцизного сбора (текущий курс НБУ 1 евро = 10,2 грн.):

Сп = 40 + 20,4 = 60,4 грн.

Рассчитаем цену продукта без НДС:

Ц = (Rпр * Сп / 100) + Сп , где

Rпр - рентабельность продукции;

Сп - полная себестоимость продукции

Ц = (25 * 60,4 / 100) + 60,4 = 75,5 грн.

Добавив 20% НДС, получим отпускную цену производителя:

Цо = 75,5 + 20% = 90,6 грн.

Задача 2

Если предприятие уменьшит цену продукции на 5 %, то

?Ц = 60 * 5 % = 3 грн,

Соответственно прибыль предприятия уменьшится на 3 грн. с единицы продукции.

При покупке нового оборудования его стоимость вносится в постоянные издержки, значит изменение постоянных издержек составит

?Пи = 252000 / 6 = 42000 грн.

Рассчитаем безубыточное изменение продажи:

?Тб = 42000 / 3 = 14000 грн.

Список использованной литературы

А. Томпсон. Экономика фирм. М.: «Финансы и кредит». - 1998.

Анохин Н. А. Предпринимательское право. - М. - 1999.

Борисов Основы экономических знаний - М. - 1997.

Валдайцева. М.: «Финансы и статистика». - 1992.

Вальтух К.К. Теория стоимости: статистическая верификация, информационное обобщение, актуальные выводы // Вестник РАН, 2005, том 75, № 9, С. 793-- 803.

Ганелес О. Контроль цен налоговыми органами. // Экономист. - 2000. - №10.

Д.Н. Хайман. Современная микроэкономика. / Под. ред. д-ра э. н. С. В.

Дунаев Э.П. К вопросу о синтезе трудовой теории стоимости и теории предельной полезности // Вестник МГУ, сер. 6, Экономика. С. 3--13.

Журавлева Г. Вводный курс по экономической теории. - М.-1997.

Куликов Л. Основы экономических знаний. - М. - 1997.

Макконнелл К.. Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика- М : Дело 1992.

Микроэкономика./под.общей ред. В. М. Гальперина. С- П.: «Экономическая школа». - 1997.

Моргунов В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий. // Вопросы экономики. - 2001. - №9.

Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. - Спб.: Питер. - 1999.

Никифиров А. Ценовое регулирование естественных монополий.//Вопросы экономики. - 1998. - №4






Информация 







© Центральная Научная Библиотека