Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Дальневосточный экономический район

Дальневосточный экономический район

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного района 4
  • 1.1. Особенности географического положения и его влияние на развитие района 4
  • 1.2. Природно-ресурсный потенциал 5
  • 2. Структура и размещение производственных сил Дальневосточного экономического района 8
  • 2.1. Территориальная организация и структура производственных сил Дальнего Востока 8
  • 2.2. Лесная и деревообрабатывающая промышленность 11
  • 2.3. Значение транспорта и экономических связей в хозяйстве Дальнего Востока 13
  • 3. Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района 15
  • Заключение 17
  • Список используемой литературы 18

Введение

В процессе становления новой социально-экономической системы в нашей стране все большее значение приобретает природный фактор развития общества, государства и отдельного человека.

Исторически Россия прирастала не лучшими по европейским меркам землями. Большая часть ее территории представляет собой пространство с экстремальными условиями, в которых осуществить самовоспроизводство жизни человека почти невозможно. Во многих регионах условия формирования затрат, цен, спроса и предложения качественно различаются, дина-мика становления рыночных отношений существенно дифференцирована.

Однако эта проблема в политике реформ до сих пор не учитывается. Центр продолжает политику преобразований по одной модели вне зависимости от исходного состояния социохозяйственных систем регионов, их готовности к рыночным преобразованиям. Такое однообразие подходов яв-ляется крупным методологическим просчетом стратегии и политики ре-форм. Российским регионам было "отказано" в историческом творчестве поиска рыночной модели для страны в целом.

В переходный период, когда логика общего развития определена весьма приблизительно, территориальное многообразие возможных форм преобра-зований является необходимым условием для выявления наиболее рацио-нальных методов рыночных преобразований и построения новой социаль-но-экономической системы. Исходной задачей эконо-мической реформы является сделать Россию как государство, общество и нацию более развитой, а значит, и более богатой страной. Очень важно также то обстоятельство, что, исключая регионы из процесса "исторического творче-ства", в политике реформ не используют фундаментальный фактор ускоре-ния процессов нового системообразования.

1. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного района

1.1. Особенности географического положения и его влияние на развитие района.

Дальний Восток занимает особое место в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе и представляет собой уникальный субконтинент Евразийского материка, омываемый с севера и востока морями Северного Ледовитого и Тихого океанов. Западная граница региона проходит от слияния рек Шилки и Аргуни (начало реки Амур) через хребты Становой, Джугджур и Колымское нагорье до Чаунской губы в Восточно-Сибирском море. С юга Дальний Восток граничит с территориями КНР и КНДР. Его крайняя северная точка - мыс Шелагинский, самая южная - в устье реки Тюмень-Ула.

Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удаленность от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от индустриальных центров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров.

Общая площадь Дальнего Востока составляет 6215,0 тыс. кв. км.(36% от площади страны). Территория Дальнего Востока протянулась вдоль побережья Тихого океана на 4500 км. Здесь расположены самый крупный полуостров - Камчатка (350 тыс. кв. км.), крупнейший остров страны - Сахалин (76,4 тыс. кв. км.), архипелаг с наибольшим числом островов - Курилы и многие другие архипелаги и острова. Дальний Восток имеет самую протяженную среди регионов береговую линию - 17,7 тыс. км. (с островами).

Территория Дальнего Востока располагается в 4 часовых поясах. В I часовом поясе (Камчатская область и Чукотский автономный округ) разница между местным и мировым временем + 12ч. (между местным и московским временем + 9ч.) Во II поясе (Магаданская область) разница между местным и мировым + 11ч. (+ 9ч. с московским). В III (Приморский и Хабаровский края) эта разница составляет + 10ч. (+ 7ч. по сравнению с московским); в IV часовом поясе (Республика Саха (Якутия), Читинская область) + 9ч. (+ 6ч. по сравнению с московским).

Большая часть Дальнего Востока (около 75% территории) занята плоскогорьями и невысокими нагорьями (до 1000-2000 м.). На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы, плоскогорья, горные цепи и хребты. Самые крупные горные образования - хребты Сихотэ-Алинь, Буренский, Верхоянский, Становой, Джугджурский, Корякский, а также Чукотское и Алданское нагорья. На камчатке насчитывается 160 вулканов, из которых 28 относится к разряду действующих, много гейзеров. Камчатка и Курилы входят в сейсмический пояс. Именно на Камчатке находится один из крупнейших действующих вулканов мира - Ключевская сопка (4750 м.). Равнины и низменности занимают лишь сравнительно небольшие площади (около 25% территории), в основном по речным долинам и именно в этих районах сосредоточена основная хозяйственная жизнь региона. Главные равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская, Приханкайская, Центрально-Якутская.

Велико разнообразие почв, соответствующее типам растительных зон: в тундре - тундровые глеевые, болотно-торфяные, в лесотундре - болотистые, подзолисто-торфянистые, в тайге - подзолистые, болотные торфяные, торфяно-глеевые, в южных зонах - бурые и буротаежные, лугово-черноземовидные почвы. Многолетняя мерзлота занимает до 90% площади Дальнего Востока, что затрудняет строительство и земледелие.

1.2. Природно-ресурсный потенциал.

Природные условия Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью, что обусловлено огромной протяженностью территории с севера на юг. Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями. Высота гор в среднем 1000-1500 м.

Дальний Восток располагает богатой и разнообразной минераль-но-сырьевой базой. Разведаны в районе месторождения алмазов, зо-лота, олова, ртути и вольфрама. Имеются огромные топливные ре-сурсы, разнообразное рудное сырье и строительные материалы.

Имеется на Дальнем Востоке сырье и для черной металлур-гии. Железные руды сосредоточены преимущественно на юге Хабаровского края, в Амурской области и Республике Саха.

Хорошо обеспечен Дальний Восток топливно-энергетическими ресурсами. Основные угольные запасы сосредоточены в Кивда-Райчихинском буроугольном районе, Буреинском, Свободненском, Сучанском, Суйфунском, Угловском районах, а также Ленском и Южно-Якутском бассейнах. Ряд месторождений разведан на Сахалине, угленосные отло-жения которого по своему марочному составу отличаются боль-шим разнообразием.

Располагает Дальний Восток ресурсами нефти и газа. В Республике Саха открыта Лено-Вилюйская нефтегазоносная про-винция, имеющая большие перспективы.Наибольшие ресурсы нефти и газа имеются на Сахалине. Здесь эксплуатиру-ется ряд месторождений, самые крупные из которых -- Колендо, Тунгорское, Охтинское, Некрасовское. Особенно перспективен по добыче нефти и газа сахалинский шельф.

Имеются запасы алмазов, особенно в Республике Саха, где разведаны кимберлитовые трубки «Мир», «Айхал», «Удачная». Добыча ведется открытым способом. В бассейнах рек Вилюй и Алдан имеются месторождения исландского шпата и горного хрусталя. В Приморье (пос. Ярославский) открыто крупнейшее в России месторождение плавикового шпата. Дальний Восток занимает важное место в стране по запасам слюды -- флогопита. Основные его месторождения -- Тимптонское и Эмельджанское.

Из химического сырья в районе имеются поваренная соль и сера. Цементным сырьем богаты Приморье и Приамурье.

Климат прибрежной полосы южной части Дальнего Востока сравнительно теплый и влажный, муссонный. По мере продви-жения вглубь материка он становится резко континентальным. Значительная часть территории Республики Саха и Магаданской области находится за Полярным кругом. Зима на Дальнем Вос-токе холодная, сухая. В Якутии самая низкая температура в Северном полушарии (ниже -50°). Лето жаркое в континентальных районах и прохладное - в приморских. Климатические условия региона ока-зывают большое влияние на хозяйственное развитие.

Дальний Восток имеет довольно густую речную сеть. Самые крупные реки - Лена и Амур с множеством притоков. Следует отметить также реки крайней северо-восточной части района -- Яну, Индигирку, Колыму. Реки используются как транспортные пути. Кроме того, они исключительно богаты гидроэнергоресурсами. Построены Вилюйская, Зейская и Бурейская ГЭС.

Обильные летние дожди вызывают речные паводки с наводнениями, что приводит к затоплению сельскохозяйственных угодий. Поэтому здесь необходимо проводить специальные ме-роприятия по охране посевов. Зато благодаря обилию воды в южной части района широко распространены типичные культу-ры тихоокеанских районов Азии -- соя и рис.

На севере огромные пространства занимают тундра и лесо-тундра. Западное побережье Охотского моря, северные части Приамурья и Сахалина, центральную часть Камчатки и почти 80% территории Республики Саха занимают леса, где преобла-дают хвойные породы -- лиственница, сосна, кедр, ель. Южнее 50° северной широты начинаются хвойно-широколиственные леса, образую-щие так называемую Уссурийскую тайгу, где рядом растут пред-ставители растительности северных и южных широт. Здесь про-израстают корейский кедр, маньчжурский дуб, чернокорая береза, липа, ясень, амурский бархат, пробковое дерево, лиственни-ца, железная береза, гуттаперчевое дерево, лимонник. Деревья переплетаются лианами, что делает Ус-сурийскую тайгу похожей на леса субтропиков. Дальний Восток экспортирует лес и продукты его переработ-ки в страны бассейнов Тихого и Индийского океанов.

На юге благоприятны условия для земледелия. Здесь сосредоточены основные сельскохозяйственные угодья района. Леса богаты ценным пушным зверем (горностай, соболь, ли-сица, белка, колонок), имеющим промысловое значение.

В экономике Дальнего Востока исключительно большую и многообразную роль играют моря (Берингово, Охотское и Японское). По Японскому морю пролегают трассы, которые связывают Россию с Японией, КНДР, Республикой Корея, Китаем, США. Значительны и разнообразны промысловые богатства Япон-ского моря. Здесь ловят сельдь, камбалу, треску, лососевых, скумбрию и ряд других ценных промысловых пород. В Япон-ском море добывают также крабов, трепангов, морские водорос-ли и морскую капусту.

Охотское море по рыбным запасам занимает одно из первых мест среди морей, омывающих берега России. В общей добыче рыбы основную массу составляют лососевые породы и сельдь. У западных берегов Камчатки в больших количествах ловятся кра-бы, в Охотском море развит промысел тюленей и китов, на ост-ровах обитают морские котики, промысел которых регулируется международной конвенцией.

Берингово море с каждым годом приобретает все большее экономическое значение в связи с ростом перевозок по Север-ному морскому пути. Здесь добываются ценные породы рыб (кижуч, чавыча, кета, горбуша). У берегов Камчатки развит ки-тобойный промысел. На Дальневосточный район приходится 60 % улова рыбы России.

2. Структура и размещение производственных сил Дальневосточного экономического района

2.1. Территориальная организация и структура производственных сил Дальнего Востока

Ведущие отрасли рыночной специализации Дальневосточного района основывается на широком использовании его природных богатств. Главными отраслями индустрии, с кото-рыми район выступает в межрайонном разделении труда, являют-ся рыбная, лесная и горно-рудная. Из отраслей, укрепляющих комплексное развитие района, значительное развитие получили машиностроение и металлообработка, топливно-энергетическое хозяйство, промышленность строительных материалов, пищевая и легкая индустрия.

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного района принадлежит металлургическому комплексу, который включает горно-рудную промышленность, а также передель-ную черную металлургию.

Быстро росла на Дальнем Востоке добыча цветных металлов, да и сейчас она испытывает не такой значительный спад, как в других отраслях производства.

«Королевой Дальнего Востока» продолжает оставаться золотодобывающая промышленность, которая относится к старейшим отраслям народного хозяйства края. Предприятия этой отрасли размещены по всей территории Дальнего Востока. Магаданская область и Республика Саха дают 2/3 всего золота в России. Наиболее старый район добычи золота - Амурская область.

. Колымо-Индигирский горнопромышленный район связан автострадой с Магаданом и Якутском, а морскими путями - с югом дальневосточного района. Размещение золотодобычи носит очаговый характер.

Добыча и обогащение оловосодержащих руд на Дальнем Востоке распространены во многих местах. По добыче олова в число ведущих районов страны после войны выдвинулся Хабаровский край. Оловосодержащие руды также добывают на западе Еврейской автономной области и вблизи Комсомольска. Но особо значительные масштабы их добыча получила на юге Сихотэ-Алиня, в районе Дальнегорска-Кавалерово.

Очаги горнорудной промышленности созданы по добыче ал-мазов в Верхне-Вилюйском районе Якутии. Здесь уже вырос город алмазодобытчиков - Мирный, соединенный автомобильной доро-гой с Ленском, и построена Вилюйская ГЭС. Создаются очаги по освоению алмазов на месторождениях «Айхал» и «Удачное» куда проложена автомобильная дорога.

Дальневосточные моря составляют богатейшую базу рыбной промышленности. Они дают 60 % добычи рыбы в России. Наличие богатых и разнообразных рыбных ресурсов и ос-нащение лова современной техникой обеспечивают высокую эф-фективность промысла рыбы: себестоимость рыбы-сырца здесь ниже, чем в северных и западных морях, прилегающих к европей-ской макрозоне.

Районами активного лова стали Берингово и Охотское моря (рыба и морской зверь), Японское море (рыба), Тихий и Индийский океаны, Антарктика. В водах, омывающих южную и западную части Камчатки и Курильские острова, ведется лов крабов.

Наиболее важный фактор ориентации рыбной промышленности -- сырьевые ресурсы, то есть вся отрасль в целом ориентируется на побережье (это относится к береговому хозяйству).

В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены крупные отрасли индустрии райо-на. На их долю приходится 1/5 стоимости производимой промыш-ленной продукции и почти 1/3 промышленно-производственного персонала. Собственно машиностроение развито лишь в Примор-ском и Хабаровском краях и в Амурской области, в остальных об-ластях и Якутии налажены ремонтное дело и производство некото-рых запасных частей для машин и техники местного хозяйства.

Наибольшее развитие получили судостроение и судоремонт, прямым образом связанные с рыбной промышленностью, мор-ским и речным транспортом. Судостроительные и судоремонтные предприятия есть в морских и речных портах района. На них стро-ятся малые и средние рыболовные суда и ремонтируются круп-ные.

Создано сельскохозяйственное машиностроение, представленное заводом (Биробиджан), выпускающим разнообразную технику, приспособленную к особенностям природных условий Дальнего Востока, в том числе комбайны с гусеничным ходом. Многочис-ленные ремонтные базы построены во всех основных сельскохо-зяйственных районах, на некоторых из них изготавливаются запас-ные части. Транспортное машиностроение представлено много-численными авторемонтными предприятиями и ремонтными за-водами железнодорожного транспорта в Уссурийске, Южно-Саха-линске и Свободном.

За последние годы заметное развитие получили электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение в Хаба-ровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане и в не-которых других городах.

В производстве товаров народного по-требления (без пищевой промышленности) подавляющую часть продукции дают предприятия Хабаровского и Приморского краев. Наибольшее развитие из отраслей легкой промышлен-ности получили швейная, трикотажная и обувная. Но и они далеко не обеспечивают своими товарами потребности населения района. Значительная их часть поступает из других районов России.

Топливно-энергетический комплекс района развива-ется опережающими темпами. Энергетическое хозяйство основы-вается главным образом на использовании бурых и каменных уг-лей. Более половины добычи бурых углей дают месторождения Приморского края, значительную часть - Амурской и в меньшей степени Сахалинской областей.

На северо-востоке Сахалина - от Охи до Катангли - добывает-ся нефть. Отсюда по двум нефтепроводам она поступает на нефтеперерабатывающие заводы Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти на острове невелики и далеко не удовлетворяют потребности района. Поэтому много нефти и нефтепродуктов на Дальний Восток завозится из Западной Сибири.

2.2. Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Огромные лесные богатства Дальнего Востока (около 11 млрд. куб.м.) обусловили здесь создание одного из крупнейших лесозаготовительного и деревоперерабатывающего комплекса, эффективность которого определяется концентрацией крупных лесных ресурсов, в том числе многих ценных пород древесины, с высокой долей в составе лесов спелых и переспелых деревьев. На размещение лесной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и сильное значение - фактор районов потребления готовой продукции. На размещение деревообрабатывающей промышленности одинаково сильное значение оказывают 2 фактора: сырьевые ресурсы и районы потребления готовой продукции. На размещение целлюлозно-бумажной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и одинаково слабое значение оказывают 2 фактора: топливно-энергетических ресурсов и районов потребления готовой продукции.

Больше всего древесины - свыше 40 % - заготовляет Хабаровский край. Среди лесных товаров, вывозимых из Хабаровского края, нужно, прежде всего, назвать стандартные дома, фанеру, тару, паркет, хвойно-витаминную муку, кормовые дрожжи, этиловый спирт и углекислоту. Из хвойных деревьев к наиболее ценным относятся даурская лиственница, аянская ель, сибирская и корейская пихты. Их древесина может быть использована для получения целлюлозы, лаков, красной краски, клеящих и дубильных веществ, а также как строевой лес.

Уровень развития лесной и деревообрабатывающей промышленности пока еще не в полной мере соответствует имеющимся здесь возможностям. Много широколиственной древесины остается невывезенной, в то время как хвойные породы вывозятся полностью.

Одним из главных направлений повышения экономической эффективности лесной и деревообрабатывающей промышленности Дальнего Востока является создание не отдельных изолированных, хотя и мощных предприятий, а крупных лесопромышленных комплексов, состоящих из производств по заготовке древесины, и ее последовательной и глубокой механической и химической обработке.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на Дальнем Востоке. Особенно большое развитие они получили в Хабаровском и Приморском краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда значительная часть пиломатериалов поступает на экспорт.

2.3. Значение транспорта и экономических связей в хозяйстве Дальнего Востока

В Дальневосточном районе функционируют все сущест-вующие виды транспорта, но основную роль играет желез-нодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магист-рали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая пере-возки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветка-ми к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С построй-кой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихо-океанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строи-тельство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петро-павловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транс-порта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труд-нодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохра-няется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необ-ходимо отметить, что район больше получает грузов, чем выво-зит. Основной объем перевозок приходится на железные до-роги.

Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %.

В настоящее время основным внешнеэкономическим партне-ром на Дальнем Востоке является Япо-ния. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ре-сурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производ-ству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось со-здать новые экспортные базы в этом удаленном от основных раз-витых районов и центров регионе, усилить его транспортную осна-щенность.

По многим направлениям расширяются внешнеэкономические свя-зи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет пригранич-ная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторожде-ниям железной руды. Это объясняется не только тем, что россий-ская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не мо-гут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэто-му весьма вероятно участие китайского капитала в разработке мес-торождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугу-на и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую си-туацию региона в целом.

В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных предприятий.

3. Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района

Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Юж-но-Якутского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная ме-таллургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железо-рудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский ком-плекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других по-лезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древеси-ны довести до 6 млн.м3. (особенно ели, пихты).

В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Необходимы поэтому приори-тетная инвестиционная программа для региона и привлечение ино-странных инвестиций, в первую очередь соседних государств - Япо-нии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано Соглашение с Китаем о демаркации государст-венной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов..

Первоочередной экономической задачей Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод теп-ловых электростанций на более эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей.

Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии региона является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион.

В составе первоочередных мер по стабилизации социально-эконо-мического положения в регионе предусматривается ликвидация дефицита энергоснабжения путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого объема добычи местного угля. Дотационная под-держка предприятий топливно-энергетического комплекса должна соче-таться с политикой сдерживания тарифов на электроэнергию

В горнорудной промышленности намечено значительно расширить сы-рьевую базу по добыче золота, титана, олова, полиметаллов. Основное направление развития лесопромышленного комплекса - уве-личение производства и экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а также другой продукции глубокой переработки древесины.

Заключение

Дальний Восток отличается наиболее высоким в стране положительным сальдо миграции населения. Интенсивность миграции здесь значительно выше, чем в целом по России. В общем, увеличении населения в последние годы на естественный прирост при-ходилось 65 %, а на приток извне - 35 %.

Развитие социальной сферы в районе отстает от уровня России в целом. Вместе с тем показатели темпов роста розничного товарооборота торговли, включая общественное питание на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России.

Дальний Восток поставляет народному хозяйству страны алмазы, золото, олово, вольфрам, ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец. Он дает 87 % общего производ-ства сои, 40 % улова рыбы и морепродуктов, 9 % вывозки древесины, 7 % производства целлюлозы, 16 % внешнеторгового морского оборота.

Принципиальное значение для Дальнего Востока имеет создание свободных экономических зон (Находка), совместных предприятий, специализированных на строительстве рыборазводных заводов, судоремонтных и судостроительных мощностей, разведении морепродуктов, создании объектов деревообработки и целлюлозно-бумажной промыш-ленности. Целесообразно создание на льготных условиях совместных предприятий по производству промышленной и бытовой электроники. Уже создаются совместные предприятия в пищевой промышленности, судоремонте. Южно-корейские бизнесмены предложили услуги по модернизации морских портов. Развиваются связи с Японией и США по линии рыбной промышленности, судоремонту, туризму. Весьма эффективно создание туристических компаний по развитию в регионе транспортной и сервисной систем.

Список используемой литературы

1. Бусыгина И. Российский Дальний Восток//Мировая экономика и международные отношения. 2002г. №7.

2. Гранберг А., Ишев В. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья: первые шаги//Экономист. 2000г. №9.

3. Размещение производственных сил: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. - 3-е изд., - М.: Экономика, 2001. - 588 с.

4. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - 472с.

5. Экономическая география РФ: Учебник для экон. спец. Вузов / Под ред. А.Д. Данилова, В.В. Кистанова и С.И. Ледовских. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2003, 504 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека