Денежно-кредитная (монетарная) политика
Содержание
7. Рынок: понятие, структура и инфраструктура рынка, функции рынка. Классификация видов рынка
31. Денежно-кредитная (монетарная) политика, ее суть и характеристика ее инструментов
43. Задача
Список использованных источников
7. Рынок: понятие, структура и инфраструктура рынка, функции рынка. Классификация видов рынка
Рынок представляет собой определенную форму организации хозяйственной жизни общества, это единство товарного и денежного обращения, посредством которого он оказывает воздействие на общественное производство и весь воспроизводственный процесс.
Рынок берет свое начало в обмене. Независимо от того, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух контрагентов или субъектов обмена - продавцов и покупателей. Их взаимодействие между собою создает спрос и предложение. Развитие рынка предполагает и развитие его субъектов - производителей и потребителей. Поэтому изучение рынка сопряжено с пониманием субъектов рынка, их поведением.
Рынок как процесс взаимодействия продавцов и покупателей может возникнуть, существовать и развиваться при наличии ряда существенных для него признаков. Первым признаком рынка выступает свобода поведения на нем продавцов и покупателей. Действия продавца (производителя) могут быть регламентированы ограниченностью ресурсов, но в таком случае у него должна быть свобода выбора рода деятельности. Все зависит от его умения найти «нишу» для приложения капитала и возможностей. Но рыночные производители не должны быть ограничены в своих действиях юридическими актами. В свою очередь, покупатели также не должны быть ограничены в выборе товаров. Их действия могут определяться только предпочтениями и денежными возможностями.
Вторым признаком рынка является свободное колебание цен. На рынке не должно быть монополии. Достигается это за счет присутствия множества продавцов и множества покупателей, что не позволяет им сговориться и установить контроль над ценами. Если подобная ситуация все же возникает, государство должно предотвращать и устранять ее посредством разработки и принятия системы антимонопольных мер.
Наконец, третьим признаком рынка является ориентация на потребителя. В обществе должны создаваться товары и услуги, необходимые потребителям, и приобретаться они должны на рынке, посредством купли-продажи. Ряд изделий и благ изготовляются для собственного потребления, но они не являются товаром.
Названные три признака в своей совокупности образуют парадигму рынка.
Субъекты рынка - продавцы и покупатели - могут быть физическими и юридическими лицами.
Физическим лицом рыночных отношений является любой человек, продающий или покупающий на рынке товар. В качестве юридических лиц выступают предприятия и организации, покупающие или продающие товары и наделенные специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом выступает также государство. Таким образом, субъектами рынка выступают граждане, предприятия, организации, фирмы, корпорации, совместные предприятия, государство, вступающие между собою в те или иные рыночные отношения.
Кроме понятия субъектов существует также понятие объектов рыночных отношений. В качестве объектов выступают товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок; факторы производства заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), а также производственные ресурсы - полезные ископаемые, капитал, трудовые ресурсы и т.д.
В современных условиях рынок представляет собою весьма сложный хозяйственный организм. Существуют различные подходы к определению структуры рынка. Так, рынок ассоциировался со сферой товарообмена и дифференцировался по объектам рыночных отношений: выделялись рынок средств производства, рынок продовольственных товаров, сырьевой рынок и т.д. Это было оправданным, ибо марксизм, как господствующая идеология ряда стран, отрицал рынок труда, в бывших социалистических странах практически не использовались ценные бумаги и т.д. Сейчас положение изменилось. Движение к рынку привело к формированию трех крупных звеньев рыночных отношений: рынка труда, товарного рынка, рынка валюты и ценных бумаг. Такое деление наиболее полно отражает структуру рынка.
Переход к системе рыночных отношений по-иному поставил проблему занятости и безработицы. Долгое время считалось, что советский общественно-политический строй создает неограниченные возможности для обеспечения занятости населения, и задача состояла лишь в том, чтобы создать действенный механизм вовлечения работников в общественное производство. Принцип всеобщей обязательности труда создавал социальный климат для повсеместного, зачастую неоправданного включения населения в общественное производство. Переход к рынку обнажил старую проблему труда и занятости населения и потребовал для ее разрешения немедленного формирования бирж труда, принятия решительных экономических и социальных мер по регулированию безработицы. Ряды безработных быстро растут за счет ранее существовавшей скрытой безработицы, уволенных с предприятий из-за структурной перестройки, развития кризисных процессов и т.д. Вследствие этого рынок труда складывается как система сложных общественных отношений, в которой соединяются, взаимоувязываются и переплетаются интересы государства, работников, предприятий и предпринимателей.
Существование рынка труда предполагает наличие биржи труда, сложной системы подготовки и переподготовки кадров. В зависимости от характера осуществления данного процесса различают два типа рынка труда: внешнего и внутреннего. Внешний рынок - это обычный рынок профессий, ориентированный на законченную профессиональную подготовку работников, дающую диплом или сертификат об образовании. Внутренний рынок труда ориентируется на движение кадров внутри предприятия или фирмы. Для него характерна курсовая система подготовки кадров, более экономная и рациональная с точки зрения руководства фирмы. Эта система эффективна в случаях возникновения необходимости в переобучении рабочим профессиям.
Следующим структурным элементом рынка выступает рынок товаров. Реализация товарных ценностей осуществляется в двух основных формах - оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля - это продажа товаров крупными партиями. Розничная торговля связана с продажей товаров населению. Каждая из названных форм торговли подразделяется на свои виды. Так, оптовая торговля может осуществляться посредством бирж и ярмарок; розничная производится через универсальные и специализированные магазины, посылочную торговлю, реализацию товаров посредством каталогов и заказов. В нашей стране розничная торговля осуществляется в трех основных формах: государственная, кооперативная и открытая рыночная торговля. Кроме того, существует разветвленная сеть объектов общественного питания.
Товарное обращение функционирует в единстве с денежным. Развитие рынка средств производства требует расширения границ коммерческой деятельности предприятия, что ставит вопрос о движении ссудного фонда, формировании относительно самостоятельного рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг предполагает движение облигаций и акций. Облигации представляют собою долговые обязательства, выдаваемые государством на определенных условиях при выпуске внутреннего займа. Продажа облигаций является средством мобилизации доходов трудящихся на нужды народного хозяйства. Акция - это ценная бумага, свидетельствующая о вложении определенной суммы денег в развитие предприятия, учреждения или организации. Доход по акциям колеблется в зависимости от доходности производства. Развитие рынка ценных бумаг требует четкой работы фондовой биржи, осуществляющей движение ценных бумаг.
Инфраструктура рынка представляет собой систему специализированных институтов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. В нее включаются сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д.
Ядром рыночной инфраструктуры выступает банковская система, представляющая собой мощную финансовую организацию, состоящую из ряда соподчиненных звеньев, осуществляющих финансовые операции в стране. В банковскую систему входит прежде всего государственный (национальный) банк, коммерческие, ипотечные (осуществляют кредитование под залог недвижимости), инновационные и инвестиционные банки.
Центральный (национальный) банк страны осуществляет эмиссию денежных знаков, регулирует денежное обращение, ведет кредитование коммерческих банков, выполняет расчетные операции.
Коммерческие банки выполняют кредитование и расчетные операции. Необходимые для этих целей денежные средства отчасти получают от центрального банка, отчасти - посредством аккумулирования временно свободных денежных средств, имеющихся у частных лиц, учреждений, организаций, иностранных вкладчиков.
В современных условиях банки все чаще выступают в роли инвесторов, вкладывая свои средства в ценные бумаги, и таким образом кредитуя государство. Коммерческие банки предоставляют гражданам ссуды для приобретения товаров длительного пользования, строительства домов, дач и т.д., проводятся трастовые, или доверительные, операции, заключающиеся в том, что они на доверительной основе, выполняя роль опекуна, распоряжаются имуществом физических и юридических лиц. Кроме того, коммерческие банки, как и центральный, выполняют расчетно-кассовые операции для населения, предприятий и организаций.
Наряду с банковской системой важным звеном рыночной инфраструктуры выступают биржи - товарные, фондовые и биржи труда. Биржа - это организованный оптовый рынок с аукционной куплей-продажей товаров, ценных бумаг и валюты. Различают товарные, фондовые и валютные биржи. Товарные биржи могут быть специализированными (торгуют одним-двумя товарами) и универсальными (продаются разнообразные товары), национальными и международными. На фондовой бирже осуществляются операции с ценными бумагами. В настоящее время в мире функционирует свыше 200 фондовых бирж, размещенных более чем в 60 странах. Что касается валютных бирж, то они не получили достаточного распространения (имеются только в Германии и Франции). В большинстве государств валютные операции осуществляются на межбанковском валютном рынке.
Функции рынка весьма многообразны. К важнейшим из них следует отнести функцию регулирования общественного производства. Дело в том, что фирмы, корпорации могут оценивать ситуацию на рынке лишь посредством экспертных оценок. Фирма анализирует конъюнктуру рынка и на этой основе делает прогноз своих действий, однако окончательная ситуация может проясниться только после поступления товаров на рынок. Устанавливаемое здесь соотношение спроса и предложения предопределит, какие товары и в каком объеме нужны потребителю. Таким образом, происходит корректировка производства относительно нужд и запросов покупателей материальных благ и услуг.
Весьма важна для экономики ценообразующая функция рынка. Уровень цен свидетельствует об объеме и тенденциях развития спроса, об издержках и уровне рентабельности, о доходах населения и т.д. Только рынок устанавливает уровень цен на реализуемые товары и услуги.
С ценообразующей тесно связана информационная функция рынка. Информация снабжает субъектов рыночных отношений оперативными сведениями об уровне цен, числе состоявшихся продаж и т.д., позволяя принимать тактически и стратегически верные решения.
Следующая функция рынка - конкурентообразующая. Конкуренция - двигатель научного и технического прогресса. Самым мощным оружием конкуренции выступают издержки и цены, а рынок в этом плане дает очень четкую и всеобъемлющую информацию. Таким образом, вполне оправдан тезис о том, что рынок и конкуренция в известном смысле синонимы, так как одно не существует без другого. Конкуренция принуждает производителей к деловой активности, поиску новых возможностей экономического роста.
Однако конкуренция обладает и разрушительной силой, в связи с чем выделяется еще одна функция рынка - санирующая. В условиях рыночных отношений убыточные производства не получают дотаций. Об их положении свидетельствуют состояние цен и уровень издержек, и если положение не изменяется, то такие предприятия разоряются. Не выдерживающие конкуренцию производства сходят со сцены. Конечно, их можно преобразовать, модернизировать, сохранив даже прежние названия, однако это будут новые производители и продавцы. Посредством санирования национальная экономика очищается от экономически слабых, нежизненных субъектов, появляется молодая, полная жизни производственная поросль.
Классификация рынка.
Первый критерий: по объектам:
- рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
- рынок факторов производства;
- финансовый рынок;
- рынок научно-технических разработок, патентов;
- рынок информации;
- рынок средств обращения;
- рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
- рынок лицензий и др.
Второй критерий: по субъектам:
- рынок покупателей;
- рынок продавцов;
- рынок государственных учреждений,
- рынок промежуточных продавцов посредников.
Третий критерий: по географическому положению:
- местный (локальный) рынок;
- региональный рынок;
- национальный рынок;
- мировой рынок.
Четвертый критерий: по уровню насыщения:
- равновесный рынок;
- дефицитный рынок;
- избыточный рынок.
Пятый критерий: по степени зрелости:
- неразвитый рынок;
- развитый рынок;
- формирующийся рынок.
Шестой критерий: по степени ограниченности конкуренции:
- свободный рынок;
- монополистический рынок;
- олигополистический рынок;
- смешанный рынок.
Седьмой критерий: по соответствию действующему законодательству:
- легальный рынок;
- нелегальный («черный» и «серый») рынок.
Восьмой критерий: по отраслям:
- автомобильный рынок;
- компьютерный рынок и т.д.
Девятый критерий: по характеру продаж:
- оптовый рынок;
- розничный рынок.
Десятый критерий: с учетом ассортимента товаров:
- замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
- насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
- рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
- смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
31. Денежно-кредитная (монетарная) политика, ее суть и характеристика ее инструментов
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это - важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики. Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
Основной посылкой классиков о «саморегулирующемся капитализме» являлось положение о том, что государство не должно вмешиваться в экономический процесс, но оно обязано строго следить за количеством находящихся в обращении денег и не допускать их излишества. Кейнсианцы же не отрицали экономическую роль денег, но считали, что пределы инфляции должны регулироваться государством. Вплоть до начала 70-х гг. XX в. в экономической политике развитых стран господствовал кейнсианский подход, однако в начале 70-х гг. XX в. мировая финансовая система не раз потрясалась резкими колебаниями валютных курсов, крахами на фондовых биржах, что остро поставило проблему роли денег в производстве валового национального продукта и развитии совокупного спроса. В этих условиях и возникла теория монетаризма, появление которой связывают с именем американского экономиста Милтона Фридмана. За раскрытие роли денег в повышении уровня экономической активности производства М. Фридману в 1976 г. была присуждена Нобелевская премия.
Кейнсианцы, как известно, утверждали, что при капитализме существует несоответствие между планируемыми инвестициями и сбережениями населения, и это несоответствие порождает периодическую инфляцию и безработицу. Поэтому, по их мнению, государство должно играть стабилизирующую роль, активно использовать в этих целях кредитно-денежную политику. Монетаристы, наоборот, утверждают, что государство своими непродуманными действиями и манипуляциями с фискальной и кредитно-денежной системой способствует дестабилизации системы, усиливает циклические колебания в экономике.
В движении общественного продукта монетаристы акцент делают на деньги. Основополагающим условием монетаризма является уравнение обмена, имеющее вид:
MV = PQ,
где М - предложение денег;
V - скорость обращения денег, точнее скорость оборота одноименной денежной единицы в течение года;
Р - уровень цен или, вернее сказать, средняя цена, по которой продается единица физического объема производства;
Q - физический объем произведенных товаров и услуг.
Что-то аналогичное есть и у кейнсианцев:
Са + Ln + Хп + + G = ЧНП,
где Са + Ln +Xn + G - совокупные расходы;
ЧНП - чистый национальный продукт или объем производства в стране.
Приведенное кейнсианское уравнение легко преобразуется в монетаристское уравнение, ибо MV является эквивалентом Са + Ln + Хп + + G. Что касается ЧНП, известно, что он представляет собою сумму физического объема производства различных товаров и услуг (Q), умноженную на соответствующие им цены (Р). Значит ЧНП = PQ, и соответственно равны кейнсианское и монетаристское уравнения. Различие состоит в сущности проблемы: кейнсианское уравнение отводит деньгам второстепенную роль, а монетаристы именно в денежном предложении видят единственный важный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Следует одновременно конкретизировать, что монетаризм входит органическим звеном в классическую теорию совокупного спроса.
Как и классики в целом, монетаристы считают, что скорость обращения денег стабильна, она меняется, но постепенно и предсказуемым образом, а это говорит о том, что производство и спрос могут уравновешиваться между собою. Поэтому, если деньги разумно инвестировать в производство, то за этим последует расширение спроса. Деньги в силу этого являются решающим фактором экономической активности и уровня цен. У них денежные предложения - «причина», а ВНП - «следствие».
С точки зрения кейнсианцев, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Скорость обращения денег колеблется как в течение цикла, так и в длительной перспективе. Отсюда вывод: связь между изменением денежного предложения и последующим изменением ЧНП слаба и сомнительна. Гораздо более мощным средством стабилизации экономики кейнсианцы считают фискальную политику. Монетаристы абсолютно отвергают ее в качестве регулирующего фактора производства. Безрезультатность фискальной политики, по их мнению, обусловлена эффектом вытеснения. Суть его трактуется так: государство посредством налогов или через государственные займы изымает деньги у населения, тем самым оно вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за инвестиционные фонды, вытесняет частный сектор из сферы инвестиций, а значит и бизнеса. Кейнсианцы не признают это вытеснение значительным для экономического развития и роста чистого национального продукта. Таково в общих чертах различие между монетаристской и кейнсианской концепциями роли денег в экономике.
Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:
а) национальный банк страны и министерство финансов;
б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль (обычно это сберегательный, инвестиционный и экспортно-импортный банк);
в) ассоциация (союз) коммерческих банков;
г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.
В денежно-кредитной политике есть смысл выделять два основных направления:
1) поддержание должного состояния самой денежно-кредитной сферы;
2) использование денежно-кредитной сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных ее отраслей. Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег).
В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:
а) поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;
б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;
в) сохранение доверия населения к национальной банковской системе;
г) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.
Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.
В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:
1) критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально-экономического развития на предстоящий период;
2) подбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики с учетом доминирующих теоретических конструкций;
3) приведение в движение избранных монетарных факторов воздействия, контроль за ситуацией в денежно-кредитной сфере;
4) передача воздействия мобилизованных средств воздействия или монетарных факторов (кредитование, инвестирование, изменение процентной ставки и т. д.) на экономические процессы.
Главным субъектом государственной денежно-кредитной политики выступает Центральный банк страны, который является специальным агентом правительства, хранит золотовалютные резервы державы. Он же разрабатывает программы денежно-кредитной политики, доводит коммерческим банкам соответствующие распоряжения и предписания.
В качестве основных инструментов денежно-кредитного регулирования ЦБ выделяются:
1) операции на вторичном рынке с государственными и собственными ценными бумагами;
2) регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной дисконтной политики;
3) изменение норматива отчислений в обязательные резервы и регулирование ликвидности национальной платежной системы;
4) валютное регулирование;
5) лимитирование объема активных и пассивных операций коммерческих банков (объем кредитования, банковская маржа, объем привлечения заемных средств и т. п.);
6) административное регулирование, лицензирование, аттестация кадров и т. п.
Среди перечисленных выше средств воздействия при желании можно выделить экономические и административные, прямые и косвенные методы регулирования. Обычно они взаимно дополняются, а их реальное соотношение изменяется в зависимости от состояния экономической конъюнктуры.
В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства есть основание выделять несколько основных этапов. Начало первому этапу было положено принятием Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты Национальному банку Республики Беларусь было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства. Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансией. Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.
43. Задача
Если фирма произведет 10 тыс. штук изделий и средние переменные издержки составят 4 денежных единицы, а средние постоянные - 3 денежных единицы, в каком размере ожидается сумма общих издержек?
Решение:
Общие издержки производства есть расчетная величина, отражающая все текущие затраты на определенный период времени, вовлеченных в производство экономических ресурсов.
Общие издержки производства (ТС) состоят из переменных и постоянных издержек:
TC = TFC + TVC,
где TFC - постоянные издержки;
TVC - переменные издержки.
Средние издержки производства - это текущие затраты экономических ресурсов, приходящиеся на единицу продукции.
Переменные издержки (TVC) рассчитываются по формуле:
TVC = АVС ? Q,
где АVС - средние переменные издержки;
Q - объем выпуска продукции.
TVC = 4 ? 10 000 = 40 000 ден. ед.
Соответственно,
TFC = 3 ? 10 000 = 30 000 ден. ед.
Таким образом,
TC = 40 000 + 30 000 = 70 000 ден. ед.
Список использованных источников
1. Лемешевский И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. - 632 с.
2. Основы экономической теории: Метод. пособие/ под. ред. Э.И. Лобковича. - Мн.: ООО Мисанта, 1995. - 128 с.
3. Экономическая теория: Практикум/ В.Л. Клюня, Л.И. Дакуко, М.Л. Зеленкевич и др.; под. ред. В.Л. Клюни, Л. И. Дакуко. - Мн.: ТетраСистемс, 2001. - 112 с.
4. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608 с.
5. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие/ Под ред. Э.И. Лобковича. - Мн.: ООО Новое знание, 2000. - 664 с.