Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Деятельность центра информационных ресурсов и технологий НАН РБ как стратегической единицы построения информационного общества в Республике Беларусь

Деятельность центра информационных ресурсов и технологий НАН РБ как стратегической единицы построения информационного общества в Республике Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

на тему:

"Деятельность центра информационных ресурсов и технологий НАН РБ как стратегической единицы построения информационного общества в Республике Беларусь"

МИНСК, 2009

Характеристика организации, основные миссия, стратегия и организационная структура

Государственное научное учреждение "Национальный центр информационных ресурсов и технологий" Национальной академии наук Беларуси (далее - Центр) было создано в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №7 от 5 марта 2002 г.

Центр является головной организацией-исполнителем ключевых проектов программы информатизации "Электронная Беларусь", по разработке стратегий формирования информационного общества и созданию единого информационного пространства Республики Беларусь, содействию развития национальной информационной инфраструктуры и формированию национальных информационных ресурсов, а также разрабатывает и реализует мероприятия, предложения по нормативному правовому и нормативно-методическому обеспечению процессов развития системы научно-технической информации (далее - НТИ) в Республике Беларусь.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. №8 Центр назначен головной организацией по развитию единой научно-информационной компьютерной сети Республики Беларусь на 2003-2005 гг.

Основной целью Центра является проведение научных исследований и разработок в области информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов и систем.

ГНУ "Национальный центр информационных ресурсов и технологий" Национальной академии наук Беларуси является головной организацией-исполнителем ключевых проектов программы информатизации "Электронная Беларусь", по разработке стратегий формирования информационного общества и созданию единого информационного пространства Республики Беларусь, содействию развития национальной информационной инфраструктуры и формированию национальных информационных ресурсов.

Миссия ГНУ "Национальный Центр информационных ресурсов и технологий" [1]: Содействие становлению и развитию научно-технического потенциала и фундаментальных исследований в области внедрения информационных и технологий в Республике Беларусь, поддержание высокого уровня разработок, обмен опытом и эффективное международное сотрудничество в сфере информатизации, содействие построению информационного общества в Республике Беларусь.

Основная стратегия деятельности ГНУ "Национальный Центр информационных ресурсов и технологий:

1. Создание системы информационного обеспечения научных исследований научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь.

2. Информационно-коммуникационное обеспечение деятельности Парка высоких технологий.

3. Создание научной компьютерной сети Республики Беларусь и развитие ее внешних коммуникаций с Общеевропейской компьютерной сетью GEANT.

4. Совершенствование структуры Национального центра в связи с его реорганизацией в Государственное научное учреждение. Необходимо создание новых исследовательских подразделений с целью расширения тематики выполняемых фундаментальных и прикладных научных исследований.

5. Расширение связей Центра с высшими учебными заведениями, ИТ - компаниями - резидентами Парка высоких технологий по организации подготовки дипломных работ и диссертаций на соискание ученой степени магистра наук по тематике центра, а также международной структуры по подготовке в Беларуси специалистов по управлению национальной и ведомственной компьютерными сетями.

Организационная структура управления

Общая структура Центра разрабатывается и совершенствуется, исходя из основных направлений научных исследований и текущих задач Центра, обсуждается научно-техническим Советом и утверждается генеральным директором.

По состоянию на декабрь 2006 г. в Центре на постоянной основе работает 49 человек. Численность работников варьируется в зависимости от объема выполняемых научных, производственных, коммерческих и хозяйственных работ. Подавляющее большинство сотрудников - работники интеллектуального труда, что объясняется спецификой деятельности предприятия.

Основными структурными научно-исследовательскими подразделениями Центра являются отделы, лаборатории и сектора. В случае производственной необходимости, для обеспечения научной, инновационной, патентно-лицензионной, издательской и иной деятельности, в отделах и лабораториях могут создаваться научно-исследовательские секторы.

Согласно Уставу, Центр может выделять на отдельные балансы свои опытные производства и другие структурные подразделения. С согласия органов управления НАН Беларуси Центр может создавать представительства, филиалы и несет ответственность по обязательствам, связанным с их деятельностью. Активы и пассивы балансов таких подразделений включаются в общий баланс Центра.

Организационная структура управления "Национальным центром информационных ресурсов и технологий" представлена на рис. 1.

Рис. 1. Организационная структура управления Центром

Основные задачи деятельности Центра:

- разработка мероприятий по формированию государственной научно-технической политики, координация и научное обеспечение развития и внедрения высоких информационных технологий в Республике Беларусь, включая разработку методологии проведения государственной научно-технической экспертизы предложений по вопросам приобретения за рубежом высоких технологий и оборудования за счет средств республиканского бюджета;

- разработка стратегии, технологий формирования информационного общества и создания единого информационного пространства Республики Беларусь, включая проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в области создания информационных технологий и систем, информационных ресурсов, компьютерных и телекоммуникационных сетей, комплексов программно-технических средств и программного обеспечения;

- разработка и реализация мероприятий по обеспечению развития системы научно-технической информации (НТИ), предложений по нормативному правовому и нормативно-методическому обеспечению развития системы НТИ;

- проведение по поручению руководства Академии наук научных экспертиз важнейших научных, научно-технических и народно-хозяйственных программ, инновационных проектов, а также проектов нормативных правовых актов в сфере информатизации и системы НТИ в Республике Беларусь;

- координация деятельности, разработка структуры и форматов описания, методологии формирования и государственной регистрации информационных ресурсов, информационных систем и технологий в Республике Беларусь, в том числе в сфере государственной системы НТИ;

- разработка предложений по формированию государственной политики по управлению информационными ресурсами, а также государственной программы, создания, хранения и использования национального информационного ресурса, координация работ по ее выполнению;

- формирование национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, включая проектирование, создание и эксплуатацию Белорусской космической системы дистанционного зондирования земли, Национальной научно-информационной компьютерной сети и научно-информационной компьютерной сети НАН Беларуси с обеспечением выхода в панъевропейские научно-образовательные сети;

- создание и развитие системы информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности, органов государственного управления, физических и юридических лиц, включая разработку и внедрение пилотных проектов сетевых телематических приложений в различных отраслях (электронное обучение, электронная торговля, электронные библиотеки, электронная медицина, геоинформационные системы, электронный документооборот);

- анализ состояния и тенденций развития национального и международных рынков информационных ресурсов, технологий и услуг, информационно-методическое обеспечение процессов развития системы НТИ в стране, соответствующее международным нормам и стандартам;

- анализ практики применения законодательства, разработка предложений по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы Республики Беларусь в сфере развития системы НТИ;

- разработка методологии, инфраструктуры, организационного и нормативно-методического обеспечения государственной системы сертификации, стандартизации, контроля создания и развития систем НТИ (включая экспертизу технических условий, согласование проектных решений, контроль хода выполнения и внедрения результатов проектов);

- разработка прогнозов развития и государственных программ в сфере системы НТИ, анализ хода их реализации;

- разработка предложений по финансированию научных исследований и разработок в сфере развития системы НТИ, анализ эффективности использования выделяемых на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов, разработка предложений по финансированию государственной системы НТИ из средств республиканского бюджета;

- осуществление международного сотрудничества по развитию системы НТИ, участие в международных организациях, межгосударственных программах и проектах, осуществление в установленном порядке связи с организациями, учреждениями, учеными и специалистами зарубежных стран;

- организация и координация информационной и издательской деятельности в Беларуси в сфере системы НТИ;

- подготовка специалистов в области разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в соответствии с международными стандартами.

- изучение и обобщение достижений мировой науки по профилю Центра и содействие их практическому использованию;

- подготовка научных кадров высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру и соискательство;

- повышение квалификации научных работников и специалистов, в том числе в зарубежных научных центрах;

- разработка и внедрение новых информационных телекоммуникационных технологий, информационных систем и сетей, выполнение проектов в сфере развития информатизации и системы НТИ;

- развитие собственного научно-технического потенциала.

В соответствии с выделенными целевыми приоритетами, построим "дерево целей" ГНУ "Национального Центра информационных ресурсов и технологий, отражающее его основные цели и подцели (рис. 2).

В области маркетинга:

1. Эффективное продвижение товаров и услуг на рынки.

2. Привлечение дополнительных инвестиционных вложений.

3. Рекламная деятельность выполняемых научно-технических проектов.

4. Повышение престижности и известности Центра среди научных и коммерческих организаций.

5. Мониторинг отечественных и зарубежных рынков.

6. Научно-методическое обеспечение процессов информатизации и выполняемых исследований и разработок.

Рис. 2. Дерево целей Центра информационных ресурсов и технологий

7. Участие в выставках, научно-практических конференциях, международное сотрудничество, обмен опытом в области информационных технологий.

Все маркетинговые мероприятия направлены на привлечение дополнительных инвестиционных вложений и финансовых ресурсов, а также на повышение уровня информационной осведомленности граждан Республики Беларусь и юридических лиц, участвующих в процессах информатизации.

В области производства и НТП:

1. Использование новейшей техники и научных разработок, баз данных при реализации научно-технических программ и исследований.

2. Международное сотрудничество и обмен опытом в области информационных технологий, проводимых исследованиях и разработках.

3. Ориентация на проведение стратегически важных и высокоэффективных для Республики Беларусь программ, исследований и разработок.

4. Изучение и внедрение зарубежного опыта в сфере внедрения и обеспечения процессов информатизации в обществе.

5. Осознание каждым работником важности выполняемых функций, корпоративный дух организации.

В области реализации стратегии управления персоналом:

1. Поиск и привлечение высококвалифицированных и высококомпетентных специалистов и сотрудников для реализации конкретных исследований и программ.

2. Повышение соответствующей материальной и социальной заинтересованности высококвалифицированных кадров.

3. Реализация социальных программ, обеспечение благоприятного микроклимата и корпоративного духа в коллективе.

В области информационных потоков и патентного регулирования:

1. Налаживание эффективных и оперативных информационных потоков в организации.

2. Мониторинг рынка РБ и зарубежного с целью исследования новейших и используемых технических решений и разработок.

3. Регистрация имеющихся и привлечение на наиболее выгодных условиях патентных решений, лицензионных и имущественных прав на инновационные решения.

4. Поддержка написания научных работ и диссертаций в области процессов информатизации и внедрения информационных технологий.

5. Издание периодической и научной литературы.

6. Налаживание контактов и связей с другими компаниями-резидентами парка высоких технологий.

Сравнив существующую организационную структуру Центра (рис. 1.) с построенным деревом целей организации (рис. 2.), можно сделать вывод о том, что организационная структура Центра не отвечает всем поставленным перед Центром целям и задачам. Для успешного достижения Центром целей, определенных в его стратегии и миссии, необходимо произвести изменения в организационной структуре предприятия.

Анализ производственной деятельности

Ниже представлен анализ динамики объема работ Центра за три предшествующих года (с 2003 по 2005 г.). Анализ объема выполняемых работ и услуг Центром за 2006 г. в сравнении с 2005 г. представлен отдельно в связи с переходом Центра в связи с изменением организационно-правовой формы юридического лица из хозрасчетного предприятия в бюджетное учреждение и соответствующим изменением форм и методов ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Динамика объема работ: динамика объема работ Центра представлена в годовом разрезе, что объясняется тем, что большинство проводимых в Центре работ и оказываемых услуг имеют продолжительность около 1 года и более (табл. 3).

Таблица 3. Динамика объема работ и услуг Центра за 2003-2006 годы

Сумма, млн. р.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Всего:

в том числе:

2 143

4 159

2 829

4 644

По государственным программам и научным разработкам НИОКР

1 204

2 797

1 454

- (в другом разрезе, см. табл. 3.5)

Предоставление научно-технических услуг

939

1 362

1 375

- (в другом разрезе, см. табл. 3.5)

Как видно из табл. 3, объем выполняемых Центром работ / оказываемых услуг значительно возрос по отношению к прошлым годам. Исходя из приведенных данных, рассчитываем среднегодовую выработку произведенных работ / оказанных услуг на одного работника Центра по соответствующим годам (формула 1):

. (1)

где Вср - среднегодовая выработка произведенных работ / оказанных услуг на одного работника;

ОР - объем произведенных работ / оказанных услуг за соответствующий год;

Чср - среднегодовая численность работников Центра;

Численность работников Центра в 2003-2005 гг. приведена в табл. 4.

Таблица 4. Динамика численности работников Центра за 2003-2005 годы

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Среднегодовая численность работников Центра, чел.

49

56

61

49

2003:

2004:

2005:

Таблица 5. Структура объема работ и услуг Центра за 2006 год, тыс. р.

Статьи учета

Сумма

Всего:

в том числе:

4 643 939,4

ГПФИ бюджет

229 872

ГП бюджет

269 938

Бюджетные договоры на выполнение НИОКР

из них:

- собственными силами

- сторонним организациям

3 042 378

1 632 835

1 456 543

За счет внебюджетных средств:

из них:

- Интернет - услуги:

- техобслуживание:

- прочие услуги:

1 344 751,4

1 284 753,8

39 900,3

20 097,3

Анализ табл. 5 показывает, что большой объем работ Центром выполнен по бюджетным договорам НИОКР - на первый взгляд, учитывая большую потребность предприятий Беларуси в инновационных проектах и решениях, эта цифра отражает положительную тенденцию и успешное выполнение Центром своей миссии и задач, поставленных перед ним. Однако расшифровка этой суммы показывает, что около половины работ Центр передает на выполнение сторонним организациям, что свидетельствует о некоторой распыленности и неточности в определении основных выбираемых видов и направлений деятельности Центра.

Мы также видим, что весьма значительную часть общего объема выполненных Центром работ составляют работы, финансируемые за счет внебюджетных средств. На первый взгляд - это положительный факт. Однако расшифровка объема работ по внебюджетным средствам показывает, что практически всю эту сумму составляет реализация услуг Интернет. Предоставление Интернет - услуг за счет выделения собственного канала связи сети BASNET и, соответственно, получение за счет этого коммерческой прибыли является экономически обоснованным для Центра как для самостоятельно функционирующей организации. Однако данный источник получения денежных средств не должен являться одним из направлений коммерческой деятельности Центра, но не главным, учитывая поставленные перед Центром миссию и задачи.

Проведенный анализ структуры выполняемых Центром работ / оказываемых услуг еще раз, свидетельствует о необходимости и обоснованности проведения в Центре изменений в организационной структуре и основных направлениях его деятельности.

Далее рассмотрим изменение объема выполненных работ за счет составляющих факторов по годам:

2003 г./2004 г.:

Абсолютное изменение объема выполненных работ в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составляет:

Относительное изменение объема выполненных работ в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составляет:

Относительный прирост объема выполненных работ в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составляет:

Данное увеличение связано со значительным ростом выполняемых работ НИОКР по отдельным договорам, в частности по сотрудничеству с международными организациями и компаниями (GEANT по программе Европейского союза, отдельные работы для Ericson, университетом г. Мангейма (Германия)).

Факторный анализ изменения объема выполненных работ в 2004 г. по сравнению с 2003 г.:

- за счет изменения численности работников:

- за счет изменения среднегодовой выработки работников:

Суммарное изменение объема выполненных работ по всем факторам в 2004 г. по сравнению с 2003 г.:

Из анализа следует, что наибольшее влияние на изменение объема выполненных работ в 2004 г. по сравнению с 2003 г. оказало изменение среднегодовой выработки на одного работника Центра. Данный факт объясняется спецификой деятельности Центра: увеличением заказов и направлений деятельности Центра по выполнению работ / оказанию услуг научного и научно-технического характера.

2004 г./2005 г.:

Абсолютное изменение объема выполненных работ в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составляет:

Данный факт объясняется значительным (с 2796959 млн. р. до 1453614 млн. р.) снижением заказов на работы, выполняемые по НИОКР.

Относительное изменение объема выполненных работ в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составляет:

Относительный прирост объема выполненных работ в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составляет:

Факторный анализ изменения объема выполненных работ в 2005 г. по сравнению с 2004 г.:

- за счет изменения численности работников:

- за счет изменения среднегодовой выработки работников:

Суммарное изменение объема выполненных работ по всем факторам в 2005 г. по сравнению с 2005 г.:

Из анализа следует, что наибольшее влияние на изменение объема выполненных работ в 2005 г. по сравнению с 2004 г. оказало изменение среднегодовой выработки на одного работника Центра, причем в отрицательную сторону. Данный факт объяснятся уменьшением заказов и направлений деятельности Центра по выполнению работ / оказанию услуг, в частности, уменьшением работ по государственным программам и научным разработкам НИОКР.

2006 г./2005 г.:

Абсолютное изменение объема выполненных работ в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составляет:

Данный факт объясняется значительным увеличением заказов на работы, выполняемые по НИОКР.

Относительное изменение объема выполненных работ в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составляет:

Относительный прирост объема выполненных работ в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составляет:

Факторный анализ изменения объема выполненных работ в 2006 г. по сравнению с 2005 г.:

- за счет изменения численности работников:

Данный факт объясняется уменьшением численности работников Центра с 61 до 49 человек.

- за счет изменения среднегодовой выработки работников:

Суммарное изменение объема выполненных работ по всем факторам в 2006 г. по сравнению с 2005 г.:

Из анализа следует, что наибольшее влияние на изменение объема выполненных работ в 2006 г. по сравнению с 2005 г. оказало изменение среднегодовой выработки на одного работника Центра. Данный факт объяснятся значительным увеличением заказов по направлениям деятельности Центра по выполнению работ / оказанию услуг.

Анализ структуры затрат на производство продукции

Анализ структуры затрат на производство продукции (работ, услуг) в годовом разрезе за период с 2003 г. по 2005 г. представлен в табл. 6.

Таблица 6. Динамика структуры затрат на производство продукции (работ)

Наименование показателя:

Сумма, млн. р.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Материальные затраты

557, 325

1618

566

Затраты на оплату труда

Отчисления на соц. нужды

Амортизация основных средств

Прочие затраты

500,593

174,497

96,123

609,024

649

226

130

1249

609

213

85

1056

Итого по элементам затрат:

1937,562

3872

2526

Исходя из приведенных данных, рассчитываем влияние каждого фактора в отдельности на себестоимость работ/ услуг Центра и их суммарное влияние по соответствующим годам (формула 2):

, (3.2)

где Ссп - среднегодовая выработка произведенных работ / оказанных услуг на одного работника;

МЗ - материальные затраты по произведенным работам / оказанным услугам за соответствующий год;

Зпл - затраты на оплату труда работников;

СоцФот - отчисления на социальные нужды с фонда оплаты труда;

Ам - амортизационные отчисления основных фондов;

Пр - прочие расходы.

Так как в данном случае мы имеем аддитивную модель (формула 4.1), то для анализа изменения себестоимости целесообразно применить способ пропорционального деления.

2003:

2004:

2005:

Далее рассмотрим изменение объема выполненных работ за счет составляющих факторов по годам:

2003 г./2004 г.:

Абсолютное изменение себестоимости выполняемых работ в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составляет:

Относительное изменение себестоимости выполняемых работ в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составляет:

Данное увеличение связано со значительным ростом выполняемых работ НИОКР по отдельным договорам, в частности по сотрудничеству с международными организациями и компаниями (GEANT по программе Европейского союза, отдельные работы для Ericson, университетом г. Мангейма (Германия)).

Относительный прирост себестоимости выполняемых работ в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составляет:

Факторный анализ изменения себестоимости выполняемых работ в 2004 г. по сравнению с 2003 г.:

- за счет изменения материальных затрат на производство продукции:

- за счет изменения затрат на оплату труда работников:

- за счет изменения отчислений на социальные нужды:

- за счет изменения отчислений на амортизацию:

- за счет изменения затрат на прочие нужды:

Суммарное изменение себестоимости выполняемых работ по всем факторам в 2004 г. по сравнению с 2003 г.:

Из анализа следует, что наибольшее влияние на изменение структуры себестоимости произведенных работ / оказанных услуг в 2004 г. по сравнению с 2003 г. оказало изменение материальных затрат на производство продукции. Данный факт объяснятся значительным увеличением объема производимых работ / оказываемых услуг по причинам, рассмотренным выше в п. 4.1. (2003/2004)

2004 г./2005 г.:

Абсолютное изменение себестоимости выполняемых работ в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составляет:

Данный факт объясняется значительным (с 2796959 млн. р. до 1453614 млн. р.) снижением заказов на работы, выполняемые по НИОКР.

Относительное изменение себестоимости выполняемых работ:

Относительный прирост себестоимости выполняемых работ в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составляет:

Факторный анализ изменения себестоимости выполняемых работ в 2005 г. по сравнению с 2004 г.:

Данный факт связан с сокращением численности работников Центра при общем среднем росте заработной платы.

- за счет изменения материальных затрат на производство продукции:

- за счет изменения затрат на оплату труда работников:

- за счет изменения отчислений на социальные нужды:

- за счет изменения отчислений на амортизацию:

- за счет изменения затрат на прочие нужды:

Суммарное изменение себестоимости выполненных работ по всем факторам в 2005 г. по сравнению с 2004 г.:

Из анализа следует, что наибольшее влияние на уменьшение себестоимости произведенных работ / оказанных услуг в 2005 г. по сравнению с 2004 г. оказало уменьшение материальных затрат на производство продукции. Данный факт объяснятся значительным уменьшением объема производимых работ / оказываемых услуг в области НИОКР.

Анализ финансовой деятельности предприятия

Динамика балансовой прибыли:

Согласно балансам предприятия, динамика балансовой прибыли предприятия за 2003-2006 годы представлена в табл. 7.

Таблица 7. Динамика налогооблагаемой прибыли НЦИРТ [34]

Налогооблагаемая прибыль

Сумма, р.

2003 г.

2004 г.

2005 г

2006 г.

19 871 363

46 629 405

69 769 726

61 712 300

Из таблицы видно, что размер балансовой прибыли предприятия за последние несколько лет значительно возрос и по сравнению с 2003 г. балансовая прибыль Центра увеличилась практически в 3 раза. Однако по сравнению с 2005 размер балансовой прибыли Центра уменьшился. Это объяснятся тем, что значительную часть выполненного объема работ в 2006 г. по бюджетным договорам на НИОКР Центр передал сторонним организациям и тем, что расходы по ГПФИ и ГП бюджет равны выделенным в сметах денежным средствам. Структура прибыли Центра в 2006 г. представлена в табл. 8.

Таблица 8. Структура прибыли Центра, полученной в 2006 г.

Структура прибыли:

Сумма, тыс. р.

Всего:

в том числе:

61 712, 3

ГПФИ бюджет

-

ГП бюджет

-

Бюджетные договоры на выполнение НИОКР

27 430,9

За счет внебюджетных средств:

34 281,4

Значительный рост балансовой прибыли Центра можно объяснить выделением Центра в 2005 г. в самостоятельную бюджетную организацию.

Динамика изменения прибыли за 2005/2006 г.

- абсолютное изменение налогооблагаемой прибыли:

61 712 300 - 69 769 726= - 8 057 426 р.;

- абсолютное изменение чистой прибыли:

41 565,7-15 782 = 25 783,7 р.

- относительное изменение налогооблагаемой прибыли:

%Приб=(61 712,3/69 769,7) 100%= 88%

Налогообложение прибыли:

Из прибыли, полученной от реализации выполненных работ и услуг, Центр выплачивает следующие налоги: налог на недвижимость; налог на прибыль; местные налоги и сборы: транспортный сбор и налог на Свислочь; отчисления в централизованный фонд НАН Беларуси;

Особенности уплаты налогов:

1. Транспортный сбор: взимается в размере 4% от балансовой прибыли (за минусом налога на недвижимости и налога на прибыль). С 2006 г. размер данного налога для предприятий, осуществляющих научную деятельность составляет 3%;

2. Отчисления в централизованный фонд НАН Беларуси (Фонд национального развития): в размере 5% от чистой прибыли, полученной Центром как унитарным предприятием, имеющим вышестоящую организацию НАН РБ, выплачивается в Централизованный фонд Президиума НАНБ.

3. Фонд национального развития 1.08.2006 г.): в размере 5% от чистой прибыли, полученной Центром.

Производимые выплаты налогов в 2006 представлены в табл. 9.

Таблица 9. Расчет налоговой нагрузки Центра в 2006 г.

Источник

Сумма, тыс. р.

Прибыль

Налоги

Всего:

в том числе:

61 712, 3

20 146,6

Налог на прибыль (24%) - 14 810,9

Транспортный сбор (3%) - 1 407

Фонд национального развития (5%) - 2 461,6

Централизован. фонд Президиума (5%) - 1176, 6

Внебюджетный фонд реки Свислочь - 290,5

Бюджетные договоры на выполнение НИОКР

27 430,9

Налог на прибыль- 6 583, 4

Транспортный сбор - 625,4

Фонд национального развития - 1011,1

За счет внебюджетных средств:

34 281,4

Налог на прибыль- 8 227,5

Транспортный сбор -781,6

Фонд национального развития - 1450,5

Централизованный фонд Президиума - 1176, 6

Внебюджетный фонд реки Свислочь - 290,5

Из табл. 9 видно, что налоговая нагрузка на Центр довольно велика, несмотря на существующие льготы, и составляет около одной трети всей получаемой предприятием прибыли.

Сравнение динамики прибыли и налогообложения в 2005 г. и 2006 г. приведено в табл. 9 и в 10.

Таблица 10. Динамика налогообложения в 2005 и 2006 гг., тыс. р.

Год

Облагаемая налогом прибыль (для отчета)

Налог с прибыли 24% всего с начала года

Трансп. сбор 4% с начала года

Отчисления в бюджет 5% с начала года

Внебюджетный фонд р. Свислочь с начала года

2005 г.

69 769, 7

16 742, 5

2 120, 7

839,2

200,5

2006 г.

61 712, 3

14 810, 9

1 407

1176,6

290,5

Таблица 11. Динамика прибыли Центра в 2005-2006 г., тыс. р.

Год

Прибыль налогооблагаемая

Сумма чистой прибыли предприятия

2005

69 769, 7

15 782

2006

61 712.3

41 565,7

Из таблицы 11 видно, что сумма чистой прибыли предприятия значительно возросла в 2006 по сравнению с 2005 г., что объясняется значительным увеличением объема выполняемых работ.

Центр имеет следующие налоговые льготы:

- в 2005 г. размер льготной ставки налога в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции для бюджетной организации составлял 2% вместо полных 3,9%;

- с 2005 г. льготная ставка налога Белгосстрах составляет 0,18% вместо полных 0,3%;

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. №81-3 "О бюджете Республики Беларусь на 2006 г." Центр освобождается:

1. От уплаты чрезвычайного налога и обязательных отчислений в фонд содействия занятости как бюджетная организация, - в том числе в части фонда заработной платы, исчисленного за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.

2. От уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога в пользователей автомобильных дорог:

- как организация, осуществляющая научную деятельность, - в части выручки от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств республиканского либо местного бюджетов, включая денежные средства по договорам, заключенным с организациями, которым данные средства были выделены из бюджета;

- как бюджетная организация- в части средств, выделяемых из республиканского и местных бюджетов.

С 2006 г. размер транспортного сбора для предприятий, осуществляющих научную деятельность составляет 3% вместо 4%.

Расчет коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия

Оценка структуры и платежеспособности предприятия осуществляется на основе коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами (проведена за 2005 г.).

1. Коэффициент текущей ликвидности: характеризует общую обеспеченность предприятия основными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения долгосрочных обязательств. Рассчитывается отношением оборотных активов к краткосрочным финансовым обязательствам.

- на начало отчетного периода:

Коэффициент текущей ликвидностин = 1007/ 770= 1, 308

- на конец отчетного периода:

Коэффициент текущей ликвидностик = 1654/ 1376= 1, 202

Нормативное значение данного коэффициента: >= 1, 15.

Вышеприведенные расчеты данному требованию удовлетворяют, т.е. Центр достаточно обеспечен основными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения долгосрочных обязательств.

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами: характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Определяется как отношение собственного оборотного капитала к общей сумме оборотных активов. Показывает, какая часть собственного капитала вложена в наиболее мобильные активы.

Собственный оборотный капитал= источники собственных средств+

+ доходы и расходы - внеоборотные активы.

- на начало отчетного периода:

Коэффициент обеспеченности о. с.н =собст. оборот. кап./ оборотные средства =650+(-1) - 412/ 1007= 0,235

- на конец отчетного периода:

Коэффициент обеспеченности о. с.к =1487+(-42) - 1167/ 1654= 0,168

Нормативное значение данного коэффициента: >= 0,2. Рассчитанные значения данному требованию удовлетворяют.

Центр достаточно обеспечен собственными оборотными средствами, необходимыми для его финансовой устойчивости.

3. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами: показывает способность предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации всех своих активов. Рассчитывается как отношение долгосрочных и краткосрочных обязательств к активам баланса.

- на начало отчетного периода:

Коэффициент обеспеченности фин. обяз-в активамин = статья "расчеты" баланса/ активы баланса=770/ 1419= 0,543

- на конец отчетного периода:

Коэффициент обеспеченности фин. обяз-в активамик =1376 / 2821= 0,488

Рассчитанные значения соответствуют нормативноему: <= 0,85, из чего следует, что Центр в состоянии при необходимости рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации всех своих активов.

4. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами: т. к. согласно баланса, Центр не имеет просроченных финансовых обязательств, то данный коэффициент не имеет экономического смысла и не рассчитывается.

5. Коэффициент абсолютной ликвидности: показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Рассчитывается как отношение наиболее мобильной группы оборотных средств к краткосрочным финансовым обязательствам.

- на начало отчетного периода:

Коэффициент абсолютной ликвидностин= денежные средства/ краткосрочные кредиты и займы и расчеты = 267/ 770= 0,348

- на конец отчетного периода:

Коэффициент абсолютной ликвидностик =336/ 1376= 0,244

Рассчитанные значения соответствуют нормативноему: >= 0,2, из чего следует, что Центр при необходимости может полностью погасить свою краткосрочную задолженность.

Литература

1. Инновационный менеджмент: учебник, 2003.

2.
Кэмпбэлл "Экономикс"./ Макконел, С. Брю - М., Изд. "Республика", 1993.

3.
Networked Readiness Index 2006-2007 rankings, World Economy Forum, 2007.

4.
Сухарев О., Информационный сектор экономики: проблемы развития //www.е.ru: ФЦП "Электронная Россия", 23 августа 2006.

5.
Шляхтина C. Рынок информационных технологий в 2005-2007 годах: цифры, тенденции, прогнозы // "Компьютер Пресс"№1\2007.

6.
Кириченко Э. Основы инновационного лидерства США. // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №7.

7. Абдуллаев И. Специализированные научно-технические зоны как средство активизации процессов развития национального сектора информационно-коммуникационных технологий.

8. Программа развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года.

9. Рособоронэкспорт по информации АРМС-ТАСС, 22.01.2007.

10.
С.В. Кохова. Индия: курс на мировое лидерство в области информационных технологий. Государственная политика Индии в области разработки программного обеспечения и ее плоды. / С.В. Кохова. А.Г. Сухарев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001 - 87 c.

11.
Гуров В.В. "Электронная Россия" - человеку, бизнесу, обществу". Сети и системы связи 2003 9.

12. Голубева Е., Скворцова М. Точка прорыва // Наша власть: дела и лица. 2007 3.

13.
Американская Торговая Палата в России: "Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России, 2006", 2007 г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека