Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Деятельность малого предприятия

Деятельность малого предприятия

Содержание

1. Достоинства и недостатки малых предприятий, их отличия от крупных компаний

2. Особенности и возможные перспективы развития государственной поддержки малого бизнеса в РБ

3. Организация управления малой фирмой

Список использованных источников

1. Достоинства и недостатки малых предприятий, их отличия от крупных компаний

Цели деятельности малых предприятий, как правило, не отличаются от целей больших. Но, как показал опыт, предприятия небольших размеров, играя важную социально-экономическую роль в обществе, имеют значительно меньшую степень выживаемости в рыночной экономике и потому нуждаются в государственной поддержке. Учитывая это, многие государства начали применять различные классификации, чтобы отделить малые предприятия от больших и законодательно защитить первые от быстрого разорения. Позже наряду с законодательными появились и другие классификации предприятий - статистические, бухгалтерские.

Понятия «малое» и «большое» содержат количественную характеристику предприятия. По отношению к размеру последнего они выражают масштаб потенциальной или реальной экономической деятельности, но масштабом можно пользоваться при условии, что он имеет размерность.

Масштабы определения размера предприятия могут быть одно- или многомерными. Использование какой-нибудь одной меры, например числа работников, объема продукции, позволяет довольно точно определить размер предприятия, хотя и дает очень малое представление о его сути. Многомерные масштабы лучше подходят для разграничения предприятий, но их использование предполагает более высокие требования к качеству измерений по всем параметрам. В настоящее время в разных странах применяются различные классификации малых предприятий. Так, в Европейском союзе с 1998 г. действует нижеприведенная классификация малых и средних предприятий (таблица 1).

Таблица 1. Классификация малых и средних предприятий в ЕС

Показатель

Средние предприятия

Малые предприятия

Очень малые предприятия

Число работников (не более), чел.

249

49

9

Годовой оборот (не более), млн. экю

40

7

-

Годовая сумма по балансу, млн. экю

27

5

-

Для статистических целей Европейская комиссия обязала использовать следующую классификацию предприятий но числу работников: 0,1 - 9, 10 - 49, 50 - 249, 250 - 499, 500 и более. В нашей республике официальная классификация малых предприятий впервые была введена постановлением Совета Министров от 20.05.1991 г. № 192. В последующие годы в нее неоднократно вносились изменения (таблица 2). Для сравнения приведем аналогичную классификацию в Российской Федерации.

Таблица 2. Классификация предприятий в Российской Федерации и Республике Беларусь

Российская Федерация

Число работающих, чел.

Республика Беларусь

Число работающих, чел.

Промышленность, строительство и транспорт, не более

100

Промышленность и транспорт, не более

100

Наука и научное обслуживание, не более

60

Сельское хозяйство, включая фермерское хозяйство и научно-техническую сферу, не более

60

Сельское хозяйство, не более

60

Строительство и оптовая торговля, не более

50

Оптовая торговля, не более

50

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения, не более

30

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения, не более

30

Другие отрасли непроизводственной сферы, не более

25

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности, не более

50

Ученые разных стран предпринимали попытки установить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причиной тому были некоторые национальные особенности функционирования экономик разных стран:

- статистическая структуризация экономик стран;

- содержание экономического и социального законодательства;

- претензии на получение льгот со стороны государства;

- масштабы хозяйствования и емкость рынка и др.

При разграничении предприятий наряду с количественными используются и качественные критерии. Первые подходят для этой цели лучше, так как дают однозначную оценку. С помощью вторых точное разграничение предприятий по размерам невозможно, поскольку типичный признак малого предприятия может подходить и для большого. В совокупности же они позволяют составить довольно полное представление о сути предприятия, масштабах его деятельности. Качественные признаки больше используются при организации управления производством.

Выявление качественных отличий малых предприятий от больших шло по пути создания каталогов отличительных функциональных признаков. Достижения западных ученых в этом направлении обобщил в своих исследованиях Й. Муглер. В своей работе он приводит наиболее полный каталог, составленный немецкими учеными Г. Пфолем и П. Келлервесселем, который включает качественные признаки отличий малых предприятий от больших по отдельным сферам их деятельности (таблица 3).

Таблица 3. Каталог признаков отличия малых предприятий от больших

Признак

Предприятие

малое

большое

I. Управление

Кто управляет

Собственник-предприниматель

Менеджер

Наличие знаний по управлению

Неглубокие

Фундаментальные

Планирование

Слабое

Обширное

Как принимаются решения

Редко коллективно

Часто коллективно

Уровень управления

Патриархальный

По принципам менеджмента

База принятия решений

Много импровизации и интуиции

Мало импровизации и интуиции

Связь управляющих с производством

Непосредственно участвуют в производственных делах

Отдалены от непосредственного производства

Возможности выхода из трудностей при ошибках управления

Малые

Большие

Образование управляющих

Технически ориентированное

Профессиональное. Технически е знания представляются специальными подразделениями

Возможность замены персонала управления

Отсутствует

Имеется

Степень разделения труда

Персональное разделение труда, концентрация функций управления

Глубокое функциональное разделение

Информационная база

Недостаточная, чтобы использовать преимущества гибкости производства

Большая формализованная информационная база

II. Организация производства

Система организации

Ориентированная на предпринимателя однолинейная система, обозримая им самим или с помощью немногих помощников

Персонально независимая, ориентированная на вещественные компоненты комплексная организационная система

Степень разделения труда

Концентрация функций

Высокая

Наличие организационных структур

Образование подразделений практически исключено

Создание многих подразделений

Система использования информации

Короткий прямой путь информации

Предписанные пути движения информации

Взаимосвязи персонала

Сильные личные связи

Незначительные личные связи

Система инструктажа и контроля

Инструкции и контроль при персональных контактах

Формализованные бесконтактные отношения по инструктажу и контролю

Сфера делегирования полномочий

Ограниченная

Многоуровневая

Наличие проблем координации деятельности

Практически отсутствуют

Имеются

Степень формализации процедур

Незначительная

Высокая

Степень гибкости организационной системы

Высокая

Низкая

III. Финансирование

Источник финансирования

Владельцы или члены семьи

Как правило, многие владельцы

Возможности получения средств со стороны

Отсутствие доступа к анонимному рынку капиталов, отсюда ограниченные возможности финансирования

Неограниченный доступ к рынку капиталов, отсюда многообразные возможности финансирования

Возможности выхода из кризиса

Отсутствие предпринимательской индивидуальной поддержки. Малая вероятность широкой государственной поддержки в кризисной ситуации

И та, и другая поддержки вероятны

IV.Сбыт

Позиция на рынке

Удовлетворение маломерного индивидуализированного спроса в узком пространстве и (или) вещественном сегменте рынка

Удовлетворение многомерного спроса в широком пространстве и (или) вещественном сегменте рынка

Позиция в конкуренции

Нестабильная

Прочная

V. Производство

Интенсивность

Интенсивно для работников

Интенсивно в использовании капитала

Разделение труда

Низкое

Высокое

Используемое оборудование

Преимущественно универсальное

Преимущественно специальное

Динамика затрат

Незначительное снижение удельных затрат с ростом объема производства

Сильное снижение затрат

Основа производства

Часто долго связана с определенным базисным нововведением

Отсутствие связи с нововведениями

VI. Исследования и развитие

Организация работ

Отсутствие продолжительно функционирующих специально созданных подразделений, занимающихся исследованиями и развитием

Наличие таких подразделений

Технология работ

Краткосрочно интуитивно направляемые исследования

Долгосрочно и систематически проводимые

и развитие

исследования и развитие

Связь с производством

Совершенствование продукции и методов изготовления почти исключительно направлено на спрос, фундаментальные исследования почти не проводятся

Совершенствование продукции и методов ее изготовления проводится в тесной связи с фундаментальными исследованиями

Скорость освоения результатов исследований

Относительно быстрое хозяйственное освоение

Относительно продолжительное хозяйственное освоение

VII. Получение материальных ресурсов

Позиции на рынках ресурсов

Слабые

Сильные

Способы получения ресурсов

Чаще ориентация на заказы (исключение - торговля)

Преимущественно ориентированные на долгосрочные контракты с поставщиками

VIII. Персонал

Число занятых

Небольшое

Большое

Квалификационный состав кадров

Часто незначительная доля необученных и обученных работников

Часто большая доля тех и других работников

Образовательный состав кадров

Как правило, небольшое число специалистов с высшим образованием

Большое число занятых с высшим образованием

Уровень профессионализма кадров

Наличие преимущественно широких профессиональных знаний

Сильная тенденция к специализации

Взаимоотношения между сотрудниками

Четко выраженные личные контакты между всеми занятыми

Персональные контакты возможны только внутри группы занятых

Удовлетворенность в труде

Сравнительно высокая

Более низкая

Достоинством этого каталога является то, что большое количество критериев дает весьма наглядную картину различий между малыми и большими предприятиями. Вместе с тем он имеет недостатки: большое количество признаков создает неудобство при их использовании; далеко не все названные признаки присущи отдельным малым предприятиям.

Недостатки подобных каталогов побудили ученых выявить наиболее важные признаки. Швейцарский ученый X. Плайтнер в качестве основных признаков малых предприятий предложил следующие:

- предприятие представлено личностью самого предпринимателя, который является руководителем, а часто и собственником;

- предприниматель располагает сетью личных контактов с покупателями, поставщиками и имеет известность;

- предприятие изготовляет продукцию по индивидуальным желаниям покупателей;

- контакты между руководством и сотрудниками тесны и неформальны;

- организация производства незначительно формализована;

- предприятие может быстро реагировать на изменения окружающей среды.

Наряду с выявлением качественных функциональных отличий малых предприятий от больших учеными проводились исследования по разработке типологий предпринимателей, формированию их классов по наиболее характерным признакам. Большинство имеющихся типологий составлены на основе учета личностных качеств предпринимателя. Исследования проводились по двум направлениям: одно связано с мотивами деятельности предпринимателя, а другое ориентировано на позицию предприятия на рынке, на его отношение к рынку.

Первая типология предпринимателей (1928 г.) принадлежит Й. Шумпетеру. Именно он доказывал, что представления классической теории о предпринимателе, стремящемся к прибыли, недостаточны для уяснения механизма функционирования экономики. Правда, Й. Шумпетер не ограничился только предпринимателями малого бизнеса, но и охватил своей типологией всех лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Он разделил их на группы.

1. Фабрикант и коммерсант. Они олицетворяют и стремятся к идеалам общественного благополучия, прилежанию в бизнесе, определенному образу жизни. Это хранители семьи и автократы своего предприятия с тенденцией рассматривать каждое вмешательство законодательства в управление не только как неприятное, но и как бессмысленное.

2. Современный промышленный руководитель. Его положение предпринимателя базируется, как правило, на обладании правом распоряжаться предоставленным ему контрольным пакетом. Человек такого типа не обязательно имеет отношение к конкретной фабрике или трудовому коллективу. Он определяет лишь общие направления деловой политики своего общества, делает новое из них и с ними, принимает решение в основных ситуациях. Его собственный интерес направлен не на достижение прибыли как таковой, а на власть, результат, стремление к победе, жажду деятельности.

3. Директор, или в современном понимании менеджер, приходит в бизнес по договору найма. Такой предприниматель наряду со стремлением к получению достаточного дохода заботится о достижении идеала, высоких профессиональных результатов, одобрении коллег, компаньонов и общественности, личном авторитете и ни в коем случае о прибыли как решающем факторе своей деятельности.

4. Основатель. Этому типу предпринимателя свойственно социальное отсутствие родины, сосредоточение на поиске и осуществлении новых возможностей в бизнесе.

Следует обратить внимание на то, что в типологии, предложенной Й. Шумпетером, на первый план ставятся созидательные, моральные, социальные устремления предпринимателя, а не стремление к наживе.

Анализ полученных результатов исследований в области типологии показывает, что они помогают выявлять предпринимателей по призванию, талантливых, творческих, отличать их от случайных людей в бизнесе, рутинеров и имитаторов, стремящихся любой ценой сохранить свое положение на рынке.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

2. Особенности и возможные перспективы развития государственной поддержки малого бизнеса в РБ

В Республике Беларусь действует система поддержки развития малого предпринимательства; общие принципы ее организации сформулированы в двух базовых законодательных актах: это закон РБ “О государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь”, действующий с 1996 г., и указ Президента РБ “О государственной поддержке малого предпринимательства”. На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и др.) (рисунок 1).

Целями государственной политики стимулирования развития малого предпринимательства являются повышение занятости населения, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев населения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятельности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности. Для оказания адресной поддержки соответствующие государственные органы формируют Перечень перспективных видов деятельности.

В результате реализации системы государственной поддержки в Беларуси создается соответствующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства - центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, научно-технологические парки и др.

Для малых предприятий установлены автоматические и условные финансовые льготы:

- предусмотрен упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства с численностью занятых до 15 человек

Рисунок 1. Система государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

- предусмотрена компенсация из государственного бюджета средств, направляемых на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства, рас ходов МП по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционных проектов, и расходов по выплате лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга. Размер компенсации не превышает 1/2 ставки рефинансирования Национального Банка РБ;

- предусмотрена возможность предоставления субъектам малого предпринимательства, осуществляющим перспективные виды деятельности, льготных кредитов, бюджетных субсидий, снижения уровня налога на прибыль;

- предусмотрена возможность компенсации МП расходов, связанных с осуществлением ими экспортно-импортных операций, включая транспортные расходы, с получением информации о конъюнктуре зарубежных рынков, участием в международных выставках и ярмарках, а также расходы на подготовку и переподготовку кадров за рубежом.

Помимо финансовых льгот в Республике Беларусь для субъектов малого предпринимательства предусмотрен:

- облегченный доступ к научным, исследовательским, техническим ресурсам (реализуется технопарками, бизнес-инкубаторами);

- создание информационной инфраструктуры для получения и обмена между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритетных областях, экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию связей с зарубежными партнерами (реализуется Белорусской и региональными торгово-промышленными палатами);

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;

- доступ субъектов малого предпринимательства к выполнению государственных заказов;

- передача на льготных условиях (в аренду либо в собственность) субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности.

Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура.

Целью создания инфраструктуры развития предпринимательства в Республике Беларусь является формирование нормальных условий для развития бизнеса, стимулирование появления новых предприятий и производств. В соответствии с законодательством в Республике Беларусь могут создаваться следующие элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства:

1) инкубаторы малого бизнеса;

2) центры поддержки предпринимательства;

3) фонд финансовой поддержки предпринимательства;

4) научно-технологические парки;

5) общества взаимного кредитования;

6) целевой фонд нежилых помещений,

7) союзы малого предпринимательства;

8) торгово-промышленные палаты.

3. Организация управления малой фирмой

Руководство малой фирмой включает: управление затратами, основным и оборотным капиталом, персоналом, инвестициями; внутрифирменное планирование; организацию производственных работ.

Для малого бизнеса характерны такие же управленческие процессы, как и для крупных предпринимательских объединений (структур). Однако они имеют отличия, обусловленные размерами предприятия и объемами производственных мощностей.

При решении проблем управления объектом предприниматель (менеджер) должен прежде всего хорошо представлять основные функции управления и с этих позиций рассматривать объект управления, то есть проводить его анализ, планировать результаты, принимать решения по их достижению, организовывать эффективную деятельность структурных подразделений, контролировать ход выполнения плановых заданий, корректировать решения и стимулировать работников.

Для эффективной деятельности фирмы ее руководству (менеджерам) необходимо не только иметь представление о предстоящих расходах, но и прежде всего уметь управлять затратами.

Система управления затратами должна включать:

- блок нормативного расчета и регулирования, состоящий из правил нормирования и расчета, процесса определения нормативной себестоимости, регулирования уровня затрат и других экономических показателей;

- блок анализа фактических и плановых затрат, обеспечивающий определение отклонений и выявление приоритетных элементов затрат;

- блок принятия решений, формирующий варианты возможных решений, корректировок;

- блок планирования затрат делает прогноз на очередной период с учетом корректировок и выбранного варианта решения.

По результатам управления затратами необходимо предпринимать действия, связанные с маркетинговыми процессами, организацией производства (бизнеса), управлением персоналом, процессами снабжения и сбыта, то есть следует активизировать воздействие на затраты с целью улучшения позиций по расходам или удержания их в заданном диапазоне.

Нормативная база формируется исходя из практики функционирования фирмы или уровня цен на рынке товаров и услуг, а также на основе расчетно-аналитического способа при наличии необходимой статистической базы.

Переменные затраты также могут детализироваться и нормироваться по элементам прямых затрат с целью их более обоснованного планирования.

Для многих видов деятельности в малом бизнесе (оптовая торговля, турбизнес и т. п.) переменные затраты в выручке составляют 70-80 %, тогда в распоряжении фирмы остается валовой доход (разница между выручкой и переменными затратами), а нормативные отношения по элементам затрат устанавливаются по их удельному весу к валовому доходу.

На эффективность выпуска товаров (оказания услуг) большое влияние на единицу изделия оказывает величина прямых трудовых затрат, для определения которой необходимо принимать во внимание валовой доход не только на единицу товара, но и на единицу времени, что позволит выявить наиболее рентабельную продукцию с учетом фактора времени.

Оборотные средства (или оборотный капитал) являются динамичным ресурсом, определяющим жизнедеятельность фирмы. Они относятся к категории текущих активов и соответствуют циклам производства и реализации продукции (услуг).

Управление денежными средствами.

К денежным средствам относятся деньги, находящиеся в кассе, на расчетных и депозитных счетах. К денежным эквивалентам относятся и ценные бумаги как высоколиквидные элементы оборотных средств. В функции финансового менеджера входит решение задачи оптимального запаса денежных (наличных) средств, так как их значительный объем, с одной стороны, позволяет повысить платежеспособность фирмы, с другой - может привести к замораживанию свободных денежных средств.

При управлении денежными потоками следует учитывать, что денежные средства необходимы прежде всего для выполнения текущих операций, а так как между их притоком и оттоком всегда имеется временной лаг, то фирма должна иметь на расчетном счете запас свободных денежных средств. Кроме того, свободные денежные средства нужны для осуществления непредвиденных платежей и инвестирования в эффективные проекты.

Для принятия решений о необходимом объеме денежных средств надо учитывать:

- величину ликвидных активов фирмы;

- объем долговых обязательств и сроки их выполнения;

- условия получения краткосрочных кредитов;

- норму прибыли продукции (услуг);

- коммерческий риск;

- платежеспособность потребителей (покупателей);

- экономические условия.

Также следует учитывать, что получение прибыли не гарантирует наличия денежных средств при определенных экономических условиях.

Управление запасами.

В отличие от сферы услуг торговые фирмы, производственные и оптовые предприятия (склады) вынуждены иметь материально-производственные запасы, которые обеспечивают их непрерывную деятельность. Финансовая эффективность таких фирм зависит от величины запасов, поэтому необходимо управлять их уровнем:

- проводить анализ текущего состояния запасов и влияние их уровня на финансовые показатели;

- принимать плановые решения по уровню запасов на предстоящий период;

- оценивать экономические последствия принимаемых решений;

- организовывать деятельность работников по достижению поставленных целей;

- проводить контроль и мониторинг за уровнем запасов;

- стимулировать работников за экономию ресурсов и уменьшение запасов.

Регулирование объемов незавершенного производства.

Фирмы - производители продукции, как правило, имеют незавершенное производство, которое включает объем незавершенных работ на каждом рабочем месте производственного процесса в анализируемый (планируемый) период времени.

Объем незавершенного производства зависит от типа производства (единичное, серийное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое), масштабов выпуска продукции, длительности производственного цикла, трудоемкости операций и уровня плановой себестоимости.

На предприятиях с устойчивыми объемами выпуска и номенклатурой и относительно коротким циклом производства величина незавершенного производства достаточно стабильна.

Основными элементами прямых затрат в незавершенном производстве являются затраты на комплектующие, материалы и заработную плату.

Учитывая, что объем незавершенного производства влияет на величину оборотных средств, следовательно, и на коэффициент их оборачиваемости, а также на другие показатели (товарооборот, прибыль, рентабельность), необходимо регулировать и планировать снижение его величины.

Мероприятия, направленные на снижение объема незавершенного производства, должны включать:

- уменьшение количества технологических операций;

- сокращение межоперационных перерывов;

- снижение трудоемкости изготовления;

- уменьшение материалоемкости продукции.

Они позволят уменьшить длительность производственного цикла и сократить удельные прямые затраты, что в конечном итоге обеспечит рациональный уровень объема незавершенного производства.

Основной капитал малой фирмы.

Деятельность малой фирмы невозможна без использования основных фондов, к которым относятся здания, сооружения, транспортные средства, компьютерные системы, станки, установки и т. п. (имущество длительного пользования).

Производственная мощность фирмы напрямую зависит от количества основных средств, поэтому по мере своего развития предприятие приобретает их все больше и больше. Основные фонды относятся к активам предприятия, т. е. являются основным капиталом длительного пользования.

По назначению основные средства делятся на производственные, которые непосредственно обслуживают производственный процесс, и непроизводственные, используемые в инфраструктуре фирмы (обеспечение, обслуживание, социальная сфера и т. п.).

В балансе предприятия на начало и конец каждого отчетного периода отражаются стоимостные данные об основных средствах - первоначальная стоимость, величина износа (амортизация), остаточная стоимость.

В течение года происходит движение основных средств (выбытие или поступление), поэтому их наличие в бухгалтерском учете показываются ежемесячно. Стоимость основных фондов на конец периода определяется по балансовой схеме: стоимость основных фондов на начало периода; стоимость приобретенных основных фондов; стоимость выбывших основных фондов.

В стоимость приобретенного оборудования включаются покупная стоимость, расходы на транспортировку, страхование, монтаж, установку, наладку.

Для оценки уровня использования основных средств необходимо иметь информацию о среднегодовой стоимости основных.

Информационная база для принятия финансово-экономических решений.

Уже на первоначальной стадии процесса организации малой фирмы необходимо разработать систему непрерывного сбора информации, которая регистрируется в специальных книгах, картотеках, базах данных, затем обрабатывается.

В качестве источников исходной информации используются: книги покупок и продаж; подшивки оплаченных счетов-фактур поставщиков и отдельно для потребителей (заказчиков); картотеки кредиторских и дебиторских задолженностей, а также банковских отчетов; книга ежедневной выручки с корешками чеков; кассовые ячейки с мелкой наличностью. В этих книгах в хронологической последовательности отражаются платежи и поступления денежных средств на основе финансового документа - счета-фактуры. Счета-фактуры должны составляться при любых операциях: отгрузке продукции, выполнении услуг, получении оплаты (в том числе авансов), безвозмездной передаче имущества и денежных средств и т. д. Полученные и выданные счета-фактуры хранятся в отдельных папках и регистрируются соответственно в книге покупок и книге продаж.

Управление маркетингом на малых предприятиях ориентировано на практические задачи и имеет отработанный порядок. Это является гарантией того, что не упускаются необходимые действия и к работе привлекаются опытные специалисты. Предприниматель обычно не осуществляет свои планы в одиночку. Чаще всего он создает рабочую группу «Маркетинг», и которую включает опытных работников различных сфер деятельности предприятия и между которыми распределяет маркетинговые задачи. Группа собирается ежедневно, чтобы держать все задачи в поле зрения и ежедневно принимать решения. По отдельным проблемам (рекламе, исследованию рынков, решению сложных вопросов дистрибьюции) приглашаются опытные специалисты.

Формирование и управление персоналом малого предприятия существенно отличаются от аналогичных процессов на крупном предприятии. Различия начинаются с поиска и приема на работу сотрудников. Принципиальное отличие состоит в том, что на больших предприятиях предпочтение отдается формальным процедурам, а на малых - неформальным.

Список использованных источников

1. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 160 с.

2. Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. - Мн.: Мисанта, 2003. - 253 с.

3. Мазоль С. И. Совместные предприятия в экономической системе общества. - Мн.: Элайда, 2002. - 176 с.

4. Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 272 с.

5. Предпринимательство: Учебник/ под. ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.

6. Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. - Мн.: БГЭУ, 2005 . - 231 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека