Доходы населения и уровень жизни: основные показатели и их динамика в России
2
Московский государственный университет
Экономики, статистики и информатики
Ярославский филиал
Курсовая работа
По экономической теории
на тему:
Доходы населения и уровень жизни: основные показатели и их динамика в России
Выполнила: ст. гр. МТз-13
Черепанова О.М.
Научный руководитель: д.э.н. профессор
Эткало О.А.
Ярославль - 2008
Оглавление
Введение
1. Уровень жизни населения: основные показатели и их динамика в России
1.1. Понятие уровня жизни
1.2. Показатели стоимости жизни
1.3. Показатели потребления
2. Доходы населения как главный показатель уровня жизни в России
2.1. Структура и динамика доходов населения России
2.2. Заработная плата как важнейшая часть доходов населения России
3. Дифференциация доходов населения России и уровень бедности
3.1. Основные показатели дифференциации доходов населения России
3.2. Уровень бедности в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
37
ВведениеУровень жизни является одной из самых важных социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания. На современном этапе развития экономики России тема уровня жизни населения и доходов, как главного показателя уровня жизни, очень актуальна. Показатели уровня жизни отражают не только общее социально-экономическое благосостояние населения и степень дифференциации общества, но и эффективность государственной политики в области экономического развития. Всестороннее изучение этих показателей, а также факторов, влияющих на уровень жизни, способствуют правильной выработке мер, направленных на дальнейшие преобразования в стране, и, в конечном счете, установлению экономической стабильности в обществе.Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизни и доходов населения России. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни в России, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциации доходов и бедности в России. Предметом исследования выступают такие базисные показатели уровня жизни, как показатели стоимости жизни, потребления, доходов, дифференциации доходов и уровня бедности.Существует множество теоретической литературы на тему уровня жизни, в данной работе использовались: «Экономическая статистика» Т.В. Черновой, «Политика доходов и заработной платы» Подоваловой Р.Я., Абакумовой Н.Н., «Социальная статистика» - учебник под ред. И.И Елисеевой, «Основы экономической теории. Макроэкономика» Кравцовой Г.Ф. Вопросам изучения уровня жизни населения посвящены труды многих российских ученых. Это работы В.Н. Бобкова, В.А. Литвинова, Н.А. Смирнова, Гулюгина А.А., Алексеевой О.А., Жеребина В.М., Землянской В.Н. Труды Бобкова В.Н. посвящены методологии использования международных стандартов и индикаторов при характеристике уровня жизни россиян, региональному неравенству уровня жизни, вопросам преодоления бедности населения. Также в данной курсовой работе используются различные статьи на эту тему, часто появляющиеся в газетах и журналах («Ведомости», «Коммерсант», «Российская газета», «В курсе правового дела», «Управление персоналом», «Московский комсомолец»). Основными источниками показателей в курсовой работе являются статистические данные, предоставленные Федеральной Службой Государственной Статистики (Росстат), Минздровсоцразвития, Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ), Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Теоретический материал взят также из электронных энциклопедий (wikipedia.ru, academic.ru), также использовались нормативные акты - Федеральный закон от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Трудовой кодекс РФ, Ф.З. «О потребительскй корзине в целом по Российской Федерации» от31 марта 2006 года N 44-ФЗ.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех вопросов, списка литературы и приложения.
1. Уровень жизни населения: основные показатели и их динамика в России
1.1. Понятие уровня жизни.
Термин «уровень жизни» был введен ООН в 1961 году. Существует множество определений уровня жизни, вот некоторые из них:
Уровень жизни - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления (1).
Уровень жизни - степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами (9).
Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах (15).
Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, - количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества - рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения.
При количественном определении жизненного уровня обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Среди личных потребностей людей различают материальные потребности (потребности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.), духовные потребности (потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания), социальные потребности (потребности в обеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов).
Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни (15).
При систематизации показателей уровня жизни выделяют четыре основных раздела:
1) базисные показатели уровня жизни с подразделами: показатели стоимости жизни и потребления населения, показатели доходов, показатели соотношения доходов и стоимости жизни, дифференциации доходов и уровня бедности.
2) показатели условий жизни населения (характеристики обеспеченности населения объектами инфраструктуры, персоналом и техническими средствами отраслей социальной сферы, характеристики состояния и эффективности деятельности отраслей социальной сферы.)
3) демографические параметры.
4) природно-климатические условия.
В данной работе мы рассмотрим базисные показатели уровня жизни.
1.2. Показатели стоимости жизни.
Первым базисным показателем уровня жизни является оценка стоимости жизни. Под стоимостью жизни понимается стоимость совокупности предметов потребления, соответствующая определенному уровню удовлетворения потребностей населения. Методология расчетов оценок стоимости жизни основывается на стоимостной оценке некоторого специально отобранного комплекта потребительских благ и услуг - потребительской корзины. Потребительская корзина включает набор благ и услуг, соответствующий определенному уровню потребления, причем необходимо разграничить минимальную и рациональную “потребительские корзины”. Минимальная “потребительская корзина” представляет собой минимально допустимый потребительский набор, сокращение которого становится социально неприемлемым. Рациональная “потребительская корзина” - это наиболее благоприятный набор благ и услуг, и их структура, которая рассчитывается на научной основе. Также выделяют фактическую потребительскую корзину, которая характеризует набор товаров и услуг, фактически потребляемых населением.
Состав перечисленных выше видов потребительских корзин рассчитывается в натуральных показателях в среднем на душу населения, семью, или в целом на домашнее хозяйство. Состав потребительской корзины Потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения в целом по России и субъектам Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых Правительством России с участием профсоюзов. Потребительская корзина в целом по стране устанавливается федеральным законом, а в субъектах Федерации - их законодательными органами. При этом региональные разработчики потребительской корзины ориентируются на учет природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. 2004-2007 года по данным Минздравсоцразвития - Приложение 1.
Как отмечается в сводке Росстата, в конце февраля 2008г продовольственная корзина стоила 1 941 рубль в расчете на месяц. При этом наиболее дорогим минимальный продуктовый набор оказался в Чукотском автономном округе, Камчатском крае и в Магаданской области, где его стоимость достигала соответственно 5 153,2, 3 223,1 и 2 950,3 рубля. Самая низкая стоимость набора была зафиксирована ведомством в Мордовии, Татарстане и Тамбовской области - 1 624, 1 644,3 и 1 656,5 рубля соответственно. В Москве стоимость минимального продовольственного набора в феврале 2008 года увеличилась на 2,9%, а за оба месяца нового года на 6,6%. Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, стоимость московской корзины составляет 2 181,7 рубля. В Санкт-Петербурге такой же набор продуктов вырос в цене за месяц на 2,9%, а за два месяца - на 5,9%, достигнув 2 042,2 рубля (2).
Для учета уровня жизни населения используются индексы стоимости жизни, количественно выражающие относительное изменение степени материального благосостояния, социальных и культурных условий жизни, отдельных социальных групп. Уровень стоимости жизни определяется представительной структурой расходов среднего жителя (семьи) данной страны на приобретение соответственной “потребительской корзины” товаров и услуг. Индекс стоимости жизни отражает изменения в стоимости “потребительской корзины” в результате произошедших изменений в уровне цен и тарифов. Индекс стоимости жизни рассчитывается путем определения среднего изменения рыночных цен только на те товары и услуги, которые покупаются определенными слоями населения. За основу расчетов берут розничные цены стандартного набора благ и услуг (12).
Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.
Потребительский бюджет представляет собой перечень конкретных расходов, производимых домохозяйствами для удовлетворения основных физиологических, социальных и духовных потребностей, в натуральном и денежном выражениях (10). Потребительские бюджеты отличаются степенью удовлетворения основных физиологических, социальных и духовных потребностей человека. Система потребительских бюджетов формируется на основе ограниченного количества типовых бюджетов, которые обеспечивают различный уровень удовлетворения потребностей. В качестве основополагающих бюджетов выделяют:
- прожиточный минимум,
- минимальный потребительский бюджет,
- бюджет высокого достатка.
Перечисленные бюджеты расположены в порядке повышения степени удовлетворения потребностей человека. Прожиточный минимум характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы гигиены, жилищно-коммунальные услуги и т.п.). Минимальный потребительский бюджет удовлетворяет основные материальные и духовные потребности человека, необходимые для восстановления сил человека, поддержания активного физического состояния и простого воспроизводства. Бюджет высокого достатка обеспечивает более высокий уровень потребления, рассчитанный на расширенное воспроизводство и достаточное удовлетворение потребностей человека.
Бюджеты всех типов строятся на основе одних и тех же статей расходов, которые отличаются различной наполняемостью. Это можно проиллюстрировать некоторыми примерами из следующей таблицы (10):
|
Некоторые статьи расходов типовых бюджетов | Способы удовлетворения потребностей | |
| Прожиточный минимум | Минимальный потребительский бюджет | Бюджет высокого достатка | |
Питание | Покупка основных продуктов питания в соответствии с минимальными нормами потребления | Покупка основных продуктов питания, самообеспечение за счет приусадебного хозяйства, питание в столовой | Покупка разнообразных продуктов питания, питание вне дома, в ресторанах, кафе | |
Непродовольственные товары | Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели в соответствии с необходимыми потребностями (с учетом физического износа) | Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели в соответствии с минимальными социальными потребностями (с учетом морального износа), пользование бытовыми услугами по восстановлению имущества (химчистка, прачечная) | Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели, оборудования жилья, художественных и ювелирных изделий. Пользование бытовыми услугами по восстановлению имущества (химчистка, прачечная, уборка помещений, ремонт имущества) | |
Жилье | Оплата жилищно-коммунальных услуг на уровне минимальных социальных стандартов | Оплата жилищно-коммунальных услуг, ремонт жилья | Оплата жилищно-коммунальных услуг, ремонт жилья, покупка квартиры, строительство загородного жилья | |
|
Система потребительских бюджетов позволяет выделить группы населения, качественно отличающиеся по уровню текущего потребления:
- малообеспеченные: с денежными доходами ниже прожиточного минимума,
- низкообеспеченные: с денежными доходами от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета,
- относительно обеспеченные: с денежными доходами от минимального потребительского бюджета до бюджета высокого достатка;
- состоятельные и богатые: с денежными доходами выше бюджета высокого достатка.
На основе практических расчетов специалистами Всероссийского центра уровня жизни определены примерные соотношения между бюджетами различных типов. Так, минимальный потребительский бюджет превышает прожиточный минимум примерно в 2 раза, а бюджет высокого достатка - примерно в 5-6 раз.
Вся система потребительских бюджетов разрабатывается во Всероссийском центре уровня жизни (г. Москва).
Одним из важных показателей доходов населения является величина прожиточного минимума Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг), а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации.
С 2005 г. величина прожиточного минимума определяется на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". В 2000-2004 гг. величина прожиточного минимума определялась на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".. По данным Росстата, величина прожиточного минимума за III квартал 2007г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения составила 3879 руб (Приложение 2).
Динамика величины прожиточного минимума в целом по Российчкой Федерации, в расчете на душу населения (Приложение 3):
По сравнению со II кварталом 2007 г. величина прожиточного минимума возросла в среднем на 1,8%. При этом прирост стоимости продуктов питания потребительской корзины составил 3,2%, непродовольственных товаров - 1,5%, услуг - 0,5%.
Структуру величины прожиточного минимума наглядно отображает график (10):
Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий проживания, но всегда - это гарантированный уровень минимального потребления для члена общества Стоимостная величина МПБ определяется в расчете на месяц с учетом индекса потребительских цен: МПБ = МПБбаз. х ИПЦ. Базовый показатель минимального потребительского бюджета определяется по формуле: МПБбаз.= ПП+НТ+У+С+ОП; где ПП - стоимость продуктов питания, НТ - стоимость непродовольственных товаров, У - стоимость услуг, С - величина сбережений, ОП - величина обязательных платежей и сборов(5).. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. И то, и другое во многом обусловлено общим уровнем жизни населения, экономическим развитием общества и потребностями самого человека. Обычно минимальный потребительский бюджет включает продукты питания по наиболее низким ценам, дешевую обувь и одежду, минимум услуг. Однако всегда должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, обусловленный минимальными его нормами (12). Структура минимального потребительского бюджета такова: питание - 46,1, непродовольственные товары - 39, услуги - 13,2, налоги и сборы - 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения (3).
1.3 Показатели потребления
Под потреблением понимается процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей (12). Различают промежуточное и конечное потребление. Промежуточное потребление (отражено в счетепроизводстве Системы национальных счетов - СНС) представляет собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства другим продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги. Конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов Системы национальных счетов), - расходы хозяйственных единиц на продукты и услуге используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств (основного сектора внутренней экономики) финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений (другого сектора экономики) - за счет государственного бюджета; hi коммерческих общественных организаций (еще одного из секторов) - за счет добровольных взносов членов этих организаций пожертвований, а также доходов от своей собственности.
В структуре потребления населения выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное.
Платное потребление осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд.
Бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг вучреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов, живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).
Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства - служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.
В СНС на макроуровне обобщающим стоимостным показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете использования располагаемого дохода и включающие:
1) конечное потребление домашних хозяйств (резидентов и нерезидентов) на экономической территории страны, охватывающее:
· расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов, квартир, покупки стройматериалов собственниками жилищ, ценностей);
· расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, туристско-экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортных, физической культуры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей);
· конечноепотребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в счет оплаты труда,
· потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ);
2) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-резидентами за границей;
3) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-нерезидентами на экономической территории страны.
Однако рассмотренный обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг.
Другим обобщающим стоимостным показателем потребления выступает фактическое конечное потребление домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактическогоконечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение. Объем фактического потребления включает потребление товаров и услуг.
Часть денежных затрат на покупку потребительских товаров и личных услуг текущего потребления есть потребительские расходы населения. Почти половину всех расходов в бюджете домашних хозяйств составляют затраты на питание. Чем выше абсолютная величина затрат на питание в среднем на одного члена домохозяйства, тем ниже уровень жизни данного домохозяйства, и наоборот (16).
В 2007 году население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 14707,8 миллиарда рублей, что на 23,5% больше, чем в 2006 году. Сбережения за этот период составили 2981,4 миллиарда рублей, что на 0,5% больше, чем за предыдущий год.
Еще в 2002 году, по мере преодоления кризисных явлений конца 90-х годов, наметилась тенденция сокращения доли доходов, используемых населением на покупку товаров и оплату услуг (73% против 78-79%% в 1998-2001 годах), и роста доли доходов, направляемых на сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости и оплату обязательных платежей и взносов (рис. 3). В последующие годы эта тенденция усилилась - на покупку товаров и услуг тратилось порядка 70% денежных доходов населения. В то же время возрастала часть доходов, направляемых на обязательные платежи и взносы, а на все виды сбережений в целом население, напротив, стало тратить меньшую часть совокупного объема денежных доходов. Особенно резко сократилась доля доходов, расходуемых на покупку валюты. В то же время устойчиво возрастала часть доходов, направляемых на приобретение недвижимости, которая увеличилась с десятых долей процента от совокупных денежных доходов населения в 1980-х - первой половине 1990-х годов до 3,3% в 2006 году (572,3 миллиарда рублей).
Структура денежных расходов населения, 1970-2007 годы, % (16):
* Сбережения во вкладах, ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в начале 2007 года провел исследование, целью которого было выяснить, приходилось ли гражданам РФ за 2006-й год отказываться от платных услуг и приобретения предметов из-за нехватки денег. По результатам исследования специалистами были получены следующие данные (14):
- из-за нехватки денег 52% россиян отказывали себе в полноценном отдыхе за последний год;
- 35% граждан экономили на покупке предметов домашнего обихода;
- 33% экономили на поездках к друзьям и родным;
- еще 33% на лечении и поддержании здоровья;
- 30% на кино, театрах и прочих развлекательных учреждениях;
- 20% отказывались от необходимых продуктов питания;
- 16% от приема и походов в гости;
- 15% от оплаты образовательных услуг детям;
- 11% от оплаты этих же услуг взрослым.
Однако, по сравнению с 2005 годом, на 9% уменьшилась доля респондентов, которым приходилось отказываться от покупки одежды и обуви и на 5% - предметов домашнего обихода, 50% граждан не может позволить себе платное образование, 40% - платные медицинские услуги. В случае крайней нужды воспользоваться платной медициной могут 42%, образовательными услугами - 27%. Оплачивать образование и помощь медиков на постоянной основе могут только 16-17% граждан России.
Затраты на питание:
- 41% опрошенных тратит на продукты от 25% до 49% общего семейного дохода;
- 38% - тратит от 50% до 74% доходов;
- 7% тратят менее 25% доходов;
- 10% тратит более 75% доходов.
По этим данным аналитики сделали вывод, что за последние два года на 7% снизилось количество граждан, чьи траты на продукты превышают половину бюджета семьи.
Коммунальные услуги:
- 36% опрошенных платят за коммунальные услуги менее 25% доходов семьи;
- 44% - от 25% до 49% доходов;
- 15% - более 50% доходов (за 2005-й год доля респондентов в этой категории составляла 21%);
- москвичи и жители северной столицы в 58% случаев тратят менее 25% доходов на оплату услуг.
Собственные сбережения:
- 28% респондентов отмечает, что у них имеются сбережения;
- 72% - не имеет сбережений;
- среди москвичей и питерцев 36% имеют сбережения;
- среди остального населения - 26-28% имеет сбережения;
- увеличили за год свои накопления 58% граждан;
- уменьшили - 9%;
- без изменений - 30%
Итак, уровень жизни является очень важной социальной категорией, так как он отражает условия жизни населения, его доходы и расходы. Показатели стоимости жизни отражают набор основных благ и услуг, потребляемый человеком за год. Такие показатели, как стоимость потребительской корзины и величина прожиточного минимума, имеют огромное значение, так как именно они определяют размер минимальной заработной платы. В конце III квартала 2007 года стоимость потребительской корзины составила 3624 руб., величина прожиточного минимума - 3879 руб., что в среднем на 1,8% больше, чем во II кв. 2007 г. Другим важным показателем уровня жизни населения выступает потребление. Уровень потребления в России растет с каждым годом: в 2007 году население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 14707,8 миллиарда рублей, что на 23,5% больше, чем в 2006 году. К сожалению, на данный момент, большая часть населения России не может позволить себе пользоваться платными услугами (образование, медицина, отдых и др.), т.к. большую часть доходов (до 72%) тратит на питание и обязательные платежи и взносы.
2. Доходы населения как главный показатель уровня жизни в России
2.1. Структура и динамика доходов населения России
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени (3).
Если говорить об обществе в целом, то его доход следует рассматривать как валовой внутренний продукт или как сумму доходов всех экономических субъектов, который также представляет собой стоимость и измеряемую ею часть продукта, произведенного за определенный период времени. Доход индивидуума, домашнего хозяйства, социальной группы - это часть и соответствующая ей стоимость произведенного продукта, которая получается в результате их экономической деятельности. Распределению потребительских благ и предметов потребления, как правило, предшествует распределение доходов. Свою долю валового продукта, идущую на удовлетворение личных потребностей, население получает первоначально в виде доходов. Полученные доходы используются далее для приобретения необходимых товаров и услуг. Таким образом, уровень доходов имеет большое значение, так как именно он определяет уровень потребления.
Размер и состав доходов - одна из важнейших, хотя и неполных характеристик уровня жизни населения. Доходы населения не только определяют его материальное положение, но и в значительной мере отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе. Доходы характеризуются уровнем, составом и структурой, динамикой, соотношением с расходами, дифференциацией по различным слоям и группам населения.
Корректное исчисление доходов как на микро-, так и макроуровне сопряжено с большими трудностями, поэтому существуют различные относительно простые и более сложные варианты определения доходов. Так, на практике при определении доходов домашних хозяйств часто приходится идти «от обратного», то есть исходить из их расходов и потребления. В системах национальных счетов соответственно используется толкование категория дохода, предложенное английским экономистом Дж. Хиксом, в соответствии с которым доход рассматривается как максимальная сумма денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть, не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. В советский период доходы населения полностью определялись заработной платой, пенсиями и пособиями, выплачиваемыми государственными организациями и ведомствами. С переходом к рынку число различных видов доходов населения значительно увеличилось, а их размеры доходов в большей степени стали определяться трудовой и экономической активностью, инициативой людей, то есть, в конечном счете, их адаптацией к новым экономическим условиям.
По видам доходы можно разделить на денежные, натуральные, и совокупные. Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.
Денежные доходы Следует отличать доход от богатства. Оно представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов: дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д.; а также финансовых средств: наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода. населения включают:
1) доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;
2) доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от владения капиталом - процент, доход от владения землёй - рента, предпринимательский доход;
3) трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т.д.;
4) доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.
Доход, учитывающий все виды денежных и натуральных поступлений, называют также совокупным доходом.
С юридической точки зрения, доходы делятся на законные и незаконные, получаемые в рамках теневой экономики. К последним относят доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля со стороны государства.
Для измерения уровня и структуры доходов населения используется ряд показателей, характеризующих их в различных аспектах. Одним из основных показателей является объем личных доходов населения - все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем (15).
По предварительным данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики (Росстат), объем денежных доходов россиян в 2007 году сложился в размере 21138,9 миллиарда рублей, что на 23% больше, чем в 2006 году. Среднедушевые денежные доходы составили 12940 рублей в месяц, что примерно на 22,7% выше, чем в предшествующем году (Приложение 4). Оплата труда остается основным видом денежных доходов населения, хотя роль ее заметно снизилась в 90-е годы: если ранее она обеспечивала более 3/4 совокупных денежных доходов, то в 1993-2006 годах - около 2/3 (см. рис.). Доля социальных трансфертов в совокупных доходах повышалась до 15,2% в 2001-2002 годах, а затем вновь несколько снизилась - до 12% в 2006 году. Практически такую же роль играют предпринимательские доходы, обеспечивающие в последние годы по 12% от совокупных денежных доходов населения, хотя в 1993-1995 и 2000 годах их удельный вес составлял 15-19%%. В 2005-2006 годах до 10% возросла доля доходов от собственности, в предшествующие годы игравших менее заметную роль - от 5% до 8%. Предварительные данные за 2007 год показывают более высокий удельный вес оплаты труда в денежных доходах населения за счет снижения удельного веса остальных источников их формирования, прежде всего - доходов от собственности, но впоследствии эти данные еще будут уточняться.
Состав денежных доходов населения России, 1970-2007 годы, % (16):
Для оценки уровня и динамики доходов населения следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов (3).
Реальные располагаемые денежные доходы в России в феврале 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г., по оценке, увеличились на 10,6%, в январе-феврале 2008 г. - на 11,2% (Приложение 4).
Несмотря на тенденцию роста, сохраняющуюся в последние восемь лет, уровень реальных денежных доходов россиян остается крайне низким. За период, когда рассчитывался и официально утверждался прожиточный минимум, среднедушевые денежные доходы россиян в основном примерно вдвое превышали его величину. В 1994 и 1997 это соотношение поднималось до 2,3-2,4 раз, а начиная с 2003 года стало устойчиво возрастать, достигнув в 2004-2005 годах 2,7 раза, а в 2006 году - почти 3 раза. В 2007 году величина среднедушевых денежных доходов еще больше превысила уровень прожиточного минимума: во II квартале ее отношение к прожиточному минимума всего населения составило 312%, а в III квартале - 326% (Приложение 3).
Соотношение денежных доходов населения России с величиной прожиточного минимума и динамика реальных располагаемых денежных доходов (1991=100), 1991-2007 годы. (11)
2.2. Заработная плата как важнейшая часть доходов населения России
Заработная плата - это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата - это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата (3).
Средняя начисленная заработная плата в феврале 2008 г., по предварительным данным, составила 15214 рублей и по сравнению с февралем 2007 г. выросла на 27,7% (Приложение 6). По данным Росстата, средняя зарплата в 3,2 раза больше величины прожиточного минимума (Приложение 5). В январе 2008 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 80%, работников образования - 66% (в январе 2007 г. - соответственно 81% и 69%)(Приложение 7).
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является определение гарантированного минимума оплаты труда - минимальной заработной платы Минимальная заработная плата - официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется. Используется для исчисления размеров государственных налогов, платежей, штрафов. (17)
.
Основными критериями минимума заработной платы являются:
1) потребности работника и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат;
2) факторы экономического характера (уровень и темпы роста национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны).
С 1 сентября 2007 года МРОТ в целом по России составляет 2300 руб. ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» Он применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Использование его для других целей не допускается
п. 3 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ.
В настоящее время региональные соглашения о минимальной заработной плате заключены в 30 субъектах Российской Федерации
С 1 сентября 2007 года Трудовым кодексом субъектам РФ предоставлено право устанавливать размер минимальной заработной платы, отличный от федерального.. Размеры минимальных заработных плат установлены с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и колеблются в диапазоне от 2500 до 6300 руб. в месяц (4).
К сведению. На территории города Москвы в настоящее время действует Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В соответствии с ним на территории города Москвы минимальная заработная плата с 1 мая 2008 года будет установлена в размере 6800 руб., а с 1 сентября 2008 года- 7500 руб. До 1 мая 2008 года размером минимальной заработной платы в городе Москве является городской минимум оплаты труда, установленный с 1 сентября 2007 года ранее действовавшим в Москве соглашением-6100 руб. (4).
По заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная заработная плата, которая достигает 68% национальной средней заработной платы (4). В развитых странах этот принцип соблюдается, а в некоторых даже превышается рекомендуемый норматив. Тем самым реализуется стимулирующая функция заработной платы. В России минимальная заработная плата периодически пересматривается, но ее отставание от прожиточного минимума возрастает. Её уровень не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей. На период III квартала 2007 года минимальная заработная плата в РФ была почти в 2 раза ниже прожиточного минимума и составляет всего 17-18 % средней зарплаты (Приложение 5 и 8). Она стала играть роль норматива при определении размеров стипендии, пенсии, социальных пособий, применении налогов, штрафов. Своё же истинное назначение как показателя минимально допустимого уровня жизни для трудоспособного населения утратила и перестала выполнять свои основные функции: воспроизводственную и стимулирующую.
Важной проблемой, вызывающей социальную напряжённость в обществе, остаётся задолженность по заработной плате. По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2008 г. составила 2942 млн. рублей и снизилась по сравнению с 1 февраля 2008 г. на 0,7% (Приложение 9). Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 марта 2008 г., составлял около 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,1%. На 1 марта 2008 г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 февраля 2008 г. в 40 субъектах Российской Федерации. Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2008 г. составила 226 млн.рублей, или 7,7% общего объема просроченной задолженности по заработной плате. Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 40,0% приходилось на федеральный бюджет, 15,6% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 44,4% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета. Из общей суммы просроченной задолженности 951 млн. рублей (32,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2007 г., 1125 млн.рублей (38,2%) - в 2006 г. и ранее.
В заключение 2-ого вопроса можно сделать вывод о том, что уровень доходов населения является важнейшим показателем уровня жизни, так как именно он определяет уровень потребления. Важно отметить, что уровень и динамика доходов также показывают состояние экономики и эффективность экономической деятельности. Объем денежных доходов россиян в 2007 году вырос по отношению к 2006 году на 23%. Среднедушевые денежные доходы составили 12940 руб., что примерно в 3 раза больше величины прожиточного минимума. Основную часть доходов в наше время составляет оплата труда, т.о. она также является важным показателем уровня жизни. В начале 2008 года средняя начисленная зарплата составила 15000 руб., это в примерно в 3,2 раз больше величины прожиточного минимума. Но следует отметить, что размер гарантированного государством минимума оплаты труды в 2 раз ниже величины прожиточного минимума, и, если учесть, что почти половину прожиточного минимума составляют продукты питания, МРОТ в России не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей.
3. Дифференциация доходов населения России и уровень бедности
3.1. Основные показатели дифференциации доходов населения России
В течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация Дифференциация доходов - степень неравномерности распределения доходов, получаемых разными группами населения в зависимости от рода занятия, демографических факторов и пр. (17)
.
Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом.
Коэффициент Джини Коэффициент Джини - индекс концентрации доходов населения - применяется для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю (3). вырос с 0.256 в 1991 году до 0.376 в 1998 году. Хотя в период с 94 по 98 год явно наблюдается улучшение ситуации. В 1999 году данный коэффициент ещё снизился до 0.341. В последние годы его величина составляет в среднем 39% (1). За относительно короткий исторический период Россия по показателям социально-экономической дифференциации оказалась на одном из первых мест среди индустриальных стран. Например, значение коэффициента Джини в США составляет 0,408, в Великобритании -- 0,361, в Швеции -- 0,250, в Японии -- 0,249, в Зимбабве -- 0,568, в Мексике -- 0,537, в Чили -- 0,565). По некоторым оценкам, одна шестая часть населения России сосредоточила в своих руках 57% всех денежных доходов и 92% доходов от собственности. Сложившаяся сегодня в России модель социальной стратификации характеризует в высшей степени дифференцированное общество.
Другим из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
По официальным данным, в России он сейчас 15,3:1, что, по меркам стран “восьмерки”, куда мы входим, очень много. А в Москве, по экспертным данным, вообще не менее 50:1. К тому же от 30% до 40% доходов у нас до сих пор в тени, и основная часть этих теневых доходов идет в верхние децили. Значит, реально расслоение больше. По расчетам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, порядка 30:1. И это совсем не похоже на Европу. Это Бразилия, Колумбия, где есть очень узкий круг очень богатых людей, а основная масса людей бедная. И, даже по официальным данным, расслоение продолжает расти (6).
Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низкодоходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 2007 году средняя заработная плата работников системы кредитования, финансов, страхования достигла 280% от среднего общероссийского уровня, органов управления - 123%, тогда как заработная плата сельскохозяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования - 63%, культуры - 56, 6%, здравоохранения - 76% (Приложение 7). Неравенство доходов - это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.
3.2. Уровень бедности в России.
Бедность -- характеристика экономического положение индивида или социальной группы, при котором они не могут сами обеспечивать себя необходимыми благами. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе (18). Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) недавно завершил уникальное исследование. Эксперты изучили материальное расслоение в обществе, анализируя не только доходы граждан, но и их жилищных условий. Как утверждает директор центра, профессор Вячеслав Бобков, такие официальные данные в России еще ни разу не публиковались (8).
Из интервью с директором ВЧУЖ, профессором Вячеславом Бобковым: « К наименее обеспеченному населению сегодня относят тех, кто имеет среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума. И если исходить, как это делает Росстат, то есть только из уровня денежных доходов, то в 2006 году бедняков в России было примерно 14 процентов (Приложение 10). Но с учетом плохих жилищных условий, изменить которые граждане не могут, численность самого нижнего класса бедных, как показали наши исследования ВЦУЖ, составляет около 42 процентов. Это более 50 миллионов человек. И еще примерно столько же - неустойчивый "переходный" слой населения. Специалисты ВЦУЖ определили два критерия для определения плохих жилищных условий. Первый - когда на одного человека приходится меньше жилой площади, чем предусмотрено учетной нормой, действующей в регионе. Второй критерий - плохое благоустройство жилища, когда в нем нет либо электричества, либо канализации, либо холодной воды, либо системы отопления. Между прочим, отсутствие горячей воды или телефона, а также проживание в одной комнате трех и более человек не является по классификации ВЦУЖ признаком "неблагополучного" жилья. Как видим, критерии выбраны весьма жесткие. И тем тревожнее полученный результат. Оказывается, "плохо" живут около 42 процентов россиян. У одних - доходы низкие, у других - жилищные условия подкачали, а у третьих - и то и другое. А 4 миллиона нынешних бедняков - это бедные и по доходам, и по жилищу. Все это характерно не только для малоимущих, но и для 38 миллионов россиян, которые официально не считаются бедными, однако тоже ежедневно испытывают жилищные муки. Их среднедушевые доходы, как показало исследование, выше прожиточного минимума, но ниже восстановительного потребительского бюджета (классификация ВЦУЖ), составляющего примерно два прожиточных минимума. Разумеется, это отнюдь не богачи и даже не середняки. Они не могут скопить денег на новую квартиру или построить домик в деревне. Специалисты ВЦУЖ отнесли к бедному слою и эти 38 миллионов.
Зато сюда не включены почти 7 миллионов малоимущих (по официальной статистике) граждан, потому что они имеют хорошее, просторное жилье с телефоном, горячей водой и всеми другими удобствами.
Итак, 41 процент россиян оказался в так называемом переходном классе. Название его говорит о том, что при неблагоприятном стечении обстоятельств жизнь этих граждан вполне может ухудшиться, и тогда они переместятся в нижний класс, в одну из трех групп бедных. Но одновременно есть шансы перебраться в "середняки". Неустойчивость положения делает этих людей весьма зависимыми от внешних условий.
Вот почему именно на точечную поддержку не только бедняков, но и обитателей переходного класса должна быть направлена продуманная, эффективная экономическая и социальная политика государства. Речь не о материальных субсидиях, а о выявлении властями проблем этих россиян и принятии соответствующих мер.
Теперь о среднем классе, который, по данным ВЦУЖ, составляет, судя по материальным условиям, лишь 14 процентов от всего населения страны. Это очень мало, именно поэтому гарантом стабильности общества он не стал. Здесь несколько типов семей. Одни имеют относительно высокие среднедушевые доходы (более 7 прожиточных минимумов), но весьма средние жилищные условия (например, без горячей воды и телефона). У других похуже материальное положение (доходы от 2 до 7 прожиточных минимумов), зато хорошие квартиры или индивидуальные дома. В любом случае эти россияне могут удовлетворять многие из возникающих потребностей.
Наконец, наиболее обеспеченный класс - богатые граждане. У них все хорошо: и высокие доходы, и отличное жилье. Может быть, есть и не одна квартира или дом. Но таких благополучных россиян, как показали исследования ВЦУЖ, всего 3 процента.
Изменения внутри этих четырех социальных групп происходят в положительную сторону, но не быстро. И прежде всего из-за трудно решаемых жилищных проблем. По нашим оценкам, за два последних года нижний класс сократился на 4 процента. Богатых стало больше.
Тем не менее, соотношение социальных групп говорит о чрезмерно высоком расслоении российского общества по качеству и уровню жизни. И реальные масштабы бедности в России значительно выше, чем принято считать. Драматизм ситуации очевиден. Задача борьбы с бедностью становится многократно сложнее, приобретает совсем другие контуры. Это требует и новых подходов в формировании государственной социальной политики. Для преодоления абсолютной бедности, а также для расширения среднего класса до преобладающей в обществе социальной группы необходимо разработать и принять соответствующие долгосрочные целевые региональные программы и, конечно же, социальную стратегию развития страны. Не вызывает сомнений необходимость комплексного долгосрочного подхода к решению масштабных социальных перекосов».
Таким образом, по величине разрыва в уровне доходов Россия попала в зону повышенного риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% - с дифференциацией доходов за счёт предпринимательской деятельности, собственности и прочих источников. По официальным данным, средний доход 10% наиболее высокооплачиваемых граждан в 15,1 раз больше среднего дохода 10% наименее обеспеченных.
Также следует отметить очень высокий уровень бедности в России. По данным ВЦУЖ, 42% населения России составляют «бедняки», 41% - «переходный класс», 14% - средний класс и только 3% россиян можно назвать богатыми и по уровню доходов и по жилищным условиям. Таким образом, основную часть населения России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной степени сводится к сокращению численности бедных слоёв
Заключение
Итак, основные задачи данной курсовой работы выполнены: понятие уровня жизни раскрыто, основные показатели уровня жизни и их динамика отображены, дифференциация доходов и уровень бедности также определены.
Рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется. В конце 2007-начале 2008 года такие показатели, как величина доходов и расходов, изменились в положительную сторону - потребление по сравнению с 2006 годом увеличилось на 23,5%, объем денежных доходов - на 23%. Также увеличилось отношение доходов россиян к величине прожиточного минимума: в 2006 году уровень доходов был почти в 3 раза больше прожиточного минимума, в конце 2007 . - в 3,2 раз. Среднемесячная начисленная заработная плата также растет с каждым месяцем, в начале 2008 года она составила 15214 руб., что в 3,2 раза больше величины прожиточного минимума. Вместе с тем, не смотря на позитивную динамику этих показателей, сохраняется низкая зарплата в ряде отраслей экономики, значительная дифференциация населения по уровню доходов, очень высокий уровень бедности. В январе 2007 года среднемесячная начисленная заработная плата работников в сфере образования была в 1,6 раз меньше средней зарплаты по стране, работников сельского хозяйства - в 2,2 раза. По некоторым оценкам, одна шестая часть населения России сосредоточила в своих руках 57% всех денежных доходов и 92% доходов от собственности. По данным ВЦУЖ, 42% населения России составляют «бедняки», 41% - «переходный класс», 14% - средний класс и только 3% россиян можно назвать богатыми и по уровню доходов и по жилищным условиям.
Показатели уровня жизни населения в 2006-начале 2008 гг. и их динамика говорят о том, государственная политика в социальной сфере недостаточно эффективна. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе, поэтому главной целью государства в 2008 году должна стать правильная социальная политика, направленная на повышение уровня жизни населения.
Список использованной литературы
1. Высокообеспеченные слоироссийского общества: численность и механизм формирования доходов. / Рудакова О., Харитонова Е.// журнал «Управление персоналом»: № 2008 - http://www.top-personal.ru, 20 апреля 2008.
2. За два месяца потребительская корзина в России ощутимо подорожала // Деловые новости VL.ru - 6 марта 2008 - http://news.vl.ru/biznes, 30 апреля 2008
3. Кравцова Г.Ф. Основы экономической теории. Макроэкономика. Учебное пособие. // http://www.dvgups.ru, 19 апреля 2008
4. Марочкина М.В. Минимальная заработная плата. Молчание - знак согласия. // журнал «В курсе правового дела» № 5, март 2008 - http://www.vkursedela.ru, 20 апреля 2008
5. Минздравсоцразвития России - официальный сайт, архив - http://www.mzsrrf.ru/analit_inform, 19 апреля 2008
6. Озерова М. Коэффициент ненависти // газета Московский комсомолец- http://www.mk.ru
7. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ
8. Панина Т.В тесноте и в обиде живут более 50 млн. россиян // Российская газета - Федеральный выпуск № 4291 от 9 февраля 2007 - http://www.rg.ru, 30 апреля 2008.
9. Политика доходов и заработной платы. / Под ред. Н.Н Абакумова, Р.Я. Подовалова - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, - 1999
10. Прожиточный минимум как элемент системы потребительских бюджетов, его назначение // Департамент труда Иркутской области - http://www.work.irk.ru, 21 апреля 2008 г.
Приложение 1.
Состав потребительской корзины:
Таблица 1 (5).
Приложение 2.
Величина прожиточного минимума за III квартал 2007 г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения: рублей в месяц
|
| Все население | В том числе | |
| | трудоспособное население | пенсионеры | дети | |
Величина прожиточного минимума | 3879 | 4197 | 3085 | 3704 | |
в том числе: | | | | | |
стоимость потребительской корзины | 3624 | 3781 | 3085 | 3704 | |
из нее минимальный набор: | | | | | |
продуктов питания | 1555 | 1597 | 1377 | 1616 | |
непродовольственных товаров | 653 | 645 | 589 | 750 | |
услуг | 1416 | 1539 | 1119 | 1338 | |
расходы по обязательным платежам и сборам | 255 | 416 | х | х | |
|
Таблица 2 (11).
Приложение 3.
Динамика величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения: рублей в месяц
|
| Все население | в том числе | |
| | трудоспособное население | пенсионеры | дети | |
2005 г. | |
I квартал | 2910 | 3138 | 2332 | 2795 | |
II квартал | 3053 | 3290 | 2449 | 2937 | |
III квартал | 3047 | 3288 | 2440 | 2921 | |
IV квартал | 3060 | 3302 | 2450 | 2931 | |
2006 г. | |
I квартал | 3374 | 3640 | 2703 | 3234 | |
II квартал | 3443 | 3717 | 2747 | 3301 | |
III квартал | 3434 | 3709 | 2736 | 3292 | |
IV квартал | 3437 | 3714 | 2739 | 3290 | |
2007 г. | |
I квартал | 3696 | 3993 | 2950 | 3536 | |
II квартал | 3809 | 4116 | 3033 | 3647 | |
III квартал | 3879 | 4197 | 3085 | 3704 | |
|
Таблица 3 (11).
Приложение 4.
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения
|
| Февраль2008 г. | В % к | Январь-февраль 2008 г.в % к январю-февралю 2007 г. | Справочно | |
| | февралю 200г. | Январь 2008 г. | | февраль 2000 г. в % к | январь-февраль 2007 г.в % к январь-февраль 2006 г. | |
| | | | | февраль2006 г. | Январь 2007 г. | | |
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей | 12942 | 127,1 | 121,6 | 127,3 | 121,8 | 123,0 | 120,9 | |
Реальные располагаемые денежные доходы | | 110,6 | 119,6 | 111,2 | 111,9 | 122,1 | 110,2 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: | | | | | | | | |
номинальная, рублей | 15214 | 127,7 | 103,0 | 127,6 | 127,8 | 102,8 | 127,6 | |
реальная | | 113,3 | 101,8 | 113,3 | 118,8 | 101,7 | 118,2 | |
1) За февраль 2008 г. предварительные данные. | |
|
Таблица 4 (11).
Приложение 5.
Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума:
|
| III квартал 2007 г. | Справочно: | |
| | II квартал 2007 г. | III квартал 2006 г. | |
Среднедушевые денежные доходы населения | | | | |
рублей в месяц | 12640 | 11898 | 10238 | |
в % к величине прожиточного минимума для всего населения | 325,9 | 312,4 | 298,1 | |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника | | | | |
рублей в месяц | 13494 | 12993 | 10949 | |
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения | 321,5 | 315,7 | 295,2 | |
Средний размер назначенных пенсий по старости, на конец периода | | | | |
рублей в месяц | 3565 | 3374 | 3084 | |
в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров | 115,6 | 111,2 | 112,7 | |
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет | | | | |
рублей в месяц | 173 | 168 | 138 | |
в % к величине прожиточного минимума для детей | 4,7 | 4,6 | 4,2 | |
|
Таблица 5 (11).
Приложение 6
Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы.
|
| Среднемесячнаяноминальная начисленная заработная плата, рублей | В % к | Реальная начисленная заработная плата в % к | |
| | Соответствую-щему периоду предыдущего года | предыдущему периоду | | |
| | | | соответствую-щему периоду предыдущего года | предыдущему периоду | |
2007 г. | |
I квартал | 11876 | 127,3 | 97,3 | 118,2 | 94,1 | |
II квартал | 12993 | 125,9 | 109,3 | 116,6 | 107,1 | |
I полугодие | 12439 | 126,6 | | 117,4 | | |
III квартал | 13494 | 124,0 | 103,9 | 113,9 | 101,8 | |
IV квартал | 15742 | 129,3 | 116,7 | 116,1 | 112,8 | |
Год1) | 13527 | 126,7 | | 116,2 | | |
2008 г. | |
Январь | 14771 | 127,5 | 78,8 | 113,3 | 77,0 | |
Февраль1) | 15214 | 127,7 | 103,0 | 113,3 | 101,8 | |
Январь-февраль1) | 14993 | 127,6 | | 113,3 | | |
1) Предварительные данные. | |
|
Таблица 6 (11).
Приложение 7
Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности за январь 2008 года.
|
| Рублей | В % к | |
| | январю 2007г. | декабрю 2007г. | общерос-сийскому уровню средне- месячной заработной платы | |
Всего | 14771,0 | 127,5 | 78,8 | 100 | |
в том числе:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 6483,7 | 134,0 | 78,7 | 44 | |
рыболовство, рыбоводство | 14925,6 | 139,1 | 78,5 | 101 | |
добыча полезных ископаемых | 28050,4 | 120,5 | 69,3 | 190 | |
обрабатывающие производства | 14120,7 | 126,4 | 87,3 | 96 | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 16769,0 | 122,9 | 80,8 | 114 | |
строительство | 14689,9 | 129,2 | 75,2 | 99,5 | |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 12748,8 | 129,6 | 89,8 | 86 | |
гостиницы и рестораны | 10578,7 | 127,6 | 89,3 | 72 | |
транспорт и связь | 17576,5 | 124,6 | 85,3 | 119 | |
финансовая деятельность | 41921,9 | 129,4 | 82,5 | в 2,8р. | |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 17823,3 | 133,3 | 72,0 | 121 | |
из них научные исследования и разработки | 19289,6 | 131,5 | 63,1 | 131 | |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 18174,3 | 126,1 | 59,2 | 123 | |
образование | 9359,0 | 121,4 | 81,5 | 63 | |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 11265,3 | 124,3 | 87,6 | 76 | |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 11886,2 | 129,8 | 82,4 | 80 | |
|
Таблица 7 (11).