Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России
3
Министерство образования РФ
Башкирский государственный университет
Кафедра общей экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: “Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России”
Выполнил студент 4 курса
Экономического факультета
Гр. 4.2 Батыршина Р.В.
Научный руководитель -
Н.С.
Уфа - 2004
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие человеческого капитала……………………………….……………..5
2. Расчеты эффек-тивности инвестиций в человеческий капитал в России и США……………………………………………………………………………….7
Вывод……………………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Перспективы мировой экономики в XXI в. оп-ределяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индуст-риальной стадии, где доминировало крупное ме-ханизированное машинное производство, к по-стиндустриальной, где будут превалировать сфе-ра услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффектив-ность будет определяться в первую очередь ис-пользованием высококвалифицированных кад-ров, новых знаний, технологий и методов управ-ления.
Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собст-венно, сам человек - его интеллектуальный по-тенциал. По расчетам Всемирного банка, в соста-ве национального богатства США основные про-изводственные фонды (здания и сооружения, машины и оборудование) составляют всего 19%, природные ресурсы - 5, а человеческий капитал -76%. В Западной Европе соответствующие пока-затели - 23, 2 и 74%; в России - 10,40 и 50% См.: Учись, капитал! //Поиск. 2001. № 12. С. 8.
. По-этому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богат-ство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-техни-ческого прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как ос-нове производства этого капитала.
Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывает-ся она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен. Глубокий трансформационный кризис, который вот уже более 12 лет переживает наша экономика, заста-вил многих российских ученых иначе взглянуть на роль человеческого капитала и системы обра-зования в жизни современного общества. Как итог - последние годы и у нас ознаменовались по-вышенным исследовательским интересом к про-блемам человеческого капитала. Однако, к сожа-лению, все более популярной становится точка зрения, что высшее образование дает отдачу ско-рее личности, нежели обществу, поэтому и долж-но быть привлекательным, прежде всего для част-ного инвестирования, причем вектор развития должен быть ориентирован на коммерциализа-цию высшей школы.
Парадокс сегодняшней ситуации заключается также в том, что наблюдается явное несоответст-вие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уни-кальным геополитическим положением) и реаль-ным состоянием ее национальной экономики. За-давая вопрос: как смогла наша страна после са-мой страшной и разрушительной войны за 10 лет стать второй промышленной и научно-техничес-кой державой мира, академик РАНД. Львов спра-ведливо замечает: причин много, но главная - это советская система образования. "Россия может иметь достойное будущее, но лишь на пути сохранения и развития образования" Львов Д.С. Что дальше? (Размышления о перспективных проблемах экономики и экономической науки) // Экономи-ческая наука современной России. 2002. № 3. С. 1.
.
В сегодняшней критической российской ситуа-ции на фоне победного шествия Америки в поли-тической, экономической и военной областях все чаще высказываются мнения о неэффективности российского образования якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости реформировать нашу систему образования по об-разу и подобию американской. Именно желание на цифрах доказать, что наша система образова-ния как основной производитель человеческого капитала не менее эффективна, чем американ-ская и определило выбор автором данного иссле-дования.
1. Понятие человеческого капитала.
Не вдаваясь в нюансы трактовки категории "человеческий капитал" Щетинин В. Человеческий капитал и неод-нозначность его трактовки // МЭ и МО. 2001. № 12.
, примем за основу под-ход С. Дятлова, определившего человеческий ка-питал как "сформированный в результате инвес-тиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используют-ся в той или иной сфере общественного воспроиз-водства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. С. 83.
).
По вопросу состава человеческого капитала у экономистов нет единого мнения. Так, Г. Беккер предлагает выделять в нем капитал образования (знания общие и специальные), капитал здоровья, капитал профессиональной подготовки (квали-фикация, навыки, производственный опыт), ка-питал миграции, а также обладание экономичес-ки значимой информацией и мотивацией к эконо-мической деятельности. Л. Туроу включает в человеческий капитал такие черты, как "уваже-ние к политической и социальной стабильнос-ти". В. Марцинкевич анализирует влияние на со-зидательный потенциал человека его активности, ответственности, честности, коллективизма, ком-муникабельности Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика челове-ка. М., 1995. С. 14.
. И. Ильинский предлагает вы-делять в человеческом капитале образование,
здоровье и общую культуру Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб., 1996. С. 28.
.
Несмотря на явную противоречивость понима-ния структуры человеческого капитала, все ис-следователи единодушны в признании доминиру-ющего значения образовательного фактора, то есть знаний, навыков, умений и способности к их восприятию и периодическому обновлению - все-го того, что закладывает в человеке формальное образование. Многие исследователи пытались отделить влияние образовательного фактора на рост будущих доходов от влияния социального происхождения, здоровья и способностей. Ис-пользовались различные методики и модели, но результаты, к которым приходят разные авторы в отношении значения образовательного факто-ра, практически совпадают: суммарное воздейст-вие всех факторов, за исключением образования, составляет не более 40%, а 60% разницы в дохо-дах человека объясняется уровнем его образова-ния Давыдов А.Ю. Образовательный фактор в формиро-вании и развитии человеческого капитала. Кандидатская диссертация. 08.00.01. Пятигорск, 2001. С. 81.
. Итак, все согласны, что сфере образования принадлежит наиболее мощный кумулятивный вклад в рост будущих заработков индивидуума. Кроме того, повышение образования опосредо-ванно увеличивает капитал здоровья человека и его социальное благополучие. Поэтому некото-рые исследователи прибавляют 15-20% к опреде-ленным ранее 60%; высказывают мнение, что со-вокупный вклад образования в рост будущих до-ходов общества и индивидуума составляет не
менее 75-80% Гринэуей Д., Хаунес М. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образова-ния. 2002. № 3. С. 64.
.
Таким образом, логично утверждать, что об-разование является ведущей отраслью производ-ства человеческого капитала, фундаментом буду-щего благополучия человека и всего общества. Именно поэтому в постиндустриальных странах, прежде всего в США, сформировался своеобраз-ный культ образования, питаемый не только об-щественным мнением, регулярными встречами президента с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их как "ин-теллектуального достояния нации", но и постоян-ной популяризацией американской системы обра-зования как лучшей в мире и эталоном для других стран.
Как известно, одним из основополагающих принципов этой теории является обнаруженная аналогия между инвестициями в человеческий и физический капитал. При этом процесс получе-ния образования и квалификации рассматривает-ся как процесс капиталовложений с окупаемос-тью в будущем (отсюда и термин "инвестиции в человеческий капитал"). Несмотря на сохранение некоторых различий между этими капиталами, таких как отсутствие возможности ипотеки и пря-мой продажи человеческого капитала, а также невозможность определения индивидуумом риска инвестиций в различные компоненты своего ка-питала, в остальном они действительно очень схожи. Например, как человеческому, так и фи-зическому капиталу присуще свойство приносить в будущем прибыль, быть подверженным колеба-ниям рынка и даже обесцениваться. Таким обра-зом, данная теория допускает применение поня-тия доходности к человеческому капиталу точно так же, как и к физическому.
2. Расчеты эффек-тивности инвестиций в человеческий капитал в России и США.
В данной работе пытаемся определить нор-мы отдачи (доходности), показывающие эффек-тивность инвестиций в человеческий капитал и позволяющие сопоставить их с эффективностью вложений в физический капитал. При этом не бу-дем искать текущие общие нормы отдачи, харак-теризующие эффективность инвестиций в чело-века в каждый отдельно взятый момент, и внут-ренние нормы отдачи, показывающие ставку дисконтирования, при которой сравнивается те-кущая стоимость будущих издержек и выгод. Отдадим предпочтение определению показателей текущей годовой эффективности частных и госу-дарственных инвестиций в образование человека, которые по своей природе близки к текущим пре-дельным нормам отдачи, исчисленным в ценах конкретного года.
При определении показателей частных норм отдачи будем использовать различия в зара-ботках (после вычета налогов) между категория-ми работников, имеющих разный уровень обра-зования, по отношению к индивидуальным из-держкам, связанным с получением данного образования, как прямых (плата за обучение, проживание, методическое обеспечение), так и косвенных (упущенный заработок за период обу-чения). При расчете социальных норм отдачи бу-дем использовать разницу в общей сумме налого-вых выплат работников, имеющих разный уро-вень образования, по отношению к издержкам государства на обеспечение данного уровня обра-зования в расчете на одного учащегося.
В этом случае годовые нормы отдачи от инве-стиций в человеческий капитал можно рассчи-тать по предлагаемым ниже формулам, которые дадут нам минимальную доходность этих инвес-тиций, усредненную за весь срок службы капита-ла (нами не учитываются нематериальные выго-ды образования).
Rч = (1)
Rс = (2)
где Rч , Rс - частная и социальная нормы отдачи соответственно;
Дч, Дг - разница в пожизнен-ных доходах (за вычетом налогов) индивидуума при прохождении каждой последующей ступени образования и разница в налоговых поступлениях от повышения заработков индивидуума;
Ич, Иг - разница в суммарных частных и государственных издержках за весь период обучения при прохождении индивидуумом каждой последую-щей ступени образования; Nраб - период трудовой деятельности (с момента окончания соответству-ющего уровня образования до 65 лет включи-тельно).
Исходным материалом для исследова-ния будут достаточно устойчивые зависимости возраст-заработок для разных категорий работ-ников США, имеющих различное образование, на основе данных В. Марцинкевича Марцинкевич В.И. Структура и источники развития сферы образования в США // Экономика образования. 2001. №1. С. 26.
(табл. 1).
Таблица 1. Различия в средних заработках по уровню образования и возрасту работников в США, 1996 г., тыс. долл.
|
Группы по возрасту | Уровень образования | Рост заработков благодаря образованию, % (4 :1) | |
| 1. ниже среднего | 2. среднее | 3. высшее | 4.аспирантура | | |
18-24 | 6.8 | 11.4 | 16.1 | 19.6 | 288 | |
25-34 | 13.7 | 20.2 | 31.7 | 40.4 | 295 | |
35-44 | 17.3 | 23.9 | 42.1 | 62.8 | 363 | |
45-54 | 17.2 | 25.7 | 44.1 | 75.0 | 436 | |
56-64 | 18.6 | 24.8 | 45.1 | 68.3 | 367 | |
65 и старше | 10.8 | 16.4 | 26.4 | 60.9 | 564 | |
В среднем по всем | 14.0 | 21.4 | 37.0 | 64.5 | 461 | |
группам | | | | | | |
Прирост заработков по возрасту, % | 274 | 225 | 280 | 383 | | |
|
Данные для расчетов эффективности инвести-ций с некоторыми допущениями (индивидуум обучается в иногороднем колледже или вузе, то
есть в состав индивидуальных издержек входит также плата за проживание; одинаковой стоимо-сти обучения в государственном и частном сек-торах) представлены в табл. 2.
Таблица 2. Издержки и доходы накопления человеческого капитала в США в ценах 1996 г.
|
Уровень образования | Число лет обучения | Число лет работы | Среднегодовые издержки, тыс. долл./человек | Пожизненные доходы1, тыс. долл. | Налоговые поступления1, тыс. долл. | |
| | | стоимость обучения | индивиду-альные | косвенные | | | |
Начальное | 9 | 50 | 600 | 1.2 | О2 | 590 | 150 | |
Среднее | 3 | 47 | 7.7 | 4.8 | 6.8 | 770 | 270 | |
Высшее3 | 4 | 43 | 19.8 | 7.9 | 11.4 | 1150 | 540 | |
Послевузовское4 | 5 | 38 | 28.0 | 9.1 | 16.1 | 1465 | 980 | |
|
1 Суммарные заработки и налоги с заработков рассчитаны по данным табл. 1 при прогрессивной шкале подоходного налога по схеме "одинокого налогоплательщика" с периода окончания соответствующего уровня образования по 65-летний возраст вклю-чительно. После этого получаем пожизненные доходы за вычетом налога и пожизненную сумму налоговых поступлений.
2 Предполагается, что индивидуум начнет работу не ранее чем с 16 лет.3 Степень бакалавра.4 Степень доктора.
Нормы отдачи рассчитаем в диапазоне от ну-ля, когда индивидуум накапливает свой капитал полностью за счет личного (наследство), либо се-мейного бюджета, до 100%-ной оплаты государ-ством стоимости обучения на всех уровнях обра-зования (табл. 3).
|
Уровень образования | Процент государственного участия в оплате стоимости обучения | |
| 0 | 10 | 30 | 50 | 70 | 90 | 100 | |
|
Социальная норма отдачи
113.3 79.3 82.1
37.8 26.4 27.4
22.7 15.9 16.4
16.2 11.3 11.7
12.6 8.8 9.1
11.3 7.9 8.2
Частная норма отдачи
|
Среднее | 6.6 | 6.9 | 7.5 | 8.3 | 9.2 | 10.3 | 11.0 | |
Высшее | 5.6 | 5.9 | 6.6 | 7.5 | 8.7 | 10.3 | 11.3 | |
Послевузовское | 3.2 | 3.3 | 3.7 | 4.3 | 5.0 | 6.0 | 6.7 | |
|
Таблица 3. Годовые нормы отдачи в зависимости от степени участия государства и индивидуума в накоплении человеческого капитала в США, % Из таблицы видно, что наибо-лее предпочтителен, как для общества, так и для отдельной личности, государственный способ на-копления человеческого капитала, потому что, во-первых, все уровни образования оказываются востребованными (все нормы отдачи превышают альтернативные инвестиции в физический капи-тал); во-вторых, издержки сторон близки по своим значениям и, в-третьих, нормы частной и соци-альной отдачи практически равны.
Социальная справедливость и экономические интересы всех сторон в данном случае дополняют друг друга, и это был бы тот консенсус, который в период "государства всеобщего благоденствия" 60-70-х годов не требовал дополнительной аргу-ментации. Сейчас мы живем в условиях, когда не только государство пытается не оптимизировать свои расходы и доходы, а минимизировать расхо-ды, максимизируя при этом свои доходы, но и ча-стные интересы отдельной личности действуют в том же направлении. Поэтому практически все правительства стремятся перейти к смешанному способу накопления человеческого капитала, предполагающему возложение части издержек обучения на потребителей. Общество же оказы-вает этому сильное противодействие, так что можно говорить о конфликте сторон.
Глубина этого конфликта тем глубже, чем дальше общество уходит от оптимального соот-ношения расходов и доходов сторон. Поэтому весьма актуальной становится задача поиска гра-ниц допустимого интервала участия обеих сторон в этом накоплении. Данная задача представляется как область равных доходностей для личности и государства с последующим определением опти-мального соотношения их инвестиций в повыше-ние человеческого капитала. Равные доходы сто-рон не обязательно должны предполагать их рав-ные расходы: это зависит от существующего механизма обобществления части прибавочной стоимости, созданной за счет большего человече-ского капитала, то есть налоговых доходов. Глав-ное, они должны подразумевать доходы, пропор-циональные расходам. Назовем это принципом равных доходов.
Проиллюстрируем точку равных доходов на зависимостях (рис. 1) "норма отдачи-процент участия в накоплении капитала" (оплате стоимо-сти обучения) для разных объемов человеческого капитала (уровней образования).
Государственное участие, %
Рис. 1. Эффективность государственных и частных инвестиций в накопление человеческого капитала по уровням об-разования в США.
На всех уровнях накопления человеческого капитала имеется устойчивый характер зависи-мостей: прямую пропорциональную (линейную) зависимость частной нормы отдачи Rч и обрат-ную (гиперболическую) зависимость социальной нормы Rс от степени государственного участия в финансировании соответствующего уровня об-разования X, а соответственно и долевом инвес-тировании государства в наращивании капитала отдельно взятой личности. Запишем эти зависи-мости:
Rч = a + b Х, (3)
Rc = a + . (4)
Приравняв их (принцип равных доходов Rч = Rс) получим уравнение:
b Х + сХ - b = 0, (5)
где с = a - a . В данном квадратичном уравнении дискриминанта равна нулю, следовательно, име-ется только одно решение, обеспечивающее со-блюдение этого принципа, и являющееся, по на-шему мнению, оптимальным участием государ-ства в данном инвестиционном процессе Х , которое можно рассчитать, используя параметры зависимостей 3 и 4 как:
X = (6)
Этот оптимум на разных этапах накопления человеческого капитала (уровнях образования) будет обеспечиваться различным соотношением государственных и частных инвестиций. Так, при получении индивидуумом среднего образования (оптимум находится в диапазоне 102% на рис. 1а) наиболее эффективна и справедлива в социаль-ном плане будет модель, предусматривающая со стороны государства 100%-ную оплату образова-ния и незначительную компенсацию индивиду-альных издержек учащегося (льготная учебная литература, питание). При этом на самом уча-щемся (семейном бюджете) остается подавляю-щая часть индивидуальных и вся сумма косвен-ных издержек. При получении высшего образо-вания оптимальной будет модель (см. рис. 16), предусматривающая оплату государством 80% стоимости этого уровня образования, а оставшуюся часть должны оплачивать сами учащиеся; на студентов также полностью ложатся индивиду-альные издержки.
Относительно косвенных издержек (упущен-ных заработков за период обучения) следует за-метить, что при переходе на каждую следующую ступень образования они резко возрастают. Сле-довательно, желательно частичное участие в них государства в виде стипендий для стимулирования образовательного выбора индивидуума. В систе-ме послевузовского образования оптимум (см. рис. 1в) существенно смещается за границы пол-ной оплаты государством стоимости этого уровня образования в диапазон 120%, то есть система го-сударственного финансирования должна предпо-лагать значительные компенсации косвенных из-держек молодых ученых, а также долевое учас-тие в индивидуальных издержках (оплата части стоимости проживания, научной литературы). При этом за соискателями ученой степени все равно остается большая часть косвенных и инди-видуальных издержек.
Можно сделать вывод, что наиболее эффек-тивная модель накопления человеческого капи-тала предполагает в системе среднего и послеву-зовского образования как минимум полную опла-ту государством образовательного процесса, а в системе высшего образования - частичное софи-нансирование со стороны учащихся. При этом аб-солютно неправомочно будет говорить о бес-платном для человека способе накопления его ка-питала (табл.4).
Таким образом, принцип равных доходов Rч = Rс будет приводить к равному соотношению из-держек и выгод, которое можно записать, при-равнивая формулы 1 и 2, в виде:
(7)
Полученное равенство позволяет сформули-ровать следующее правило оптимального учас-тия сторон в процессе накопления человеческого капитала: наиболее эффективным способом это-го накопления будет такой, при котором соотно-шение доходов личности и государства пропорци-ональны понесенным издержкам.
Таблица 4. Издержки сторон при накоплении человеческого капитала с соблюдением принципа "равных дохо-дов" в США
|
Уровень образования | Годовая норма отдачи, % | Годовые издержки тыс. долл./человек | Доля в совокупных издержках, % | |
| частная | социальная | индивидуума | государства | индивидуума | государства | |
Среднее Высшее Послевузовское | 11.1 9.5 7.3 | 11.1 9.5 7.3 | 11.5 23.1 22.3 | 7.8 16.0 30.9 | 59.6 59.2 41.9 | 40.4 40.8 58.1 | |
|
Анализируя равные годовые нормы отдачи (табл. 4), - назовем их равновесными, - можно увидеть, что величина этих норм находится в об-ратной, причем линейной, зависимости от объема человеческого капитала. Эта зависимость была сформулирована как закон снижающейся пре-дельной отдачи при наращивании человеческого капитала. Мотивация такова: каждое последую-щее приращение человеческого капитала будет производить все меньшее приращение произво-дительности труда. Следовательно, у работников одновременно с ростом издержек на увеличение своего капитала будет уменьшаться отдача, то есть индивидууму выгодно инвестировать при-рост своего капитала только до определенного объема (количества лет обучения), пока будет со-храняться превышение нормы отдачи над эффек-тивностью инвестиций в физический капитал.
Рис. 2. Зависимость эффективности частных инвестиций Rч, от количества лет обучения n в: А) рыночной модели, Б) равновесной модели.
Сформулировав данный закон, авторы не смогли предложить инвестиционной модели, сти-мулирующей востребованность всех уровней об-разования. Они ограничились лишь выводом о необходимости рыночного подхода ко всей систе-ме послесреднего образования. Но если следо-вать этой логике (например, 100%-ной оплате го-сударством среднего образования, 50% - высшего и послевузовского), тогда уровень послевузовско-го образования становится инвестиционно непри-влекательным для человека. На рис. 2а он отсека-ется горизонтальной прямой Rфиз (норме отдачи от инвестиций в физический капитал). Равновес-ная же модель, предлагаемая нами (см. рис. 26), сдвигает эту зависимость вправо, поднимая ее над критическим уровнем инвестиционной привлека-тельности и делая послевузовское образование также инвестиционно привлекательным.
Рассчитаем теперь нормы отдачи и оптимум инвестиционного участия субъектов данного про-цесса для России. Основные особенности - "плос-кая" шкала налогообложения, а также то, что су-щественная часть заработной платы (по оценкам большинства экспертов - около 40%) является скрытой, теневой, значительно снижающей дохо-ды государства, а соответственно и социальную норму отдачи. Серьезную трудность представля-ет также отсутствие статистических наблюдений по возрастам и уровням образования работников, занятых в промышленности. Поэтому статисти-ческую выборку по средней начисленной зара-ботной плате будем производить по должностям, подразумевая 100%-ное соответствие профессио-нальных требований уровню их образования: на-пример, инженер, мастер - высшее образование; машинист, аппаратчик - среднее специальное об-разование; слесари-ремонтники, каменщики, плотники и т.д. - начальное профессиональное образование; лаборант, оператор - полное общее среднее образование; грузчик, кочегар, подсоб-ный рабочий - основное общее среднее образова-ние; отдельно по основным отраслям промыш-ленности с последующим агрегированием в сред- невзвешенные (от удельного веса занятых) заработки по промышленности (табл. 5).
Таблица 5. Различия в годовых начисленных заработках по уровню образования и отдельным отраслям россий-ской промышленности, 2000 г., тыс. руб.
|
Отрасль | Уровень образования | Прирост заработков по образованию, % (5 : 1) | |
| 1.неполное среднее общее | 2.полное среднее | З.ПТУ | З.СУЗ | 5. ВУЗ | | |
Нефтедобывающая | 47.4 | 68.9 | 87.9 | 113.9 | 175.2 | 370 | |
Нефтеперерабатывающая | 31.5 | 50.3 | 58.2 | 68.2 | 95.1 | 300 | |
Нефтехимическая | 16.6 | 24.5 | 29.2 | 34.4 | 53.4 | 320 | |
Газовая | 43.9 | 66.5 | 92.0 | 153.2 | 207.9 | 475 | |
Угольная | 67.2 | 69.9 | 72.8 | 81.2 | 86.7 | 130 | |
Черная металлургия | 38.4 | 46.2 | 58.3 | 69.9 | 83.1 | 215 | |
Хлебопекарная | 27.3 | 29.1 | 32.3 | 36.9 | 51.1 | 185 | |
Мясная | 20.9 | 24.1 | 28.9 | 34.8 | 48.4 | 230 | |
Молочная | 22.8 | 23.9 | 26.0 | 33.7 | 42.8 | 190 | |
Средневзвешенная | 36.5 | 45.1 | 54.2 | 66.8 | 88.1 | 240 | |
|
Рассчитано по: Промышленность России. 2002. Госкомстат России. М., 2002. С. 115-118, 136-139.
Как видно из табл. 5, взаимосвязь заработков и уровня образования работников несмотря на су-щественные различия по отраслям в целом, до-статочно устойчивая. Нетрудно заметить, что прирост заработков по образованию варьирует по отраслям в зависимости от трудоемкости про-изводств: меньше там, где выше доля физическо-го труда, и больше в тех отраслях, где доминирует машинный труд. Следует подчеркнуть также, что средний прирост заработков по образованию в отечественной промышленности почти в два раза меньше, чем в экономике США (240% в России против 460% в США).
Статистическая база Госкомстата не позволя-ет дифференцировать заработки по возрасту работающих, то есть определить прирост заработ-ной платы по производственному опыту, поэтому мы вынуждены рассчитывать пожизненные дохо-ды работающих без учета изменений в течение жизненного цикла. Это первое, и, по нашему мне-нию, самое сильное допущение (и упущение). Во-вторых, расчеты произведем по трем образова-тельным траекториям индивидуума (хотя их мо-жет быть больше): первая - очерчена ранним вхождением в систему профессионального обра-зования (неполная средняя школа, ПТУ, вуз) и по-следовательным прохождением этих ступеней, вторая - с промежуточным средним профессио-нальным образованием (полная средняя школа, техникум, вуз), третья - традиционная (полная школа, вуз). В-третьих, индивидуальные издержки при получении профессионального образования рассчитываются в условиях проживания индивиду ума вне дома, стоимость обучения - среднегодовая величина между нормативом бюджетного финан-сирования и стоимостью внебюджетного обуче-ния в ценах 2000 г. Данные для расчетов эффек-тивности инвестиций представлены в табл. 6.
Таблица 6. Издержки и доходы накопления человеческого капитала в России в ценах 2000 г.
|
Уровень образования | Число лет обучения по образовательной траектории | Число лет работы1 | Среднегодовые издержки, тыс. руб./человек | Пожизнен-ные доходы, тыс. руб. | Налоговые поступления, тыс. руб. | |
| 1 | 2 | 3 | | стоимость обучения | индивиду-альные | косвенные | | | |
Неполное среднее общее | 9 | 9 | 9 | 50 | 4.2 | 2.2 | О2 | 1590 | 235 | |
Полное среднее общее | | 2 | 2 | 48 | 4.8 | 2.8 | 31.7 | 1885 | 280 | |
ПТУ | 3 | | | 47 | 7.2 | 9.2 | 39.2 | 2215 | 330 | |
СУЗ | | 3 | | 45 | 9.3 | 15.2 | 39.2 | 2615 | 390 | |
ВУЗ3 | 5 | 4 | 5 | 424 | 12.5 | 19.4 | 47.1 | 3240 | 480 | |
Вуз по 2 | | | | 41 | 12.5 | 19.4 | 58.1 | 3140 | 470 | |
траектории | | | | | | | | | | |
Вуз по 3 | | | | 43 | 12.5 | 19.4 | 39.2 | 3300 | 490 | |
траектории | | | | | | | | | | |
|
С момента окончания соответствующего уровня по 65-ти летний возраст включительно. 2 Предполагается, что индивидуум начнет работу только после окончания 9-ти классов школы.
Расчеты проводятся на квалификацию специалиста. 4 Получение высшего образования по первой образовательной траектории.
Рассчитаем годовые нормы отдачи от накоп-ленного человеческого капитала в зависимости от доли государственного участия в расходах на образование для всех трех образовательных тра-екторий индивидуума (табл. 7).
Таблица 7. Годовые нормы отдачи в зависимости от доли участия государства и личности в накоплении челове-ческого капитала в России, %
|
Уровень образования | Государственное участие в оплате стоимости обучения | |
| 0 | 10 | 30 | 50 | 70 | 90 | 100 | |
Социальная норма отдачи | |
Полное общее | | 95.7 | 31.9 | 19.1 | 13.7 | 10.6 | 9.6 | |
ПТУ | | 92.5 | 30.8 | 18.5 | 13.2 | 10.3 | 9.2 | |
СУЗ | | 87.1 | 29.0 | 17.4 | 13.4 | 9.7 | 8.7 | |
Вуз по 1 траектории | | 57.1 | 19.0 | 11.4 | 8.2 | 6.3 | 5.7 | |
Вуз по 2 траектории | | 38.4 | 12.0 | 7.7 | 5.5 | 4.3 | 3.8 | |
Вуз по 3 траектории | | 78.5 | 26.2 | 15.7 | 11.2 | 8.7 | 7.9 | |
Частная норма отдачи | |
Полное общее | 7.9 | 8.0 | 8.2 | 8.4 | 8.6 | 8.9 | 9.0 | |
ПТУ | 8.0 | 8.1 | 8.3 | 8.6 | 8.8 | 9.1 | 9.2 | |
СУЗ | 8.5 | 8.6 | 8.9 | 9.2 | 9.5 | 9.8 | 9.9 | |
Вуз по 1 траектории | 6.0 | 6.1 | 6.3 | 6.2 | 6.8 | 7.0 | 7.2 | |
Вуз по 2 траектории | 3.5 | 3.6 | 3.7 | 3.8 | 3.9 | 4.0 | 4.1 | |
Вуз по 3 траектории | 9.2 | 9.4 | 9.7 | 10.1 | 10.5 | 11.0 | 11.2 | |
|
Анализируя полученные данные (табл. 7), сра-зу обнаруживаем более высокую эффективность накопления человеческого капитала по двухсту-пенчатой траектории (полное среднее, затем высшее образование). Это объясняется тем, что промежуточное профессиональное образование (начальное, среднее) увеличивает совокупные издержки инвесторов, снижая в дальнейшем со-циальные и частные нормы отдачи. Такая же кар-тина будет наблюдаться по всем другим не прямо-линейным траекториям, например, среднее обра-зование-ПТУ-СУЗ-вуз и др.
Следовательно, наиболее эффективными спо-собами накопления человеческого капитала бу-дут траектории без промежуточных звеньев: не-полное среднее образование-ПТУ, неполное или полное среднее образование-СУЗ, полное сред-нее образование-вуз. Это обстоятельство следует обязательно учитывать и личности, и государству как солидарным инвесторам. На рис. 3 представ-лены зависимости норм отдачи от степени госу-дарственного участия в образовательных расхо-дах, при этом выбраны наиболее эффективные способы накопления капитала (высшее образова-ние по 3 траектории).
На всех уровнях накопления человеческого капитала, как и в США, наблюдаются устойчи-вые зависимости: для частной нормы отдачи - прямая линейная, для социальной - обратная ги-перболическая от степени государственного уча-стия (см. рис. 3).
Рис.3 Эффективность государственных и частных инвестиций в накопление человеческого капитала по уровням образования в России.
Решая уравнение 6, получаем соблюдение принципа равных доходов (на рис. 3 обозначено стрелками с пометкой "оптимум") на уровне пол-ного среднего образования при 108% государст-венного участия в образовательных расходах (8% должно быть отнесено на компенсацию индиви-дуальных издержек - питание, учебники), в на-чальном профессиональном - при 100, в среднем профессиональном - при 89 и высшем - при 74.5% участия государства.
Таким образом, наиболее эффективной будет модель накопления человеческого капитала, предполагающая по мере повышения уровня об-разования увеличение (до 25% оплаты стоимости обучения в высшем образовании) инвестиционно-го участия самого индивидуума. Проанализируем издержки сторон при соблюдении принципа рав-ных доходов (табл.8).
Таблица 8. Издержки сторон при накоплении человеческого капитала с соблюдением принципа "равных дохо-дов" в России
|
Уровень образования | Годовая норма отдачи, % | Годовые издержки, тыс. руб./человек | Доля в совокупных издержках, % | |
| частная | социальная | индивидума | государства | индивидума | государства | |
Полное среднее | 9.10 | 9.10 | 34.88 | 5.18 | 86.1 | 12.9 | |
Начальное профессиональное | 9.20 | 9.20 | 48.40 | 7.20 | 86.1 | 12.9 | |
Среднее профессиональное | 9.75 | 9.75 | 55.42 | 8.28 | 87.0 | 13.0 | |
Высшее профессиональное | 10.63 | 10.63 | 61.79 | 9.31 | 86.9 | 13.1 | |
|
Как видно из табл. 8, доля государства в сово-купных издержках накопления человеческого ка-питала составляет примерно 13%, то есть соответ-ствует доле, изымаемой государством из будущего прироста заработков индивидуума по образова-нию. При использовании прогрессивной шкалы налогообложения, как в США (см. табл. 4) при повышении человеческого капитала (числа лет обучения) доля государства в совокупных издерж-ках увеличивается, при "плоской" шкале - остает-ся неизменной. Таким образом, правило оптималь-ного участия инвесторов в данном процессе, сфор-мулированное нами выше (формула 7), верно.
Кроме того, разные системы обобществления части прироста заработков индивидуума по-раз-ному влияют на стимулирование инвестиций в на-ращивание интеллектуального капитала. Изъя-тие большей части с большего прироста заработ-ков в целом дестимулирует человека увеличивать свой капитал (обратная линейная зависимость равновесных норм отдачи от роста объема чело-веческого капитала, изображенная на рис. 2), в то время как схема фиксированной доли изъятия с больших приростов заработков приводит к сти-мулированию процессов увеличения своего капи-тала (прямая линейная зависимость, представлен-ная на рис. 46).
Число обучения после неполной средней школы, лет
Россия США
Рис. 4. Эффективность государственных инвестиций в накопление человеческого капитала при: А) 100%-ой оплате стоимости обучения государством. Б) соблюдении принципа равных доходов.
Повышающиеся равновесные нормы отдачи при увеличении числа лет обучения (см. табл. 8) заставляют иначе взглянуть на закон снижаю-щейся предельной отдачи при наращивании чело-веческого капитала. Несмотря на то, что данный закон в целом действует - это хорошо видно по изменению социальной нормы отдачи при 100% участии государства в образовательных расходах (рис. 4а), мы предполагаем, что в условиях функ-ционирования системы накопления человеческо-го капитала (системы образования) по принципу "равных доходов" возможно существенно видоиз-менить эту зависимость (рис. 46): от значительно-го сдвига вправо, но с сохраняющимся уменьше-нием норм отдачи, как было показано раньше для прогрессивной шкалы налогообложения (США), до незначительного увеличения норм отдачи для "плоской" шкалы (РФ).
ВЫВОД
Итак, эффективности российской и американ-ской систем образования как основных произво-дителей человеческого капитала практически идентичны, но с некоторыми вариациями: равно-весные нормы отдачи российского среднего обра-зования ниже американского, в то время как в высшем образовании ситуация прямо противопо-ложная.
Нельзя не заметить также сходство выводов об оптимальном участии государства в образова-тельных расходах на разных уровнях образова-ния: на уровне полной средней школы - 102 в США и 108% в РФ; на уровне высшей школы -80 в США и 75% в РФ. Таким образом, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что данные соотношения четко воспроизводятся в разных социально-экономических системах и до-статочно устойчивы, что позволяет использовать их при выработке политики инвестиций в челове-ческий капитал.
США и особенно Россия значительно отклони-лись от оптимальной схемы накопления челове-ческого капитала на уровне высшего образова-ния в сторону повышения социальной нормы при соответствующем снижении частной нормы отда-чи. Это создает предпосылки для возникновения конфликта интересов личности и государства. Например, при сегодняшней структуре 50%-ного государственного финансирования высшей шко-лы социальная норма отдачи в России 15.7, в то время как частная - только 10%.
При ответе на вопрос, как должны быть рас-пределены эти 25% стоимости обучения в заведе-ниях высшего образования (между всеми студен-тами поровну, то есть четвертая часть их будет полностью оплачивать свое обучение), следует исходить из того, что государству экономически целесообразнее инвестировать средства в студен-тов, обладающих большими способностями. Уча-щиеся с меньшими способностями, а также лю-бые сложные образовательные траектории должны наращивать свой капитал преимущест-венно частным способом.
В социальном плане приоритетная государст-венная поддержка способных, а не бедных всегда вызывает общественный протест. Поэтому госу-дарство должно стремиться к созданию системы, повышающей вероятность получения высшего образования бедными, но способными граждана-ми путем различных схем оказания финансовой помощи, компенсирующими на льготной, воз-вратной основе значительную часть индивидуаль-ных издержек. Возвратная система дополнитель-ной финансовой помощи государства в этом слу-чае более предпочтительна, так как индивидуум находится на низшей социальной ступени доста-точно кратковременно. После получения высше-го образования он постепенно перемещается вверх по социальной лестнице и соответственно обретает возможность компенсировать обществу те дополнительные инвестиции, которые были затрачены им (обществом) на такое перемеще-ние.
Следовательно, в сфере высшего образования, по нашему мнению, должна доминировать госу-дарственная поддержка по способностям индиви-дуумов, критерий же социального статуса должен быть вторичным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Becker G.S. The economics of crime // Cross Sections. 1995. Fall. P. 8 - 15. или в Интернете по адресу: http://www.rich.frb.org/cross/pubs/crime.html.
2. Дополнительная информация была взята, из различных статей найденных в Интернете: Мажилис Марат Оспанов “Начнем с понедельника” http://www.eurasia.org.ru/articles/Dop05.htm; (В.В. ТОМИЛОВ, Л.Н. СЕМЕРКОВА Роль маркетинга на рынке труда http://marketing.spb.ru/read/m6/3.htm); (АНДРЕА КЕЛЛЕР-ПФРУНДЕР “Индивидуализация экономики персонала” http://ptpu.ru).
3. И. Майбуров Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России // МЭ и МО.- 2004.- №4.