Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия (на примере МУП "Теплотехнология")
79
Выпускная квалификационная работа
на тему: Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия (на примере МУП «Теплотехнология»)
Содержание
Введение
1. Эколого-экономическая оценка жилищно-коммунального хозяйства в ХМАО-Югре
1.1 Развитие ЖКХ ХМАО-Югры
1.2 Источники снижения себестоимости услуг предприятий ЖКХ
1.3 Факторы снижения себестоимости: внутрипроизводственные и внепроизводственные
2. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия МУП «Теплотехнология»
2.1 Основные направления деятельность предприятия МУП «Теплотехнология»
2.2 Организационная структура и структура управления
2.3 Обеспеченность кадровым потенциалом предприятие и фонд оплаты труда
2.4 Экономическая оценка основных производственных показателей
2.5 Анализ финансового состояния
3. Экономическая оценка затратного механизма предприятия МУП «Теплотехнология»
3.1 Экономическая оценка затрат на предоставление услуг населению
3.2 Анализ затратного механизма вспомогательных видов производства
4. Эколого-экономические мероприятия по деятельности
предприятия МУП «Теплотехнология»
4.1 Разработка программы по энергосбережению
4.2 Мероприятия по теплоснабжению
Выводы и предложения
Список использованной литературы
ВедениеЦелью деятельности любого предприятия жилищно-коммунальной сферы является оказание услуг, выполнение работ установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при установлении объемов производства услуг следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня их эффективности. Поэтому оценивать качество работы предприятия жилищно-коммунальной сферы следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности производимых услуг.В настоящее время предприятия жилищно-коммунальной сферы находятся в сложном положении. Это вызвано различными причинами, среди которых можно выделить следующие:ь проблемы инфляции;ь проблемы будущих цен на ресурсы;ь платежеспособность;ь отсутствие практического опыта формирования инвестиционной политики;ь недостаточность проработки методических вопросов разработки инвестиционных программ;ь сложность поиска источников финансирования и другие.В этих условиях особую важность приобретает формирование продуманной и тщательно разработанной производственно-хозяйственной политики предприятия, рассчитанной на долговременную перспективу. Политика предприятия должна строиться от будущего к настоящему, а не наоборот. Сказанное следует понимать так, что предприятие в первую очередь определяет уровень развития, которого оно хочет достигнуть через определенный период, и то, каким образом оно будет пытаться это сделать.Проведение экономической реформы, рост сферы услуг, повышение ее эффективности, научно-технический прогресс обеспечивается в процессе осуществления капитальных вложений. Высокая эффективность сферы услуг является необходимой и решающей предпосылкой систематического расширенного воспроизводства.Эффективность сферы услуг относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с дости_сеннее конечной цели развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В связи с этим тема является актуальной.Объектом исследования данной дипломной работы является предприятие МУП «Телотехнология».Цель данного дипломного проекта - на примере предприятия МУП «Теплотехнология» изучить его деятельность, сделать анализ и разработать предложения для улучшения.Задачей дипломной работы является выявление резервов снижения себестоимости услуг предприятии жилищно-коммунальной сферы, и разработка мероприятий направленных на её понижение.Методологические основы для выполнения работы явились статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия МУП «Теплотехнология».1. Эколого-экономическая оценка жилищно-коммунальное хозяйство в ХМАО-Югре1.1 Развитие ЖКХ ХМАО-ЮгрыЖилищно-коммунальный комплекс Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2006 году функционировал в условиях реализации нового жилищного законодательства окружной программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Хаты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2012 годы», предусматривающей реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства и привлечению внебюджетных ресурсов. В 2006 году по этой программе выполнен объем работ на суму 1,5 млн. рублей.В течение отчетного периода решались следующие задачи развития жилищно-коммунального комплекса автономного округа:· обеспечение реализации программ развития и модернизации ЖКХ, нормативных правовых актов округа;· создание благоприятных условий для внебюджетных инвестиций и их реализации;· разработка мер по ресурсосбережению в ЖКХ и на объектах социально-культурного назначения автономного округа;· обеспечение социальной защиты малоимущих граждан при представлении ЖКУ;· снижение издержек и повышение качества и доступности ЖКУ.В муниципальных образованиях автономного округа в 2006 году менялась система управления жилищных фондом, который на конкурсной основе передавался в управление муниципальным или частным управляющим компаниям. Продолжился процесс реорганизации служб заказчика, увеличилось количество товариществ собственников жилья (ТСЖ).Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2006 году был установлен дифференцирован каждому муниципальному образованию постановлением Правительством автономного округа от 05.12.2005 г. №216-п Постановлением Правительства автономного округа от 26.05.2006 г. №122-п региональный стандарт стоимости ЖКУ пересмотрен и утвержден каждому муниципальному образованию на каждый тип жилья по степени благоустройства.В среднем по округу в 2006 году установлена в муниципальных образованиях дифференцированная предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья в месяц составила 60,38 рублей, что выше данного показателя 2005 года на 5,2 рубля (54,66 рублей). Рост объясняется удорожанием стоимости коммунальных услуг, в связи с ростом цен на энергоносители.По предварительным данным за 2006 год в среднем по округу показатель установленного уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги (в целом по всем видам услуг) изменился по сравнению с прошлым годом с 94,01% до 98,15%. Большинство муниципальных образований установило уровень платежей 100%. Ниже 100% установленный уровень платежей наблюдается в муниципальных образованиях: Березовский район - 87,0%, г. Нефтеюганск - 90%, Кондинский район - 90,0%, г. Урай - 96,7%, г. Ханты-Мансийск - 95,6%.Установленная максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы пощади жилья и нормативов потребления в среднем по округу за 2006 год по сравнению с 2005 годом снизилась с 18,1% до 17,4%. Незначительное снижение связано с вступлением в действие Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.06.2006 г. №73-оз «О внесении изменений в ст. 30 Закона Ханты-Мансийского автономного округ - Югры «О регулировании отденьных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», которым установлена максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи 15% вместо 22%.По предварительным данным среднесписочная численность работников ЖКХ снизилась с 37,5 тыс. человек в 2005 году до 35,9 тыс. человек в 2006 году, что является результатом реорганизации предприятия ЖКХ. Среднемесячная зарплата работников за 2005 года (13368 рублей), рост зарплаты связан с ростом ставки рабочего первого разряда.По предварительным данным фактическая собираемость установленных платежей за жилищно-коммунальные услуги по округу за 2006 год ставила 95,2%. Уровень собираемости снизился на 0,8% по сравнению с 2005 годом. Объяснение этому - отдельные случаи несвоевременного перечисления субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. Вместе с тем, в территориях, где не было случаев несвоевременного перечисления субсидий, население полученные субсидии использовало не по назначению и не оплачивало жилищно-коммунальные услуги.Количество семей получающих субсидии в среднем по округу снизилось на 6,7% по сравнению с 2005 годом и составило 31,7 тыс. семей. В настоящий момент в округе действует 52 службы субсидий. Наибольшее количество создано в районах: Кондинском (7), Березовском (6), и городах: Сургут (8). Сумма субсидий в расчете на 1 семью в месяц по предварительным данным составит за 006 год 1385,79 рублей.По оценке в целом по округу финансирования расходов по отрасли снизилось в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 28,8%, так как не все муниципальные образования перешли на 100%-ю оплату жилищно-коммунальных услуг.Предварительно доходы ЖКХ за 2006 год составили 23,9 млрд. рублей в сравнении с 2005 одам рост составил 624,9 млн. рублей. Ожидаемые расходы ЖКХ составили 3,7 млрд. рублей, что выше по сравнению с 2005 годом на 597,9 млн. рублей. Прибыль составила 220,61 млн. рублей, что указывает в целом на стабильную работу предприятий.По предварительным данным на 01.01.2007 года объем жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составил 26,5 млн. м2. В сравнении с 2005 годом произошел прирост объема жилищного фонда, который составил 640,8 тыс. м2 (2,5%) общей площади жилищного фонда. В течение 2006 года снос ветхого и аварийного жилья, осуществляемый в рамках реализации жилищных программ, составил около 222,7 тыс. м2 и на 01.01.2007 года доля ветхого и аварийного жилья составила 5,0% от общего объема жилищного фонда. [31]
Рисунок 1. Общая площадь жилого фонда ХМАО-Югры (тыс. кв. метров)
По итогам 2006 года жилищный фонд по формам собственности составил:
- муниципальный жилищный фонд - 6,6 млн. м2 (24,7%);
- государственный жилищный фонд - 0,5 млн. м2 (1,9%);
- частный жилищный фонд (в собственности юридических и физических лиц) - 18,9 млн. м2 (71,2%);
- смешанный и общественный - 0,6 млн. м2 или (2,3%) от общего объема жилищного фонда.
По предварительным данным обеспеченность жильем в среднем на одного жителя на 01.01.2007 года составляет 17,8 м2, при этом данный показатель по России за 2005 год - 20,2 м2 в среднем на одного жителя.
Более половины жилищного фонда округа в капитальном исполнении - 75,7% всего жилищного фонда округа, остальной жилищный фонд в деревянном исполнении (22,7%) и из прочих стройматериалов (1,6%).
За счет построенного и введенного в эксплуатацию жилищного фонда имеющего в основном комплексное благоустройство, в течение 2006 года произошло повышение уровня благоустройства жилищного фонда. На сегодня уровень комплексного благоустроенного жилищного фонда в ХМАО-Югре составляет 90,0%.
В автономном округе преобладает жилищный фонд, имеющий физический износ до 3%. Его в общем объеме жилищного фонда составляет 76,3%.
В результате своевременного капитального ремонта жилищный фонд автономного округа имеющий процент износа от 31 до 65% и более 65%, по итогам 2006 года в сравнении с 2005 годом сократился соответственно на 3,2% и 7,5%.
Департаментом развития ЖКХ автономного округа в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2006-2007 гг. были проанализированы планируемые расходы муниципальных образований на производство капитального ремонта, в том числе осуществляемого при подготовке к осенне-зимнему периоду.
В результате анализа выяснено, что в 2006 году большинство муниципальных образований в рамках планируемых бюджетных средств, предусмотренных на капитальный ремонт жилищного фонда, производят выборочный и поддерживающий ремонт жилищного фонда.
В условиях отсутствия на федеральном уровне порядка взимания платы с владельцев приватизированных квартир на капитальный ремонт жилья, производство которого в соответствии с жилищным законодательством должно осуществляться за счет средств собственников, в пределах предусмотренных в бюджетах муниципальных образований на эти цели средств, возможно производство только поддерживающего ремонта: ремонт кровель, фасадов и инженерного оборудования.
В настоящее время в округе повсеместно пересматривается или уже изменена в соответствии и требованиями законодательства структура управления ЖКХ. Службы заказчика меняют свою организационную и правовую форму, акционируются и приватизируются муниципальные предприятия, которые уже на общих основаниях с частными предприятиями участвуют в конкурсах на содержание и обслуживание жилищного фонда, предоставление коммунальных услуг, создаются товарищества собственников жилья, являющиеся одной из форм управления жилищным фондом, предусмотренных ЖК РФ.
Количество управляющих организаций, выбранных собственниками помещений в многоквартирных домах, составило 49 единиц, из них муниципальные управляющие предприятия - 7 единиц, муниципальные учреждения - 2; частные организации - 38 единиц, организации смешанной формы собственности - 2.
По предварительным данным на 01.01.07 года количество водоочистных сооружений в округе составляет 106 единиц суммарной производительностью 578,9 тыс. м3/сутки. Общая протяженность сетей водоснабжения составляет в округе 4025,89 км.
Общая протяженность магистральных и внутриквартирных канализационных сетей составляет 2690,4 км, износ которых составляет около 50% по округу, а в отдельных городах, таких как Лангепас, Лянтор, Нефтеюганск более 60%.
На 01.01.07 года по предварительным данным в городах и поселках автономного округа насчитывается 342 КНС и 71 сооружение очистки сточных вод общей производительностью 507,1 тыс. м3 в сутки.
Уменьшение производительности очистных сооружений водопровода и канализации и протяженности водопроводных и канализационных сетей связано с проведением инвентаризации коммунальных объектов, уточнением статистических данных, представляемых муниципальными предприятиями, ликвидацией ветхих инженерных коммуникаций.
Проводимая работа по внедрению современных технологий очистки воды, применению преобразователей частного регулирования на насосном оборудовании, налаживанию учета расходования воды в муниципальных образованиях отразилась, в конечном итоге, на снижение показателя потребления питьевой воды.
По предварительным данным за 2006 год более чем на 9% по сравнению с 2005 годом снизился показатель отпуска воды и приема сточных вод, что объясняется экономией за счет внедрения на предприятиях и жилом фонде приборов учета, увеличения тарифа за услуги водоснабжения.
В 2006 году по реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения с долевым финансированием окружного бюджета осуществлялось строительство 31 объекта в 17 муниципальных образованиях. Ввод этих объектов в эксплуатацию позволил обеспечить питьевой водой, соответствующей нормам, около 190 тыс. человек, охват населения качественной питьевой водой в округе возрастет до 75%. Результатом реконструкции объектов водоотведения стало увеличение объемов до 96% нормативно-очищенных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты после очистки на канализационных очистных сооружениях.
В Югре источниками теплоснабжения являются 511 котельных установок, в том числе 400 котельных находятся в муниципальной собственности.
Резервными источниками энергоснабжения оснащены 430 котельных или 84% от общего количества котельных установок.
Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 3598,3 км, в эксплуатации находится 366 единиц центральных тепловых пунктов.
Всего за 2006 год произведено тепловой энергии - 15 820 тыс. Гкал.
В 2006 году качество предоставляемых услуг потребителям тепла и горячего водоснабжения продолжает улучшаться за счет модернизации котельного оборудования, центральных тепловых пунктов, замене ветхих тепловых сетей по новым технологиям.
В 2006 году по реконструкции объектов теплоснабжения с долевым финансированием окружного бюджета осуществлялось строительство 12 объектов в 9 муниципальных образованиях. Проводимые мероприятия по реконструкции тепловых объектов позволили улучшить качество подаваемых услуг, снизило количество ежегодных отключений на тепловых сетях до 10%.
Источниками газоснабжения автономного округа является природный, попутный нефтяной и сжиженный газ.
Эксплуатацию газораспределительных сетей и поставку газа предприятиям коммунального хозяйства и населению в муниципальных образованиях автономного округа осуществляют 15 газораспределительных специализированных предприятия и 7 многопрофильных предприятий, в сферу деятельности которых входят функции газораспределительных организаций.
К отопительному периоду 2006 года были подготовлены 511 котельных, 363 ЦТП, тепловых сетей - 3598,3 км, водопроводных сетей - 3785 км, сетей газоснабжения - 1853,1 км.
Развитие жилищно-коммунального комплекса автономного округа в 2006 году и последующем периоде продолжает оставаться одним из ключевых направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, основной целью которого является формирование эффективной, конкурентно-способной системы хозяйствования, обеспечивающей предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг и удовлетворение населения доступным жильем, создания экономических предпосылок для прихода частных управляющих компаний и ликвидации системы бюджетного дотирования предприятия.
1.2 Источники снижения себестоимости услуг предприятий ЖКХ
В числе разнообразных потребностей человека в услугах социальной сферы существует их особый вид - потребность в жилищно-коммунальных услугах.
Жилищно-коммунальная услуга, как экономическая категория, выражает отношение между людьми по поводу производства, распределения и потребления специфических (в форме услуг) благ, относящихся к сфере личного потребления. Это полный цикл работ обеспечивающий конечный результат - реализация услуги непосредственно потребителю - включающий техническое обслуживание инженерных систем, конструктивных элементов и ремонт жилых зданий, в том числе выполнение заявок на неотложно-аварийные работы, независимо от того выполняются все работы по производству и реализации услуг одним предприятием или отдельные работы поручаются генеральным подрядчиком другим предприятиям и частным фирмам.
Перечень работ, включаемых в состав жилищно-коммунальных услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту зданий и производимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, определен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Экономическое содержание жилищно-коммунальных услуг обуславливает многоаспектный подход к решению проблемы формирования и развития рыночных отношений в сфере ЖКХ, реализуемых в целях:
- повышение уровня обеспеченности потребителя жилищно-коммунальными услугами;
- рациональной дифференциации количественного и качественного уровня оказания жилищно-коммунальных услуг различных социально-демографических групп населения;
- создания в жилых массивах необходимой социальной и инженерной инфраструктуры.
Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства. Основные источники снижения издержек производства:
1. Улучшение использования предметов труда.
2. Улучшение использования средств труда
3. Улучшение использования самого труда.
4. Улучшение использования организации производства, труда и управления.
Для разных отраслей и производств влияние различных источников на себестоимость продукции (работ, услуг) различно. Это зависит как от особенностей продукции (ее конструкции, материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости), так и от используемых производственных процессов (оборудования, нормы обслуживания, способов обеспечения функционирования производства), а также от того, какую политику проводит предприятие в области внепроизводственных расходов.
Для определения резервов снижения себестоимости важно выяснить, какие издержки занимают в затратах наиболее весовые позиции. Исходя из этого можно определить приоритетные направления, в которых надо осуществлять мероприятия по уменьшения себестоимости, для получения наибольшей отдачи.
Рассмотрим перечисленные источники подробнее.
В настоящее время большинство предприятий несут убытки из-за связанности их капитала в оборотных средствах. Более эффективное использование предметов труда предполагает анализ и проведение мероприятий по оптимизации потребления оборотных фондов и оборотных средств. К этому относится экономия на следующих составляющих затрат:
· сырье;
· материалы;
· топливо, газоснабжения и водоснабжение, электроэнергия для производственных нужд.
В отраслях ЖКХ и строительства, где доля сырья и материалов в себестоимости продукции колеблется в пределах 60-92%, их экономия является главным направлением сокращения себестоимости, важным фактором повышения эффективности производства. На предприятиях цветной металлургии большая доля затрат приходится на расходы на электроэнергию, в черной металлургии - на топливо (уголь). В химической промышленности велики расходы на водоснабжение, которое требуется для обслуживания вспомогательных производств.
Средства труда, которые применяются при производстве продукции, оказании услуг, выполнения работ, определяют следующие компоненты себестоимости:
· амортизация машин и оборудования;
· расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
· арендная плата за использование производственного здания;
· затраты на содержание производственных помещений и сооружений.
Доля перечисленных расходов в себестоимости продукции зависит от конструкции изделия, способа его изготовления и общего уровня фондоворуженности на предприятии и отрасли в целом. Удельный вес этих расходов велик в производствах, использующих крупногабаритные, сложные или ненадежные, отработавшие большую часть своего срока полезного использования, станки. Эта касается главным образом станко- и машиностроения.
Труд является связующим звеном между предметами и средствами труда. Необходимые для изготовления продукции затраты труда определяются ее конструкцией, трудоемкостью ее изготовления, а также степенью автоматизации производственного процесса. Источники снижения себестоимости, связанные с трудом, следующие:
· заработная плата основных рабочих;
· отчисления на социальные нужды с зарплаты основных рабочих;
· заработная плата вспомогательных рабочих;
· отчисления на социальные нужды с зарплаты вспомогательных рабочих;
· заработная плата управленческого персонала;
· отчисления на социальные нужды с зарплаты управленческого персонала;
· средства материального стимулирования;
· премии, надбавки, отпускные выплаты;
Наиболее заметный вклад в себестоимости продукции эти затраты занимают в сфере услуг, в тех отраслях, где велика доля ручного труда в силу производственного процесса или недостаточной автоматизации - в основном, в отраслях легкой промышленности.
Источники, связанные с организацией производства, труда и управления затраты, как правило, относятся на продукцию косвенным способом, поэтому зависят, в первую очередь, от принимаемых руководством управленческих решений.
К этой группе расходов относятся следующие затраты:
· часть общепроизводственных расходов (расходы на подготовку и освоение производства, транспортные и т.п.);
· прочие производственные расходы (расходы на охрану труда, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.п.);
· часть внепроизводственных расходов (расходы на рекламу, представительские расходы, затраты на тару, упаковку, транспортировку продукции и др.);
· налоги и сборы, включаемые в себестоимость.
Уровень этих расходов сильно различается по отраслям. Наиболее высок их уровень в торговле и научно-изыскательской деятельности. Однако, с развитием рынка в нашей стране прогнозируется увеличение доли реализационных расходов в себестоимости продукции (работ, услуг). Величина налогов и сборов, включаемых в себестоимость непосредственно от предприятия не зависит и может регулироваться только посредством деятельности профсоюзов и общественных объединений промышленников и предпринимателей, которые могут лоббировать свои интересы в правительстве.
1.3 Факторы снижения себестоимости
В настоящее время при анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Факторы - это технико-экономические условия, под влиянием которых изменяются издержки. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд.
Факторы снижения себестоимости - это причины, движущие силы, приводящие к уменьшению затрат, и условия, в которых они действуют. Одна и та же причина, например, мероприятие по снижению ресурсов, может приводить к различному экономическому эффекту в зависимости от того, в каких условиях и с какой распространенностью она действует. Условия влияют на действие и в этом случае становятся фактором снижения себестоимости продукции. О действии отдельных причин можно судить постольку, поскольку оно отображено в изменении отдельных показателей. Такие показатели называются факториальными, в отличие от показателей сводных, отражающих итоговое изменение результата под влиянием факторов, действующих в данных условиях.
В условиях универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности экономических явлений нельзя, как правило, придать каждой причинно следственной связи свой показатель, учитывающий только ее действие. По факториальному показателю не всегда можно судить о том, вследствие изменения каких причин произошло изменение результата. Одна и та же причина может изменять разные факториальные показатели, и вместе с тем отдельные показатели могут отражать совокупный эффект группы причин и их взаимодействие. Границы детализации факториальных показателей должны выбираться так, чтобы соответствовать по возможности группе определенных причин или зависеть от группы определенных исполнителей. Можно добиться в плановых расчетах безостаточного разложения сводного показателя по факториальным показателям в пределах установленной между ними связи. Однако не всегда можно вести безостаточное разложение результата с полным учетом действия разных причин, распределением их совокупного действия и устранением повторного счета. Задачу приходится ограничивать выявлением и оценкой наиболее важных направлений действия факторов, с тем, чтобы по возможности получить достаточную для практических целей картину изучаемого явления.
Может применяться группировка факторов снижения себестоимости продукции (работ, услуг) в зависимости от их подверженности влиянию со стороны предприятия:
1) внутрипроизводственные факторы;
2) внепроизводственные факторы.
К внутрипроизводственным факторам снижения себестоимости относятся технико-экономические факторы, на которые предприятие может оказывать воздействие в процессе управления. Это следующие группы факторов:
· повышение технического уровня производства;
· совершенствование организации производства и труда;
· изменение объема производства и структуры продукции.
Рассмотрим подробнее каждую из этих групп факторов:
1. Повышение технического уровня производства.
К этой группе относятся факторы, которые связаны с техническим оснащением и технологией производства. Перечислим:
· внедрение новой, прогрессивной технологии;
· механизация и автоматизация производственных процессов;
· улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов;
· изменение конструкции и технических характеристик изделий и др.
Внедрение новой технологии позволяет качественно изменить процесс производства, сделать его более экономичным и менее материалоемким.
Механизация и автоматизация производственных процессов предусматривает использование автоматизированных систем управления, которые позволяют существенно увеличить качество производства, а, следовательно, и потери на брак, сократить издержки, связанные с наладкой и обслуживанием оборудования. Оснащение имеющейся техники АСУ и применение ЭВМ, позволяет модернизировать существующие технологии с меньшими затратами, по сравнению с покупкой новых.
Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Трудно составить схему путей экономии материальных ресурсов, общую для всех предприятий и каждого работающего. Все зависит от характера производства, от конкретных условий, в которых протекает трудовой процесс.
Конструкция производимой продукции определяет большинство ее технических характеристик, поэтому ее изменение в сторону применения новейших технологий и современных материалов, а также сокращение ее габаритов и использование для производства специального оборудования существенно повлияет на себестоимости продукции.
2. Совершенствование организации производства и труда.
Зависит не столько от изделия, сколько от способностей руководителей предприятия управлять с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами.
Группа факторов, связанных с организацией производства и труда:
· изменения в организации производства;
· изменение форм и методов труда при развитии специализации производства;
· совершенствование управления производством и сокращения затрат на него;
· улучшение использования основных фондов;
· улучшение материально-технического снабжения;
· сокращения транспортных расходов и др.
Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства.
Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки.
Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.
При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате
ь повышения надежности и долговечности оборудования;
ь совершенствования системы планово-предупредительного ремонта;
ь централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов.
Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления; уменьшения расходов на транспортировку готовой продукции.
Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.).
Изменения в объеме и структуре выпускаемой продукции (работ, услуг) могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции (работ, услуг), повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции (работ, услуг) уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости
Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции (работ, услуг) является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.
К внепроизводственным факторам снижения себестоимости относятся факторы, на которые предприятие не может оказать непосредственное влияние. Это следующие группы факторов:
1. рыночные цены на сырье, материалы и оборудование;
2. ситуация в отрасли и в промышленности страны в целом;
3. ставки налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды;
4. курсы валют;
5. природно-климатические факторы и др.
Эти факторы подчиняются только косвенному воздействию со стороны фирмы как части отрасли и рынка в целом. Только крупные предприятия способны оказывать заметное влияние на изменение этих величин, поэтому для фирм среднего размера и мелких работа над этой частью затрат выражается в принятии мер к снижению неблагоприятных влияний и извлечению максимальной выгоды из позитивных.
Факторы, связанные с ценами и сырье, материалы и т.д.:
· изменение состав и качество сырья, материалов;
· изменение продуктивности месторождений;
· изменение объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья;
· изменение естественных (природных) условий и др.
Отраслевые факторы:
· ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств на предприятиях отрасли;
· подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях;
· повышение конкурентоспособности отрасли на мировом рынке;
· динамичность развития отрасли и др.
Размеры налоговых сборов и отчислений зависят от фискальной политики страны в целом, также большое влияние оказывает протекционистская стратегия государства, его отношение к отрасли, в которой функционирует рассматриваемое предприятие. На курсы валют воздействует мировая экономика, а над природно-климатическими факторами человек не властен.
Если изменения величины затрат в анализируемый период не нашли отражения в вышеизложенных факторах, то их относят к прочим.
В целом, внепроизводственные факторы являются внешними воздействиями по отношению к предприятию и рассматриваются как условно-постоянные в краткосрочной перспективе. Поэтому, несмотря на большую значимость, эти факторы нельзя использовать как инструмент воплощения в жизнь того или иного пути снижения себестоимости.
2. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия МУП «Теплотехнология»
2.1 Основные направления деятельности предприятия МУП «Теплотехнология»
Предприятие МУП «Болчаровское ЖКХ» создано в апреле 2001 года (дата государственной регистрации 26. 04. 2001 года), затем переименовано и называлось Муниципальное унитарное предприятие «Теплотехнология» зарегистрировано 14.12.2005 года. Управление муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Кондинского района.
Юридический адрес предприятия: 626217, Россия, Тюменская область, ХМАО, Кондинский район.
Основные виды деятельности предприятия:
- коммунальные услуги: отопление, водоснабжение, вывоз ЖБО и ТБО со всем комплексом работ
Обслуживаются: население, бюджетные и хозяйственные организации
- содержание, ремонт и строительство жилого фонда и недвижимых помещений (зданий, строений, сооружений)
- содержание и ремонт общежития временного проживания (гостиницы для приезжих)
- строительство и содержание зимних дорог
- содержание и текущий ремонт поселковых дорог
- благоустройство поселка
- ритуальные услуги
Прочие виды деятельности:
- заготовка и реализация дров
- содержание автомобильного и тракторного парка, оказание транспортных услуг
- оказание транспортных услуг
- хранение и отпуск ГСМ
- изготовление и реализация столярных изделий
Полное руководство и оперативное управление текущей деятельностью предприятия МУП «Теплотехнология» осуществляет директор. Директор полностью реализует права и несет обязанность как руководитель унитарного муниципального образования юридического лица в соответствии с действующим законодательством, включает:
· определение направления экономического и социального развития предприятия;
· представительство без доверенности во всех органах;
· формирование и утверждение структуры предприятия и его подразделений, штатного расписания;
· определение порядка распределения прибыли;
· внесение решений о привлечении работников предприятия к материальной и дисциплинарной ответственности;
· заключение трудовых договоров (контрактов);
· определение системы оплаты труда, поощрений и премирование работников;
· утверждение правил внутреннего трудового распорядка, включая график работы в соответствии с «Законодательством РФ и ХМАО»;
· выполнение иных функций, связанных с руководством и оперативном управлении предприятия.
2.2 Организационная структура и структура управления
Рассмотрим организационную структуру предприятия, она состоит из аппарата управления, который разделяется на службу главного механика, участок теплоснабжения и канализации и служба эксплуатации зданий. Затем эти блока также разделяются.
Для достижения уставных целей и осуществления своей деятельности МУП «Теплотехнология» сформированы производственные, технические, экономические и иные структурные подразделения.
Функции и организация деятельности структурных подразделений определяются положением, утвержденным приказом руководителя предприятия. Функции подразделяются на административные, функции обслуживающего персонала и функции, связанные с технической эксплуатацией жилищного фонда.
Функции административного и обслуживающего персонала МУП «Теплотехнология» включают:
· руководство деятельностью предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ и согласно утвержденному уставу;
· организацию и ведение учета бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности;
· планирование финансово-хозяйственной деятельности организацию труда и заработной платы работников предприятия;
· документальное оформление управленческих решений, действий, связей; организацию документооборота; упорядочение и хранение документации; контроль своевременного исполнения приказов, поручений; техническое обслуживание работы руководителя предприятия;
· обеспечение предприятия всеми необходимыми для его деятельности материальными ресурсами; прием, хранение и отпуск товаро-материальных ценностей; контроль за их использование; контроль за их использованием; хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами производственной санитарии и пожарной безопасности;
· осуществление контроля за состоянием охраны труда предприятия; организацию проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда у работников предприятия;
· заключение, перезаключение, расторжение, юридическое оформление договоров, контроль за выполнением договорных обязательств; подготовку материалов для передачи их в арбитраж, судебные органы; учет и хранение копий, находящихся в производстве.
В перечень должностей административного и обслуживающего персонала МУП «Теплотехнология» входят: директор, заместитель директора, главный механик, главный бухгалтер, начальники отделов, заведующий хозяйством, бухгалтер, кассир, юрисконсульт, инспектор по кадрам, инженер по технике безопасности.
Функции, связанные с технической эксплуатацией жилищного фонда, включают:
· обеспечение сохранности и правильной технической эксплуатации жилищного фонда, санитарного содержания домовладений, соответствующего нормативным требованиям;
· организация и проведение профилактического осмотра зданий;
· составление перечня и расчет объемов работ по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, осуществление контроля за проведением и качеством работ по ремонту;
· осуществление мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации; составление графиков профилактического осмотра, контроль за их соблюдением, обеспечение выполнения неотложного ремонта, выявленного при осмотрах или по заявкам граждан, осуществление контроля за уборкой территории, санитарным состоянием мусоросборников, своевременным вывозом бытового мусора;
· осуществление диспетчерского обслуживания: прием и регистрация заявок, выяснение их причин и характера; оперативное решение вопросов о направлении бригад на места аварий; ведение диспетчерского журнала и другой технической документаций; осуществление связи с работниками бригад, находящихся на линии;
· контроль за своевременным обеспечением инвентарем, необходимым для содержания домовладений в надлежащем состоянии;
· контроль за соблюдением правил противопожарной охраны зданий и сооружений;
· прием жилищного фонда после текущего ремонта и контроль за его технической эксплуатацией.
В состав технической эксплуатации входят: производственно-технический отдел, ремонтно-строительный цех.
В штатное расписание по службе технической эксплуатации включены следующие должности работников: начальник производственно-технического отдела, механик, мастер участков.
2.3 Обеспеченность кадровым потенциалом предприятия и фонд оплаты труда
К трудовым ресурсам (кадрам) относится все трудоспособное население, т.е. та его часть, которая обладает необходимыми физическими данными, умственными способностями, знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполнения всех Работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Известно, что конкурентоспособность предприятия во многом зависит от занятого на нем персонала. Хорошо подготовленный и обученный персонал, с высоким уровнем мотивации на качественную работу представляет не меньшее, а то и большее богатство, чем новейшее оборудование и передовая технология.
Источниками информации для анализа служат:
1. план по труду;
2. данные годовой и периодической статистической отчетности;
3. данные табельного учета, отдела кадров;
4. форма №1 «Отчет по труду»;
5. форма №П-4 «сведения о численности, заработной плате и движении работников».
Утвержденная списочная численность работников составляет 85 человек, в том числе аппарат управления (АУП) - 14 человек, фактически за 2006 год работает 83 человека, в том числе аппарат управления - 14 человек. Отклонения по численности образовались за счет сокращения2 человек по обслуживанию котельных в связи с переводом теплосетей на обслуживание новой котельной по программе «энергосбережение». Годовой фонд оплаты труда - по плану составляет 8241,4 тыс. руб., фактический - 9399,4 тыс. руб.
(превышение - 14%), в том числе фонд оплаты труда аппарата управления по плану - 1821,1 тыс. руб., фактический - 1896,9 тыс. руб. (превышение 4%).
Экономия ФОТ получена по подразделениям: котельная - на 4%, водозабор - на 31,4%, эксплуатация и содержание жилфонда - на 37%. Наиболее значительное превышение ФОТ наблюдается по подразделениям: содержание общежития - на 19%, содержание кладбища - на 23% (за счет доплаты совмещения на время очередного отпуска), гаражу - на 13% (за счет доплат к основным окладам за совмещение и оплаты сверхурочных работ), гостинице на 8% (за счет доплаты к основному окладу за совмещение и оплаты сверхурочных работ), нефтебазе - на 30% и столярному цеху - на 62% (за счет оплаты сверхурочных работ и работ в выходные и праздничные дни).
За 2006 год наблюдается перерасход ФОТ аппарата управления в сравнение с планом на 75,8 тыс. руб., и с фактом 2005 года на 120,7 тыс. руб. Причины превышения:
1. в марте 2006 года на основании Распоряжений Главы Кондинского района №80-р от 6 марта 2006 года и №89-р от 15 марта 2006 года были выплачены премии всем работникам аппарата управления, не входящие в ФОТ, согласно штатному расписанию: к дню работников ЖКХ в сумме - 14 000 рублей, в честь дня Защитника отечества и международного женского дня 14 000 рублей, всего премий на сумму 28 000 рублей;
2. выплачена материальная помощь к отпуску сверх штатного расписания директору предприятия на основании Приказа УМИ №240-к от 14.09.2006 года в сумме 19 845 рублей;
3. выплачена доплата инспектору ОК сверх штатного расписания за бронирование и ведение военного учета в размере 50% от должностного оклада на основании Приказа директора от 10.01.2006 года в сумме 37 815 рублей.
Среднемесячная зарплата 1 работника всего по предприятию по плану составила - 8070 руб., фактически - 9430 руб. (превышение на 16%), в том числе аппарата управления по плану - 10 830 руб., фактически 11 290 руб. (превышение на 4%).
2.4 Экономическая оценка основных производственных показателей
С целью обеспечения теплом всех потребителей поселка предприятие эксплуатирует центральную котельную (не состоит на балансе, эксплуатируется с 2005 года). Котельная №1 и №3, все теплотрассы находятся на балансе МУП «Болчаровское ЖКХ», признанного несостоятельным (банкротом) и подлежат реализации в рамках конкурсного производства. До мая 2006 года часть потребителей обеспечивалась теплом от котельной №3 по ул. Одесская. В 3 квартале по программе «энергосбережение» произведено подключение теплотрасс котельной №3 к центральной котельной по ул. Комсомольская. Стоимость произведенных работ составила 1917,3 тыс. рублей. Котельная №3 реконструирована в насосной дожимной пункт. Установлен подогреватель ВВП №12-219-4000, стоимость работ по приобретению и монтажу составила - 269800 рублей (профинансированы за счет средств районного бюджета). Котлы котельной (2 котла водогрейных на жидком топливе и 2 котла НР на твердом топливе) не демонтировались и содержатся в резерве. С начала отопительного сезона - сентябрь 2006 - обслуживание всех потребителей производится от центральной котельной.
Центральная котельная оснащена 3 котлами марки КВС А-4 (водогрейный), работающий на жидком топливе, мощностью 10,2 г/кал в час. Обслуживающий персонал состоит из 22 человек. Объем отапливаемых помещений равен 136414 м3, площадь - 41236 м3, из них жилфонда - 19298 м2. Количество отапливаемых квартир - 268.
Фактическая себестоимость 1 Г/кал составила 2006 года 1431-06 руб., а планово-расчетный тариф за 1 Г/кал утвержден в размере 1199 рублей (без учета рентабельности - 1176-17 рублей).
С цель обеспечения водой предприятие обслуживает 2 водонапорные башни: по ул. Комсомольская, 2 и по ул. Пионерская, 1. В 3 квартале произведена реконструкция водозаборной башни №2 по ул. Пионерская. Стоимость производственных работ составила 678,6 тыс. рублей.
На башнях установлены глубинные насосы марки ЭЦВ-6, мощность насосов 6,3 м3 и 10 м3 в час соответственно.
Водонапорные башни обслуживает персонал в количестве 2 человека.
За 2006 года было поднято и отпущено 39615 м3 воды, в том числе населению - 17500 м3.
Фактическая себестоимость данного вида услуги составила 15-91 руб. за 1 м3. Утвержденный планово-расчетный тариф по себестоимости - 13-62 руб. за 1 м3 (без учета рентабельности - 13-21 рубль).
Вывезено ЖБО всего 17600 м3, в том числе от населения - 4098 м3. Вывоз ЖБО осуществляется по заявкам предприятий, населения и ответственных за содержание муниципального жилфонда и общежития. Обслуживает - а\м Камаз 53212 (вакуумная машина мощностью - 10 м3) и а\м Урал 372 (ассенизаторная машина мощностью - 5 м3).
Фактическая себестоимость 1 м3 составила - 67-53 руб. Планово-расчетный тариф утвержден в сумме 63-12 руб.
Доходы по итогам периода составили 1048,6 тыс. руб., в том числе от населения - 193,1 тыс. руб.
На возмещение убытков получено бюджетное финансирование в сумме 278,6 тыс. руб.
Прибыль от данного вида деятельности составила 138,6 тыс. руб.
Вывезено всего твердых бытовых отходов 1050 м3, в том числе от населения 444 м3.
Вывоз ТБО осуществляется согласно действующего графика 1 раз в неделю от объектов соцкультбыта (школа, детский сад, больница и др.), от общежития и других мест складирования ТБО. Кроме того, еженедельно по графику осуществляется сбор мусора по поселку от населения. Обслуживает - а/м Камаз и автокран. Среднее расстояние от объектов до свалки 3 км, расстояние до объектов расположенных в ЛПДС Кедровое 20 км.
Себестоимость вывозки 1 м3 составила 450,01 руб., утвержденный планово-расчетный тариф - 153-23 руб., с рентабельностью - 153-32 рубля.
Доходов получено 225,7 тыс. руб., в том числе от населения 54,7 тыс. руб. Убыток составил 246,8 тыс. руб., в том числе от населения - 145,1 тыс. руб.
Получено финансирование на возмещение убытка - 372,2 тыс. руб. Финансовый результат составила прибыль в сумме 125,4 тыс. руб.
Вывоз ТБО наиболее нерентабельный вид ЖКУ: при значительном превышении затрат (по сравнению с планом) наблюдается снижение выпуска услуг в натуральном выражении и соответственно выручки от реализации. В результате затраты более чем в два раза превысили доход от реализации. Получено бюджетное финансирование на возмещение убытка в сумме 372,2 тыс. руб. Финансовый результат составил прибыль в сумме 125,4 тыс. руб.
По данным приведенного сравнительного анализа себестоимость единицы продукции увеличилась на 296,78 рубля, по сравнению с планом, что на 170% превышает запланированный тариф. При рассмотрении анализа структуры себестоимости, наблюдается значительное превышение фактических транспортных расходов над плановыми, так как при формировании тарифа транспортные расходы определены нормативно по грузоподъемности а\машин (при условии полной загруженности машины) без учета работы подъемной техники, не учтено что машины могут быть использованы при неполной загрузке (движение по улицам поселка при сборке ТБО от населения), при этом затраты на перевозку (зарплата, ГСМ и др.) остаются на прежнем уровне. Кроме того не запланированы затраты по утилизации мусора на свалке (работа бульдозера), что также значительно увеличило затраты по использованию транспортных средств. Кроме того, снижен выпуск услуг в натуральном выражении по сравнению с планом.