Экономическая среда функционирования предприятия
Содержание
Вариант
1. Экономическая среда предпринимательской деятельности
2. Задание
3.Задача
Список использованных источников
1. Экономическая среда предпринимательской деятельности
Экономическая среда функционирования предприятия представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятий. Если внутренняя организация подконтрольна предприятию и его менеджерам, то внешняя среда представлена неконтролируемой, а поэтому она требует особого изучения и учета при построении адекватной системы управления. К внешним факторам относятся научно-технологический прогресс, международные события, демографические, социокультурные, политические, природные, экономические и другие факторы.
Степень влияния отдельных внешних факторов на экономику предприятия различна. Так, изменение цен, тарифов, налоговой, кредитной и амортизационной политики непосредственно определяет издержки предприятия, а, следовательно, его прибыль и доходность. Такие факторы, как научно-технологический прогресс, политические и международные события, состояние макроэкономики, создают стимулы и предпосылки развития данного предприятия. Например, появление новых технологий (генной, мембранной и др.) стимулирует инновационно-инвестиционную деятельность предприятий в целях обеспечения конкурентоспособности их товаров. В связи с этим различают внешнюю среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает такие внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия. Эти факторы формируются в результате взаимодействия предприятия с поставщиками ресурсов, деловыми партнерами, потребителями, конкурентами, органами государственного и местного управления, общественными организациями и звеньями рыночной инфраструктуры.
Под средой косвенного воздействия понимают такие внешние факторы, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на экономику предприятия. Однако данные факторы создают необходимые условия, стимулы и предпосылки для предстоящих, в том числе и быстрых, изменений в функционировании предприятия, формировании конкурентных преимуществ. Они включают: уровень стабильности макроэкономических показателей, политической ситуации, динамику и потенциал развития макроэкономики: государственную политику по защите и регулированию конкуренции, поддержки товаропроизводителей, стимулирования спроса; уровень развития рынка капитала, инноваций и интеллектуальной собственности, нормативно-правовые, демографические, географические, природно-климатические, социокультурные факторы.
Несмотря на то, что факторы среды косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на экономику хозяйствующего субъекта, их учет в разработке и реализации стратегии и даже тактики предприятия является обязательным.
Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.
Как показывает практика, в Беларуси предпринимательская деятельность пока жестко регулируется, К сожалению, растет число административных мер регулирования, контроля. Разумеется, не может быть предоставлена абсолютная экономическая свобода гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, и государство, выражая интересы всего общества, решая проблемы экономического развития страны, должно посредством организационно-правовых и экономических институтов, норм и правил с учетом интересов всего общества устанавливать хозяйствующим субъектам определенные пределы при формировании экономического порядка, с тем, чтобы не сдерживать поступательное развитие предпринимательства, экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными лицами, между различными государственными учреждениями и отдельными личностями прав принятия экономических решений - особенно прав распоряжения производственными факторами, прав принятия решения относительно производства (то есть что, в каком количестве и какого качества, где и как должно осуществляться) и прав принятия решения относительно удовлетворения потребностей. Доходы и тем самым фактически существующая степень свободы экономических действий также определенным образом распределяются в обществе. Подобные различия в форме экономической свободы принятия решения и осуществления действия означают одновременно различия в форме политической свободы принятия решения и осуществления действия между государством и отдельными личностями, с одной стороны, и различия степени, свободы принятия решений и осуществления действий между отдельными личностями - с другой».
Экономический порядок представляет собой компонент целостного жизненного порядка общества (включающий политический, государственный и правовой), неразрывно с ним связанный (реализованный). Его составляющими являются совокупность институтов и норм, связанными экономическими организациями и типами экономического поведения (не все из которых имеют экономическую природу) и регулирующих отношения между элементами народного хозяйства (домашними хозяйствами, предприятиями, государственными и экономическо-политическими инстанциями и иностранными экономическими единицами). Задачами экономического порядка являются создание и обеспечение способности экономики к функционированию, оптимальное управление экономическим процессом в рамках системы внеэкономических и экономических целей общества, а также способствование достижению общественно-политических целей.
В Беларуси по мере формирования нового экономического порядка хозяйствующие субъекты, с одной стороны, получают все больше экономических свобод. В экономике по удельному весу доминируют предприятия и организации, находящиеся в частной собственности, владелец которой имеет право свободно, в соответствии с самостоятельными решениями распоряжаться результатами своей деятельности и пользоваться экономическими правами. Но, с другой стороны, в экономике налицо необходимость ужесточения государственного контроля и регулирования деятельности предприятий и организаций независимо от их форм собственности, поскольку многими хозяйствующими субъектами несвоевременно выплачиваются налоги, нарушаются положения договоров, увеличивается число неплатежеспособных предприятий.
Несмотря на определенные успехи и положительную динамику, общий уровень развития малого и среднего бизнеса в Беларуси по сравнению с другими странами, вставшими на путь рыночных реформ остается одним из самых низких. В расчете на 1 тыс. жителей страны приходится чуть более трех малых предприятий, а с учетом индивидуальных предпринимателей - около 22 субъектов малого бизнеса. При этом три четверти из них сосредоточены в столице или областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы.
Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии.
Основными административными барьерами на пути развития предпринимательства являются:
1) сложность и высокая стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства.
Отсутствие единого порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства привело к созданию обширной базы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной области. Сохранение разрешительного принципа регистрации, возлагающее ответственность за создаваемое предприятие на регистрирующий орган, дает ему право требовать от заявителя предоставления документов сверх перечня, установленного законодательством. Это, естественно, влечет за собой дополнительные затраты как времени, так и средств.
Кроме того, в понятие регистрации включается не только факт получения свидетельства. Постановка на учет в регистрирующем органе - необходимое, го далеко не достаточное условие для начала хозяйственной деятельности создаваемого субъекта. Далее следует множество иных обязательных процедур по постановке на учет в налоговом органе, органах Фонда социальной защиты населения, органах статистики и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В результате, как свидетельствуют результаты исследований экспертов МВФ, в Беларуси процесс регистрации компании занимает в среднем 59 дней (в Украине - 26 дней), а сумма различных регистрационных платежей составляет в среднем 455 долл. США (в Украине - 66 долл. США).
Чрезмерно бюрократизированной является и процедура закрытия бизнеса. Так, порядок ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В результате процесс ликвидации субъекта предпринимательства занимает от 6 месяцев до 1 года, а в ряде случаев практически невозможным;
2) несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности.
В течение последних лет в данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 300, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3.
Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а также затратить на это гораздо больше времени и финансовых средств. В ряде случаев необоснованно занижаются сроки действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям навязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе;
3) сложность и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.
К основным недостаткам действующей системы сертификации и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов (многие стандарты устарели, а на некоторые товары стандарты вообще не разработаны); недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соответствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию. Высокие тарифы на проведение сертификации также требуют постоянных и значительных расходов;
4) жесткий контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью.
Расширение сферы государственного регулирования экономических процессов повлекло за собой расширение контрольных функций за исполнением устанавливаемых требований, а следовательно, рост количества и полномочий контролирующих органов. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 контролирующих органов, среди которых: прокуратура, Комитет государственного контроля, органы государственной безопасности, внутренних дел, налоговые органы, органы финансовых расследований, пожарного и санитарного надзора, государственного надзора за стандартами, органы контроля за ценами и др. При этом зачастую полномочия контролирующих органов пересекаются, что приводит к дублирующим проверкам по одному и тому же вопросу. Попытки наладить взаимодействие этих органов пока не дали серьезных результатов. В итоге нередко отдельные предприниматели подвергаются проверкам до 10 раз за год;
5) усложненный доступ к получению государственных заказов.
Привлечение субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как одну из наиболее важных форм государственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд субъектами малого предпринимательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах.
Вторая группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов:
1) проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.
Снижение темпов приватизационных процессов привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. Кроме того, применяемый порядок определения стоимости приватизируемых объектов, основанный на затратных оценках, приводит к ее необоснованному завышению. Продажа неэффективно используемых или неиспользуемых объектов на аукционе или по конкурсу по сниженной цене сопровождается, как правило, предъявлением определенных условий покупателю (производство конкретных видов продукции, товаров, услуг, сохранение профиля производства на определенный срок, финансирование и порядок использования объектов социальной сферы и др.). Это делает покупку объектов экономически нецелесообразной даже за одну минимальную заработную плату;
2) высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.
Существующий порядок аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, не предоставляет равных условий малым предприятий и крупному бизнесу. Большинству малых предприятий не под силу арендовать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Кроме того, нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существующих условий договора (прежде всего размера арендной платы), что приводит к нестабильности положения арендаторов;
3) действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.
Налоговая система Республики Беларусь характеризуется:
- большим количеством видов налогов, сборов и платежей;
- превалированием в доходах бюджета доли косвенного, по сравнению с прямым, налогообложения;
- высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику (% к ВВП);
- неравномерностью налоговой нагрузки, наличием множества отраслевых и индивидуальных льгот, что нарушает условия конкуренции и искажает рыночные механизмы формирования эффективных производств и видов деятельности.
В этих условиях имеет место вымывание оборотных средств субъектов, снижение их конкурентоспособности и инвестиционных возможностей, что особенно опасно для начинающего бизнеса;
4) недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам.
Общеизвестно, что стратегическое значение развития малого и среднего предпринимательства (МСП) обусловлено тем, что малые и средние предприятия:
- в большей степени, чем крупные предприятия, содействуют росту занятости, и их доля в общем числе рабочих мест может быть весьма значительной (в государствах ЕС малые и средние предприятия обеспечивают 55% рабочих мест в экономике);
- могут помочь реорганизации крупных государственных предприятий, позволяя поглотить и не задействовать основные фонды, и излишнюю численность работников;
- дают экономике дополнительную гибкость в оказании услуг в производстве разнообразных потребительских товаров;
- способствуют усилению конкуренции на рынке и ограничению монополизма крупных предприятий;
- могут служить «Инкубатором» предпринимательских (рыночных навыков и инноваций).
Однако предпринимательство пока не набрало «критической массы» в новом качестве, преобразующем экономику на рыночных началах. Развитие малого и среднего бизнеса происходит при органической поддержке со стороны государства, особенно в деле привлечения инвестиций частных и иностранных инвесторов.
В этих условиях главной целью развития предпринимательства на период до 2010 года является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно-правовой, финансово-инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест.
Для достижения указанной цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи:
- улучшить предпринимательский климат, создать благоприятную рыночную среду для ускорения развития субъектов малого и среднего бизнеса;
- устранить причины, обуславливающие отток предпринимательского и научно-технического потенциала, а также финансового капитала в зарубежные страны. Создать условия для его реинвестирования в отечественную экономику;
- упростить систему регистрации, учета и отчетности, а также облегчить налоговое бремя. Упорядочить лицензируемые виды деятельности и упростить порядок выдачи лицензий и других видов государственного регулирования с учетом опыта стран с переходной экономикой;
- формировать устойчивую финансовую базу развития малого и среднего бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг, залоговых форм привлечения частных и иностранных инвестиций и других форм инвестирования отечественного бизнеса, обеспечить доступность банковского кредита, повысить привлекательность долгосрочного кредитования, надежно гарантировать возврат используемых инвестиционных ресурсов;
- совершенствовать систему государственной поддержки развития предпринимательства и государственного регулирования деятельности предпринимательских структур, повысить всех форм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;
- совершенствовать отношения собственности и внедрять корпоративное управление производством.
Для выхода на новый уровень государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования представляется необходимым, в свою очередь, обеспечить следующие мероприятия:
- совершенствование нормативно-правовой базы поддержки развития малого предпринимательства, в том числе и с учетом необходимости ее унификации с законодательством Республики Беларусь;
- установление ряда налоговых льгот и льготирование долгосрочного кредитования, расширение системы микрокредитования и увеличения объемов финансового лизинга, в том числе и международного;
- внедрение залоговых и других нетрадиционных форм привлечения финансовых инвестиций;
- совершенствование и развитие инфраструктуры и поддержки предпринимательства (центры поддержки, «инкубаторы» предпринимательства, инновационные центры, технопарки, венчурные фонды, общества взаимного кредитования и страхования, а также другие инновационно-инвестиционные структуры);
- формирование разветвленной системы подготовки переподготовки кадров для предпринимательских структур, использования для этих целей потенциала высших и средних специальных учебных заведений страны.
Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий могут быть реализованы при скорейшем переходе на нетрадиционные формы привлечения инвестиций, обеспечивающие перелив капитала, накопленного в сфере услуг и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства.
В республике должно предусматриваться дальнейшее совершенствование системы налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решения на действующих предприятиях, в том числе и в сфере бытовых услуг населению.
Основная проблема руководителей и других работников малых и средних предприятий - это отсутствие фундаментальных знаний в области стратегического управления на производстве, что влияет на снижение конкурентоспособности белорусских производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Одним из условий успешного развития предпринимательского сектора Беларуси может стать организация специального переобучения предпринимательских кадров для формирования необходимого профессионализма в условиях реформирования экономики страны.
2. Задание
Опишите процедуру регистрации субъекта хозяйствования в качестве «Индивидуального предпринимателя» (основные характерные черты организационно-правовой формы, перечень представляемых документов в государственный регистрирующий орган, стоимость госрегистрации и т.д.). Вид деятельности ИП - посредническая деятельность во внешнеэкономических операциях. Обслуживающий банк определяются самостоятельно.
Индивидуальным предпринимателем является гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, изъявивший желание заниматься коммерческой деятельностью. Индивидуальный Предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. При этом к индивидуальным предпринимателям применяются общие правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций.
Для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
- заявление установленной Министерством юстиции формы;
- фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, в размере 0,5 базовой величины (17500 рублей). Государственная пошлина вносится на расчетный счет в филиале № 510 Минского управления ОАО "АСБ Беларусбанк", код платежа - 03002. Получатель платежа: Главное управление МФ РБ по г. Минску. Назначение платежа: Государственная пошлина за государственную регистрацию с указанием ФИО гражданина, обратившегося за государственной регистрацией.
При подаче документов в регистрирующий орган гражданин предъявляет паспорт.
Процедура регистрации будет осуществлена по заявительному принципу (введена с 1 февраля 2009 года в соответствии с декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16 января 2009 года «О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования»).
Регистрация будет осуществлена в день подачи документов, необходимых для ее осуществления.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя будет произведена путем внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Обслуживающий банк - отделение № 510/307 ОАО «АСБ Беларусбанк», ближайший банк по месту регистрации ИП (ул. Шаранговича, д. 57, кв. 12).
3. Задача
Предприниматель Иванов купил станок за 4,3 млн. руб. и сразу стал его использовать. Чистая прибыль от использования станка составила 1,5 млн. руб. в год. Затраты на доставку вошли в отпускную цену, поэтому балансовая стоимость станка - 4,3 млн. руб. Оборотные средства - 0,87 млн. руб. Ликвидационной стоимостью станка пренебрегаем. Ставка платы за кредит определит заданный темп роста активов. Она равна 0,11. Расчетный период составляет три года. Определить эффективность вложения средств методом капитализации и дисконтирования.
Решение:
1. Решение в системе капитализации.
Чистая прибыль и амортизационные отчисления текущего года рассматриваются как поток чистого дохода на начало следующего периода. За первый год чистый доход составит 2,93 млн. руб. (1,5 млн. руб. + 4,3 млн. руб. 3), он включает прибыль и амортизационные отчисления. Коэффициент капитализации удобно рассчитывать, начиная с последнего года расчетного периода.
Иванову необходимо возвратить с учетом платы капитал 7,08 млн. руб. Период возврата составит 2,1 года (2 года + 0,23 млн. руб. / 2,93 млн. руб./год).
Значение норматива капитализации, при котором чистая капитализированная стоимость будет равна нулю, является искомой внутренней нормой рентабельности. Искомая внутренняя норма рентабельности равна IRR = 0,37
Если Иванов будет иметь от реинвестирования своих доходов чистую прибыль на уровне норматива капитализации 11 % в год, то к концу третьего года его активы составят сумму капитализированных доходов. Величина капитализированных доходов равна сумме положительных значений столбца 5. Она составляет 10,65 млн. руб. (3,6 + 3,25 + 3,8), среднегодовой темп роста активов составляет 27,0%.
Реинвестиционная внутренняя норма рентабельности (RIRR) находится между значением темпа роста активов проекта и заданным (нормативным) уровнем прироста активов и определяется по формуле:
,
где - стоимость инвестиций на начало расчетного периода;
Iк - капитализированные инвестиции;
Ак(0) - коэффициент капитализации нулевого года.
Расчетная норма рентабельности (ARR) характеризует относительный выигрыш за расчетный период от реализации проекта. Она определяется по формуле:
.
Расчетная норма рентабельности ARR = 0,5 (3,57 млн. руб. / 7,08 млн. руб.). Индекс доходности PI = 1,5 (1 + ARR).
Чистая капитализированная стоимость () рассчитывается как разность капитализированного дохода и капитализированных инвестиций за расчетный период по формуле:
.
Таблица 1. Показатели инвестиционной деятельности Иванова, млн. руб.
|
Текущий год | Текущие инвестиции (-), доход (+) | Норматив капитализации (Ек) (ставка платы за кредит) | Коэффициент капитализации Ак = (1 + Ек)T - t | Капитализированные инвестиции (-), доход (+) (кол.2Чкол.4) | Финансовое положение инвестора | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
0 | -5,17 | 0,11 | 1,37 | -7,08 | -7,08 | |
1 | 2,93 | | 1,23 | 3,6 | -3,48 | |
2 | 2,93 | | 1,11 | 3,25 | -0,23 | |
3 | 3,8 | | 1,0 | 3,8 | 3,57 | |
|
Вывод: инвестиции Иванова экономически эффективны: чистая капитализированная стоимость положительна ( = 3,57 млн. руб.), внутренняя норма рентабельности больше ставки платы за кредит (0,37 > 0,11), реинвестиционная внутренняя норма рентабельности больше ставки платы за кредит (0,27 > 0,11), возврат инвестиции происходит до окончания расчетного периода. Расчетная норма рентабельности больше нуля, индекс доходности больше единицы.
2. Решение в системе дисконтирования.
Дисконтирование - снижение счета (банки требуют расчета в этой системе). Идея оценки экономической эффективности в системе капитализации и дисконтирования одна - оценка темпа роста активов в сравнении с нормативным. В системе дисконтирования достигнуто упрощение. В ней не используется расчетный период (T).
Капитализированные показатели превращаются в дисконтированные искусственным образом, путем деления капитализированного чистого дохода и капитализированных инвестиций на масштабирующий множитель (М), имеющий формулу:
М = (1 + Ек)T
Чистая дисконтированная стоимость инвестиций Иванова составляет 2,63 млн. руб.
Для проверки пересчитаем ее в капитализированную стоимость. Последняя составит 3,6 млн. руб. (2,63 млн. руб. Ч 1,368 - произведение чистой дисконтированной стоимости на коэффициент капитализации за три года).
Расчет периода возврата инвестиций в системе дисконтирования имеет одну тонкость. За третий год осталось возвратить 0,15 млн. руб. дисконтированных инвестиций. Следовательно, при интерполяции равномерно получаемый доход третьего года нужно дисконтировать, он составит 2,14 млн. руб. (2,93 млн. руб. Ч 0,731. Произведение равномерно получаемого дохода третьего года на коэффициент дисконтирования третьего года). Период возврата составит 2,1 года (2 года + 0,15 млн. руб. / 2,14 млн. руб. год). Таким образом, из проведенных расчетов видно, что периоды возврата в системе дисконтирования и в системе капитализации совпадают (и составляют 2,1 года).
Таблица 2. Показатели инвестиционной деятельности Иванова, млн. руб.
|
Текущий год | Текущие инвестиции (-), доход (+) | Норматив дисконтирования (Ек) | Коэффициент дисконтирования Ад = (1 + Ек)t | Дисконтированные инвестиции (-), доход (+) (кол.2Чкол.4) | Финансовое положение инвестора | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
0 | -5,17 | 0,11 | 1 | -5,17 | -5,17 | |
1 | 2,93 | | 0,901 | 2,64 | -2,53 | |
2 | 2,93 | | 0,812 | 2,38 | -0,15 | |
3 | 3,8 | | 0,731 | 2,78 | 2,63 | |
|
Расчет внутренней нормы рентабельности выполнен в таблице 3.
Таблица 3. Итеративный расчет внутренней нормы рентабельности
|
Текущий год | Текущие инвестиции (-), доход (+) | Коэффициент дисконтирования Ад = (1 + Ек)t | Дисконтированные инвестиции (-), доход (+) | Финансовое положение инвестора | |
| | Ек = 0,37 | Ек = 0,38 | Ек = 0,37 | Ек = 0,38 | Ек = 0,37 | Ек = 0,38 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
0 | -5,17 | 1,000 | 1,000 | -5,17 | -5,17 | -5,17 | -5,17 | |
1 | 2,93 | 0,73 | 0,725 | 2,14 | 2,12 | -3,03 | -3,05 | |
2 | 2,93 | 0,533 | 0,525 | 1,56 | 1,54 | -1,47 | -1,51 | |
3 | 3,8 | 0,389 | 0,381 | 1,48 | 1,45 | 0,01 | -0,06 | |
|
Поскольку значение чистой дисконтированной стоимости положительно, норматив дисконтирования повышается. Значение чистой дисконтированной стоимости значительно выше нулевого, поэтому норматив дисконтирования сразу берем 0,37, при этом получаем значение чистой дисконтированной стоимости в размере 0,01 млн. руб. При нормативе дисконтирования 0,38, значение чистой дисконтированной стоимости отрицательно (-0,06 млн. руб.) и значительно отличается от значения при нормативе 0,37, поэтому принимаем IRR = 0,37.
Расчетная норма рентабельности ARR = 0,5 (2,63 млн. руб. / 5,17 млн. руб.). Индекс доходности РI = 1,5 (1 +ARR).
Список использованных источников
Базылев Н. И. Основы бизнеса: Учеб. пособие / Н. И. Базылева. - Мн.: Мисанта, 2003. - 253 с.
Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь».
Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / С. И. Мазоль. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 272 с.
Основы предпринимательского дела: учебник / Ю. М. Осипова и др.; под ред. Ю.М. Осипова, Е. Е. Смирновой. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 476 с.
Предпринимательство: Учебник/ под. ред. М.Г. Лапусты. - М.: Инфра-М, 2002. - 448 с.
Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 231 с.