Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Экономическая сущность информации

Экономическая сущность информации

4

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра организации и управления в АПК

Специальность 080503 - Антикризисное управление

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему:

«Экономическая сущность информации»

Научный руководитель:

преподаватель

___________Загайнова Н.Л.

Выполнил: Ендальцева Т.С.

Гр. АН-11

Йошкар-Ола

2008

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Место информационного ресурса в экономической системе.

§ 1.1 Экономическая сущность информации

§ 1.2 Информационный ресурс как экономическая категория

ГЛАВА 2. Формирование и использование информационного ресурса в экономике.

§ 2.1 Виды информационного ресурса, его формирование в экономической системе

§ 2.2 Формирование рынка информации и проблемы его развития

§ 2.3 Информационный ресурс в Республике Марий Эл

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.

Информация является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". С этим нельзя не согласиться, ведь информация в той или иной мере всегда использовалась людьми в хозяйственной деятельности, в частности, в виде сведений о предметах труда и средствах труда, способах их взаимодействия, она являлась важной составной частью рабочей силы в виде навыков, умений, знаний и т.д. К началу двадцатого века развитие отраслей промышленности, производящих средства переработки, хранения и передачи информации значительно расширило масштабы и повысило эффективность использования различных видов информации как ресурса в производственном процессе. Однако до последнего времени оценить значение и определить степень участия информационного ресурса в этом процессе было весьма сложно. Только в условиях современного этапа развития НТП, когда информационный ресурс стал занимать исключительное место в организации и функционировании национальных хозяйств, становится очевидной необходимость и возможность всестороннего научного исследования его экономической роли.

Наличие ряда специфических черт информационного ресурса обусловливает его особую роль в числе традиционных экономических факторов - труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Будучи самостоятельным ресурсом, информационный ресурс одновременно является интегративным фактором хозяйствования, элементы которого содержатся в каждом из факторов производства, служат критерием их зрелости, условием эффективного функционирования и взаимодействия.

В этой связи с теоретической и практической точек зрения актуальным является исследование сущности и природы информационного ресурса, его роли и места в общественном производстве, особенностей ценообразования на рынке информационного ресурса, а также возможных способов стимулирования развития этого рынка в современной экономике России.

Степень разработанности проблемы

Понятие «информационный ресурс» стало использоваться наукой в первой половине XX века. К числу первых его исследователей относятся ученые Н. Винер, А. Н. Колмогоров, К. Шеннон, У. Эшби, которые сосредоточили свой анализ на количественном аспекте понятия на базе математической теории информации.

Впервые информация как экономическая категория была применена А. Хартом при определении причин успеха деятельности фирм в сфере финансов. В дальнейшем к информационному обеспечению деловых кругов общества обращался Ф. Найт, определив информацию как величину, обратно пропорциональную неопределенности.

Эта область исследования роли информации в экономике подразумевает и микроэкономический аспект коммерческого применения информации. Современная зарубежная экономическая мысль, представленная К. Эрроу, Г. Саймоном, У. Баумолем, Дж. Стиглером. Они определяли информацию как экономическую категорию.

Среди отечественных экономистов, исследовавших роль информации в экономике в рамках микроподхода, следует отметить Д. Плахотную, А. Московского, А. Аузана, Р. Заблюк, Р. Малахинову и др., которые наиболее полно раскрыли природу информационных ресурсов и информационного продукта. Особое место занимают работы С. Малахова, исследующего понятие трансакционных издержек, с точки зрения классический экономической школы; Р. Капелюшникова, развивающего институциональный подход О. Уильямсона и теорию трансакционных издержек Р. Коуза, применительно к экономике России.

Исследование локальных проблем, непосредственно касающихся рынка информации его функционирования и регулирования отражены в публикациях Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, В.С. Егоров[3].

Другое направление исследования роли информации заключалось в попытке социологов и футорологов создать концепцию информационного общества. При этом информация использовалась в качестве экономической основы существования данного общества. К числу авторов концепции информационного общества относятся Дж. Белл, П. Айрис, У. Дайвард, О. Тоффлер. В работах зарубежных и отечественных экономистов исследуется роль информации в экономической системе, методы использования информации отдельными предпринимателями, предприятиями и правительством. Информация как результат труда и, следовательно, объект купли-продажи, проблемы организации и развития рынка информации разработаны пока не достаточно глубоко, что и явилось аргументом при определении цели и задач исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является определение роли информационного ресурса в современной экономической системе и выявление особенностей его формирования и использования в условиях российской экономики. Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:

- определить место информационного ресурса в экономической системе;

- охарактеризовать информационный ресурс как экономическую категорию;

- выявить экономическую сущность информации;

- исследовать проблему формирования и использования информационных ресурсов;

- определить формирование рынка информации и проблемы его развития;

- исследовать информационный ресурс в Республике Марий Эл.

Предметом исследования является информационный ресурс, процесс его формирования, развития и использования в экономике.

Объектом исследования является информационный ресурс в отрасли экономики.

Научная новизна заключается в исследовании информации как ресурса, определена экономическая сущность информации. Так же составлена классификация экономической информации, которая обобщена в графическом изображении.

Глава 1. Место информационного ресурса в экономической системе

§ 1.1 Экономическая сущность информации

Информатизация экономики - превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Термин информация означает сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Экономическая сущность информации не отделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации. Роль потребителей информации с экономической точки зрения очерчивается в следующем определении: «информация - новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные, представляющие экономическую ценность. Экономическая информация выступает одновременно как: предмет (первично-необработанные данные), средство (совокупность знаний, приемов, средств для переработки информации), результат труда (информация, которая обладает потребительскими свойствами).

В информационных экономических отношениях по своей природе информация является коллективным продуктом. Она обостряется противоречием между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения. В связи с важной ролью, которую играет информация в современном мире, все более острой становится проблема доступа к ее источникам и общественных форм обслуживания.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления. Государство само является одним из крупнейших потребителей компьютерной техники, производителем, потребителем и накопителем информации.

При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель(получатель):

Рис. 1. Передача сообщения от источника к получателю [2].

Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи».

Характеристики экономической информации: объем информации, целостность информации, цикличность, удельный вес значений.

Свойства экономической информации:

1. ценность и полезность экономической информации характеризуется стоимостью, трудоемкостью, доступностью, истинностью и релевантностью;

2. полнота экономической информации может быть: достаточной, недостаточной, избыточной;

3. независимость содержания от форм предоставления.

Классификация экономической информации [8]:

1. По значению в процессе управления:

- управляющая (состоит из доводимой до сведения исполнителей информации в форме прямых приказов, плановых заданий либо в форме экономических и моральных стимулов);

- осведомляющая (воплощена в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи: сведения о результатах выполнения решения и состояния управленческого объекта).

2. По содержанию:

- по фазам и процессам производства: информация о рынке, информация о производстве;

- по отображенным структурным единицам: по отраслям, по экономическим районам, по отдельным предприятиям.

3. По возможности использования ценности информация для принятия решения:

- полезная;

- ложная;

- избыточная.

4. По степени обработки и месту в информационном процессе:

- первичная;

- производная.

5. По постоянности: 

- постоянная;

- условно-постоянная;

- переменная.

Классификацию экономической информации можно обобщить в виде схемы:

Классификация экономической информации

По значению в процессе управления

По содержанию

По воможности использования ценности информации для принятия решения

По степени обработки и месту в информационном процессе

По постоянности

Управляю-щая

По фазам и процессам производств

Полезная

первичная

Постоянная

Осведом-ляющая

По отображе

нным струк

турным ед.

Ложная

Производная

Условно-

постоянная

избыточная

переменная

Схема 1. Классификация экономической информации

Недостатки экономической информации:

· не все сведения несут информационную нагрузку;

· многократное дублирование данных;

· аналогичные данные не сопоставимы;

· терминология экономической информации не унифицирована.

Таким образом, экономическая сущность информации состоит в том, что она одновременно является и предметом, и средством, и результатом труда. Так же сущность экономической информации включает в себя процесс информирования, а ее ценность и полезность характеризуется стоимостью, трудоемкостью, истинностью. Наряду с этим, экономическая информация имеет свои недостатки, такие как: многократное дублирование данных, не все сведения несут информационную нагрузку.

§ 1.2 Информационный ресурс как экономическая категория

В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению новых явлений и процессов в экономике. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса информацией, знанием, интеллектом. Автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать труд на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг. Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации: информация представляет собой разновидность экономических благ, которые удовлетворяют потребности людей, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.

Информация обращается в экономике как товар, и как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование [5].

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. В результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях [3].

В информационном обществе особое внимание уделяется именно информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов. Несмотря на то, что информационные ресурсы всегда существовали, они ранее (в условиях индустриального общества) не рассматривались ни как экономическая, ни как иная категория. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Впервые достаточно четкое определение понятия "информационные ресурсы" было сформулировано в Федеральном законе "0б информации, информатизации и защите информации" [14]. В этом законе приводится следующее определение: "Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". Документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их.

Информационные ресурсы являются продуктом работы информационной системы, так как информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели [8].

С точки зрения позиции А.Г. Абросимова, информационные системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. В качестве примера он приводит несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

Таблица 1. Информационные системы, их элементы и главные цели

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Фирма

Люди, оборудование, материалы, здания и пр.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электромеханические элементы, линии связи и пр.

Обработка данных

Телекоммуникационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и пр.

Передача информации

Информационная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации

Экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира.

Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства - земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Информация легко тиражируема, она не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. Но в то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. В настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, и распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях. Среди основных направлений следует выделить следующие:

· коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);

· воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них [5].

Информация и знания содержат в себе принципы повышения производительности, оптимального использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важность интеллектуальных усилий. Компьютерная техника является специфическими машинами нового этапа экономического развития - информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию" [5].

Таким образом, определение информации как ресурса было сделано с точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления. Как экономическая категория информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства. Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией.

Глава 2. Формирование и использование информационного ресурса в экономике

§2.1 Виды информационного ресурса, его формирование в экономической системе

Формирование и использование информационных ресурсов - одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. Можно считать, что в общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию и знания, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям.

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируется гражданским законодательством РФ. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ. Государственные информационные ресурсы формируются в соответствии со сферами ведения как: *федеральные информационные ресурсы;

*информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ;

*информационные ресурсы субъектов РФ [9].

В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. По формам собственности информационные ресурсы подразделяются:

*государственные;

*межгосударственные;

*негосударственные (в том числе коммерческие);

*смешанной собственности.

Виды наиболее существенных ресурсов рассмотрим на примере государственной политики. Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения оперативных задач социально-экономического развития. Основные направления государственной политики в сфере информатизации является: [10] .

*обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

*формирование и защита информационных ресурсов;

*создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;

*создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

*содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

*формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

*создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

*развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Остальные ресурсы оставляем за рамками исследования.

При всех недостатках информационно - управляющие системы органов государственной власти могут служить основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов. Для этого требуется решение сложных вопросов, связанных с обеспечением формирования и ведения министерствами и ведомствами государственных информационных ресурсов. Это относится в первую очередь к таким организациям, как:

*Государственный комитет РФ по статистике;

*Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

*Комитет РФ по геологии и использованию недр;

*Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

*Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ;

*Федеральная служба занятости России;

*Государственной таможенный комитет Российской Федерации;

*Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;

*Государственная налоговая служба Российской Федерации.

Серьезной проблемой в становлении правового государства является обеспечение юридических и физических лиц правовой информацией. Эта информация должна быть прокомментирована, приближена к пользователю и порядок ее получения должен быть предельно упрощен. Здесь особая роль принадлежит Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации, на которые возложено формирование информационных фондов правовой информации и организация доступа к ним организаций и граждан, и Министерству культуры Российской Федерации, "под патронажем" которого находится сеть библиотек, непосредственно обслуживающих население.

Таким образом, информационные ресурсы являются объектами и физических и юридических лиц, а также государства. В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляется сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. Формирование же информационных ресурсов обеспечивают управляющие системы органов государственной власти. Данные государственные информационные ресурсы являются открытыми, за исключением категории ограниченного доступа.

§ 2.2 Формирование рынка информации и проблемы его развития

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров.

Таблица 2. Основные виды рынков.

С точки зрения соответствия действующему законодательству

по экономическому назначению объектов рыночных отношений

по пространственному признаку

- легальный рынок

- теневой рынок

- потребительский рынок

- рынок капиталов

- рынок рабочей силы

- рынок информации

- финансовый рынок

- валютный рынок и др.

- местный рынок

- национальный рынок

- международный региональный рынок

- мировой рынок

Рынок информации - рынки научно-технических разработок, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

Информационный ресурс должен отражать совокупность внешних и внутренних условий хозяйствования, включая отношения между юридическими и физическими лицами, субъектами экономики в связи и по поводу производства (создания), распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Исходя из того, что целью производства является максимальное удовлетворение потребностей в товарах и услугах с помощью рационального использования ограниченных ресурсов, информация является основой для достижения данной цели, выступая в виде отражения сложившегося положения в обществе и тенденций развития, новых изобретений, технологий и т.д. Ни один процесс не начинается без сбора и обработки соответствующей информации как необходимого условия производства [5].

Информация предполагает рациональное использование других ресурсов вовлеченных в процесс производства, и по мере превращения ее в неотъемлемый ресурс и ключевой фактор современного производства она может быть представлена и как результат труда, выраженный в закодированном определенным образом виде, обладающий потребительными свойствами призванными снижать неопределенность ситуации, так и выступать в качестве вновь образованного ресурса или фактора производства.

Функционирование рынка информации, как и любого другого, подчиняется в целом законам спроса и предложения и определяется классическими ценовыми факторами. Детерминантами же спроса и предложения информации выступают специфические неценовые факторы. Прежде всего, это касается «немассовой» информации (исходной или не тиражированной), где в силу уникальности, редкости и быстрого ее устаревания факторы риска и времени являются объективными.

Исследуем особенности и регулирование рынка информации.

Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.). Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозможно выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.

Как правило, государство берет на себя регулирование процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и дешевом доступе к информации, например при проведения рекламных кампаний.

Неприбыльные информационные службы в отличии от государственных в большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю.

Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассигнованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.

К отрицательным информационным экстерналиям можно отнести, например, негативное отношение телезрителей к рекламе, которая занимает много эфирного времени. Соответственно, разработаны законодательные акты, регулирующие рекламный бизнес, во многом основанные на критериях эстетического или психологического характера.

Как показывает практика, правовые нормы регулирования проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, еще недостаточно разработаны даже в развитых странах. По оценкам экспертов, в начале 90-х годов потери от “пиратства” на рынке информационных товаров и услуг только для США составляли до 17 млрд. долл. Ежегодно.Также остаются спорными вопросы денежной оценки в бухгалтерском учете нематериальных активов, в состав которых входят объекты интеллектуальной собственности (права на изобретения, права на промышленные образцы, товарные знаки, права на “ноу-хау”, т. е. технический опыт и секреты производства, авторские права, деловая репутация фирмы и т. п.).

Рассмотрим проблемы развития информационного рынка.

Большая часть проектов на информационном рынке, организационно не оформлена совершенно. Они либо существуют как подразделение какой-нибудь программной, компьютерной или телекоммуникационной фирмы, либо это просто группа гениальных компьютерных индивидуумов, которые создали отличный продукт, но не подумали над тем, кому он принадлежит. Создание юридического лица, его удержание на плаву (ежеквартальные отчеты, налоговые расчеты, декларации даже при отсутствии прибыли должны сдаваться в налоговые органы, в противном случае штрафы не заставят себя долго ждать) довольно обременительное занятие и требует определенных финансовых затрат (уставный капитал, пошлины, зарплата бухгалтеру...), но существуют организационные формы, которые реально и законно позволяют предприятию оформиться как субъекту бизнеса со всеми причитающимися правами, минимумом обязанностей и низкой годовой стоимостью.

Главная проблема - отношения акционеров (участников).

Бизнесмены - люди творческие, а бизнесмены-программисты, то есть основные субъекты информационно-рыночных отношений, - тем более, и на этапе реализации своих творческих устремлений они часто расходятся в подходах, формах и способах, ссорятся и разбегаются, при этом не оформляя расхождений официально.

То есть, на момент когда инвестор хочет купить акции, он обнаруживает, что они находятся в руках 4-8 держателей, которые друг друга даже видеть не хотят, но могут тем не менее уступить акции за сумму в 3-4 раза превышающее то, что инвестор готов заплатить и в 15-20 раз превышающую текущую рыночную стоимость акций [11].

Таким образом, высокая степень государственного регулирования информационного производства может быть объяснена ролью государства в производстве информационных продуктов. Регулирование информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, но и особенности информации как товара требуют новых подходов при оценке эффективности ее производства и возможностей ее использования.

§ 2.3 Информационный ресурс в Республике Марий Эл

Государственная политика совершенствования информационной инфраструктуры экономики должна учитывать значительную территориальную протяженность и различный уровень развития информатизации в отдельных регионах. Состояние информатизации регионов становится одним из важных факторов, сдерживающих их экономическое развитие. К одним из таких регионов и относится Республика Марий Эл.

Работы последних десятилетий по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления в Республике Марий Эл сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам информации по-прежнему остро не хватает.

Информатизация органов государственной власти до сих пор ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что приводит к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных (локальных и территориальных) информационно-управляющих систем, предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Внедрение новых информационных технологий не давало ожидаемого эффекта. Необходимо формирование единого информационного пространства как России, так и Республики Марий Эл, которое позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности, использование всей накопленной информации для решения комплексных проблем управления обществом.

В регионах информационное обслуживание населения обеспечивается распределенность сети библиотек, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним, чтобы жители того или иного региона могли свободно владеть и пользоваться данной информацией. Информацию, входящую в государственный информационный ресурс, должна поступать в них в виде изданий, отчетов. Но на темпы формирования информационных ресурсов, совершенствования доступа к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная информационная активность пользовательской среды. Для увеличения активности пользователей необходимо разработать комплекс мер по повышению информационной и компьютерной грамотности населения, включающих чтение курсов в учебных заведениях по овладению навыками поиска и использования информации, создание центров свободного доступа к глобальным информационным системам мира, провести широкую пропаганду по радио, телевидению, в печати, издание соответствующей массовой литературы.

Как в России, так и в Республики Марий Эл распространено такое понятие, как ценностное информационное ориентирование. Его можно рассматривать как фактор существования и выживания человека. Оно является экологическим содержанием его информационного существования. Значение ценностного информационного ориентирования в том, что оно нацелено на создание комфортной среды для потребителя информации. Комфорт обеспечивается благодаря избирательности информации, особых методов ее обработки для более адекватного восприятия.

С психофизиологической точки зрения, ценностное информационное ориентирование - это ограничение человека от ненужной информации.

Отдельные авторы как Республики Марий Эл, так и всей России в целом оценивают как положительный факт индивидуализацию в приобщении людей к культуре с использованием возможностей глобальных сетей [5]. Но специалисты в области технических вопросов компьютеризации справедливо задумываются о необходимости «отгораживания» потребителя информации от всего лишнего.

Актуальной проблемой ценностного информационного ориентирования в Республике Марий Эл является состояние человека под влиянием информации. Ее переизбыток информационный шум порождают в жизни человека психофизиологический дискомфорт. Среди российских экспертов распространено мнение о прямой тесной взаимосвязи духовности и использования экологически чистой информации, под которой понимается неагрессивная информация, несущая положительный заряд [12].

Таким образом, в Республике Марий Эл проводятся работы по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления, которые сосредотачиваются на создании технических средств, автоматизированный систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации.

Заключение

В процессе данного исследования сделаны следующие заключения:

1. Экономическая сущность информации состоит в том, что она одновременно является и предметом, и средством, и результатом труда. Так же сущность экономической информации включает в себя процесс информирования, а ее ценность и полезность характеризуется стоимостью, трудоемкостью, истинностью. Наряду с этим, экономическая информация имеет свои недостатки, такие как: многократное дублирование данных, не все сведения несут информационную нагрузку.

2. Определение информации как ресурса было сделано с точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления. Как экономическая категория информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства. Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией.

3. Информационные ресурсы являются объектами и физических и юридических лиц, а также государства. В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляется сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. Формирование же информационных ресурсов обеспечивают управляющие системы органов государственной власти. Данные государственные информационные ресурсы являются открытыми, за исключением категории ограниченного доступа.

4. Высокая степень государственного регулирования информационного производства может быть объяснена ролью государства в производстве информационных продуктов. Регулирование информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, но и особенности информации как товара требуют новых подходов при оценке эффективности ее производства и возможностей ее использования.

5. В Республике Марий Эл проводятся работы по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления, которые сосредотачиваются на создании технических средств, автоматизированный систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. Необходимо формирование единого информационного пространства как России, так и Республики Марий Эл, которое позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности, использование всей накопленной информации для решения комплексных проблем управления обществом.

Список использованной литературы

1. Багриновский К.А., Хрусталев Е.Ю. Новые информационные технологии. /ЭКО.№7-1996г. - стр.26.

2. Столяров Ю.Н. Bущность информации,-М.:ГПНТБ, 2000.-120с.

3. Емяков А.Д. К понятию информация/социол.исслед.-2008.-№4.-с.144-146

4. Тавокин Е.П. Информация как научная категория//социол. Исслед.2006г.№11

5. Саффиулина З.А. информация: ценность и оценка:Научно-практическое пособие.,-М.: Либерея-бибинформ, 2006.-224с.

6. Волков Е.А. Экономическая эффективность автоматизированного управления. - М.: Мысль. 1987.

7. Пещанская А. Проблемы развития информационного общества. / Российский экономический журнал.-№5-6-1996г.-стр.103.

8. Абросимов А.Г., Бородинова М.А, учебно методический комплекс по курсу «теория экономических информационных систем»./Изд-во Самарск. Гос. Экон. Акад.,2003.-140с.

9. Бугаенко Д. Рынок финансовой информатизации: состояние и перспективы //Фин. бизнес. - 1994, №6. - С. 50-52

10. Виткин М.П., Зарубина Н.В О совершенствовании информационного обеспечения программ развития региональной экономики. // Регион: управление и информатизация. Кемерово: Кузбассвузиздат. 1995. - С.15-17.

11. Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, В.С. Егоров Информационный рынок в России/.-М.: ВИНИТИ, 1996.-293с.

12. Ситник Н.П. Влияние информации на человека: Социол. исследование //НТБ.-2003.-№8.-с.81-84.

13. Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. -М.: Магистр,1997.-48с.

14. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека