Экономические показатели локомотивного депо
Экономические показатели локомотивного депо
Задача 1 Определить показатели «потребность к расходу» и «потребность к заказу» головного локомотивного депо А на n-ый год в прокате черных металлов, расходуемом на техническое обслуживание и текущий ремонт локомотивов. Условно принято, что расход проката черных металлов на другие виды работ в n-ом году не планируется. Исходные данные для расчетов приведены в табл. 2 и 3. Расчеты оформить в виде документов «Расчет потребности» (табл. 4) и «Заявка на материальные ресурсы» (табл. 5). Таблица 2. Исходные данные |
Показатель | Вариант работы (последняя цифра учебного шифра) | | Объем работы локомотива на n-й год О, млн. локомотиво-км ВЛ60 ВЛ23 ТЭЗ Норма переходящего запаса проката черных металлов , день Ожидаемый остаток проката черных металлов в кладовых, депо к началу планового периода °С, % от потребности к расходу на и-й год | 9,7 4,0 1,4 19 4,0 | | |
Таблица 3. Нормы расхода проката черных металлов на техническое обслуживание текущий ремонт локомотивов |
Материалы | Нормы расхода на 1 млн локомотиво-км, кг, локомотива | | | ВЛ60 | ВЛ23 | ТЭ3 | | А Рядовой прокат | | | | | сталь крупносортная | 210,0 | 100,0 | 456,5 | | сталь среднесортная | 230,0 | 155,0 | 480,0 | | сталь мелкосортная | 270,0 | 240,0 | 291,5 | | сталь толстолистовая | 358,0 | 300,0 | 250,0 | | катанка | - | - | 45,0 | | сталь тонколистовая (толщиной 1-1,8 мм) | 40,0 | 30,0 | 100,0 | | сталь тонколистовая (толщиной 1,9-3,9 мм) | 150,0 | 150,0 | 150,0 | | сталь кровельная листовая | 4,0 | 1,0 | 150,0 | | Итого | 1262,0 | 976,0 | 1923,0 | | Б Качественный прокат | | | | | сталь сортовая конструкционная (углеродистая и легированная) | 290,0 | 400,0 | 1624,1 | | сталь листовая конструкционная горячекатаная | 35,0 | 30,0 | 605,0 | | Итого | 325,0 | 430,0 | 2229,1 | | Всего (сводная норма расхода) | 1587,0 | 1406,0 | 4152,1 | | |
Решение Определение потребности к расходу в прокате черных металлов на техническое обслуживание и текущий ремонт локомотивов в депо железной дороги осуществляется методом прямого счета: , (1) где ПРij - потребность к расходу в i-ом материале на j-й вид работы, кг; HРij - норма расхода i-го материала на единицу объема работ вида j, кг; Oj - планируемый объем работ вида j, млн. локомотиво-км. По этой формуле определяется потребность к расходу в каждом конкретном виде проката черных металлов на каждую серию локомотивов. Общая потребность к расходу по каждому виду материала равна сумме потребностей к расходу на техническое обслуживание и текущий ремонт отдельных серий локомотивов. Итог потребности к расходу в прокате по всем видам черных металлов может быть получен двумя способами: 1) суммированием итогов гр. 11. табл. 4 по всем видам проката черных металлов; 2) суммированием потребностей к расходу на локомотивы ВП60, ВЛ23 и ТЭ3, рассчитанным по сводным нормам расхода. Потребность к заказу показывает количество материала, которое предприятию необходимо получить в плановом периоде для обеспечения непрерывности процесса производства в течении года. Потребность к заказу в i-ом материале: , (2) где ПР - общая «потребность к расходу» в i-ом материале, кг; ОСi - ожидаемый остаток i-го материала в кладовых депо к началу планового периода, кг; Зi - переходящий запас i-го материала на планируемый год, кг. Плановый переходящий запас материала в данном случае , (3) где 360 - расчетная продолжительность года, день; Здн - норма переходящего запаса, день. Потребность к заказу в контрольной работе следует рассчитать по отдельным видам проката черных металлов и для проката черных металлов в целом (табл. 5) Таблица 4. Расчет потребности в прокате черных металлов на n-й год локомотивного депо на техническое обслуживание |
Материалы | Норма расхода на 1 млн. локомотиво-км, кг | Объем работы, млн. локомотиво-км | Потребность к расходу, кг локомотива | Общая потребность к расходу, кг | | | ВЛ60 | ВЛ23 | ТЭ3 | ВЛ60 | ВЛ23 | ТЭ3 | ВЛ60 | ВЛ23 | ТЭЗ | | | | | | | | | | гр. 2 * гр. 5 | гр. 3 * гр. 6 | гр. 4 * гр. 7 | гр. 8 + гр. 9+гр. 10 | | А. Рядовой прокат: | | | | | | | | | | | | сталь крупносортная | 210,0 | 100,0 | 456,5 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 2037,0 | 400,0 | 639,1 | 3076,1 | | сталь среднесортная | 230,0 | 155,0 | 480,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 2231,0 | 620,0 | 672,0 | 3523,0 | | сталь мелкосортная | 270,0 | 240,0 | 291,5 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 2619,0 | 960,0 | 408,1 | 3987,1 | | сталь толстолистовая | 358,0 | 300,0 | 250,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 3472,6 | 1200,0 | 350,0 | 5022,6 | | катана | - | - | 45,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | - | - | 63,0 | 63,0 | | сталь тонколистовая (толщиной 1-1,8 мм) | 40,0 | 30,0 | 100,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 388,0 | 120,0 | 140,0 | 648,0 | | сталь тонколистовая (толщиной 1,9-3,9 мм) | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 1455,0 | 600,0 | 210,0 | 2265,0 | | сталь кровельная листовая | 4,0 | 1,0 | 150,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 38,8 | 4,0 | 210,0 | 252,8 | | Итого | 1262,0 | 976,0 | 1923,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 12241,4 | 3904,0 | 2692,2 | 18837,6 | | Б. Качественный прокат: | | | | | | | | | | | | сталь сортовая конструкционная (углеродистая и легирован - ная) | 290,0 | 400,0 | 1624,1 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 2813,0 | 1600,0 | 2273,74 | 6686,74 | | сталь листовая конструкционная горячекатаная | 35,0 | 30,0 | 605,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 339,5 | 120,0 | 847,0 | 1306,5 | | Итого | 325,0 | 430,0 | 2229,1 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 3152,5 | 1720,0 | 3120,74 | 7993,24 | | Всего (сводная норма расхода) | 1587,0 | 1406,0 | 4152,1 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 15393,9 | 5624,0 | 5812,94 | 26830,84 | | |
Таблица 5. Заявка на прокат черных металлов на n-й год локомотивного депо |
Материал | Потребность к расходу по нормам, кг | Ожидаемый остаток на 01.01 n-го года | Переходящий запас | Потребность к заказу, кг | | | | от потребности к расходу, % | в натуральном измерении, кг | день | Натуральное измерение, кг | | | | | | | | | | | А. Рядовой прокат: | | | | | | | | сталь крупносортная | 3076,1 | 4,0 | 123,04 | 19 | 162,35 | 3115,41 | | сталь среднесортная | 3523,0 | 4,0 | 140,92 | 19 | 185,94 | 3568,02 | | сталь мелкосортная | 3987,1 | 4,0 | 159,48 | 19 | 210,43 | 4038,05 | | сталь толстолистовая | 5022,6 | 4,0 | 200,9 | 19 | 265,08 | 5086,78 | | катана | 63,0 | 4,0 | 2,52 | 19 | 3,33 | 63,81 | | сталь тонколистовая (толщиной 1-1,8 мм) | 648,0 | 4,0 | 25,92 | 19 | 34,2 | 656,28 | | сталь тонколистовая (толщиной 1,9-3,9 мм) | 2265,0 | 4,0 | 90,6 | 19 | 119,54 | 2293,94 | | сталь кровельная листовая | 252,8 | 4,0 | 10,11 | 19 | 13,34 | 256,03 | | Итого | 18837,6 | 4,0 | 753,5 | 19 | 994,21 | 19078,31 | | Б. Качественный прокат: | | | | | | | | сталь сортовая конструкционная (углеродистая и легированная) | 6686,74 | 4,0 | 267,47 | 19 | 352,91 | 6772,18 | | сталь листовая конструкцион - ная горячекатаная | 1306,5 | 4,0 | 52,26 | 19 | 68,95 | 1323,19 | | Итого | 7993,24 | 4,0 | 319,73 | 19 | 421,86 | 8095,37 | | Всего (сводная норма расхода) | 26830,84 | 4,0 | 1073,23 | 19 | 1416,07 | 27173,68 | | |
Вывод: После расчета потребного материала определено, что потребуется предприятию 26830,84 кг металла в целом, для непрерывного процесса производства: 18837,6 кг рядового проката и 7993,24 кг. качественного проката. При заявке на прокат черных металлов на год локомотивного депо, потребность к заказу больше потребности к расходу на 342,84 кг в целом: 240,71 кг рядового проката, 102,13 кг качественного проката. Таким образом, предприятию хватит металла для производства. Задача 2 Определить средний срок службы и планируемую годовую экономию условного металла, из которого изготовляются детали типа А, Б, В для ремонта крытых четырехосных грузовых вагонов; при условии, что срок службы этих деталей увеличен за счет внедрения новых методов упрочнения и повышения износоустойчивости материала. Исходные данные для расчета приведены в табл. 6. Таблица 6 |
Показатель | Вариант (предпоследняя цифра учебного шифра) | | Количество деталей на одном вагоне (строительная норма), шт.: А Б В Подетальная норма расхода, кг: А Б В Нормативный срок службы деталей, лет, в периоде: Базовом А Б В Планируемом А Б В | 4 4 18 5,3 17,8 10,3 3,7 6,5 3,5 4,6 8,0 4,4 | | | РешениеПлановый расход материалов, изделий и запасных частей на определенный период эксплуатации технических средств и оборудования определяют с учетом показателей сроков службы изделий и запасных частей. Расчет выполняется в такой последовательности: 1) на основе исходных данных, (гр. 2 и 3), определяются подетальный плановый расход метала (гр. 4) и соответствующий плановый расход метала на вагон в целом (итог гр. 4); 2) в гр. 7 и 8 рассчитываются базовые и планируемые показатели сменяемости отдельных деталей за год эксплуатации вагона: , (4) где Sдет - сменяемость детали за год, доля ед.; t - срок службы детали, лет; 3) умножением соответствующих показателей планового расхода метала на показатели сменяемости отдельных деталей рассчитываются нормы расхода металла и отдельных деталей на год эксплуатации вагона в базовом (гр. 9 и 10) и плановом (итоги гр. 11 и 12) периодах; 4) суммированием рассчитанных в гр. 9 и 11 показателей определяется общая потребность в металле на один год эксплуатации вагона в базовом и плановом периодах (итоги гр. 9 и 11); 5) планируемая экономия металла за год эксплуатации одного вагона рассчитывается как разница базовой и плановой норм расхода на один год эксплуатации вагона; 6) делением планового расхода металла на вагон в целом (итог гр. 4) на норму расхода металла на один год эксплуатации вагона (итоги гр. 9 и 11) определяются средние сроки службы металла в базовом и плановом периодах; 7) для характеристики уровня прогрессивности плановой нормы расхода металла рассчитываются: а) коэффициент увеличения среднего срока службы металла: , (5) где Тпл - средний планируемый срок службы металла, лет; Тбаз - средний срок службы металла в базовом периоде, лет; Kр = 5,67 / 4,57 = 1,24. б) прирост среднего срока службы металла, %, ; (6) Кпр = (1,24 - 1) * 100 = 24%. Таблица 7. Расчет планового расхода и экономии металла на один год эксплуатации вагона |
Дета - ли | Количество на вагон (строительная норма расхода) | Плановый расход металла, кг | Срок службы, лет, в период | Показатель сменяемости за год эксплуатации вагона, доли ед., в период | Норма расхода (потребность) на год эксплуатации вагона в период | Планируемая экономия на один вагон в год, кг | | | | Изготовление детали (подетальная норма расхода) | Вагон в целом | Базовый tбаз | Плановый tпл | Базовый | Плановый | Базовый | Плановый | | | | | | | | | | | кг | шт. | кг | шт. | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | | | | | г3*г2 | | | 1/г5 | 1/г6 | г4*г7 | г2*г7 | г4*г8 | г2*г8 | г9-г11 | | А | 4 | 5,3 | 21,2 | 3,7 | 4,6 | 0,27 | 0,22 | 5,72 | 1 | 4,66 | 1 | 1,06 | | Б | 4 | 17,8 | 71,2 | 6,5 | 8,0 | 0,15 | 0,13 | 10,68 | 1 | 9,26 | 1 | 1,42 | | В | 18 | 10,3 | 185,4 | 3,5 | 4,4 | 0,29 | 0,23 | 53,77 | 6 | 42,64 | 5 | 11,13 | | Итого: | - | - | 277,8 | - | - | - | - | 70,17 | - | 56,56 | - | 13,61 | | |
Вывод: За счет внедрения новых методов упрочнения и повышения износоустойчивости металла средний срок службы увеличился на 24% и составляет 5,7 лет в базисном периоде и 7 лет в плановом периоде. Планируемая годовая экономия условного металла на один вагон составляет 13,61 кг в целом. Задача 3 Рассчитать норму производственного запаса материала А в днях среднесуточного потребления и в натуральном измерении. Материал А поставляется предприятию равномерно транзитом с трех заводов-поставщиков. Исходные данные для расчета приведены в табл. 8. В задаче принято, что двух поставок материала А на предприятие в один календарный день нет. Расчеты выполнить в табл. 9. |
Показатель | Вариант (последняя цифра учебного шифра) | | Годовой объем потребления материала на предприятии ПР, т | 1440 | | Удельный вес поставок от общего объема, %: | 20 40 40 | | Величина партии отгрузки материала с завода: | 36 54 48 | | Норма страхового запаса , день | 22 | | Норма подготовительного запаса , день | 2 | | |
Решение Производственными запасами считаются материалы, поступившие к потребителям еще не использованные и не подвергнутые переработке, независимо от места их хранения. Материалы, находящиеся в пути, в состав производственных запасов не входят. При нормировании производственный запас в зависимости от условий образования и назначения подразделяется на текущий, страховой и подготовительный. Норма производственного показывает средний запас материала, необходимый для обеспечения непрерывности процесса производства, и измеряется в отдельных величинах (днях среднесуточного производственного потребления каждого вида материальных ресурсов), а также в натуральных величинах (тоннах, штуках, метрах и т.д.) и стоимостном выражении. Норма производственного запаса материалов в натуральном измерении рассчитывается как производственные нормы запаса в днях на величину среднесуточного производственного потребления материалов в натуральных единицах. Норма производственного запаса материалов соответствует величине планируемого на конец года переходящего запаса, необходимого для непрерывного обеспечения производства материалами с 1 января нового года до первой партии поставки. В данной задаче норма производственного запаса в днях среднесуточного потребления: , (7) где Тсек - норма текущего запаса материалов, день среднесуточного потребления; Тстр - норма страхового запаса, день; Тподг - норма подготовительного запаса, день. Норма текущего запаса принимается в данном случае равной половине средней продолжительности интервала между поставками материала: , (8) где 360 - принятое для расчетов количество дней в году; К1, К2, К3 - количество поставок материала соответственно от первого, второго и третьего поставщиков. (расчет см. ниже) дней. В расчете Тпр параметр Ттек округлять до большего целого знака. Количество поставок i-го поставщика в данном случае определяется делением общего объема поставок этого поставщика на величину ег партии отгрузки: (9) где ПР - годовой объем потребления материала на предприятии, т; i= 1; 2; 3. Таблица 9. Расчет нормы производственного запаса.|
Показатель | Расчет | Поставщик | | | | первый | второй | третий | | Годовой объем потребления материала на предприятии ПР, т | | 1440 | | Среднесуточный объем потребления на предприятии, т | | 4 | | Удельный вес поставок завода от общего объема (n1, n2, n3), % | | 20 | 40 | 40 | | Объем поставок от поставщика, т | | 288 | 576 | 576 | | Величина партии отгрузки материала с завода: (о1, о2, о3), т | | 36 | 54 | 48 | | Количество поставок материала от поставщиков: (к1, к2, к3) | | 8,0 | 10,66 | 12,0 | | Норма запаса в день:Текущего ТсекПодготовительного ТподгСтрахового Тстр Производственного Тпр |
| 6 2 22 30 | | Норма производственного запаса в натуральном измерении Опр, т | | 120 | | |
Вывод: Норма производственного запаса среднесуточного потребления будет равна 30 дней, а норма производственного запаса в натуральном измерении 120 дней.
| |