Экономические проблемы технического обеспечения сельского хозяйства
Экономические проблемы технического обеспечения сельского хозяйства
14 Содержание - Введение
- Экономические проблемы технического обеспечения сельского хозяйства
- Выводы и рекомендации
- Источник
ВведениеВ работе проведен анализ экономических проблем воссоздания материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий, отражено уровень их технико-технологической обеспеченности, показана несостоятельность аграрных предприятий без существенной поддержки государства удовлетворить технологическую потребность в современных машинах и оборудовании, а также возможности отечественного сельскохозяйственного машиностроения относительно производства машин нужного качества в необходимом количестве, определены направления решения этих проблем.Экономические проблемы технического обеспечения сельского хозяйстваМасштабы и направления развития аграрного производства, его эффективность и конкурентоспособность определяет материально-техническая база, важнейшей составляющей которой являются основные средства производства, их активная часть - машины и оборудование. В технологиях производства растениеводческой продукции крупных предприятий механизированные работы составляют 90-95%, а в малых фермерских хозяйствах - 60-75%. Стоимость только горюче-смазочных материалов и запасных частей в материальных затратах сельскохозяйственного производства в целом в 2006 г. составляла 26,6%, а в производстве растениеводческой продукции достигала 37,4%. В то же время аграрные предприятия обеспечены техническими средствами лишь на 45-65% технологической потребности. Большинство из них амортизированы и требуют замены.Несоответствие между обеспеченностью техникой и уровнем механизации обусловливает вынужденное растягивание агротехнических сроков выполнения работ. Так, уборка зерновых на 100% осуществляется комбайнами, но на протяжении 20, 30 и более дней, вместо 5-7. Массово нарушаются агротехнические сроки основной обработки почвы, посевов и ухода за растениями из-за недостаточного уровня обеспеченности техническими средствами, состояние которых оценивается как критическое.Энергетическая мощность всего тракторного парка, занятого в сельском хозяйстве Украины, уменьшилась в 2006 г. до 59,2 млн. л. с. против 147,1 млн. л. с. в 1990 г., или в 2,5 раза. Такая же динамика имеющегося количества тракторов, зерно - и свеклоуборочных комбайнов, кормоуборочной и другой техники (см. табл.1).С 1990 г. нагрузка пашни на 1 трактор в Украине из года в год возрастает и уже в 4-18 раз больше, чем во многих странах ЕС (см. рис), где она, как показал анализ, за последние 15-17 лет почти не изменилась.Исследование состояния материально-технической базы аграрных предприятий показывает, что 2/3 объектов недвижимости изношены на 50-70%, а средств механизации - на 70-95%. Поэтому первоочередной проблемой дальнейшего развития аграрного производства является его технико-технологическое переоснащение.Техническое обеспечение сельскохозяйственного производства характеризуется не только количеством технических средств, но и их надежностью, производительностью, соответствием требованиям экологии и безопасностью машин в работе, По всем названным параметрам Украина стоит значительно ниже стран с развитым сельским хозяйством. Отечественные энергетические средства и сельскохозяйственные машины по качеству отстают от мировых на 2-3 поколения. Параметры производительности у них ниже 20-40%, а по отдельным машинам - в десятки раз, при больших затратах труда на их обслуживание и эксплуатацию, более высокой материалоемкости. По экологическим требованиям значительная часть отечественных технических средств не отвечают параметрам Евро-2, не говоря уже о Евро-3 и Евро-4, условия труда на них менее комфортны и безопасны по сравнению с лучшими образцами европейских, японских или американских машин. Из-за технических неисправностей и физического износа ежегодно не используется треть тракторов, комбайнов и других машин. Коэффициент готовности их даже в напряженные периоды не превышает 0,7%. Поэтому растягиваются сроки выполнения работ, потери урожая достигают 20-30%. В частности, по расчетам, еще в 2005 г. потери зерна при уборке урожая оценивались в 8-10 млрд, грн.Таблица 1. Наличие основных видов техники в сельскохозяйственныхпредприятиях Украины (к началу года, тыс. шт.) |
Наименование техники | Фактически | Технологическая потребность | | | 1990 г. | 1995 г. | 2001 г. | 2007 г. | | | Тракторы (без тех, на которых | | | | | | | смонтированы машины)... ... ... . | 459,5 | 430,7 | 281,6 | 233,0* | 420,0 | | Комбайны: | | | | | | | зерноуборочные... ... ... ... ... ... | 108,6 | 96,6 | 65,2 | 44,2 | 75,0 | | кормоуборочные... ... ... ... ... ... | 47,3 | 45,1 | 24,9 | 13,0 | 24,0 | | кукурузоуборочные... ... ... ... | 14,6 | 14,2 | 7,9 | 4,2 | 2,5 | | свеклоуборочные... ... ... ... ... . | 19,1 | 19,8 | 13,0 | 7,7 | 9,7 | | |
Несмотря на то, что у отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей по сравнению с европейскими нагрузки на тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины очень большие, техника морально устарела и физически изношена, восстановление и пополнение машинно-тракторного парка, как показано в таблице 2, осуществляется медленно. За последние семь лет тракторов, кормо - и свеклоуборочных комбайнов списано больше, чем закуплено, Только зерноуборочных комбайнов приобретено больше, чем выбыло, на 1964 единицы, за счет закупки подержанных зарубежных. Тенденция снижения темпов списания технических средств за последние годы объясняется тем, что сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены ремонтировать даже ту технику, которая отработала по два и более амортизационных сроков. Таблица 2. Закупка и списание сельскохозяйственной техники в Украине (тыс. шт.) |
Наименование техники | Годы | | | 1990 | 1996 | 2000- | 2005 | 2006 | 2007 | | | покупка | списание | покупка | списание | покупка | списание | покупка | списание | покупка | списание | | Тракторы | 4,94 | 26,0 | 2,0 | 32,1 | 25,8 | 31,8 | 6,4 | 4,1 | 7,2 | 4,8 | | Комбайны: | | | | | | | | | | | | зерноуборочные... | 9,6 | 8,1 | 0,8 | 6,4 | 7,3 | 7,0 | 1,84 | 1,0 | 2,0 | 1,3 | | кормоуборочные. | 3,6 | 4,3 | 0,1 | 3,7 | 1,9 | 3,9 | 0,32 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | | свеклоуборочные. | 3,2 | 4,4 | 0,2 | 1,1 | 1,3 | 1,7 | 0,29 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | | |
В настоящее время в Украине вместе с фермерскими хозяйствами насчитывается 53,3 тыс. сельскохозяйственных предприятий, из них 36 тыс. хозяйств - со средней площадью сельскохозяйственных угодий 29,3 га, 10,6 тыс. - 395 га и 6,7 тыс. - 2400 га. Первая, наиболее многочисленная группа представлена главным образом фермерскими хозяйствами. По расчетам, их потребность в тракторах средней мощности (в пределах 62 л. с) составляет 130 тыс. единиц. Емкость рынка тракторов средней и малой мощности удовлетворяется машиностроителями Китая, Японии, Таиланда и других стран. В 2007 г. было закуплено 47 тыс. мини-тракторов в основном из этих стран. Вторая группа сельскохозяйственных предприятий обеспечена тракторами и соответствующими сельскохозяйственными машинами отечественного производства относительно хорошо. Третья группа сельскохозяйственных предприятий - потенциальные потребители энергонасыщенных тракторов, потребность в которых составляет около 180 тыс. единиц и которые у нас не производятся. Этот сегмент рынка особенно привлекателен для иностранного капитала, о чем свидетельствуют многочисленные выставки-ярмарки, организованные Министерством промышленной политики и Министерством аграрной политики Украины. В нашей стране свыше 13 млн. хозяйств населения обрабатывают более чем 15,3 млн. га земли. В крестьянских хозяйствах к началу 2007 г. насчитывалось всего 143 тыс. разных тракторов, в основном производства до 1990 г., то есть на 94 хозяйства приходился 1 трактор. Однако приобрести новые современные средства механизации сельскохозяйственные предприятия и хозяйства населения даже после реализации произведенной продукции не в состоянии. Отечественная машиностроительная промышленность, насчитывающая почти полторы сотни разрозненных предприятий, не модернизирована, оснащена технически устаревшим оборудованием, технологически отстала: изношенность технологического оборудования достигает 70-80%, его средний возраст - 30-35 лет, а сами технологии производства машин - жесткие. К тому же здесь утрачена значительная часть квалифицированных конструкторских, инженерно-технических и рабочих кадров. Вследствие этого продукция отечественных заводов сельскохозяйственного машиностроения стала неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке и в последние годы пользуется все меньшим спросом, машиностроительные заводы загружены лишь на 10-20%. В то же время, по данным Министерства промышленной политики Украины, динамика развития этой отрасли складывается положительно. Данные таблицы 3 свидетельствуют, что в 2007 г. производство товарной продукции в сопоставимых ценах возросло с 715,4 млн. грн. в 1997 г. до 2824,8 млн. грн., или в 4 раза, объемы реализации - в 4,2 раза, а доля экспорта в общем объеме реализации - почти в 11 раз. Таблица 3. Динамика объемов производства товарной продукции отечественными предприятиями машиностроения для АПК за 1997-2007 гг. |
Наименование | Годы | 2007 г. в% | | | 1997 | 1997-2001 | 2002-2006 | 2007 | к 1997 г. | | Объемы производства товарной продук- ции предприятиями Минпромполитики в сопоставимых ценах (млн. грн) | | | | | | | | | | | | | | | 715,4 | 5109,7 | 9764,4 | 2824,8 | 394,8 | | Объемы реализации товарной продук- ции (млн. грн) | | | | | | | | 727,0 | 5321,9 | 9403,8 | 3061,4 | 421,1 | | в том числе на экспорт (млн. грн) | 96,3 | 834,7 | 2787,4 | 1065,4 | 1106,3 | | Доля экспорта в объеме реализации (%) | 13,2 | 15,7 | 29,6 | 34,8 | +21,6 пл. | | |
Неразвитость рынка техники при низком уровне оснащенности ею отечественного аграрного производства обусловлена комплексом причин, вытекающих из общей экономической ситуации. Наиболее устойчивы и разрушительны среди них три. Первая причина - снижение за последние 17 лет платежеспособности сельскохозяйственных предприятий. Отечественное сельское хозяйство использовалось как в советские времена в течение многих десятилетий, так и в настоящее время, в качестве инвестиционного донора для развития других отраслей. Путем государственного декларирования низких цен на аграрную продукцию и свободных высоких рыночных цен на промышленные товары, потребляемые сельским хозяйством, капитал из этого сектора экономики переливается в другие отрасли. Особенно разрушительные для сельского хозяйства межотраслевые ценовые диспропорции наблюдались в последние 15 лет. Если в 1990 г., чтобы купить трактор общего назначения Т-150К, нужно было продать 27 т молока, то в настоящее время - 175 т. Один из наиболее распространенных пропашных тракторов ПМЗ-5АЛ в 1990 г. "стоил" 9,4 т подсолнечника, а теперь - 50,5 т. Зерноуборочный комбайн СК-5 "Нива" в 1990 г. можно было приобрести за 34 т зерна, теперь - за 293 т. Процесс воспроизводства машинно-тракторного парка прямо зависит от амортизационной политики государства. Для нормального его осуществления нужно время от времени остаточную стоимость технических средств сопоставлять и "выравнивать" по рыночной цене машины. В случае чрезмерного отставания первой от другой создается ситуация, при которой амортизационные отчисления, если их осуществлять даже методом ускоренной амортизации, не позволяют проводить простое воспроизводство основных средств в полной мере. Именно такая ситуация сложилась в настоящее время в Украине. Остаточная стоимость машин и оборудования в сельском хозяйстве составляла на начало 2007 г. лишь 11,5 млрд. грн. Возможная сумма амортизационных отчислений равняется примерно 2,5-2,6 млрд. грн., а ежегодная потребность в денежных средствах на приобретение техники колеблется в пределах 22-28 млрд. грн., или почти в 10 раз больше. Производители сельскохозяйственной продукции не имеют законного права использовать даже эти мизерные отчисления на приобретение техники, поскольку налоговым законодательством сумма денежных средств, направляемых на ремонт и приобретение основных средств, ограничена 5% их балансовой стоимости. Поэтому для нормализации воспроизводства технических средств в сельском хозяйстве необходимы урегулирование налогового законодательства и периодическая, по крайней мере один раз в 4-5 лет, переоценка всех основных средств производства с приведением остаточной стоимости в соответствие с рыночной ценой, учетом их изношенности и фактического состояния. Вторая причина - полное разрушение соответствующей системы материально-технического обеспечения и технического сервиса. Производством техники занимаются в основном предприятия Министерства промышленной политики Украины. Функции маркетинга и снабжения у них не развиты. В действительности ремонтом и техническим обслуживанием произведенного они почти не занимаются. Функционально - это обязанности структурных формирований Министерства аграрной политики и частных организаций. Третья причина - длительное отсутствие научно обоснованной государственной технической политики воспроизводства материально-технической базы аграрного производства. Технологическая потребность сельского хозяйства в машинах и оборудовании измеряется в сумме 250-280 млрд. грн. и требует в ближайшие 10 лет ежегодных инвестиций на приобретение технических средств в размере 25-28 млрд. грн. Создать рынок такой емкости, учитывая современное финансовое состояние сельскохозяйственного машиностроения и платежеспособности аграриев, с экономической точки зрения невозможно без решения государством проблемы крупномасштабных и многолетних инвестиций в обе отрасли. По данным Государственного департамента тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Министерства промышленной политики Украины, отечественные заводы могли бы удвоить выпуск техники. Однако сегодня сельскохозяйственные товаропроизводители покупают отечественные технические средства только потому, что они дешевле зарубежных аналогов, Кроме того, их стоимость частично компенсируется из госбюджета, или же потребителям предоставляются льготные кредиты. Такую технику можно приобрести и на условиях финансового лизинга, то есть взять в аренду на 5-7 лет подорожавшую на 2,8-3,2% в год от ее первоначальной стоимости. Несмотря на выгодные условия, в 2007 г. сельскохозяйственные товаропроизводители, разуверившись в надежности отечественных машин, закупили преимущественно подержанной импортной техники почти в 2,5 раза больше, чем техники отечественного производства (см. табл.4). Отечественное сельскохозяйственное машиностроение для агропромышленного комплекса из-за недостаточно взвешенной стратегии развития постепенно утрачивает свои позиции на рынке, несмотря на государственную поддержку. Необходимы глубокая кооперация и специализация его производства. Целесообразно было бы определить главных производителей целостного комплекса сельскохозяйственных машин, способствовать им в сбыте готовой продукции, на закупку которой предоставлять государственную помощь. Другие предприятия должны были бы работать на условиях кооперации с ними, изготовляя запасные части, отдельные комплектующие, узлы и агрегаты. Это гарантировало бы субподрядчикам сбыт качественной продукции на главных предприятиях. Следует также отметить, что, осуществляя бюджетную поддержку отечественного машиностроения, государство неправомерно устранилось от управления собственной частью имущества на заводах. Таблица 4. Динамика стоимости приобретенной техники сельскохозяйственными предприятиями (млн. грн.) |
Годы | Всего приобретено | в том числе: | | | | с частичной компенсацией стоимости | на условиях лизинга | по льготным кредитам | ввезено иностранной техники | | 2001 | 501 | 0 | 144 | 0 | 357 | | 2003 | 527 | 85 | 115 | 0 | 327 | | 2006 | 2573 | 106 | 53 | 829 | 1585 | | 2007 | 7487 | 293 | 191 | 795 | 6209 | | Всего в 2001-2007 | 15332 | 1214 | 1036 | 2931 | 10152 | | |
Анализ действующего порядка государственной поддержки инженерно-технического обеспечения аграрного производства свидетельствует о необходимости его совершенствования. Особое внимание следует обратить на ее крайне ограниченные размеры. Как показали исследования, на поддержку системы инженерно-технического обеспечения аграрному сектору ежегодно необходимо предусматривать в бюджете по меньшей мере 3% от стоимости полной технологической потребности в технике, то есть около 8 млрд. грн. За последние же 5 лет, начиная с 2003 г,, по программам государственной поддержки приобретено техники только на 4,9 млрд. грн., в том числе с компенсацией части стоимости сельхозмашин - на 1,1 млрд. грн. и на условиях лизинга - на 0,8 млрд. грн. Недостатком существующего порядка использования бюджетных средств является то, что им предусмотрена финансовая поддержка лишь сельскохозяйственных предприятий, он не касается сельских хозяйств. Сельскохозяйственные предприятия обрабатывают 22 млн. га сельскохозяйственных угодий и производят 35-40% продукции, а в крестьянских хозяйствах сосредоточено более 15,3 млн. га и производится 60-65% сельскохозяйственной продукции. При этом 88% работ выполняются вручную. Однако не следует забывать, что, поддерживая техническое переоснащение аграрного производства в сельскохозяйственных предприятиях и хозяйствах населения, государство будет заботиться также о благосостоянии миллионов людей на селе, уменьшая безработицу, повышая уровень жизни крестьян, способствуя воспроизводству генофонда нации. Во времена плановой экономики государство сильнее влияло на взаимоотношения сельского хозяйства с промышленностью. Систематически пересматривались закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, снижались цены на технику, товаропроизводителям предоставлялись многомиллиардные кредиты, которые часто списывались. В 1990 г., например, из 11,8 млрд. руб. централизованных и нецентрализованных капиталовложений почти 40% было использовано на приобретение техники. В настоящее время экономические условия воспроизводства основного капитала во всех типах сельских хозяйств неудовлетворительны. Поэтому финансовую помощь следует оказывать всем на равных условиях. В европейских странах она осуществляется из года в год для всех субъектов хозяйствования. Выводы и рекомендацииС целью улучшения ситуации с формированием и воспроизводством материально-технической базы аграрного сектора, повышения его до конкурентоспособного уровня и систематического регулирования ценового паритета необходимо:внедрить в Украине практику проведения раз в 4-5 лет тематической переписи основных средств в рамках Всеукраинской сельскохозяйственной переписи с целью определения достоверных параметров и состояния имущества аграрного сектора;осуществить комплекс мер на государственном и региональном уровнях с целью активизации инвестиционно-инновационных процессов по технико-технологическому переоснащению аграрного производства;реформировать амортизационную систему относительно ее инвестиционного направления путем разграничения экономической и фискальной функций;усовершенствовать и расширить систему лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования;улучшить систему государственной поддержки технико-технологического переоснащения, охватив ею всех производителей сельскохозяйственной продукции;ввести национальные стандарты технического сервиса в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации сельскохозяйственной техники с участием заводов производителей и поставщиков;увеличить подготовку механизаторов широкого профиля, повышение квалификации и аттестацию инженерно-технических работников.ИсточникСтатистический справочник Украины 1998-2008 г.г. - К., Госкомстат Украины, 2009 - 686с.
| |