Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Экономические заповеди Христианского учения

Экономические заповеди Христианского учения

19

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ

План

  • Введение
    • 1 часть. Экономические заповеди Христианского учения
    • 2 часть. Кривая Лаффера
    • Литература
Введение

Любая область человеческой деятельности - техника, производство, наука, искусство и т.д. - имеет свою историю. Это относится и к экономической теории, которая прошла длительный путь - от мифов, религиозных трактатов, сказаний и легенд, представлявших экономическую мысль в глубокой древности, до сложнейших экономико-математических моделей современного хозяйства.

Люди с древнейших времен начали задумываться над хозяйственными проблемами, обобщать, систематизировать и анализировать факты своей хозяйственной жизни. Полученные таким путем идеи и представления на начальных этапах развития человеческого общества носили примитивный, несистематизированный и донаучный характер. Постепенно из отдельных идей и представлений складываются экономические учения, на базе которых формируется и развивается экономическая теория.

Светская экономическая наука рассматривает экономические законы как природные, естественно присущие человеку. Однако если присмотреться к тем принципам, которые закладываются в основу современных "экономик", то легко увидеть, что они сводятся к аксиоме: человек всегда стремится максимизировать свою прибыль. Иначе говоря, человек представляет собой существо эгоистичное, ориентированное на получение собственной. С точки зрения христианской этики, эгоистичное стремление присвоить максимум себе, которое кладется в основу западной экономики, является вовсе не природным законом, а грехом, следствием грехопадения человека. А значит, видимо, возможны и другие экономики, с другой аксиоматикой, отражающей более высокий уровень нравственности общества.

Многие выдающиеся экономисты и философы разных времен разделяли и развивали христианские взгляды на экономику. Как христианская религия относится к труду и собственности, богатству и бедности? Каков взгляд на хозяйство с точки зрения Священного Писания? Как Церковь влияла на экономику и какое претерпела обратное влияние в процессе исторического развития. Что хорошо и что плохо в современной экономике? Какими должны быть экономические отношения с позиций христианской нравственности? Анализу были подвергнуты многие фундаментальные понятия, играющие важную роль в экономической сфере: труд, собственность, богатство, бедность, милостыня, благотворительность, рабство, справедливая цена, обман, эксплуатация, процент и ростовщичество, наследование, налоги, десятина, рабочее время и отдых, наем, сдача в аренду, земля как средство производства, рабочая сила, обобществление, кооперация, церковная собственность и ряд других.

Цель данной работы - изучить экономические теории и системы в свете Христианского учения в историческом контексте.

1 часть. Экономические заповеди Христианского учения

Первое тысячелетие новой эры характеризуется, прежде всего, переходом от рабовладельческого строя к феодальному и от языческой религии к монотеизму.

Наиболее сильное влияние на экономические воззрения этого периода в Европе оказывает церковь. Религиозные заповеди трактуются и как правила экономического поведения. Отрицательное отношение к рабовладельческой системе было обусловлено прежде всего низкой эффективностью рабского труда, но значительную роль в этом сыграли и религиозные воззрения того времени.

Влияние религии на экономическую теорию пролегает прежде всего через Библию и Евангелие (Новый Завет). Евангелие не содержит систематизированных взглядов на ведение хозяйства, но оно сыграло огромную роль в становлении кодекса экономической морали, противостоянии Принципам стяжательства, голой наживе. Своим призывом "Отдавайте кесарево кесарю; а Божие Богу" Иисус Христос ответил не только: на поставленный ему вопрос, надо ли платить подать царю, а провозгласил приоритет духовного начала в экономике. В Евангелии неоднократно подчеркивается, что не все ценности в мире продаются за деньги, становятся предметом купли-продажи Здесь и далее цит. по кн.: Платонов О. А. Экономика русской цивилизации.- М.: 1995- С. 182-220..

Интересно, что в Книгах Нового Завета содержались идеи, близкие к социалистическим и даже коммунистическим. Так, в "Деяниях святых апостолов" мы читаем: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося. Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, кто в чем имел нужду".

Вместе с тем в Священном Писании можно найти и наставления из арсенала форм и методов управления экономикой. "Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. И так отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" - говорится в "Послании к Римлянам".

Таким образом, христианское учение наложило значительный отпечаток на экономические представления первого тысячелетия нашей эры. Хотя проблема "религии и экономики" - крайне мало исследована, есть все основания утверждать, что связь между ними; стала довольно тесной, тем более, что церковь быстро приобщилась и к взиманию налогов (сборов) и к ведению хозяйства.

Отцы Церкви видели великую несправедливость в том, что горсть людей присваивает себе все земные богатства мира и порабощает других, лишая их хлеба насущного. Они, однако, не требовали полного отказа от частной собственности, ибо никогда люди не дойдут до такой степени совершенства, чтобы презирать земное богатство. Все свои надежды в экономической жизни отцы Церкви возложили исключительно на применение нравственных начал христианства, сформулировав основные принципы - заповеди нравственной экономики.

1. Безусловная справедливость. Христианский идеал народного хозяйства основан на почве безусловной справедливости. Ведь Богу угодно, чтобы все люди были равны. Он всем нам предопределил одинаковые условия жизни, всех призвал к мудрости, всем обещал бессмертие, никто не отлучен от Его милостей. Перед Богом нет раба и нет господина. Перед Ним беден лишь тот, кто беден благочестием, богат тот, кто богат добродетелями.

2. Ценность земного богатства. Отцы Церкви неизменно оценивают хозяйственные отношения по критерию служения людям, а не их личным интересам и их стихийной борьбе, и принципиально подчиняют эти отношения системе

нравственных обязанностей. Они ответили нам на вопросы о ценности временных благ, о допустимых способах их приобретения и об их достойном употреблении. Рядом с богатством, в обычном смысле, существует богатство высшего порядка - это нравственная ценность в самом человеке. Отцы Церкви различают двоякого рода богатства - "слепое" и "зрячее": истинное богатство открывает нам глаза,

обогащает наш умственный взор, противоположность же его - пагубная нищета, которую напрасно называют богатством. Истинное богатство может быть дано как богатому, так и бедному, точно так же - богатство ложное.

3. Приобретение земных благ и пользование ими. По тому, как приобретается имущество и как используется, оно становится добром или злом. Св. Иоанн Златоуст замечает, что, в сущности, ни богатство, ни бедность не являются сами по себе злом; богатство не есть зло, если приобретено без алчности, без хищений и насилия, бедность и подавно нет, т.к она, по меньшей мере, мать здоровья. Пользование земными богатствами определяет и их истинную ценность. Св. Василий Великий ни во что не ставит богатство, если не пользоваться им, как следует: только в таком случае оно становится действительным благом. Блж. Августин говорит: "Если ты господин над золотом, ты делаешь из него то, что хорошо; если раб, оно делает из тебя то, что дурно". Мерилом дозволенных расходов св. Василий Великий считает действительные потребности. Все, что переходит эту границу, есть злоупотребление.

4. Ценность труда. Отцы Церкви призывали остерегаться тех, которые сами

не работают, а, прикрываясь христианством, норовят жить за счет других. Праздность - великое зло. Апостол ясно возвестил: "Кто не работает, да не ест". "Как для каждого необходима ежедневная пища, так необходим и труд по силам".

Творец тесно связал работу для собственной пользы и работу на пользу других. "Бог заставил нас нуждаться друг в друге, чтобы таким образом соединить нас вместе… Поэтому земледелец сеет не столько, сколько хватило бы для него, а работает на благо многих; и купец готовит не столько, сколько достаточно было для него одного, но и для многих других… Ибо, раз люди не в состоянии работать на благо ближнего, иначе как по принуждению, то Бог не допускает прийти к собственной выгоде иначе, как пройдя по пути при несения пользы другим" (св. Иоанн Златоуст).

5. Милостыня. Сам Спаситель в Евангелии говорит: "Подавайте милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто" (Лк.11, 41). Отцы Церкви единодушно указывают, что все возражения и колебания должны умолкнуть, раз такова Воля Бога: Он требует благостыни, и потому долг человека - творить ее. Любовь не в словах, а в деятельной помощи ближнему. Те, кто не проявляют милосердия, и судимы будут без милосердия; им не поможет и вера, ибо вера без дел мертва.

Отцы Церкви единогласно считают ростовщический процент противоестественным, безнравственным и греховным. "Воистину, верх бесчеловечности, когда один, нуждаясь в необходимом, ищет ссуды для поддержания жизни, а другой, не довольствуясь капиталом, старается из несчастий бедного составить себе доходы и богатство" (св. Василий Великий) Эрн В. Ф. Христианское отношение к собственности. - М.: 1906. - С. 105-107. .

Христианские воззрения на экономику нашли свое отражение в трудах многих зарубежных и отечественных ученых и философов, среди которых особое место занимает Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944). Выдающийся русский мыслитель и экономист, рассматривал хозяйство как "процесс столько же материальный, сколько духовный". Хозяйственная деятельность приравнивается им к трудовой и определяется как творческая деятельность разумных существ, носящих высший духовно-нравственный характер. Экономика есть трудовая защита и расширение жизни. Трудовое отношение к миру по Булгакову - первоначальное самое общее и главное самоопределение человека. Сама жизнь - безостановочный хозяйственный процесс, протекающий в напряженности труда. Булгаков справедливо считает, что хозяйственная деятельность не может успешно осуществляться, если придерживаться вульгарных доктрин экономического материализма, разрушающих целостность труда и культуры, сводящих экономику к совокупности хозяйственных функций и выхолащивающих ее духовно-нравственное ядро.

В свете православного учения хозяйство, экономика понимается как явление духовной жизни, как духовное творчество, дающее место свободе личности. Свобода распространяется лишь на ход хозяйственного процесса, но не на его исход.

Творчество С.Н. Булгакова многогранно, многие его идеи остаются неуслышанными в отечестве, некоторые же приобрели актуальность. К числу таких относится идея христианского социализма, высказанная мыслителем в ряде статей сборника под названием "Христианский социализм". Как духовно-интеллектуальное движение, христианский социализм возник в начале XIX века в ряде стран Западной Европы как ответ христиан на проблему неблагополучия больших социальных групп.

Во Франции это движение общественной мысли связано с именем Фелисите Роббера де Ламенне, публициста и философа, аббата, автора программы отделения церкви от государства, всеобщего избирательного права и ряда других либеральных реформ. В 1834 Л. напечатал "Слова верующего" - произведение, бичевавшее капитализм с позиций феодального социализма. Его идеи о возможности предотвращения социальных революций и улучшения общественного строя путём христианской любви и нравственного самоусовершенствования оказали большое влияние на развитие христианского социализма.

В Англии идеи христианского социализма разрабатывали Чарльз Кингсли, Фредерик Моррис, Джон Людлоу; в Германии - Кеттлер.

Само сочетание слов "христианский социализм" для многих кажется парадоксальным - мы привыкли со словом "социализм" связывать атеизм, мы знаем, что есть социализм Маркса, Энгельса и Ленина, но немногие и теперь, во времена низвержения такого рода социализма, не знают и не задумываются над тем, что ХХ век дал более десятка моделей социализма, и что он может быть не только атеистическим, но и религиозным, христианским, мусульманским, иудейским.

Сущность христианского социализма состоит в признании религиозной значимости безликих социально-политических структур. Христианский социализм по сути дела есть христиански-осмысленная социальная этика.

Христианский социализм имеет два измерения: либеральное, основанное на уважении к свободе человека с поддержкой таких социально-политических структур, которые обеспечивают эту свободу. Либерализм, здесь понимается как культура уважения к внешней свободе человека, не нарушающей свобод других людей, и социальное, основанное на организованной заботе о слабых членах общества.

Учение о христианском социализме С.Н. Булгакова представляет единство этих двух измерений в совокупности с православным пониманием роли и сущности христианства. Наиболее ярко такое понимание изложено им в статье "Неотложная задача" С.Н. Булгаков. Неотложная задача (о союзе христианской политики) / С.Н. Булгаков. Христианский социализм. - Новосибирск: 1991. - С. 96-108..

Отталкиваясь от идеи, согласно которой государство и политика существуют как факторы неустранимые человеческими силами, он указывает на необходимость определить к ним отношение и формы активного на них воздействия. Силой, способной оказывать такое воздействие, является религия, и в частности, христианство. Эта сила, которая определяет всю человеческую жизнь "от первого крика до последнего дыхания". "Учением о богосынстве, об абсолютном достоинстве человеческой личности, носящей образ Божий, христианство утвердило непоколебимые основы всякого освободительного движения - идеал свободы личности. Идеал свободы личности и уважение человека к человеку и должен быть руководящей нормой христианской политики в области отношений как политических, так и экономических".

В связи с вышеизложенным, философ определяет свое отношение к праву, существенным признаком которого, как он считает, является принудительный характер его защиты: без этого нет государства, но этот признак делает его чуждым христианству, поскольку государственность, "сведенная в своей сущности к праву, есть стихия мирская, низшая и приходящая". Естественный идеал христианства и есть свободный союз людей, объединенных любовью в Церкви, т.е. идеал безвластия (но в то же время и теократический: свободная теократия). Идеал Церкви, основанной исключительно на нравственных и религиозных отношениях, чуждых всякого принуждения, есть идеал… анархический, а потому он не может быть осуществлен в обществе, в котором проживают не только христиане, да и в целом, по причине неготовности, "испорченности" людей. И выход из этого один: прилагать все усилия со стороны христиан и Церкви к тому, чтобы подчинить "государственное христианским задачам, заставить его служить идеалу свободы личности и общечеловеческой любви". Как это возможно? Эту задачу можно решить путем упразднения государственной опеки, насилия, деспотизма и развития самоуправления, общественного самоопределения, "при котором правительство, власть и общество постепенно сливаются друг с другом". Какая же все-таки форма правления способна стать средством к достижению христианского идеала общественного устройства? Такой формой он считает федеративную демократическую республику. Однако, не важно, какой будет эта форма, главное, к чему она должна быть направлена, чему должна служить, это - защите прав личности, свободе слова, совести, собраний и союзов (т.е. общению между людьми) и т.д.

Какой экономический строй более соответствует решению таких задач?

Современный ему капитализм он рассматривает как несправедливый, основанный на насилии и неправде, а потому он должен быть устранен и заменен иной организацией общественной жизни - социализмом и коллективизмом, но не таким, который стремится лишь к внешнему устройству производственных отношений и механическому урегулированию и примирению интересов и прав граждан. Должен быть установлен христианский социализм, а не экономический, при котором заповеди Христа возведены были бы в основу всей, в том числе и экономической, и политической жизни. Христианская политика должна иметь целью общечеловеческую эмансипацию, вселенскую свободу, при которой не должно быть различий между национальностями, религиями, вероисповеданием, а потому во имя установления этих идеалов должны объединиться люди разных вероисповеданий: православные и католики, протестанты и старообрядцы, сектанты и церковники, светские и духовные. Это объединение поможет разрешить и другую важную задачу: преодолеть раскол во всем христианстве, примирить всех, верующих во Христа.

Булгаков изложил и основные принципы устройства экономической жизни, и социальный вопрос об устранении классовой несправедливости, имеющей место при капитализме, и вопросы просвещения.

Таким образом, идея христианского социализма по сути своей содержит призыв объединить соборный дух Церкви, православия с политическим, экономическим, социальным устройством общества, противопоставить "безбожности" социализма с его безразличием к человеку "вдохновение любви и социального равенства" христианского социализма.

Идеи С.Н. Булгакова не были услышаны в нашем отечестве, но оказали влияние как на западную философскую мысль, так и на отечественную.

Пережив эпоху крушения "коммунистических идеалов", обретя свободы политические и экономические, мы все еще бродим в поисках духовных идеалов, без которых, как очевидно, невозможно никакое возрождение России.

2 часть. Кривая Лаффера

Бюджетная политика - важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения:

сочетание прямых и косвенных налогов;

универсальность налогообложения;

равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

однократность налогообложения;

использование системы налоговых льгот;

стремление к стабильности условий налогообложения;

запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды. Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует политиков, ученых, практиков. Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Основные точки для анализа:

ставка налога равна 0: поступлений в бюджет нет;

ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходит в "теневую экономику");

точка А: при этом значении достигается максимум поступлений в бюджет.

Если налоговая ставка превышает объективную границу (точка А), то налоговые поступления начнут уменьшаться. Артур Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент.

Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ. Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический факторы.

Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же

считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться

в пределах 50-70%.

Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.

Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах

налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет.

Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки

и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами законами.

Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть "эффекта Лаффера" в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном - к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из "теневой экономики").

Объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис.1. Кривая Лаффера

Ставка налога - величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги - платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет - разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с "эффектом Лаффера").

Государство может определять фискальную политику для различных периодов экономического цикла.

В период спада стимулирующая фискальная политика заключается в выборе одного из следующих направлений:

увеличение государственных расходов;

снижение налогов;

сочетание роста государственных расходов со снижением. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает замедление падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика может состоять в:

уменьшении государственных расходов;

увеличении налогов;

сочетании сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

Конечно, это абстрактная схема поведения правительства, и механизм фискальной политики далеко не так прост, поскольку в реальной экономике действуют параллельные и разнонаправленные факторы.

Литература

1. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М.: Новое издательство, 2005. - 468с.

2. Булгаков С.Н. Христианский социализм. - Новосибирск: Наука, 1991. - 396с.

3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: 1990. - 282с.

4. Менеджмент организации: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 471с.

5. Пешке К. - Х. Экономика в свете христианского социального учения. - М.: Духовная библиотека, 1997. - 235с.

6. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации. - М.: 1995. - 244с.

7. Сомин Н.В. Экономические категории в Священном писании и церковном учении. / http://chri-soc. narod.ru/posobie_1. htm

8. Христианский социализм. / www.wikipedia.org

9. Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности. - М.: 1906. - 186 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека