Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Экономический механизм землепользования

Экономический механизм землепользования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический университет

Кафедра экономики отрасли

Контрольная работа

по экономике природопользования

на тему: "Экономический механизм землепользования"

Выполнила: студентка заочного факультета специальности 080109 шифр 08-3БВ-047

Чебунина В. Н.

Проверила: Лапшина Т. И.

Кострома 2009

Введение

С древнейших времен и до наших дней земля составляет основу существования человеческого общества. Как бы не менялись исторические эпохи, земля всегда была важнейшим первичным фактором производства, а рождаемая ее сельскохозяйственная продукция - материальной основой жизни. Земля служит также пространственным базисом для размещения производственных сил и расселения людей. В ближайшей перспективе, несмотря на колоссальные успехи научно-технического прогресса, достижения биологии, химии, генной инженерии, земельные ресурсы останутся фундаментом человеческой цивилизации. В связи с этим важнейшими являются вопросы учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Экономический механизм землепользования

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Земельному кодексу и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Первоначально в нашей стране было предложено оценивать земельные участки в соответствии с затратами на освоение и поддержание объектов природопользования в состоянии, пригодном к эксплуатации, т. е. была реализована "затратная" концепция. В результате бедные, малопригодные для земледелия территории, которые потребовали много затрат для орошения, внесения удобрений, оказывались более ценными, чем знаменитые черноземы. Для устранения этого очевидного несоответствия была выдвинута результатная концепция оценки природных ресурсов, в соответствии с которой оценка участка земли рассматривалась как денежное выражение продукции, получаемой с участка. Позже делались попытки соединения затратной и результатной концепций. Наиболее правильным признан подход, основанный на рентной концепции оценки природных ресурсов. Цена земли - это цена собственности на участок земли. В то же время земельная рента - это цена услуг земли в определенный период, получающая свое выражение в виде арендной платы за используемую землю. Цена земли зависит от земельной ренты и представляет собой сумму дисконтированной земельной ренты за предстоящий срок службы участка земли. В рыночных условиях цена на землю, как и земельная рента, определяется уровнем спроса на отдельные участки. Цена земли равна:

,

где Р - годовая рента (арендная плата), ожидаемая с данного участка земли в t-м году;

t - срок службы участка земли в годах (от 0 до Т);

r - текущая рыночная ставка ссудного процента.

На основании земельной ренты и цены земли устанавливаются земельный налог и нормативная цена земли. Нормативная цена земли используется при передаче земли в собственность, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка и в некоторых других случаях. Последовательность расчета нормативов платы за землю и цены земли покажем на рисунке 1.

Рисунок 1. Алгоритм расчета норматива платы за землю и цены земли.

При установлении порядка определения нормативной цены земли в правительственных документах процентная ставка принята на уровне 2 %, т.е. r0 = 0.02. В связи с этим нормативная цена земли определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога, а размер земельного налога - преимуществами местоположения, качества земель, инженерно-транспортной инфраструктуры, т. е. факторами, определяющими конъюнктуру рынка земли. Никакие льготы при расчете нормативной цены не учитываются.

Взимание земельных налогов базируется на четком определении состава и классификации земель. Земельный фонд России в соответствии с Земельным кодексом (ст. 7) подразделяется с учетом целевого назначения земель на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Право землепользования предоставляется местным органам власти, которые выдают разрешение на землепользование или заключают договор на аренду. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

- земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном Земельным Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Существуют две формы включения юридических лиц и граждан в землепользование - бессрочное (постоянное) пользование земельными участками и временное пользование земельными участками. Право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующими местными органами власти. Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами. К договору прилагается кадастровый паспорт земельного участка, предоставленного во временное пользование, аренду.

По решению местной администрации земельные участки собственников земли, землевладельцев и землепользователей могут по согласованию с ними предоставляться во временное пользование для государственных и общественных нужд в порядке, установленном Земельным кодексом. Основанием для установления и взимания платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

До 1 января 2006 года налогообложение земельных участков осуществлялось на основании Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно которого, налогоплательщиками земельного налога признаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. При этом за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

С 1 января 2006 года на всей территории Российской Федерации вступила в силу глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Согласно статье 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками земельного налога не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

С момента введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65, применяется нормативная цена земли (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 12 марта 2003 г. № П/42 "О кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий и лесных земель в пределах территорий субъектов РФ" утверждены показатели кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий и лесных земель в пределах территорий субъектов РФ как основа определения показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в пределах территорий административных районов, землевладений (землепользований) и лесных земель в пределах территорий лесхозов и участков лесных земель в пределах территорий лесхозов.

Согласно Методическим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным в 2005 году Министерством экономического развития РФ, кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения представляет собой капитализированный расчетный рентный доход. Дифференциальная рента является ключевым понятием экономики сельскохозяйственного природопользования. Величина ренты равна разнице между индивидуальной "монопольной" продажной ценой и средней ценой продукции, которую можно произвести на данной земле. Причинами существования дифференциальной ренты является:

· плодородие и местоположение земельного участка относительно рынка сбыта производимой на нем продукции;

· практика взимания налогов не с полученной продукции, а с земли;

· различия в уровне развития земледелия между районами;

· неравномерное распределение капитала между арендаторами.

Как видно, для образования дифференциальной ренты имеются два основания - плодородие и местоположение, которые могут действовать в противоположных направлениях. Различают два рода дифференциальной ренты. Величина дифференциальной ренты первого рода определяется только различиями в плодородии земель, причем следует иметь в виду, что оценка плодородия изменяется с техническим прогрессом в сельском хозяйстве. При образовании дифференциальной ренты второго рода к различиям в плодородии присоединяются различия в распределении капитала между хозяйствующими субъектами и, следовательно, в капиталовложениях на единицу площади.

Величина дифференциальной ренты ограничена снизу естественным плодородием почвы, а сверху - развитием производительности труда. При этом действует так называемый закон убывающего плодородия: стремящееся к получению максимальной прибыли хозяйство останавливает свой рост при достижении определенного уровня интенсивности, после которого соотношение между стоимостью полученной продукции и вложенным капиталом, а соответственно и рента уменьшаются.

Предполагается, что дифференциальный рентный доход, образующийся на землях относительно лучшего качества и местоположения, должен изыматься в доход государства в виде земельного налога или иных платежей за пользование земельными ресурсами для сельскохозяйственного производства.

Дифференциация средних размеров земельного налога на сельскохозяйственные угодья осуществляется на основе материалов кадастровой оценки земель по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. При этом местные органы власти имеют право повышать ставки, но не более чем в 2 раза за земли в границах сельских населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в сельской местности.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. При формировании бюджетной системы Российской Федерации производится регулярный пересчет земельного налога с учетом индексации ставок. Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов.

Если земли предприятий находятся внутри городов, рабочих и курортных поселков, то с них взимается плата по ставкам, установленным для городских земель. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Дифференциация средних ставок производится по зонам различной градостроительной ценности на основе проектно-планировочной документации или на основе коэффициентов относительной ценности территории, определяемых экспертным путем. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города. Налог на земельные участки, превышающие по площади установленные нормы отвода, взимается в двукратном размере. Важно отметить, что сумма земельного налога за облагаемую территорию в целом по городу, поселку, рассчитанная по его зонам, должна быть равна сумме налога по средней ставке данного города.

Согласно статье 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Конкретная ставка земельного налога в городах и поселках городского типа устанавливается городскими, поселковыми органами власти, а не региональными (республиканскими, краевыми, областными). Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка и утвержденных ставок налога. Если землепользование ведется на земельных участках, облагаемых налогами по различным ставкам, то общий размер определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики-организации и налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (статья 396 Налогового кодекса.

За земли, находящиеся в бессрочном пользовании внутри населенных пунктов под промышленными застройками, сооружениями и другими строениями, занятые автотранспортными подразделениями, санитарно-защитной зоной и т. п., устанавливается налог для городских земель с учетом коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога: в курортных зонах k варьируется от 1,5 до 8,0; в городах и районах с исторической застройкой от 2,5 до 4,0; за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала от 2,2 до 3,0. Размер коэффициентов устанавливается по каждому земельному участку.

За земли, находящиеся в бессрочном пользовании вне населенных пунктов под промышленными застройками, сооружениями и другими строениями, налоги устанавливаются в трехкратном размере средних ставок административного района на земли сельскохозяйственного назначения. Местным органам власти предоставляется право повышать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза.

За земли (в том числе в составе лестного фонда), выделенные предприятию при ведении подсобного хозяйства для сенокошения, выпаса скота, устанавливается налог в соответствии с кадастровой оценкой занимаемых сельскохозяйственных земель в данном административном районе. Местная Дума может повышать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза.

За земли, занятые лесами, используемые предприятиями в рекреационных целях, налог определяется в размере 5 % от таксовой стоимости древесины на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон. В этих целях используются нормативы расчетов платежей за древесину, отпускаемую на корню.

За земли водного фонда (водоемы), используемые для хозяйственных или рекреационных целей, находящиеся вне населенных пунктов, налог устанавливается местными властями по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения.

За земли, занятые под жилые застройки, размер налога исчисляется в размере 3 % ставки земельного налога, установленного в городах и поселках городского типа. Налог на жилые застройки взимается с предприятий и организаций, на балансе которых находится государственный жилой фонд.

За земли сельскохозяйственного использования и личного подсобного хозяйства в границах городской (поселковой) черты налог также устанавливается в размере 3 % ставки земельного налога, установленного в городах и поселках городского типа.

В ряде случаев региональными властями принимаются поправочные коэффициенты к базовым ставкам земельного налога. Например, в Московской области в целях повышения эффективности использования территории при строительстве подземных сооружений плата за землю назначается с учетом понижающего коэффициента.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса объектом налогообложения по земельному налогу не признаются

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Освобождаются от налогообложения (статья 395 Налогового кодекса):

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации;

6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

9) организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Земельный налог относится к наиболее простым, понятным и прозрачным налогам. По сути, это гарантированный во времени источник государственных доходов. Налоги на землю являются основой местных бюджетов и в отдельных муниципальных районах могут занимать до половины всех налоговых бюджетных поступлений.

Земельный налог является важным инструментом экономической политики, с помощью которого можно существенно регулировать различные отрасли экономики. Более всего подвержено этому регулированию сельское хозяйство, проблемы которого достаточно актуальны для России сегодня. Н. Кресникова в своей статье "Совершенствование организационно-экономического механизма землепользования" поднимает вопросы сельскохозяйственного землепользования и пишет следующее.

В мировой практике налог на землю взимается от рыночной стоимости земельных участков. Зарубежные страны дороже оценивают право использовать земельные угодья. Однако это не относится к сельскохозяйственным угодьям. Для того чтобы сохранялось аграрное землепользование и земля не выбывала из сельскохозяйственного оборота, многие страны применяют механизм льготного налогообложения земель сельскохозяйственного назначения. В развитых странах налоговые ставки на земли под жилой и промышленной застройкой значительно превышают такие ставки в отношении земель сельскохозяйственного назначения и использования. При этом практика применения льготного налогообложения включает и полное освобождение сельскохозяйственных товаропроизводителей от земельного налога. Это обусловлено тем, что земля, предназначенная под жилую застройку или для размещения промышленного производства, стоит значительно дороже земли сельскохозяйственного назначения. Доход, приходящийся на единицу площади земель несельскохозяйственного коммерческого использования, намного выше такого дохода от земель сельскохозяйственного назначения и использования. Если не применять льготные механизмы налогообложения сельскохозяйственных угодий, последние как невыгодные будут выбывать из сельскохозяйственного производства в более доходные отрасли. Сейчас это можно наблюдать в России, где целесообразно применять многообразные формы льготного налогообложения сельскохозяйственной земельной собственности (вплоть до освобождения от земельного налога) по причине ее низкой рентабельности в сравнении с другими видами собственности, а также в целях сохранения земли в сельскохозяйственном обороте. В целом система льготного налогообложения сельскохозяйственных угодий является эффективным инструментом для создания барьера на пути их перехода в несельскохозяйственные виды угодий и служит стимулом инвестиционных процессов в аграрной сфере. Но этот эффект достигается при условии ощутимой разницы между налогообложением сельскохозяйственного землепользования и землепользования в других отраслях экономики. В зависимости от социальной, ценовой и налоговой политики государства земельная рента может оседать по месту ее производства, перераспределяться между собственниками и сельскохозяйственными товаропроизводителями, изыматься в государственный и муниципальные бюджеты. Для того чтобы удержать землю в сельском хозяйстве, кроме административных мер воздействия на аграрное землепользование необходимы экономические (финансовые) механизмы. В частности, подходы в малорентабельном сельском хозяйстве и прибыльных отраслях экономики должны существенно различаться.[5]

Согласно Земельному кодексу РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Ущерб от ухудшения и разрушения почв и земель под воздействием антропогенных факторов выражается в деградации почв земель, загрязнении земель химическими веществами, захламлении земель несанкционированными свалками, другими видами несанкционированного размещения отходов. Экономическая оценка ущерба от деградации почв и земель определяется по формуле:

Узем = Нс·S·kэ·kос ,

где Нс - норматив стоимости земель, тыс. руб./га;

S - площадь почв и земель, деградировавших в отчетный период времени, га;

kэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории;

kос - коэффициент для особо охранных территорий.

Экономическая оценка ущерба загрязнения земель химическими веществами:

,

где Si - площадь земель, загрязненных химическим веществом i-го вида в отчетном году, га;

kхим - повышающий коэффициент при загрязнении земель несколькими химическими веществами, kхим = 1+0,2·(n-1) при n ? 10 и kхим = 3 при n >10.

Экономическая оценка ущерба от захламления земель несанкционированными свалками определяется по формуле:

,

где Sj - площадь земель, захламленных в отчетный период отходами j вида, га.

Земельным кодексом РФ установлено что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством, а также обязаны устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Заключение

Данная работа выполнена на основе изучения Земельного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов РФ ("О государственном кадастре недвижимости", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О землеустройстве", "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"), Положения о государственном земельном контроле, а также просмотрены источники периодической печати в области экономики. В ней рассмотрены вопросы состава и классификации земель, определения цены земли и норматива платы за землю, формы землепользования и связанные с ними формы платы за землю. Особое внимание уделено вопросу налогообложения землепользования и в частности налогообложения сельскохозяйственного землепользования. Показана актуальность льготного налогообложения данной отрасли экономики для привлечения инвестиций и поднятия рентабельности сельского хозяйства России.

Рассматривая экономический механизм землепользования нельзя не затронуть вопросы охраны земель, оценки ущерба земель при несанкционированном их использовании и вопросы ответственности за подобные действия.

Экономика землепользования является важнейшей частью экономики природопользования. Земля выступает одновременно в качестве предмета труда, орудия труда и средства производства, причем не заменима другими средствами производства. Законодательно установлена платность использования земли. Земельный налог является существенным источником доходов местных бюджетов. Каждый землепользователь и землевладелец должен в полной мере соблюдать правила использования земельных ресурсов, установленные законодательством Российской Федерации, и нести ответственность за свои действия.

Литература

1. Экономика природопользования: учеб. пособие / В. Г. Глушкова, С. В. Макор. - М.: Гардарики, 2007. - 448 с.

2. Хомина В. Н. Основы экономики природопользования: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005 - 672 с.

3. Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 501 с.

4. Экология и экономика природопользования: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Э. В. Гирусова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 591 с.

5. Н. Кресникова. Совершенствование организационно-экономического механизма землепользования. Экономист № 2 2008г.

6. Н. Шагайда. Рынок земель сельскохозяйственного назначения: практика ограничений. Вопросы экономики. № 6 2005г.

7. И. Буздалов. Земельная реформа: взгляд сквозь призму замысла. Вопросы экономики. № 10 2008г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека