Экономический рост
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
«Экономический рост»
Преподаватель Овчарова А.А.
Студентка Денисова Д.С.
Факультет Финансы и кредит 2 курс
Волгоград -- 2009г.
Содержание
Введение
1. Сущность экономического роста, его типы и показатели
1.1 Понятие экономического роста
1.2 Сущность экономического роста
1.3 Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста
1.4 Показатели экономического роста
2. Государственное регулирование экономического роста
3. Особенности современного экономического роста в России
4. Практикум
Заключение
Литература
Введение
Проблемы динамики национальной экономики привлекают все большее внимание. Анализ темпов экономического роста, изменение факторов, влияющих на него, спады и подъемы экономического развития лежат в основе работ по прогнозированию экономики, служат основой для выработки экономической политики государства. Проблема экономического роста имеет много аспектов и, наряду с чисто экономическими сторонами, связана с вопросами социологического, политического, нравственного и общечеловеческого характера. Возможности обеспечения высоких темпов экономического роста особенно расширились в связи с развертыванием, в середине XX в. НТР и ее дальнейшим углублением.
Что касается России, то, безусловно, сегодня нет задачи более важной, чем переход к стратегии экономического роста. В ситуации почти двукратного сокращения в РФ ВВП экономический рост становится одной из основных макроэкономических целей. Он является объективно необходимым и для всех развивающихся стран с целью преодоления экономической отсталости.
Рост есть одна из составляющих экономического развития, характеризующаяся положительной динамикой экономики, количественным и качественным совершенствованием произведенного ВВП. Его роль в экономической системе противоречива. С одной стороны, экономический рост является фактором поступательного экономического развития, с другой - фактором нестабильности, поскольку при определенных условиях обусловливает перегрев экономики, ее кризисную динамику. В посткризисный период экономический рост является фактором выхода из кризиса, поступательного развития экономики.
Каждая экономическая система стремится максимизировать экономический рост, ориентируясь на рост валового национального продукта в целом и на душу населения, усиление позиций страны на международной арене.
1. Сущность экономического роста, его типы и показатели
1.1 Понятие экономического роста
Сочетание относительной безграничности человеческих потребностей и роста числа жителей в большинстве стран мира заставляет человечество постоянно наращивать масштабы производства благ и услуг. Этот процесс получил название экономического роста.
Экономический рост - устойчивое увеличение год от года производственных возможностей страны. Это - центральная экономическая проблема для всех стран мира; система взаимодействия и воспроизводства элементов и факторов экономического роста.
Экономический рост позволяет стране производить больше различных благ и услуг. Важно отметить, что об экономическом росте можно говорить только тогда, когда увеличение производства достигается не ценой аврального перенапряжения всех сил (такое случается, например, во время войны), а стабильно -- в ходе обычной, нормальной хозяйственной деятельности.
В экономической литературе понятие экономического роста трактуется неоднозначно:
Одни экономисты под экономическим ростом понимают увеличение потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), возрастание экономической мощи страны.
Другие экономисты экономический рост характеризуют как:
· увеличение производственных мощностей;
· увеличение реального объема продукции (ВНП);
· увеличение реального объема продукции на душу населения.
В отечественной экономической литературе под экономическим ростом понимается количественное и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства.
Экономический рост выражается в увеличении общей величины валового продукта. Так как в практике статистики применяют разные способы определения этой величины, то обычно пользуются терминами либо валовой внутренний продукт (ВВП), либо валовой национальный продукт (ВНП). Разница между ними состоит в круге учитываемых доходов граждан страны.
Чтобы показатель валового продукта мог служить действительно объективным показателем экономического роста и, значит, улучшения условий для повышения благосостояния граждан страны, необходимо соблюдать два условия его использования:
1) экономический рост надо оценивать на основе изменения реального, а не номинального объема валового продукта. Это означает, что данные о том, как растет объем валового продукта, надо очищать от влияния инфляции;
2) экономический рост лучше оценивать на основе изменения не общей, а удельной величины валового продукта на душу населения страны. Смысл этого состоит в том, что величина валового продукта (после корректировки на инфляцию) делится на число жителей страны. И вот тогда действительно становится ясно: возрос ли «кусок пирога», который в среднем приходится на каждого жителя страны?
Если возрос, значит, экономический рост обеспечил главный результат -- рост уровня жизни граждан страны. Если величина валового продукта в расчете на душу населения сокращается, то уровень благосостояния граждан падает. Значит, в стране либо вообще нет экономического роста, либо темпы роста общей величины валового продукта ниже, чем темпы роста численности населения страны.
Экономический рост имеет:
· свое содержание (общественное воспроизводство);
· механизм движения (взаимодействие работников, средств производства, природы, технологии);
· количественные и качественные признаки этого движения, отражающиеся в темпах роста производимого продукта;
· социально-экономический результат (национальное богатство);
· цель (народное благосостояние).
Экономический рост измеряется двумя способами:
- годовыми темпами роста валового национального продукта (ВНП);
- годовыми темпами роста чистого национального продукта (ЧНП).
Более предпочтительным является второй способ.
Экономический рост, рассчитанный в сопоставимых ценах, отражает реальный экономический рост, а рассчитанный в текущих ценах - номинальный экономический рост.
1.2 Сущность экономического роста
Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя основными способами: во-первых, за счет увеличения производственных возможностей, во-вторых, за счет наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и развития общественных потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производственных возможностей не все общественные потребности удовлетворяются. Общественные потребности всегда первичны по отношению к производственным ресурсам, хотя возникают они только тогда, когда производство продуктов, удовлетворяющих потребности, уже освоено либо производителями данной страны, либо поставщиками импортируемой продукции. Это объясняется так, что возникшая потребность постепенно превращается в массовую, что ведёт к непрерывному развитию производства.
1.3 Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста
Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.
Экстенсивный (от позднелат. -- extensivus) - расширительный, растяжимый.
Основой увеличения объемов производства при таком типе роста выступает количественный рост трех факторов производства:
· рабочей силы;
· основного капитала;
· природных ресурсов (природного сырья, материалов, энергоносителей).
При этом рост выпуска продукции прямо пропорционален количественному увеличению факторов производства. Имеет место прямая пропорциональная зависимость между объемом выпуска и затратами на производство. Экстенсивный экономический рост предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет использования которых могут увеличиваться масштабы производства производимого продукта.
Вместе с тем для него свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Это исторически первый и наиболее простой тип экономического роста.
Экстенсивный рост имеет свои ограниченность и пределы. Практика показала, что с течением времени происходит истощение невоспроизводимых природных ресурсов. В результате приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны сырья, топлива и т. д. В итоге - экономический рост все более начинает носить затратный характер.
Долговременная ориентация на преимущественно экстенсивный рост приводит к "тупиковой ситуации".
В России также уже в 70-80-е гг. начал ощущаться дефицит ресурсов. Однако в полный рост проблема неэффективности хозяйствования встала в 90-е гг. Стало ясно, что источники экстенсивного роста в промышленности в значительной мере себя исчерпали.
Подтверждением отмеченного явились следующие реалии:
- значительное превышение фактических сроков службы промышленного оборудования по сравнению с нормативными;
- серьезные структурные диспропорции в экономике, в том числе между сырьевой, топливно-энергетической базой и производящими сферами экономики;
- осложнение демографической ситуации, в 80-е гг. страна впервые оказалась вынужденной решать проблему увеличения выпуска продукции без всякого прироста трудовых ресурсов и т. д.
Выходом из тупиковой ситуации, связанной с ограниченностью ресурсов и их невоспроизводимостью в желаемых размерах, явилась интенсификация производства. Интенсивный тип коренным образом отличается от экстенсивного типа экономического роста.
Интенсивный (от лат. intensio - напряжение, усиление) - более сложный тип экономического роста.
Его основное отличие от экстенсивного роста состоит в том, что увеличение масштабов производства при этом типе роста достигается за счет повышения эффективности используемых факторов производства. Как правило, ориентир делается на:
- использование более прогрессивной техники, передовых технологий; использование более экономичных материалов, энергоносителей;
повышение квалификации кадров, т.е. качественное совершенствование всех факторов производства.
В результате роста производительности факторов происходит относительное снижение затрат на единицу продукции или полезного эффекта. При этом в случае внедрения дорогостоящей техники и роста общих затрат увеличение объема достигается при пропорциональном снижении затрат на единицу продукции или полезного эффекта.
Отмеченная зависимость "разворачивает" кривую экстенсивного роста в обратную сторону. Процессы интенсификации, предполагающие качественное совершенствование производства, коренным образом изменяют структуру макроэкономики.
Различают три вида интенсификации производства, характеризующих эффективность экономического роста:
Первый вид: трудосберегающая интенсификация базируется на замещении ручного труда машинным. Эффективность использования трудовых ресурсов определяется отношением объема выпуска продукции к затратам живого труда -- Y/L
Обратный показатель - L/Y характеризует трудоемкость продукции.
Такой тип интенсификации наиболее характерен для начального периода развития индустриального производства.
Второй вид: капитало- и материалосберегающая интенсификация - осуществляется за счет применения более совершенных машин и оборудования, более эффективного использования материалов, энергоносителей и т. д.
При этом показатель капиталоотдачи характеризует эффективность использования производительного капитала. Определяется отношением объема выпуска к величине затрат на покупку основных производственных фондов -- Y/K.Обратный показатель -- K/Y -- характеризует капиталоемкость продукции.
Показатель материало -, ресурсоотдачи характеризует эффективность использования материальных, природных ресурсов. Определяется отношением объема выпуска к затратам на материальные, природные ресурсы -- сырье, энергоносители и т. д. -- Y/N. Обратный показатель - N/Y - характеризует материало-, ресурсоемкость продукции.
Капитало- и материалосберегающая интенсификация получают широкое использование в условиях индустриального, постиндустриального развития.
Третий вид: всесторонняя интенсификация. Это тип экономического роста, при котором используются все перечисленные формы ресурсосбережения.
Интенсивный тип экономического роста получил название ресурсосберегающего, поскольку основывается на сбережении всех видов ресурсов (затрат). В отличие от затратного, при экстенсивном росте является антизатратным. Он обеспечивает антизатратную траекторию экономического роста.
Интенсификация приводит к новому качеству экономического роста, выражающемуся в:
1) возрастающей экономичности производства национального дохода, т.е. уменьшении затрат труда и средств производства в расчете на единицу национального дохода;
2) росте технического уровня производства и повышении качества выпускаемой продукции;
3)в создании прогрессивной структуры экономики, в которой достаточно высок удельный вес наукоемких производств: электроники, атомной энергетики и др.;
4) в увеличении удельного веса конечного продукта, идущего на потребление и т. д.
5) в возрастании доли предметов потребления по сравнению с долей средств производства в конечном продукте. В результате повышается уровень и качество жизни населения.
"Новое качество экономического роста" приводит к значительному изменению пропорций воспроизводства. Относительно медленнее растет производство средств производства, вместе с тем обнаруживается тенденция к увеличению темпов роста предметов потребления.
Однако, несмотря на целый ряд положительных качеств, интенсификация также имеет тупиковые ситуации:
- с расширением НТП увеличиваются производственные отходы;
- происходит загрязнение окружающей природной среды и т. д.
Это новые проблемы, которые требуют своего решения в условиях происходящей научно-технической революции.
1.4 Показатели экономического роста
Важнейшими показателями экономического роста являются:
1) рост реального дохода (ВНП, ВВП и НД);
2) рост реального ВНП на душу населения;
3) в ряде случаев -- рост дохода в расчете на одного занятого, при этом исследуется эффективность экономически активного населения.
В высокоразвитых странах, например США, при определении эффекта от экономического роста оценочными выступают не только укрупненные показатели динамики ВНП, ВВП и НД в общем объеме и на душу населения, но также в расчете на одного занятого, и даже на один отработанный человеко-час.
В качестве основных показателей измерения экономического роста используются:
коэффициент роста - отношение показателя изучаемого периода показателю базисного периода;
темп роста - коэффициент роста, умноженный на 100%;
темп прироста - темп роста минус 100%.
2. Государственное регулирование экономического роста
Важность экономического роста в решении хозяйственных и социальных проблем требует его государственного регулирования, в процессе которого решаются следующие задачи:
- содействие наиболее полному использованию имеющихся ресурсов;
- предотвращение в экономическом росте отклонений от общего экономического равновесия и внесение в динамизм хозяйственных процессов более устойчивых тенденций;
- применение оздоровительных хозяйственных программ в условиях экономической нестабильности;
- применение ограничений экологического и социального характера в том случае, если экономический рост наносит вред общественным интересам.
Государственное стимулирование экономического роста может воздействовать на совокупный спрос, содействовать росту предложения, вкладывать средства в развитие фундаментальных научных исследований и вносить свой вклад в развитие образования, применять антициклическое регулирование и, по мере необходимости, оздоровительные программы.
Воздействуя на совокупный спрос, государство расширяет емкость рынка путем увеличения своих расходов. Подобная рецептура характерна для кейнсианских программ, которые исходят из того, что отсутствие экономического роста является следствием падения платежеспособного спроса. Использование продуманной социальной политики, направленной на обеспечение роста доходов всех слоев населения, сглаживает социальные конфликты и придает экономическому росту более устойчивый характер. Кроме того, политика доходов регулирует процесс образования сбережений, что способствует формированию инвестиций.
Государство может стимулировать увеличение инвестиций, регулируя налоговые ставки и применяя налоговые льготы, используя режимы ускоренной амортизации. Сегодня оно пытается взять на себя часть инвестиционных рисков, давая гарантии частным инвесторам, внедряют особо дорогостоящие проекты, наиболее отвечающие интересам общества.
Вкладывая средства в научные исследования и образование, государство содействует формированию дорогостоящих предпосылок экономического роста, которые сегодня в наибольшей степени определяют его темпы и направления. Стимулирование же совокупного спроса и предложения, стабилизация экономики при состоянии ее неустойчивости нацелены на формирование благоприятных макроэкономических условий для реализации экономического роста, т.е. на создание благоприятного инвестиционного климата.
Государство обеспечивает свое участие в экономическом процессе путем прямого или косвенного вмешательства.
Прямое вмешательство государства предполагает принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.
Косвенное вмешательство государства, в зависимости от его цели - направление на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями, обеспечение полной занятости населения, стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы, воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации, также цен на некоторые специфические товары, поддержку устойчивого экономического роста, и некоторые другие цели.
Одним из главных направлений государственного регулирования экономики является накопление капитала, который всегда служит главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике и в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйствования. Государственное регулирование занятости - это поддержание нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы и должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательно резкое снижение занятости, так как это может привести к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия, а самое главное, опасно социальными последствиями.
Постоянным объектом внимания государственных органов является также регулирование денежного обращения, в частности, борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулированием денежного обращения государство также воздействует и на другие объекты, такие как условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Также, к одному из главных объектов регулирования государством необходимо отнести и цены, динамика и структура которых отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Политика ценообразования в нашем государстве совершенствуется и становится все более либеральной.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Государственное регулирование экономикой и ее ростом осуществляется административными и экономическими средствами.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако, в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.
Экономические средства государственного регулирования можно разделить на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным объектом и инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. К основным экономическим средствам необходимо отнести: регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно, в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйствования. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль. Это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.
Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве случаев нерентабельные. Другая их часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.
В целом государственный сектор повышает эффективность народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Государственное регулирование экономики является необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих, безработных и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.
Успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня, а также отражается в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.
3. Особенности современного экономического роста в России
Экономика России за последние 6 лет (2004 - 2009):
1. Промышленное производство возросло: в 2004 г. на 11%, в 2005 г. на 11,9%, в 2006 г. на 5%, в 2007 г. на 3,7%. По итогам августа 2009г. промпроизводство в РФ по сравнению с августом прошлого года сократилось на 12,6%, по сравнению с июлем с.г. - на 3%. Промпроизводство в январе-июле 2009г. снизилось в годовом исчислении на 14,2%, в июле с.г. по сравнению с июлем 2008г. - на 10,8%.
2. Объем сельскохозяйственного производства увеличился: в 2004 г. на 4,1%, в 2005 г. на 7,7%, в 2006 г. на 7,5%, в 2007 г. на 1,7%. в 2009 году против 2008 года прогнозируется снижение на 5% .
3. Инвестиции в основной капитал возросли: в 2004 г. на 5,3%, в 2005 г. на 17,4%, в 2006 г. на 8,7%, в 2007 г. на 12,6%. По прогнозам Министерства экономического развития Российской Федерации, снижение объёмов инвестиций в основной капитал на 9,5% в реальном выражении в 2009 году будет вызвано сокращением кредитных источников (почти на половину), государственных инвестиций (на 15%) и снижением прибыли (на 12%). Согласно прогнозу Минэкономразвития, инвестиционный спад охватит как отрасли, ориентированные на конечный спрос и производств сырья, так и сектор инфраструктуры и услуг. Рост сохранится только в транспорте. В электроэнергетике предполагаются инвестиции, обеспечивающие вводы генерирующих мощностей, однако в целом инвестиции в электроэнергетике в условиях недостатка финансовых средств могут сократиться на 12%
4. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2004 г. сократились на 13%, а после этого стали увеличиваться: в 2005 г. на 11,9%.
В 2006 г. на 8,5, в 2007 г. на 8,8%. Реальные располагаемые денежные доходы населения в марте текущего года снизились на 0,1%, а по итогам первого квартала - на 2,3%, сообщает Росстат. Реальные располагаемые денежные доходы - это доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию. Среднемесячная начисленная заработная плата россиян в марте 2009 года, по предварительным данным, составила 17,44 тысячи рублей, увеличившись на 7,5% по сравнению с мартом 2008 года.
5. Безработица в 2004 г. выросла на 8%, а с 2005 г. стала сокращаться: в 2005 г. на 18%, в 2006 г. на 15%, в 2007 г. еще на 14,6%. Численность экономически активного населения, наконец I квартала 2009г. составила 74,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. *
В течение этих лет бюджет страны сводился с профицитом, сальдо внешней торговли оставалось положительным, хотя оно и уменьшилось значительно, золотовалютные резервы Центробанка выросли вчетверо, приблизившись в конце 2006 г. к небывалому для России уровню в 58 млрд. дол. Продолжали развиваться банковский и финансовый сектора экономики, хотя их уровень по-прежнему не соответствует ни масштабу российской экономики, ни ее потребностям; реальный сектор пошел на поправку. Внешние долги отдавались в соответствии с оригинальным графиком погашения.
* Источники: данные Госкомстата РФ, ЦБ РФ за 2004-2009 годы.
Сегодня правительство говорит о необходимости разработки ряда мер, которые сделали бы экономику России более устойчивой даже при негативном воздействии глобальных процессов.
1.Необходимы формирование и последовательная реализация структурной политики, отвечающей новым вызовам глобальной экономики. Эта политика должна основываться на максимальном использовании передовых технологий и «экономики знаний», создающей условия для долгосрочного экономического роста и уменьшающей зависимость от мировой конъюнктуры.
2. С учетом усиления глобальных геополитических и экономических рисков крайне актуален выбор экономических механизмов и подходов, поддерживающих устойчивый рост и одновременно минимизирующих внешние риски. Большое значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие соответствующие направления развития; механизмы гарантий, существенно уменьшающие кредитные риски, и др.
3. Необходимость проведения прогрессивных структурных преобразований в экономике и реализации инновационных проектов делает еще более актуальным вопрос о формировании долгосрочных финансовых ресурсов.
4. Следует повысить роль Центрального банка, который должен выполнять функцию кредитора последней инстанции. Кроме того, сам спектр задач ЦБ с учетом мощного потенциала его инструментов нужно расширить, дополнив чисто финансовые задачи -- контроль над инфляцией и валютным курсом -- целями поддержания экономического роста и занятости. При этом нужно выработать комплексные подходы к формированию денежного предложения (монетизации), увязывающие политику ЦБ с задачами бюджетной, промышленной, региональной и структурной политики.
5. Необходимы укрепление банковского сектора как основы финансовой системы, рост его капитализации.
6. Требуется более тщательный мониторинг движения капиталов, причем нетолько из страны, но и, что не менее важно, в страну. При этом нужно уделять внимание качеству капитала, срокам, характеру и направлениям его использования, создавая стимулы, обеспечивающие приведение указанных параметров в соответствие с экономическими приоритетами. Следует также рассмотреть возможность введения мер по регулированию объемов корпоративных внешних заимствований. Основной акцент здесь должен быть сделан не столько на административные (ограничительные) рычаги, сколько на то, чтобы посредством использования механизмов денежно-кредитной и финансовой политики повысить заинтересованность участников рынка в работе с рублевыми инструментами.
7. Меры по валютной либерализации должны сопровождать разработкой механизмов и рычагов чрезвычайного характера, которые можно быстро задействовать при наступлении кризисных событий. Нельзя допустить, чтобы формирующуюся финансовую стабильность подорвали спекулятивные операции или колебания миров конъюнктуры.
8. Актуальны меры, стимулирующие развитие внутреннего финансового рынка и делающие операции на нем более привлекательными по сравнению с внешними инвестициями.
Очевидно, все эти задачи не могут быть решены сразу -- для этого требуются и консолидированная заинтересованность участников рынка, и политическая воля, и объективные экономические условия, и многое другое. Но уже сейчас, пока экономическое положение дает нам запас прочности, нужно начинать системную работу по формированию основ устойчивого и долгосрочного развития страны, позволяющих эффективно интегрироваться в глобальную экономику и укреплять позиции национальных рынков и национального бизнеса.
4. Практикум
1. Рассчитайте реальные объемы ВВП.
Реальные объемы ВВП = количество труда производительность труда.
ВВП 1 года = 80050 = 40000
ВВП 2 года = 100050 = 50000
ВВП 3 года = 100060 = 60000
|
Год | Количество труда (часы) | Производительность труда (долл. в час) | Реальный объем ВВП (долл.) | |
1 | 800 | 50 | 40000 | |
2 | 1000 | 50 | 50000 | |
3 | 1000 | 60 | 60000 | |
|
2. Рассчитайте темпы экономического роста во втором и третьем году.
Тепы роста рассчитывают так: из величины реального ВВП текущего года вычитают величину реального ВВП прошлого года и соотносят разность с величиной реального ВВП за прошлый год.
Темпы роста второго года
Темпы роста третьего года
3. Какие факторы экономического роста были определяющими в эти годы? Рассчитайте их влияние на экономический рост.
Во втором году росло количество труда, но производительность осталась прежней за счёт экстенсивного развития. В третьем году выросла производительность труда и в денежном исчислении экономика выросла на 20%.
4. Как можно охарактеризовать экономическую динамику во втором и третьем году, как экстенсивный или интенсивный рост и почему?
Если говорить про экономическую динамику второго года, то сравнивая с первым годом, можно увидеть, что рост количества труда увеличился, а производительность осталась такой же. Возможно, на рост количества труда повлияли такие факторы как: износ оборудования, недостаточная квалификация работников, отсталость технологий. Как видно, в целом, имел место затратный экономический рост. Исходя из этого, можно сказать, что экономическая динамика во втором году была экстенсивной.
Если говорить об экономической динамике третьего года, то мы видим, что количество труда осталось неизменным, а производительность труда выросла. Значит, произошло повышение эффективности производственных факторов на базе научно-технического прогресса. Следственно, экономический рост в третьем году был интенсивным.
Заключение
Из анализа вышеизложенной темы можно сделать следующие выводы: Экономический рост в масштабе всей национальной экономики может быть представлен как увеличение объема производства товаров и услуг за некоторый период времени. Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание принимается только изменение реального роста ВНП (ВВП). Экономический рост обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем любого государства.
Рассматривая типы экономического роста необходимо отметить, что при экстенсивном экономическом росте происходит сокращение уровня безработицы, достигается полная занятость населения, которая позволяет увеличить темпы роста производства. Но это явление временное, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же. Значит, данный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников. Следовательно, мы можем придти к выводу, что экстенсивный путь практически исчерпал себя, в новых условиях, еще развивающихся экономических отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако следует заметить, что экстенсивный путь дал рождение новому типу развития - интенсивному. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира. В настоящее время в индустриально развитых странах нельзя найти в чистом виде первый или второй тип экономического роста, они сочетаются в каком-то соотношении. В зависимости от того, какой способ увеличения производства товаров и услуг преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или интенсивном типе экономического роста. Экономический рост определяется следующими основными факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.
Государственное регулирование экономикой и принятие мер для ее постоянного роста необходимо для осуществления социальной политики любого государства. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей человечества (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций. Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильном проведении гибкой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой политике и политике инвестирования.
В связи с необходимостью обеспечения устойчивого экономического развития в условиях современного высококонкурентного мира значительно усложняется характер проблем, которые предстоит решать нашей стране. Речь идёт уже не просто об экономическом росте, как о таковом, а о повышении его качества с целью создания конкурентных основ в экономике.
Литература
Официальные документы
1. Вестник банка России (2004-2009 г.г.)
2. Данные Госкомстата РФ, ЦБ РФ (2004-2009 г.г.)
3. Центр стратегического анализа Росбанка (www.rosbank.ru/ru/analitics/csa).
Учебники, монографии, сборники научных трудов
4. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.
5. Макроэкономика, 2-е изд. Г. Вечканов, Г. Вечканова. - СПб. : Питер, 2004.
6. Экономическая теория: Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2003.
7. Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П. Николаевой. - М.: «Проспект», 2000.
8. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. З.К. Океанова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2004.
9. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. 12-е издание/Под ред. В.Д. Камаева. - М.: «Владос», 2006.
10. Прикладная статистика и основы эконометрики: Учебник/Под ред. С.А. Айвазян, В.С. Мхиторян. - М.: ЮНИТИ, 1998.