Экономическое содержание цены
Содержание
1. Экономическое содержание цены
2. Оптовая и розничная торговые надбавки и их состав
Задача
Список использованных источников1. Экономическое содержание цены
Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, пик которой предложение соответствует спросу.
Теоретически и практически товарный дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток - их падение. Если на рынке какого-либо товара больше, чем способно потребить общество на имеющиеся доходы, его меньше покупают и цены неизбежно снижаются, нормируя, таким образом, предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения и стимулируют увеличение производства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, производственных ресурсов, труда, ценных бумаг и т.д.) с помощью равновесных цен.
Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро- и интерэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начинается и заканчивается ценами. Цены множеством нитей связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. На уровне интерэкономики в международной торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта. Вместе с тем, цены на отдельные товары, услуги, практически во всех странах мира, являются объектом государственного регулирования, в рамках проводим экономической и социальной политики. Многие государства мира практикуют "замораживание" цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них.
Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций, связанных с действие объективных экономических законов в обществе: балансирующую, планово-учетную, распределительную и перераспределительную и информационную.
Балансирующая функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением. Планово-учетная функция означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.
Распределительная и перераспределительная функция цен состоит в распределении создаваемого национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами путем товарообмена.
Информационная функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.
Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправленно и которые можно ранжировать по степени их детализации. К фактором первого порядка можно отнести спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование. В сою очередь сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов - внутренних (особые свойства товара, способ производства, организационный и технический уровни производства, ориентация на различных покупателей, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия на рынке, реклама) и внешних (политическая и экономическая ситуация в стране, обеспеченность основными ресурсами, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования экономики и цен, общий уровень инфляции, характер спроса, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическая политика государства). Внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономическ5ого уровня, зависят от деятельности самого предприятия, фирмы. Внешние или макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами. Непосредственно влияют на цены масштабы их государственного регулирования, которые определяются общим состоянием экономики. Регулирование цен в переходный период на целый ряд товаров и услуг Беларуси ограничивает свободу их установления предприятиями, оказывает сдерживающее влияние на рыночные факторы их формирования.
Наличие и уровень конкуренции, существующей между производителями и потребителями, характер спроса также отражаются на ценах. При этом зависимость между уровнем конкуренции и ценами для производителей однородной продукции обратная, а для потребителей - имеет прямой характер. Нередко ажиотажный спрос может спровоцировать резкое повышение цен.
На уровень и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика, которые определяются объемом обращающейся денежной массы, количеством и размерами действующих налогов, таможенных пошлин, нетарифными барьерами. Высокие ставки налогов, наличие значительных тарифных и нетарифных ограничений может быть причиной высоких цен на внутреннем рынке.
Взаимоотношения между предприятиями обслуживает система взаимосвязанных и взаимозависимых цен, уровень одних из которых оказывает влияние на уровень других. Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей народного хозяйства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики.
Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношения между которыми постоянно меняются соответственно меняющейся силе факторов ценообразования. Используемые в настоящее время виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков.
Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения (отпускная цена изготовителя, отпускная цена оптовика, розничная цена), на которых устанавливаются различные виды цен. Отпускная цена предприятия-изготовителя - цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения.
Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговли предприятия.
Розничная цена - цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного потребления.
По способу установления различают регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Они неизбежны в условия переходного периода и применяются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие.
Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон (продавцов и покупателей). Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.
В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере народного хозяйства различают оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные цены в строительстве, тарифы на различные производственные (транспортные, энергетические хозяйства и др.) и непроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги. Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой.
В отечественной практике хозяйствования широкое распространение получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены размеров транспортных расходов используются различные виды цен "франко". Во внешнеторговой деятельности предприятия с этой целью применяются стандартизированные термины, которые обозначают наиболее часто используемые условия поставок, объединяемые в системе "Инкотермс" в редакции 2000года (EXW, FCA, FAS, FOB, CIF, DAF и др.).
Цены могут различаться с учетом их территориального распространения. При этом выделяют единые республиканские и местные цены. Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом и др.).
Местные цены формируются по определенным территориям (областям, районам) под воздействием как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.
В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют цены для внутреннего (республиканского) рынка и цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары). Движение потоков во внешней торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены на экспортируемые товары.
От сроков действия могут использоваться постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены. Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса. Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока выполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в периоды высокой инфляции. Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла.
Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам, например, в зависимости от характера потребителя (предприятия или население), для различных категорий населения (престижные цены - для обеспечения покупателей, льготные - для детей, инвалидов и др.).
Отдельный блок в системе цен представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике: планово-расчетные, учетные, цены производителей, потребительские цены, текущие и сопоставимые. Планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях в расчетах между цехами и подразделениями предприятия. Они являются элементом внутрипроизводственного хозрасчета. Учетные цены применяются для оценки движения продукции на предприятии. В зависимости от выбранной и оговоренной в приказе предприятия учетной политике в учете товаров могут использоваться покупные и продажные цены. Цены производителей продукции характеризуют изменение продукции непосредственно на производстве. Потребительскими считаются цены на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Для анализа стоимостных показателей на всех уровнях управления широко используются текущие, т.е. цены на текущий период времени, и сопоставимые. Сопоставимые (или неизменные) цены применяются как в статистике, так и в планировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показателей и их динамики, позволяющие исключить влияние изменения цен.
Цена любого товара, услуги состоит из ряда обособленных элементов. Конечная розничная цена, по которой отечественный товар приобретается населением на республиканском рынке, состоит из: отпускной цены (по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов); себестоимости (плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции); прибыли (в ценах необходима для создания средств на потребление и накопление предприятий, а также уплаты налогов за счет прибыли); косвенных налогов (устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену); отпускной цены предприятия-оптовика (отпускная цена изготовителя и наценка в пользу оптовой организации); розничной цены (цена конечного потребления товара); оптовой и розничной торговой наценок (цены услуг оптовой и розничной торговли); налога на добавленную стоимость (налог с продаж или с товарооборота); налогов на продажу пива, винно-водочных и табачных изделий (устанавливает местный Совет депутатов на своей территории).
2. Оптовая и розничная торговые надбавки и их состав
Торговая наценка является элементом розничной цены и представляет собой цену услуги за реализацию товара оптовыми, розничными и другими посредническими и торгово-закупочными организациями и фирмами. Поскольку рынок торговых услуг в условиях трансформации экономики развивается наиболее динамично, здесь в наибольшей степени присутствует конкуренция, быстрее оборачиваются вкладываемые средства, имеется больше предприятий негосударственной формы собственности, активнее, чем на других рынках, действуют рыночные факторы формирования цены.
Торговые предприятия в своей ценовой политике должны учитывать ряд особенностей сферы обращения. Главным ограничителем цен торговых услуг выступают розничные цены конечных потребителей товара с учетом их спроса, уровня конкуренции на рынке. На уровень цен торговых услуг оказывают влияние необходимость продажи ни конкретно одного товара, а ассортимента товаров с целью увеличения товарооборота, качество обслуживания покупателей, возможность быстрой реакции цен на изменение рыночной конъюнктуры.
Торговые наценки (как оптовые, так и розничные) в стоимостном выражении определяются на основе торговых надбавок или скидок в процентах. Их сумма за реализацию всех товаров торгового предприятия формирует его валовой доход. Торговые надбавки, которые преимущественно используются в практике торговых организаций республики, устанавливаются в процентах к отпускной цене товара (или цене импортера, который ввез товар на внутренний рынок), не включающей налог на добавленную стоимость. По товарам, реализация которых освобождена от уплаты НДС, оптовые и торговые надбавки установлены к отпускным ценам, содержащим НДС в материальных затратах.
Торговые скидки определяются в процентах к розничной цене. Следует заметить, что торговые скидки больше соответствуют рыночным условиям, поскольку характеризуют долю конечной рыночной цены, определяемой конъюнктурой рынка, остающуюся торговой фирме. Поэтому за рубежом в основном используются торговые скидки. В отечественной практике они применяются лишь в случаях, когда государственные органы устанавливают на те или иные товары фиксированные цены, или изготовители согласовывают с покупателями конечную розничную цену.
Размер торговой надбавки можно определить исходя их торговой скидки, и наоборот:
Нт = Ст / (100 - Ст) * 100,(1)
Ст = Нт / (100 + Нт) * 100,(2)
где Нт - торговая надбавка, %;
Ст - торговая скидка, %.
Размеры торговых надбавок (скидок) различаются по отдельным товарам и товарным группам. Это различие определяется конъюнктурой того или иного товарного рынка, т.е. складывающимся соотношением между спросом и предложением, принадлежностью торговых организаций к различным торговым системам, в рамках которых могут использоваться свои способы регулирования надбавок (Минторга, потребительской кооперации, военторгов Министерства обороны), различным уровнем издержек обращения при реализации товаров (условиями транспортировки, хранения, скоростью обращения, трудоемкостью реализации товаров) и другими факторами.
В условиях перехода к свободному ценообразованию, когда рынок еще не насыщен в достаточной степени товарами, в сфере обращения у торговых организаций и фирм возникает стремление незаслуженно получить высокую прибыль за счет неоднократной перепродажи товаров. Следствием участия нескольких посредников при реализации товаров является рост розничных цен, снижение покупательной способности населения.
В этих условиях с учетом реальной ситуации государственные органы могут на какое-то время прибегать к регулированию цен на услуги торговых организаций.
Рынки товаров народного потребления формируются по территориям и местные органы власти лучше владеют информацией о состоянии их конъюнктуры, условиях торговли. Поэтому в переходный период они наделены правом регулирования размеров торговых надбавок (10 - 20 %) с учетом реально складывающихся условий реализации социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров (хлеб, молоко и молочнокислые продукты, масло животное, мясо говядины, свинины, птицы и некоторые другие). По мере насыщения рынка, формирования рыночных структур ограничения торговых надбавок должны сниматься.
Состав торговой наценки. Как и всякая цена, торговая наценка состоит из ряда отдельных элементов: издержек обращения торговой организации с учетом расходов за пользование банковским кредитом, прибыли, налогов и неналоговых платежей, предусмотренных законодательством, отчислений на пополнение собственных оборотных средств. Несмотря на то, что в торговой сфере в меньшей степени применим затратный подход при формировании торговых наценок, поскольку преобладает действие рыночных факторов, издержки все же представляют собой определяющую часть цены торговых услуг.
Издержки обращения торговых организаций включают расходы на грузовые перевозки, оплату труда торговых работников, затраты на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, амортизацию основных фондов, отчисления и затраты на ремонт основных средств, расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, торговую рекламу, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм, расходы на тару, отчисления на социальные нужды, прочие расходы, налоги и неналоговые платежи, отражаемые в издержках.
Прибыль в торговых наценках определяется с учетом образования средств на социальные нужды предприятий и развитие материально-технической базы торговли, уплаты налогов за счет прибыли (налог на недвижимость, на прибыль), взносы в создание инвестиционных фондов, а также совместных предприятий, акционерных обществ, отчислений на содержание аппарата управления министерств, ведомств и др. При этом показатель рентабельности в торговле при ценообразовании определяется как отношение прибыли к цене реализации товара.
Как и другие субъекты хозяйствования, предприятия торговли уплачивают и вносят отчисления в целевые бюджетные фонды финансирования расходов на содержание ведомственного жилого фонда и поддержки производителей сельскохозяйственной продукции (определяемые от валового дохода).
Начиная с 1994 г., торговым предприятиям (оптовым и розничным), реализующим потребительские товары населению независимо от форм собственности разрешено отчислять на пополнение собственных оборотных средств 6 % валового дохода. С учетом всех составляющих размер торговой наценки (Цт) будет определяться:
Цт = Ио + П + Цс,(3)
где Ио - издержки обращения при реализации товара, р.;
П - прибыль, р.;
Цс.м - сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики, производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, р.;
Оф.с - отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и средств пользователями автомобильных дорог, р.;
ООС - отчисления на пополнение собственных оборотных средств, р.
Обоснование размеров торговых надбавок (скидок) представляет определенные сложности. Завышение их размеров может, с одной стороны, привести к трудностям с реализацией товара из-за высоких цен, к снижению оборачиваемости средств, недополучению прибыли. С другой стороны, следствием их занижения может стать низкая рентабельность или убыточность торговых услуг. Поэтому в условиях рыночных отношений предприятия и организации торговли постоянно сталкиваются с необходимостью принятия решений по закупке и реализации тех или иных товаров и оценки степени риска бизнеса. Целесообразность каждой сделки следует оценивать с позиций внутренних возможностей и целей торгового предприятия: издержек по реализации товаров, оценки объема продаж, определения прибыли и рентабельности реализации того или иного товара.
Использование затратного подхода при определении цены торговых услуг с помощью прямого счета хотя и возможно, но не способствует гибкости ценообразования, нередко приводит к образованию значительных товарных запасов. Предпочтительнее применение оценки целесообразности сделки по закупке и реализации каждой конкретной партии товара на основе обратного счета. Такие расчеты дают возможность, ориентируясь на желаемую норму прибыли, оценить эффективность каждой закупки и успешно вести торговый бизнес.
Конечная розничная цена товара, включающая сумму отпускной цены и торговой наценки, определяется с учетом налога на добавленную стоимость. Цены таких товаров, как пиво, винно-водочные и табачные изделия содержат также налог с продаж, который торговые организации перечисляют в местные бюджеты. Расчет конечной розничной цены с налогами на добавленную стоимость и с продаж осуществляется по формуле:
Цр.н. = [Цб.н (100 + Сндс) / 100] / (100 - Нп) * 100,(4)
где Цр.н - розничная цена с налогами на добавленную стоимость и с продаж, р.;
Цб.н - исходная розничная цена без налогов на добавленную стоимость и с продаж, р.;
Снп - ставка налога с продаж, %.
Торговые организации могут изменять свободные розничные цены с учетом конъюнктуры рынка. По товарам, которые не пользуются спросом из-за высоких цен или в результате сезонных колебаний спроса, производится уценка или снижение свободных розничных цен за счет торговых организаций. При согласовании конечных розничных цен уценка производится за счет изготовителя и торгового предприятия с распределением сумм уценки по соглашению сторон, а при недостижении согласия - поровну. При поставке предприятием-изготовителем товаров по ценам, не согласованным с торговыми предприятиями, уценка осуществляется за счет изготовителя.
Задача
Определить свободную отпускную цену предприятия методом прямого счета, если известно:
1) полная себестоимость изделия 1200 руб.;
2) норма прибыли 20 % к полной себестоимости продукции;
3) ставки налогов и отчислений, включаемые в отпускную цену представлены в Законе РБ о бюджете РБ.
Решение:
Выручка от реализации составит: 1200 руб. + 0,2*1200 руб. = 1440 руб.
Рассчитаем налоги и отчисления, включаемые в отпускную цену:
1) НДС по ставке 18 %
1440 руб. * 18 / 118 = 219,7 руб.
2) республиканский сбор (ставка 3 %)
1440 руб. * 0,03 = 43,2 руб.
3) целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды (ставка 1,15%)
1440 руб. * 0,0115 = 16,56 руб.
Свободная отпускная цена будет равна:
1440 руб. - 219,7 руб. - 43,2 руб. - 16,56 руб. = 1160,54 руб.
Список использованных источников
1. Полещук И. И., Терешина В. В. Ценообразование. Минск: БГЭУ, 2001 г.
2. Полещук И. И. Ценообразование и маркетинг. Москва: "Мисанта", 1997 г.
3. Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование. Москва: БЕК, 1997 г.
4. Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. Москва: ИНФРА-М, 1996 г.
5. Ценообразование и рынок. Под редакцией Пунина Е. И., Рычкова С. Б. Москва: Прогресс, 1992 г.