Экономическое значение "Нового Курса" Рузвельта
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина
отделение национальная экономика
Курсовая работа
на тему:
Экономическое значение «Нового курса» Ф.Рузвельта.
Выполнила:
студентка 1 курса Б
Бойко С.Ю.
Проверил:
научный руководитель
доктор исторических наук
Демидов С.В.
Рязань 2005
План.
1. Введение
2. США и мировой экономический кризис
2.1. Причины кризиса
2.2. Крах процветания
2.3. Народ против кризиса
3. Франклин Рузвельт
4. "Новый курс"
4.1. I этап «Нового курса»
4.1.1. Основные концепции и ход реформирования
4.1.2. Важнейшие решения в области регулирования банковской деятельности и денежной сферы
4.1.3. Мероприятия в промышленной сфере
4.1.4. Мероприятия в области социальной политики
4.2. II этап «Нового курса»
5. Массы на подъеме. «Обвал» 1936 года
6. Итоги «Нового курса»
7. Значение «Нового курса»
8. Заключение
Список используемой литературы
Введение.
В течение того времени, которые отделяют нас от периода Нового курса Ф. Рузвельта, оценка его роли в истории Соединенных Штатов все время была и остается до сих пор предметом ожесточенной идейной борьбы различных социально-политических групп американского общества. И это не случайно: реформы, проведенные администрацией Ф. Рузвельта в 30-х годах, стали крупнейшим рубежом в истории США в XX веке, определили преобладающую тенденцию в эволюции социально-экономической и политической структуры современного общества.
Острая борьба по вопросу об оценке реформ Нового курса развернулась и в американской исторической науке. Ведущее место в историографии Нового курса Ф. Рузвельта занимают историки неолиберального направления, сложившегося в США после второй мировой войны. В своей концепции они исходят из того, что историческое развитие Америки идет по пути неуклонного развития и расширения либеральной традиции и прогрессивного приспособления капитализма к потребностям общественного развития. Одно из центральных мест в этом процессе они как раз и отводят Новому курсу .
Концепция неолиберальной историографии не раз подвергалась острой критике в трудах историков консервативного направления, выступавших с негативной оценкой рузвельтовской политики, которая, вызвав резкое усиление регулирующей роли государства, нарушила, по их мнению, глубокие исторические традиции США, основанные на индивидуалистической идеологии. С другой стороны, против оценок неолиберальной историографии в 60-70-х годах выступила группа историков радикального направления, которые, порой не без основания указывая на ограниченность ряда реформ Нового курса, в то же время отрицали его позитивные стороны и давали в целом негативную оценку деятельности 32-го президента США. Острая борьба различных направлений в американской историографии Нового курса продолжается и в настоящее время.
Исход этой идейно-политической борьбы чрезвычайно важен не только для Соединенных Штатов и других высокоразвитых стран Запада, но и для современной России, перед которой со всей остротой стоит сейчас проблема выбора путей дальнейшего развития. Вот почему вопрос о происхождении, характере и содержании реформ Нового курса Ф. Рузвельта, о том, какие изменения внес он в структуру американского общества, и в наши дни является одним из актуальнейших проблем политической жизни и историографии.
В отечественной российской историографии за последние несколько десятилетий создан ряд ценных научных трудов, посвященных анализу Нового курса Ф. Рузвельта. Однако вплоть до конца 80-х годов в трудах российских ученых по новейшей истории, в том числе и по проблемам Нового курса Ф. Рузвельта, сохранялось немало догматических положений, прочно вошедших в марксистскую историографию. Особенно негативным было влияние пресловутой теории общего кризиса капитализма, руководствуясь которой отечественные историки, как правило, делали вывод о невозможности успешного решения социальных проблем в условиях капитализма, а значит, и о невозможности его прогрессивного приспособления к потребностям общественного развития.
В настоящее время в российской историографии идет прогрессивный процесс критической переоценки укоренившихся догматических концепций истории США. Это относится и к истории Нового курса. Правда, иногда попытки такой переоценки ведут к “перехлестам” в противоположном направлении, к явной идеализации Ф. Рузвельта и его политики, к изображению его как выразителя народных интересов и принципиального борца против монополий. Все это делает еще более актуальной задачу рассмотрения указанного периода истории американского права. Именно этому и посвящена данная работа.
США и мировой экономический кризис.
Причины кризиса.
Первые признаки приближающейся катастрофы появились еще в 1926 году, когда впервые сократилось новое строительство и выпуск строительных материалов. Упал объем закупок потребителями. Выяснилось, что рынок опасно «перенасыщен». Дельцы и пресса продолжали рекламировать процветание и люди верили им, хотя дальновидные бизнесмены тайком начали распродажу сомнительных акций. И не зря. 21 октября 1929 года на фондовой бирже неожиданно произошел сильный «сброс»- цены на акции ряда преуспевающих корпораций необъяснимо упали. Через три дня «сброс» повторился, было продано невероятное число акций- 13 млн. Рекорд продаж был поставлен 29 октября. За первые полчаса работы биржи было продано более 3 млн. акций, а за весь день - 16,4 млн. по бросовым ценам. Два дня бушевала биржевая паника, в которой исчезло ценностей на 30 млрд. дол. «Черный вторник»- 29 октября 1929 года оказался началом мирового экономического кризиса небывалой в истории капитализма продолжительности и разрушительной силы.
Впервые кризис охватил весь капиталистический мир и затронул одновременно все сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, торговлю, финансы. Мировое капиталистическое хозяйство подверглось удару колоссальной силы, почти наполовину сократившему объем производства. Небывалыми были глубина и острота кризиса, его социальные последствия, политические изменения. Только СССР не был поражен кризисом. У него тоже были большие трудности в экономике, но они не носили характера циклического кризиса. Б.Д.Козенко, Г.Н.Севостьянов., История США. Самара, 1994. с.212
Биржевой крах не был причиной кризиса. В его основе лежало объективное и закономерное развитие капитализма, суть которого состояла в том, что экономика развивалась циклами: от кризиса через депрессию и подъем к новому кризису. Мальков В.Л. “Новый курс” в США. Социальные движения и социальная политика. М., 1973. с.189
Кризис, который поразил капиталистический мир в 1929-1932 гг., был именно таким циклическим кризисом. Особые исторические условия развития капитализма обусловили его страшную силу. Кризис, начавшийся в 1913-1914 гг., был «задавлен» мировой войной. кризис 1920-1921 гг. был остановлен ненормальным спросом послевоенного мира на все потребительские товары. Капиталисты всех стран стремились удовлетворить этот спрос и получить прибыль. Свою роль сыграло значительное пополнение ассортимента товаров и услуг после войны (автомобиль, радио, бытовые приборы, новые ткани и пр.). Ничем не ограниченное производство мирового капитализма бешено понеслось вперед. Предприниматели не видели, или н6е хотели видеть, как стремительно раздвигались «ножницы» между спросом и предложением. Отрицательную роль играли банковская и биржевая спекуляции, создававшие особый азарт, при котором исчезала всякая осторожность в делах. Монополии, установив монопольные цены, сдерживали рост доходов и потребления. Монополисты скрывали первые «звонки» кризиса, создавая в корыстных целях впечатление полного благополучия. Кризис уже начался, а Г.Форд, герой и символ процветания, уверял, что «сегодня дела идут даже лучше, чем вчера». Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. М., 1988. с. 150
Глубине кризиса способствовала и политика республиканского правительства. Гувер и Мэллон были сторонниками «твердого индивидуализма». Их философия требовала свободного, ничем не ограниченного развития экономики, которая якобы сама «излечивает» свои раны и предупреждает кризис. По их мнению, отношения в мире бизнеса, а также между рабочими и нанимателями их труда не должны были подвергаться никакому контролю. Свою задачу правительство видело в создании благоприятных условий для бизнеса, особенно монополий. Снижались налоги с их доходов, повышались ввозные пошлины, а требования фермеров и рабочих улучшить их условия жизни отвергались как покушение на свободу предпринимательства. Всячески поощрялся индивидуализм, стяжательство, слепая погоня за прибылью.
Таким образом, объективные законы капитализма и политика государства совпали. Результатом этого был особо разрушительный и долговременный экономический кризис. А.И.Уткин., Рузвельт. М., 2000. с. 137
Крах процветания.
Кризис начался в США раньше, чем во всех остальных капиталистических странах и ударил по Америке с невероятной силой. Он поразил все отрасли американской экономики. Своей глубины кризис достиг в США летом 1932 года. Экономика страны оказалась отброшенной на уровень 1905-1906 гг. Общий объем производства упал более чем вдвое. Добыча угля сократилась на 42%, выплавка чугуна - на 79%, стали - на 76%, производство автомобилей - на 80%. За годы кризиса (1929-1932) национальный доход уменьшился с 81 до 41 млрд. дол. Шло массовое закрытие предприятий, росло число коммерческих и банковских крахов. Разорилось более 110 тыс. компаний и 4,6 тыс. банков, 900 тыс. ферм. Число безработных поднялось до 16-17 млн. человек, положение народа катастрофически ухудшилось. Миллионы безработных не могли прокормить свои семьи. Люди безнадежно искали работу, неделями стояли в очередях на бирже труда, соглашаясь на самую грязную или опасную работу, чтобы хоть как-нибудь прокормить себя и семью. Теряя человеческое достоинство, взрослые, здоровые, сильные люди, опустив от стыда глаза, принимали подачки благотворительных организаций или стояли в очередях за бесплатной едой и местом в переполненные ночлежки. Большое число семей за неуплату долгов было выселено из квартир и домов и ночевало в сараях, гаражах, на скамейках парков, завернувшись в «гуверовские одеяла» - старые газеты. На окраинах выросли целые поселки бездомных людей. Они жили в жалких лачугах, сделанных из старых ящиков, досок, обрывков жести и фанеры. Американцы прозвали эти поселки «гувервиллами». В поисках еды безработные и их семьи рылись в мусорных баках у богатых ресторанов, на свалках, ели гнилые овощи и продукты. Без молока и хорошей пищи дети безработных постоянно болели. Возросла детская смертность. Типичным было положение в угольных районах. Корреспондент «Нью-Йорк Таймс» сообщал, что дети там ходят в школу голодными, а большинство вообще не ходят, так как у них нет ни сил, ни одежды, ни обуви. Родители не могут купить им учебники и еду. Дети, просящие милостыню, стали общепринятым явлением. К 1932 году в стране закрылось 2600 школ - некому было ходить в них. Десятки тысяч семей, собрав пожитки, бродили по стране в поисках работы и куска хлеба. Насчитывалось более миллиона бродяг. Болезни, ранняя смертность, преступления на почве голода вошли в жизнь простых людей. Многие совершали мелкие преступления, чтобы попасть в тюрьму, где была еда и крыша над головой. Кроме страданий физических, многие американцы испытывали моральные мучения. Трудовой человек в стране, где работа, труд были культом, а содержание семьи работающим - правилом, оставшись без работы, терял уважение окружающих и свое собственное. Мучительный стыд преследовал его. Некоторые кончали жизнь самоубийством или бросали семьи и скитались в надежде что-то заработать. Никто, кроме «Армии спасения», других благотворительных религиозных и частных организаций, не помогал людям, попавшим в беду. Государственная система помощи безработным отсутствовала. Тяжело было и тем, кто еще сохранил работу. Условия труда ухудшились, заработки сократились, произвол хозяев увеличился. Рабочие боялись бастовать из страха лишиться работы. Правительство же заботилось только о спасении бизнеса.
Администрация Гувера оказалась не готовой к кризису и его бедствиям. Требовались смелые и быстрые меры помощи народу, а Гувер медлил, все еще верил в самоизлечение капитализма, не видя подлинных масштабов и причин катастрофы. В самый разгар кризиса президент США стал прочить скорое наступление эпохи «величайшего процветания». Он уверял, что бизнес тверд и ему не хватает только свободных денег. Гувер призывал банкиров открыть кредиты, предпринимателей - не увольнять рабочих, фермеров - добровольно сократить производство. Чтобы «подтолкнуть» промышленность, были вновь сокращены налоги с капитала и в 1930 году введен самый высокий запретительный тариф, закрывший Америку от иностранных товаров. В ответ другие страны закрыли свои рынки от Америки. Конгресс, где с выборов 1930 года было большинство у демократов, требовал направить на борьбу с кризисом не менее 40 млрд. дол. Гувер рискнул выделить всего 800 млн. дол. на строительство плотины на р.Колорадо. Зато более 8 млрд.дол. пошло крупным корпорациям на расширение производства. Была образована Реконструктивная финансовая корпорация (РФК) с капиталом в 3,5 млрд.дол. для спасения от банкротства крупных фирм. В тех же целях фермерам отпустили 500 млн.дол. Гувер избегал прямого вмешательства федерального правительства в экономику, пытался активизировать деятельность местных властей. Помощь государства, говорил он, ослабит самоуважение и инициативу американцев, а выплаты безработным и голодным унизят их. Желая укрепить доллар, Гувер держался за золотой стандарт, что сделало товары из США в условиях девальвации валют других стран самым дорогими и не конкурентоспособными. Он упорно добивался невозможного, а именно уплаты Европой военных долгов, и с большим трудом согласился на их отсрочку (мораторий). Негибкая и несмелая политика администрации республиканцев не могла смягчить кризис и тем более помочь бедствующим массам. Тогда народ попытался помочь себе сам. Б.Д.Козенко, Г.Н.Севостьянов., История США. Самара, 1994. с. 214-217
Народ против кризиса.
Страдающие массы, возмущенные фактическим бездействием правительства, стали подниматься на свою защиту. Стихийно собирались митинги и собрания, проходили демонстрации. Безработные собирались у зданий. где размещались власти, и требовали помощи. Против них высылали полицию и национальную гвардию, которые разгоняли собравшихся, даже стреляли в них. Движение безработных стало приобретать все большие масштабы. В июле 1930 года в Чикаго прошел Национальный съезд безработных, который потребовал создания государственной системы помощи тем, кто остался без куска хлеба. В разных городах прошли «походы безработных». В декабре 1931 года такой поход достиг Вашингтона, но полиция не пустила его участников к Конгрессу и разогнала их. Самым драматическим событием этих лет стал поход ветеранов мировой войны. Около 17 тыс. ветеранов с семьями отправились в Вашингтон, чтобы получить полную оплату бонусов - денежного вознаграждения, обещанного им за потери в заработках и доходах, вызванных призывом в армию. Бонус был определен в 500 дол. каждому, на выдавали лишь по 30 дол. Желая получить все сполна, ветераны организовали отряд, назвав его «Бонусные экспедиционные силы» (экспедиционными силами назывались американские войска в Европе в 1917-1979 гг.). Поход возглавил Уолтер Уолтерс. Но в Конгресс и в Белый дом ветеранов не впустили. Никто к ним не вышел. Они утроили пикетирование этих зданий, организовав молчаливый «поход смерти». Власти пообещали оплатить ветеранам дорогу, если они уйдут из Вашингтона. Большинство согласилось, но около 2 тыс. человек остались и основали в пригороде палаточный лагерь, продолжая требовать своего. Тогда Главнокомандующий вооруженными силами, он же президент Гувер, приказал начальнику штаба армии генералу Д.Макартуру выгнать ветеранов. 28 июля 1932 г. пехота, кавалерия, танки начали наступление на их лагерь. Был пущен слезоточивый газ, палатки разгромлены и сожжены. Ветеранов разогнали. Пострадало более тысячи человек, среди них были дети. От газа задохнулся 11-месячный ребенок одного из ветеранов. Таким образом, порядок был восстановлен, однако походы бездомных и безработных продолжались в течение всего 1932-го и в начале следующего года. Б.Д.Козенко, Г.Н.Севостьянов., История США. Самара, 1994. с. 217-220
Одновременно развернулось движение фермеров. Возникали новые организации и вырабатывались новые требования. В ряде мест фермеры отказались продавать продукты по низким ценам и уничтожили урожай. В некоторых штатах распространилась своеобразная форма протеста фермеров. Они съезжались к месту продажи ферм за долги и, окружив чиновников молчаливой, суровой толпой, принуждали их продать ферму ее же хозяину за символическую цену в один доллар. В декабре 1932 года в Вашингтоне состоялась Национальная конференция помощи фермерам с участием представителей 26 штатов. Был создан Национальный фермерский комитет, который стал готовить фермерскую забастовку. Она была намечена на 13 мая 1933 г. В движение пришли и средние городские слои. Они судорожно искали выход из отчаянного положения, в которое их поставил кризис.
Некоторые из них стали думать, что необходимо насилие, чтобы исправить положение в стране. Они искали виновников бед и видели их в неграх, евреях и иммигрантах, якобы отнимающих у коренного населения заработок и доходы. Активизировался Ку-Клукс-Клан. Стали распространяться идеи германского и итальянского фашизма. Вскоре в Америке появилось до 100 фашистских организаций. За некоторыми из них стояла тайная гитлеровская агентура. Фашистские идеи разделяли крупные капиталисты. Разрабатывались фантастические планы «похода на Вашингтон» (по примеру похода Муссолини на Рим) и установления фашистской диктатуры.
С другой стороны, отмечалось «полевение» части рабочих и фермеров. На многих американцев производили сильное впечатление плановое хозяйство и отсутствие безработицы в СССР, социализму, собственной коммунистической партии. Она оживила свою деятельность, стала пополняться новыми членами.
Разумеется, ни фашизм, ни коммунизм не угрожали Америке. Слишком сильна и богата была буржуазия этой страны. Крепкими были ее политическое господство и влияние в массах. Сохраняли жизнестойкость буржуазная демократия и двухпартийная система. Их механизм не был подорван кризисом. сильны были и демократические традиции в американской народе. Но кризис продолжал терзать Америку, он ускорял развитие общественного сознания. Массы начинали терять веру в капитализм, в его способность решить возникшие проблемы. Народное возмущение росло с каждым днем. Джон Стейнбек, написавший роман о трагической жизни трудящихся в эти годы, очень точно и предупреждающе назвал его «Гроздья гнева». Надо было принимать срочные меры и как-то отвести народное недовольство. И опять за это дело взялась демократическая партия. Она повторила свой старый прием поглощения народного протеста во время очередной президентской кампании 1932 г. Кредер А.А., Американская буржуазия и «Новый курс». 1988. с. 45
Франклин Рузвельт.
Когда началась избирательная кампания, экономика США находилась на «дне кризиса». Народ был возбужден и требовал найти выход. Республиканцы предложили программу, в которой обещали принять меры, чтобы оживить экономику и улучшить положение. Как всегда, в их программе было много пустых обещаний, но в ряде позиций она повторяла рецепты, испытанные Вилсоном и отброшенные республиканскими лидерами. Однако программе не хватало энергии, решительности и масштабности. Съезд партии, как заметил один из участников, «был таким же веселым, как похороны», и выдвинул кандидатом в президенты Г.Гувера. Этим как бы подтверждалась правильность его политики. Экономикс: Макконнелл К.Р., Брю С.Л., М., Республика, 1992 г. с.89
Демократы собрались в Чикаго. Туда же, нарушая традицию, прилетел будущий кандидат в президенты. Съезд избрал его относительно единодушно. Этим кандидатом стал губернатор штата Нью-Йорк Франклин Делано Рузвельт, которого почти сразу же стали называть ФДР. Во многих отношениях это был незаурядный человек. Рузвельт родился в 1882 году в богатой нью-йоркской семье, находившейся в родстве с бывшим президентом Теодором Рузвельтом. Получив образование в Гарварде, Франклин устремился в политику. Он занял место помощника морского министра в администрации Вилсона, в этом качестве участвовал в мировой войне. В 1920 году был выдвинут кандидатом в вице-президенты. Проиграв выборы, Рузвельт спокойно отправился отдыхать. В августе 1921 г. он искупался в холодной воде и заболел полиомиелитом. У него на всю жизнь парализовало обе ноги. Казалось, карьера Рузвельта была окончена. Но Франклин решил вернуться в политику. Он приложил огромные страдания и, проявив железную волю, сумел подняться на ноги и ходить, правда опираясь на чью-нибудь руку. Большую часть времени он был все-таки вынужден сидеть или передвигаться в кресле на колесиках. Огромную помощь Франклину в это трудное время оказала его жена, Элеонора Рузвельт. Болезнь не была побеждена, но отступила. Рузвельт вернулся к политической деятельности и дважды побеждал на выборах губернатора Нью-Йорка. Теперь он претендовал на пост президента США. Было что-то символическое в том, что больной человек брался излечить больную страну. Рузвельт даже не имел четкого плана этого спасения. Он только понимал, что надо вселить уверенность в американцев и принять какие-то срочные и энергичные меры. Яковлев Н.Н. Франклин Рузвельт, человек и политик. Новое прочтение. М.,1981. с. 101 Демократы вовсю критиковали политику республиканцев. Делать это было нетрудно -- в стране насчитывалось около 16 млн. человек безработных. Программа Рузвельта была полна самых отчаянных обещаний: рабочим -- работу, голодным -- пищу, фермерам -- высокие цены на их продукцию, всем людям -- веру в будущее. Эту веру должна была внушить сама личность президента. Высокий (188 см. роста), с сильной шеей и торсом атлета, с ясными голубыми глазами и обаятельной улыбкой, всегда прямо державший голову и смело смотревший вперед, он производил впечатление человека уверенного и знающего, что он делает. Для американского избирателя в те дни это было крайне важно. Рузвельт внешне был прост, покладист, любил юмор, часто шутил, всегда сохранял присутствие духа. Он умел обращаться к народу и с успехом выступал по радио, чему способствовал крепкий, чистый и бодрый голос. Но главным было его стремление предпринять экстренные и нетрадиционные меры по изменению ситуации в стране. Именно это и привлекло поддержку большинства американцев. Многие еще доверяли республиканцем и голосовали за них по традиции. На выборах Гувер получил около 16 млн. голосов и 59 выборщиков, а Рузвельт -- 23 млн. и 472 выборщика. В руках демократов оказались обе палаты Конгресса. Такой победы они не одерживали со времен кануна Гражданской войны. А.И.Уткин., Рузвельт. М., 2000. с. 145
4 марта 1933 г. стояла дождливая, ветреная погода. Было холодно и мрачно. В этот день Рузвельт принес присягу в качестве 32-го президента США. Он произнес речь, в которой объяснил кризис упрямством и неспособностью «ростовщиков», «менял», которые, потерпев крах, «сбежали из храма». Теперь ФДР брался навести в нем порядок, призвав американцев к жертвам и дисциплине. Он подчеркнул, что единственное, чего должны страшиться американцы, -- «это сам страх». Не очень конкретная, но оптимистическая речь вселила надежду. Рузвельт сформировал кабинет, по традиции представлявший регионы страны и фракции буржуазии, поддерживавшие его на выборах. Но были и неординарные назначения. Так, министром сельского хозяйства стал Генри Уоллес, сын республиканца, занимавшего этот же пост в прежних правительствах. Министром юстиции стал «Черный Гэрольд» Икес, известный сторонник социального законодательства. Впервые в истории страны министром труда стала женщина -- Флоренс Перкинс. Не менее важны были лица, составившие тесное окружение президента, его «мозговой трест». Он включал в себя ряд видных интеллектуалов -- профессоров Колумбийского университета А.Бейли-младшего, Р.Моли, Р.Тагвелла и др. Ближайшим советником стал бывший журналист Луи Хоу, а после его смерти -- известный деятель в области благотворительности Гарри Гопкинс. Были и другие помощники (С.Розенман, Т.Конкоран, Б. Коен). Помогла и жена Рузвельта -- Элеонора, взявшая на себя решение вопросов молодежи, женщин, негров.
I этап «Нового курса».
Основные концепции и ход реформирования.
В исследовательской литературе распространилось мнение, что Рузвельт был прагматиком, действовавшим по наитию, чуть ли не методом проб и ошибок, а его социальные эксперименты определялись требованиями дня, а не сознательно выбранными идеалами и целями. Но так ли это? Представляется, что практические меры Рузвельта чаще всего предварялись аналитическим обоснованием, шедшим от требований жизни, а не от догм. Рузвельт двигался по преобразовательной тропе вполне осознанно, и к концу его президентства новыми качествами наполнились не только либеральная политика, но и либеральная идеология.
Вслед за Джефферсоном и в традициях гуманизма Рузвельт ставил права американцев на жизнь, свободу, стремление к счастью выше права свободного распоряжения собственностью. Чуждый идее упразднения классов и классовых различий, Рузвельт верил в возможность их сплочения вокруг национального государства с помощью лозунгов борьбы с привилегиями меньшинства и обслуживания правительством интересов большинства. Экономическая история: Учебное пособие/ В.Г. Сарычев, А.А. Успенский, В.Т. Чунтулов- М., Высшая школа, 1985 г. с. 45
Отношение Рузвельта к высшим слоям общества, монополиям было весьма противоречивым, но, как правило, критическим. Уже во время президентской кампании 1932 г. Рузвельт недвусмысленно возложил ответственность за экономический кризис на монополии, эту “экономическую олигархию”, которая сконцентрировала в своих руках более половины производственных мощностей нации, утвердила максимально высокие, недоступные большинству народа цены на товары, следствием чего были кризис перепроизводства, остановка предприятий, безработица, нищета. И уже в 1932 г. Рузвельт много размышлял о реальных антимонополистических мерах, которые призваны были спасти индивидуализм, конкуренцию, право каждого американца, а не только элиты на частную собственность и утвердить всеобщее благоденствие. А.И.Уткин., Рузвельт. М., 2000. с. 145
Важным мотивом идеологии и практики Нового курса с самого начала был поворот лицом к “забытому человеку”: после 1935 г. этот мотив вообще вышел на ведущее место. Кого включал Рузвельт в понятие “забытых людей”? Фактически десятки миллионов простых американцев: тех, кто не имел работы, достаточных средств для сносного существования, крыши над головой. Эти американцы, по утверждению Рузвельта, составляли не менее одной трети нации. Отсюда следовал призыв к простым американцам: поддержите реформы, проводимые “сверху” в интересах “забытого человека”, давлением “снизу”, ибо только это и может гарантировать успех. Призыв к народу был услышан, что способствовало складыванию в ходе Нового курса широкой либерально-демократической коалиции, которую поддерживали не только немонополистическая буржуазия, но также фермерство и рабочий класс.
Появление Нового курса было вызвано множеством причин. Безусловно, первоочередную роль сыграли факторы экономического и социального характера - небывалое падение производства, громадный скачок безработицы, потеря доверия к финансовым институтам и т.п. Вместе с тем события в мире в то время развивались таким образом, что, по мнению американских специалистов 30-ых годов, нельзя было полностью отбрасывать угрозу какого-то повторения на американской земле варианта итальянского или германского фашизма или советского социализма. Во всяком случае, зигзаги истории таковы, что и фашизм, и социализм оказались альтернативным решением проблем того периода в отдельных странах. Государство и управление в США.- М.: Мысль. 1985. с.89
Доминировавшее в то время в западной экономической науке представление о всесилии "невидимой руки" в рыночной экономике также не способствовало подготовке теоретической платформы Нового курса. Скорее, наоборот. Поэтому не случайно в команде Ф. Рузвельта оказалось не меньше практиков - банкиров, юристов, бизнесменов, менеджеров, чем людей из университетов и исследовательских центров. Главная задача была - действовать, не откладывать принятие решений, не загонять "болезнь" внутрь, а дать глоток свежего воздуха задыхающейся экономике. Теория "невидимой руки" сказалась и на американской Конституции, и на американском хозяйственном законодательстве в целом. Получилось так, что нетрадиционные подходы правительства к решению экономических и социальных проблем могли оказаться выходящими за рамки законов и Конституции. Иначе говоря, масштабность и глубина вставших перед страной проблем не вмещались в существовавшее правовое пространство, ибо последнее формировалось при иных исторических обстоятельствах и предпосылках. В этих условиях автору Нового курса потребовалось немало мужества, чтобы убедить американский конгресс предоставить ему чрезвычайные полномочия. Именно таким образом Рузвельту удалось разрубить заколдованный круг между конституционными ограничениями и требованиями реальной жизни.
Как показала историческая практика, предпосылки программы Рузвельта превратились затем в реальные меры Нового курса. Причем впоследствии принятие любого акта обязательно сопровождалось утверждением соответствующего механизма и соответствующей структуры по реализации намеченных дел. Ни один акт Нового курса не оказался принятым лишь для "галочки", для "сохранения" политического лица. Эффективность и действенность различных аспектов экономической политики Рузвельта не могла быть одинаковой. Но причины этого лежали не в организации проведения реформ Нового курса. Кредер А.А., Американская буржуазия и «Новый курс». 1988.
Ключевые элементы Нового курса. Поставив в центр правительственной политики задачу поддержания предпринимательской активности, Рузвельт предложил целый комплекс мер активного влияния на экономику. Основными в экономической системе Нового курса являлись следующие мероприятия:
* оказание поддержки финансово-банковской системе и промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и субсидий;
* стимулирование частных инвестиций при помощи налоговых льгот;
* стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и допущения усиления инфляционных тенденций;
* принудительное картелирование промышленных предприятий;
* государственное регулирование уровня промышленного производства;
* введение отраслевых "кодексов честной конкуренции", определявших единую политику цен, фиксировавших размеры производства, распределявших рынки сбыта, рекомендующий уровень заработной платы.
Примечательны масштабы и насыщенность мер, предпринятых Рузвельтом уже в первые 100 дней его президентства. За период с марта по июнь 1933 года он направил конгрессу 15 посланий и ввел в действие 15 законов, которые стали базой дальнейшего развертывания процесса преодоления кризиса и оздоровления экономики США.
В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный с 1933 до 1935 гг. и второй этап -- с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево.
Рассмотрим основные мероприятия «Нового курса». Б.Д.Козенко, Г.Н.Севостьянов., История США. Самара, 1994. с.225
Важнейшие решения в области регулирования банковской деятельности и денежной сферы
Рузвельт не случайно начал свои реформы с банковско-финансовой сферы. В рыночной экономике финансовая система выполняет одновременно роль и кровеносной и нервной систем хозяйства. Так случилось, что первым актом сразу после вступления в должность президента США 4 марта 1933 г. Рузвельт отреагировал на банковскую панику и тем самым его Новый курс начался с реформирования финансовой системы вообще и банковского дела в частности. Вместе с тем новые законы и другие акты в сфере финансовой системы призваны были создать необходимые условия для вывода из кризиса промышленного и сельскохозяйственного производства.
С первых же дней реализации Нового курса был принят ряд мер для оздоровления денежной системы США. Опираясь на чрезвычайные полномочия, предоставленные ему конгрессом, президент незамедлительно подписал закон, запрещающий вывоз и частную тезаврацию золота. Через месяц, 5 апреля, он издал приказ об обязательной сдаче резервным банкам золотых запасов на сумму свыше 100 долларов всеми гражданами США. Одновременно был разрешен выпуск новых денег без золотого обеспечения.
Важным направлением деятельности правительства Ф. Рузвельта стала борьба за повышение цен - своего рода либерализация цен по-американски. В 1929-1932 гг., несмотря на высокую степень монополизации американской экономики, цены все же заметно упали, усиливая депрессивные тенденции. Падение цен привело к резкому росту задолженности поставщикам вследствие нехватки денежной выручки. Сенатская комиссия по делам банков сообщала, что в 1929 г. общая внутренняя задолженность в США составляла 56% национального богатства, а в 1932 г. - 80%. За время кризиса национальный доход США сократился наполовину.
Повышение цен рассматривалось администрацией Рузвельта в качестве предпосылки для оживления хозяйственной конъюнктуры. В сложившейся ситуации некоторое увеличение инфляции в США действительно стимулировало выход из затянувшейся депрессии, способствовало росту деловой активности. Для укрепления американской валюты в 1933 г была проведена девальвация доллара. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учеб пособие/ А.Н. Маркова, Н.С. Кривцова, А.С. Квасов и др.; Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. с. 173
Важным направлением Нового курса стало спасение банковской сферы экономики. Вера в стабильность банковской системы США настолько пошатнулась, что Рузвельт вполне мог национализировать всю банковскую систему США. Но он не национализировал, а старался с помощью государственных кредитов спасти от банкротства большую часть банков. Спасая банковскую систему, Рузвельт вместе с тем усилил государственное регулирование банковской сферы с целью укрепления ее надежности.
Важнейшие решения, принятые администрацией Рузвельта уже в первые недели и в течение последующего времени ее действия, создали в США систему регулирования банковской деятельности и рынка ценных бумаг, которая в основных чертах сохранилась до настоящего времени. В числе этих решений важное место занимает закон о банковской деятельности, принятый в 1933г.
Закон о банковской деятельности представлял собой первый всеобъемлющий свод норм банковской деятельности. Важной его частью явились положения о создании Федеральной корпорации страхования депозитов. Закон предусматривал федеральное страхование депозитов для всех банков - для национальных банков это страхование стало обязательным, а для банков штатов оно осталось добровольным. ФКСД осуществляет не только страхование, но и ряд регулятивных и контрольных функций. К началу 1934 г. уже около 80% всех банков США застраховали свои депозиты. Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. долл. подлежат страхованию на 100%, от 10 до 50 тыс. долл. - на 75%, а свыше 50 тыс. долл. - на 50%. В настоящее время эти нормативы, естественно, скорректированы.
Закон о банковской деятельности повысил потолок капитала, запретил выплату процентов по депозитам до востребования и ввел ряд других ограничений. В частности, этим законом вводилась соответствующая поправка к Закону о Федеральной резервной системе, согласно которой ограничивались сделки между банками и присоединенными компаниями. Экономикс: Макконнелл К.Р., Брю С.Л., М., Республика, 1992 г. с. 105
Четыре параграфа закона о банковской деятельности 1933 г. в совокупности представляли собой закон Гласса-Стигала. Эти параграфы предусматривали разделение коммерческой и инвестиционной банковской деятельности. Таким образом стремились устранить конфликт интересов, существовавший в деятельности банка. Суть конфликта в том, что банк одновременно мог выступать и кредитором корпораций, и владельцем их акций. Это создавало почву для необоснованного кредитования корпорации банком с целью поддержания курса ее акций и других действий, наносящих ущерб интересам иных вкладчиков банка. Закон Гласса-Стигала ограничивал перечень операций с ценными бумагами, которыми могут заниматься банки, ограничивал практику создания филиалов, занимающихся ценными бумагами в рамках банковских холдингов, запрещал фирмам, ведущим операции с ценными бумагами, привлекать депозиты и осуществлять выплаты по чековым, сберегательным книжкам, другим обязательствам. Наконец, этот закон запрещал работникам, директорам и должностным лицам банков быть работниками, директорами или должностными лицами фирм, занимающихся инвестиционной деятельностью, за исключением случаев, оформленных специальным разрешением Совета управляющих ФРС. Государство и управление в США.- М.: Мысль. 1985. с. 123
Другая важная мера в этой сфере - принятый в 1933 г закон о ссудах владельцам жилья. Закон предусмотрел содержание уставов федеральных ссудно-сберегательных учреждений для обеспечения финансирования жилья, меры по рефинансированию ипотечных закладных. Этим законом устанавливалось федеральное страхование ссуд и сбережений на финансирование жилья в Федеральной корпорации по страхованию депозитов. Предусматривалось также регулирование деятельности ссудно-сберегательных учреждений Советом Федерального банка жилищных ссуд и Федеральной системой банков жилищных ссуд.
О действенности и предусмотрительности закона о банковской деятельности 1933 г., в который в 1935 г. были внесены некоторые поправки, свидетельствует то, что следующий закон, направленный на регулирование деятельности банков, был принят почти через четверть века - в 1956 году.
Рассматривая меры администрации Рузвельта по регулированию рынка ценных бумаг, следует также отметить, что они стали фундаментом системы государственного регулирования этого рынка. Это прежде всего относится к принятому в 1933 г закону о ценных бумагах, который был первым краеугольным камнем этой системы. Закон был призван создать условия, при которых всем участникам фондового рынка в равной степени обеспечивается гарантированный доступ к важной и объективной информации, позволяющей им обоснованно принимать инвестиционные решения и при которых предотвращается возможность намеренного введения вкладчиков в заблуждение. А.И.Уткин., Рузвельт. М., 2000. с. 129
В развитие этого закона в 1934 г. был принят закон об обращении ценных бумаг, на основе которого была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам, начавшая свою деятельность с 2 июля 1934 года. Комиссия была наделена широкими полномочиями по регулированию рынка ценных бумаг. В числе этих полномочий - регистрация выпусков ценных бумаг. В соответствии с законом о ценных бумагах все ценные бумаги должны быть зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам и биржам перед тем как они могут быть предложены или проданы общественности. Кроме того, потенциальный покупатель ценных бумаг, как правило, должен получить документ, содержащий всю необходимую информацию относительно финансового положения и перспектив компании, выпускающей ценные бумаги, чтобы у инвестора была возможность оценить целесообразность капиталовложений в компанию. Исключения из этого требования очень невелики и также строго оговорены в нормативных актах.
В соответствии с законом о ценных бумагах, регистрации подлежат не только ценные бумаги эмитентов, находящихся под юрисдикцией США, но и ценные бумаги любых иностранных эмитентов, обращающиеся на территории страны. Комиссия должна осуществлять проверку полноты отражения в представляемых эмитентом документах всех ключевых данных о его деятельности. Комиссия не имеет права выражать свое одобрение или неодобрение выпуска ценных бумаг. Но в случае возникновения иска к эмитенту Комиссия представляет все необходимые данные в суд и выступает в нем в качестве представителя государства.
Факт регистрации ценных бумаг в Комиссии не может служить гарантией достоверности данных, отражаемых эмитентом в представленных в Комиссию документах. Однако законодательство о ценных бумагах предусматривает запрет на публикацию эмитентами данных, способных ввести в заблуждение вкладчиков и серьезную ответственность, включая уголовную, за нарушение этого запрета. Инвесторы, понесшие убытки в связи с неполным или неточным раскрытием информации о приобретенных ими ценных бумагах, имеют право на возмещение потерь в случае, если смогут в судебном порядке доказать свои обвинения. При этом ответственность за неполное или неточное раскрытие информации несут: компания-эмитент, ее директора и ответственные должностные лица, организации, размещающие и продающие ценные бумаги, а также их сотрудники.
Закон об обращении ценных бумаг от 1934 г. Обеспечивает выполнение принципа раскрытия информации применительно к ценным бумагам, зарегистрированным на фондовых биржах США. В 1964 г. К этому закону были приняты поправки, предусматривающие распространение его требований на незарегистрированные ценные бумаги. Регистрация осуществляется в Комиссии по ценным бумагам и биржам, которая осуществляет свои функции также в отношении этих ценных бумаг.
Закон 1935 г. о государственных холдинг-компаниях обязывал Конгресс и Комиссию по ценным бумагам и биржам провести анализ деятельности инвестиционных компаний и инвестиционных консультантов. Во исполнение этого закона проводилось несколько исследований, на основании которых в 1940 г. были приняты закон об инвестиционных компаниях и закон об инвестиционных консультантах. Закон об инвестиционных консультантах, принятый в 1940 г., требует, чтобы лица или фирмы, получающие вознаграждения за оказание консультаций по вопросам инвестиций в ценные бумаги, были зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам и биржам и соблюдали законодательные нормы, направленные на защиту интересов инвесторов. Кредер А.А. Американская буржуазия и “новый курс”, 1933-1940. Саратов, 1988. с.104
Закон о контрактах между держателями акций и выпускающими их компаниями, принятый в 1939 г., стал следующим шагом в регулировании рынка ценных бумаг. Этот закон распространяется на ценные бумаги, выпускаемые по контрактам на сумму более 7 млн. долл. единовременно и предлагаемые для публичной продажи. Даже если эти бумаги зарегистрированы в соответствии с законом о ценных бумагах, они не могут быть предложены публике, если контракт на их выпуск не соответствует ряду специальных положений, установленных законом о контрактах.
Таким образом, начатая в рамках политики Нового курса линия на регулирование деятельности фондового рынка, в основу которой был положен закон 1933 г о ценных бумагах, привел к созданию солидной правовой основы деятельности на рынке ценных бумаг США в виде совокупности специальных законов, принятых в последующий период и посвященных регулированию конкретных сфер фондового рынка. При этом законотворческий процесс соответствовал основным этапам становления фондового рынка. Галкин И.В., Тарасов А.А. Место административной реформы в преобразованиях периода “нового курса” 1930-х годов в США. // Вестник Московского ун-та. Серия 8. История. 1992, N4.
Мероприятия в промышленной сфере
Центральное место в мероприятиях «Нового курса» от-водилось проблеме восстановления промышленности. Этапы:
1)В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов -- закон о восстановлении национальной промышлен-ности (НИРА). Для его проведения была создана Админис-трация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономис-ты, деятели Американской федерации труда. Председате-лем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бой-котировало.
Закон о восстановлении промышленности вводил систе-му государственного регулирования этого подразделения эконо-мики. Он предусматри-вал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.
Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого пред-приятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация чле-нов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (ми-нимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законо-дательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкциониро-вала 746 кодексов, охвативших 99% американской индус-трии и торговли.
Сам Рузвельт придавал этому закону очень большое значение: «В историю закон о национальном промышлен-ном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важ-ное и далеко идущее законодательство, когда-либо приня-тое конгрессом».
Закон о восстановлении национальной промышленнос-ти вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений. Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабо-чими. Для предпринимателей имела значение отмена ан-титрестовского законодательства. В то же время профсо-юзы получали право на коллективную защиту. С целью добиться «классового мира», положить конец конкуренции за счет рабочих в пункте 7а «Кодекса честной конкурен-ции» за рабочими признавалось не только право объеди-нения в профессиональные союзы, но и заключения кол-лективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы. В то же время американские монополии не забывали о своих ин-тересах: они предписывали в кодексах фиксировать уро-вень зарплаты минимальным, а продолжительность рабо-чей недели -- максимальной. После введения таких кодек-сов общий уровень зарплаты снизился.
Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА следует рассматривать, хотя и принудительной, но удобной для американс-ких монополий формой картелирования.
Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и цен-трализацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производ-ство промышленной продукции резко пошло вверх. В це-лях предотвращения радикального развития «Нового кур-са» они создали специальную организацию «Лигу амери-канской свободы». Поэтому в 1935 г., когда президент Руз-вельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный со-циализм»; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополи-ями. В 1935 г. сторонников оказалось меньше, чем против-ников, и 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась. Б.Д.Козенко, Г.Н.Севостьянов., История США. Самара, 1994. с. 227-229
2)Второй важный закон -- закон о регулировании сельского хозяйства -- Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирова-ния сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодо-ления аграрного кризиса закон предусматривал меры по-вышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 -- 1914 гг. В их числе:
Сокращение посевных площадей и поголовья скота.
За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию, средства, которые мобилизовались засчет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры
существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля.
Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.
3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпус-тить на 3 млрд. долл. казначейских билетов, государствен-ных облигаций. В результате фермеры за 1933--1935 гг. полу-чили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.
Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, унич-тожили 1/4 всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения1. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом, удалось поддержать цены и улучшить положение в аграр-ном секторе -- доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справи-лись с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600 тыс.) разорились и были проданы с молотка. Меры, предусмот-ренные законом о регулировании сельского хозяйства, прежде всего затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет мало-плодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйствен-ных машин и удобрений, добиваясь повышения произво-дительности и увеличения получаемых продуктов. Льгот-ными кредитами могли пользоваться также конкуренто-способные фермы, не обремененные долгами. Крупные сель-скохозяйственные монополии и фермеры имели и большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому процесс кон-центрации земельной собственности усилился. А.И.Уткин., Рузвельт. М., 2000. с. 111
Б.Д.Козенко, Г.Н.Севостьянов., История США. Самара, 1994. с. 229
Мероприятия в области социальной политики.
Президент и Конгресс взялись за решение проблемы безработицы. Законом был создан Гражданский корпус консервации (по начальным буквам английского алфавита -- ССС). Все одинокие неработающие мужчины от 17 до 25 лет должны были трудиться в ССС. Они жили в палатках, работая под присмотром офицеров армии, проходя тут же начальную военную подготовку. Им платили 30 дол. в день, из которых 22 тут же отсылались родным. Они в основном были заняты строительством дорог, лесонасаждениями, разбивкой парков и т.п. Эти работы не имели первостепенной важности, но они дали возможность занять (до 1941 г.) более 3 млн. человек, выведя из городов легко возбудимых и недовольных жизнью молодых людей. Кроме ССС, была организована Администрация гражданских работ (СВА), которая в течение двух месяцев предоставила работу 4 млн.человек. Министерство внутренних дел руководило еще одной организацией -- Администрацией общественных работ(ПВА). Она получила 4 млрд. дол. на 34 тыс. проектов, над которыми трудились около 3 млн.человек. Строились дороги, мосты, аэродромы, гавани и т.п. В 1935 г. была создана Администрация работ по развитию (ВПА) под руководством Г.Гопкинса, который контролировал фактически все общественные работы. До 1941 г. ВПА сумела занять 8 млн.человек, в том числе многочисленных представителей творческой интеллигенции. На упреки, что он кормит бездельников, Гопкинс отвечал:»Голод не тема для дискуссий». ВПА потратила 5 млрд.дол. на строительство 600 аэродромов, 650 тыс. миль дорог, 110 тыс. школ, больниц, библиотек и прочих сооружений. Творческая интеллигенция получила работу по росписи государственных зданий, во вновь созданных оркестрах, театрах и т.п.
К числу мер по борьбе с безработицей относился закон о создании Управления долины Теннеси (ТВА), принятый в 1933г. Он предусматривал строительство ряда плотин и гидроэлектростанций на территории семи южных штатов. К недовольству местных энергетических компаний регион получил средства борьбы с наводнениями и дешевую электроэнергию. Возрос его экономический потенциал и были заняты многие безработные. Наконец, Конгресс принял закон о Федеральной администрации экстренной помощи (ФЕРА), по которому отпускалось 500 млн. дол. на организацию общественных работ местным властям и помощь продовольствием, одеждой одиноким старикам,, больным и инвалидам.
В 1933 г. и позже были приняты законы о других видах помощи. В частности, созданы органы по защите мелких домовладельцев, по электрификации ферм, государственному строительству жилья и др. Все они означали косвенное вмешательство государства в социально-экономические отношения, а частично -- и прямое, создавая в ряде случаев открытый вызов частному бизнесу. Одновременно эти виды бизнеса, особенно тресты и крупные банки, получали от государства огромные средства на активизацию своей деятельности. Это потребовало больших денежных затрат, и Конгресс под энергичным нажимом президента отошел от давней традиции демократов не увеличивать, а сокращать государственные расходы. Естественно, поднимать налоги и пошлины, чтобы получить эти средства, в условиях кризиса было невозможно, и тогда, следуя примеру Европы, правительство сознательно пошло на увеличение государственного долга. В 1932 г. он составлял 18,7 млрд.дол., а в 1938 г. -- уже 34 млрд.
Мероприятия «Нового курса» потребовали увеличения государственного аппарата, и его численность к концу 30-х годов удвоилось. Б.Д.Козенко, Г.Н.Севостьянов., История США. Самара, 1994.
II этап «Нового курса».
Усилия правительства Рузвельта принесли первые плоды. Были заметны признаки оживления экономики, разрядилась напряженность в обществе, ослабло давление народных масс. Этим воспользовались консервативные силы -- те элементы буржуазии разных слоев, которые испугались вмешательства государства в «частную жизнь бизнеса». Оказалось, что настроения «твердого индивидуализма» очень живучи. Их подогревал страх, вызванный успехами планового хозяйства в СССР. Всякие попытки организации экономики казались в этих кругах «социалистическим экспериментом». Пережив испуг во время кризиса, эти элементы при первом же улучшении ситуации в стране перешли в атаку. Их орудием стал Верховный суд США. Его члены в большинстве своем были назначены еще республиканскими президентами. Их средний возраст составлял 72 года. Они охотно подвергли ревизии новое законодательство. Государство и управление в США.- М.: Мысль. 1985.
В мае 1935 г. суд решил, что закон о НИРА противоречит Конституции страны на том основании, что он нарушает права штатов и ограничивает междуштатную торговлю. Закон был отменен в январе 1936 г. Верховный суд признал неконституционным ААА, так как Конгресс, приняв его, якобы вышел за рамки своих полномочий. Всего за период 1933-1936 гг. Верховный суд отверг таким способом 12 решений Конгресса и правительства, тогда как за все предыдущее свое существование с 1787 г. -- не более 60. Возмущенный Рузвельт начал «войну» с судом. Он попытался ослабить его, предложив дополнить его состав 6-ю новыми членами. Это было еще не виданное покушение на Конституцию, и даже многие сторонники ФДР не одобрили такого предложения. Конгресс отклонил его. В прессе усилились разговоры о «диктаторстве» президента. Рузвельт отступил. Правда, к 1945 г. ему удалось заменить все-таки 7 из 9 судей. Их средний возраст снизился до 57 лет. От прямой атаки на Верховный суд ФДР все же отказался. Президент, казалось, вообще охладел к новому законодательству, но вскоре предложил ряд новых мер. Инициатором их был рабочий класс.
В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился пово-рот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933--1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее ак-тивной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а осталь-ные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали юнионизации (образованию профсоюзов) даже в тех отраслях, где произвол пред-принимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщи-ков.
В результате широкого движения трудящихся прави-тельство Рузвельта на втором этапе осуществления «Ново-го курса» в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим заво-еванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера (по имени сенатора Р.Вагнера), билль ко-торого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость кол-лективной защиты рабочими своих интересов через про-фессиональные союзы и путем заключения с предприни-мателями коллективных договоров. За рабочими признава-лось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменя-лось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера -- «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабо-чему движению.
Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после за-кона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсион-ные фонды формировались из взносов трудящихся и пред-приятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавлива-лись едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих круп-ных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.
Рабочее законодательство 30-х гг. -- серьезный успех борьбы американских рабочих.
На втором этапе проведения «Нового курса» увеличи-лись масштабы общественных работ. Если на первом эта-пе на эти цели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. -- 4,9, а в 1938 г. -- еще 5 млрд. долл. Создана новая Адми-нистрация по реализации общественных работ, возглавля-емая Г.Гопкинсом. К началу 1936 г. общественными рабо-тами было занято 3,5 млн. человек.
В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского тру-да, на предприятиях федерального значения устанавлива-лись единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжи-тельности рабочей недели -- 44 часа.
На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяй-ствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось нега-тивными последствиями ряда засух и пыльных бурь, на-блюдавшихся в 30-е годы.
Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.
Массы -- на подъеме.
«Обвал» 1936 г. Положение самого президента к этому времени было нелегким. Борьба с Верховным судом не только не принесла ему лавров, а, напротив, увеличила число его врагов. Верховный суд занял гибкую позицию, подтвердив конституционность закона Вагнера и других мер «Второго нового курса». Ошибкой ФДР было проявление открытой враждебности к усиливающимся выступлениям рабочих. Он осудил «сидячие забастовки», очень холодно отнесся к предложениям поддержки со стороны КПП.
Между тем выросла серьезная угроза «справа», со стороны консервативных сил, которые решили дать президенту и его политике решительный отпор на выборах. Центром оппозиции стала республиканская партия. Она выдвинула кандидатом в президенты способного политика губернатора Канзаса А.Лендона, прозванного «канзасским Кулиджем». Его поддерживали многие богатые люди -- Р.Херст, Э.Меллон и др. Республиканцы вели избирательную кампанию под лозунгами:»Америка в опасности, спасем ее институты!» и «Против диктаторства Рузвельта!». Программа республиканцев критиковала "Новый курс" как нарушение американских традиций и предлагала ослабить государственное вмешательство в социально-экономическую сферу. Кредер А.А. Американская буржуазия и “новый курс”, 1933-1940. Саратов, 1988.
Против президента образовалась оппозиция даже в рядах его родной демократической партии. Ее представляла Лига свободы. Среди членов лиги были люди, обладавшие капиталами в миллионы долларов. Политическими вождями оппозиции стали Дж.Дэвис и «Ал»Смит. За ними шли многие бизнесмены, политики и часть населения, мало что получившая от «Нового курса».
Критики Рузвельта не стеснялись в выражениях. Они называли его пособником коммунистов и евреев, шарлатаном и т.п., обвинили во всех смертных грехах, вплоть до воровства марок из коллекций (ФДР всю жизнь увлекался коллекционированием марок). Распространялись грязные слухи о президенте, его семье и окружении. В антирузвельтовскую кампанию включилось большинство буржуазных газет.
Положение усугублялось тем, что нависла угроза отвлечения части избирателей из трудящихся слоев агитацией появившихся в то время популярных демагогов. Среди них наиболее опасным был Хью Лонг-- губернатор Луизианы. Этот малограмотный, но энергичный человек, красноречивый, искусный оратор очень нравился слушателям. Они прозвали его «зимородком», возможно за фиолетовые брюки и розовые галстуки, которые он любил надевать. но еще больше им нравилась его программа «Разделим наше богатство», по которой богачам из их капитала оставлялось по 5 млн. дол., а остальные деньги делились среди всех американцев. Лонг стал кумиром и диктатором в штате. Росла его популярность и в стране. Но осенью 1935 г. он был убит одним из обиженных им земляков. Лонг стал прообразом главного героя известного романа Р.Уоррена «Вся королевская рать». Экономикс: Макконнелл К.Р., Брю С.Л., М., Республика, 1992 г. с. 79
Реакционную позицию занимал и другой популярный демагог -- «радио-пастор» Ч.Кофлин. Католик из Детройта догадался использовать для проповедей радио. Считалось, что его слушали около 10 млн.человек, собравшихся для кампании своего любимца полмиллиона долларов. Он предлагал национализацию банков, предприятий общественного пользования и реакционные политические меры, которые побудили одну газету назвать его программу «Фашизм под крестом».
В Калифорнии внимание привлекало выступление Ф.Таунзенда. Он разработал внешне простой план, как покончить с кризисом и бедностью: Ф.Таунзенд предлагал давать каждому американцу старше 60 лет по 200 дол. в месяц, но с обязательным условием все потратить. Это должно было поднять уровень жизни и само производство. Все предлагавшиеся панацеи были невыполнимы. Часть их авторов хотела установления, по сути, диктаторских , полуфашистских порядков. Но в Америке, разбуженной кризисом и его последствиями, такие планы подкупали многих своей простотой и кажущейся быстротой выполнения. Особо заманчивым представлялись предложения уравнять доходы, ограничить богатство миллионеров и т.п. Эти идеи привлекали к себе внимание еще и потому, что положение в стране улучшалось медленно, и в год выборов число безработных составляло около 9-10 млн. человек. Рабочее движение продолжало расти, наметились крайне правые тенденции при усилении влияния коммунистов.
В этих условиях у демократов не было выбора. Они вновь выдвинули в президенты Рузвельта. На этот раз ФДР изменил тактику. Он объявил, что будет выступать не от партии, а как кандидат «всего народа». Демократам удалось объединить те силы, которые получили название «рузвельтовской коалиции». В нее вошли: профсоюзы, негры, впервые не по традиции голосовавшие за демократов, либеральная интеллигенция и буржуазия. Впоследствии эта коалиция выступала за демократов в течении почти 40 лет. Ряд крупных магнатов капитала поддержал Рузвельта, понимая, что это лучший выбор в трудное время. В своей кампании ФДР решительно отметал все, что могло быть связано с левыми, и особенно с коммунистами, которые поддерживали его социальную политику. «Я хочу спасти нашу капиталистическую систему», -- говорил он. На митингах Рузвельт часто спрашивал собравшихся: «Лучше ли вам, чем год назад?». В ответ толпа кричала «Да!». Президент подчеркивал достижения "Нового курса" и уверял, что его политика идет «чуть левее центра».
Выборы принесли демократам победу. За Рузвельта голосовало 27,7 млн. избирателей, а за республиканца Лэндона -- 16,6 млн. Лэндон получил голоса всего 8 выборщиков, а ФДР -- 523. подобного результата американская история не знала с 1820 г. Американцы зовут такую победу «лендслайд» - обвал. Это был личный триумф Рузвельта. А.И.Уткин., Рузвельт. М., 2000. с.115
Итоги «Нового курса».
Согласно принятой в 1933 году 20-й поправке к Конституции США новому президенту предлагалось вступить в должность не в марте, а 20 января следующего после выборов года. В этот день в 1937 г. в Вашингтоне снова пошел дождь. ФДР произнес инаугурационную речь, на этот раз менее запомнившуюся слушателям. Фактически он зашел в тупик в своей политике. Во второй половине 1937 г. начался новый экономический кризис. К следующему году производство сократилось примерно на 1/3. Особенно пострадали металлургия и автомобильная промышленность. Резко упали цены на продукцию фермеров. Уменьшился объем внутренней и внешней торговли. Число безработных повысилось до 11 млн. человек. Меры, предпринятые правительством по старым «рецептам»(премии за сокращение на 22% площадей под хлопок и др.), не приносили ожидаемого результата. положение масс ухудшилось. Профсоюзы требовали «оплатить» их голоса на выборах. Президент пытался провести через Конгресс ряд новых законов, улучшающих положение рабочих и фермеров, но чрезвычайная сессия Конгресса их не приняла. Вторых «ста дней» не получилось. Президент был склонен отступить, подвергаясь непрерывному давлению консервативного крыла буржуазии, но сохранялся размах массового рабочего и демократического движения. Президент снова пошел на реформы. преодолев собственные колебания, он поддержал закон Блэка и Коннори -- Закон о справедливых стандартах труда, принятый \конгрессом в июне 1938 года. Закон устанавливал максимальную рабочую неделю в 44 часа и минимальную почасовую ставку в 25 центов. По прошествии ряда лет эти цифры должны были составить соответственно 40 и 40. Устанавливалась высокая оплата сверхурочных, запрещался труд детей. Не все требования трудящихся, как считала профсоюзная пресса, были удовлетворены. Но в целом закон значительно улучшал условия труда и быта большей части работающих. Это было серьезное изменение в жизни рабочего класса. Кроме того, был принят закон «О помощи и восстановлении», общественные работы, и вскоре более 3 млн. безработных вернулись к труду. Эти и другие законы завершили «Новый курс».
С началом 1939 года перспективы Америки продолжали оставаться неясными. Президент был невесел, разочарован, поскольку очередной кризис подрывал веру в «Новый курс» и его творца. Между тем в Европе назревал вооруженный конфликт, который мог отвлечь внимание американцев от нерешенных проблем собственной жизни.
Так завершилась еще одна глава американской истории, пожалуй она из самых дискутируемых в исторической литературе. По-прежнему спорным остается вопрос о содержании, характере и значении «Нового курса» в жизни современных американцев: был ли «Новый курс» разновидностью фашизма, или же представлял собой один из вариантов «планового социализма». Каково же истинное значение «Нового курса»? Б.Д.Козенко, Г.Н.Севостьянов., История США. Самара, 1994. с.240-241
Значение «Нового курса».
В области экономики "Новый курс" ставил своей целью скорейшую ликвидацию кризиса и его последствий, а в отдаленной перспективе -- общее оздоровление всей экономической системы. Главным средством достижения этой цели стал разработанный под влиянием идей английского экономиста Дж.М.Кейнса метод «заправки насоса», т.е. «вливания» государственных средств в частную экономику в надежде оживить и толкнуть ее вперед, ограничив и смягчив «крайности» анархии и конкурентной борьбы. По данному методу была создана целая система временных и постоянных государственных органов, на создание которых пришлось затратить огромные средства.
Кризис 1937-1938 гг. показал тщетность надежд на немедленное «оздоровление» капиталистической экономики, но "Новый курс" , несомненно, повлиял на ускорение выхода страны из мирового экономического кризиса и укрепил ее позиции.
В 30-е годы Америка вернулась к государственному регулированию экономики. Когда-то его вызвала война, теперь -- страшный кризис. И в том и в другом случае в основе лежало резкое обострение противоречий, которые частный капитал не мог разрешить только своими силами. На помощь ему пришло государство. Опираясь на мощь монополий, оно направило свою силу на исправление ситуации, на смягчение противоречий. США вновь вернулись к государственно-монополистической политике. Она превратилась в систему, произошло окончательное становление ГМК. Некоторые консервативные круги американской буржуазии были против такой политики и при первой же возможности пытались от нее освободиться. Ими двигала философия и практика индивидуализма, унаследованного от «свободного» капитализма и глубоко укоренившегося в сознании разных слоев американского населения. Опираясь на них, республиканская администрация в 20-е годы пыталась отказаться от государственного регулирования, и ей это удалось, хотя органы, представляющие основы ГМК (ФРС, ФТК, МТК и пр.), сохранились и оказали свое влияние. Но развитие событий и, главное, невозможность без государства решить противоречия капитализма вынудили буржуазию принять ГМК, теперь уже надолго.
В области социальной политики "Новый курс" ставил своей основной целью успокоить народные массы, удержать их от поворота «влево», сохранить доверие к капитализму, буржуазному строю и правительству. С этой задачей "Новый курс" справился, и успешно. Во время войны Черчилль даже уверял, что Рузвельт «спас Америку от революции». Но за этот успех пришлось заплатить серьезными уступками фермерам и рабочим. Никогда еще в США не принималось такое количество законов в пользу трудящихся. Вершиной был закон Вагнера и закон 1938 г., означающие победу буржуазного реформизма во внутренней политике США. Государство твердо установило стандарты труда и его оплату в частном бизнесе. Рабочие, несомненно, выиграли от этого, а интересы предпринимателей были ущемлены.
Члены профсоюзов с благодарностью голосовали за ФДР, а капиталисты, приняв как должное меры в свою пользу, не могли простить Рузвельту эту уступку трудовой Америке. Рузвельт стал для них «предателем своего класса».
Важным следствием политики "Нового курса" явилось усиление влияния демократических и либеральных элементов в жизни общества. Демократы умело использовали эти силы в своих целях, но им пришлось принять и их требования. В итоге в 30-е годы демократия США заметно укрепилась. Реакционным и консервативным кругам пришлось потесниться, но это была небольшая цена за укрепление власти буржуазии. Явно преувеличивая, в 1944г. Рузвельт говорил, что народ мог обратиться к фашизму или коммунизму, но расширение демократии спасло положение. "Новый курс" помог правящему классу выбраться из экономического и политического кризиса. Более того, именно в 30-е годы были заложены основы современного регулируемого капитализма, испробованы механизмы приспособляемости и самообновления, которые полностью заработали в 70-80-е годы. Б.Д.Козенко, Г.Н.Севостьянов., История США. Самара, 1994.
Заключение.
В последние годы в нашей стране наблюдается всплеск повышенного интереса к Новому курсу Ф. Рузвельта. Это внимание вполне понятно и объяснимо. В конце 80-х годов политическая элита СССР выступила с идеей модернизации советского общества. Ей необходимо было опереться на какие-то солидные исторические прецеденты. Новый курс рассматривался ими как весьма удачная аналогия их планов. Но социальный эксперимент под названием «перестройка», как, кстати, и реформы последнего десятилетия, по большому счету провалились. Возникает естественный вопрос: почему начатая Ф. Рузвельтом модернизация продвинула Соединенные Штаты далеко вперед, а у нас принесла столь плачевные результаты?
Суммируя действия Рузвельта и его команды по реформированию американского общества, хотелось бы подчеркнуть следующее. Они ставили во главу угла задачу укрепления и одновременно модернизации существовавших общественных устоев. Не поляризация общества, а поиск путей снижения социальной напряженности, попытки хотя бы частичной гармонизации социально-классовых отношений - в этом видели смысл своей деятельности американские либералы. В реальной жизни это не всегда получалось. Однако межпартийный консенсус, давший в разгар партийной перегруппировки глубокую трещину, полностью не исчезал никогда.
Иначе разворачивались события у нас в стране. Разговоры о создании более справедливого, более эффективного, более комфортного общества оказались на поверку не более чем демагогией. Реально же во главу угла была поставлена задача осуществления кардинального передела собственности (разгосударствление и приватизация) и формирование узкого слоя крупных собственников. Такое видение смысла реформ в России диктовало и соответствующий подход к вопросу о роли государства. Наши реформаторы взяли на вооружение лозунг американских консерваторов: «то правительство лучше, которое меньше правит». В жертву этому архаичному принципу была по сути дела принесена вся социальная инфраструктура, наука, образование, культура, здравоохранение. Неудивительно, что подобная политика привела к резкому сокращению социальной базы российских реформаторов.
Так же, как и в Соединенных Штатах в годы Нового курса, у нас сегодня судьба страны во многом зависит от мудрости, гибкости, решительности и интеллекта главы исполнительной власти. Выполняли эту миссию лидеры стран по-разному. Причин тому много. Здесь хотелось бы обратить внимание лишь на значение того типа политической культуры, который исповедовали эти люди. Рузвельт, можно сказать, с молоком матери впитал либеральные ценности, в том числе и такие их черты как терпимость к инакомыслию, открытость новым идеям, гибкость и готовность к политическим компромиссам. Это позволяло ему удерживать в орбите своего влияния различные фракции демократической партии, привлекать к ней новые слои электората, находить общий язык и с элитой деловой Америки и с рядовыми американцами, проводить через Конгресс свое законодательство. Рузвельт, в отличие от правителей Росси последнего времени, стремился консолидировать нацию, а не растаскивать различные социальные группы по разные стороны баррикад. Справедливости ради надо отметить, что диапазон расхождений между правящей и оппозиционной партиями в США даже в самый разгар реформ был меньше, чем между партией власти и оппозицией в современной России.
Действия Ф. Рузвельта в целом отвечали этим непростым требованиям. Именно поэтому его Новый курс вошел в анналы истории, как один из самых удачных социально-политических экспериментов, придавший мощный импульс американскому обществу, превративший Америку в бесспорного лидера западной цивилизации. Этого нельзя сказать о наших реформаторах.
Список используемой литературы.
Мальков В.Л., Наджафов Д.Г. Америка на перепутье (1929-1938). Очерк социально-политической истории “Нового курса”. М., 1967.
Сивачев Н.В. Политическая борьба в США в середине 30-х годов XX века. М., 1966.
Мальков В.Л. “Новый курс” в США. Социальные движения и социальная политика. М., 1973.
Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. М., 1988.
Яковлев Н.Н. Франклин Рузвельт, человек и политик. Новое прочтение. М.,1981.
Кредер А.А. Американская буржуазия и “новый курс”, 1933-1940. Саратов, 1988.
Маныкин А.С. “Эра демократов”: партийная перегруппировка в США, 1932-1952. М.,1990.
Галкин И.В., Тарасов А.А. Место административной реформы в преобразованиях периода “нового курса” 1930-х годов в США. // Вестник Московского ун-та. Серия 8. История. 1992, N4.
Экономикс: Макконнелл К.Р., Брю С.Л., М., Республика, 1992 г.
Экономическая история: Учебное пособие/ В.Г. Сарычев, А.А. Успенский, В.Т. Чунтулов- М., Высшая школа, 1985 г.
История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учеб пособие/ А.Н. Маркова, Н.С. Кривцова, А.С. Квасов и др.; Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.
Государство и управление в США.- М.: Мысль. 1985.
Кредер А.А., Американская буржуазия и «Новый курс». 1988.
А.И.Уткин., Рузвельт. М., 2000.
Б.Д.Козенко, Г.Н.Севостьянов., История США. Самара, 1994.