Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Финансово-кредитные реформы второй половины ХIХ века

Финансово-кредитные реформы второй половины ХIХ века

Финансово-кредитное положение России накануне реформы.
С приближением 60-х годов экономическое развитие России все больше втягивало ее на путь капитализма. Самодержавие и помещики-крепостники уже не в силах были сохранить уста­ревший феодально-крепостнический строй. Недовольство и воз­мущение народных масс крепостническими порядками, широко развернувшееся крестьянское движение, борьба революционе­ров-демократов 50-60-х годов против крепостного права и са­модержавия, наконец, поражение царизма в Крымской войне - все это создало революционную ситуацию в стране.Международные события середины века показали ее ослабление также во внешнеполитической области, поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине ХIХ века стало приведение экономической и социально-политической системы страны в соответствие с потребностями времени.
Большая напряженность, чувствовавшаяся во всей экономике России, реакционный характер правительственных мероприятий нашли свое яркое отражение и в области финансовой.На протяжении всей первой половины XIXв. государственные финансы крепостнической России находились в состоянии глу­бокого упадка. Полная неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании госу­дарственных средств, хроническая дефицитность бюджета, все убыстрявшийся рост государственного долга и прогрессиро­вавшее расстройство денежной системы - таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.
Вплоть до финансовой реформы 1862г. государственный бюджет нигде не публиковался и утверждался царем в секретном порядке.Органы госу­дарственного контроля не пользовались правом докумен­тальной ревизии по подлинным книгам, а производили лишь поверхностную проверку генеральныхотчетов ведомств. Львиную долю составляли затраты на содержание армии и полицейско-бюрократического аппарата самодержавия. Значительную, все растущую часть расходов занимали про­центы и очередные взносы по займам, произведенным за гра­ницей и внутри страны. В 1861г., например, было всего израс­ходовано 345 млн. руб. Из этой суммы затрачено (млн. руб.):
На содержание армии и флота.............    140
На оплату очередных взносов и процентов   по займам....     50
На содержание императорского двора, святейшего синода
и министерства внутренних дел...........     25
Таким образом, перечисленные статьи составляли свыше 60% расходной части бюджета.
Результаты финансовой политики самодержавия за тридца­тилетие, предшествовавшее реформе, видны из следующих обобщенных подсчетов: доходы за период с 1832 по 1861г. составили 6 805 млн. руб., а расходы      8 182 млн. руб. Следовательно, расходы превысили доходы на 1 377 млн. руб. Эта сумма была покрыта прежде всего за счет займов и выпуска бумажных денег.Дефицит был обычным спутником бюджетного хозяйства. Он существовал не только во время войны или проведения каких-либо чрезвычай­ных мероприятий, но и в совершенно обычные, ничем не отли­чавшиеся годы.
Характерной особенностью государственных финансов России в первой половине XIXв. была крайняя неустойчивость и растущее несоответствие требованиям развивавшегося капи­талистического уклада. Налоговая политика самодержавия, го­сударственные расходы, система дореформенного кредита были направлены на поддержку отжившего крепостнического земле­владения и на содержание феодально-полицейского аппарата. Постоянный рост военно-административных расходов приво­дил к непрерывному увеличению дефицитности бюджета. Уси­ливались отрыв ведомственных финансов от общегосудар­ственных, неупорядоченность сметного дела.
В расстроенном состоянии оказалась денежная система стра­ны. Реформа 1839г. только на короткое время стабилизировала рубль и упорядочила денежное обращение. Крымская война 1853-1856 гг. вызвала новую волну бумажноденежной инфля­ции и превратила кредитные билеты в неразменные бумаж­ные деньги.
           Государственные банковские учреждения дореформенной эпохи не только не содействовали развитию капиталистических отношений, но, наоборот, тормозили его, отвлекая огромные денежные средства в сферу непроизводительного ипотечного кредита.До 60-х го­дов XIXв. в стране не было крупных частных коммерческих банков, обслуживавших капиталистическое  хозяйство.       Сделки в кредит имели широкое распространение в оптовой торговле, но не было сети учреждений капиталистического кредита. Казенные банки привлекали в качестве вкладов очень большие суммы, но они или употреблялись на выдачу ссуд помещикам под залог “крестьянских душ”, или использовались для кредитования государства. Правда, один из казенных банков  - Коммерческий -  занимался кредитованием  торговли,  но  он  обращал  на это  лишь  небольшую  часть собираемых им вкладов, а основную их массу передавал казенному же Заемному банку также для оказания кредита помещикам.
         На всю Россию существовало лишь несколько городских общественных банков. Их средства были незначительны, а район деятельности весьма ограниченным. Суще­ствовавшие банки находились в руках у государства и в первую очередь поддерживали феодально-крепостническое землевладе­ние. Помимо этого, средства, собранные дореформенными банками, использовались для покрытия различных непредви­денных расходов казны.
         Накануне кредитной и финансовой реформы в России суще­ствовали следующие казенные кредитные учреждения: сохранные кассы, приказы общественного призрения, государственный заемный банк и, наконец, государственный коммерческий банк. История большинства этих кредитных учреждений свидетельствует о том, что их образование было связано с целями, дале­кими от запросов развивавшегося капитализма.
Став на путь буржуазных преобразований, самодержавие вынуждено было сделать некоторые шаги, направленные на перестройку финансово-кредитной системы, приспособление ее к условиям развивавшегося капитализма.Еще до окончания Крымской войны в дворянской публици­стике появились многочисленные проекты ликвидации кре­постного права и буржуазного переустройства страны. Часть этих проектов была посвя­щена также реформе финансовой системы страны.
Так, в конце 1854г. либерально-дворянский деятель А. И. Кошелевпытался указать новые источники государственных средств: выпуск займа особого типа, "обеспеченного всем достоянием государства". При этом средства на уплату процентов должны были изыскивать выборные дворянские представители, созван­ные царем. Помимо этого проекта, Кошелев доказывал необходимость отмены от­купной системы и введения вместо нее налога на вино и пиво.
Еще более умеренный проект, ничуть не затрагивавший принципиальных основ дореформенных финансов, был опу­бликован Ю. А. Микшевичем. Автор ставил перед собой лишь задачу найти пути для ликвидации бюджетного дефицита и укрепле­ния русских государственных финансовв результате продажи государственных имуществ, в пер­вую очередь казенных земель и лесов.
Более развернутым был проект дворянского экономиста Л. В. Тенгоборского. Автор выдвинул ряд мер, направленных на увеличение производительных сил страны, считая, что вмес­те с тем вырастут и налоги. Он настаивал на замене винных откупов акцизами, установлении пятипроцентного сбора с до­ходов от капиталов, внесенных в банковские учреждения. Тенгоборский указывал, что необходимо резко сократить государ­ственные расходы, идущие на непроизводительные цели, особенно сметы военного и морского министерств.
Со времени Крымской войны (1853-1856гг.) необходимость преобразования устаревшей финансовой системы страны стала настолько очевидной, что это вынуждены были признать и прави­тельственные круги.
Наиболее детально разработанный проект перестройки бюджетного дела и всей финансовой системы, совпадавший с общими основами будущей реформы, был пред­ставлен самим министерством финансов на рассмотрение Алек­сандра IIвскоре после окончания войны. В проекте подчерки­валось  несовершенство  русских  финансов  и кредита,  невероятная
податная обремененность населения, громоздкость и доро­говизна государственного аппарата, вред откупной системы, угрожающий рост государственной задолженности. В нем вы­двигалось предложение реорганизовать налоговую систему стра­ны, отменить винные откупа, увеличить таможенный доход, ввести акцизные сборы. Чтобы сократить государственную задолженность, предлагалось стать на путь продажи государ­ственных имуществ, а также привлечения частнопредпринима­тельской инициативы к строительству железных дорог. Вместе с тем в представленном документе намечены были мероприя­тия, направленные на уменьшение государственных расходовпри помощи борьбы с хищениями, некоторого сокращения ведомственных штатов и т.п. Предложения по улучшению бюджетного дела, выдвинутые в проекте министерства финансов, полностью совпадали с ши­роко распространенными в тот период суждениями о необхо­димости ввести бюджетное и кассовое единство и упорядочить сметное дело.
К концу Крымской войны царское правительство присту­пило к подготовке финансовой и кредитной реформы. По предложению комитета финансов для ознакомления с бюджет­ным делом в США был командирован чиновник министерства финансов (впоследствии министр) М. X. Рейтерн. Изучать организацию финансового дела в четырех европейских госу­дарствах - Бельгии, Франции, Австрии и Пруссии - был послан чиновник государственного контроля В..А. Татаринов.
В результате двухлетнего пребывания за границей Татаринов составил обширный доклад (записку) о постановке сметного и контрольного дела в капиталистических государствах и меро­приятиях, которые, по его мнению, следовало провести в России. На первый план он выдвигал рационализацию государственно­го бюджета. Все ведомства и министерства должны были, по предложению автора, одновременно с отчетом за истекший год представлять в министерство финансов развернутые сметы на предстоящий бюджетный год. Такая система, по мнению Татаринова, позволила бы сравнивать будущие расходы с суммами, истраченными в истекшем году. Автор проекта исходил изпринципа единства бюджета. Единая государственная роспись должна была охватить все без исключения доходы и расходы страны. Обособленные капиталы отдельных ведомств подлежали изъятию, их следовало вносить в государственное казначей­ство. Устанавливалась строгая сметная дисциплина и обяза­тельное израсходование отпущенных сумм в пределах бюджет­ного года. Как логическое следствие требования единства бюджета, выдвигался принцип единства кассы. Существование самостоятельных ведомственных касс затрудняло контроль над расходованием средств и осложняло возможность манев­рирования свободной наличностью со стороны государствен­ного казначейства.
В проекте Татаринова были наиболее подробно освещены основные принципы преобразования государственного контроля, который превращался в единое ревизионное учреждение, обла­давшее правом документальной ревизии всех государственных учреждений в центре и на местах. Вместо практиковавшейся поверхностной проверки генеральной отчетности министерств и ведомств рекомендовалось установить систематический реви­зионный контроль по подлинным расходным документам всех казенных учреждений, используя для этого широко разветвлен­ную периферийную сеть  местных органов государственного контроля.  Татаринов   считал,  что  органы  государственного контроля  должны  также  определять  общую   целесообраз­ность и выгодность для казны тех денежных затрат, которые производили ревизуемые учреждения. Он предлагал также ши­роко осуществить систему так называемого предварительного контроля, т. е. проверки правильности использования ведомства­ми ассигнованных сумм, прежде чем эти расходы фактически были произведены. По проекту Татаринова государственному контролю присваивалось право вмешательства в финансовую деятельность государственных учреждений и запрещения тех расходов, которые контрольные органы считали неправильными либо незаконными.
Царское правительство, вынужденное стать на путь бур­жуазных преобразований, должно было несколько перестроить также финансы и контрольно-ревизионное дело. Это настоя­тельно диктовали не только интересы развития капиталистического хозяйства внутри страны, но и внешние условия. Европейская биржа, к услугам которой все чаще вынуждено было обращаться царское правительство в поисках кредита, требовала укрепления финансовой системы России и ее пере­устройства на новых капиталистических началах. Вместе с тем даже весьма скромная программа Татаринова оказалась для крепостнического самодержавия чрезмерной. Ее всемерно огра­ничивали и урезывали.
Отмена крепостного права и последующие реформы в госу­дарственном и общественном строе России 60-х годов проводи­лись в обстановке революционной ситуации.
Наиболее действенным, решающим фактором, заставившим крепостников стать на пути уступок и согласиться на отмену крепостных порядков, было широко развернувшееся в стране крестьянское революционное движение.
Важное место в крестьянском революционном движении накануне реформы 1861г. занимала борьба против все усили­вавшегося податного гнета. Повышение натуральных повинностей еще больше разоряло крестьянское хозяйство, и без того истощенное помещичьими поборами и войной. Наиболее массовым и повсеместным протестом народных масс против финансово-экономической политики царизма были "питейные бунты" 1859-1861 гг. Накануне реформы 1861 г. это движение, по неполным данным, охватило около
половины всей территории Европейской части России. Ближайшим поводом к нему было повышение в 1859г. цен на водку и резкое ухудшение ее качества. Во многих случаях борьба с откупщиками сопровождалась уничтожением кабаков и винных складов. Всего было разгром­лено около 220 питейных заведений.
Крестьянские вос­стания 1859г. отнюдь нельзя рассматривать как движение, на­правленное только против откупщиков. Это широкое, подлин­но массовое, народное движение явилось протестом против всего податного строя дореформенной России. Во многих мест­ностях страны царское правительство лишь путем привлечения карательных вооруженных команд сумело подавить "питейные бунты".
Итак, реформы 60-х годов были ближайшим следствием массового движения крестьян. Угроза крестьянской революции заставила крепостников пойти на некоторые уступки.
Самодержавную власть вынудила стать на путь буржуазных преобразований не только необходимость приспособить финансы страны к запросам нарождавшегося капитализма; революцион­ная борьба трудящихся против податного гнета, откупной си­стемы, беззакония и произвола царских чиновников сыграла здесь решающую роль.
 
Финансово-кредитная реформа второй половины XIXв.
Финансово-кредитная система России во второй половине ХIХ века претерпела немало изменений и потрясений.Испуганный царь и помещики-крепостники ухватились за реформы, чтобы отвести опасность революционного взрыва и сохранить основы своей власти. Эти вынужденные реформы 60-х годов, осуществленные помещиками-крепостниками, были по своему содержанию буржуазными, но сохранили в себе мно­го элементов старых феодально-крепостнических отношений.
Осуществление реформы 1861г. (об отмене крепостного права) на основе выкупной операции, развитие промышленности и транспорта требовали огромных кредитов. Перед правительством остро встала задача преобразований в сфере финансов.
Существенную роль в приспособлении российского государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа.
 В ноябре 1858г. по указанию совета министров, руководимого Александром II, была создана комиссия для перестройки финансов. Ее председателем был назначен А. Д. Гурьев. В ко­миссию вошли инициатор реформы В. А. Татаринов, министр финансов А. М. Княжевич и ряд других высших сановников предреформенной России.
 Существо финансовой  реформы 1861г. сводилось к трем основным элементам.
Первый элемент реформы- ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств и введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы – должно было укрепить твердый порядок в расходовании средств. Государственный бюджет теперь калькулировался Министерством финансов, а рассматривался и утверждался Государственным советом.
22 мая 1862г. Александр IIутвердил новые правила по со­ставлению и утверждению бюджетной росписи, предусматри­вавшие прежде всего осуществление принципа бюджетного единства. Отдельным ведомствам и министерствам предлага­лось составлять сметы ежегодно по установленной форме. При утверждении смет следовало принимать во внимание итоги исполнения бюджета в предшествовавшем году.
Бюджетная роспись включала все виды государственных доходов и расходов. Особые капиталы и доходы были изъяты из ведения отдельных министерств и учреждений и переданы только министерству финансов. "Вследствие  этого преобра­зования,  -  отмечается в  отчете  министерства

финансов за 1855-1880 гг., - финансовые сметы отдельных учреждений, начиная с 1863 года,  подвергались ежегодным значительным  сокращениям
против первоначальных предположений мини­стерств и главных управлений: общий итог государственных доходов увеличился от внесения в сметы тех ресурсов казны, которые до 1863 года расходовались министерством и отдель­ными управлениями". Бюджет России в пореформенный период характеризуется опре­деленным ростом. Это видно из данных таблицы фактически полученных доходов и произведенных расходов обыкновенного бюджета за период с 1866 по 1897г. ( млн. руб.)
 
Годы Доходы Расходы Бюджетн.
остатки  или дефицит
Годы Доходы Расходы Бюджетн.остатки или дефицит
1866 356 413 -.57 1882 704 ' 709 -5
1867 415 425 -10 1883 699 724 -25
1868 422 441 -19 1884 705 728 -23
1869 457 469 -12 1885 762 807 -45
1870 481 482 -1 1886 781 832 -51
1871 508 500 + 8 1887 830 836 -6
1872 1873 523 538 523 538 0 1888 1889 899  927 840 858 + 59 + 69
l874 558 543 + 15 1890 944 878 + 66
1875 576 543 -33 1891 892 875 + 17
1876 559 574 -15 1892 970 911 + 59
1877 549 587 -38 1893 1045 947 + 98
1878 626 601 + 25 1894 1 153 992 + 161
1879 662 644 -18 1895 1255 1 137 + 118
1880 651 695 -44 1896 1 368 1229 + 139
1881 652 732 -80 1897 1416 1299 + 117
   
Таким образом, с 1866 по 1897г. доходная часть обыкно­венногобюджета увеличилась с 356 до 1 416 млн. руб., т. е. почти в четыре раза. Приблизительно в таких же пропорциях росли и расходы страны.
         Сохранение старых крепостнических традиций в пореформен­ном государственном бюджете становится особенно наглядным при анализе внутренней структуры бюджетов за ряд лет. 
        Следующая таблица показывает, что из десятилетия в десяти­летие повышался удельный вес расходов на погашение и уплату процентов по займам. Если в 1866-1875 гг. на такие цели затрачивалось 17%, то в 1886-1895 гг. данные затраты составляли уже свыше 40% расходной части обыкновенного и чрезвычай­ного бюджетов. Возрастала зависимость царской России от своих иностранных кредиторов.

    Периоды Уплатапо долгам,
железнодорожнымзаймам и облигациям
Военное
и морское
ведомства
Железно-
дорожные
расходы
Остальные
ведомства
и расходы
1866-1875 гг. (включительно)        938 1 758     736 2086
1875-1885 "  "       3478 3333     787 2634
1886-1895 "  "       6239 2917    2023 3281
Всего      10655 8008    3546 8001
        Итого
1866-1875 гг. (включительно)             5518
1875-1885 "  "       10232
1886-1895 " "       14459
        30209
 
Провозглашенный финансовой реформой принцип единст­ва бюджета нарушался благодаря тому, что некоторые ве­домства сохранили свои специальные капиталы, а также ста­рались создавать их заново. Так, к началу 90-х годов мини­стерство внутренних дел имело подобных капиталов на сумму в 40 млн. руб. Специальные, не входившие в состав бюджетной росписи, капиталы имели также "святейший синод" и некоторые другие ведомства.
Наряду с бюджетным единством комиссия разработала практические мероприятия, ведущие к осуществлению единства кассы. Все государственные доходы сосредоточивались в кассах государственного казначейства. Расходы производились из этих же касс в соответствии сбюджетными сметами и кассовы­ми расписаниями. По всей России вводилась единая система бюджетного учета и отчетности.
Существовавшие до тех пор особые ведомственные кассы были упразднены. Наряду с этим создали новую разветвленную сеть местных касс государственного казначейства. На 1 января 1879г. таких касс было уже 674; число служащих составляло в них около 3 тыс. человек.
Опасаясь крутой ломки существовавшей финансовой си­стемы и проводя все реформы медленно, царское правительство растянуло намеченное преобразование кассово­го дела на ряд лет. По указанию Александра IIв 1864г. было разрешено лишь в виде опыта осуществить единство кассы в Петербурге. В 1865г. новые кассовые правила ввели в 12 гу­берниях. Создание широко разветвленной системы касс госу­дарственного казначейства и повсеместная реформа кассового дела во всей империи были завершены лишь к 1868 г.
Реформа кассового дела облегчила маневрирование денеж­ной наличностью министерства финансов. Она создала госу­дарственному казначейству "возможность свободного и притом вполне хозяйственного передвижения государственных фон­дов в места действительной в них надобности, и, что всего су­щественнее, операция эта стала совершаться с несравненно меньшей наличностью государственных средств".
Помимо бюджетного и кассового единства, финансовая реформа 1862г. провозгласила принцип гласности бюджета. Крепостническое самодержавие вынуждено было пойти на этот шаг, чтобы повысить кредитоспособность России на междуна­родном денежном рынке. Заграничные банки, к которым все чаще вынуждено было обращаться царское правительство,хотели быть осведомленными в его финансовых делах.
Комитет финансов согласился с мнением о необходимости публикации бюджетных росписей и в декабре 1861г. принял об этом специальное решение, которое затем было утверждено Александром II. С 1862г. государственный бюджет стал глас­ным: годовые росписи публиковались в русских и иностранных журналах. В России бюджетная роспись 1862г. впервые была опубликована в журнале "Северная почта". В последующие го­ды такая публикация производилась и в других русских газетах и журналах.
Важной частью финансовой реформы 60-х годов было пре­образование системы государственного контроля по новому положению, разработанному В. А. Татариновым. Государ­ственный контрольпревращался в единый ревизионный орган, имеющий праводокументальной проверки всех государствен­ных (как центральных, так и местных) учреждений, в том числе и снабжающих армию. На местах были созданы контрольные органы: губернские контрольные палаты и их отделения. Это давало возможность установить более быстрый и действенный контроль за расходованием государственных средств, чем в до­реформенный период. Был установлен контроль и за получе­нием некоторых видов государственных доходов (питейного, сахарного, от почтового ведомства и др.). По новому положе­нию на государственный контроль возлагалась также задача предварительного рассмотрения годовых смет, представляемых ведомствами при составлении бюджетной росписи, и годового отчета об исполнении государственного бюджета.
Реформа 1862г. в области государственного контроля, таким образом, представляла собой некоторый шаг вперед. Она в какой-то мере способствовала ослаблению того произвола в расходовании государственных средств, который был харак­терен для николаевской России.
Весьма неудачной была попытка установить контроль за финансовой деятельностью частных и казенных железных до­рог. Благодаря решительному сопротивлению министерства путей сообщений (разумеется, не без участия железнодорожных тузов и вельможных покровителей частных концессионеров) все попытки поставить эту наиболее крупную отрасль государ­ственного хозяйства, разграбляемую всевозможными капиталистическими дельцами и чиновниками, под постоянный контроль не увенчались успехом.
В отношении частных железных дорог только в 1884г. было принято компромиссное решение: в виде опыта устанавливался контроль за деятельностью трех из них - Балтийской, Лозово-Севастопольской и Московско-Брестской. Однако резкое противодействие железнодорожных тузов, опиравшихся на под­держку министерства финансов, привело к тому, что сфера дея­тельности государственного контроля в частных железно­дорожных обществах все больше сокращалась. В 90-х годах контроль над железнодорожным хозяйством страны был почти полностью прекращен.
Конечно, буржуазное преобразование государственного контроля и вся финансовая реформа 1862г. были однобокими и не устраняли ни казно­крадства, ни всевозможных должностных преступлений. Но ор­ганизация документальной ревизии смягчала тот вопиющий произвол и ту расточительность, которые были характерны для дореформенной России.
Второй элемент реформы-отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков.
        Кредитная реформа была неизбежной, но невежественные чиновники министерства финансов провели ее наиболее слож­ным, болезненным путем, расстроив при этом всю систему государственного кредита и еще более ухудшив денежное об­ращение. Специальным указом от 1 июня 1857г. проценты по вкладам были понижены с 4 до 3-х, одновременно были выпущены четырехпроцентные непрерывно доходные би­леты. Это мероприятие немедленно привело к отливу вкладов из кредитных учреждений. В одном только 1859г. востребова­ние вкладов превысило их поступление на 104 млн. руб.
      Избавившись от значительной части праздно лежавших вкладов, царское правительство стало на путь дальнейшего снижения процента. В конце 1859г. этот процент был снижен до двух, что вызвало дальнейший катастрофический отлив вкладов. За один только 1860г. вклады уменьшились на колос­сальную сумму - 410 млн. руб. Правительство экстренно изыскивало средства для расплаты с вкладчиками. Так, в 1859г. был заключен внешний заем на 12 млн. ф. ст. и выпущены были новые кредитные билеты на 69 млн. руб. В 1860г. заключили новый внешний заем
на 8 млн. ф. ст. Ликвидация правитель­ственного долга дореформенным кредитным учреждениям затянулась на длительный период. Она продолжалась после их упразднения и создания государственного банка - вплоть до 1886г.
Официальные правительственные круги должны были при­знать, что проведенные кредитные преобразования проходили неудачно и "не оправдали ожиданий". Крайне ухудшив со­стояние денежного обращения и вытолкнув из кредитных учреждений вклады на сотни миллионов рублей, царское правительство вынуждено было приступить к созданию системы кредита, отвечающего современным условиям развивавшегося капитализма.В 1859г. для создания проекта ликвидации старых кредитных учреждений и организации нового банка была создана специ­альная комиссия, куда вошли Гагемейстер, будущий министр финансов Рейтерн, Ламанский и другие сановники царского правительства. В июле 1859 г. материалы комиссии рассмотрел и утвердил комитет финансов.
31 мая 1860г. был утвержден устав нового Государственного банка. На этот банк была возло­жена задача содействовать торгово-промышленному обороту страны. Государственный банк развил учетно-ссудные операции, а также способствовал развитию частного акционерно-коммерческого кредита. С 1861г. по 1881г. учетно-ссудные опера­ции государственного банка увеличились с 45 до 225 млн. руб. К моменту созда­ния государственного банка долг казны бывшим кредитным учреждениям составлял 252 млн. руб., а помещиков - 232 млн. руб. Часть сумм, полученных по выкупным операциям, помещики обращали на покрытие своих долгов банкам. За период с 1862 по 1866г. они получили от государства в счет выкупных платежей 330 млн., руб., из которых было удержано в погашение долгов банкам 157 млн. руб. Только к концу 80-х годов эта задолжен­ность помещиков была ликвидирована.
 Учетная политика государственного банка была обуслов­лена необходимостью привлечь большое количество вкладов и вместе с тем всемерно сокращать его активные операции, направленные на кредитование товарооборота и промышлен­ности. Эта политика, искусственно повышавшая цену ссудного капитала в России, выгодная только банкирам, отрицательно сказывалась на развитии капиталистического хозяйства страны. В течение первых 20 лет своего существования государственный банк был гораздо больше занят уплатой казенных долгов, чем кредитованием промышленности и торговли.
До 80-х годов расходы казны были значительно больше ее средств, хранившихся в государственном банке. Затраты казны приходилось покрывать главным образом за счет привлечен­ных вкладов частных лиц.
80-90-е годы ознаменовались значительным возрастанием текущих счетов казны и сберегательных касс в государственном банке. В течение этого  времени  и  особенно  в  90-х  годах  так  называемая   "свободная наличность" государственного казначейства становится основным источником для развития активных операций государственного банка по кредитованию растущего капиталистического хозяйства.
Финансовая политика С.Ю.Витте в 90-е годы сводилась к значительному расширению круга деятельности государственного банка. По­мимо развития системы краткосрочного кредитования (учет векселей, подтоварные ссуды), министерство финансов высказывалось за сосредоточение в банке также и промышленного кредита.
Новый устав государственного банка был утвержден в июне 1894 г. и введен в действие с начала 1895 г. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн., а резервный - до 5 млн. руб. В уставе подчеркивалось, что основная задача банка - это "облегчение денежных оборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышлен­ности и сельскому хозяйству". Устав разрешал кредитование промышленников под соло-векселя при условии обеспечения кредитов промышленными зданиями и оборудованием.
В отличие от классических центральных эмиссионных банков государственный банк, сосредоточив в своих руках эмиссион­ное дело и возглавив всю кредитную систему, сохранил за собой функции крупнейшего коммерческого банка России. Это видно из следующих данных. С 1895 по 1900г. вексельный и подтоварные кредиты государственного банка выросли с 263 до 272 млн. руб., т. е. продолжали занимать значительное место в его деятельности. Кредит под ценные бумаги, промышленные ссуды и пр. достиг 134 млн. руб., а собственный портфель ценныхбумаг - 51 млн. руб.
В 60-е годы царское правительство начало поощрять образование частных коммерческих банков.В 1864 - 1873 гг. возникло большинство акционерных коммерческих банков. Их правления находились в Петербурге, Москве и некоторых торгово-промышленных губернских центрах. Для операций в других городах банки открывали свои отделения. Число акционерных банков в 1875г. составляло 39 и впоследствии почти не менялось (в 1900г. - 43 банка), так как правительство неохотно давало разрешение на открытие новых банков. Ранняя концентрация банков была особенностью России и являлась главным образом результатом правительственной политики. На местах быстро росли общества взаимного кредита (в 1875г. - 84 общества) и очень резко увеличилось число городских общественных банков (235). Таким образом, в 60 - 70 гг. в России сложилась система учреждений коммерческого кредита. В этот же период появились частные земельные банки, которые выдавали ссуды под залог помещичьих имений и городской недвижимости.
         Во второй половине 70-х годов совместные операции местных учреждений  коммерческого кредита  -  обществ  взаимного  кредита  и городских банков - были крупнее операций акционерных коммерческих банков.  В 80-х годах операции системы учреждений коммерческого кредита, взятой в целом, увеличились незначительно.
         В период промышленного подъема 90-х годов все учреждения коммерческого кредита увеличили свои операции, но особенно развили свою деятельность акционерные банки. Среди последних все больше возрастала роль петербургских банков.Наряду с получением ссуд акционерные коммерческие бан­ки хранили свою свободную наличность в государственном банке, который, таким образом, с 90-х годов превратился в Центральное кредитное учреждение.
         С 80-х годов правительство усиленно расширяет сеть сберегательных касс, которых раньше было очень немного. В кассы начался приток сбережений мелкой буржуазии, до того хранившихся дома “в кубышках”.
       Вклады в сберегательных кассах на первое января 1875г. составляли менее 2% суммы вкладов и текущих счетов в акционерных коммерческих банках, а на первое января 1900г. уже превысили ее, несмотря на то, что благодаря подъему 90-х годов банки смогли намного увеличить эту сумму. В целях поддержания государственного кредита правительство помещало вклады сберегательных касс в государственные займы и гарантированные государством ценные бумаги.
         Бурный рост промышленности вызвал устремление акционерных банков, главным образом петербургских, в новую для них область - кредитование и финансирование промышленности. Однако сращивание банков с промышленностью в это время было еще непрочным.       
          Как и в других капиталистических странах, в России с развитием капитализма росла сумма ценных бумаг всякого рода. В 1861г. общая стоимость русских ценных бумаг составляла около 1,6 млрд. руб. Это были почти исключительно облигации государственных займов. Акции составляли менее 5% указанной суммы. Треть общей суммы русских ценных бумаг находилась тогда за границей. К 1876г. сумма русских ценных бумаг возросла почти до 5 млрд. руб. Среди ценных бумаг заметный удельный вес приобрели бумаги железнодорожные и ипотечные (закладные листы земельных банков).     Сумма русских ценных бумаг в 1900г. превысила 12 млрд. руб. Несколько более четверти этой огромной суммы приходилось на государственные займы, заключенные правительством на общегосударственные потребности, т. е. прежде всего на военные нужды. Треть  составляли  государственные займы на строительство железных дорог,
а также акции и облигации железнодорожных обществ. На акции и облигации   промышленных  предприятий   падало  всего   16%.  Ипотечные бумаги (закладные листы земельных банков) составляли 21% общей суммы русских ценных бумаг. 60% ее находилось внутри страны и 40% - за границей. Следует подчеркнуть, что огромное количество ипотечных ценных бумаг, размещенных почти полностью в России, отвлекало средства внутреннего   денежного   рынка   на   кредитование   главным   образом помещичьего землевладения, кредитование, имевшее почти исключительно непроизводительный характер: земля обычно закладывалась помещиками не для получения средств на улучшение хозяйства, а на чисто потребительские нужды. Девяностые годы - период наиболее необузданного капиталистического грюндерства, биржевого ажиотажа и роста спекуляции. Горячка учредительства охватила самые различные отрасли промышленности и транспорта. Акционерные компании росли, как грибы после дождя. За десятилетие было создано 677 акционерных компаний. Основной капитал акционерных обществ увеличился на 825 млн. руб., а сумма капиталовложений во всю промышленность - на 1 200 млн. руб.
 
          Третий элемент реформы - изменение налоговой системы.
Самое существенное преобразование действовавшей системы налогов выразилось в замене винных откупов акцизом на вино. Винные откупа - наиболее отвратительное порожде­ние феодально-крепостнического хозяйства и права - необ­ходимо было ликвидировать в первую очередь. Ликвидацию откупной системы самодержавие также использовало для того, чтобы успокоить то широкое, подлинно народное движение, которое накануне реформы, как мы видели, вылилось в форму "питейных бунтов". В 1860г. царское правительство создало специальную комиссию для разработки проекта об отмене винных откупов и введении акцизной системы.
Необходимость отмены винных откупов диктовалась и чисто фискальными интересами. Уже в первый год действия акцизной системы (1863 г.) питейные доходы казны составили 138 млн. руб. вместо 126 млн. руб., полученных от откупщиков в 1862г. В по­следующие годы эти доходы казны непрерывно росли и к 1878г. составили уже 198 млн. руб.
Кроме того, был увеличен акциз на табачные изделия. С 1866 по 1886 г. акцизные сборы с табачных изделий выросли с 5 до 20 млн. руб. Акциз на сахар за тот же отрезок времени увели­чился с 500 тыс. до 15 млн. руб. Повышение акцизов на пред­меты широкого потребления, проведенное в начале 60-х годов, явилось первым шагом в развитии системы косвенных налогов. В пореформенный период последние начинают играть все более крупную роль в бюджетных доходах.
Изменение налоговой системы царской России в период буржуазных преобразований 60-х годов и выразилось главным образом в развитии системы косвенного обложения. Косвенные налогиотражались особенно тяжело на мате­риальном благосостоянии многомиллионных народных масс. За период с 1861 по 1900г. доход от косвенных налогов уве­личился со 170 до 775 млн. руб., т. е. в 4,5 раза. За это время прямые налоги выросли в два раза. Следовательно, косвенные налоги росли гораздо быстрее, чем прямые. Питейный доход вырос за указанный период в 2,5 раза, табачный - в 7 раз, сахарный - в 11 раз и т. д.
Рост оборотов внешней торговли способствовал увеличе­нию таможенного дохода с 36 млн. руб. в 1857г. до 88 млн. руб. в 1878г.
Меньше всего была изменена система прямых налогов. Так, царские "реформаторы" сохранили даже подушную подать, несмотря на то, что накануне финансовой реформы не только демократические, но и либеральные круги русского общества считали необходимой отмену этого уродливого феодально-крепостнического пережитка, противоречившего требованиям капиталистического развития страны. После 1862г. подушная подать не только не была отменена, но несколько раз повыша­лась, так что к 1870г. размер обложения по сравнению с доре­форменным периодом вырос на 80%. Этот налог существовал вплоть до 1883г.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. вновь выдвинула вопрос о реформе податного дела. В данном случае господ­ствовавшие круги руководствовались не желанием вывести крестьянское хозяйство из того состояния нищеты и развала, к которому оно пришло благодаря непосильным податям и сбо­рам: путем обновления налоговой системы они стремились повысить доходы казны и укрепить финансы России.
В результате реформы 1862г. и помещики, и промышленная буржуазия оказались освобожденными от уплаты прямых налогов, в то время как крестьянство должно было, кроме выкупных платежей, вносить по-прежнему подуш­ную подать и выполнять многочисленные земские повинности.
 
  Десятилетия Прямые налоги Косвенные налоги Доходы
от же­лезных
дорог
Доходыот государственных имуществ,
Таможенные сборы
Внутренние и внешние
•займы
Итого
доходов за десятилетие
1866-1875 1015 2505 239 1 176 730 5665
      1876-1885 1 310 3705 428 1 263 3552 10238
1886-1895 1 798 5324 1 295 1419 4861 14697
Всего за 30 лет 4 123 11 534 1962 3858 9 143 30600
 
Из приведенной таблицы прежде всего следует, что, если из общей суммы доходов за 30 лет исключить средства, полученныеот займов, то окажется, что прямые и косвенные налоги в течение указанного тридцатилетия составили около 75% всех доходов.
Развитие капитализма в России в пореформенный период требовало укрепления денежной системы. Крымская война привела к выпуску большого количества бумажных денег и снижению процента их металлического обеспе­чения. К концу войны в обращении находилось 735 млн. руб.  кредитными билетами,  в  то  время  как  запасы звонкой  монеты
составляли только 119 млн. руб. В связи с этим курс рубля упал и значительно повысились товарные цены.Интересы развития капитали­стического хозяйства России, задача повышения ее престижа на международной бирже требовали от правительства решительных мер, направленных на восстановление размена и укрепление кредитного рубля.
За период с 1856 по 1861г. царское правительство затратило из средств казны 81 млн. руб. на искусственное поддержание вексельного курса за границей. Уже с 1857г. русская звонкая монет фактически исчезла из обращения, на нее образовался лаж. С 1858г. правительство официально прекратило размен кредитных денег на золото и серебро: бумажный рубль стал  неразменным.
После проведения кредитной и финансовой реформы в на­чале 60-х годов царское правительство по инициативе министра финансов М. X. Рейтерна решило осуществить денежную реформупутем размена бумажных денег на серебро по посте­пенно повышавшемуся курсу. Укрепление бумажного рубля и возобновление его размена на звонкую монету должно было, по мысли царских чиновников, оздоровить хозяйственное положение страны и устранить недовольство населения, страдающего от падения покупательной способности денег.
Операцию по стабилизации рубля министерство финансов рассматривало изолированно от состояния финансов и эконо­мики пореформенной России, возлагая все свои надежды на заграничные займы, которые якобы могли обеспечить операцию размена.
Министерство финансов не накопило необходимых средств для укрепления кредитного рубля: оно приступило к осуществлению денежной реформы с явно недостаточным разменным фондом. Для проведения денежной реформы царское правительство в 1862г. заключило пятипроцентный заем в Лондоне на 15 млн. ф. ст. Чистый доход от этого займа в размере 94 млн. руб. не удалось, однако, полностью обратить на усиление металлического разменного фонда. Большая часть этой суммы ушла на покрытие образовавшегося бюджетного дефицита. На увеличе­ние разменного фонда звонкой монеты было затрачено только 40 млн. руб. Общий разменный фонд накануне реформы составлял лишь 120 млн. руб., в то время как бумажных денег в обращении находилось свыше 700 млн. руб.
       Начав денежную реформу, царское правительство рассчи­тывало на непрерывное и параллельное с официальной коти­ровкой повышение курса бумажных денег на рынке. Но эти расчеты оказались неправильными. Заранее зная условия размена бумажных денег на золото и серебро, спекулянты валю­той при объявлении указа внесли в кассы государственного казначейства звонкую монету, за которую получили кредитные билеты. С понижением  курса  драгоценных  металлов  они  нача­ли  предъявлять  к
20
размену бумажные деньги в огромном коли­честве. К концу 1863г. золотой и серебряный запас царского правительства оказался уже наполовину исчерпанным: вмес­то 120 млн. руб. он составлял лишь около 55 млн. руб. Между тем в обращении еще оставалось кредитных билетов на 636 млн. руб. Стало ясно, что операция с разменом была попыткой с негодными средствами.
Истратив больше половины своего металлического запаса, царское правительство оказалось у разбитого корыта. За время выкупа небольшой части кредитных билетов не удалось повы­сить курс рубля, а после опубликования указа о прекращении обмена бумажные деньги снова начали падать. Пятого ноября 1863г. было утверждено постановление комитета финансов о прекращении размена.
Скандальный провал денежной реформы, затеянной царским правительством, был предопределен общей экономической и финансовой слабостью пореформенной России. Царские чи­новники обнаружили полное непонимание внутренних законов денежного обращения.
         Большую часть второго пореформенного двадцатилетия Россия имела неразменное бумажноденежное обращение.
         Восстановление размена кредитного рубля на металлическую монету потребовало от правительства длительных усилий и крупных затрат. Прежде надо было накопить большое количество золота и устранить колебание курса рубля. К середине 80-х годов эти цели были достигнуты. Уже в 70-х годах на мировом рынке стало дешеветь серебро по отношению к золоту. Поэтому крупные капиталистические страны Европы перестроили свои денежные системы,   положив  в  основу денежных  единиц  золото  и  чеканя из серебра только разменную монету. Денежной единицей в России до прекращения размена был серебряный рубль. Восстанавливая размен кредитного рубля на звонкую монету, пришлось в качестве денежной единицы установить золотой рубль.  
Накануне проведения денежной реформы активность платежного баланса России была достиг­нута исключительно за счет займов. Необходимость последних, таким образом, вытекала не только из ограниченности бюд­жетных средств, которые не могли покрыть все необходимые расходы страны, но также из стремления уравновесить ее платежный баланс и спасти русскую валюту от полного кра­ха. Государственный долг России в течение 80-90-х годов непрерывно возрастал, составив к 1897 г. огромную сумму в 6 735 млн. руб.
          Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования   1895-1897 гг.  явились   составной   частью   широкой
программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидную архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.
 За период с 1887 по 1897г. в страну было ввезено золота на сумму в 273 млн. руб., а заключено новых займов на 1 050 млн. руб. Следовательно, если бы царское правительство отказалось от приобретения золота за границей, необходимость прибегать к займам все равно сохранилась бы. Она вытекала из экономи­ческой и финансовой слабости страны. Политика накопления золотого запаса только усиливала эту необходимость в заклю­чении новых и новых займов.
Другим источником накопления золотого запаса России была растущая добыча золота внутри страны. За период с 1881 по 1897г. в России было добыто золота на сумму в 450 млн. руб. Значительная часть этого золота была скуплена государствен­ным банком для пополнения металлического фонда.
Накопление золотого запаса государства и формирование обменного фонда происходило различными путями, но главными были два: добыча и покупка. По размерам добычи Россия в конце XIX века занимала одно из лидирующих мест в мире. В 1893 году всего в мире было добыто 236,662 кг. золота; из них в России - 41,842 кг., или 17,7% (на первом месте находились США - 54 кг.).  В  1894 году  положение  было  следующим:  всего  добыто  в мире  271,768 кг. золота, в том числе в России - 36,313 кг., или 13,4%. В конце 1897 года золотой запас России (авуары государственного банка) оценивался в 1315 млн. рублей, а в обращении находилось 155 млн. золотых рублей, а через год, в конце1898 года, уже соответственно 1146 и 445 млн. рублей.
По предложению С.Ю. Витте Государственный банк начал принимать вклады золотом и выпускать взамен этогодепозитные квитанции разного достоинства. Золотая монета принимались в уплату различных налогов и расчетов с желез­ными дорогами, затем были разрешены и коммерческие сделки с золотом. Депозитные квитанции Госбанка принимались в упла­ту казенных платежей наравне с золотом.
       После длительной подготовки денежная реформа была, наконец, проведена в 1897г. В отличие от прежних реформ Витте изме­нил золотое содержание рубля, уменьшил масштаб цен вместо того, чтобы провести саму операцию размена по пониженному курсу. Существовавшие до реформы десятирублевые золотые монеты были превращены в пятнадцатирублевые империалы, а пятирублевые - в полуимпериалы, или 7 руб. 50 коп. Другими словами, вес чистого золота в одном рубле был понижен на '/з (с 26,1 до 17,4 доли чистого золота). Впоследствии в обращение вновь были выпущены десятирублевые и пятирублевые золотые монеты с соответственно пониженным весом.
Девальвация, проведенная Витте, носила скры­тый характер. Это позволило сравнительно безболезненно осу­ществить реформу. Ввиду того, что золотой рубль был приспо­соблен к курсу бумажного рубля, реформа не вызвала обычного после девальвации всеобщего изменения товарных цен. 
          Основными элементами системы  Витте являются:
1)        предоставление эмиссионного права, то есть права выпуска денежных знаков, только Государственному банку;
2)        гарантированный размен бумажных денег на золото;
3)        одновременное обращение бумажных и золотых денег;
4)        ограничение выпуска бумажных денег в пределах, превышающих установленный лимит выпуска сверх золотого обеспечения.
         Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила.
         Министр финансов С.Ю. Витте провел не только реорганизацию финансовой системы России в соответствии с новыми, империалистическими производственными отношениями в последнее десятилетие XIXвека. Он ввел золотую валюту, преобразовал государственные налоги, урегулировал государственный бюджет, уменьшил выкупные платежи, обеспечил громадное развитие торговли, особенно внешней.Пореформенное экономическое  развитие  России  характери­зовалось  значительным  ростом
 
23
внутренней и особенно внешней торговли, обороты которой за последнюю четверть XIXв. по сравнению с предшествующим двадцатипятилетием увели­чились в два раза. По подсчетам С. А. Покровского, оборо­ты внешней торговли с 1850 по 1875 г. составляли в среднем 560 млн. руб. в год, а в 1875-1900 гг. 1 100 млн. руб.Во внутренней торговле за период с 1873 г. до конца XIXв. обороты крупных торговых предприятий увеличились более чем в четыре раза. К концу этого века обороты торговых предприятий России (не считая акционерных) достигли внушительной цифры в 8 350 млн. руб.
 
         Торговый баланс России за 1884 – 1893 гг. (млн. руб.)
 
Год Экспорт Импорт Итог
1884
1885
1886
1887
1888
1889
1890
1891
1892
1893
550,5
497,9
436,5
568,5
728,0
687,0
610,4
627,3
399,6
520,4
486,3
379,7
382,8
333,2
332,2
373,6
361,3
326,3
346,5
395,1
+ 64,2
  + 118,2
+ 53,7
  + 235,3
  + 395,8
  + 313,4
  + 294,1
  + 301,0
+ 53,1
  + 125,3
 
          В финансовой политике Витте разработал два направления:
          1.    Перевод денежной системы на золотой стандарт.
          2. Формирование доходов бюджета через систему косвенного обложения и доходов от государственной собственности, что обеспечивало относительную независимость доходов бюджета от экономической конъюнктуры.
         Денежная реформа рассматривается как часть финансовой политики по следующим соображениям.
         Переход на золотой стандарт и установление лимита выпуска бумажных денег требует значительных ресурсов для обеспечения золотого запаса. В России источниками создания золотого запаса сначала выступали только налоги, аккумулируемые в государственном бюджете, и иностранные займы, покрываемые в конечном итоге тоже налогами. В определенной степени золотые запасы пополнялись за счет положительного сальдо торгового баланса. Однако платежный баланс России был пассивным в связи с выплатами по займам. Фактически вся разница от внешней торговли уходила на погашение займов и процентов по ним.
         Накопление золотого запаса и введение золотого стандарта не играли существенной роли при внутренних расчетах. Реформа Витте была рассчитана прежде всего на привлечение иностранного капитала в Россию: и
денежного и промышленного. Именно на это была рассчитана демонстрация устойчивого положения России. Дело еще в том, что при такой эмссионной системе выпуск бумажных денег уже не может выступать источником покрытия бюджетных дефицитов, поскольку дополнительная эмиссия требует создания дополнительных золотых запасов. И это тоже способствует укреплению авторитета финансовой и денежной системы, то есть дополнительной гарантии иностранных вложений.         
                 Вторая сторона финансовой реформы Витте – изменение источников доходной базы бюджета.
         Капитализация экономики приводит к росту товарно-денежного обращения. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития прямого обложения. Однако царизм пытается оградить буржуазию от налогового процесса. Наоборот, создаются льготные условия для предпринимателей. Наиболее существенным из этих мер является огромное железнодорожное строительство, осуществляемое за счет государственных средств.
В России пореформенное развитие крупной промышлен­ности и капиталистическая   перестройка   сельского   хозяйства   находились    в неразрывной связи с созданием разветвленной железнодорожной сети в стране. Приступив очень поздно к соз­данию железнодорожного транспорта, царское правительство вынуждено было форсировать темпы строительства дорог.После реформы 1861г. до конца XIXв. в России была создана большая сеть дорог общим протяжением около 50 тыс. км. Железнодорожный транспорт оказал серьезное влияние на развитие капитализма в стране, способствуя расширению и укреплению связей между ее от­дельными районами, содействуя втягиванию самых отдаленных уголков в систему товарооборота, форсированному развитию важнейших отраслей тяжелой индустрии.
         Затратив колоссальные средства на железнодорожное строительство, исчисляемые к концу столе­тия в сумме около 5 млрд. руб., царское правительство могло получать в результате эксплуатации созданной сети одни лишь убытки. И в годы подъема капиталистического хозяйства эксплуатационная прибыль железных дорог не покрывала процентов на огромный капитал, вложенный казной в строи­тельство железнодорожной сети, и расходов казны по выплате гарантированных прибылей облигационерам в убыточные годы. Все расходы покрывались за счет бюдже­та и не оказывали влияния на результаты деятельности частных обществ.
         Покровительственная политика относительно буржуазии, таким образом, оборачивается дополнительными расходами бюджета. Концентрация в руках государства железных дорог, почт и телеграфа создавала возможность увеличения доходов государства путем повышения тарифов.
         Численное увеличение пролетариата также не создает резерва роста доходов бюджета. Здесь дело не только в низком уровне заработной платы. Поскольку у рабочих нет собственности, их нельзя подвергать подоходному обложению. Таким образом, объектом прямого обложения остается крестьянство.
         Полная зависимость сельского хозяйства от климатических условий приводила из-за частых неурожаев к разорению, обнищанию основной крестьянской массы. Несмотря на сохранение общинного принципа с её раскладочной системой, стабильны высокие недоимки. Это все ограничивало увеличение поступления налогов, основанных на прямом обложении.
         Эти объективные и субъективные причины и привели к росту роли косвенных налогов.
         В системе Витте упор был сделан на введение винной монополии. Необходимость увеличения доходов бюджета привела в конечном итоге к спаиванию населения.
         В 1898 г. был введен налог с торговли и промыслов, который приносил ежегодный доход в размере около 70 млн. руб. Разумеется, эта сумма в сравнении со всей промышленной и торговой прибылью являлась крайне незначительной величиной. Шкала ставок обложения по промысловому налогу была составлена с таким расчетом, чтобы главная тяжесть его падала на мелкую промышленность и торговлю.
         Доходы собирались с населения налогами или получались от казенных имуществ, казенных капиталов и предприятий. Налоги были несправедливыми, тяжелыми для малосостоятельных людей и очень льготными для богатых. Прямые налоги, на землю, на дома, на торговые и промышленные предприятия, на капиталы, были очень невелики. В системе прямых налогов не было единого принципа. Одновременно употреблялись не только реальные и личные налоги, но и такие архаичные формы как оброк, ясак, подымный налог, налоговая система отражала национальную политику царской России, основанную на угнетении народа.
Опасаясь превращения отдельных крестьянских бунтов во всенародное восстание, царское правительство с начала 80-х годов приступило к некоторому преобразованию налогового законодательства.
Прежде всего, правительственные круги вынуждены были стать на путь отмены подушной подати. Необходимость найти новые, более крупные источники государственных доходов, растущая недоимочность крестьянского населения, его массовое разорение, разоблачение крепостнической      сущности      подушной     подати   на     страницах демократической и частично либеральной печати заставили в конце концов царское правительство отказаться от этого наиболее вопиющего пережитка крепостничества. В  течение 1882-1886 гг. постепенно слагались недоимки и
уменьшался размер подушной подати, и с января 1887г. взимание подушной подати во всех губерниях Европейской России было прекращено.
Все налоговые мероприятия начала 80-х годов XIXв. (отмена соляного налога, отмена подушной подати, преобразование оброчной подати) уменьшили доходную часть бюджета на 40 млн. руб. Образовавшаяся в бюджете брешь была заполнена при помощи увеличенных ставок поземельного налога, усиленного выколачивания недоимок по выкупным платежам и главным образом повышения косвенных налогов. Общая сумма налоговых поступлений с момента отмены подушной подати до конца века не только не уменьшилась, но, наоборот, значительно выросла. Так, с 1887 по 1892 г. доход от налогов увеличился с 630 до 701 млн. руб., а к 1901 г. -до 1 040 млн. руб.
Выкупные платежи просуществовали еще до 1906 г., несмотря на то, что крестьяне задолго до этого выплатили свои долги. Крепостники-помещики добились создания дворянского и крестьянского банков, при помощи которых значительная часть денежных средств отвлекалась в область ипотечного кредита. Государственные финансы так же, как и вся экономика дореволюционной России, все еще сохраняли значительное количество крепостнических пережитков.
 
Итоги реформирования финансово-кредитной системы.
Итак, вторая половина XIXвека – время реформ и государственных преобразований, последствием которых явилось перерождение России феодальной в Россию буржуазную.
          Изменилась вся общественная структура, в том числе и государство, и право, и социально-экономический строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху"', однако, по ряду причин незавершенной.
Подводя общие итоги, следует отметить, что буржуазная реформа финансов, проведенная в начале 60-х годов, только в небольшой степени подновила совершенно устаревшую финансовую систему царской России, устранила наиболеевопиющие ненормальности старых бюджетных правил, создала некоторый, хотя и далеко не полный, контроль за расходовани­ем государственных средств. Как и прочие реформы 60-х годов, буржуазное преобразование финансовой системы было крайне поверхностным, половинчатым. Налоговая система сохранила ряд крепостнических пережитков. Самодержавию не удалось достигнуть бюджетного равновесия. Хроническая дефицитность и рост государственной задолженности были характерными особенностями государственных финансов России и в последующие десятилетия. Царские чиновники крайне мед­ленно приспособляли к интересам буржуазного развития и де­нежную систему страны. Прекращение инфляции, проведение денежной реформы и возобновление размена бумажных денег на звонкую монету растянулось почти на 40 лет и было осу­ществлено только к концу XIXв.
При всей своей половинчатости и компромиссности реформа 1861 г. способствовала тому, что пореформенный период отличался сравнительно быстрым развитием русского капитализма: возникновением крупной машинной индустрии, ростом численности промышленного пролетариата, капиталистическим переустройством сельского хозяйства, созда­нием разветвленной сети железных дорог и т. д.
Наряду с этим реформа 1861 г. была первым шагом по прусскому пути аграрного капиталистического развития, а это был путь медленного, мучительного приспособления крепостничества к капитализму, путь ограбления и обезземеливания миллионных масс крестьянства, путь сохранения громадного количества крепостнических пережитков. Выкупные платежи,  сословная неполноправность,  отработочная система  и  кабальная аренда - все эти феодальные пережитки тормозили капиталистическую перестройку сельского хозяйства страны.
Определяя условия развития экономики России в пореформенный период и характеризуя общий уровень русского капитализма, необходимо отметить наряду со сравнительно быстрыми темпами роста промышленности общую технико-экономическую отсталость страны, не ликвидированную даже и период самого длительного и интенсивного подъема 90-х годов. Отсталость сельского хозяйства, слабое развитие машиностроения ставили русскую промышленность в зависимость от передовых промышленных стран Запада, способствовали укреплению иностранного капитала в важнейших отраслях растущей капиталистической экономики России, особенно в таких, как банки и тяжелая индустрия.
С развитием капитализма в России, как и в других странах, наблюдался непрерывный и все убыстрявшийся рост налогов, плательщиком которых являлись трудящиеся массы - пролета­риат и крестьянство. Особенно характерным было системати­ческое увеличение косвенных налогов, которые всей своей тяжестью обрушивались на беднейшие слои населения. Увеличение налогового бремени вызывалось огромными затратами на содержание аппарата насилия (полиции, жандармерии, суда) для борьбы с растущим революционным рабочим дви­жением, а также расходами на цели все усиливающегося милитаризма.
Всячески поддерживая отживший помещичий класс, самодер­жавие одновременно всемерно способствовало развитию крупной буржуазии, все больше подчиняя свою финансовую политику интересам последней. Это сказывалось и в системе поощрительных премий и субсидий, и в политике государственного банка, и в разносторонней финансовой помощи железнодо­рожным концессионерам и руководителям акционерных обществ, и в ряде других мер.
         Финансово-кредитная реформа 1895-97гг., введение золотой валюты укрепили государственные финансы и стимулировали экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер
достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. В конце XIX - начале   XX   века   золотая   единица   преобладала   в   составе   российского денежного обращения.  Вплоть до  перовой мировой  войны  России удалось
сохранить в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен бумажных денег на золото.
Финансовые мероприятия Витте наиболее ярко отражали политику приспособления царизма к запросам развивавшегося капитализма. Будучи убежденным    монархистом   и  стремясь    сохранить   неприкосновенность самодержавной власти, Витте больше всех своих предшественников способствовал обогаще­нию крупной буржуазии, его деятельность наглядно свидетель­ствовала о существовавшем в России XXв. союзе помещиков-крепостников с магнатами капитала.
В деятельности государственного банка во второй половине XIXв. можно отметить два периода. В течение первого двадцатипятилетия, как уже отмечалось, государственный банк выплачивал за счет частных вкладов долги старых кредитных установлений вкладчикам, т. е. покрывал казенные долги. В связи с этим он оказывался в очень тяжелом положении, так как у него часто не хватало средств для оплаты таких долгов. Со второй половины 80-х годов положение резко меняется: коммерческие операции государственного банка начинают развиваться в зна­чительной степени за счет казенных средств.
Система государственного кредитования отвлекала значи­тельную часть средств в сферу непроизводительного ипотечного кредита, обслуживавшего помещиков-крепостников.
          Пореформенная практика налогового дела заключалась в систематическом повышении косвенного обложе­ния. Система прямых налогов оставалась наиболее архаичной и консервативной, так как самодержавие больше всего боялось  радикальной ломки.
 На протяжении 60-90-х годов в области бюджета и налоговой политики царское правительство медленно и не всегда последовательно продолжало осуществлять буржуазное преобразование финансового хозяйства, провозглашенное еще реформой 1862г.                                    
         В конце ХIХ века Россия была огромной мировой державой, оказывавшей огромное влияние на ход мировых дел, с интенсивным экономическим   ростом,   развитием   промышленности,   электроиндустрии,     железнодорожного транспорта и др., постепенно превращаясь из страны аграрной в аграрно-индустриальную. В повседневную хозяйственную жизнь прочно   вошли   капиталистические  структуры  и  элементы:  коммерческий
банк, биржа, акционерная компания, коммерческий кредит, дивидендная бумага и др.
        Историческое значение опыта реформ состоит в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо
серьезных потрясений и социальных катаклизмов, без "революции снизу", с ее неизбежными  громадными  кровавыми жертвами и разрушениями. 
 
 
Список использованной литературы
 
1. «История России с начала XVIII до конца XIX века» под ред. А.Н. Сахарова, Москва, АСТ, 1996г.
 
2.   «История России с древнейших времен до конца ХХ века»  под  ред. М.Н. Зуева, Москва, « Дрофа», 1999 г.
 
3.    «История России», Учебный минимум для абитуриента под ред. В.В. Керова, Москва, «Высшая школа», 2003г.
 
4.      Погребинский А.П. «Финансы царской России»,
Москва, 1956г.
 
5.      Сабанти Б.М. «История финансов России», Москва, 1985г.
 
 
 «Финансово-кредитные реформы второй половины ХIХ века».
С приближением 60-х годов экономическое развитие России все больше втягивало ее на путь капитализма. Самодержавие и помещики-крепостники уже не в силах были сохранить уста­ревший феодально-крепостнический строй.
      Большая напряженность, чувствовавшаяся во всей экономике России, реакционный характер правительственных мероприятий нашли свое яркое отражение и в области финансов.
Существенную роль в приспособлении российского государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа 1861г. Её существо сводилось к трем основным элементам.
1й элемент реформы- ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств и введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы – должно было укрепить твердый порядок в расходовании средств. Государственный бюджет теперь калькулировался Министерством финансов, а рассматривался и утверждался Государственным советом.
      Реформа 1862г. в области государственного контроля представляла собой шаг вперед: она способствовала ослаблению того произвола в расходовании государственных средств, который был харак­терен для николаевской России.
2й элемент реформы-отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков.
      31 мая 1860г. был утвержден устав нового Государственного банка. На этот банк была возло­жена задача содействовать торгово-промышленному обороту страны. Государственный банк развил учетно-ссудные операции, а также способствовал развитию частного акционерно-коммерческого кредита. В отличие от классических центральных эмиссионных банков государственный банк, сосредоточив в своих руках эмиссион­ное дело и возглавив всю кредитную систему, сохранил за собой функции крупнейшего коммерческого банка России.
В 60-е годы царское правительство начало поощрять образование частных коммерческих банков.
3й элемент реформы - изменение налоговой системы.
Самое существенное преобразование действовавшей системы налогов выразилось в замене винных откупов акцизом на вино.
Уже в первый год действия акцизной системы (1863 г.) питейные доходы казны составили 138 млн. руб. вместо 126 млн. руб., полученных от откупщиков в 1862г. В по­следующие годы эти доходы казны непрерывно росли и к 1878г. составили уже 198 млн. руб.
       После проведения кредитной и финансовой реформы в на­чале 60-х годов царское правительство по инициативе министра финансов М. X. Рейтерна решило осуществить денежную реформупутем размена бумажных денег на серебро по посте­пенно повышавшемуся курсу.
       Министерство финансов не накопило необходимых средств для укрепления кредитного рубля: оно приступило к осуществлению денежной реформы с явно недостаточным разменным фондом. Истратив больше половины своего металлического запаса, царское правительство оказалось у разбитого корыта. За время выкупа небольшой части кредитных билетов не удалось повы­сить курс рубля.
Скандальный провал денежной реформы был предопределен общей экономической и финансовой слабостью пореформенной России. Царские чи­новники обнаружили полное непонимание внутренних законов денежного обращения. Большую часть второго пореформенного двадцатилетия Россия имела неразменное бумажноденежное обращение.
        Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира.
С.Ю. Витте ввел золотую валюту, преобразовал государственные налоги, урегулировал государственный бюджет, уменьшил выкупные платежи, обеспечил громадное развитие торговли, особенно внешней.
       Одна из сторон реформы Витте- Переход на золотой стандарт и установление лимита выпуска бумажных денег, 2я сторона – изменение источников доходной базы бюджета.
         Капитализация экономики приводит к росту товарно-денежного обращения. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития прямого обложения.
        Финансово-кредитная реформа 1895-97гг., введение золотой валюты укрепили государственные финансы и стимулировали экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны.
         В конце ХIХ века Россия была огромной мировой державой, оказывавшей огромное влияние на ход мировых дел, с интенсивным экономическим   ростом,   развитием   промышленности,   электроиндустрии,     железнодорожного транспорта и др., постепенно превращаясь из страны аграрной в аграрно-индустриальную. В повседневную хозяйственную жизнь прочно   вошли   капиталистические  структуры  и  элементы:  коммерческий
банк, биржа, акционерная компания, коммерческий кредит, дивидендная бумага и др.
        Историческое значение опыта реформ состоит в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо
серьезных потрясений и социальных катаклизмов, без "революции снизу", с ее неизбежными  громадными  кровавыми жертвами и разрушениями.   






Информация 







© Центральная Научная Библиотека