Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Государственная и частная формы собственности

Государственная и частная формы собственности

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ЧАСТНАЯ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Выполнила

ст.гр. УП-08-3

Лапина Т.И.

Проверил:

к. э. н., доц. Бугай А. В.

Иркутск 2009г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОБСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, РАЗВИТИЕ

1.1 МНОГООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

1.2 СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.3 РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

1.4 ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1.5 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ЧАСТНАЯ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

2.2 ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ПРИВАТИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

2.3 ГОТОВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА К ПРИВАТИЗАЦИИ

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ЧАСТНАЯ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

3.1 НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОСИМУЩЕСТВА

3.2 ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.3 ПЕРСПЕКТИВЫ ПОПОЛНЕНИЯ КАЗНЫ ЗА СЧЕТ ПРИВАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности.

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, хозяйственному рыночному механизму. Многие экономические проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков.

Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности. Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме. И, тем не менее, эта проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной. Жизненные блага, в которых мы испытываем потребности, ограничены. Также обстоит дело и с экономическими ресурсами, необходимыми для производства этих благ. В каждом обществе устанавливается определенный порядок, распределения экономических ресурсов и конечных товаров. В современной экономике эту функцию выполняют рынок и государство, разделив определенным образом между собой соответствующими обязанности.

Фактор ограниченности жизненных благ и экономических ресурсов требует не только разработки определенного порядка их распределения, но и установления каких-то правил контроля за ними. Конечные товары и экономические ресурсы, если они ограничены, не могут быть равнодоступными для распоряжения, применения абсолютно для всех членов общества. Если бы это было так, то в обществе воцарился бы хаос. Представьте себе: вы приобрели или построили дом; если бы в обществе отсутствовали правила контроля за жизненными благами, то, в принципе, это означало бы, что в ваш дом постоянно могли приходить - отдохнуть, обогреться, поспать, посмотреть телевизор - едва ли не все желающие. Понравился бы вам такой порядок, удовлетворил бы вас такой «демократический» способ пользования жизненным благом? Очевидно, что нет. Значит, общество должно обязательно решить, какими нормами будет защищаться право контроля определенных участников экономической жизни за полученными в результате рыночного или государственного распределения конечными товарами и экономическими ресурсами. Это является одним из условий эффективного их использования, воспроизводства.

Для решения этой проблемы в современном обществе используются нормы собственности.

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться. В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать на себе еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, сколотить достаточно широкий слой частных собственников, который стал социальной опорой нынешнего режима.

В своей работе я хотела бы отразить вопросы частной и государственной собственности, пути их развития. В первой части я раскрыла понятие собственности с разных сторон, описала развитие собственности в России в конце ХХ века, привела классификацию форм собственности и в целом рассмотрела понятие приватизации, как основного вида преобразования собственности, и характерные черты ее развития в России.

Во второй части я осветила процессы приватизации государственного и муниципального имущества в России, которые протекают на современном этапе. Непосредственно, коснулась законов, принятых в этой области за последнее время.

Так как приватизация на данный период - это связывающее звено государственной и частной собственности, в третьей части я рассмотрела проблемы и перспективы развития приватизационных процессов в России.

В целом, в своей работе мне хотелось сделать акцент именно на нынешнем положении вопросов, связанных с моей темой, а именно, касающихся приватизации.

Глава 1. Собственность: понятие, классификация, развитие

1.1 Многообразие определений собственности

Проблема собственности - одна из самых сложных. Она получила в литературе самые разнообразные трактовки. Например, такие:

Собственность - система исторически объективных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления Экономика - справочник Борисова Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф., М., 1997.

Собственность - отношения людей друг к другу по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ Политическая экономия - словарь под ред. Волкова М.И. - 3-е изд., доп., М., 1999.

Собственность - материальные ценности, имущество, принадлежащие кому-нибудь или находящиеся в полном распоряжении кого-нибудь или чего-нибудь Толковый словарь русского языка Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - 4-е изд., доп., М., 1999.

Собственность - это способ соединения факторов производства: работника - со средствами производства Экономическая теория - учебник Иохин В.Я. - М., 2003.

К. Маркс рассматривал собственность как отношение к предметам, как к своим собственным. В знаменитом Кодексе Наполеона (Гражданский кодекс Франции) отмечается, что «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом».

Авторы каждой их точек зрения настаивают только на своей интерпретации экономических отношений собственности. Но наибольший интерес представляют работы следующих авторов: Н.И. Базылева, В.Я. Иохина, Ю.Ф. Симонова, Е.Ф. Борисова, Г.М. Гукасьяна, А.И. Добрынина.

Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит и положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф. Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазную.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением того, что отмирает, и усиление того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

1.2 Собственность как экономическая категория

В самом приближении
, собственность можно определить, как отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к своей. Собственность покоится на различии моего и твоего. Любой тип и любая форма собственности, как бы высок в том или оном конкретном случае ни был уровень обобществления или, что, то же самое, уровень коллективизации собственности, могут существовать лишь при условии, что кто-то относится к условиям и продуктам производства как к своим, а кто-то к чужим. Без этого вообще нет собственности. С этой точки зрения любая форма собственности является частной, какой бы идеологической мишурой преследующей вполне прозаические цели, это ни прикрывалось.

СОБСТВЕННОСТЬ - это общественное отношение. Без отношения других лиц к принадлежащей собственнику вещи как к чужой не было бы и отношения к ней самого собственника как к своей. Содержание собственности как общественного отношения раскрывается при посредстве тех связей и отношений, в которые собственник вступает с другими людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Курс экономики: Учебник под редакцией Б.А. Райзберга, - М.: Инфра, 1997

Итак, СОБСТВЕННОСТЬ - общественное отношение, которому присущи материальный субстрат и волевое содержание. СОБСТВЕННОСТЬ это имущественное отношение, причем в ряду имущественных отношений она занимает главенствующее место. Этого, однако, для характеристики собственности недостаточно. Необходимо показать, в каких конкретных формах могут выражаться волевые акты собственников отношении принадлежащей ему вещи. Разумеется, речь идет о том, чтобы выстроить в ряд перечень таких актов. Это и невозможно, ибо в принципе собственник может совершать в отношении своей вещи все, что не запрещено законом, либо не противоречит социальной природе собственности. Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею. К ним, в конечном счете, сводятся конкретные акты собственника.

ВЛАДЕНИЕ означает хозяйственное господство собственника над вещью. Во владении выражается статистика отношений собственности, закрепленность вещей за индивидами и коллективами. ПОЛЬЗОВАНИЕ означает извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного и личного потребления. РАСПОРЯЖЕНИЕ означает совершение в отношении вещи актов, определяющих ее судьбу, вплоть до уничтожения вещи. Это и отчуждение вещи, и сдача ее внаем, и залог вещи, и многое другое. В пользовании и распоряжении выражается уже динамика отношений собственности.

С учетом сказанного конкретизируем данное ранее определение собственности. СОБСТВЕННОСТЬ - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника.

1.3 Развитие собственности в России в конце ХХ века

С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономических отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем. Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции во второй ее части, и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений. Возрождение различных форм частной собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников, предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила, будучи не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане. Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция) приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д. выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых дискуссий, которые ввелись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий как с неделимой, так и коллектиктивно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона и самих предприятий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т.д.

Второй этап - ваучерная приватизация. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий и акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».

По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

С 1 июля 1994 г. был объявлен третий - денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства повышающие эффективность хозяйственной деятельности. Но этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:

· 75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.

· Большое количество акций в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.

· Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточное и малоприбыльные предприятия.

Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционирование в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

К 1997 г. Сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

В переходной экономики России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизационного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.

Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономический эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

1.4 Формы собственности и их классификация

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый, прежде всего тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо одной, единой, общей природы, скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению. Нельзя разобраться в экономике, если не научиться классифицировать собственность. То есть надо уметь распределять отношения присвоения по классам и соподчиненным им видам, конкретным формам в зависимости от их общих признаков.

Классификация присвоения во многом затруднена из-за того, что имеются два типа отношений собственности - в экономическом и юридическом смысле. Отсюда возникают два отличающихся друг от друга основания классификации.

Основанием для классификации собственности в ее экономическом понимании служит степень развития кооперации труда и производства. Этот критерий показывает, сколько людей объединено в процессе труда и на деле присваивают средства и результаты производства. Тем самым определяет уровень реального обобществления имущества.

По своим масштабам обобществление производства имеет три основных уровня:

низший уровень - единоличное присвоение (мелкое предприятие, на котором хозяйствует один человек или его семья);

средний масштаб обобществления (более или менее крупное предприятие или хозяйственное объединение, на которым объединен под единым началом труд многих людей);

высший уровень - национальный комплекс (труд кооперирован в народнохозяйственном масштабе).

Иногда формы собственности сводят вообще к двум видам: частной и государственной, чтобы упростить их рассмотрение и изучение. В свете изложенного сконцентрируем внимание на трех формах собственности, которые, с одной стороны, получили широкое признание в науке, а с другой, относятся к числу самых распространенных (рис.1)

Рис. 1 Классификация форм собственности

В подавляющем большинстве стран мира сегодня превалирует в различной степени частная собственность.

Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы. Значительная часть капитала находится в частном владении. Частная собственность на капитале, произведенные товары и услуги, полученные доходы являются важным условием поддержки системы свободного предпринимательства.

Частной называют собственность, по отношению к которой собственник персонифицирован, выделен как физическое лицо, отдельная личность, индивидуум. Частная собственность предполагает определенное отторжение от других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля над определенными объектами - капиталом, землей, доходом, конечными товарами и т.д. Все они теперь становятся персонифицированными и имеют конкретных владельцев. Иначе говоря, собственность считается частной, если правом на нее обладает либо один человек, либо сравнительно небольшая группа людей, каждый из которых есть собственник-компаньон, имеет свою личную долю собственности. Частная собственность принадлежит только частным лицам.

Разновидностью частной является индивидуальная собственность. Индивидуальные частные фирмы, образующие юридическое лицо, невелики по размерам и представлены в небольшом числе отраслей: ремесленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг разного рода, в том числе и самых современных, например, консалтинговых. Их собственниками являются или одно лицо, или небольшое число лиц; преобладает собственный труд (одного лица или семьи, как это имеет место в фермерских хозяйствах на селе), но в дополнение к нему может применяться и наемный труд. Во всем мире имеется несколько сотен миллионов таких хозяйств, но для них характерна огромная ротация: каждый год большое число таких фирм разоряется и ликвидируется, но на смену им приходят новые.

Кроме мелких фирм, к индивидуальной частной собственности относятся служащие для извлечения дохода имущественные объекты отдельных предпринимателей (мелких торговцев, ремесленников, лиц свободных профессий), работающих по соответствующему разрешению (патент, лицензия) от властей и не образующих юридического лица.

Промежуточное место между частной и государственной занимает общая собственность нескольких субъектов. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общая собственность подразделяется на совместную и долевую. Общая совместная собственность принадлежит всем собственникам вместе и не делится между ними на части. Общая долевая собственность разделена на доли, части. В кооперативах, товариществах долю каждого собственника именуют паем. Во многих случаях долевая собственность распространяется только на стоимость объекта собственности, она дает право участвовать в управлении объектом, но при этом собственник не может изымать свою долю в материальной, вещественной форме, забрать «свой кусок».

Субъектами общей собственности могут быть любые собственники, в том числе и государство. Если собственник отделяет свою часть из общей собственности, она становится частной собственностью.

Общая, в том числе общенародная собственность иногда разделяется по территориальному признаку. В этом случае выделяются такие формы собственности, как региональная (территориальная) и муниципальная (местная).

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм. В среднем по развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП не превышает 7%. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой этот показатель составляет соответственно 11 и более 40%.

Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах - соответствующие центральные и региональные учреждения.

Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

В странах с федеративным устройством государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов - субъектов федерации.

Четко провести грань между государственной и общенародной собственность трудно. Объектами общенародной собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.

1.5 Приватизация в России

Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с приватизацией.

Однако приватизация является одной из форм. Преобразования собственности включают в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же формы собственности, так и переход от одних форм собственности к другим.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» под приватизацией понимается «возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц» - оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей государства и местных органов в капитале АО.

В современной России приватизация приняла широкий размах, механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 году. В этом законе были заложены основы приватизации:

-Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

-Созданы две государственные структуры: комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом и фонда имущества. В функции первых входили подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляют продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

-Были определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Негативными основными чертами являются следующие:

· Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

· Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

· Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

· Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

Последствия приватизации - тема многих научных дискуссий. И это не удивительно, ведь приватизация - чрезвычайно сложный процесс, затрагивающий практически все сферы экономической, политической и социальной жизни. В целом множество суждений можно свести к одному: итоги приватизации разочаровывают.

Глава 2. Государственная и частная формы собственности в России на современном этапе

2.1 Приватизация городского и муниципального имущества

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным, но не единственным путем разгосударствления собственности. Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия. 1999

Кардинальные перемены в макроэкономике выразились в том, что к концу XX века полностью утрачено свойство классического капитализма быть «чистым капитализмом» (участие государства в национальной экономике).

В современной западной экономике одновременно сосуществуют все три известные нам типа присвоения с их различными формами. В нашей стране идет переход к рыночной экономике, вырабатываются специфические для нас черты, а также проявляется общая тенденция синтеза форм собственности.

А теперь я рассмотрю более подробно, как в России на практике происходит процесс приватизации государственной и муниципальной собственности. Эти вопросы детально рассматриваются в «Российской Газете», где приводятся весьма интересные и свежие факты, касающиеся моей темы.

Принят закон, касающийся обществ с ограниченной ответственностью. Гупы и МУПы оказались слишком мелкими, чтобы стать акционерными обществами.

Депутаты Госдумы решили реанимировать вялотекущую приватизацию госсобственности и приняли в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", который предлагает отказаться от акционирования мелких и средних унитарных предприятий. Законопроект предусматривает новый способ приватизации - преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью (ООО). Помимо этого законопроектом вводится еще один способ приватизации - продажа на аукционе имущественного комплекса унитарного предприятия, включая его долги.

Сегодня если размер уставного капитала государственного или муниципального унитарного предприятия, определяемый как сумма чистых активов предприятия и кадастровой стоимости земельного участка, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества (ОАО) - 100 тысяч рублей, то его приватизация может осуществляться только одним способом - путем преобразования унитарного предприятия в ОАО. Причем 100 процентов акций данного предприятия должны находиться в государственной или муниципальной собственности.

Авторы законопроекта считают, что форма ОАО подходит больше для ведения крупного бизнеса, а вот для малого и среднего бизнеса лучше подойдет такая форма, как ООО.

Разработчиков поддерживает и Комитет по собственности Госдумы, по мнению которого указанная законодательная норма является весьма неэффективной в отношении средних и малых предприятий. Она существенно увеличивает денежные и временные затраты на осуществление всех корпоративных процедур, связанных с созданием и функционированием ОАО, в частности, эмиссией акций и организацией их обращения на фондовом рынке, проведением собраний акционеров и так далее. Кроме того, отмечают в комитете, на финансовом рынке оказываются малоликвидные акции акционерных обществ, спрос на которые фактически отсутствует, но само наличие которых препятствует развитию фондового рынка. В комитете также отмечают, что отечественный опыт и развитых стран показал, что такая организационно-правовая форма, как ОАО, является экономически целесообразной исключительно для крупных предприятий с большим количеством акционеров - физических и юридических лиц, в то время как для средних и малых предприятий оптимальной формой юридического лица является ООО.

Поэтому новый законопроект увеличивает размер балансовой стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, при котором в обязательном порядке осуществляется преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, до 5 миллионов рублей. В иных случаях предлагается преобразовывать унитарные предприятия в общества с ограниченной ответственностью либо продавать их как имущественные комплексы.

Несмотря на то, что данный законопроект принят в первом чтении, к нему имеется ряд замечаний. В частности, в официальном отзыве правительства говорится, что законопроектом не установлены критерии принятия указанных решений. Поэтому правительству предлагается внести изменения в законопроект, позволяющие при принятии указанных решений исходить из минимального размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, а также предусмотреть такой способ приватизации государственного и муниципального имущества, как продажа долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

Помимо этого правительство считает, что необходимо исключить из законопроекта предлагаемые изменения в статью 15 закона о приватизации, поскольку вопрос повышения информационной прозрачности при приватизации государственного и муниципального имущества является отдельным направлением совершенствования законодательства о приватизации и не связан с основной идеей законопроекта, а именно с созданием правовых условий преобразования унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью.

Есть свои замечания и у Комитета по собственности, который уверен, что надо уточнить положение законопроекта о требованиях к наличию информации, необходимой для принятия решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, а также указать, что на общества с ограниченной ответственностью, созданные путем преобразования унитарных предприятий, распространяется действие лицензий и иных специальных разрешений, имеющихся у соответствующих унитарных предприятий.

Положения законопроекта требуют согласования с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с которым с переходом к покупателю права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия последнее прекращается. В этой связи комитет полагает целесообразным внесение в ходе подготовки ко второму чтению поправок, направленных на сохранение производства и трудовых прав работников в случае продажи имущественного комплекса унитарного предприятия. Ю. Васильева. Гупы и МУПы оказались слишком мелкими, чтобы стать акционерными обществами // Российская Бизнес Газета.- 02.12.2008. - №681

2.2 Влияние кризиса на приватизационные процессы

Кризис, возможно, впервые заставит российских чиновников грамотно продать госимущество

В обновленный бюджет-2010 заложена сумма доходов от приватизации государственного имущества в размере 7 млрд. рублей. Государству наконец-то придется расстаться с "лишними" активами: оно декларирует эту задачу уже лет семь, однако, только кризис по-настоящему сдвинул процесс с мертвой точки.

Продавать, другого выхода нет, иначе невозможно поддержать на должном уровне и социальные расходы, и антикризисные программы. Министр финансов Алексей Кудрин поспешил заявить, что поддерживает идею пополнение бюджета приватизационными доходами. Идея, впрочем, озвучена первоначально не им, а первым вице-премьером Игорем Шуваловым, который возглавляет соответствующую рабочую группу. Шувалов в одном из интервью заявил, что группа предлагает выставить на торги акции 5,5 тысяч госкомпаний. По его словам, приватизация начнется уже в этом году, продадут 20 процентов "Совкомфлота", крупнейшей судоходной компании, акции других транспортных и инфраструктурных компаний, нуждающихся в инвестициях, выставят на торги во второй половине 2010-го. В ход пойдут также лицензии на месторождения углеводородов и драгоценных металлов. Такие активы государство еще год назад не решилось бы продавать (напротив, оно боролось за эти лицензии с потенциальными инвесторами), но теперь группа Шувалова признает, что раз государство все равно не разрабатывает эти месторождения, так почему бы и не продать.

В этих переменах "виноват", конечно, кризис. И дело не только в нехватке средств в бюджете. В процессе реализации антикризисных мер государство охотно раздавало свою помощь частным предприятиям, забирая взамен их акции. Этот процесс не афишировался, но масштабы такой национализации оказались достаточно велики - во всяком случае, глава РСПП Игорь Шохин даже озаботился вопросом, что теперь делать с новой собственностью. "С точки зрения РСПП, было бы правильно национализированные в ходе кризиса и до кризиса активы приватизировать с целью формирования активов пенсионной системы. Нынешняя пенсионная реформа не обеспечивает достаточного ресурса для пенсионной системы", - заявил он.

Как уже говорилось, Минфин официально не идет в фарватере процесса, но на самом деле - разделяет его суть и принимает весьма близко к сердцу. В разговоре с иностранными инвесторами в последних числах сентября Кудрин был более откровенен. Он заявил, что половина экономики России контролируется или является частью государственной собственности. Мы предполагаем, что государство избавится от части тех пакетов акций, в которые оно вошло в период кризиса", сказал министр. На той же встрече Кудрин расширил список Шувалова", который пока целиком не оглашался (помимо "Совкомфлота", Шувалов называл только Роснефть) - министр заявил, что приватизация может коснуться ВТБ.

Но почему государство пошло на эти шаги лишь под давлением кризиса? Ведь достаточно вспомнить высказывания бывшего теперь уже министра экономического развития Германа Грефа, который не уставал повторять, что государство - плохой собственник, столько собственности, сколько у него есть, государству не нужно, и от этого балласта необходимо избавляться как можно быстрее? Греф пребывал на должности министра не один год, и мог в принципе сделать то, что декларировал. Но процесс вылился, и то не окончательно, лишь в ликвидацию ГУПов, которые сделались АО, но остались в госсобственности.

Сегодня Игорь Шувалов вспоминает, что "в свое время" приватизация была едва ли не самым существенным источником пополнения казны. Ключевое слово тут "в свое время" - имеется в виду начало "нулевых", когда нефть была относительно дешева. Потом нефть подорожала, и у государства сложилось ощущение, будто можно обойтись и без приватизации. Так, программа приватизации на 2008 год оказалась выполнена всего на 60%, если взять другие годы, мы увидим эту или даже более низкую цифру. Таким образом, идея Грефа про избавление от лишнего имущества "потому, что это неправильно", уперлась в прагматичное - "раз деньги все равно есть, пусть пока имущество побудет у нас". Тем более что сразу после ухода Грефа возобладал тренд построения в стране госкорпораций, с которыми одно время связывали будущее российской экономики. Впрочем, эта иллюзия вскоре рассеялась, сегодня госкорпорации критикуют все, и в правительстве, и в администрации президента.

В итоге доля участия государства в экономике к лету 2009 года достигла 45-50%, что эксперты считают недопустимым для стран с рыночной экономикой. Забавно, что в общественном сознании этой цифры нет. Так, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС некоторые депутаты Госдумы (!) ругали владельцев станции, называя их "капиталистами" и ратуя за передачу станции и РусГидро в целом в руки государства. Не догадываясь, что и то и другое и так находится у государства. Чего тогда ждать от рабочих АвтоВАЗа, которые на митингах требовали национализации завода - который, конечно, никто никогда и не приватизировал. Эти ремарки сделаны ради того, чтобы понять, на какой отчаянный шаг решилась группа Шувалова. По сути, ей придется пойти поперек общественного мнения, которое о приватизации и слышать не хочет.

Общественными настроениями объясняется и тот факт, что новый московский тренд товарищи на местах восприняли прохладно. А ведь именно в регионах находится имущество, продажа которого обеспечивает существенную часть будущих доходов. Пусть это не монстры экономики, которые продает федеральное правительство, пусть это зачастую всего лишь небольшие здания или даже автопарк какого-нибудь ГУПа, в сумме по стране набегает очень много. Так вот, в регионах, несмотря на тяжелое положение местных бюджетов, продавать что-либо не торопятся (надеясь, в частности, на помощь федералов). И хотя программы приватизации на местах пересматриваются в эти дни валом (как же, "Москва приказала"), в основном это или бумажный пересмотр, или даже секвестр этих программ. Так, в Калининградской области, еще более-менее продвинутой в плане приватизации, кое-что рекомендовали к продаже, но больше с продажи сняли. Несмотря на то, что чиновники предлагают все более и более выгодные, как им кажется, условия приватизации, бизнес считает все же цены завышенными. Конечно, надо разбираться, так ли это, и не играет ли бизнес в игру "пускай предложат еще дешевле, а мы подождем". И, тем не менее, в целом по стране наблюдается зачастую такая картина: чтобы создать видимость движения, чиновники выставляют на торги то или это, но по такой цене или по таким условиям, что покупать никто не хочет.

Итак, похоже, вопрос упирается в то, насколько велики кризисные ожидания высшего чиновничества. Чиновники - и в Москве, и на местах - в принципе хотели бы сохранить за собой имущество, поскольку второго Грефа, то есть идейного противника госучастия в экономике, не наблюдается. Но кризис, кризис… Те, кто считает, что он затянется, ратуют за приватизацию из самых прагматичных соображений. Те, кто думает, что прорвемся, советуют подождать. Обратите внимание в этой связи, что даже цифра в 7 млрд. руб. достаточно скромна - если бы план приватизации на 2008 год был бы выполнен, сумма составила бы 12 млрд. руб. Новое в этой цифре - 7 миллиардов - только то, что этот план, в отличие от предыдущих, кажется, намерены выполнить.

В целом трудно отказаться оттого, что прагматичный ход мыслей, который внушил чиновникам кризис - это даже и неплохо. Идея может быть хорошей и красивой, но экономикой все-таки движут не идеи, а деньги. Возможно, эта новая приватизация - не "против коммунистов", как в 90-е, не против бюрократов, как хотел Греф, а за - "за деньги" - неожиданно окажется успешней предыдущих. Д. Шварц. Прагматичная приватизация. Кризис, возможно, впервые заставит российских чиновников грамотно продать госимущество // Российская Газета. - 1.10.2009. - №725

Приватизация госсобственности пройдет по рыночным ценам

Минэкономразвития решило в очередной раз упростить и освежить вялотекущую приватизацию госсобственности. Ведомство подготовило новые поправки в закон о приватизации государственного и муниципального имущества, которые должны повысить прозрачность системы, сделать порядок ценообразования более близким к рынку, а также улучшить информационное обеспечение процесса. Эксперты считают, что предлагаемые изменения направлены на упрощение процедуры приватизации, но в целом их нельзя назвать радикальными.

В свете новых поправок, безусловно, можно говорить о некотором упрощении процесса приватизации, поскольку с улучшением качества информационного обеспечения увеличится и количество участников, и упростится ряд процедур, - рассказала Ирина Мельникова, заместитель генерального директора по юридическому консалтингу АКГ "Интерком-Аудит". - В частности, собственник будет обязан самостоятельно готовить для участников типовые формы документов, что снизит и управленческие, и временные затраты, однако в любом случае приватизация останется довольно сложной процедурой.

Для достижения намеченных целей разработчики предлагают в первую очередь дать правовую возможность утверждения прогнозного плана приватизации федерального имущества сроком от 1 до 3 лет. В настоящее время данный план утверждается правительством ежегодно. Как рассказала Российской Бизнес Газете Татьяна Манакова, старший юрист Юридического бюро "Падва и Эпштейн", обращает на себя внимание конкретизация перечня государственных предприятий и федерального имущества, подлежащих приватизации в соответствующем периоде. А именно, закреплено требование включать в прогнозные планы, помимо простого указания ФГУПов, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества, подлежащих приватизации, указание на направление дальнейшего распоряжения ими, в том числе сроки и способы реализации в планируемом периоде.

Второй не менее важный шаг - замена института нормативной цены рыночным механизмом определения начальной цены. Собственнику планируют разрешить устанавливать начальную цену самостоятельно, на основе отчета независимого оценщика. По мнению Николая Степанова, партнера коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", такое нововведение направлено на пресечение практики продажи приватизируемого имущества за бесценок.

Проект также предполагает создание правовых условий для возможности использования электронных торгов при проведении приватизации государственного имущества. "Несомненное достоинство законопроекта - возможность проводить торги по продаже государственного (муниципального) имущества в электронной форме, - отметил Николай Степанов. - Однако необходимо разработать такую процедуру электронных торгов, которая обеспечит прозрачность их проведения и недопущение злоупотребления со стороны участвующих лиц".

Помимо этого вводится новое понятие - "информационное обеспечение приватизации", представляющее собой комплекс мероприятий. По словам Николая Степанова, положительным моментом законопроекта является обязательность публикации информации обо всех этапах приватизации в печатных СМИ и Интернете, что создаст условия для свободного доступа неограниченного круга лиц к информации.

Эксперты считают, что для госпредприятий процесс приватизации существенно изменится. Что же касается активного участия бизнеса в приватизации госсобственности, то, по мнению Ирины Мельниковой, сложно говорить, приведет ли законопроект к кардинальным изменениям для бизнеса, но очевидно, при условии принятия и реализации всех предусмотренных нововведений можно рассчитывать на повышение интереса к приватизируемому имуществу со стороны участников рынка. Ю. Васильева. Трехлетний план для неликвидов. Приватизация госсобственности пройдет по рыночным ценам // Российская Бизнес Газета. - 24.11.2009. - №729

2.3 Готовность государственного имущества к приватизации

По словам Евгения Ясина, научного руководителя Государственного университета - Высшей школы экономики, программа приватизации была одним из ключевых факторов рыночных реформ в России. О ней много спорили, когда она начиналась. Однако к концу 90-х годов все-таки большая часть активов российской экономики находилась вне государственной собственности.

Затем в России пошла ориентация на повышение роли государства, и до последнего времени эти тенденции продолжали развиваться. Последним словом было создание государственных корпораций, в том числе и таких, которые включались в частные предприятия в расчете на то, что государство либо выкупит у них часть акций, либо приобретет полностью. В итоге мы подошли к тому, что ежегодно правительство принимало планы приватизации, однако доля государственного сектора продолжала расти. По некоторым оценкам, она сейчас превышает 50 процентов. А доля частного сектора и, самое главное, свобода его деятельности были в значительной степени ограничены.

Пока был «нефтяной бум» и Россия могла много зарабатывать на высоких ценах, можно было предположить, что такой курс вполне уместен. Но можно понять, что питало такие взгляды. Главный посыл был в том, что российский предприниматель недостаточно ответствен в социальном отношении. А интересы российской экономики требуют определенного направления, которое в большей степени может выдержать государство.

Сейчас тональность поменялась. Это произошло еще на Петербургском экономическом форуме в 2008 году. Тогда выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов и заявил, что надо возвращаться к политике приватизации, что создание государственных корпораций - это временные меры.

И вот, наконец, во вторник 24 ноября правительство одобрило расширенную программу приватизации на 2010 год. Она предполагает продажу 449 пакетов акций акционерных обществ. Среди них - такие крупные компании, как "ТГК-5", "Росгосстрах" и другие. Ожидается, что приватизация их госпакетов принесет казне 17 млрд. рублей. Также из перечня стратегических предприятий исключены 28 компаний. Хотя сначала планировалось в два раза меньше. Это еще 54 млрд. рублей. И миллиард принесет приватизация небольших объектов. Итого - 72 млрд. рублей.

Серьезная сумма и серьезные предприятия. Это важный поворот. Раньше в ежегодных планах называлось, может быть, и большое число объектов, но абсолютно непривлекательных. И они выполнялись примерно на 15-20 процентов. Не больше. Никто, даже за предложенную низкую цену, не хотел покупать. Сейчас предлагаются более привлекательные объекты. Шел разговор и о продаже пакета акций "Роснефти", что, кстати, не означало бы потерю государственного контроля над нефтяным рынком. Прошлый наш опыт показал, что частное владение нефтяными компаниями приводит к более позитивным результатам, чем государственное хозяйство. И тот факт, что у нас в нефтяной промышленности все-таки есть какая-то конкуренция, только на благо. Хочется верить, этот вопрос еще будут обсуждать.

Было много споров вокруг приватизации стратегических предприятий. Но и они пошли на продажу. И правильно. Нет ни одного так называемого стратегического предприятия, приватизация которого была бы опасна. В США, например, все компании, которые работают в аэрокосмической сфере, частные. И что? Разве там государство утратило необходимый контроль над отраслью? Нет.

Главное, Россия сейчас переходим от формально сохраняемой политики приватизации к реальным действиям. Все-таки теперь можно ожидать получение большего количества финансовых средств и увеличения частного сектора в российской экономике. Ведь нужно иметь в виду то обстоятельство, что сейчас финансовое положение не такое прочное, как два года назад. И хотя цена на нефть повысилась, но она сегодня повысилась, а завтра понизится. Если трезво оценивать ситуацию, необходимо коснуться и решения, во что вложить деньги, полученные от приватизации. В последней книге Егора Гайдара как раз речь идет об этом. Он считает, что средства от приватизации и нефтяные деньги следует направлять в целевой капитал Пенсионного фонда с тем, чтобы решить объективно сложившуюся сложную ситуацию. В России быстро растет число пенсионеров и быстро сокращается число работников. Эта проблема стоит не только перед нашей страной. Но перед нами она стоит в самой жесткой форме.

Впрочем, это только одно из возможных направлений приватизационных денег. По словом Евгения Ясина, их ни в коем случае нельзя вкладывать в какие-то промышленные проекты, даже очень масштабные. В них должен вкладываться частный капитал. А государству необходимо расходовать свои ресурсы на решение стратегических задач институциональных изменений, которые решают либо ключевые социальные проблемы, либо связанные с изменением структуры российской экономики. Скажем, доступное жилье - это такая стратегическая задача. Поднятие российской авиации до уровня конкурентоспособной с лучшими мировыми компаниями - тоже стратегическая задача.

Следует подчеркнуть, что само по себе решение в большей степени использовать возможности приватизации - правильное. Но, чтобы оно сработало, нужно, чтобы российский бизнес поменял свой характер. Он, кстати, зависит не только от дурного происхождения (оно у любого бизнеса одинаковое), а от отношения между предпринимателями и государством. От того, оказывает ли государство неумеренное давление на бизнес через правоохранительные органы, налоговую службу и так далее или же оно старается создавать реально благоприятные условия, для того чтобы предприниматели чувствовали: их собственность защищена, заключенные соглашения будут выполняться. Это исключительно важно. Под дамокловым мечом, под давлением бизнес работать не будет.

А деньги у бизнеса на выкуп госпакетов есть. Хотя некоторые эксперты и советуют подождать окончания кризиса, а потом уже заняться масштабной приватизацией. Дескать, за госпакеты не дадут хорошей цены, потому что бизнес сидит на голодном пайке. Это не так.

Во-первых, если реализовать их сейчас, то все равно можно получить немалые деньги. Во-вторых, у бизнеса деньги есть, кроме тех компаний, которые набрали слишком большие кредиты на Западе. А куда они девались? Да все они лежат в банках, потому что можно было переводить средства на валютные счета в России. Предприниматели просто боялись их тратить, потому что достойных объектов для вложений нет. Как и гарантий использовать приобретенные активы. Если будет доверие, более свободная обстановка - деньги появятся. Е. Ясин. Государство готово продавать, а бизнес покупать // Российская Газета Федеральный выпуск. -26.11. 2009. - №5048

Глава 3. Государственная и частная формы собственности: проблемы и перспективы развития

3.1 Новые полномочия Росимущества

Нерадивых руководителей государственных предприятий за неэффективное использование имущества и саботаж при подготовке приватизации будут увольнять. Минэкономразвития подготовило проект постановления правительства РФ, согласно которому Росимущество получает дополнительные контрольно-ревизионные полномочия и наделяется правом предоставлять предложения по увольнению руководства, например за непредставление документов, связанных с приватизацией предприятия. Как пояснили в министерстве, сегодня руководители предприятий нередко саботируют требования по подготовке к приватизации - не представляют информации, затягивают сроки работ и так далее. Все это существенно увеличивает денежные и временные затраты на осуществление всех необходимых приватизационных процедур.

"В числе правомочий Росимущества указано направление предложения о прекращении трудового договора с руководителем ФГУП в случаях привлечения его к административной ответственности за неисполнение возложенных на него обязанностей, либо выявления фактов неэффективного использования имущества ФГУП, - пояснила Юлия Михалычева, генеральный директор Юридического бюро "Падва и Эпштейн". - Подробно предусмотрена процедура согласования разногласий по вопросу прекращения контракта. Вызывает неясность избирательность основания прекращения трудового договора, которое инициируется Росимуществом, по всем иным основаниям решения уполномочен принимать профильный представитель собственника. Одновременно предложены дополнительные основания прекращения контракта с руководителем: непредставление документов, связанных с приватизацией предприятия, ненадлежащее представление иной информации по требованию Росимущества".

Помимо данных новел минэкономразвития намерено обеспечить и полноценное активное участие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в процессе управления унитарными предприятиями в период их приватизации. Сейчас нормативными актами предусмотрено, что со дня включения предприятия в программу приватизации полномочия отраслевого агентства по управлению им переходят к Росимуществу. Эта мера была введена с целью предоставления Росимуществу рычагов влияния на предприятие с целью его успешной подготовки к приватизации. Однако отраслевым федеральным органам исполнительной власти это пришлось не по душе. В результате имеется системное противодействие включению предприятий в программу приватизации.

Минэкономразвития в проекте постановления предлагает принять меры по повышению ответственности отраслевых органов за результаты деятельности ФГУП в период приватизации, усилить координацию их работы с Росимуществом, при этом существенно расширив их полномочия.

По словам Евгения Макаренко, заместителя генерального директора УК "Независимые директора", вносимые изменения направлены, с одной стороны, на устранение существующих технических и процедурных пробелов (уточнены некоторые формулировки и сроки), а с другой стороны, призваны разграничить полномочия между федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, и Росимуществом, которому теперь предоставляются дополнительные полномочия в сфере контроля за эффективностью использования государственного имущества.

На наш взгляд, подобное усиление контролирующей функции Росимущества является своевременной и необходимой мерой в условиях наблюдающегося спада экономической активности, когда государству необходимо в рыночных условиях не только сохранить имущество, но и добиться повышения эффективности его использования, - отметил эксперт.

Однако при всей активности власти по проведению приватизации эксперты обращают внимание на то, что анализ соотношения финансовых результатов деятельности и затрат приватизируемых предприятий на техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, землеустроительные работы, оформление прав на объекты недвижимого имущества показал, что около 50 процентов подлежащих приватизации предприятий не смогут оплатить необходимые работы - их карман пуст. Ю. Васильева. Сбросить балласт. Росимущество получит дополнительные возможности для приватизации госсобственности // Российская Бизнес Газета. - 8.09.2009. - №718

3.2 Причины сопротивления приватизации государственных унитарных предприятий

По словам руководителя территориального управления Росимущества в г. Москве, доктора юридических наук Анатолия Шестерюка, концептуально позиция правительством по поводу унитарных предприятий озвучена. Такой инструмент организации управления имуществом, как ГУПы, изжил себя. А если они и имеют право на существование, то только в четко оговоренных случаях, если нужны для осуществления государственных полномочий и услуг. А те предприятия, деятельность которых не имеет отношения к этим функциям, должны либо акционироваться, либо перейти в руки регионов или муниципалитетов. Что в ближайшее время, надеется Анатолий Шестерюк, и будет сделано.

В целом в России зарегистрировано более 3,5 тысячи государственных унитарных предприятий. Из них свыше пятисот - в Москве, то есть седьмая часть. Некоторые находятся в процессе многолетней ликвидации - таких официально больше 140. А 165 ГУПов - вообще очутились в "подвешенном состоянии", то есть учет их имущества в реестре не завершен до сих пор. Не исключено, что часть из них уже практически прекратили свою деятельность. Следует отметить, что в России немало примеров, когда ГУПы живут только на сдаче в аренду площадей в десятки тысяч квадратных метров. Это не что иное, как паразитирование на государственном имуществе.

И при этом, с точки зрения действующего законодательства, которое катастрофически устарело с 2004 года, закон не нарушается. Есть серьезная прореха в законодательстве, которая мешает приватизации таких предприятий - размытость в определении собственника или представителя собственника. В данный момент, к примеру, за территориальным управлением Росимущества в Москве числится более ста ГУПов, которые необходимо было приватизировать еще пять-шесть лет назад. Но из года в год директора этих предприятий от приватизации уклоняются по простейшей причине - не оформляют документы, и все. То есть не оценивают имущества, не регистрируют права на него, чтобы можно было выставить его на продажу. Потому что не заинтересованы. И очевидно, не только директора. Сами федеральные органы власти - тоже. Но Росимущество подействовать на эту ситуацию не вправе. Почему? Так, представителем собственника в отношении имущества государственных предприятий с одной стороны является Росимущество, а с другой - федеральный орган, министерство или агентство, в ведении которого находится тот или иной отраслевой ГУП. Вот и получается, что за всю финансово-хозяйственную деятельность, назначения руководителей отвечают министерства или агентства. А когда речь заходит о контроле и ответственности за состояние имущества "их" ГУПов, тут вроде как ответственность несет Росимущество. В итоге наладить эффективное управление унитарными предприятиями, не имея возможности влиять на кадровую политику, тоже снятие с должности директоров, саботирующих приватизацию, Росимущество не имеет права.

Предложения Росимущества о радикальном решении этой проблемы направлены в правительство РФ. Т. Зыкова. ГУП земли. Почему руководители государственных унитарных предприятий сопротивляются приватизации // Российская Газета (Центральный выпуск). -20.11.2009. - №5044

3.3 Перспективы пополнения казны за счет приватизации федерального имущества

24 ноября состоялось заседание правительства, на котором в качестве основного вопроса рассматривался прогнозный план приватизации федерального имущества на 2010 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2012 годы.

Прежде всего в ходе рассмотрения объектов приватизации того имущества, которое планируется вынести за пределы государственной собственности в 2010 году, был существенно сокращен перечень стратегических предприятий и акционерных обществ. Это главная причина, по которой рассмотрение программы приватизации на 2010 год было перенесено с конца лета на конец осени. Цена этого переноса - несколько десятков миллиардов рублей.

Таким образом, правительство намерено избавиться от избыточного госимущества, но, конечно же, не в ущерб бюджету: программа приватизации должна пополнить государственную казну на 77 млрд. рублей, из которых 55 млрд. планируется получить от приватизации 14 акционерных предприятий. В настоящее время они готовятся к исключению из перечня стратегических, и окончательное решение по этому вопросу будет принято президентом. Во всяком случае, проект соответствующего указа уже подготовлен и согласован ведомствами. "В 14 акционерных обществах, которые готовятся к приватизации, включены "Совкомфлот", Новороссийский морской торговый порт, Ванинский порт, Мурманский порт, Туапсинский морской порт, "Росгосстрах", аэропорты Толмачево, Кольцово и аэропорт Анапа. Кроме того, планируется приватизировать несколько пароходств - Мурманское, Енисейское, Северо-Западное, Волжское и Сахалинское. Правительство готовит к приватизации 25% минус одну акцию "Совкомфлота" и 13% акций "Росгосстраха", пакеты акций остальных предприятий пока держатся в секрете.

Что касается нестратегических акционерных обществ, то проект программы приватизации должен освободить от государственной опеки около 449 объектов. Аукцион по приватизации ОАО "СГ-Транс", крупнейшего российского железнодорожного перевозчика сжиженных газов, планируется провести в первом квартале 2010 года с предполагаемой прибылью 8 миллиардов рублей. Другим крупным приватизируемым акционерным обществом был назван ТКГ-5 (Территориальная генерирующая компани N5). Кроме того, в частные руки планируется отдать порядка 259 ФГУПов, по которым уже запущены приватизационные процессы.

Интерес к приватизации иностранных инвесторов только поощряется, поскольку российские власти - в том числе председатель правительства Владимир Путин - неоднократно приглашали их к конструктивному сотрудничеству. В. Петров. Забирайте. Приватизация федерального имущества принесет в казну 77 млрд. рублей // Российская Газета (Федеральный выпуск). - 24.11.2009. - №5046

Заключение

В заключении возникает вполне логичный вопрос: так какой же форме собственности в определенных условиях следует отдать предпочтение и приоритет в экономической политике?

Во многих странах с развитой рыночной экономикой преобладает частная собственность (индивидуальная, коллективная, корпоративная). Одновременно значительная часть собственности принадлежит государству (центральным и местным властям, муниципалитетам).

Опыт многих стран говорит о том, что необходимо отбросить суждение, что только одна форма собственности повсюду обеспечивает эффективное функционирование экономики. К тому же и государственная, и частная форма собственности многовариантные. Практика убеждает, что для различных сфер, отраслей, участков экономики хороши свои специфические формы, лучше других приспособленные к конкретным условиям производства и обмена. Скажем, индивидуальная собственность хорошо зарекомендовала себя в розничной торговле, во многих видах услуг (парикмахерские, мастерские по ремонту обуви, бытовой техники и т. п.). Многие виды производства, не требующие чрезмерной сложности и громоздкого оборудования, эффективно работают на основе коллективной собственности в форме товариществ, обществ с ограниченной ответственностью. Частными могут быть и крупные, и даже сверхкрупные фирмы, основанные на акционерных началах, например гиганты автостроения, нефтедобывающие, химические, авиастроительные концерны и т.д. В то же время железные дороги, связь, электростанции, угледобывающие, металлургические, оборонные предприятия могут успешно работать и в государственном секторе.

Иными словами, для каждой формы собственности и ее вариантов существует своя «ниша», где наиболее продуктивной оказывается какая-то конкретная, а не любая форма собственности.

Плюрализм форм собственности оказался объективно необходимым в условиях перехода к рынку в постсоциалистических странах.

Концепция о целесообразности формирования и развития разных форм собственности закреплена в Конституции Российской Федерации. В ст. 8 говорится: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Но несмотря ни на что, на сегодняшний день в России ведется активная политика по продаже государственного и муниципального имущества частным лицам. Необходимость «сбросить балласты» в виде многих госпредприятий возникло уже давно, вот только активная реализация этих идей началась лишь под давлением мирового кризиса. Ведь продажа государственного и муниципального имущества может стать существенным пополнением бюджета нашей страны. И нужно иметь в виду то обстоятельство, что сейчас финансовое положение не такое прочное, как два года назад. И хотя цена на нефть повысилась, но она сегодня повысилась, а завтра понизится. Да дело не только в нехватке бюджетных средств. В процессе реализации антикризисных мер государство охотно раздавало свою помощь частным предприятиям, забирая взамен их акции. Но масштабы такой национализации оказались достаточно велики. Во всяком случае, правительство задумалось, что теперь делать с новой собственностью. Один из вариантов - национализированные в ходе кризиса и до кризиса активы приватизировать с целью формирования активов пенсионной системы. Нынешняя пенсионная реформа не обеспечивает достаточного ресурса для пенсионной системы. Потому что ни для кого не секрет, что количество пенсионеров с каждым годом в нашей стране лишь увеличивается.

Итак, чиновники предлагаю все более выгодные, как им кажется, условия приватизации, но бизнес, несмотря ни на что, считает эти цены завышенными. Возникает два варианта: либо это действительно так, либо бизнес играет в игру «пускай предложат еще дешевле, а мы пока подождем». И, тем не менее, в целом по стране наблюдается зачастую такая картина: чтобы создать видимость движения, чиновники выставляют на торги то или это, но по такой цене или по таким условиям, что покупать никто не хочет. Кроме того, мнение чиновников по поводу приватизации разделилось: те, кто считает, что кризис затянется, ратуют за приватизацию из самых прагматичных соображений; те, кто думает, что прорвемся, советуют подождать.

Таким образом, правительство намерено избавиться от избыточного госимущества, и, конечно же, не в ущерб бюджету. Принимаются все новые и новые законы и поправки, связанные с приватизацией. В этом вопросе Россия сдвинулась с мертвой точки.

Список литературы

1) Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории, - М.: Владос, 1994.

2) Курс экономики: Учебник под редакцией Б.А. Райзберга, - М.: Инфра, 1997.

3) Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» под редакцией А.С. Булатова, - М.: Бек, 1997.

4) Экономическая теория: Учебник под общей редакцией В.И. Журавлевой, - М.: Инфра-М, 1999.

5) Экономическая теория: курс лекций. Ч. 1. / В.П. Горев, С.В. Сергеев; Под ред. М.П. Деминой. - Иркутск: Изд.- во ИГЭА, 1995. - 456 с.

6) Бирюков В.А., Беднин В.Ф. Российская приватизация: первые итоги. - М.,1995.

7) Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник. -- М., 2003

8) Экономика - справочник Борисова Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф., М., 1997

9) Политическая экономия - словарь под ред. Волкова М.И. - 3-е изд., доп., М., 1999

10) Толковый словарь русского языка Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - 4-е изд., доп., М., 1999

11) Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия. 1999

12) Ю. Васильева. Гупы и МУПы оказались слишком мелкими, чтобы стать акционерными обществами // Российская Бизнес Газета.- 2008. - №681

13) Д. Шварц. Прагматичная приватизация. Кризис, возможно, впервые заставит российских чиновников грамотно продать госимущество // Российская Газета. - 2009. - №725

14) Ю. Васильева. Трехлетний план для неликвидов. Приватизация госсобственности пройдет по рыночным ценам // Российская Бизнес Газета. - 2009. - №729

15) Е. Ясин. Государство готово продавать, а бизнес покупать // Российская Газета Федеральный выпуск. - 2009. - №5048

16) Ю. Васильева. Сбросить балласт. Росимущество получит дополнительные возможности для приватизации госсобственности // Российская Бизнес Газета. - 2009. - №718

17) Т. Зыкова. ГУП земли. Почему руководители государственных унитарных предприятий сопротивляются приватизации // Российская Газета (Центральный выпуск). - 2009. - №5044

18) В. Петров. Забирайте. Приватизация федерального имущества принесет в казну 77 млрд. рублей // Российская Газета (Федеральный выпуск). - 2009. №5046






Информация 







© Центральная Научная Библиотека