Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Государственное регулирование цен в международной практике

Государственное регулирование цен в международной практике

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Государственное регулирование цен в международной практике»

Содержание

Введение

1. Теоретические основы государственного воздействия на международные цены

  • 1.1 Понятие цены и международного ценообразования
    • 1.2 Принципы государственной ценовой политики
    • 1.3 Основные формы воздействия государства на цены международной торговли
    • 1.4 Методы осуществления государственного регулирования цен в международной практике
    • 1.5 Косвенное государственное регулирование цен
    • 1.6 Прямое государственное регулирование цен

2. Исследования методов государственного регулирования цен в мировой практике

  • 2.1 Методы государственного регулирования цен в США
    • 2.2 Методы государственного регулирования цен в России
    • 2.3 Методы государственного регулирования цен в Японии
    • 2.4 Методы государственного регулирования цен во Франции
    • 2.5 Методы государственного регулирования цен в Дании
    • 2.6 Методы государственного регулирования цен в Швеции
    • 2.7 Методы государственного регулирования цен в Финляндии
    • 2.8 Методы государственного регулирования цен в Испании
    • 2.9 Методы государственного регулирования цен в Греции

Заключение

Список литературы

Введение

Анализируя процессы, связанные с государственным регулированием цен в международной практике, необходимо изучить все факторы, влияющие на формирование цен.

Следует подчеркнуть, что цены в международной торговле - это более многофакторное явление, чем цены во внутренней торговле.

В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера.

Множественность цен в международной торговле отражает факт многообразия условий, реального совершения актов купли-продажи товаров. Однако на основе этой системы множественности лежат так называемые мировые цены.

«Мировые цены - это цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли» Смитиенко Б.М., Международные экономические отношения - М.: ИНФРА-М, 2005. - 88 с..

Следует подчеркнуть, что цены во внешней торговле -- это более многофакторное понятие, чем цены во внутренней торговле.

Поэтому, оценивая специфику ценообразования на различных типах мировых товарных рынков, нужно учитывать фактор влияния государства.

В данной работе объектом исследования является воздействие государства на цены.

Предметом исследования в данной курсовой работе являются международные цены.

Целью данной курсовой работы является - анализ теории и практики государственного регулирования цен в международной практике.

Важнейшие задачи курсовой работы - это:

- определение цены и ценообразования;

- изучение принципов осуществления государствами ценовой политики;

- анализ форм и методов воздействия государства на цены;

- исследование ценообразования в международной практике;

- изучение законодательств по управлению ценами в зарубежных странах.

Изучение опыта ценообразования и регулирования цен зарубежных стран позволяет понять закономерности и тенденции механизмов проведения внешнеторговой политики.

Нерезультативная ценовая политика государства приводит к неэффективному расходованию его бюджетных средств, и как следствие - ведёт к ухудшению экономической стабильности. Отсюда видна острая необходимость и актуальность изучения опыта государственного регулирования цен в зарубежных странах.

1. Теоретические основы государственного воздействия на международные цены

1.1 Понятие цены и международного ценообразования

Изменения, происходящие в конъюнктуре мировых товарных рынков, в конечном итоге проявляются в изменении цен на конкретные товары.

«По своему общему и традиционному определению цена выступает как образовавшаяся в результате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получить продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить в данный момент покупатель» Смитиенко Б.М., Международные экономические отношения - М.: ИНФРА-М, 2005. - 81 с..

От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, а какие нет; каков уровень доходов, прибыли и куда будут направлены ресурсы; возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности и т.п.

В реальной практике современной международной торговли проявляется множественность цен, причинами которой являются: ценовая политика конкретных корпораций; а также воздействие на цены международной торговли государства, которое осуществляет некоторые внешнеторговые операции. Например, поставка продукции в счёт помощи или в счёт покрытия долговых обязательств и др. При этом на одни и те же товары существуют различные уровни цен. Множественность цен в международной торговле отражает факт многообразия условий, реального совершения актов купли-продажи товаров.

В настоящее время международные рынки становятся всё более взаимосвязанными и схожими. Поэтому необходимость международной координации цен распространяется почти на любой товар или услугу.

«Искусство международного ценообразования заключается в нахождении наиболее удачного компромисса между возможностями для адаптации и требованиями гармонизации цен» Долан Р.Дж., Саймон Г., Эффективное ценообразование - М.: Экзамен, 2005. - 157 с..

1.2 Принципы государственной ценовой политики

Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется государственной необходимостью обеспечить внутренними средствами достижение общей экономической эффективности. Основополагающими принципами государственной ценовой политики являются:

1. Утилитаризм, т.е. подход к управлению экономической деятельностью, согласно которому общественная полезность представляет собой сумму полезностей для каждого члена общества;

2. Эгалитаризм, т.е. подход к управленческой деятельности, при котором справедливым считается равное распределение благ между всеми членами общества;

3. Стимулирование и развитие рыночных отношений;

4. Создание условий для честной и социально направленной конкуренции;

5. Создание условий для свободного перемещения товаров и услуг;

6. Обеспечение безопасности и предсказуемости свободной финансовой деятельности;

7. Обеспечение защиты частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности;

8. Преодоление инфляционных процессов;

9. Обеспечение экономической и социальной защиты населения и т.п.

Можно выделить два направления государственной ценовой политики:

- Последовательное проведение либерализации цен и тарифов;

- Осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям.

Государственное регулирование цен в отраслях, относящихся к естественным монополиям, должно предотвращать злоупотребления в части завышения цен и тарифов на свою продукцию. Данная политика является условием для поддержания низкого уровня инфляции и создает условия для экономического роста и повышения конкурентоспособности.

1.3 Основные формы воздействия государства на цены международной торговли

Главная цель государственного ценового регулирования, состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Однако влияние государства на внешнеторговые цены может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можно назвать следующие:

- Государство регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и этим оказывает воздействие на цены внешней торговли (на товары, которые фирмы данной страны экспортируют).

- Государство может субсидировать (т.е. брать на себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью его поддержки, создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые товары и усиливая международную конкурентоспособность отечественных фирм-экспортеров.

Например, в ряде случаев государство берет на себя расходы по финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, связанных с производством экспортной продукции.

- Государство проводит таможенную политику в области импорта. Например, устанавливает низкие импортные таможенные пошлины на поступающее из-за границы сырьё, из которого производится экспортная продукция, и влияя на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться.

- Государство устанавливает определенные ограничения, квоты во внешней торговле. Например, когда страны по взаимному согласованию сдерживают экспорт тех или иных товаров (что дает возможность поддерживать на соответствующем уровне цены на них).

- К формам прямого воздействия государства на цены внешней торговли можно отнести антидемпинговые меры и процедуры. Речь идет о реализации товаров через каналы внешней торговли на рынках зарубежных государств, по ценам ниже нормального уровня применительно для этих стран - т.е. искусственное занижение цен во внешней торговле.

- Ещё одним инструментом прямого воздействия государств на цены внешней торговли является налоговое регулирование. Примером такого рода является введение налога на добавленную стоимость, которым облагаются некоторые экспортные и импортные товары, что отражается на внешнеторговых ценах.

Таким образом, государственное регулирование международных цен, необходимо для поддержания баланса спроса и предложения, а также для потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Имеются также и другие механизмы, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, которые, в конечном счёте, оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рынке. Поэтому изучение опыта ценообразования и регулирования цен зарубежных стран позволяет понять закономерности и тенденции этих механизмов.

1.4 Методы осуществления государственного регулирования цен в международной практике

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методы формирования цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах разрабатывается государственными органами при помощи общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.

Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют за ними и контроль.

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий, воздействовать на цену таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Прежде всего, следует отметить, что либерализация цен повышает роль государств в осуществлении политики ценообразования. Она заключается в воздействии на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической помощи, разработке правовых норм и законов о ценообразовании.

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить:

- инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита,

- резкого подорожания сырья и топлива,

- монополизма производителей.

Так же государственное регулирование должно способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентированной на внедрение достижений научно технического прогресса. Важной задачей при этом является получение определенных социальных результатов. Например, поддержание прожиточного минимума в оптимальном количестве товаров первой необходимости.

«Меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми (установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение)» Шуляк П.Н., Ценообразование - М.: Дашков и Кє, 2005. - 127 с..

На способы и методы государственного регулирования - цен оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении труда.

Теперь рассмотрим, с помощью, каких методов осуществляется государственное регулирование цен в отдельных странах.

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и на косвенные методы.

При помощи прямых методов государство воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. При помощи косвенных методов государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень.

1.5 Косвенное государственное регулирование цен

Рассмотрим более подробно, метод косвенного регулирования цен. Итак, косвенное регулирование цен - это вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

К методам косвенного государственного регулирования цен относят;

1. Проведение государственных закупок;

2. Установление налогов и налоговых ставок;

3. Регулирование денежного обращения и кредита;

4. Регулирование государственных расходов;

5. Политику государственных инвестиций;

6. Установление норм амортизации;

7. Регулирование валютного курса.

Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования воздействуют на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.

Технически косвенное государственное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, введения в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров.

Прямые методы контроля над ценами, как правило, сочетаются с косвенными методами. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными методами государственного регулирования.

В случае отхода государства от участия в формировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.

Однако, при чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.

1.6 Прямое государственное регулирование цен

В данном параграфе будет подробно рассмотрен метод прямого государственного воздействия на цены.

Прямое государственное регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться следующими методами:

- Замораживание, т. е. установление постоянства цен. Замораживание может быть либо всеобщим, что имеет место при высоких темпах инфляции, когда другими методами не удается погасить рост цен, либо распространяться на отдельные товары. В последнем случае замораживание обычно распространяется на товары повседневного спроса;

- Установление фиксированных цен и тарифов. В отличие от замораживания цен, решение о фиксации тех или иных цен может приниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения инфляционных процессов;

- Установление возможного предела роста цены за определенный период времени (минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счёте, это ведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен.

2. Исследования методов государственного регулирования цен в мировой практике

2.1 Методы государственного регулирования цен в США

В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, активно использует рыночные рычаги и методы косвенного регулирования цен, а также способствует общему оздоровлению экономического положения в стране.

В целом такой подход оказывает стабилизирующее воздействие на экономику страны. Среди основных направлений, косвенного регулирования цен, можно выделить:

- Регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;

- Сокращение дефицита государственного бюджета;

- Федеральные закупки товаров и услуг;

- Налоговая политика.

Эти направления государственной макроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

Прямое государственное регулирование цен в США применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги.

Особо следует остановиться на государственном регулировании цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, выращивающие зерновые культуры, получают от министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.

Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет справедливый уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам.

Государство стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами.

В целом, контроль над ценами США осуществляют антитрестовские управления министерства юстиции и федеральная торговая комиссия.

2.2 Методы государственного регулирования цен в России

Генеральной линией ценовой политики в России становится либерализация цен. Она открывает возможности для формирования новых ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение, позитивных структурных сдвигов в экономике, государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую преимущественно государством, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, другие наиболее значимые социальные услуги.

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен на следующие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг:

- электрическую и тепловую энергию

- транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- алмазное сырье, драгоценные камни;

- перевозку пассажиров, багажа, груза на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

- погрузочно-разгрузочные работы, в портах, портовые сборы, сборы, за проход по внутренним водным путям судов, плавающих под иностранными флагами;

- аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;

- отдельные услуги почтовой и электрической связи,

- водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ;

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют государственное регулирование цен на продукцию, товары и услуги местных монополий, в частности:

- газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

- электрическую и тепловую энергию, тарифы на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями;

- топливо и керосин;

- перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

- оплату населением жилья и коммунальных услуг;

- ритуальные услуги;

- услуги систем водоснабжения и канализации;

- торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

- социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Однако перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

В современной России, провозгласившей курс на развитие рыночной экономики, политика цен на федеральном уровне осуществляется правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Где важную роль в области регулирования цен, играет министерство экономического развития и торговли РФ, в состав которого входит департамент цен. Однако в отличие от финансовых, налоговых, антимонопольных и других органов исполнительной власти, имеющих вертикальную структуру управления, Минэкономразвития РФ не имеет территориальных органов.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований - органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделы по ценовой политике).

Государство воздействует на цены прямым или косвенным путем. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и в движении цен, установлении определенных правил ценообразования.

Государство определяет порядок исчисления уровня затрат, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

Прямое вмешательство государства в условиях рыночной экономики целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

В процессе рыночных преобразований в России использовались следующие механизмы государственного регулирования уровней цен и тарифов.

1. Общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные группы товаров. Данный метод применяется в условиях высоких темпов инфляции. Например, вместо ежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия в целях внесения стабильности в отношения между поставщиками и получателями энергии предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и иные факторы.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены широко применяются при заключении государственных контрактов.

3. Установление пределов возможного роста цены (надбавки) за определенный период времени или предельного уровня цены (надбавки), то есть верхней или нижней границы цены (надбавки), выше или ниже которой цена не может подниматься. Такая форма регулирования применяется в условиях дефицита, поскольку рост свободных цен ведет к сокращению производства. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от "ценового диктата" производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально значимые товары и услуги предельный уровень цены (надбавки) может устанавливаться местными органами власти и управления.

4. Установление предельного уровня рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного уровня рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т.д.).

5. Декларирование повышения цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции.

6. Субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправе принять решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства. С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не превышающей зафиксированную в декларации.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

2.3 Методы государственного регулирования цен в Японии

В Японии запрещено устанавливать несправедливые как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены, преследующие цель убрать конкурента из рынка.

Введены ограничительные меры в отношении одновременного повышения цен. Они распространяются на отрасли, где объем производства, превышает 30 млрд. иен. Если в таких отраслях более двух фирм в пределах трех месяцев подняли цену примерно на одну и ту же величину в абсолютном выражении или в процентах, то комиссия по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклада о причинах такого повышения и при необходимости начать расследование.

Исключения предусмотрены лишь на случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда цены падают ниже издержек и возникает угроза банкротства значительного числа фирм отрасли. С разрешения комиссии в таких случаях допускается согласование производителями объемов производства, продаж, капиталовложений, уровней загрузки оборудования и цен. Когда комиссия получает заявление с просьбой о разрешении таких заключений, она обязана в короткий срок обнародовать причины своего согласования или отказа. Принимая решение, она обязана консультироваться с министром, в сферу компенсации которого входит отрасль.

В Японии имеется особый правительственный орган -- бюро цен управления экономического планирования. В его функции входят:

- контроль над соблюдением антимонопольного законодательства;

- отслеживание уровня и динамики цен на товары;

- поддержание спроса на необходимом уровне;

- изучение тенденций спроса и предложения.

Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водоснабжения, теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских, цен.

2.4 Методы государственного регулирования цен во Франции

Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства Франции, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги, либо к осуществлению контроля над ценами в условиях конкуренции.

Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в ВНП. Государственный сектор включает:

- газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт;

- национальный и коммерческий банки, страховые компании и отдельные фирмы.

В первом случае, государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию.

Во втором случае, государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их конкуренцию с частным сектором.

Такая специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируются государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.

Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохраняется до настоящего времени.

Между тем стало ясно, что система жесткого контроля над ценами себя исчерпала. Французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль над ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг, затрудняется процесс инвестирования, расширяются рамки бюрократизации хозяйственной деятельности. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно.

Либерализация цен не означала полного прекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства -- переход к методам косвенного воздействия на рынок и цены. Поэтому одновременно с решением о либерализации цен было принято и другое решение о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев.

Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных органов по регулированию цен.

В настоящее время во Франции имеется около трех тысяч государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и департаментов.

2.5 Методы государственного регулирования цен в Дании

Система ценообразования в Дании складывается в решающей степени под воздействием рыночных факторов. Государственное воздействие на формирование цен весьма ограничено - в основном оно сводится к формированию максимально благоприятных условий для свободной конкуренции частных производителей, которые сами устанавливают цены на свою продукцию исходя из таких критериев, как:

- объемы производственных затрат;

- соотношение спроса и предложения и т.д.

Гибкое применение системы потребительских налогов позволяет правительству влиять на уровень цен тех или иных товаров и оказывать воздействие на потребление в желательном направлении (например, ограничивать потребление спиртных напитков и т.д.).

Цены и тарифы в государственном секторе, масштабы которого невелики, определяются муниципальными и городскими властями. Удельный вес устанавливаемых непосредственно государством твердых или регулируемых цен составляет около 6%.

Хотя в Дании фактически отсутствует система государственных дотаций к ценам, однако в сфере потребления предоставляются государственные субсидии на приобретение медицинских препаратов. Но этот порядок рассматривается в качестве элемента системы социального обеспечения, а не как дотации к ценам.

Процесс ценообразования на сельхозпродукцию складывается под воздействием механизма сельскохозяйственной политики ЕС. При этом в Дании существует довольно разветвленная система государственной поддержки фермеров, предусматривающая, в частности, предоставление государственных гарантий на займы и льготные рентные условия для капитального строительства, ведения дренажных и оросительных работ, внедрение энергосберегающих систем.

2.6 Методы государственного регулирования цен в Швеции

Представляет интерес опыт государственного регулирования цен в Швеции. Здесь наблюдение и контроль над ценами ведет специальный орган - государственное управление цен и конкуренции, подчиненное министерству гражданской администрации. Кроме того, во всех губерниях Швеции имеются конторы по проведению такой работы.

По мнению шведских экспертов, замораживание цен эффективно лишь в краткосрочном плане -- для восстановления резких дисбалансов на рынке и подавления всплесков инфляции.

В стране действует закон о регулировании цен, который дает право осуществлять меры по прямому воздействию на цены (замораживание) либо в случае войны или опасности ее возникновения, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Законом предусмотрена также возможность для государства устанавливать максимальный уровень цен на отдельные товары. А также предусмотрено вводить порядок, при котором повышение цен допускается лишь после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения. Кардинальные решения по вопросам государственного регулирования цен, конкуренции и доходов принимаются только парламентом.

Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию и государственные мероприятия. Существует государственная монополия на винно-водочные изделия, почтовые и некоторые другие виды телекоммуникаций, почтовых услуг, на аптечную торговлю. Значительное влияние на цены оказывают государственный энергетический концерн и шведские железные дороги.

Государство жёстко регулирует закупочные цены на такие важнейшие виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, с учетом интересов фермеров.

Ежегодно в переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей, с участием представителей потребителей устанавливается уровень цен на продовольственные товары.

Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированием относительно высокого гарантированного уровня цен, закреплённым в переговорах между правительством и фермерами.

Важный источник средств, для субсидирования сельского хозяйства Швеции - это таможенные сборы на импортируемое сырье. Они устанавливаются в размере разницы между более высокими ценами на внутреннем рынке и ценами внешнего рынка.

Особая сфера ценообразования -- цены на жилье. С учетом их чрезвычайно высокого уровня государство выдает жилищные субсидии и займы.

Следует отметить, что в Швеции, один раз в год, с учётом роста цен ведется индексация доходов населения. Учитывается индекс цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину, однако индексация доходов имеет ограниченные масштабы. Фактически она считается мерой, способствующей учёту инфляции в механизме ценообразования.

Применение тех или иных форм контроля над ценами и их ограничение меняются в зависимости от экономической ситуации и динамики цен. Существенным является ограничение доли заработной платы, которую компании имеют право переносить на цены. Естественно, что введение такого ограничения влияет на возможности увеличения заработной платы.

2.7 Методы государственного регулирования цен в Финляндии

Финляндия достигла высокого уровня экономического развития и занимает одно из ведущих мест в мире, по уровню жизни населения. И хотя экономика Финляндии опирается в основном на частную собственность и свободное предпринимательство, государство играет роль важного регулятора экономического развития страны и, в частности, политики установления цен.

В политике ценообразования государству принадлежат важные функции. Через Министерство торговли осуществляются планирование и контроль над ценами: на продукты питания, зерно, энергоносители (особенно бензин), а также продукцию винно-водочной промышленности.

Значительна роль государства, в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на значительные сроки под щадящие проценты.

В целом система ценообразования Финляндии отличается гибкостью и стимулированием потребления, особенно в области розничных цен и услуг.

В социально-ориентированной рыночной экономике Финляндии через цены, налоговое регулирование обеспечивается проведение ряда мероприятий, направленных на повышение жизненного уровня населения.

Например, торговля овощами, фруктами, цитрусовыми. В этой северной стране круглый год имеется довольно представительный выбор таких продуктов по невысоким ценам. Государство поощряет торговлю витаминизированными продуктами, не облагая налогом их ввоз в страну.

Практически все национальные программы по важнейшим отраслям экономики Финляндии базируются на планово-расчетном ценообразовании, так как рыночное ценообразование эффективно регулирует лишь текущие потребности общества.

2.8 Методы государственного регулирования цен в Испании

Регулирование и контроль над ценами в Испании государство осуществляет на товары первой необходимости, а также на товары и услуги, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основном продукции предприятий госсекторов и некоторых частных компаний.

Контроль над формированием цен осуществляется высшим советом по ценам при министерстве экономики и финансов, являющимся рабочим органом правительственной комиссии по экономическим вопросам. Основными функциями совета являются:

1) рассмотрение на пленарных заседаниях ходатайств государственных и частных компаний об изменении цен на конкретные виды товаров и услуг;

2) выработка рекомендаций и представление в Правительственную комиссию по экономическим вопросам обоснованных предложений по изменению цен; уведомление заинтересованных государственных и частных компаний о результатах рассмотрения вопроса Правительственной комиссией;

3) наблюдение за исполнением решений Правительственной комиссии частными и государственными компаниями;

4) координация деятельности провинциальных комиссий по ценам;

5) изучение и внесение в Правительственную комиссию обоснованных предложений по пересмотру действующих цен на товары и услуги.

Государственное регулирование цен осуществляется на основе разрешительных, уведомительных и местных цен.

Разрешительные цены. Государственная или частная компания, предусматривающая повышение цен на конкретный товар или услугу, направляет ходатайство в Высший совет по ценам, и после получения разрешения от правительственной комиссии проводит повышение цен.

Такие цены устанавливаются на:

- электроэнергию, газ, бензин, керосин, нефть и другие виды топлива;

- фармацевтические товары;

- почтовые и телеграфные услуги; услуги телефонной связи;

- железнодорожные и автомобильные перевозки;

- морские и воздушные пассажирские перевозки в пределах страны.

Уведомительные цены. Повышение цен на такие товары, как молоко, растительное масло, зерно, минеральные удобрения, производится после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем повышении за один месяц до его осуществления.

Местные цены. Повышение цен на такие товары и услуги, как водоснабжение, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц, относятся к компетенции провинциальных комиссий по ценам.

Во всех случаях ходатайства, направляемые в Высший совет по ценам или в провинциальные комиссии, должны содержать:

- описание товаров и услуг, на которые предлагается повышение цен;

- структуру издержек производства;

- описание способов реализации товаров и услуг;

- действующие цены и тарифы на эти товары и услуги;

- проектируемые новые цены и тарифы;

- обоснование роста издержек производства и увеличения цен.

Список товаров и услуг, цены на которые подпадают под государственное регулирование, значительно сократился в последние годы. Так/число отраслей экономики, где существовало активное вмешательство государства в ценообразование, сократилось со 174 до 21. В настоящее время удельный вес устанавливаемых непосредственно государством регулируемых цен в общей структуре потребительских цен составляет около 10%.

2.9 Методы государственного регулирования цен в Греции

Государственное регулирование ценообразования в Греции осуществляется двумя путями.

- Путем непосредственного определения цен и контроля над их соблюдением;

- Путём проведения политики цен и доходов на определенных этапах развития страны, в рамках общеэкономической политики или в отдельных отраслях экономики.

В настоящее время цены примерно на 20% наименований потребительских товаров и услуг регулируются государственными органами. Все подлежащие ценовому регулированию товары и услуги подразделяются на две группы:

В первую группу входят товары и услуги, установление цен на которые входит в компетенцию правительства и других государственных и частично государственных организаций. Например:

- сельскохозяйственные продукты массового производства;

- тарифы на электроэнергию;

- общественный транспорт;

- связь и почтовые отправления;

- авиапассажирские перевозки и т.п.

Решение вопросов об изменении цен на указанные товары и услуги возлагается на международный министерский комитет по ценам и доходам, который возглавляется министром национальной экономики.

В состав комитета входят министры финансов, промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также некоторые другие министры, труда, здравоохранения и т. д.

Рассмотрение вопросов изменения цен осуществляется комитетом по представлению различных министерств и государственных компаний или по инициативе самого комитета или правительства.

Во вторую группу входят все остальные товары и услуги. Регулирование цен этой группы товаров и услуг осуществляет министр торговли. В то же время предусмотрена возможность передачи им исполнительских функций местным органам власти. Однако последние играют вспомогательную роль, поскольку их решения не имеют юридической силы без утверждения министром торговли.

Товары и услуги второй группы подразделяются на три категории:

1) существенные недостаточные;

2) существенные достаточные;

3) несущественные.

На товары и услуги первой категории устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль. Следует отметить, что этот предел устанавливается отдельно для оптового и розничного предприятия. В эту категорию, входят продукты питания, безалкогольные напитки, услуги ресторанов, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизтопливо, газ, услуги такси и т.д.

Цены на товары и услуги второй категории, это некоторые виды сырья и полуфабрикатов. Они подвержены менее строгой регламентации и контролируются только в целях предотвращения получения торговой сверхприбыли. При этом вопрос извлечения сверхприбыли решается в каждом конкретном случае.

Цены на товары и услуги третьей категории, которые не считаются товарами первой необходимости, формируются свободно, без участия органов государственной власти.

Необходимо отметить, что список товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен. Например, в настоящее время количество товаров с твёрдо-устанавливаемой ценой сократилось с 84 до 10.

Регулирование цен на отдельные товары, товарные группы и услуги может иметь свои особенности. Цены устанавливаются, как правило, на год и только в исключительных случаях могут изменяться в течение года.

В соответствии с решением правительства промышленные, ремесленные и внешнеторговые предприятия в ряде отраслей должны представлять в местные органы торговой инспекции калькуляцию цен в случае их изменения, а также цен на новые товары.

Для подготовки решений по изменению цен в министерстве торговли создан совещательный комитет, в работе которого участвуют представители заинтересованных министерств, федераций промышленности, торговых палат, кооперативов, различных отраслевых союзов и т. д. Окончательное решение принимает министр торговли.

Контроль над соблюдением регулируемых цен, и сбор информации об уровне складывающихся на рынке цен осуществляет специальный отдел министерства торговли.

Для поддержания цен на пониженном уровне, а также в целях увеличения объема реализации товаров потребительского и хозяйственного назначения в стране дважды в год проводится распродажа товаров по сниженным ценам.

За нарушение правил о ценах или правил конкуренции комитет по конкуренции уполномочен выносить решения о взыскании штрафов.

Заключение

Исследуя методы и формы государственного регулирования цен в международной практике, стало очевидно многообразие способов воздействия на ценообразование в каждой отдельно рассмотренной стране.

Главная цель государственного ценового регулирования, состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

При этом влияние государства на внешнеторговые цены может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Прямое вмешательство государства в условиях рыночной экономики целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

Косвенное регулирование цен - это вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат - калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

Чтобы понять глобальные задачи перспективного развития экономики, технического прогресса, требуется гибко реагирующая на конъюнктуру рынка и эффективно взаимодействующая на производство и потребление система цен, позволяющая стимулировать и контролировать развитие прогрессивной структуры промышленности. А в этом без долгосрочного планирования, прогнозирования и государственного регулирования не обойтись.

Таким образом, государство в цивилизованных странах не устраняется от контроля над ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из них.

В настоящее время зарубежные страны используют для защиты своих внутренних рынков развитое законодательство, которое предусматривает множество видов различных мер в этих целях. Например:

1. Замораживание, т. е. установление постоянства цен;

2. Установление фиксированных цен и тарифов;

3. Установление пределов возможного роста цены (надбавки) за определенный период времени или предельного уровня цены (надбавки), то есть верхней или нижней границы цены (надбавки), выше или ниже которой цена не может подниматься;

4. Установление предельного уровня рентабельности;

5. Декларирование повышения цен;

6. контроль над соблюдением антимонопольного законодательства;

7. отслеживание уровня и динамики цен на товары;

8. поддержание спроса на необходимом уровне;

9. изучение тенденций спроса и предложения;

10. контроль над соблюдением регулируемых цен;

11. сбор информации об уровне складывающихся на рынке цен и т.п.

В заключении следует отметить, что в политике международного ценообразования государству принадлежат важные функции. Таким образом, государственное регулирование международных цен, необходимо для поддержания баланса спроса и предложения, а также для потребления и накопления, товарной и денежной массы. Таким образом, государственное регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Список литературы

1) Авдокушин Е.Ф., Международные экономические отношения - М.: Экнонмист, 2004. - 366 с.

2) Бабин Э.П., Исаченко Т.М., Внешне экономическая политика - М.: Экономика, 2006. - 560 с.

3) Беседина В.Н., Волкова Е.Е., Ценообразование - М.: Экономистъ, 2006. - 141 с.

4) Диденко Н.И., Основы внешне экономической деятельности в России - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

5) Долан Р.Дж., Саймон Г., Эффективное ценообразование - М.: Экзамен, 2005. - 416 с.

6) Лысова Н.А., Чернева Л.Ф., Управление ценами - М.: КноРус, 2006. - 200 с.

7) Маховикова Г.А., Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю., Цены и ценообразование - СПб.: Питер, 2007. - 176 с.

8) Рыбалкин В.Е., Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 605 с.

9) Смитиенко Б.М., Международные экономические отношения - М.: ИНФРА-М, 2005. - 512 с.

10) Шуляк П.Н., Ценообразование - М.: Дашков и Кє, 2005. - 192 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека