Государственное регулирование экономики
10
Содержание
Причины государственного вмешательства в экономику
Границы вмешательства государства в экономику
Ограниченность государственного механизма регулирования экономики
Коррупция
Заключение
Список литературы
Причины государственного вмешательства в экономику
В период, когда в Европе происходило строительство и укрепление централизованных монархий, в ней господствовала экономическая философия, получившая название меркантилизм. Меркантилисты были сторонниками государственного вмешательства во все аспекты экономической деятельности. Правительство Франции во второй половине XVII в. субсидировало судостроение, финансировало реконструкцию гаваней и каналов. Государственные предприятия производили кружева, дорогое стекло и другие предметы роскоши. Правительство стимулировало развитие суконного производства, платя суконщикам за каждый новый станок. Одновременно были установлены пошлины на сукно, ввозимое из Англии и Голландии. Франция стала производить лучшее в мире сукно, она стала обходиться без иностранного шелка, французские ковры не уступали восточным, а зеркальные стекла превосходили венецианские. В то же время народонаселение страны сокращалось, частым визитером во французской деревне был голод. Петр I, путешествуя по Франции, был поражен бедностью местного крестьянства. Позднее сходные наблюдения сделал во время посещения страны А. Смит.
В XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему;
обеспечение национальной обороны;
отправление правосудия;
организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
образование юношества;
сбор налогов для оплаты нужд государства.
По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более того, к ним добавились и новые. Произошло это не в последнюю очередь потому, что появились такие проблемы, решить которые в одиночку не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель (загрязнение окружающей среды, инфляция, массовая безработица, циклические колебания экономического роста). Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают на государственные органы. Министерства экологии, цен, труда существуют сегодня практически во всех развитых странах.
Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, но они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории должен «идеально» решать рынок, потому что реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, значит, и от самого совершенства. Когда один или несколько крупных производителей в состоянии назначать выгодную себе цену, механизм совершенной конкуренции - идеального рыночного регулирования - нарушается. Поэтому государство и вынуждено «вмешиваться».
Границы вмешательства государства в экономику
Границы необходимого вмешательства государства в экономику - это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.
Во-первых, это правильная организация денежного обращения.
Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Это услуги коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д.
В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. К этим областям относятся:
Перераспределение доходов.
Конкуренция.
Монополизм и инфляция.
Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли.
Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей).
Таковы допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.
Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.
Ограниченность государственного механизма регулирования экономики
Система государственного регулирования экономики несет в себе неустранимое противоречие. С одной стороны, провалы рынка, его недостаточная экономическая эффективность и неспособность решать социальные проблемы требуют государственного вмешательства. С другой стороны, деятельность правительства часто ведет к распространению неэффективности и неравенства даже на тех рынках, которые могли бы хорошо функционировать и без государственного регулирования.
Причины неудач правительства двояки. Во-первых, действует закон непреднамеренных последствий. Во-вторых, возникают явления, которые называют провалами правительства.
Закон непреднамеренных последствий - это свойство действий правительства приносить неожиданные отрицательные эффекты в дополнение к тем положительным, которые были целью этих действий. Выплата пособий по безработице, например, имеет ожидаемый полезный эффект - помощь безработным, но может иметь также и непреднамеренный отрицательный эффект - рост числа безработных из-за снижения их активности в поиске работы.
Поэтому законодательная власть может принять заведомо неэффективное с экономической и социальной точек зрения решение, если его отрицательные последствия не очевидны. Ярким примером является ваучерная компания 1992-1994 гг. в России: рядовые граждане первоначально с одобрением восприняли возможность что-то бесплатно получить, хотя многие экономисты сразу предупреждали, что эта компания приведет не к народной, а к номенклатурной приватизации.
Ситуации, при которых политика правительства ослабляет эффективность использования ресурсов в сравнении с рыночным механизмом, усиливает социальную напряженность в обществе, называют провалами государства. К ним относят рентоискательство, бюрократизм, лоббизм, коррупцию.
Рентоискательство возникает, в связи с тем, что в условиях представительной демократии депутаты (представители граждан) часто действуют как "искатели политической ренты", как люди, максимально озабоченные ростом своей популярности в глазах избирателей. Рентоискательство - действия депутатов по выдвижению и защите программ, к принятию решений, которые понятны рядовым избирателям, но для которых отсутствуют необходимые финансовые средства и экономические условия.
Государственный аппарат также подвержен бюрократизму - неповоротливости, медленному прохождению решений, тенденции к постоянному возрастанию, несмотря на регулярные попытки его сокращения, а также сращиванию с отдельными финансово-промышленными группами (приоритетной защите их интересов в экономической политике).
Широкое распространение во многих странах (в том числе и в России) получил лоббизм - "проталкивание" небольшими, но сплоченными группами (из отраслевой и региональной бизнес-элиты, из национальных меньшинств) хозяйственных законопроектов (например, норм налогообложения), выгодных только этим группам. Для этого организуются пропагандистские компании в средствах массовой информации, финансируются избирательные компании "своих" партий и политиков.
Коррупция - взятки в крупных масштабах, которые берут крупные государственные чиновники.
Коррупция
Коррупция - это использование лицом, обладающим властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором -- риск разоблачения и наказания.
В современной России объём рынка коррупции превышает 240 млрд долл. США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год.
26 сентября 2007 года организация Transparency Int опубликовала свой очередной рейтинг состояния коррупции в мире. Россия занимает в нём 143 место из 180 (считая, что 180 это самая корумпированная) с рейтингом 2,3 балла. По мнению руководителей российского отделения организации на сегодняшний момент в России существует «коррупционная стабилизация», вследствие чего позиции России в рейтинге не сильно меняются (в 2005 -- 2,4 балла и 126 место из 158, в 2006 -- 2,5 балла и 121 место из 163). Председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов считает, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.
На сегодняшний день коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребенка в детский сад, откупа от службы в вооруженных силах, до уровня высших государственных чиновников. На сегодняшний день коррупция является привычной составляющей для всех социальных слоёв. К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:
таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; необоснованные отсрочки таможенных платежей;
медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счёт других;
автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц;
судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства;
налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;
правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;
лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности;
выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами;
получение кредитов;
получение экспортных квот;
конкурсы на закупку товаров/услуг за счет бюджетных средств;
строительство и ремонт за счет бюджетных средств;
нотариальное удостоверение сделок;
контроль за соблюдением условий лицензирования;
надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;
освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы;
поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций);
государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений;
поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения;
прием на службу, позволяющую иметь значительный незаконный доход от должности в государственных и муниципальных учреждениях;
формирование партийных избирательных списков.
Заключение
Таким образом, государственное регулирование, являясь необходимым элементом современного рыночного хозяйства, также имеет свои отрицательные стороны. Есть сферы экономики, где рынок малоэффективен, но есть и сферы, которым вмешательство государства принципиально противопоказано.
В целом трудно переоценить роль государственного регулирования в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов, когда из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.
Общее требование к государственному регулированию в развитом рыночном хозяйстве формулируется следующим образом: государство должно способствовать улучшению работы рыночного механизма, но не стремиться подменить его.
Список литературы
1. Машина М. В. Экономическая азбука / М. В. Машина, 1995.
2. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. / М. Н. Марченко, 1998.
3. Ограниченность государственного регулирования экономики. Разгосударствление в современной России // Экономическая теория: учеб, пособие ТулГУ; под ред. Р.А. Косовой. -2-е изд. - Тула: ТулГУ,2005.
4. Сажина М.А. Государственное регулирование рыночной экономики. / М.А. Сажина, 1999.
5. Табачникас Б. И. Основы экономики / Б. И. Табачникас, 2000.
6. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. / Л.Г. Ходов, 2001.
7. Чепурин М.Н. Роль государства в рыночной экономике. / М.Н. Чепурин, 1999
8. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). / Ф.И. Шамхалов, 2001.
9. http://koi.www.uic.tula.ru/
10. http://www.wikipedia.ru/