Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Инфляция и антиинфляционная политика

Инфляция и антиинфляционная политика

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

“Ижевский государственный технический университет”

Факультет "Менеджмент и Маркетинг"

Кафедра "Финансы и Кредит"

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Инфляция и антиинфляционная политика»

Выполнил: студентка группы 1-22-31(з)

Ахметкарамова М.Ф.

Проверил: доцент Полищук Е.А.

Ижевск, 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Инфляция как многофакторный процесс

1.1 Что такое инфляция?

1.2 Основные виды инфляции

1.3 Рост цен и покупательная сила

1.4 Бюджетная теория инфляции

1.5 Инфляция и безработица. Кривая Филлипса

1.6 Измерение и показатели инфляции (Индексы Лайспереса, Пааше и Фишера)

Глава 2. Антиинфляционная политика

2.1 Методы регулирования инфляции

2.2 Инфляция в цифрах и расчеты на будущее

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях.

Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

В большинстве стран мира уровень инфляции - один и важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процент ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в т.ч. на стоимость и качество жизни.

Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в т.ч. денежно-кредитной степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Вообще, инфляция - это результат взаимодействия многих законов. В месте с тем инфляция не чисто денежное явление и даже не совсем экономическое. Исторический опыт свидетельствует, что инфляция очень часто является результатом общественных потрясений, политических и социальных конфликтов, когда нарушается устойчивость всей экономической системы.

Актуальность темы для исследования заключается в первостепенной важности влияния инфляции на экономику в целом и в отдельности на различные сферы жизни.

Целью данной работы является рассмотрение инфляционного процесса в России и методов борьбы с ней (антиинфляционной политики).

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

· определить, что подразумевается под словом «инфляция»;

· рассмотреть некоторые виды инфляции;

· рассмотреть, как она влияет на цены и безработицу и, каким образом ее можно определить;

· рассмотреть методы регулирования инфляции;

· просмотреть расчеты инфляции на будущее.

ГЛАВА 1.ИНФЛЯЦИЯ КАК МНОГОФАКТОРНЫЙ ПРОЦЕСС

1.1Что такое инфляция?

В переводе с латинского языка инфляция -- это «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Инфляция -- это снижение покупательной способности денег, проявляющееся через относительно быстрый рост цен.

Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая или подавленная инфляция. Инфляция проявляется, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменённых ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает её последующую выплату обесцененными деньгами.

Не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляция, а в определённой мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

При относительной стабильности в структуре производства и постоянной скорости обращения денег основным фактором ценовых сдвигов становится изменение объёма денежной массы. Если предложение денег равно спросу на них, то уровень цен остаётся неизменным. Увеличение количества денег в обращении приводит к повышению цен.

1.2 Основные виды инфляции

Скрытая инфляция существует, как правило, в нерыночной экономике, в которой цены и заработные платы контролируются и определяются государством. Она проявляется в виде товарного дефицита, ухудшения качества выпускаемых товаров.

Открытая инфляция проявляется в форме роста цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг.

В основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой.

Инфляция спроса (этот вид инфляции для краткости часто называют инфляцией покупателей). Разновидность инфляции, возникающая при избыточном по отношению к предложению спросе. Этот вид инфляции проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Как правило, инфляция спроса возникает в условиях полной занятости и полной загруженности производственных мощностей, когда производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении необходимым увеличением объемов выпускаемой продукции и услуг. Возникающий избыток спроса приводит к завышению цен на производимую продукцию. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос -- за счет увеличения расходов государства (госзаказов) или за счет повышения спроса в предпринимательской сфере (расширения инвестиционных вложений). Порождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.

В мировой практике под инфляцией издержек (этот вид инфляции для краткости часто называют инфляцией продавцов, или инфляцией предложения) подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Один из видов инфляции, проявляющийся в росте цен на ресурсы, факторы производства. Вследствие этого растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию. Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цен на ресурсы и снижение курса отечественной валюты. Это отражается на росте цен на конкретные виды продукции (например, на энергоносители, импортное сырье и товары). В свою очередь рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, т.к. для приобретения подорожавших товаров необходимо поднять цену на свой товар. Причины возникновения инфляции издержек в различных странах зависят в значительной степени от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с развитой рыночной экономикой развитие инфляции на основе роста издержек производства ограничено высоким уровнем конкурентоспособности производителей и стабильностью курса национальной валюты. Инфляция издержек не является специфической закономерностью переходного периода от централизованно планируемой экономики к нормальной рыночной системе. Вспышки инфляции издержек происходят при ряде структурных сдвигов, снижающих чувствительность экономики к конечному потребительскому спросу и создающих условия, когда система производства, кредитно-денежный и фондовый рынки начинают работать во многом сами на себя.

Различают также особый вид -- структурную инфляцию. Такое наименование получила инфляция, сочетающая элементы инфляции спроса и инфляции издержек. В ее основе -- процесс, связанный с изменением структуры спроса. Подобный процесс рассмотрим на примере ситуации, сложившейся в России.

В российской экономике образовался разрыв двух секторов -- финансового и реального. Деньги «уплывают» в финансовые спекуляции, а реальный сектор испытывает острую нехватку денежной массы. Отсюда неплатежи, задолженность, задержки в расчетах, невыплаты в срок работной платы.

Инфляционная спираль -- процесс взаимозависимого роста цен и заработной платы, при котором рост цен обусловливает необходимость повышения заработной платы, а ее повышение приводит к росту цен. Инфляционная спираль формируется следующим образом. Сначала происходит установление нового уровня заработной платы (в результате пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями) на соответствующем сегменте рынка труда. Вследствие этого изменяется общий уровень заработной платы в масштабах национальной экономики. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами (например, ростом производительности труда), то увеличение издержек на единицу продукции приводит к сокращению производства. Тогда при увеличении спроса сокращение предложения приводит к росту цен. Рост цен в свою очередь дает новый импульс к переговорам между наемными работниками и работодателями об увеличении оплаты труда. Таким образом, ситуация повторяется на новом витке спирали «зарплата -- цены».

«Импортируемая» инфляция. Существует несколько каналов так называемой импортируемой инфляции. Один из них связан с колебаниями валютных курсов. Если курс национальной валюты падает, то более выгодным становится экспорт, но в невыгодном положении оказываются импортеры. Чтобы получить в соответствующих размерах «подорожавшую» иностранную валюту, потребную для закупки очередных партий импортируемых товаров, импортеры поднимают внутренние цены. И при сохранении прежнего уровня мировых цен для приобретения требуемого количества американских долларов или немецких марок теперь необходимо выручить (от продажи ранее закупленных по импорту товаров) большее количество национальной валюты. В итоге внутренние цены на импортируемые товары возрастают.

Инфляционное повышение цен может происходить и вследствие ожидаемого снижения курсовой стоимости рубля, его предполагаемой девальвации.

Таким образом, между валютным курсом национальной валюты и движением внутренних цен существует прямая и обратная связь. Падение обменного курса (например, рублей на доллары) подталкивает рост цен, а повышение цен, в свою очередь, неизбежно влечет снижение покупательной способности национальной валюты и соответственно изменение ее валютного курса.

Другим каналом, стимулирующим инфляционное движение внутренних цен, служит расширение денежной массы вследствие нарастающего притока на внутренний рынок иностранной валюты. В российской экономике функционируют две валюты: рубли и доллары, происходит процесс долларизации денежного рынка страны.

Иностранной валюты на денежно-кредитном рынке России, больше, чем рублей. Доллары, которые не отложены про запас (не лежат «в чулке»), используются на закупку импорта, на покупку недвижимости за пределами страны, на вклады, которые направляются в иностранные банки, а также на расчеты в теневой экономике.

При наличии двух валют регулировать ситуацию на денежно-кредитном рынке становится трудно. Более устойчивый и привлекательный доллар начинает теснить национальную валюту.

Строго говоря, механизм импортируемой инфляции весьма многообразен и противоречив. Рост издержек, а значит, и внутренних цен нередко происходит вследствие колебания мировых цен (например, на нефть и нефтепродукты, зерно, рис, золото).

На уровень внутренних цен оказывает влияние неравноправное положение национальных покупателей и продавцов на внешних рынках, торговая дискриминация со стороны контрагентов. С феноменом импортируемой инфляции определенным образом связаны социальные, организационные факторы ожидания и стремление избежать рисков, особенно резко проявляемые в условиях неустойчивости и существенных перепадов конъюнктуры на мировых рынках.

Следует обратить внимание на два опасных момента. Во-первых, на процесс долларизации денежного обращения. В этих условиях становится трудно управлять национальной валютой. Тем более если иностранная валюта сильнее, если неизвестно, сколько ее в «чулках», если к ней больше доверия. Во-вторых, происходит падение покупательной способности рубля. Цены растут, и в пропорции близкой к росту цен падает покупательная сила национальной валюты.

Отрицательное влияние оказывают резкие колебания цен на мировом рынке. Усиливают инфляцию рост внешних долгов, снижение экспортной выручки, разрывы торгово-производственных связей.

Административная инфляция порождается волей государственных органов, различных союзов и объединений, отдельных лиц и др. В России пока сохраняется достаточно высокая степень монополизации товарных рынков и, соответственно, самый сильный ценовой диктат монополистов.

Фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных рынках, монополизм производителей и поставщиков продовольственной и промышленной продукции сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателя, как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Административная инфляция проявляется во взвинчивании тарифов на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др.

Поднимая цены в ключевых отраслях, например, увеличивая тарифы на перевозку народнохозяйственных грузов или на газ для промышленных потребителей, административная инфляция стимулирует инфляцию издержек.

Инфляция спирали цен и зарплат близка по характеру к административной инфляции и инфляции издержек, поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства, что, соответственно, провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым, замыкая порочный круг.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции.

Ползучая инфляция. Темп роста цен -- до 10% в год. Инфляция проявляется в длительном, постепенном росте цен. Для ползучей инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Ползучая инфляция обладает как отрицательным, так и положительным влиянием на национальную экономику. С одной стороны, ползучая инфляция негативно влияет на благосостояние населения, обесценивая его сбережения и уменьшая у значительной его части возможность удовлетворения повседневного спроса. С другой стороны, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. На основе принципа действия инвестиционного мультипликатора некоторый рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляя кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Ползучая инфляция стала в странах с развитой рыночной экономикой практически неотъемлемым элементом государственной экономической политики. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3-3,5%. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций. Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом рыночной экономики. Считается, что относительно невысокий, «трехпроцентный» темп инфляции может быть использован для стимулирования производства.

Галопирующая инфляция. Темп роста цен -- до 300-500% в год. Месячные темпы роста измеряются в двузначных числах. Такая инфляция негативно влияет на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции -- слишком рискованными, уровень жизни населения значительно падает. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. В отличие от ползучей трудно управляема.

Гиперинфляция. Темп роста более 50% в месяц. В годовом исчислении -- более 10 000%. Исключительно быстрый рост цен, ведущий к быстрому обесценению денежной единицы, расстройству платежного оборота и экономическому кризису в стране. Принято считать, что гиперинфляция наступает при росте цен более чем на 50% в месяц. Однако отдельные специалисты оспаривают такой критерий, полагая, что гиперинфляция не может иметь какого-либо количественного измерителя. Разрушение денежно-кредитной системы, массовое «бегство» от денег есть признак ее наступления. Причины этого -- обвальное падение производства; разрыв хозяйственных связей; потеря управляемости; чрезмерный дефицит государственного бюджета. Последствия гиперинфляции чрезвычайно губительны (обесценивание результатов труда; рост безработицы; снижение инвестиционной активности и др.). Наиболее радикальный способ борьбы с гиперинфляцией -- восстановление производства, рост его эффективности.

Очевидно, что все описанные выше виды инфляции тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

1.3 Рост цен и покупательная сила

Значение имеет не только количество денег в обращении, но и их покупательная способность, структура денежной массы.

Денежная масса может расти. Если при этом покупательная способность денег падает, то нарушения происходят из-за того, что владельцы денег стремятся как можно быстрее избавиться от «падающих» денежных единиц. Увеличивается скорость денежного обращения. Выбрасываемые на рынок в избыточном количестве деньги подстегивают инфляционный рост цен.

Так, в России слабость рубля проявляется не только в том, что растут цены, но и в том, что падает доверие к национальной валюте, а отдельные виды продукции российских производителей зачастую не выдерживает конкуренции со стороны иностранных товаров.

Покупательная сила рубля обеспечивается, прежде всего, продукцией нефтяной и газовой промышленности; в этой сфере рубль выступает на равных с западной валютой. В то же время падение в целом за 90-е гг. спроса на товары и услуги широкого потребления, производимые на российских предприятиях, подрывает покупательную силу национальной валюты, усиливает негативные процессы в денежно-кредитной сфере.

1.4 Бюджетная теория инфляции

Смысл бюджетной теории инфляции заключается в том, что инфляция в долгосрочном периоде определяется не денежным предложением, а состоянием бюджета. Денежные власти придерживаются сбалансированной политики. Правительство игнорирует рикардианскую эквивалентность долгов и будущих налоговых поступлений. Экономические агенты, отслеживающие состояние государственного бюджета, в каждый период времени корректируют свои инфляционные ожидания, в результате чего в долгосрочном периоде инфляция оказывается зависимой от номинальных обязательств государства и ожидание реального потока бюджетного дефицита.

Вообще, бюджетная теория инфляции представляет собой альтернативу монетаризму.

1.5 Инфляция и безработица. Кривая Филипса

Для изучения феномена инфляции нередко используется кривая Филлипса. Она указывает на наличие обратной связи между движением цен (и заработной платы) и уровнем безработицы. Эту связь впервые установил австралийский экономист Филлипс. Он обратил внимание, что в условиях депрессии, для которой характерно снижение или, по крайней мере, торможение цен, наблюдается рост безработицы. С наступлением подъема происходит рост цен (повышенный спрос на товары) и уровень безработицы снижается.

Эту связь можно прокомментировать следующим образом. Как известно, уровень заработной платы и уровень занятости взаимосвязаны. С повышением заработной платы занятость растет, а безработица снижается. Но повышение заработной платы означает рост издержек, а, следовательно, и цен. Повышение же цен, как правило, означает снижение безработицы. Рост цен (т.е. инфляция) выступает в качестве платы за сокращение безработицы.

Инфляция и безработица -- две острые и взаимосвязанные проблемы. Чем выше темпы инфляции, тем ниже размеры безработицы. Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждены заниматься поиском работы. Это реальная, хотя и эмпирически установленная картина.

При выработке экономической политики приходится выбирать: либо инфляция, либо безработица. Практически идет поиск наиболее приемлемого сочетания двух «зол».

Подходы к решению проблемы искомого сочетания инфляции и безработицы у Кейнса и Фридмена неодинаковы. Кейнс исходит из того, что стимулирование денежного спроса (небольшая инфляция) будет способствовать повышению уровня занятости. Фридмен утверждает, что равномерный рост денежного предложения и устранение бюджетного дефицита ведут к торможению инфляции, стабильному росту и «нормальной» занятости. Кейнс делает упор на гибкую денежную политику и рост денежной массы, Фридмен -- сторонник жесткой денежной и фискальной политики.

Кривая Филлипса «работает» в относительно короткие периоды роста безработицы и снижения производства. В условиях длительного периода кривая «взлетает вверх», становится «крутой». Проще говоря, возникает так называемая стагфляция -- сохранение высокой безработицы при одновременном инфляционном росте цен.

Подводя некоторый итог, отметим, что в современной интерпретации кривой Филлипса вместо темпов прироста номинальной заработной платы принято рассматривать темпы прироста цен, т.е. инфляции. Это объяснимо, ибо два этих показателя тесно связаны. Если растет заработная плата, то обычно повышаются цены.

На поведение людей, производственную активность населения оказывают влияние не только рост цен, но и ожидания. Если они рациональны, то рационально и поведение. Людей интересует не номинальная, а реальная заработная плата. Сама инфляция становится теперь зависимой от степени доверия к действиям правительства. Политика выбора между безработицей и инфляцией теряет свою актуальность. Основные акценты смещаются в сторону изучения факторов, под влиянием которых формируются ожидания.

1.6 Измерение и показатели инфляции (Индексы Лайспереса, Паше и Фишера)

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей служат индексы цен, в том числе индексы цен в потребительском секторе экономики.

Индексы цен -- это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Если надо рассчитать (проиндексировать) рост цен, то это не составит особой трудности. Цены базового года можно принять за 100%, а цены последующих лет пересчитать по отношению к этому году. Так, если средняя цена бензина в отчетном 1998 г. составляла 1100 руб. за тонну, а в базовом 1997 г. 1000 руб. за тонну, то индекс цен на бензин составил:

(1100:1000)- 100=110%.

Таким образом, средняя цена в отчетном году по отношению к базовому выросла на 10%, иначе говоря, стоимость денег по отношению к данному товару снизилась на 9%.

Если нам надо рассчитать соотношения цен по набору товаров, то выбор и расчет соответствующих показателей (индексов) усложнится. В этом случае надо вначале определить, каков состав набора товаров и как рассчитать средние цены, ибо с изменением структуры реализуемых товаров изменятся их доли (веса) в наборе, а затем избрать наиболее приемлемый метод подсчета ценовых индексов (от метода подсчета зависят показатели роста цен).

При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода.

Один из них основывается на применении индекса (формулы) Ласпейреса: сравниваются цены текущего периода (p1,) и базового (р0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде.

Другой метод опирается на использование индекса (формулы) Паше. Ценовые индексы по формуле Паше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:

Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера:

If =v Il · Iр

Индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.

На основе формулы Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и Федерации в целом за неделю, месяц, квартал и год. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных на три группы: продовольственные товары, непродовольственные, платные услуги.

Также на основе формулы Ласпейреса в стране рассчитывается сводный индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию в целом и по отдельным группам производимых промышленностью товаров.

С 1996 г. в России введено ежеквартальное исчисление дефлятора ВВП. Дефлятор -- индекс цен, используемый для определения реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП (исчисленного в текущих ценах) к реальному (в неизменных ценах) в текущем периоде:

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.

ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

2.1 Методы регулирования инфляции

Невысокие темпы инфляции способствуют увеличению прибылей и оживлению рыночной конъюнктуры, а потому могут положительно сказываться на экономическом развитии, но при высоком уровне роста цен и длительном характере инфляция превращается в величайшее экономическое зло.

Инфляция дезорганизует хозяйство: неравномерный рост цен усиливает диспропорции в экономике, искажает структуру потребительского спроса, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к накоплению, обесценивает их, ведет к снижению реальных доходов населения и расслоению общества, падению уровня жизни. В условиях инфляции резко сокращаются инвестиции, особенно долгосрочные, что отрицательно сказывается на экономическом росте.

Особого внимания заслуживает вопрос о взаимозависимости между темпом роста цен и долей занятости. Соотношение этих двух параметров в краткосрочном периоде описывается кривой Филипса

Кривая Филлипса показывает взаимное изменение уровней безработицы и инфляции в экономике и означает, что инфляция высока при низкой безработице и низка при высокой безработице.

В краткосрочном периоде существует обратная зависимость между инфляцией и безработицей. Снижение безработицы увеличивает совокупный спрос и одновременно вызывает напряженность на рынках труда (спрос увеличился, а свободной рабочей силы нет) и товаров (производство не может быть расширено). Превышение спроса над возможностями расширения производства, дефицит рабочей силы, вызывающий необходимость повышать заработную плату и, следовательно, увеличение издержек производства ведут к росту цен, т.е. порождают инфляцию. Наоборот, снижение цен имеет своим следствием падение доходности производства, сокращение его масштабов, что вызывает рост численности безработных.

Кривая Филлипса дает возможность правительству найти компромисс между темпом инфляции и уровнем безработицы, оценить последствия проведения того или иного курса.

До 1992 г. в России существовал административный контроль за ценами и формально цены не росли, были стабильными. Однако фактически существовала подавленная инфляция, которая проявлялась в тотальном, нарастающем товарном дефиците. С 1992 г. инфляция приобрела открытый характер.

Выбор методов антиинфляционного регулирования определяется видом и уровнем самой инфляции. При этом следует учитывать, что ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем -- ростом безработицы и спадом производства

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии;

политика регулирования цен и доходов с целью увязать рост заработков с ростом цен.

Теория денег и проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Американский экономист-монетарист М.Фридмен справедливо отмечал в своей книге «Капитализм и свобода», что контроль над деньгами может явиться мощным средством контроля над экономикой.

Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством создания соответствующей функциональной экономической системы (ФЭС).

Под функциональными экономическими системами автор понимает совокупность институтов и институциональных организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов. Всякое отклонение от заданных показателей устойчивости должно служить толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.

Значения самих показателей, большинство из которых имеют количественные параметры, можно разделить на три категории: оптимальное; пороговое; критическое. На основании анализа экономического опыта можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции, которые необходимо поддерживать на определенном уровне:

· оптимальным параметром можно считать годовой уровень инфляции в размере 2%-3%, что позволяет поддерживать устойчивый экономический рост;

· при годовом уровне инфляции в 5-10 % сохраняется возможность поддержания относительно стабильных темпов роста экономики;

· пороговым параметром можно считать уровень инфляции в 20-30%, при котором может начаться замедление темпов экономического роста;

· если годовое увеличение индекса цен превышает 40%, то экономический рост, как правило, прекращается - это критическое значение данного показателя;

· при годовом уровне инфляции свыше 100% начинается спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП.

Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию уровня инфляции являются инструменты денежно-кредитной политики центральных банков или аналогичных им учреждений. Наиболее активно используются инструменты, образующие функциональную экономическую систему по регулированию уровня инфляции, которую можно условно изобразить в виде следующей абстрактной схемы (функциональная экономическая система по регулированию уровня инфляции):

Политика процентной ставки или ставки рефинансирования центральных банков. В современной рыночной экономике основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам. Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Изменение ставки позволяет Центральному банку проводить политику «дорогих» или «дешевых денег».

В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков - это издержки избыточных резервов.

Поэтому, когда национальный банк понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс и тем самым экономический рост.

В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей производится понижение уровня процентных ставок.

В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, соответственно, предложение денег. С точки зрения движения мирового капитала высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых «горячих денег», как правило, для краткосрочных спекулятивных операций.

Политика обязательных резервов. Составным элементом данной ФЭС и мощным инструментом кредитно-денежной политики особенно в условиях высокой инфляции является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).

В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно-денежной политики выполняет следующие функции:

· создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;

· повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;

· определение верхнего предела роста денежной массы;

· ограничение волатильности ставок денежного рынка.

Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.

Необходимо обратить внимание на зависимость менаду нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, то есть, чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем, соответственно, ниже темпы роста цен.

Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок для возникновения ее общего кризиса.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предлагает сохранить существующую методику, когда за точку отсчета берется декабрь месяц предыдущего года, а ежемесячные показатели роста цен суммируются в рамках календарного года. Министерство финансов России предлагает перейти на скользящий метод подсчета инфляции, при котором месячный индекс роста цен рассчитывается относительно аналогичного показателя предыдущего года

2.2 Инфляция в цифрах и расчеты на будущее

В период с 2000 по 2004 г. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2% до 10,0%. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%.

Таблица 1 - Динамика среднегодового уровня инфляции в России

Годы

Инфляция (%)

2000

20,2

2001

18,6

2002

15,1

2003

12

2004

10

2005

10,9

В ближайшие годы в России следует ожидать сохранения относительно высоких (по сравнению с другими странами мира) годовых темпов инфляции (7%-8%), поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной Правительством РФ в январе 2006 г., поставлена задача добиваться снижения уровня инфляции с 7,0 - 8,5% в 2006 г. и 6,0 - 7,5% в 2007 г., до 5,0 - 6,0% в 2008 г., 5,0 в 2009 г. и 3,0% в 2010 году .

Однако следует отметить, что в 2006 г. существуют значительные риски превышения целевых ориентиров по инфляции, зафиксированных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). При инерционном тренде развития рост индекса потребительских цен в России в 2006 г. может превысить 10%.

Анализ изменения учетной ставки в России в период с 1990 по 2006гг. говорит о том, что реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент покане оказывает.

В начале 1998 г., в связи с нарастанием кризисных явлений в финансовой сфере, правительство вынуждено было пойти на повышение учетной ставки до 50%. Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошел в августе 1998 г. В результате учетная ставка была вновь резко увеличена до 150%.

В середине 1999 г. ставку удалось снизить до 60%. С этого времени наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя. За период с 1999 по 2005 г. ставку рефинансирования удалось снизить до 12%.

В России ставка рефинансирования до сих пор остается более индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и непосредственно не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Изменение ставки влияет лишь на размер штрафов и пеней, которые в соответствии с налоговым кодексом привязаны к ставке Центрального банка.

В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Если учесть, что годовой уровень инфляции в России в период с 2006 по 2008 гг. планируется сократить примерно до 6-7%, а в экономике сохранится тенденция к росту, то теоретически можно предположить, что ставка рефинансирования в 2006-2008 годах может быть понижена до 5-6%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высокая инфляция подрывает экономические основы общества. Сохранение на протяжении последних лет высоких темпов инфляции формирует высокие инфляционные ожидания, которые носят инерционный характер, формируют высокую склонность населения к потреблению.

В последние годы, несмотря на процесс стабилизации, и некоторого укрепления внутреннего валютного курса рубля по отношению к американскому доллару и другим свободно-конвертируемым валютам, в экономике России сохраняется значительный инфляционный потенциал. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неудачной и неэффективной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики, а примитивный зажим денежной массы дает лишь временный эффект снижения инфляции.

Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики.

Прежде всего, необходимо преодолеть межведомственные разногласия и определиться с методикой подсчета роста цен.

В целях более объективного отражения ситуации с ростом цен в экономике целесообразно рассчитывать инфляцию не только по росту потребительских цен, но и по росту оптовых цен.

На мой взгляд, будет лучше, если Центральный банк Российской Федерации, так же как и Европейский центральный банк, будет действовать по принципу установления целевого уровня инфляции.

Вообще, «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Под термином «устойчивость» подразумевается способность сохранять равновесие. Критерием равновесия для валюты служит ее платежеспособность, т.е. уровень установленных в этой валюте цен на товары и услуги. Данное положение дает нам основание полагать, что главной функцией Банка России должно стать поддержание стабильности цен. Под стабильностью цен следует понимать уровень инфляции не превышающий 2 процента в год.

Следует вести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России должна исключать механистический подход к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса. Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди. Данное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, то есть внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации.

Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством Российской Федерации и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на три года.

Необходимо изменение акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитной политики, использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и создания условий экономического роста.

В частности, ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. В перспективе этот показатель так же как в США, Европейском сообществе и многих других странах должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка.

Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков.

Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.

Следует усовершенствовать систему рефинансирования коммерческих банков, которая не должна сдерживать коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а, наоборот, должна стимулировать расширения кредитование реального сектора экономики.

Необходимо переломить негативную тенденцию превышения объема заимствований на зарубежных рынках над объемом заимствований внутри страны.

Правительству следует рассмотреть вопрос о возможности введения нормативного регулирования за осуществлением внешних заимствований государственных компаний и предприятий с существенным государственным участием и замещение их внутренними заимствованиями.

Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и, соответственно, влиять на динамику роста цен должны, наконец, занять достойное место в арсенале антиинфляционных механизмов Банка России.

Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи, представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Не допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, стимулировать развитие конкуренции между отечественными товаропроизводителями.

В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке и «связывания» свободной денежной ликвидности необходимо содействовать росту финансового рынка и банковской системы в качестве аккумулятора денежных ресурсов для целей инвестирования внутренней экономики. Целесообразно стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.

Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты основной суммы по которым автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.

В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Наличие таких систем позволит в режиме саморегуляции решать указанные задачи.

Список литературы

1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - 896 с.

2. Экономика. Общий курс: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./Войтов А.Г. - М.: Экономистъ, 2006. - 456 с.

3. Бизнес и банки №1-2, 2004г.

4. Общество и экономика №4, 2006 г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека