Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы (на примере Республики Беларусь)

Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы (на примере Республики Беларусь)

4

Частное учреждение образования

Минский институт управления

Кафедра « К защите допускаю»

Экономической теории и мировой экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы (на примере Республики Беларусь)»

Студент группы 70001с

А.В. Касабуцкий

Руководитель доц. Кафедры ЭТ и МЭ

к.т.н., доцент В.И. Донцова

Минск-2008

Минский институт управления

Факультет Экономики

Специальность - Экономика и управление на предприятии

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Кафедрой ЭТ и МЭ

_____________В.Н. Федосенко

«___» ______________2008 года

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

по дисциплине «Макроэкономика»

студенту Касабуцкому Андрею Валерьевичу, группа № 70001с

1. Тема: «Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы(на примере Республики Беларусь)»

2. Срок сдачи студентом законченной курсовой работы : 1 декабря 2008г.3. 3. Исходные данные: 1). Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов / Бункина Маргарита Константиновна. - М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.

2). Инфляция: сущность, причины, последствия// Мельников Н.К. Основы экономики и предпринимательства. МН.:«Экоперспектива»,2001.

4. Перечень подлежащих разработке вопросов и календарный график

№ п/п

Наименование вопросов курсовой работы

Срок выполнения

1

Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности

15.11.2008

2

Причины и виды инфляции

19.11.2008

3

Социально-экономические последствия инфляции

21.11.2008

4

Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

25.11.2008

5

Оформление курсовой работы

28.11.2008

Руководитель ________________ В.И. Донцова

Задание принял к исполнению ______________

1 декабря 2008г.

Реферат курсовой работы Касабуцкого А.В.

Тема: «Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы(на примере Республики Беларусь)»

Объём работы 30с., в том числе 2 рис., 1 табл., 18 наим. лит.

Ключевые слова: инфляция, стагфляция, инфляция спроса, инфляция предложения, деформация механизмов рыночного ценообразования, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, нестабильность и недостаточность экономической информации, перераспределение дохода, антиинфляционная политика в Республике Беларусь.

Целью данной курсовой работы является изучение влияния инфляции на современную экономику, её последствия, а также влияние инфляции на экономику Республики Беларусь.

Задачами работы является следующее: рассмотреть понятие инфляции, её виды, закономерности развития, также раскрыть причины и следствия инфляции, определить социально-экономические последствия, а также проанализировать причины инфляции в Республике Беларусь и выдвинуть предложения по стабилизации инфляции и антиинфляционных мерах в Республике Беларусь.

Были сделаны следующие выводы:

Первопричина инфляции - это инфляция издержек, которая проявляется в росте издержек производства. В основе ее лежит увеличение средних издержек при установившемся объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь, ведет к завышению себестоимости единицы продукции. Таким образом, первопричина инфляции лежит не в сфере обращения, а в сфере производства.

Инфляция имеет серьёзные негативные экономические и социальные последствия, поэтому изучение причин, видов инфляции способствует выработке действенной антиинфляционной политики.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Оглавление

Введение 6

1. Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности 9

2. Причины и виды инфляции 11

3. Социально-экономические последствия инфляции 19

4. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь 24

Заключение 40

Список использованных источников 43

Введение

Я считаю, что инфляция является одним из самых важных вопросов в современной экономике, с успешным решением которого связано и процветание одного государства, и всего мира в целом. Одновременно инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира. В этом заключается актуальность темы моей курсовой работы.

Цель написания работы состоит в том, чтобы показать, что инфляция - это заболевание денежной системы, а вместе с ней и всей экономики, порождающее множество неблагоприятных последствий, показать, что инфляция разрушает хозяйственные связи, усиливает спекуляцию и нездоровые социальные явления (подкуп должностных лиц, нарушение правопорядка и др.), ведет к снижению уровня жизни подавляющей части населения. Следовательно, задачами будут: рассмотреть понятие инфляции, её виды, закономерности развития, также раскрыть причины и следствия инфляции, определить социально-экономические последствия, а также проанализировать причины инфляции в Республике Беларусь и выдвинуть предложения по стабилизации инфляции и антиинфляционных мерах в Республике Беларусь.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Она представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Инфляция - это процесс, который связан с движением денег. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два - три десятилетия во многих странах она стала просто постоянной. Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых экономических болезней ХХ столетия. Ее грозные симптомы зафиксированы в хозяйствах рыночного типа. Не имеют иммунитета против инфляции и те экономики, где механизмы рынка разрушены административно-командной системой. Чем более запущена инфляционная болезнь, тем сложнее стоящая перед государством проблема, тем объемнее комплекс мер антиинфляционного регулирования.

Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

Явление инфляции присуще в той или иной степени любой рыночной и переходной к ним экономикам, в том числе и экономикам промышленно развитых стран. Однако в развитых странах она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы её ограничения и регулирования.

Как показывает опыт Республики Беларусь, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы в нашей стране.

Опыт нашей страны показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

Поэтому для того чтобы управлять инфляцией, сдерживать ее в умеренных границах, проводить системную антиинфляционную политику с предсказуемыми и просчитанными последствиями, необходимо хорошо представлять себе ее сущность. Экономической наукой достаточно достоверно выявлены лишь внешние причинно-следственные связи, характеризующие прямое и обратное влияние денег и цен друг на друга. Инфляция непосредственно затрагивает интересы каждого. Поэтому давайте рассмотрим основные понятия, проблемы и последствия инфляции.

1. Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности

Инфляция (inflation -- надувание, вздутие) - феномен, присущий исключительно бумажно-денежному обращению, означающий переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и, как результат, повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег. То есть инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.

Сторонники классической (монетаристской) концепции, считающие рынок саморегулирующейся системой, относят к инфляционному только тот рост цен, который вызван расстройством денежного обращения и переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой. Все остальные изменения цен, вызванные естественными сезонными и другими колебаниями спроса и предложения, изменениями условий производства товаров, воздействием внешнеэкономических связей и т.п., считаются неинфляционными, подвластными механизму рыночного саморегулирования без государственного вмешательства. Классическая концепция, таким образом, считает инфляцию чисто денежным феноменом, однофакторным явлением. Кейнсианская точка зрения на рыночный механизм подчеркивает ограниченность его адаптационных возможностей, одностороннюю эластичность цен. В этих условиях всякое повышение цен достаточно необратимо и означает начало инфляции, передавая инфляционный импульс всей системе цен.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту; б) к товарам; в) к иностранным валютам. Вследствие этого в первом случае происходит повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах. Во втором случае растут цены товаров. В третьем случае падает курс национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.

Проникая в экономику, инфляционная денежная масса концентрируется на стороне спроса. Если это происходит регулярно, возникает устойчивый разрыв между совокупным спросом и совокупным предложением, инфляционное неравновесие рынков. Заметим, что рассогласования между спросом и предложением происходят в рыночной экономике довольно часто, но обычно носят временный характер и отмечаются лишь в отдельных секторах экономики. Они преодолеваются рыночным механизмом через колебания цен, перераспределение ресурсов, изменения объемов продаж и покупок. В таких рассогласованиях нет ничего инфляционного. Когда же неравновесие спроса и предложения затягивается надолго, превращается в характерную черту многих рынков и становится макроэкономическим, то это явные признаки инфляционного процесса.

В реальной жизни инфляция проявляется как повышение общего уровня цен. Однако не всякое повышение цен носит инфляционный характер. Так, экономически оправданным будет повышение цен вследствие улучшения качества продукции, ухудшения условия добычи сырья, изменение структуры спроса. Рост затрат на научно-исследовательские работы, сырьё, изменения величины спроса - это закономерные явления, которые присущи любой экономике и вызывают рост цен на отдельные товары и услуги. Вместе с тем систематический рост цен на товары без улучшения их качественных характеристик объясняется инфляцией. Поэтому не всякий рост цен - инфляция, и необходимо из всех причин роста цен выделить действительно инфляционные.

При постоянном росте цен наблюдается падение реальных доходов населения, так как рост цен обгоняет доходы и за то же количество денег можно приобрести всё меньше благ, происходит падение покупательной способности денег. В связи с этим инфляцию можно определить как процесс обесценивания денег, или, как образно говорят, - ситуацию, когда слишком большое количество денег «охотится» за меньшим количеством товара.

Поэтому можно видеть, что инфляция имеет серьёзные негативные экономические последствия, так как наносит немалый урон экономике государства, снижает её эффективность и порождает немало социальных проблем (рост безработицы, снижение уровня жизни и т.д.).

2. Причины и виды инфляции

Причины инфляции многообразны и могут быть подразделены на внутренние и внешние. К внутренним относятся следующие:

* диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов. Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если он покрывается государственными займами и дополнительной эмиссией денег. Основой его возникновения являются высокие государственные расходы. Особую роль здесь играют военные расходы, которые существенно деформируют структуру общественного воспроизводства. Военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос лиц, занятых в военных отраслях или на военной службе, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги. Высокие социальные расходы, не соответствующие возможностям национальной экономики, также способствуют инфляционному росту цен;

* монополизация экономики и произвольно-волевое ценообразование. Большинство отраслей в современной рыночной экономике представлено олигополистическими структурами - в них господствует несколько крупных фирм. Ценовая конкуренция в таких отраслях подменяется соглашениями и сговорами, практикой «лидерства в ценах», при которой фирмы ориентируются на цены, установленные лидером. Такая практика создает потенциальные условия для всеобщего взвинчивания цен;

* инфляционные ожидания населения, которые вынуждают людей приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции. Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию. Многое экономисты Запада и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление - важнейшая задача антиинфляционной политики. В условиях высокой инфляции профсоюзы активно добиваются повышения номинальной заработной платы, тем самым подталкивая текущий спрос и раскручивая спираль «зарплата - цены»;

* кредитная экспансия - расширение масштабов банковского кредитования своих реальных потребностей национального хозяйства. Кредитная экспансия развивается в условиях проведения государством политики «дешевых денег» - системы мероприятий, облегчающих доступ предпринимателей к кредитным ресурсам (понижение реальной процентной ставки, норм резервирования и др.);

* особенности современного этапа развития общественного производства:

уменьшение серийности производства, частая смена моделей, сокращение сроков амортизации, рост расходов на повышение квалификации рабочей силы создают дополнительные стимулы повышения цен.

Внешние факторы инфляции обусловлены интернационализацией экономической жизни. К важнейшим из них относятся:

* «импортируемая» инфляция связана с ростом открытости экономики, втягиванием её в мировые хозяйственные связи. «Импортируемая» инфляция вызывается влиянием роста цен на внешних рынках на внутренние товарные цены. Особенно значительный инфляционный потенциал несет в себе повышение мировых цен на энергоносители и сырье. В условиях неизменного курса валюты, страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на импортируемые товары. Вмести с тем, возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены;

* падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Это влечет за собой рост цен на импортные товары на внутреннем рынке. Кроме того, необходимость конвертации национальной валюты для поддержания импорта требует дополнительной денежной эмиссии;

* мировые экономические кризисы, которые приводят к существенным сдвигам в мировом хозяйстве. Сокращается спрос на мировом рынке, меняется структура цен. В условиях глобальной финансовой нестабильности ухудшаются платежные балансы многих стран, происходит падение курсов национальных валют, возрастает внешняя задолженность. Все это стимулирует инфляционные процессы в экономике ряда стран. Различают следующие виды и формы проявления инфляции:

1. По степени проявления выделяют ползучую инфляцию, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию. Ползучая инфляция - инфляция, выражающаяся в постепенном длительном росте цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет 5-10%. Галопирующая инфляция - инфляция в виде скачкообразного роста цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет от 10 до 50%. Гиперинфляция - инфляция с очень высоким темпом роста цен, когда рост цен превышает 100% в год.

2. по способам возникновения бывает административная инфляция, инфляция издержек, инфляция спроса, инфляция предложения, импортируемая инфляция и кредитная инфляция. Административная инфляция - инфляция, порождаемая «административно» управляемыми ценами. Инфляция издержек - инфляция, проявляющаяся в росте цен на факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на производимую продукцию. Инфляция спроса - инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что ведёт к росту цен. Инфляция предложения - инфляция, проявляющаяся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Импортируемая инфляция - инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например, чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен. Кредитная инфляция - инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией.

3. по формам проявления инфляция бывает открыто и скрытой. Открытая инфляция - инфляция за счёт свободного роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов. Скрытая (подавленная) инфляция - когда инфляция возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государства удержать цены на прежнем уровне. В этом случае происходит «вымывание» товаров на открытых и переток их на теневые, «чёрные» рынки, где цены растут. Подавленная инфляция порождена неверной деятельностью государства. Например, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и расходами. Такие действия, обусловленные противоестественным монополизмом и администрированием в сфере ценообразования ведут к глубинной деформации рыночных механизмов, что, конечно, не ликвидирует инфляцию, но изменяет формы ее проявления. Прежде всего, это выражается в страшной нехватке товаров и услуг. Дефицит же в свою очередь приводит к изменению психологии потребителей и производителей. Первые создают ажиотажный спрос, обусловленный принципом: не купишь сейчас, больше не сможешь найти (дефицитные ожидания). Возникнув на почве дефицита, подобные ожидания способствуют его ускорению и самовоспроизводству, придавая механизмам подавленной инфляции дополнительную устойчивость (таким образом, инфляция воспроизводит как бы сама себя). А вторые, наоборот, придерживают товары как в надежде на очередное разрешение поднятия уровня цен, так и с целью продажи их на черном рынке, возникающем вследствие разрыва между административными ценами и ценами теневой экономики, выравнивающими предложение с инфляционным спросом. Появляется мощный экономический стимул, вызывающий перемещение товарных масс из официальной экономики в теневую, от существования которой государство терпит большие убытки ввиду невозможности обложения последней налогами. Но главное зло, которое несет подавленная инфляция - это лишение изготовителей ценовых стимулов, препятствие развертыванию инвестиционного процесса, расширению производства и предложения. Поскольку зависимость цен от спроса исчезает, инвесторы теряют ориентировку, а отраслевое распределение финансовых, материальных и человеческих ресурсов становится заведомо неоптимальным. Итак, подавленная инфляция представляет собой наибольшую опасность для нормальной экономической жизни страны.

4. По степени сбалансированности выделяют сбалансированную и несбалансированную инфляции. При первой цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при второй- цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях. Несбалансированная инфляция встречается гораздо чаще и представляет большую беду для экономики, так как хаос с ростом цен затрудняет ориентировку и оценку экономической ситуации для граждан, предприятий и инвесторов.

5. По степени предсказуемости разделяют на ожидаемую и неожидаемую инфляции. Первая предсказывается и прогнозируется заранее, вторая - нет. Этим она опасней ожидаемой, т.к. индивиды и хозяйственные агенты не успевают к ней приготовиться, что может быть чревато частичной или полной потерей сбережений. Неожиданная инфляция дезорганизует экономику, может привести к панике, отпугивает иностранных инвесторов нестабильностью, поэтому ее допущение считается крупным просчетом правительства.

Несмотря на множество факторов, вызывающих появление инфляции, можно выделить три основных вида: инфляция издержек, спроса и предложения. Инфляция издержек проявляется в росте цеп на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию. Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цеп па ресурсы и снижение курса отечественной валюты. В свою очередь, рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, так как, чтобы приобрести подорожавшие товары, необходимо поднять цену и на свой товар. Причины возникновения данных видов инфляции в разных странах зависят, в первую очередь, от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с высоким уровнем конкурентоспособности гиперинфляция вследствие инфляции издержек, как правило, не проявляется, так как естественным ограничением для роста цеп служит конкуренция, причем чем конкуренция выше, тем меньше вероятность возникновения гиперинфляции.

Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процесс ценообразования:

Лидерство в ценах, когда крупные предприятия отрасли при формировании цен на свою продукцию ориентируются на цены, установленные компаниями-лидерами;

Снижение производительности труда и падение производства;

Возрастание значения сферы услуг;

Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции;

Энергетический кризис.

Инфляция спроса проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий увеличиваются быстрее, чем рост реального объема товаров и услуг. Как правило, этот тип инфляции чаще всего наблюдается при полной занятости. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос - за счет увеличения расходов государства пли за счет повышения спроса па товары и услуги со стороны предпринимателей.

Инфляция спроса вызывается рядом денежных факторов:

Милитаризацией экономики и ростом военных расходов;

Дефицитом госбюджета и ростом внутреннего долга;

Кредитной экспансией банков;

Чрезмерными инвестициями в тяжёлую промышленность;

Импортируемой инфляцией

Рис. 1. Инфляция спроса

Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.

Инфляция предложения означает рост цен, который был спровоцирован значительным увеличением издержек производства в условных, когда производственные ресурсы были недоиспользованы, например, в ситуации, когда предприятия осуществляют крупную модернизацию своих основных фондов. Такой вид инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, достаточно часто встречается в мировой практике, хотя на этот вид инфляции могут влиять и другие факторы. Согласно теории инфляции такой рост цен объясняется в основном факторами, которые приводят к увеличению издержек производства на единицу продукции, т.е. в этом случае не спрос, а издержки поднимают цены. Следовательно, при таком виде инфляции, основными ее источниками являются рост издержек вследствие роста заработной платы, а также рост цен на сырье и энергию. На практике зачастую возникает ситуация, когда одновременно имеет место как инфляция спроса, так и инфляция предложения. Основными причинами увеличения как доходов, так и издержек являются монополии - государство, профсоюзы, фирмы.

4

Рис. 2. Инфляция предложения

Как видно из графика (рис. 2) повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге через определенное время баланс спроса о предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.

В последнее время экономисты стали выделять особый новый вид инфляции - стагфляцию. Как известно, стагфляция - это одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов производства и, следовательно, увеличение безработицы. Стагфляция тесно связана с инфляцией предложения и спроса. А причинами являются структурное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, т.к. у монополий нет стимулов для снижения издержек. Многие исследователи также полагают, что причиной стагфляции могут служить инфляционные ожидания: в условиях инфляционного спроса владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая возможное падение доходов из-за инфляции. Это приводит к росту издержек производства и уменьшению совокупного предложения. Наблюдается процесс одновременного роста цен (из-за инфляции спроса) и падение объемов производства. Таким образом, стагфляция - худшее из всех зол инфляции, сочетающее в себе проблемы инфляции спроса и издержек.

3. Социально-экономические последствия инфляции

В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и социальным последствиям.

Инфляция противоречиво воздействует на экономический рост. Незначительная инфляция (до 3-4% в год) способна временно стимулировать экономическое развитие. Умеренный рост цен вызывает рост доходов и совокупного спроса, что создает для предпринимателей возможности расширения производства, вовлечения в производство незадействованных трудовых и материальных ресурсов. Слабая инфляция может быть средством активизации деловой жизни и сокращения безработицы.

Несоблюдение же этой меры приводит к далеко идущим негативным последствиям для экономики. В ходе инфляции деформируется механизм рыночного ценообразования, обеспечивающий всех хозяйствующих субъектов информацией о величине экономических издержек производства и реализации тех или иных товаров, а также изменении общественных потребностей в них. Всеобщий рост цен вызывает «бегство от денег» к дорогим товарам независимо от действительной потребности в них, что искажает структуру потребительского спроса. Производитель утрачивает правильные ориентиры в развитии производства. В результате возникают многочисленные хозяйственные диспропорции, замедляется внедрение новой техники и технологии, понижается эффективность использования ресурсов. Гонка цен, их неравномерный рост дезорганизуют хозяйственные связи в обществе, разрушают сложившиеся отношения между экономическими субъектами. Все это отрицательно сказывается на темпах экономического развития и его качестве.

Ещё одним последствием - отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.

Практический совет предприятиям - вычленять из структуры мелкие и средние предприятия, поскольку они свободны для самостоятельного проведения ценовой стратегии.

Инфляция также сокращает денежные накопления. Рост цен приводит к обесценению вкладов и понижению доходности сбережений. Сбережения приносят все меньший реальный доход. На определенном этапе темпы роста цен могут обогнать ставку процента и придать ей отрицательное значение. В этих условиях сбережение теряет экономический смысл. Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. С развитием инфляции вкладчики (в целях защиты своих сбережений) направляют их на приобретение высокодоходных бумаг, иностранной валюты, материальных ценностей - недвижимости, драгоценностей, произведений искусства, потребительских товаров длительного пользования. Накопления в обществе приобретают преимущественно товарно-материальную форму. Большая часть населения, не имеющая возможности такого использования своих сбережений, направляет их на расширение текущего потребления и спроса. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

Утрата стимулов к денежным накоплениям нарушает функционирование денежно-кредитной системы. Предоставление средств в кредит становится не выгодным для кредитора и выгодным для должника. Кредит, получаемый более полноценными деньгами, возвращается обесцененными. В этих условиях сокращается доля долгосрочного и среднесрочного кредитования. Осуществление долгосрочных вложений становится рискованным.

Инфляция негативно сказывается на инвестициях. Сокращение сбережений в обществе и свертывание долгосрочного кредитования производства ведет к сокращению капиталовложений. В условиях утраты стабильных источников финансовых ресурсов предприниматели воздерживаются от осуществления крупных инвестиционных проектов, особенно с большими сроками окупаемости. Инфляция деформирует и структуру инвестиций. Происходит перелив капитала из сферы производства в сферу торговли и область спекулятивных финансовых операций. Свертывание инвестиций приводит к технико-технологической отсталости и росту издержек, что в свою очередь стимулирует инфляционные процессы в стране.

Инфляция сказывается на состоянии государственных финансов. С одной стороны, финансируя дефицит бюджета путем увеличения денежной массы государство облагает население специфическим инфляционным налогом. Используя возросшую денежную массу для оплаты приобретаемых товаров и услуг, правительство снижает реальную покупательную способность денег, находящихся на руках у людей. Это означает фактическое изъятие части их реального дохода в пользу государства. Помимо того, инфляция помогает государству решать проблему внутреннего долга, позволяя ему погашать свои обязательства обесцененными деньгами.

С другой стороны, инфляция обесценивает налоговые поступления в бюджет, которые оказываются не в состоянии реально обеспечить растущие государственные расходы. Правительство вынуждено изыскивать для этого дополнительные средства, в том числе прибегать к эмиссии денег. Это еще в большей степени раскручивает инфляционную спираль и дестабилизирует финансовую систему страны. В таких условиях экономические рычаги государственного регулирования экономики утрачивают эффективность, снижается доверие населения к правительственным мероприятиям, ослабляются позиции властных структур в целом.

Очередное последствие инфляции - нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

Следующее последствие инфляции - реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. И в завершение особо отметим, что рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы

Негативные последствия инфляции проявляются и в области внешнеэкономических отношений. Инфляция отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса страны, ведет к обесцениванию национальной валюты, создает проблемы погашения внешней задолженности. С ростом цен на национальном рынке происходит сокращение экспорта и рост импорта. Платежный баланс страны становится отрицательным. Для покрытия дефицита платежного баланса государству приходится использовать золотовалютные резервы, а затем, когда эти резервы исчерпаны, девальвировать национальную валюту. Последняя мера хотя и усиливает экспортные возможности экономики, но создает трудности в развитии отраслей, потребляющих импортные товары или сырье. Кроме того, девальвация крайне затрудняет выплату внешних долгов: для возврата единицы иностранной валюты требуется все большее количество единиц национальной валюты.

Важным последствием инфляции является перераспределение дохода. С ростом цен снижается жизненный уровень основной массы населения в результате сокращения ее реальных доходов. Однако различные социальные группы в разной степени несут потери от инфляции. В первую очередь от роста цен страдают лица, получающие фиксированные доходы, пенсионеры, студенты, безработные. Меры правительства по индексации пенсий, стипендий, пособий, как правило, отстают от роста цен. Значительные потери несут почти все лица, занятые в бюджетной сфере. Заработная плата, особенно работников образования, науки, культуры и др., всегда растет медленнее, чем цены. В результате сокращается их мотивация к труду. Происходит перемещение рабочей силы из этих социально важных сфер в более доходные сектора экономики.

Ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

Лица с нефиксированными доходами могут выиграть от инфляции, так как у этой категории увеличение номинального дохода может опережать рост цен. Помимо того, более обеспеченные слои общества обладают большими возможностями в деле сохранения своих сбережений и доходов путем приобретения недвижимости, иностранной валюты, предметов искусства, ценных бумаг.

В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей части населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.

4. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Становление национальной денежной системы республики сопровождалось высокими темпами инфляции, использованием механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, имевших нерыночный характер. В Республике Беларусь главными причинами инфляции являются государственная монополия на денежную эмиссию, внешнюю торговлю, правительственные расходы, в том числе непроизводительные (оборона, содержание огромного бюрократического аппарата и т.д.); монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний на установление цен на рынках и определение собственных издержек; профсоюзная монополия, определяющая размер заработной платы своих членов путём заключения трудовых соглашений с предпринимателями; несовершенство структуры общественного производства, затратный хозяйственный механизм, низкая эффективность хозяйствования, дефицит бюджета, несовершенство оплаты труда. Давайте рассмотрим динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь.

В социально-экономическом развитии Беларуси 1996-2000 гг. явилось переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходивших в стране после распада СССР и проводимых с 1991 по 1994 г. либеральных экономических реформ.

Либерализация цен в 1992 г. вызвала острый финансовый кризис и галопирующую инфляцию. В 1994 г. ВВП составил 73% уровня 1990 г., объем промышленного производства - 69%, капитальные вложения - 57%.

С целью вывода страны из кризисного состояния после избрания первого Президента Республики Беларусь была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1995 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. разработаны и одобрены первым Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. Осуществление их и другие принятые Президентом и Правительством страны меры позволили, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достигнуть положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты валового внутреннего продукта, производства промышленной продукции, потребительских товаров. В определенной мере удалось стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

Положительные сдвиги в динамике макроэкономических процессов, произошедшие в 1996-2000 гг., характеризуются показателями. Их анализ позволяет сделать следующие выводы.

Экономическое положение страны, за исключением сельскохозяйственного производства, стабилизировалось, а по важнейшим макроэкономическим параметрам достигнут существенный рост. Валовой внутренний продукт за базисное пятилетие увеличился на 36%, продукция промышленности - на 64%, инвестиции в основной капитал - на 33%. Производство потребительских товаров возросло на 84%, розничный товарооборот - более чем в два раза. Реальные денежные доходы населения, характеризующие уровень его жизни, повысились на 72%, ввод жилья - на 81,1%.

В 2000 г. превышены показатели докризисного 1990 г. по объему производства промышленности (100,7%), потребительских товаров (110,1%), реальных денежных доходов населения (107%), тогда как ВВП составил 89%, продукция сельского хозяйства - 71,4%, инвестиции в основной капитал - 52%. Следует отметить, что эти показатели экономического развития республики значительно превышают аналогичные в других странах СНГ.

Важнейшие задания и параметры Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. выполнены, за исключением сельского хозяйства, продукция которого составила 96,9% при задании 110,4-119,3%, инвестиций в основной капитал - 133,3% при задании 134,7-146% и уровня инфляции - 6,6% в месяц против 1,5-0,5%.

В базисном пятилетии выделяются две различные тенденции: тенденция относительно высоких темпов роста, характерная для начала периода (1996 - I половина 1998 гг.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине.

Обусловлено это тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале пятилетия, в частности, недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Вместе с тем обострились инфляционные процессы. Основная причина этого - денежно-кредитная политика 1998-1999 гг., связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998 г.) финансового кризиса в России.

С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г. - к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако накопленный инфляционный потенциал не привел пока к существенному улучшению экономической ситуации. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. В то же время реальные денежные доходы населения в 2000 г. возросли по сравнению с предыдущим годом на 19,6%. Реальная среднемесячная зарплата рабочих и служащих, колхозников в 2000 г. увеличилась на 12%, в доходах населения возросла доля накопления. Население использовало на накопления в 2000 г. 14,1% своих доходов против 10,2% в 1997 г., 10,9% - в 1998 г. и 4,3% - в 1999 г.

Поэтому можно сделать вывод, что инфляционные процессы, набиравшие силу в последний период существования СССР, продолжали развиваться и усиливаться в независимой Беларуси. Особенно высокие темпы роста цен, близкие к гиперинфляции (около 50 % в месяц), имели место в конце 1993 года (октябрь-декабрь), а также в январе, августе, ноябре 1994 года. К лету 1995 года обозначилось снижение инфляции. Динамика совокупного среднегодового роста цен складывалась следующим образом: в 1991 году - 203 %, в 1992 году - 1176%, в 1993 году - 1197%, в 1994 году - 3067%, в 1995 году - 746 %.

Инфляционные процессы, сопровождаемые значительным падением реальных доходов населения, вели к превращению основной части граждан Беларуси в малоимущих и бедных. При этом шло обогащение тех, кто занимался торгово-посреднической и спекулятивной деятельностью.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Поэтому для анализа инфляционных процессов в Республике Беларусь рассмотрим индекс потребительских цен и индекс цен производителей промышленной продукции.

Таблица 4.1. Индексы цен в Республике Беларусь 1995, 2000-2005 год.

Годы

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Индекс потребительских цен, %

344

207,5

146,1

134,8

125,4

114,4

108

Индекс цен производителей пром. пр-ции, %

221,8

268

139,1

142,6

128,1

118,8

110

В 1995г. инфляция в Беларуси составила 344 процента. В 2002 году удалось остановить ее на уровне 134,8 процентов. Прогнозом социально-экономического развития республики на 2003 год показатель инфляции предусмотрен на уровне 118 - 124 процентов, или 1,4 - 1,8 процента в среднемесячном исчислении, а в 2005 году 108 процентов. Инфляционная ситуация в стране действительно немного улучшилась. Инфляция в Беларуси в 2005 году была на рекордно низком уровне за весь период рыночных преобразований - 8%. Инфляционные процессы на современном этапе социально-экономического развития страны носят в основном структурный характер, при котором рост оплаты труда приводит к опережающему росту цен и тарифов на трудоемкие платные потребительские услуги, к адаптации структуры экономики к новым условиям.

Теперь определим главные факторы роста цен в Республике Беларусь, начиная с 1993. До лета 1993 г. главным фактором роста цен являлась инфляция спроса. Она была вызвана огромными государственными расходами, массовыми раздачами денег неэффективно работающим предприятиям, финансированием разбухающего госаппарата, укреплением силовых структур.

Со второй половины 1993 г. к перечисленным причинам роста цен добавляется инфляция издержек. В немалой степени она носила «импортируемый» характер из-за резкого повышения цен на сырье и энергоносители. В свою очередь падение валютного курса белорусского рубля вело к повышению цен на импортируемые товары.

Дополнительно стимулирует инфляцию растущая «долларизация» национальной экономики. Только за 1993 г. доля иностранной валюты в совокупной денежной массе выросла с 7,4 до 41,2 %. В результате иностранная валюта стала использоваться не только для обслуживания внешней, но и внутренней торговли, а также в качестве средства сбережения.

В середине 90-х гг. и республике начали приниматься определенные антиинфляционные меры, направленные на стабилизацию рубля, регулирование денежного оборота, набирает силу государственный кредит. В результате достаточно сбалансированной денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики в 1995 г. началось замедление темпов инфляции. С января по июнь прирост потребительских цен упал с 39 до 2,5 %. Стабилизировался курс рубля, начало постепенно восстанавливаться доверие к национальной валюте. Обозначилась и некоторая «дедолларизация» денежного обращения: удельный вес иностранной валюты в денежной массе снизился с 55,5 % на начало 1995.г до З5,8 % к его середине. Резко увеличились темпы роста и соответственно доля рублевых депозитов в банках. В результате триллионы денежных средств стали менее активными на товарном рынке.

Однако закрепить и развить положительные тенденции в денежно-кредитной сфере не удалось. Продолжал углубляться кризис в экономике страны, критическим становится финансовое состояние субъектов хозяйствования, неуклонно росла их кредиторская задолженность. Неплатежи приобрели хроническую форму.

В результате жестких административных мер, принятых руководством республики в 1996 г. по стабилизации валютного курса, удалось несколько приостановить рост внутренних цен. Относительная стабильность и предсказуемость белорусского рубля явилась одним из факторов сдерживания инфляции.

В то же время устойчивость курса, поддерживаемая в основном административными методами, вызвала ряд негативных последствий:

- формирование множественности курсов иностранных валют (наличного и безналичного, официального и «теневого» и т. д.), что лишило экономику объективных ориентиров для развития, создало благоприятную основу для спекулятивных сделок;

- стимулирование импорта и ухудшение экспорта в результате снижения ценовой конкурентоспособности продукции, что привело к росту отрицательного сальдо торгового баланса и создало напряженность на валютном рынке;

- ограничение возможностей покупки иностранной валюты для импорта.

Несмотря на все издержки денежно-кредитного регулирования, 1996 г. вошел в историю денежного обращения как год самого низкого за весь период существования суверенной Беларуси уровня инфляции - около 36%.

Однако в последующий период инфляционные процессы быстро набирают силу и вновь выходят на передний план экономической жизни республики, все больше деформируя воспроизводственные процессы в народном хозяйстве.

В 1997 г. вследствие ряда факторов произошел стремительный рост цен, который принял устойчивый и прогрессирующий характер. К ним относятся:

- девальвация белорусского рубля, которая была проведена для стабилизации экспортно-импортных операций; в результате за первый квартал 1997 г. возросли тарифы на природный газ на 36,6 %, электроэнергию - 41,5, теплоэнергию - больше чем на 40 %;

- неоднократное повышение минимальной заработной платы и тарифной ставки 1-го разряда, что не было предусмотрено в предварительных расчетах правительства;

- поступление в денежный оборот кредитных ресурсов Национального банка, выделенных в сельское хозяйство и жилищное строительство, что вызвало существенное увеличение совокупной денежной массы;

- низкая степень доверия к белорусскому рублю, которая ведет к усилению «долларизации» экономики.

В силу отмеченных, а также некоторых других причин в 1997 г. индекс потребительских цен вырос больше чем на 163 %, а индекс производственных цен - почти на 189 %. По темпам инфляции Беларусь вышла на одно из первых мест среди бывших республик СССР.

В 1998 г. предпосылки снижения покупательной силы национальной валюты, падение ее курса получают дальнейшее развитие. Некоторые положительные тенденции в денежном хозяйстве Беларуси, накопленные ранее, были утрачены.

Разрушительными для денежной системы республики становятся попытки наращивания объемов производства в условиях нерыночной экономики за счет кредитной эмиссии.

Развитию инфляционных процессов способствовали сохранившаяся «советская» структура народного хозяйства республики, монополизм, отсутствие противозатратного механизма производства.

Рост отрицательного сальдо торгового баланса вызывает сокращение поступлений валюты, ее дефицит, ажиотаж на валютном рынке.

К концу 1998 г. доля иностранной валюты в совокупной денежной массе превысила 55 % против 27,3 % к началу года.

Кроме того, неустойчивость белорусской национальной валюты сделала ее объектом активных спекуляций на валютных рынках.

Инфляция принимает ступенчатый характер, когда рост цен идет скачкообразно и становится фактически неуправляемым. В результате в 1998 г. инфляция превысила 260 %.

Попытки сдержать обвал цен административными методами обернулись дефицитом товаров, переходом к их нормированному отпуску. Так начала набирать обороты подавленная (скрытая) инфляция, которая проявилась в неудовлетворенном платежеспособном спросе на товары с дотируемыми ценами.

Каждое очередное повышение минимальной заработной платы, проводимое правительством с целью индексации падающих денежных доходов населения, вело к новому росту цен и снижению обменного курса белорусского рубля.

Завершение XX столетия характеризуется дальнейшим нарастанием инфляционных процессов. В 1999 г. индекс потребительских цен превысил 350 %, что является наивысшим показателем за вторую половину 90-х гг. Свидетельством безудержного роста инфляции явилось появление в обращении денежных билетов номиналом в 1 и 5 млн. руб. Доходная и расходная и части консолидированного бюджета страны 1999 г. перешагнули за квадрильон рублей.

Административное сдерживание роста цен привело к падению рентабельности, лишению производителей экономических стимулов и в конечном счете к необходимости их финансирования денежными эмиссиями.

К концу 90:х гг. становится очевидным, что практически все резервы искусственного сдерживания цен оказались исчерпанными. Правительство республики вынуждено было признать, что «устойчивый экономический рост немыслим без надежного денежного хозяйства».

Начиная с 2000 года, в республике предпринимаются решительные шаги по снижению уровня инфляции. Принятые меры обеспечили ежегодное замедление роста цен. В результате в 2004 году сложился самый низкий с 1991 года прирост индекса потребительских цен, который составил 114,4 процента.

Ограничению инфляционных процессов в 2004 году способствовало уменьшение темпов девальвации обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам и, прежде всего, к доллару США. Ключевую роль в ограничении девальвационных и инфляционных процессов в стране оказало прекращение использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита государственного бюджета, в том числе за счет покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке.

Динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь с 1995 по 2005 мы наблюдаем в таблице 4.1. Инфляция в Беларуси в 2005 году была на рекордно низком уровне за весь период рыночных преобразований - 8%.

Инфляцию в Беларуси в 2006 году планировалось снизить до 7-9%. Более того, достижение указанных темпов инфляции было определено как основная цель денежно-кредитной политики на будущий год.

В проекте Нацбанка Основных направлений на 2008 год некоторая девальвация формально допускается. Изменение курса белорусского рубля по отношению к российскому возможно в пределах плюс-минус 4%, что в 2 раза больше допустимого диапазона колебаний, установленного на текущий год. Нацбанк прогнозирует, что в конце 2008 года курс будет находиться в пределах 77,7-84,31 BYR/RUB.

Изменения курса доллара по отношению к белорусскому рублю допускаются в интервале плюс-минус 2,5%, а диапазон ожидаемых значений данного курса на конец года равен 2.090-2.200 BYR/USD.

В рассматриваемых нами сценариях развития событий (при увеличении цены на газ вдвое) курс рубля по отношению к доллару стоит менять в случае возникновения угрозы потери валютных резервов. При этом девальвацию лучше проводить постепенно, отслеживая реакцию рынка.

Если предприятия будут компенсировать рост расходов на газ за счет номинального снижения заработных плат и прибыли, то уровень девальвации, как было показано выше, может оказаться равным нулю. Если же предприятия будут повышать цены, перекладывая проблемы на потребителя, то потребуется девальвация в размере около 10%.

Сбережения можно сохранить

Инфляцию в 2008 году Нацбанк в соответствии с проектом Основных направлений удерживалась в пределах 6-8%, однако, в IV квартале 2008 года, в связи с мировым кризисом в Республике Беларусь наблюдается резкий скачок инфляции до12%, что очень сказывается на состоянии экономики нашей страны.

В рассматриваемых нами сценариях инфляция будет вести себя в зависимости от политики предприятий.

Если предприятия снизят собственные издержки и прибыль, то рост цен может оказаться низким -- до 10% за год, несмотря на то, что некоторые товары и услуги резко подорожают, в первую очередь -- услуги жилищно-коммунального хозяйства. Но доходы населения снизятся, а рубль останется крепким по отношению к доллару, что будет противодействовать росту цен. Если же предприятия начнут повышать цены, то инфляция неизбежно подскочит где-то до 20%.

Между тем снижение инфляции остается одной из наиболее важных задач правительства. Но за более чем десять лет самостоятельности в экономической политике Республике Беларусь удалось достичь некоторых положительных результатов в снижении уровня инфляции.

Рассмотрим некоторые аспекты антиинфляционной политики и её особенности в Республике Беларусь. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции - бюджетный дефицит, монополии, диспропорция в экономике, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переход инфляции по внешнеэкономическим каналам и др. В связи с этим полностью ликвидировать инфляцию невозможно. Многие государства ставят перед собой цель сделать её умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных её масштабов.

Инфляция является одной из главных проблем экономики Беларуси, поэтому очень важно определить методы регулирования инфляционных процессов в нашей республике. Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики в контексте международных сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим.

С учетом финансовой и экономической ситуации в стране, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование. Инфляционное таргетирование состоит в установлении центральным банком целевого параметра инфляции и использование всех инструментов денежно-кредитной политики для его достижения.

Практическое применение инфляционного таргетирования требует выполнения нескольких условий. Первое из них - это достаточная степень независимости центрального банка. Независимость центрального банка гарантирует, что денежно-кредитное регулирование будет нацелено на выполнение только одного целевого ориентира - достижение определенного уровня инфляции. Вторым условием является отказ от установления целевых ориентиров (таргетирования) в отношении других экономических показателей, таких как зарплата, уровень занятости или валютный курс. Использование данного подхода позволяет говорить о целесообразности постепенного снижения уровня инфляции в Республике Беларусь с тем, чтобы в 2009 г. выйти на уровень 8-12% за год, что позволит осуществить необходимые структурные изменения в производстве, ценообразовании, финансовой сфере и т. д.

Еще одним составляющим антиинфляционной политики в Беларуси являются меры денежно-кредитного и валютного регулирования. По мнению многих экономистов, единственный способ остановить инфляцию - научиться выдавать новые кредиты исключительно за счет возврата старых. Так работают все безинфляционные системы мира. Это возможно только в том случае, если при невозврате кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. Без решения проблемы демонтажа устаревших и неэффективных производственных мощностей перейти к безэмиссионной политике не удастся. Потребуется политическая воля для отказа от поддержки убыточных предприятий за счет льгот по налогам и безвозвратных кредитов.

Для финансирования своих расходов государство должно восстановить доверие к облигациям. Для этого необходимо добиться неукоснительного погашения точно в срок каждого тиража. Кроме того, целесообразны публичные аргументированные заверения министра финансов о невозможности обвалов на этом рынке. Также нужны меры по стабилизации курса белорусского рубля.

Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий. Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку способствует развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать перспективные направления.

Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия необходимо сохранять) приводит в конечном счете к консервации неэффективной системы производства, к росту материало- и энергоемкости. Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%.

Положительно скажется на уровне инфляции и снижение трансакционных издержек. Трансакционные издержки в переходной экономике связаны, с одной стороны, с трансформационными процессами и формированием рыночной экономики, созданием и функционированием соответствующих институтов и рыночной инфраструктуры, с другой стороны, представляют затраты непосредственно в сфере обращения при движении товаров от производителя к потребителю.

В конечном счете трансакционные издержки влияют на увеличение цен и являются хотя и не главным, но системным фактором инфляции. Поэтому меры, позволяющие снизить или хотя бы не допустить повышение трансакционных издержек на этапе системного реформирования экономики страны, являются важной частью экономических преобразований и оказывает серьезное влияние на снижение инфляции.

Основными условиями сокращения трансакционных издержек со стороны государства являются:

значительное улучшение состояния рыночной инфраструктуры (юридического и аудиторского сопровождения, информационных услуг, профессиональной подготовки и т.д.). В настоящее время слабый уровень этих услуг обусловлен не только отсутствием свободных средств, но и даже непониманием необходимости этих услуг;

повышение уровня соблюдения деловых контрактов, снижение степени неопределенности в хозяйственных отношениях, что обеспечивается функционированием так называемых “третьих лиц” (арбитражных судов, разного рода общественных объединений);

постепенное формирование принципов деловой этики, чему может способствовать поощрение организации профессиональных деловых сообществ, которые объединяют предпринимателей, занимающихся сходными видами деятельности, а также создание различных деловых союзов;

сокращение количества бюрократических разрешений, связанных с регистрацией и аккредитацией предприятий, лицензированием деятельности, уменьшением числа видов деятельности, подлежащей регламентации;

реструктуризация предприятий и формирование на этой основе института эффективных собственников, активно влияющих на принятие корпоративных решений;

всемерное стимулирование и поддержка функционирования малого предпринимательства, создание конкурентной среды;

совершенствование системы товародвижения, рациональное размещение торговых и снабженческо-сбытовых предприятий и организаций, а также товарных запасов в оптовой и розничной сети, применение прогрессивных форм торговли, рациональная организация перевозки товаров, улучшение использования торговых и складских помещений.

Совершенствование системы ценообразования также является рычагом антиинфляционной политики. Общей целью совершенствования системы ценообразования является создание экономического порядка, обеспечивающего формирование системы цен, создающей условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения.

Главной целью государственной ценовой политики на 2002-2005 гг. должно стать достижение и поддержание сбалансированной внутренней и внешнеторговой ценовой структуры. Наиболее существенными дисбалансами сегодня являются значительная дотационность городского и пригородного транспорта; низкие закупочные цены на продукцию животноводства и растениеводства. Высвобождение накопленных ценовых диспропорций в ходе достижения сбалансированной ценовой структуры может привести к усилению инфляции, однако в дальнейшем равновесная структура цен будет способствовать сдерживанию роста цен.

Таким образом, главными антиинфляционными мероприятиями являются: структурная перестройка национальной экономики, развитие производства, научно-технического прогресса, «связывание» излишних денег у населения путём приватизации, гибкой процентной политики, кредитной рестрикции (ограничение кредитов). Механизм антиинфляционного регулирования состоит из двух позиций. Первая включает цели и методы долгосрочного характера: введение жёстких лимитов на ежегодные приросты денежной массы, борьбу с бюджетным дефицитом, сведение к минимуму внешних инфляционных влияний, проведение эффективной внешнеторговой и валютной политики. Вторая позиция направлена на снижение темпов инфляции, смягчение её последствий. К мерам такой тактики относится: регулирование уровня цен на отдельные товары, регулирование доходов населения, предприятий, проведение эффективной краткосрочной кредитно-денежной политики путём использования налоговых ставок, амортизации, процентов за кредит.

Заключение

На основе данной курсовой работы мне бы хотелось подвести некоторые итоги и подчеркнуть основные положения курсовой:

Наряду с обеспечением полной занятости поддержание стабильности цен принадлежит к числу важнейших целей национальной экономики. Инфляция - процесс обесценивания денег, или, как говорят, - ситуация, когда слишком большое количество денег «охотится» за меньшим количеством товара.

2. Первопричина инфляции - это инфляция издержек, которая проявляется в росте издержек производства. В основе ее лежит увеличение средних издержек при установившемся объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь, ведет к завышению себестоимости единицы продукции. Таким образом, первопричина инфляции лежит не в сфере обращения, а в сфере производства.

3. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результате глубинных процессов, происходящих в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных ее проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

4. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Инфляция имеет серьёзные негативные экономические и социальные последствия, поэтому изучение причин, видов инфляции способствует выработке действенной антиинфляционной политики.

6. На основе проделанной работы можно сказать, что в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.

По сделанным выводам можно заметить, что дальнейшее развитие ситуации с инфляцией в Республике Беларусь видится по одному из следующих направлений: благоприятное -- совершенствование общеэкономической политики в направлении повышения эффективности управления издержками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен по сравнению с текущей; нейтральное -- сохранение в целом текущей экономической политики с уменьшением негативного эффекта целевого роста заработной платы за счет менее активного, чем в первом варианте, применения указанных выше инструментов. Данный вариант за счет снижения среднегодовой девальвации обменного курса и возможной благоприятной динамики импортных цен в 2009 году может позволить снизить инфляцию; неблагоприятное -- отсутствие достаточных позитивных изменений в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В данном варианте весьма вероятно либо ускорение инфляции в 2009 году, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечение снижения инфляции за счет уменьшения собственных воспроизводственных возможностей реального сектора.

Список использованных источников

1. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов / Бункина Маргарита Константиновна. - М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.

2. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер. с англ. / Гайгер Линвуд Т.; Общ. ред. и предисл. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 559 с.

3. Грузицкий Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учебное пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" вузов / Под ред. В.Н. Рябцевича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 175 с.

4. Долан Э.Дж., Домненко Б. Англо-русский словарь-справочник.-М.: «Лазурь».,1994.

5. Долан Э. Дж. Макроэкономика: Пер. с англ. / Долан Эдвин Дж, Д. Е. Линдсей; Общ. науч. ред. Б.С. Лисовика, В.В. Лукашевича. - СПб.: Литераплюс, 1996. - 357 с.

6. Зеленкевич М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.38-43.

7. Инфляция: сущность, причины, последствия// Мельников Н.К. Основы экономики и предпринимательства.-Мн.:«Экоперспектива»,2001

8. Ковалев М. Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.8-15.

9. Красникова Е.В. Экономика переходного периода : учебное пособие для студентов, обуч. по напр. "Экономика" и др. экон. специальностям / Москва : Омега-Л , 1998. - 457 с.

10. Лобан И.И. Статистическое изучение инфляции: Лекция для студентов экономических спец. / Горки: Бел. гос. сельскохоз. акад., 2003. - 34 с.

11. Прилуцкий П. Производим товар или воспроизводим инфляцию? // Финансы, учет, аудит. - 2002. - N5.-С.53-55.

12. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / - Мн.: Мисанта, 2003. - 511 с.

13. Тихонов А. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность // Банкаускi веснiк. - 2002. - N13.-С.2-5.

14. Тихонов А.О. Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.31-37.

15. Швайко П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.34-39.

16. www.rbp.ru/news

17. www.bel.biz/news.

18. Статистический ежегодник 2007 года.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека