Инфляция в сфере спроса и предложения
6
1. Охарактеризовать инфляцию спроса и инфляцию предложения
Инфляция (от лат. Inflation - «вздутие») как экономическое понятие.
Впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения.
Широкая характеристика данного явления:
· Инфляция - форма проявления дисбаланса в макроэкономических процессах, нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.
Более конкретная характеристика явления:
· Инфляция - процесс обесценивания денег, снижение их покупательной способности;
· Тенденция к повышению среднего уровня цен.
Инфляция классифицируется по определенным критериям. Различают инфляцию спроса, вызванную избытком денежных средств у покупателя, и инфляцию предложения, связанную с ростом производственных издержек у производителя при формировании объема товарного предложения.
Основными причинами инфляции спроса являются, избыток денег, повышение спроса над предложением по многим товарам, повышение общего уровня цен в стране.
Причины инфляции предложения - рост затрат на производстве, рост цен, рост заработной платы, удорожание материала и энергии.
Причинно-следственные связи, отражающие возрастание спроса
I. Рост расходов, производимых субъектами экономики
Домашние хозяйство
· Требование профсоюзов по повышению заработной платы (прежде всего на фазе подъема)
· Повышение потребности населения.
Государство.
· Динамика государственных бюджетных затрат: социальные и военные расходы.
Фирмы.
· Динамика инвестиционных затрат фирм: в период подъема предприниматели склонны увеличивать инвестиционные расходы.
II. Повышение совокупного спроса, опережающего динамику совокупного предложения.
III. Рост цен.
Графическая модель инфляции спроса
P
0 Y
Причинно следственные связи, отражающие возрастание издержек производства
I. Проявление монопольных прав со стороны государства.
· Взимание косвенных налогов (что способствует росту цен);
· Воздействие на учетную ставку (в сторону ее повышения, что косвенно ведет к росту цен)
II. Проявление монопольных возможностей со стороны фирм.
· Повышение цен (прежде всего на сырье и энергию) путем картельных соглашений, что удорожает продукцию других производителей.
III. Проявление монопольных возможностей со стороны профсоюзов.
· Требование роста заработной платы (представляющей существенную часть издержек производства). В итоге предприниматели вынуждены повышать цены.
IV. Дополнительные факторы повышающие издержку производства.
· Возрастание удельного веса сектора услуг в народном хозяйстве.
· Увеличение прироста затрат по заработной плате за единицу продукции.
· Периодические замедления в динамике роста производительность труда.
Повышение издержек ограничивает экспансию фирмы (из-за относительного сокращения прибыли). Динамика совокупного предложения начинает отставать от динамики спроса. Итог - рост цен.
Графическая модель инфляции предложения (инфляция издержек)
P AS2
AS1
AD
0 Y
2. В таблице приведены данные об индексах потребительских цен (ИПЦ) в российской экономике за период с 1991 по 1999 гг. Рассчитайте темп инфляции
Индекс потребительских цен (ИЦП) измеряет изменение во времени затрат на покупку стандартной корзины потребительских товаров и услуг. Использование этого индекса для расчета темпа инфляции представлено формулой, где темп инфляции в% за год;
J1 - индекс потребительских цен текущего года;
J0 - индекс потребительских цен прошлого года:
J1-J0
= * 100%
J0
|
Годы | ИПЦ (% к предыдущему году) | Темп инфляции | |
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 | 260,4 2608,8 939,9 315,1 231,3 121,8 111,0 184,4 136,5 | - 901,8 - 64 -66,5 -26,6 -47,3 -8,9 66 -26 | |
|
3. Предположим, национальное производство включает два товара: X и Y. X - потребительский товар, Y - инвестиционный товар. В текущем году было произведено 200 единиц товара X по цене 2 долл. За единицу и 10 единиц товара Y по цене 4 долл. За единицу. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми. Рассчитайте:
А) ВВП;
Б) ЧВП;
В) объем потребления (С) и объем валовых инвестиций (I вал);
Г) объем чистых инвестиций (I чист.).
Решение
а) Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение - ВВП (англ. GDP) - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
ВВП = (200 х 2) + (10 х 4) = 440 долл.
б) ЧИСТЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ЧВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства, использующийся в системе национальных счетов. ЧВП представляет собой разницу между валовым внутренним продуктом и величиной амортизационных отчислений.
ЧВП = ВВП - аморт. = 440 - (6 х 4) = 440 - 24 = 416 долл.
в) Объем потребления С =200*2= 400 долл.;
Валовые инвестиции - макроэкономический показатель; сумма расходов на возмещение и приращение производственного капитала страны плюс / минус изменение объема товарных запасов.
вал. =10*4= 40 долл.
г) объем чистых инвестиций рассчитывается как валовые инвестиции за вычетом амортизационных отчислений
чист. = вал. - аморт. = 40 - 24 = 16 долл.
Список литературы:
1. «Экономика», учебное пособие, изд. «Юристъ», Москва, 2001 г., гл. 22 стр. 427-446.
2. «Экономическая теория», учебное пособие, изд. «Кнорца» Москва, 2008 г. стр. 276-283.
3. «Экономика», учебное пособие, автор И.В. Лисиц, § 74, стр. 427-435.
4. «Макроэкономика» Конспект лекций.: Учебное пособие/Е.А. Киселева, изд. Эксмо, 2007 г., стр. 210-222.
5. «Экономическая теория», учебник, Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Москва, Инфра-М, 2003 г., раздел 19, стр. 358-362, раздел 26, стр. 538-548.