Инфраструктура рыночной экономики: сущность, роль и элементы
2
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра экономической теории
и экономики предприятия
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Инфраструктура рыночной экономики: сущность, роль и элементы»
План:
Введение
1. Сущность инфраструктуры рыночной экономики.
2. Роль инфраструктуры рыночной экономики.
3. Элементы инфраструктуры рыночной экономики
Заключение
Используемая литература
Расчетная часть
Введение
В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений в известной мере объясняют возникновение товарного обращения и рынка. В то же время рынок как самостоятельный элемент представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.
Сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций, прежде всего крупными компаниями, и государством, включая наднациональные органы, по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации таких отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.
Структура рынка -- это совокупность отдельных рынков в пределах национальной экономики, или внутреннего рынка, а также в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.
Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовый и др. Большинство из них может быть разделено на локальные рынки. Так, рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный рынки; рынок интеллектуальной собственности -- на рынок патентов, лицензий, «ноу-хау», программ математического обеспечения и др.; финансовый -- на рынок инвестиций (долгосрочных кредитов), рынок денег (краткосрочных кредитов), рынок валюты, рынок ценных бумаг, рынок золота (в современных условиях он одновременно является и рынком товаров).
Термин "инфраструктура" произошел от лат. - "infra" - ниже, под; "structura" - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.
Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.).
В 40-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в “предоставлении услуг производству и населению”, в “обслуживании производства и населения”. Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в “создании общих условий производства”, в “обеспечении деятельности основного производства”. Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, “обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности”.
В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.
1. Сущность инфраструктуры рыночной экономики
Инфраструктура -- это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.
Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры. В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству. При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры. В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен. В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь. Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства. Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства. Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является: Затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.
В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме.
Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.
Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.
Так же уместно упомянуть о социальной инфраструктуре (т.к. при становлении рыночной экономики нельзя забывать о человеческих факторах).
Социальная инфраструктура это - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.
Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.
Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды)
Функции социальной инфраструктуры
1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование)
2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение)
3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт).
4. Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).
Функции 2 и 3 можно рассматривать применительно к производству.
Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организация, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
Дословно инфраструктура -- это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Применительно к рынку, как самостоятельной подсистемы, инфраструктура -- это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, актов купли-продажи, или совокупность отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.
Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества. При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся в независимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры. Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.
В российской экономической литературе к инфраструктуре относят основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае мы имеем дело с расширенным толкованием понятия "инфраструктура" рынка.
Говоря об организации торговой сети в развитых странах, в числе получивших наибольшее распространение и более перспективных следует выделить следующие:
супермаркеты -- магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;
суперонтер -- перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;
конвинненсонтор -- небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину);
супертриада -- новая модель крупного магазина, имеющего современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зону супермаркета -- склада, зону продажи товаров улучшенного качества;
драгонтер -- розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские6 карточки;
магазин-дискаунт -- магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.
Широкое распространение получают розничные конгломераты -- корпорации свободной формы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Своеобразный интерес представляют оптово-розничные клубы, члены которых -- мелкорозничные фирмы (60%) -- вносят 20--30 долларов в год, а индивидуальные потребители (40%) 5% к цене товара. Примером такого клуба может служить фирма "Прейс клаб" (Калифорния).
Классическая же инфраструктура рынка включает только товарные и фондовые биржи, биржи труда.
2. Роль инфраструктуры рыночной экономики
С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организация, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
При административно-командной системе хозяйствования товарные рынки обслуживающие предприятия розничной и оптовой торговли и немногочисленными товарными биржами, где государственный контроль сводился до государственного управления, что подразумевает регламентацию специальными органами куплю-продажу товаров, запрет на эмиссию ценных бумаг частных компаний, продажу государственных ценных бумаг и т.д., но с развитием экономики рыночного типа, а следовательно и увеличением многообразия связей, не только внутри страны, но и деловых отношений с зарубежными партнерами, приводит к возрождению биржевой торговли. Следующим показателем развития экономики рыночного типа является кредитная система. В период экономики планового типа кредитная система была развита в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого предприятия, а по решению органами государственного планирования. Поэтому в наше время кредитные учреждения развиваются в большем количестве и с разнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыночной экономики. Структурными частями кредитной системы являются: банковская система. В период плановой системы хозяйства эта система была представлена Гос Банком СССР. На начало 1992 года действовало 1414 коммерческих банков, а в конце 1994 года - 2400; в состав банковской системы также включены сберегательные банки, ипотечные банки и др. Другим элементом кредитной системы являются специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. К их числу относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и финансовые компании. Эти учреждения предлагают услуги и производят операции, которые не оказываются коммерческими банками. В России к концу 1994 года действовало около 2000 страховых компаний, большое количество инвестиционных компаний и негосударственных пенсионных фондов. Такая структура кредитной системы отражает потребности рыночного хозяйства приближаясь к модели кредитной системы промышленно развитых стран.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры пришли, не извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:
облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
организационное оформление рыночных отношений;
облегчение форм юридического и общественного регулирования деловой практики.
Охарактеризуем кратко некоторые элементы инфраструктуры рынка.
Консалтинговые компании. Здесь работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей, они оказывают консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности. Сейчас создано совместное предприятие "Внеш-консульт", которое специализируется в области внешнеэкономической деятельности.
Аудиторские компании. Аудит -- это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка носит характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспертиза -- обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, лицензий, а также для организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов и менеджеров. Понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть один главный недостаток -- крайне малый срок обучения: всего 2--3 недели или месяц. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу, растет его авторитет. Наиболее известны сегодня "Мирбис", Центр подготовки менеджеров при РЭА им. Г.В.Плеханова, школа информационного бизнеса при МЭСИ и школа международного бизнеса при МГИМО.
Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ).
Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е гг. наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеют место несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны":
зона свободного предпринимательства (ЗСП);
зона свободной торговли;
экспертно-производственные зоны (ЭПЗ);
производственные зоны в регионах;
свободные порты;
свободные банковские зоны.
Все эти зоны рассматриваются как фактор экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).
В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее положение в СЭЗ занимают Япония, США и Западная Европа.
Для привлечения иностранного капитала в СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов; дешевая рабочая сила. Всего этого нет у нас в настоящее время. Плюс отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон в России.
3. Элементы инфраструктуры рыночной экономики
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), организационно оформленное посредничество;
аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
кредитная система и коммерческие банки;
эмиссионная система и эмиссионные банки;
система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
информационные технологии и средства деловой коммуникации;
налоговая система и налоговая инспекция;
система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства массовой информации;
торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
таможенная система;
профсоюзы работающих по найму;
коммерческо-выставочные комплексы;
система высшего и среднего экономического образования;
аудиторские компании;
консультативные (консалтинговые) компании;
¦ общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
¦ специальные зоны свободного предпринимательства.
Рыночной экономике необходима инфраструктура -- система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, и т.п.
В рыночной экономике возможна ситуация, когда одни участники конкуренции, например предприниматели, не располагают необходимым количеством капитала для расширения производства, развертывания предложения товаров до уровня их спроса. В то же время другие сталкиваются с проблемой прибыльного размещения сбережений, например в виде излишков денежных средств. Для разрешения указанного противоречия, превращения сбережений в инвестиции рыночной системе необходима соответствующая инфраструктура -- кредитная система, которую образуют банки, страховые компании, фонды профсоюзов и иных организаций, обладающих правами коммерческой деятельности. Существует множество вариантов прибыльного использования этих средств, когда, допустим, профсоюзные фонды инвестируются в акции, передаются взаймы коммерческим банкам и т.п. В современной экономике ни один рубль или доллар не должен простаивать, надолго выпадать из обращения.
Центральный банк, занимая главенствующее положение, выполняет ряд функций. Во-первых, он несет всю полноту ответственности за организацию и состояние денежного обращения в стране. Во-вторых, его стратегическая задача состоит в создании условий для неинфляционного развития экономики. Решению такой задачи подчинено управление прочими банками, осуществляемое посредством банковских резервов. Поэтому двухъярусную систему управления называют также резервной, например Федеральная резервная система (ФРС) в США.
Необходимость резервов первоначально возникла в связи с проблемой ликвидности и доходов. С одной стороны, банк обязан выдать вкладчику наличные и иные платежные средства по первому требованию или в указанный срок. С другой -- желание получать доходы нацеливает банк на выгодное размещение имеющихся средств. В действительности маловероятно, чтобы все вкладчики коммерческого банка одновременно решили снять деньги с текущих счетов. Следовательно, для выполнения обязательств по вкладам необходима сравнительно небольшая часть вложенных средств (резервы), которую банки обязаны держать в центральном банке.
Первоначальная страховая функция резервов сейчас отошла на второй план, уступив первенство их регулирующей функции. Центральный банк посредством кредитно-денежных инструментов (операции на открытом рынке, ставка центрального кредита, норма резервов) воздействует на резервы и тем самым регулирует предложение денег. Норма резервов зависит от уровня инфляции в стране; вида вклада (для срочных вкладов норма выше, чем для обычных); от местоположения банка (для городских банков норма выше, чем для провинциальных) и др.
Коммерческие банки первоначально возникли для кредитования торговых и промышленных компаний. В настоящее время они аккумулируют временно свободные денежные средства частных лиц, компаний, банков, правительства, иностранных вкладчиков. Помимо приема вкладов и превращения их в кредиты они выполняют также более ста других банковских операций. Совместно с центральным банком коммерческие банки регулируют массу денег в обращении, участвуют в создании банковских денег.
Для понимания работы банка выясним ряд понятий. По пассивным операциям банк аккумулирует временно свободные денежные средства. Пассив включает текущие счета (депозиты), срочные вклады, собственный капитал банка и пр. Пассив определяет обязательства банка, поскольку требования на такую сумму могут предъявить его вкладчики, выступающие в качестве кредиторов. Активные операции банка связаны с размещением кредитов. В актив входят минимум наличных денег, резервы, ссуды и учтенные векселя, ценные бумаги правительства и прочие ценные бумаги. Актив характеризует финансовые возможности банка. Баланс означает равенство пассивов и активов банка.
В работе по привлечению денежных средств банки ориентируются на потенциальных клиентов, используя различные способы притягивания денег. В этой деятельности произошли значительные изменения. Если раньше банки выбирали вкладчиков, допуская к деловому сотрудничеству ограниченный круг состоятельных клиентов -- частных лиц и предпринимателей, то конкуренция заставила банки бороться за любого, кто имеет временно свободные денежные средства, -- мелких предпринимателей, отдельных граждан.
В зависимости от условий привлечения средств различают вклады до востребования, которые выдаются по первому требованию, и срочные вклады, которые вкладчик обязуется не брать в течение определенного времени. Структура вкладов определяет направления размещения аккумулированных средств. Если в общем объеме привлеченных средств доминируют вклады до востребования, то банк может выдавать лишь краткосрочные ссуды, поддерживая развитие мелкого и среднего предпринимательства. Если преобладают срочные вклады, то банк в состоянии предоставлять долгосрочные кредиты, содействуя развитию капиталоемких производств.
Все чаще банки выступают в роли инвесторов, вкладывая деньги в ценные бумаги, как правило, в облигации и только в виде исключения в акции. Обычно они приобретают государственные долговые обязательства, выпускаемые правительством и местными органами власти. Облигации частных компаний занимают незначительную долю в общем объеме инвестиций. Несмотря на внешнее сходство, кредит и инвестиции имеют отличия. Ссуда должна вернуться в оговоренный срок независимо от того, принесет ее использование доход или нет. Инвестиционные средства вкладываются на длительный срок и возвращаются после получения доходов. В роли инвестора банк выступает внешне как кредитор, но теперь он в союзе с другими кредиторами заинтересован в успехе проекта. Развиваясь как форма активных операций, инвестиции пока не могут соперничать со ссудами по причине меньшей доходности.
Свое место на рынках потребительского и ипотечного кредита коммерческие банки отвоевали в конкурентной борьбе с ссудо-сберегательными и страховыми компаниями, специализирующимися на кредитовании под залог недвижимости. Коммерческие банки предоставляют ссуды гражданам, нуждающимся в заемных средствах для покупки дорогостоящих товаров длительного пользования (потребительский кредит) и для строительства дома (ипотечный кредит). Последний вид ссуды может предоставляться также предпринимателям и фермерам под залог земель и нежилых строений -- коммерческих промышленных и иных объектов. Конкурируя с кредитными учреждениями, коммерческие банки предлагают фирмам бухгалтерское обслуживание, финансирование аренды промышленного оборудования, страхование, взыскание задолженности и т.п.
Диверсифицируя свою деятельность, коммерческие банки развивают трастовые (trust -- доверие), или доверительные, операции. Так, частные и юридические лица доверяют банкам распоряжаться имуществом и деньгами, выступать агентом по операциям с облигациями и акциями, выполнять роль опекуна. Предпочтение, оказываемое банкам по сравнению с другими специализированными учреждениями, обусловлено их авторитетом и наличием квалифицированных специалистов. Оказание доверительных услуг не приносит высоких доходов, но требует больших расходов, что под силу только крупным банкам. Кроме того, потребность в доверительных услугах переменчива, что делает рискованной специализацию на них финансового учреждения. Поэтому они развиваются как одно из направлений банковской деятельности. И, тем не менее, крупные банки, выполняя доверительные операции, преследуют не столько коммерческий интерес в настоящем, сколько ориентируются на развитие таких услуг в будущем.
Появление электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров, обеспечивших быструю и надежную связь клиентов с банком, сделало возможным переход к новой технологии банковских операций. В конце 60-х годов в США начались разработки принципов организации автоматизированных расчетных палат (АРП), а в 70-е годы была создана общенациональная АРП, которая осуществляла электронный перевод денежных средств, связав тысячи банков и кредитных учреждений. Впоследствии были автоматизированы кассовые расчеты, позволившие пользоваться услугами банка, не посещая его. Клиент вставлял дебет-карточку в машину-кассира, вмонтированную в стены зданий, компьютер отыскивал номер текущего счета по номеру карточки и выдавал ее владельцу указанную сумму наличных денег.
Следующий шаг в развитии банковской технологии освободил клиентов от необходимости получать наличные деньги. Оплата покупок стала осуществляться с помощью электронной чековой книжки: достаточно было вставить ее в терминал, расположенный в магазине, и сумма покупок списывалась с текущего счета клиента. В отличие от дебет-карточки электронная чековая книжка снабжена микрокомпьютером, в памяти которого хранятся сведения о финансовых возможностях ее владельца, наименовании, сумме, времени и месте покупки.
Банковские услуги стали оказываться и на дому с помощью телефонного клавишного аппарата, подобно терминалу, установленному в торговых залах магазинов. Голос банковского компьютера зачитывает счета на товары и услуги, а клиент указывает номер счета и уплачиваемую сумму. Усовершенствование системы позволило предоставлять видеоинформацию (система видеотекса). Клиент заказывает по телефону необходимую информацию, которая вскоре поступает на экран его телевизора или дисплея персонального компьютера в форме текста, графика, диаграммы, справки, биржевой сводки, хроники текущих событий и т.п. В случае отсутствия запрашиваемой информации клиента непосредственно соединяют с агентством новостей, биржей.
В настоящее время банк может предложить более широкий набор услуг: оплату счетов, комплексное финансовое обслуживание коммерческих сделок, видеоинформацию о балансе собственного текущего счета, других проведенных финансовых операциях. В условиях лавинообразного потока различных счетов, обрушивающихся на клиента, такие банковские услуги представляются весьма полезными. Новая технология банковских операций активно расширяет сферу своих действий, но пока она не стала общедоступной из-за высокой стоимости услуг.
Фондовая и товарная биржи. Валютная биржа и биржа рабочей силы.
Фондовая биржа -- это учреждение, организованный рынок, на котором собственники осуществляют процесс купли-продажи ценных бумаг. Членами биржи являются, как правило, ее основатели -- отдельные физические лица и кредитно-финансовые институты. В случае необходимости основатели биржи могут расширить круг ее членов путем продажи биржевых мест. При благоприятной конъюнктуре цена места на Нью-Йоркской бирже достигает 1,5 млн. долл. Члены биржи, или государственные органы, которые контролируют ее деятельность, ставят условия, при которых та или иная компания может быть допущена к биржевой торговле. Так, чтобы котироваться на Нью-Йоркской бирже, корпорация должна иметь не менее 22 млн. активов, общая численность выпущенных акций -- не менее 1 млн. шт., а численность акционеров, которые владеют не менее чем 100 акциями, -- 200 чел. Поэтому в середине 90-х годов на этой бирже почти из 3 млн. всех корпораций США котировались акции только около 1900 наиболее могущественных корпораций. На Токийской бирже котировалось около 1600 компаний, на Лондонской -- около 2800 компаний. Для того чтобы зарегистрироваться на Токийской бирже, прибыль компании за последние три года должна составлять не менее 300 млн. иен, уставный капитал -- не менее 1 млрд. иен, а дивиденды на одну акцию -- не менее 5 иен. Таким образом, членами фондовой биржи могут стать только высокорентабельные фирмы. На таких биржах продаются также облигации государственных займов.
В конце 90-х годов в мире насчитывалось около 200 фондовых бирж, а суммарная рыночная капитализация компаний, чьи акции зарегистрированы на этих биржах, составила в конце 1998 г. почти 27 трлн. долл. США. Около 40% таких акций котируется на Нью-Йоркской фондовой бирже, а средняя цена акции достигла 42 долл. В США и Японии сложилась моноцентричная биржевая система. Это означает, что несмотря на существование в США 11 фондовых бирж, а в Японии -- 9, в каждой стране доминирует одна биржа, размещенная в ее финансовом центре. В Германии, Канаде и других странах функционирует полицентричная система бирж, где наряду с главной биржей существует одна или несколько ведущих бирж.
Регистрация на бирже поднимает престиж компании, облегчает доступ к рынку капитала, способствует повышению курса ее акций, а следовательно, расширяет круг акционеров. В некоторых наиболее могущественных американских корпорациях число акционеров достигает 3 млн. чел. и более. Поэтому они централизуют значительные денежные суммы, что способствует ускорению инвестиционных процессов, росту могущественности крупных корпораций. Членство на бирже не является раз и навсегда данным. Его необходимо постоянно подтверждать высоким и стабильным курсом акций. Показатели курса акций свидетельствуют о деловой активности и стабильности экономики. В США, например, используется такой агрегатный статистический показатель деловой активности, оценки экономической конъюнктуры, как индекс Доу-Джонса. Он основывается на динамике средних курсов акций 65 наиболее могущественных корпораций, в том числе 30 промышленных, 20 транспортных и 15 из сферы коммунально-бытового обслуживания, а также на данных о цене акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Купля-продажа акций на фондовой бирже осуществляется с помощью посредников. Если посредник покупает ценные бумаги за собственные деньги или за счет полученных кредитов, а затем продает их по более высокой цене, то на американском внебиржевом рынке его называют дилером, главного посредника на центральной фондовой бирже Нью-Йорка -- специалистом, а других посредников, которые связывают специалиста с покупателями или продавцами, -- брокерами. За свои посреднические операции брокеры получают вознаграждение по соглашению между заинтересованными сторонами-клиентами или соответственно таксе, установленной биржевым комитетом. При успешном ведении посреднических операций брокер может накопить средства и стать дилером. У брокеров имеется свой устав, в котором определены порядок управления, приема в состав членов биржевых органов, их функции и т. п.
Руководящим органом на фондовой бирже является биржевой комитет (в США -- Совет руководителей), при котором функционирует биржевая комиссия, дающая разрешение или устанавливающая запрет на допуск новых ценных бумаг на котировку. При биржевых комитетах также функционируют котировочные комиссии, которые ведают вопросами ежедневной публикации данных о количестве поданных ценных бумаг, их курсе в курсовых бюллетенях. Такие бюллетени выпускают в США все виды бирж. На Нью-Йоркской бирже насчитывается около 50 тыс. сотрудников, более 30 тыс. зарегистрированных представителей членов бирж, около 1500 членов биржи и почти 6000 партнеров этих членов.
Современный рынок ценных бумаг характеризируется значительным объемом внебиржевого обращения, который осуществляется с помощью телефона и телефакса. Его масштабы обусловлены высокими финансовыми комиссиями и стоимостью услуг центральной биржи. Так, в США автоматическая система котировки национальной ассоциации дилеров в конце 80-х годов имела оборот в сумме около 250 млрд. долл. и более 5 тыс. видов котировочных акций. В середине 90-х годов по стоимостному объему операций ее оборот почти сравнялся с оборотом на ведущей Нью-Йоркской фондовой бирже, где котируются акции примерно 1900 крупнейших корпораций страны. На внебиржевом рынке ценные бумаги продаются с надбавкой в цене (или покупаются со скидкой), которая взимается с клиента вместо комиссионной платы и составляет прибыль посреднической фирмы. Объектом продажи на внебиржевом рынке выступают ценные бумаги средних и части мелких корпораций, которые не включены в биржевые списки, а также государственные облигации.
Современными видами ценных бумаг, которые находятся в обращении на фондовых биржах, являются конвертируемые акции, фьючерсы (срочные соглашения по поводу купли-продажи ценных бумаг, сырья, валюты и т. п.) и опционы (соглашения, которые предоставляют одному из контрагентов процесса купли-продажи право выбора альтернативных условий договора, в частности покупать или продавать ценные бумаги в заранее установленное время по твердой цене).
Курсы акций и облигаций промышленных компаний, а также государственных займов постоянно колеблются. Наиболее резко они падают во время экономического кризиса, а повышаются в период благоприятной экономической конъюнктуры. Так, во время кризиса 1929--1933 гг. курсовая стоимость акций, которые котировались на Нью-Йоркской бирже, упала приблизительно в 4,5 раза. Нередко курсы акций снижаются в условиях роста промышленного производства. Так было в США в 1962, 1966, 1998 гг. Это обусловлено прежде всего валютным, финансовым кризисом.
Определенное влияние на курс акций имеет срочный тип операций на бирже, который составляет основную массу биржевых операций в большинстве развитых стран и при котором оплата проданных акций осуществляется на протяжении одного месяца. При этом продавцы акций через средства массовой связи (радио, телевидение, прессу) пытаются искусственно занизить их курс. Это обусловлено тем, что они продают обесцененную акцию по высшей, заранее согласованной цене (например, купленную за 80 долл. продают за 100 долл.). Кроме срочных операций существуют также кассовые, когда оплата ценных бумаг проводится сразу либо в ближайшие два дня.
На фондовой бирже происходит распределение и перераспределение финансового капитала (как на «первичном» рынке -- когда акции выпускаются и продаются населению, различным компаниям и финансово-кредитным институтам, так и на «вторичном» рынке -- когда эмитированные акции пребывают в обращении и переходят из одних рук в другие), что вместе с движением денег, других ценных бумаг и соответствующими институтами формирует кровеносную систему экономики. Другими функциями биржи являются регистрация курсов ценных бумаг, выполнение роли барометра страны (в том числе в отдельных отраслях) и др. Биржа также служит местом реализации ценных бумаг. В Украине объем торговли на организационно оформленных рынках ценных бумаг составил в 1998 г. около 515 млн. грн.
Выполнение фондовой биржей своих функций невозможно без регулирующей роли государства. В условиях активного формирования всемирного рынка ценных бумаг (к этим процессам с 1997 г. частично привлекалась и Украина) государство, во-первых, в законодательном порядке регулирует процесс создания акционерных обществ, организацию выпуска ценных бумаг, регистрирует их перед выходом на рынок и осуществляет контроль за этим процессом, а также за финансовым положением инвестиционных институтов; во-вторых, устанавливает ставки налога на прибыль при операциях с ценными бумагами; в-третьих, создает систему информационного обеспечения рынка ценных бумаг; в-четвертых, выступает субъектом экономических отношений на этом рынке (выпускает в оборот государственные ценные бумаги и др.); в-пятых, влияет на функционирование данного рынка через денежно-кредитную политику центрального банка; в-шестых, создает систему защиты инвесторов от потерь путем страхования инвестиций и др.
Положительными чертами фондовой биржи являются аккумулирование свободных средств за счет выпуска и продажи ценных бумаг и их направление на развитие отдельных предприятий, отраслей, межотраслевой переток капитала, благодаря которому ослабляются диспропорции в экономике, создание соответствующих предпосылок для предпринимательской деятельности, стабилизация сбережений отдельных слоев населения и их соответствующий рост и др.
Товарная биржа -- это постоянно действующие рынки, где купля-продажа товаров осуществляется на основе установленных стандартов и образцов, соответствующих форм документов, которыми регламентируются номенклатура, объем, цены, сроки, виды доставки и другие условия. Если финансовые биржи и коммерческие банки вместе с движением ценных бумаг и денег образуют кровеносную систему экономики, то ее клетками следует считать гигантскую массу товаров, значительная часть которых продается и покупается на товарной бирже.
Товарные биржи делятся на международные и национальные, универсальные и специализированные. Международные биржи находятся в США, Англии и Японии: на них приходится более 90% международного биржевого оборота. Национальными биржами могут быть как универсальные, так и специализированные. На универсальных биржах продаются промышленные и сельскохозяйственные товары. Так, на товарной бирже в Чикаго продаются пшеница, кукуруза, бобы сои, бройлеры, золото, серебро, нефть, фанера и др. На специализированных товарных биржах продаются отдельные товары и родственные группы товаров. Например, на Нью-Йоркской бирже продаются кофе, какао и сахар. Существуют лондонские биржи шерсти, нефти и т. п. На специализированной товарной бирже Великобритании, где продаются кофе, какао, сахар, за один торговый день заключается около 2,5 тыс. контрактов на какао объемом 10 т каждый. На Лондонской бирже металлов ежегодно заключается около 14 млн контрактов. Всего в середине 90-х годов в развитых странах мира насчитывалось более 50 товарных бирж с объемом оборота около 11 трлн. долл. США.
На бирже осуществляются два вида товарооборота: реальный и фьючерсный. Реальный предусматривает переход товара от продавца к покупателю. На такие поставки приходится около 10% мировой торговли соответствующими товарами. При фьючерсных видах товарооборота продается право на товар (например, на будущий урожай), фьючерсные контракты, поэтому движение товара здесь не обязательно. Разницу между ценой контракта в день его заключения и ценой в день его выполнения выплачивает или продавец (если цена поднялась), или покупатель (если цена снизилась). Нередко реальная и фьючерсная продажи взаимосвязаны. Так, фирма, которая продает реальный товар на бирже с поставкой в будущем, может одновременно купить право на другой товар (фьючерсные контракты), на такое же количество товаров и соответствующий срок поставок.
В случае возможных убытков, обусловленных изменением цены на рынке в будущем, фьючерсные контракты страхуются (так называемое хеджирование). Операции хеджирования -- основная сфера деятельности товарных бирж. Так, на лондонских биржах металлов и сахара эти операции составляют около 60% их деятельности. На фьючерсных биржах только около 2% операций приходится на реальные товары. Второе место в деятельности товарных бирж занимают спекулятивные операции. Так, на Лондонской бирже металлов они составляют в среднем 30--35% оборота, на Нью-Йоркской бирже кофе, какао, сахара -- около 40% совокупной деятельности. Участники этих операций получают прибыль вследствие разницы цен на товары на различных биржах и в разное время. Такое несовпадение цен происходит несмотря на наличие коммуникационно-информационных систем между товарными биржами внутри страны и между биржами разных стран.
Определенную, относительно самостоятельную роль в процессе оптовой торговли товарами играют брокеры, заключенные ими брокерские соглашения. В США на такие соглашения приходится не меньше 5% оптового товарообращения. Брокеры заключают товарные соглашения от имени конкретных покупателей или продавцов.
Без них не обойтись, особенно в случае перебоев в поставке товаров, оперативном заполнении ниш на рынке. За свою деятельность брокеры получают определенный процент от стоимости соглашения или фиксированную ставку за каждое соглашение. Важная роль в деятельности биржи принадлежит процессу котировки цен. Для этого создаются котировочные комиссии. Котировочные цены, как правило, устанавливаются на уровне средних из заявленных продавцом, Котировочная комиссия фиксирует их на момент открытия биржи, в середине и в конце дня и публикует. Кроме того, на бирже устанавливаются стандарты на биржевые товары, разрабатываются биржевые контракты, выполняются арбитражные функции, обобщается и распространяется информация о финансовом положении членов биржи, осуществляются расчеты между ними и др.
В условиях регулируемого рынка деятельность товарных бирж, как и финансовых, контролирует государство. Такой контроль осуществляется через принятие соответствующего законодательства, в котором определяются правила их деятельности (в том числе клиентов и посредников), права и обязанности, а также меры надзора за соблюдением норм и правил. Кроме того, государство регламентирует деятельность бирж через финансово-кредитный механизм, налоговую политику. Оно опосредованно влияет и на ценовой механизм биржи, повышая цены по государственным контрактам, предоставляя субсидии и льготные кредиты производителям. В определенное время государство может даже ограничивать количество спекулянтов.
Товарные биржи существовали на Украине в XVIII--XIX вв. и в начале XX в. В 1917 г. их деятельность была приостановлена. Частично биржи возродились в 1920--1930 гг. В период нэпа, в частности, существовало около 100 товарных бирж. С 1990 г. началось возрождение бирж, и в 1994 г. их было около 90, а в 1998 г. -- почти 150. Несмотря на значительную численность, объем продажи на товарных биржах Украины в 1997 г. составил лишь около 1 млрд. грн. Это свидетельствует об их низкой деловой активности, в связи с чем остается нереализованным значительное количество предложений. Слабо налажена котировочная работа, недостаточный опыт имеют брокеры, медленно происходит оптимальная товарная специализация бирж. Для эффективной работы бирж в Украине следует прежде всего создать надежную правовую базу, в частности биржевое законодательство, подготовить высококвалифицированные кадры, наладить эффективное государственное регулирование их деятельности (в первую очередь с помощью экономических рычагов), создать систему достоверной информации и др.
Валютная биржа и биржа рабочей силы. Валютная биржа -- это учреждение, в котором на основании действующего законодательства осуществляется регулярная и упорядоченная торговля иностранной валютой в соответствии со спросом и предложением. В качестве самостоятельного элемента инфраструктуры этот вид биржи сохранился лишь в некоторых странах (например, в ФРГ, Франции), а в большинстве стран такую роль выполняют крупнейшие банки. В Украине статус валютной биржи имеет Украинская фондовая биржа в г. Киеве.
Членами валютной биржи выступают коммерческие банки, получившие лицензии от центрального банка на проведение валютных операций, а также другие финансовые институты, имеющие такое право.
Основными видами операций, осуществляемых на валютной бирже, являются:
во-первых, составление договоров с членами биржи на покупку или продажу иностранной валюты в соответствии с рыночным курсом, который устанавливается на основании покупательной силы валют и колебаний спроса и предложения;
во-вторых, определение рыночного курса иностранных валют по отношению к национальной валюте;
в-третьих, проведение расчетов, как в национальной, так и в иностранной валюте в соответствии с подписанными на бирже соглашениями;
в-четвертых, осуществление операций центрального банка, направленных на поддержку рыночного курса национальной валюты, в том числе путем валютной интервенции -- значительного целенаправленного разового воздействия центрального банка на валютный рынок и валютный курс.
Куплю-продажу валюты на бирже могут осуществлять только члены биржи за собственный счет или за счет своих клиентов (предприятий своей страны) и уполномоченные банки -- не члены биржи, после чего купленная валюта засчитывается на специальный счет и может быть использована на определенные цели.
Рыночный курс национальной денежной единицы Украины был введен в 1994 г. в процессе возобновления работы Украинской межбанковской валютной биржи. Однако вследствие искусственного поддержания завышенного курса карбованца в предшествующий период и административного распределения валютных ресурсов произошла значительная девальвация карбованца. В 1995--1997 гг. среднегодовой совокупный спрос на иностранную валюту превышал 2 млрд. долл. США, что было обусловлено объемами отрицательного сальдо платежного баланса и выплатами внешнего государственного долга. В 1998 г. увеличились отрицательное сальдо торгового баланса, объемы выплат по внешнему долгу, что привело к увеличению потребности в иностранной валюте и значительной девальвации гривны (ее обменный курс с 1 января по 1 октября снизился на 71,5%).
Биржа рабочей силы (на поверхности явлений -- биржа труда), или служба занятости, -- это учреждения, которые осуществляют посреднические функции между работниками и предпринимателями, собирают и предоставляют информацию о наличии вакансий, содействуют подготовке и переподготовке кадров, созданию рабочих мест, быстрому перемещению рабочей силы, обеспечению эффективности занятости трудоспособного населения, частично регулируют процесс занятости. Биржи имеют свои отделения в городах и районах. Их задание состоит в том, чтобы анализировать, разрабатывать программы занятости, предоставлять профконсультации, осуществлять подготовку, переподготовку кадров и трудоустраивать их.
Биржи рабочей силы возникли в первой половине XIX в., в России -- в начале XX в. В современных условиях посреднические функции между работниками и предпринимателями выполняют государственные биржи. В США в середине 90-х годов их насчитывалось около 2 тыс. В некоторых странах (Великобритания, Франция и др.) биржи не только ведут учет безработных, но и выплачивают им помощь. Если безработные отказываются от работы, предложенной биржей, их лишают выплат из фондов безработицы. Кроме государственных бирж труда в странах Запада существуют частные агентства для трудового посредничества и посреднические бюро. Частные агентства содействуют трудоустройству отдельных категорий трудящихся (сельскохозяйственных работников, учителей и др.). Так, в США насчитывается около 15 тыс. таких агентств (фирм). Посреднические бюро выполняют свою функцию при профсоюзах, молодежных организациях и т. д.
Направления на работу, которые выдают биржи труда, не являются обязательными для предпринимателей. Квалифицированные работники, как правило, не пользуются услугами таких бирж. Поэтому в США через эти учреждения трудоустраиваются менее 20% повторно принятых на работу. Наиболее могущественная посредническая компания «Менпауер» имеет более 1300 отделений в разных странах, обслуживает около 300 тыс. фирм и содействует ежегодному трудоустройству приблизительно 700 тыс. наемных работников. Крупные компании имеют специализированные центры по отбору работников, их аттестации и возможному продвижению на более высокую должность.
В начале 1991 г. в Украине был принят Закон «О занятости населения», согласно которому на всей территории Украины были созданы службы занятости, призванные предоставлять услуги по обеспечению занятости населения. Основными функциями службы занятости являются анализ и прогноз спроса и предложения рабочей силы, информирование населения и государственных органов управления о состоянии рынка труда, консультирование граждан и работодателей, которые обращаются к этой службе, о возможностях получения работы, требованиях к профессии, организация профессиональной подготовки и переподготовки, регистрация безработных; подготовка программ занятости и др.
В составе государственной службы занятости создана инспекция, которая контролирует ход выполнения законодательства о занятости государственными и общественными организациями, предприятиями, учреждениями и другими работодателями. Для содействия трудоустройству населения могут также создаваться коммерческие бюро, агентства и другие организации.
Государственная служба занятости имеет право получать информацию о наличии вакансий, условиях труда, вносить предложения об установлении квот принятия на работу тех лиц, которые нуждаются в социальной защите, направлять на общественные работы и др. С этой целью она заключает договора с гражданами об их трудоустройстве, оплачивает стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, стоимость проезда и суточные, устанавливает на время учебы стипендии и пр. Для финансирования этих расходов создается государственный фонд занятости. Из средств фонда разрешается предоставлять беспроцентный кредит безработным для организации предпринимательской деятельности. Фонд содействия занятости создается на республиканском и городском уровнях. Его фонд составляет не менее 3% объемов республиканского и городского бюджетов. Источниками поступления средств в этот фонд являются обязательные отчисления предприятий, средства службы занятости, полученные за предоставление платных услуг предприятиям и организациям, добровольные взносы общественных организаций, зарубежных фирм и др. В Украине при содействии служб занятости в первом квартале 1999 г. было трудоустроено 89,6 тыс. чел., что на 11,5% больше, чем в первом квартале 1998 г.
Однако средства фонда занятости все больше используются не по назначению. В 1994--1995 гг. по указанию Кабинета Министров Украины около 30% средств этого фонда было израсходовано на другие цели, в 1996 г. -- более 50%, что свидетельствует о постепенном отстранении государства от решения проблем занятости и противоречит Закону «О занятости населения» и Конституции Украины.
Рекламные агентства
Когда у производителя есть продукт на продажу, он должен иметь возможность проинформировать публику о наличии этого продукта, о том, как его продукт противостоит альтернативным продуктам и чем особенно отличается от них, а также о том, как он будет обслуживать покупателя и по какой цене. Система информации, которой пользуется производитель, называется рекламой.
Рекламу можно дать через радиостанции, телевидение, журналы, газеты или прямо по почте. Есть и другие формы рекламирования товаров и услуг. Миллиарды долларов тратятся в Соединенных Штатах на рекламу продаваемых продуктов. Рекламируется не только новый товар. Часто бывает так, что фирма должна рекламировать свои традиционные продукты просто для того, чтобы оставаться на обычном для нее уровне. Если она ослабит рекламу, прибыль получат соперники, которые потратили на нее больше средств.
Для производителя нет более точной информации, чем ответ потребителя на предлагаемые на рынке товары и услуги. Потребитель, когда идет на рынок, покупает на свои деньги именно тот продукт, который, по его мнению, наилучшим образом отвечает его представлениям о полезности. Поэтому производителю, пока он не предложит свой товар на рынок и не увидит реакцию потребителя, очень трудно получить точное представление о том, что думает покупатель о его продукте.
К услугам рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные собственные рекламные отделы. В агентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективней, чем штатные сотрудники фирмы. Кроме того, агентства привносят взгляд со стороны на стоящие перед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разными клиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у агентства есть мощный стимул работать эффективно.
Обычно основу рекламного агентства составляют четыре отдела: творческий отдел, занимающийся разработкой и производством объявлений; отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещения объявлений; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории, и коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства. Работой над заказами каждого отдельного клиента руководит ответственный исполнитель, а сотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов одного или нескольких клиентов.
Нередко агентства привлекают к себе новых клиентов благодаря своей репутации или своей величине. Однако, как правило, клиент предлагает нескольким агентствам провести конкурентные презентации, по результатам которых и делает свой выбор.
Рекламные агентства получают компенсацию в виде комиссионного вознаграждения и иногда гонорар. Обычно агентство получает 15%-ную скидку со стоимости закупаемых им средств рекламы. Предположим, оно закупает для клиента место в журнале стоимостью 60 тыс. долл. Журнал выставляет агентству счет на 51 тыс. долл. (60 тыс. минус 15%), а агентство получает с клиента полную сумму - 60 тыс. долл., - удерживая комиссию в 9 тыс. долл. в свою пользу. Если бы клиент закупил это же место непосредственно у журнала, он также заплатил бы журналу 60 тыс. долл., поскольку комиссионные скидки представляют только аккредитованным рекламным агентствам.
И рекламодатели и агентства испытывают все большее недовольство системой комиссионных скидок. Крупные рекламодатели жалуются, что платят за те же самые услуги больше, чем мелкие рекламодатели, просто потому, что размещают большие рекламы. Рекламодатели также считают, что комиссионная система отвлекает внимание агентств от недорогих средств рекламы и кратковременных рекламных кампаний. Агентства сетуют на то, что оказывают клиенту дополнительные услуги, не получая за это никакого дополнительного вознаграждения. Сегодня все больше склоняются к системе компенсирования либо на основе прямых гонораров, либо на основе сочетания комиссии и гонораров.
На устоях деятельности агентств отрицательно сказываются и некоторые тенденции наших дней. Агентства с полным циклом обслуживания сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны агентств с ограниченным циклом услуг, которые специализируются либо на закупках средств рекламы, либо на создании рекламных текстов, либо на производстве рекламных материалов. Коммерческие управляющие завоевывают в рекламных агентствах все больше власти и все настойчивее требуют от творческого персонала большей нацеленности на извлечение прибыли. Некоторые рекламодатели открыли собственные внутрифирменные рекламные агентства, прекратив, таким образом, долговременную связь со своими прежними рекламными агентствами. И наконец, Федеральная торговая комиссия хочет, чтобы рекламные агентства несли ответственность за лживую рекламу наравне с клиентами. Все эти тенденции, несомненно, вызовут ряд перемен в данной сфере деятельности, однако агентства, добротно делающие свое дело, выживут.
Заключение
Рассмотренные выше инфраструктурные элементы являются неотъемлемой частью рыночных отношений. Эффективное функционирование рынка невозможно без существования этих институтов. Каждый из них отвечает за оптимальное взаимодействие отдельных сфер рынка. Они отражают реальные экономические тенденции, существующие на рынке, обеспечивают процесс производства, распределения и потребления продукции. Предприятия торговли - являясь не только элементами инфраструктуры рынка, но и его хозяйствующими субъектами, обеспечивают процесс товародвижения от производителей к промежуточным и конечным потребителям. Тем самым предприятия торговли являются основой рынка, отражают его тенденции и являются источником информации для производителей о состоянии товарного рынка, о спросе и предложении на товары, о ценах на них и других факторах, определяющих объем производства. Тем самым выражается связь производства и торговли. Одним из видов оптовой торговли служат биржи. Это специальная организация торговли определенными товарами, представляющая собой налаженный механизм распределения товаров, денежных средств. Товарные биржи обеспечивают организацию биржевых торгов, на которых производители имеют возможность сбыть свою продукцию и получить информацию о состоянии рынка. Фондовые биржи являются сосредоточением финансовых ресурсов, обеспечивающих инвестиционный процесс производства, торговли. Они также являются источником прибыли по акциям и иным ценным бумагам предприятий-эмитентов, размещающих их на фондовом рынке. При расчетах с иностранными партнерами, связи с которыми значительно возросли в последнее время, необходимы средства в иностранной валюте. Валютные биржи обеспечивают обращение и устанавливают соотношение курса валют к рублю на российском рынке. По новому законодательству все расчеты между юридическими лицами именно они являются основными хозяйствующими субъектами рынка, должны производится по безналичному расчету, что обеспечивается банковской системой. Кроме того она осуществляет кредитование их деятельности, а также является источником прибыли по депозитным счетам вкладчиков. Помимо того банковская система является одним из основных рыночных рычагов регулирования экономики. С помощью процентной ставки можно установить оптимальный объем денежной массы, снизить инфляционные процессы, сократить безработицу, отрегулировать объем производства. Небанковские учреждения аккумулируют свободные денежные средства населения, а затем направляют их на инвестирование производства. Связующим звеном всех субъектов рынка является транспорт. Он обеспечивает процесс товародвижения. Необходимо подчеркнуть полную взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов инфраструктуры.
Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязных потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п. Ранее отмечалось, что рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки.
Коммерческие банки и фондовые биржи имеют общее функциональное значение - аккумулировать сбережения для последующего их инвестирования. Вместе с тем они различаются по цели деятельности, характеру операций и риску.
Биржа представляет собой организованный оптовый рынок. По типу биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи. В современной экономике существуют публично-правовые и государственные биржи. Деятельность биржи регламентируются ее уставом. На бирже действуют посредники - брокеры, выполняющие поручения клиентов, и дилеры, покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют определенную группу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли.
Биржа, как барометр, характеризует состояние всего народного хозяйства, индикаторами которого являются биржевые курсы (рыночные цены). Они формируются под влиянием спроса и предложения. Структура спроса на ценные бумаги во многом определяется общеэкономическими факторами, динамику которых предугадать довольно сложно. Структура предложения ценных бумаг зависит от микроэкономических факторов.
Наряду с рынком реального товара существует рынок, на котором торгуют правами на покупку («call») и правами на продажу («put») товара. При этом покупатель контракта обладает правом выбора и платит за это премию. Такая сделка является опционом. Покупатель опциона страхуется в размере премии от понижения («call») или повышения («put») цены. А страхование продавца отсутствует. Прибыль продавца опциона ограниченна премией, прибыль покупателя может быть сколь угодно большой, начиная с некоторой цены.
На рынке фьючерсов покупаются и продаются типовые контракты на биржевые товары. Единственным переменным параметром является цена, которая определяется покупкой противоположного фьючерсного контракта (метод хеджирования). Различают совершенный хедж, когда убыток по контракту на реальный товар полностью компенсируется прибылью по фьючерсны контрактам, и несовершенный хедж, когда происходит частичная компенсация. Продавцы и покупатели контрактов равноправны и одинаково страхуются.
Список используемой литературы:
1. К. Ховард, Г. Журавлева, Н. Эриашвили - «Экономическая теория» уч-к М. 1997 г.
2. А. Я. Лившиц, Никулина - «Введение в рыночную экономику» М. 1994г.
3. «Основы экономической теории» уч-к
Расчетная часть:
Необходимо произвести расчеты макроэкономических показателей системы национальных счетов в соответствии с данной методикой и исходными данными.
Исходные данные:
(1)Личные потребительские расходы 245млр.р.
(2)Трансфертные платежи 12млр.р.
(3)Арендная плата 14млр.р.
(4)Амортизация 27млр.р.
(5)Единый социальный налог 20млр.р.
(6)Ссудные проценты 13млр.р.
(7)Доход от собственности 31млр.р.
(8)Экспорт 10млр.р.
(9)Импорт 7млр.р.
(10)Дивиденды 16млр.р.
(11)Заработная плата наемных работников 221млр.р.
(12)Косвенные налоги на бизнес 18млр.р.
(13)Нераспределенные прибыли корпораций 21млр.р.
(14)Индивидуальные налоги 26млр.р.
(15)Подоходные налоги с корпораций 19млр.р.
(16)Прибыли корпораций 56млр.р.
(17)Государственные закупки товаров и услуг 72млр.р.
(18)Чистые частные внутренние инвестиции 33млр.р.
(19)Личные сбережения населения 16млр.р.
(20)Совокупная стоимость произведенных товаров и услуг всеми отраслями экономики 450млр.р.
(21)Совокупная стоимость промежуточных продуктов 70млр.р.
(22)Доходы резидентов страны за границей 18,4млр.р.
(23)Доходы нерезидентов внутри страны 16,3млр.р.
(24)Дефлятор ВВП 2,2млр.р.
Расчет ВВП по методу добавленной стоимости
(20) - (21) = ВВП.
450 - 70 = 380(млр.р.)
Расчет ВВП по методу учета по расходам
ВВП = (1) + ((18) + (4)) + (17) + ((8) - (9))
245 + (33 + 27) + 72 + (10 - 7) = 380(млр.р.)
Расчет ВВП по методу учета по доходам или распределительному методу
ВВП = (11) + (6) + (16) + (3) + (4) + (7) + (12)
221 + 13 + 56 + 14 + 27 + 31 + 18 = 380(млр.р.)
Расчет валового национального продукта
ВНП = ВВП + ((22) - (23))
380 + (18.4 - 16.3) = 382.1(млр.р.)
ВНП - ВВП = (в пределах +1% от ВВП)
382.1 - 380 = 2.1 ; 1% от 380 = 3.8.
Определение реального ВВП
р.ВВП = н.ВВП : (24)
380 : 2.2 = 172.72(млр.р.) - дефлирование ВВП
Определение макроэкономических показателей системы национальных счетов
Расчет чистого внутреннего продукта (ЧВП)
ЧВП = ВВП - (4)
380 - 27 = 353(млр.р.)
Расчет национального дохода (НД)
НД = ЧВП - (12)
353 - 18 = 335(млр.р.)
Расчет располагаемого дохода (РД)
РД = РД - (5) - (15) - (13) - (14) + (2)
335 - 20 - 19 - 21 - 26 + 12 = 261(млр.р.)
Макроэкономические показатели СНС
|
№ | Показатель СНС | Значение млрд руб. | |
1 | Валовой внутренний продукт (ВВП) по методу добавленной стоимости | 380 | |
2 | Валовой внутренний продукт (ВВП) по расходам | 380 | |
3 | Валовой внутренний продукт (ВВП) по доходам | 380 | |
4 | Валовой национальный продукт(ВНП) | 382.1 | |
5 | Реальный валовой внутренний продукт | 172.72 | |
6 | Чистый внутренний продукт (ЧВП) | 353 | |
7 | Национальный доход (НД) | 335 | |
8 | Располагаемый доход (РД) | 261 | |
|
В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т. е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования.
Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода. В целом рекомендованные Статистической службой ООН в качестве международного стандарта национального счетоводства СНС представляет собой два уровня: сводные счета (отражают движение ВВП, национального дохода (НД), финансирования капиталовложений, операции с другими странами) и детализированные счета (показывают межотраслевые связи, движение доходов, их распределение и конечное потребление).