Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Инфраструктура современного рынка

Инфраструктура современного рынка

Содержание

11. Инфраструктура современного рынка

43. Бюджетная политика Республики Беларусь на современном этапе

Список использованных источников

11. Инфраструктура современного рынка

Инфраструктура рынка представляет собой систему специализированных институтов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. В нее включаются сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д.

Рисунок 1. Рынок и рыночная инфраструктура

На рисунке 2 выделены частная и общая инфраструктура.

Частная инфраструктура - это система узкоспециализированных организаций, призванных содействовать функционированию конкретного рынка (например, рынок сахара, свежемороженой рыбы и т. д.).

Общая инфраструктура - это система организаций, которые обслуживают потребности развития всего национального рынка. Общая инфраструктура обеспечивает формирование и сохранение единого рыночного пространства.

Рынок (вид)

Частная инфраструктура

Рынок товаров

Биржи Ярмарки Посредники Предприятия оптовой торговли

Рынок труда

Биржи труда Центры занятости Конторы найма

Рынок инвестиционных товаров

Биржи, ярмарки

Общая инфраструктура

Банковская система. Страховые компании. Рекламные агентства, СМИ. Аудиторские, консалтинговые фирмы

Органы экономического самоуправления Торговые Палаты, третейские суды Государственные финансовые фонды Правовое обеспечение

Рисунок 2. Частная и общая инфраструктура рынка

Ядром рыночной инфраструктуры выступает банковская система, представляющая собой мощную финансовую организацию, состоящую из ряда соподчиненных звеньев, осуществляющих финансовые операции в стране. В банковскую систему входит прежде всего государственный (национальный) банк, коммерческие, ипотечные (осуществляют кредитование под залог недвижимости), инновационные и инвестиционные банки.

Национальный банк страны осуществляет эмиссию денежных знаков, регулирует денежное обращение, ведет кредитование коммерческих банков, выполняет расчетные операции. Коммерческие банки выполняют кредитование и расчетные операции. Необходимые для этих целей денежные средства отчасти получают от центрального банка, отчасти - посредством аккумулирования временно свободных денежных средств, имеющихся у частных лиц, учреждений, организаций, иностранных вкладчиков.

В современных условиях банки все чаще выступают в роли инвесторов, вкладывая свои средства в ценные бумаги, и таким образом кредитуя государство. Коммерческие банки предоставляют гражданам ссуды для приобретения товаров длительного пользования, строительства домов, дач и т.д., проводятся трастовые, или доверительные, операции, заключающиеся в том, что они на доверительной основе, выполняя роль опекуна, распоряжаются имуществом физических и юридических лиц. Кроме того, коммерческие банки, как и центральный, выполняют расчетно-кассовые операции для населения, предприятий и организаций.

Указом Президента от 15.01.2007 г. № 27 утверждена Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 гг. У банковской системы появился новый документ, определяющий долгосрочную стратегию ее развития. Программа продолжает практику долгосрочного прогнозирования развития банковского сектора нашей страны и в своих важнейших положениях сохраняет преемственность по отношению к Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг., утратившей силу с принятием нового документа. Вместе с тем принятие новой Программы на очередной пятилетний период взамен ранее действовавшей Концепции обусловлено рядом факторов. В первую очередь уточнение параметров развития банковского сектора обусловлено новыми задачами и параметрами развития страны, поставленными Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Чтобы обеспечить максимально эффективное участие банковской системы в решении этих задач, потребовалось соответствующим образом уточнить прогнозы развития банковского сектора на пятилетний период.

Цели банковской системы подчинены приоритетам социально экономического развития и определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни народа. Исходя из этого целями развития банковского сектора определены, во-первых, повышение его устойчивости и эффективности функционирования и, во-вторых, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.

На достижение этих целей будет направлено решение основных задач Программы. Это укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, повышение эффективности механизмов аккумулирования денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции. В числе задач также расширение состава и улучшение качества предоставляемых услуг до уровней, соответствующих международным стандартам банковской деятельности, повышение эффективности государственного регулирования параметров развития банковского сектора, интеграция в мировую банковскую систему. В качестве важнейшего условия эффективного и безопасного функционирования банковского сектора, а также его динамичного развития, названо поддержание банками собственного капитала на уровне, достаточном для покрытия принимаемых ими рисков, с одной стороны, и обеспечивающем инвестиционную привлекательность банковского сектора, с другой стороны. Поставлена также задача улучшения качества собственного капитала.

Наряду с банковской системой важным звеном рыночной инфраструктуры выступают биржи - товарные, фондовые и биржи труда. Биржа - это организованный оптовый рынок с аукционной куплей-продажей товаров, ценных бумаг и валюты. Различают товарные, фондовые и валютные биржи. Товарные биржи могут быть специализированными (торгуют одним-двумя товарами) и универсальными (продаются разнообразные товары), национальными и международными. На фондовой бирже осуществляются операции с ценными бумагами. В настоящее время в мире функционирует свыше 200 фондовых бирж, размещенных более чем в 60 странах. Что касается валютных бирж, то они не получили достаточного распространения (имеются только в Германии и Франции). В большинстве государств валютные операции осуществляются на межбанковском валютном рынке.

Через финансовую систему государство формирует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения своих функций. Данная система представлена финансовыми службами предприятий, государственными финансовыми органами и государственной налоговой инспекцией.

Необходимым элементом рыночной инфраструктуры является система государственного и коммерческого страхования. Она включает в себя общества Госстраха и частные страховые компании, которые за плату (страховой взнос) оказывают услуги предприятиям по возмещению ущерба от потерь, связанных с непредвиденными неблагоприятными явлениями для их бизнеса. Страховые организации также страхуют имущество населения от противоправных действий третьих лиц, ущерба, нанесенного стихийными действиями, осуществляют пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и болезней.

Лизинговые компании - это коммерческие организации, предоставляющие за плату в долгосрочную аренду различные технические средства. Они входят в финансовую инфраструктуру, так как представляют собой новый способ финансирования инвестиций, альтернативный традиционному банковскому кредитованию.

Инфраструктура рынка труда в нашей стране представлена кадровыми службами предприятий, занимающихся наймом рабочей силы, профсоюзными организациями, а также государственными службами и коммерческими центрами занятости. Государственная служба занятости имеет сеть региональных центров занятости, которые являются по своей сути биржами труда. Биржи труда в западных странах представляют собой учреждения, аккумулирующие информацию о динамике трудовых ресурсов и наличии рабочих мест, и бесплатно оказывают гражданам услуги, связанные с обеспечением их занятости. Важные функции на рынке труда выполняют профсоюзные организации, основной задачей которых является заключение выгодных для работников контрактов на продажу рабочей силы и контроль за их исполнением.

Ряд звеньев инфраструктуры рынка предназначен для обслуживания рыночного хозяйства в целом. Это юридические службы, аудиторские и консалтинговые компании, специальные рекламные агентства. К общей инфраструктуре также относят таможенные и транспортно-складские системы, центры деловой коммуникации, системы высшего и среднего экономического образования.

43. Бюджетная политика Республики Беларусь на современном этапе

Бюджетная политика государства в сжатом выражении - это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики.

С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики - со всеми присущими ей закономерностями развития - предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь - ее финансов.

За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином Республики Беларусь, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг.

Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.

Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые в РБ был принят Закон о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

- уровень выполнения бюджетных обязательств;

- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

- уровень монетизации бюджетного дефицита;

- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

- динамику валового внутреннего продукта;

- уровень безработицы;

- степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.

Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2007 г., стоящие перед страной задачи предопределили параметры прогноза социально-экономического развития, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики и, как следствие, - Закона о бюджете Республики Беларусь на 2008 год, принятого Палатой Представителей и одобренного Советом Республики Национального собрания соответственно 17 и 20 декабря и подписанного Президентом Республики Беларусь 26 декабря 2007 г.

В части социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 г. предусматривается проведение политики, направленной на дальнейшую макроэкономическую стабилизацию, модернизацию и структурную перестройку белорусской экономики, инновационное развитие и поддержание высоких темпов экономического роста, приоритетов развития социальной сферы и социальной защиты населения.

Согласно утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2007 г. № 656 параметрам прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год для абсолютного большинства его показателей характерны достаточно высокие темпы роста, которые были несколько выше темпов роста 2007 г. по отношению к предыдущему году
(ВВП - 108-109 %, продукция промышленности и сельского хозяйства соответственно - 108-109 и 107-108 %, инвестиции в основной капитал -115-117 %, производство потребительских товаров - 109-110 %, объем внешней торговли товарами и услугами - 114,5-115,5 %, реальные денежные доходы населения - 109-110 %, розничный товарооборот - 110-111 %, снижение энергоемкости ВВП - 7-8 % и др.). Вместе с тем динамика отдельных показателей эффективности запланирована ниже уровня 2007 г. Так, рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в промышленности должна составить 12-13 %, производительность труда - 106,9-107,7 %. Кроме того, выше прошлого года утверждены объем импорта - 112,5-113,5 % и внешнеторговое сальдо - (-1400)-(-1420) млн долл. США.

Рассматривая важнейшие параметры прогноза социально экономического развития Республики Беларусь на 2008 г., следует отметить, что, несмотря на то, что ряд прогнозных показателей по итогам прошлого года не был выполнен, в 2007 г. имел место рост прогнозных показателей экономики страны, и он был существенным.

Что касается бюджетно-налоговой политики, то с целью снижения налоговой нагрузки в 2008 г. предусматривается отмена налога с пользователей автомобильных дорог и отчислений в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки, а также местных сборов с пользователей по трем объектам обложения (за осуществление торговли, строительство объектов и размещение наружной рекламы на иностранных языках на территории соответствующих административно-территориальных единиц). Таким образом, вследствие предлагаемых изменений налогового законодательства будет отменено 5 обязательных платежей.

В результате внесения изменений в законодательство средства, остающиеся в распоряжении предприятий после отмены налога с пользователей автомобильных дорог, позволят улучшить производственные и финансовые показатели белорусских товаропроизводителей, повысить их конкурентоспособность на внешних рынках. Отмена вышеназванных местных сборов будет способствовать улучшению финансового положения в торговле и стимулированию строительной отрасли, сокращению издержек при осуществлении капитального строительства.

В целом же изменение налогового законодательства по расчетам Министерства финансов приведет к уменьшению доходов (налоговой нагрузки) бюджета Республики Беларусь в 2008 г. приблизительно на 980 млрд. руб., или на 0,9 % к ВВП.

Наряду со снижением налоговой нагрузки в 2008 г. предусматривается ряд мер по упрощению налоговой системы и, в частности, порядка исчисления и уплаты следующих налогов:

- по налогу на прибыль предлагается:

- установить в качестве объекта налогообложения валовую прибыль (общую прибыль от реализации продукции и доходов от внереализационных операций, уменьшенную на сумму расходов по этим операциям);

- учитывать как расходы для целей налогообложения в Республике Беларусь суммы налогов и других обязательных платежей, уплаченных отечественными предприятиями-экспортерами в бюджеты других государств;

- по экологическому налогу предусматривается: функции уплаты в бюджет платежей за размещение отходов производства с собственников отходов возложить на владельцев полигонов. Это позволит уменьшить количество плательщиков данного налога с 15 тысяч до 170;

- упростить порядок предоставления налоговых деклараций по платежам за размещение отходов производства на территории самих субъектов хозяйствования. В результате этого декларации будут подаваться только при возникновении у плательщика обязательств по уплате названных платежей за прошлый месяц (в настоящее время плательщики экологического налога представляют в налоговые органы 11 деклараций);

- объединить платежи экологического налога за размещение отходов производства и платежи за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, в результате чего количество подаваемых плательщиками в налоговые органы в течение года деклараций (расчетов) сократится;

- сократить количество платежей за выбросы вредных веществ с 600 до 46 платежей по основным вредным веществам;

- по подоходному налогу предусмотрено снижение с 20 до 15 % размера ставки налога в части доходов, полученных плательщиками не по месту их основной работы, что позволит сократить сферу декларирования доходов граждан;

- по государственной пошлине в состав объекта обложения будут включаться действия, по которым в настоящее время взимаются регистрационные и лицензионные сборы. Это мероприятие направлено на введение единого налогового механизма при осуществлении юридически значимых действий и выдаче документов, имеющих юридическую силу;

- по арендной плате за землю устанавливаются одинаковые с земельным налогом сроки уплаты и подачи налоговых деклараций, а также контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью ее уплаты.

С целью более полной аккумуляции в бюджете средств бюджетных организаций, получаемых в качестве компенсации затрат государства, с 2008 г. впервые устанавливаются законодательные нормы, в соответствии с которыми данные средства поступают в республиканский и местные бюджеты, за счет средств которых в установленном порядке будет осуществляться финансирование этих организаций. В 2008 г. объем названных поступлений в проекте консолидированного бюджета запланирован на уровне 205,5 млрд руб. Основную часть поступлений предусматривается получить за счет доходов, поступающих в порядке возмещения расходов по содержанию граждан, находящихся на государственном обеспечении, платы за нахождение детей в оздоровительных лагерях, за питание в детских дошкольных учреждениях и др.

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 г., как и в предыдущие годы, прогнозируется сохранение стратегической направленности на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Изменение официального обменного курса национальной валюты к доллару США предполагается на уровне ± 2,5 %.

Предусматривается, что ставка рефинансирования к концу 2008 г. не превысит 7-9 % годовых, ставки по вновь выдаваемым банковским кредитам 10-12 % годовых, по вновь привлекаемым срочным депозитам - 7-10 % годовых.

Прирост рублевой денежной массы составит 34-38 %, широкой денежной массы - 33-37 %, рублевой денежной базы - 29-33 %, ресурсной базы банков - 33-37 %.

Кредитование банками экономики страны возрастет на 36-41 %. Объем инвестиционного кредитования составит 5,3-5,7 трлн руб. Кредитование банками жилищного строительства предусматривается в объеме 2,7 трлн руб., в том числе льготное кредитование - 2,5 трлн. руб.

Приоритетным направлением, как и в предыдущие годы, будет оставаться кредитование банками экспортоориентированных организаций, агропромышленного комплекса в части реализации важнейших мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг., жилищного строительства. Дальнейшее развитие получит потребительское кредитование.

В области валютного регулирования в 2008 г. году Национальным банком страны предполагается осуществление комплекса мероприятий, направленных на дальнейшую либерализацию валютных операций.

В Законе Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» (далее - Закон № 303-З) реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского и местных бюджетов, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджета и др. Параметры доходной части консолидированного, равно как и республиканского бюджета на 2008 г., разработаны на основе прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь с учетом экономических и организационных мер по совершенствованию налогового законодательства, реализации задач в денежно-кредитной сфере. Расходы бюджетов, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов бюджетов и политики оптимизации уровней их дефицита.

Список использованных источников

1. Бюджет Республики Беларусь на 2008 г.: задачи и вопросы их реализации. Журнал “Планово-экономический отдел” № 2, 2008. Рубрика: Статистика, аналитика.

2. Лемешевский И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. - 632 с.

3. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

4. Основы экономической теории: Метод. пособие/ под. ред. Э.И. Лобковича. - Мн.: ООО Мисанта, 1995. - 128 с.

5. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608 с.

6. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие/ Под ред. Э.И. Лобковича. - Мн.: ООО Новое знание, 2000. - 664 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека