Инфраструктурное обеспечение институциональной устойчивости социально-экономической системы региона
Введение
Формирование рыночных основ хозяйственной жизни трансформирует организационно-функциональную структуру органов управления всех уровней, в том числе и регионального. Региональные институты управления экономической деятельностью являются активно преобразующим функционально ориентирующим ядром динамично развивающейся социально-экономической системы территории. Процесс их преобразований требует определения направлений и содержания и реформирования, что в свою очередь обусловливает значимость теоретического поиска в области совершенствования структур, обеспечивающих регулирование развития экономики региона.
В этой связи возникает необходимость в разработке качественно новых подходов к функциональной направленности и организационному строению органов регулирования экономического развития. Одним из таких подходов является формирование механизма согласования интересов хозяйствующих субъектов, обеспечивающего устойчивость функционирования рыночных институтов региона.
Отмечая значительные перспективы развития региональной экономики, следует заметить, что в настоящее время действенный механизм саморегулирования регионального рынка еще не сформирован. Поэтому особую остроту приобретают теоретико-методологические вопросы построения целостной системы посредническо-согласующего регулирования хозяйственных отношений в сфере инфраструктурного обслуживания рынка.
В этой связи представляется весьма значимой задача определения теоретических основ, конкретных приемов и методов, позволяющих совершенствовать институционально-инфраструктурные элементы системы управления социально-экономическим развитием региона и разрабатывать соответствующие рекомендации по наиболее эффективному построению механизмов регулирования регионального рынка. Постановка и решение данной задачи представляется своевременной и крайне актуальной научной проблемой исследования региональной экономики.
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Согласование как способ обеспечения устойчивости регионального развития
Региональное хозяйство является сложным экономическим образованием, располагающим крайне разнообразным составом отраслей и производств, связанных между собой определенным, часто случайным образом. Все это приводит к крайне негармоничной структуре экономики региона. Многие регионы узкоспециализированы на тех или иных сферах деятельности. Указанные моменты находят свое отражение в сложившейся системе регионального управления, которая, кроме экономической, должна отражать и социальную составляющую жизни территориального образования.
Как важнейшую специфическую черту функционирования региональной экономики следует отметить и то, что в отличие микроуровня - предприятия - регионально-отраслевая система или значительные ее сферы не могут быть подвергнуты банкротству без серьезного социального кризиса. Экономическая неэффективность функционирования региональной системы проявляется в нарушении воспроизводственных экономических, социальных и природных пропорций, что приводит к депрессивности региона. Адаптация хозяйственных региональных систем к новым условиям хозяйствования, преодоление кризисных явлений в каждой из них являются основой социально-экономического роста всего региона.
Реализация этих процессов возможна только на основе системного подхода к управлению сложными экономическими объектами, формирования среднесрочных программ развития. Теоретическая и практическая значимости развития инфраструктурного обеспечения устойчивости региональной социально-экономической системы предопределили выбор регионального уровня исследования, а также то, что именно региональный масштаб предполагает развитие механизмов согласования интересов в комплексе мер экономического регулирования.
Данный тезис можно обосновать тем, что с точки зрения обеспечения согласительных процедур механизмы взаимодействия на макро- и микроуровнях экономической системы в значительной степени предопределены: отдельные предприятия взаимодействуют с другими на равноправных условиях, обеспечивающих достижение собственных интересов, а на высшем уровне управления гражданского общества существующие институты избирательности властей уже предполагают наличие механизмов согласования интересов и бизнес-среды. В то же время на уровне управления региональной экономикой образуется более сложный симбиоз административно-распорядительных и экономических мер регулирования рыночного хозяйства, что предопределяет выделение региона в качестве объекта исследования проблем формирования инфраструктурного обеспечения институциональной устойчивости с использованием механизмов согласования.
Различные подходы и аспекты исследований регионального хозяйства едины в том, что под регионом подразумевается достаточно самостоятельный объект управления. Регион является целостной социально-эконо-мической системой со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения, и его эффективное управление невозможно без учета всего комплекса факторов развития.
Безусловными специфическими характеристиками региона как особой социально-экономической системы являются:
– географические (расположение, величина территории и количество населения);
– производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
– градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
– социологические (нормы общения, поведения).
Региональная экономическая система подразумевает особое - территориальное - единство всех элементов: производственных (промышленность и сельское хозяйство), инфраструктурных (связь, коммуникации, транспорт) и социальных (народное образование, здравоохранение, наука, физическая культура, спорт и т.д.). Таким образом, регион является самостоятельным элементом территориальной организации всего национального хозяйства, что предопределяет анализ специфики его управления с двух позиций: как объекта государственного управления и как субъекта самоуправления.
Как на объект государственного управления, на регион воздействуют федеральные органы власти, которые сосуществуют с регионом в единой законодательной среде. Как объект государственного управления регион находится во взаимодействии с федеральными органами управления: распоряжения государственной собственностью и финансами; налогового администрирования; социального обеспечения; безопасности и правопорядка (прокуратура, суд, правоохранительные и военные структуры, таможенный контроль) и т.д.
Самостоятельность региона как субъекта самоуправления определяется тем, что в нем осуществляются полные циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, денежного обращения, т.е. реализуется весь комплекс отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных, финансовых и духовных благ.
К полномочиям региона, проявляющим его самостоятельную роль в решении ряда ключевых экономических вопросов, относятся: планирование, финансирование, кредитование социальной сферы, подготовка и рациональное использование трудовых ресурсов и природного комплекса в соответствии с региональной специализацией и участием в территориальном разделении труда. Закрепление региона как субъекта самоуправления на уровне собственной жизнедеятельности в пределах определенной компетенции закреплено законодательством о разграничении полномочий между субъектами и центром.
Как субъект самоуправления регион обладает следующими признаками:
- самостоятельностью при разработке регионального законодательства, составлении, утверждении и исполнении регионального (областного) бюджета;
- установлением региональных налогов и сборов;
- выпуском региональных займов под гарантии регионального бюджета;
- регулированием на территории региона цен и тарифов на производимую продукцию и услуги предприятий, находящихся в областной собственности;
- осуществлением всех полномочий собственника в отношении объектов, находящихся в областной собственности;
- утверждением программ и планов социально-экономического развития;
- утверждением схемы управления территорией региона;
- образованием и упразднением органов управления региона;
- ответственностью за принимаемые решения;
- достаточностью материальных и финансовых ресурсов;
- территориальными признаками: ограниченностью и целостностью.
Приведенные положения характеризуют регион как достаточно самостоятельную экономическую систему, способную обеспечить соответствующие механизмы устойчивого развития.
Объективной основой регионального управления является необходимость существования и функционирования административно-территориальных органов, обеспечивающих координацию всех элементов хозяйственной деятельности и социальной жизни: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, многообразных связей - торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной стабильностью.
Система управления регионом представляет собой совокупность государственных, общественных и хозяйственных субъектов управления, объединенных механизмом взаимодействия и функционирующих в федеральной внешней среде, испытывая на себе ее правовое, экономическое и общее регулирующее воздействие, и обеспечивающих решение внутренних проблем, связанных с использованием территориальных ресурсов, с комплексом социально-экономических задач.
Стратегия устойчивого развития региона основывается на стратегии территориального развития. Научное обоснование региональной политики государства включает: анализ и мониторинг развития регионов и региональных проблем; прогнозы развития региона; схемы системы расселения и генеральные планы территорий. Разработка региональной политики невозможна без ее правового обеспечения в форме федеральных законов, законодательных актов субъектов Федерации, указов Президента и других нормативных актов.
Система органов управления территориальным развитием представлена федеральными органами управления, органами управления субъектов федерации и муниципальными органами. Региональный хозяйственный механизм представлен административными, экономическими методами регулирования и региональными целевыми программами. Показанная на схеме взаимосвязь элементов территориального управления устойчивым развитием региона подтверждает, что эта деятельность системно организована.
Система государственного управления регионом включает полный перечень основных функций регулирования деятельности крупной социально-экономической системы: «Государственное управление регионом - это целостная система, в которую входят цели, задачи, функции, информация, кадры, органы, методы, процессы, техника и технология управления как элементы данной системы».
При этом целевая ориентация регионального управления должна учитывать специфику его социально-экономического положения: «Каждый регион отличается своей экономической и социальной структурой, местом в решении республиканских и общегосударственных задач. Поэтому социально-экономические процессы, протекающие в регионе и требующие управления, должны отвечать интересам решения задач, присущих конкретному территориальному образованию».
Экономической основой системы регионального управления выступает обеспеченность каждого уровня территориальной власти (вплоть до сельских поселений) определенной экономической базой (право на использование земли, природных ресурсов, иных определенных объектов и территории, права по налогам и сборам и др.). Располагая экономическими ресурсами и административными полномочиями, органы территориального управления должны их использовать для эффективного управления воспроизводственными процессами. Возможность эффективного использования имеющихся ресурсов может быть реализована только при условии применения достаточно действенных методов управления.
Базовые принципы современных региональных методов управления группируются в научной литературе следующим образом:
– элементы методов управления различными структурами, действующими в регионе, не могут быть противоречивыми, чтобы их воздействие на региональный процесс воспроизводства не носило разнонаправленного характера;
– нужна единая правовая основа для всех используемых на территории методов управления;
– все методы управления, составляющие единую систему, должны быть адекватны целям и задачам развития региона;
– система методов должна охватывать как вертикальные, так и горизонтальные связи.
Необходимость соблюдения указанных принципов регионального управления актуализируется в условиях трансформационной экономики, когда в процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Это предопределяет исключительную важность научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, сохранения и развития единого рыночного пространства в сочетании с формированием самостоятельных региональных рынков.
Развитие регионального самоуправления определило острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов регулирования экономическими процессами. Попытка решения данной задачи предпринимается в настоящей работе применительно к сфере услуг региона - одной из важнейших компонент потребительского рынка, отражающей весь спектр социально-экономических проблем трансформируемой экономики.
Качество реализации системы экономического регулирования на региональном уровне предопределяется организационными возможностями участников рыночной системы. Формирование миссии и определение целей органов регионального регулирования, перегруппировка ресурсов в соответствии с требованиями внутренней и внешней среды являются основополагающими элементами становления качественно новой управленческой структуры, адекватной рыночным требованиям. Поэтому при анализе возможностей становления системы саморегулирования экономических процессов на региональном уровне необходимо выделить три аспекта: хозяйственный, экономический и культурный, позволяющие определить специфические особенности региона.
К основными из них можно отнести следующие:
– количество юридических и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, с учетом численности отдельной территории позволяет определить экономический потенциал и состав мер регулирования, соответствующие способы организации контроля и порядок взаимодействия с хозяйствующими субъектами;
– размещение производительных сил оказывает влияние на специализацию регионов, а следовательно, и на формирование механизмов регулирования и налоговые базы, в основе которых лежат различные экономические ресурсы: добавленная стоимость, объемы реализации, доходы, имущество и пр.;
– уровень социально-экономического развития конкретной территории, влияющий на возможность отнесения региона к дотационным или к экономически развитым, что является финансовой основой для осуществления органами власти своих функций;
– качество управленческого персонала с точки зрения его квалификации, понимания своих полномочий и задач, способности работать с системами телекоммуникаций;
– институциональный статус хозяйствующих субъектов внутри конкретного региона: преобладание малых предприятий сферы услуг или крупных финансово-промышленных групп.
В существующем виде сложившаяся система регионального управления не позволяет решать задачи по развитию и модернизации региональной экономики: сформировавшаяся чрезмерная ориентация на контрольную деятельность органов государственной власти снижает эффективность функционирования рыночных механизмов и затрудняет перераспределение трудовых и материально-технических ресурсов для выполнения комплекса работ по развитию рыночной инфраструктуры.
Многообразие контролирующих и регулирующих структур, существующих в настоящее время в территориальных органах управления, их чрезмерная специализация по видам деятельности, отсутствие документов, регламентирующих их работу, приводят к чрезмерному административному давлению на рыночные институты. В силу этого одним из важнейших направлений совершенствования всей организационно-функциональной структуры регионального управления выступает развитие качественно нового механизма согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности, одной из подсистем которого является медиаторство.
Понятие медиаторства существует в разных сферах природы и деятельности человека. В Большой советской энциклопедии это понятие раскрывается следующим образом:
– в музыке медиатор (от лат. mediator - посредник) обозначает тонкую пластинку с заострённым концом, предназначенную для приведения в состояние колебания струн щипковых музыкальных инструментов;
– в медицине медиаторы - это вещества, осуществляющие перенос возбуждения с нервного окончания на рабочий орган и с одной нервной клетки на другую. В центральной нервной системе роль медиатора выполняют такие соединения, как ацетилхолин, норадреналин, дофамин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, глицин и др. Следует заметить, что эти же соединения обнаружены в растениях, где, вероятно, также выполняют регуляторные и сигнальные функции, тем самым распространяя механизмы согласования функционирования биологических подсистем на всю живую природу;
– в истории термин «медиатизация» (от позднелатинского mediatus - выступающий посредником) обозначает проведенные Наполеоном в 1803-1806 гг. процессы реорганизации германских государств на основе подчинения князей и имперских чинов Священной Римской империи более могущественным властителям, в результате чего медиатизированный оказывался подчинённым вышестоящей власти не непосредственно (immediatus), а через другого, более крупного князя (при этом медиатизированная территория включалась в состав владений последнего). Эти мероприятия способствовали ликвидации Священной Римской империи.
В рассмотренных определениях медиатора и медиаторной деятельности общим является не только промежуточное положение рассматриваемого феномена в управляемой системе и передача сигналов (что можно рассматривать как функцию трансмиссии), но и более широкая функциональность, приводящая к изменению управляемой системы. Данное положение наиболее полно раскрывается при анализе правового понимания медиаторства - урегулирование споров с помощью вмешательства третьей стороны, которое рассматривается сегодня как одна из форм конструктивного разрешения проблем.
В то же время медиаторство широко распространено во всей социальной жизни: часто в такой роли выступают учитель, руководитель, родитель, администрация трудового коллектива: руководитель - в силу наличия у него власти, учитель или родитель - как непререкаемый авторитет, взрослый, администрация - просто третья сторона, способная квалифицированно разобраться в проблеме. Внимание к возможностям участия третьей стороны в регулировании столкновения интересов сегодня возрастает в связи с поиском мировых соглашений, сдвигом в сторону толерантности и стремлением к конструктивности.
Практика участия квалифицированных посредников распространяется, начиная от бракоразводных процессов и семейного консультирования до работы с конфликтами в области бизнеса, трудовых отношений, социальных или международных споров. Различаются несколько возможных форм посредничества: медиаторство, или медиация, фасилитация, примирение, арбитраж. В этой роли могут выступать психологи, консультанты, социальные работники и т.д.
Рекомендации медиатора могут приниматься во внимание спорящими, но не обязательно должны выполняться. Присутствие третьей (нейтральной) стороны позитивно влияет на эффективность переговоров, что сделало данную практику весьма распространенной. В последние десятилетия интерес к возможностям медиаторства резко возрос, что связано с успешным его применением в разрешении крупных международных конфликтов, а также при решении разнообразных общественных проблем (муниципальные и экологические конфликты, разногласия между профсоюзами и администрацией и т.д.), в юридической практике - при урегулировании имущественных и бракоразводных процессов. В практике международных конфликтов медиатор может выступать как «заместитель» прямых контактов между сторонами. Медиаторство, медиацию или посредничество в первую очередь следует понимать как процесс, позволяющий согласовывать частные интересы стороны на основе выявления их более значимых интересов и целей.
Общие моменты формирования организационных механизмов реализации институциональной устойчивости на основе развития согласительных механизмов взаимодействия экономических агентов могут быть охарактеризованы следующим образом.
Вопросы устойчивого функционирования рыночных институтов раскрывают их социально-экономическое содержание и ставят задачи по четкому определению направлений и механизмов развития экономики страны. Диалектическое понимание процессов развития предполагает выделение базовых противоречий, приводящих в движение всю систему.
Применительно к функционированию рыночных институтов наиболее существенным источником процесса развития выступают противоречия между:
- функцией и целью системы;
- целями системы и целями ее компонентов;
- изменяющимся количеством и существующим качеством системы;
- стремлением системы к установлению устойчивого состояния и средствами его достижения: последние служат изменению и развитию системы, неизбежно приводят ее в состояние неустойчивости (система адаптируется к среде и вследствие этого становится более отзывчивой к изменениям, усиление которых вызывает неустойчивость, за которой следует скачок, способный разрушить целостность системы);
- процессами функционирования и развития: для того чтобы развиваться, система должна функционировать и не может функционировать, не развиваясь, но в кризисный момент они вступают в острое противоречие, поскольку интересы развития и само существование системы требует изменения ее качества, а значит, коренного изменения функциональных процессов;
- потребностями системы в ресурсах и возможностью их удовлетворения.
Указанные противоречия носят общесистемный характер и присущи любым экономическим объектам, их изучение и учет в ходе реформирования институциональной системы страны является основой научного подхода, необходимого для реализации интегративной функции механизмов согласования интересов.
Обобщая рассмотренные выше положения, можно заключить, что управление институциональной устойчивостью - это целенаправленное воздействие на отношения субъектов хозяйствования с целью недопущения столкновения их интересов, а в случае возникновения противоборства сторон - его локализации и разрешения за определенный период времени, что требует применения определенных приемов и методов.
Для достижения целей функционирования системы в процессе управления можно применять некий набор приемов, которые в совокупности представляют собой систему общих правил (принципов) и специальных методов согласования экономических процессов.
В качестве основного принципа успешного согласования интересов субъектов хозяйствования выступает понимание сущности функционирования объекта управления, его основного технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки. Так, прежде чем выработать управляющее воздействие и оценить, насколько эффективны последствия принимаемых решений, необходимо выявить влияние отдельных факторов на изменение результатов функционирования объекта управления - проблемной ситуации, обосновать метод расчета эффективности мероприятий по преодолению проблем функционирования отдельного предприятия либо совокупности предприятий и таким образом определить состав влияющих факторов и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует соответствующих знаний экономики той отрасли, в которой сложилась проблемная ситуация.
Проблемная хозяйственная ситуация всегда нуждается в кооперативных усилиях по ее преодолению, нахождению путей выхода из сложившейся ситуации или, по крайней мере, к ослаблению возможных негативных последствий. Мировой опыт показывает, что преодоление проблемных ситуаций в условиях рыночной экономики - это процесс управляемый. Под ним понимается определенное целенаправленное противодействие системы возникающему или назревающему в ней дисбалансу.
На наш взгляд, для осуществления процедуры регулирования на основе институциональных воздействий с помощью механизмов согласования в условиях переходной экономики должны быть введены некоторые понятия и определения, по существу оказывающие влияние на разработку и принятие управленческих решений в процессе осуществления хозяйственной деятельности. К таким понятиям и определениям относится экономическое медиаторство как подсистема согласования в системе управления.
Становление устойчивой институциональной системы предполагает не только процессуальные аспекты предпринимаемых действий по стабилизации, но и их ресурсное и организационное обеспечение (наличие служащих для разработки программ согласования, формирование института медиаторов как организационной структуры (подсистемы) согласования, специально создаваемого нормативно-процессуального механизма). Общая схема медиаторных взаимосвязей представлена на рисунке 1. Наличие медиаторных взаимодействий между всеми основными элементами социально-экономической системы является, по мнению автора, основой обеспечения институциональной устойчивости всей хозяйственной структуры общества.
Рис. 1 - Медиаторные взаимосвязи между основными элементами социально-экономической системы
Важным принципом деятельности по согласованию действий участников экономической системы является точная идентификация объекта воздействий. Существующие положения по осуществлению медиаторной деятельности в области права ориентированы на ее ведение в условиях спора или конфликта. Однако экономическое медиаторство возможно осуществлять на значительно более ранних этапах возникновения проблемных ситуаций, что может быть раскрыто на примере деятельности в сфере урегулирования проблем с предприятиями-банкротами, по отношению к которым в настоящее время в законодательном порядке допустимо применение процедур правовой медиации.
Анализируя положение дел в области применения всей совокупности процедур, предусмотренных законом, как санационных, так и реорганизационных (ликвидация), следует отметить, что в современной экономической политике государства акцент в большей степени смещен в сторону финансово-правового урегулирования антикризисного процесса для условий, когда предприятие уже находится в разбалансированном состоянии и не способно продолжить финансовое обеспечение производственного процесса.
В то же время упускается из виду значимость профилактической стабилизационной работы по воздействию на предприятия, которым непосредственно не грозит ликвидация по причине банкротства. Стабилизационная деятельность на профилактическом уровне в значительной степени основывается на способности выявлять сигналы грядущих деструктивных процессов и находить тот или иной выход из проблемной ситуации. Значительную роль в этой работе могут сыграть органы экономического согласования путем формирования условий, в которых предприятия имели бы возможность успешно адаптироваться к переходному периоду в развитии экономической системы.
Для этого необходимо найти такие методы, формы и средства принятия решений, которые бы максимально ориентировали хозяйствующих субъектов на путь выживания в проблемной ситуации. Это означает, что речь идет не столько о выявлении условий для минимально допустимого равновесия в системе, при нарушении которого система перестает существовать, сколько о разработке стабилизирующих мер, рассчитанных на перспективу.
Важность и значимость формирования институтов согласования интересов экономических субъектов наиболее отчетливо проявились на первых этапах рыночных реформ, когда урегулирование хозяйственных споров осуществлялось вне легитимной системы разрешения: из-за неэффективности и слабости правовых процедур государственного арбитража хозяйственные споры в массовом порядке переходили в теневую плоскость разрешения. Функция урегулирования бизнес-процессов (особенно в сфере потребительского рынка) в первой половине 90-х годов осуществлялась преступными группировками в настолько массовом масштабе, что это породило определенный криминальный институт урегулирования конфликтов со своей социальной структурой, правилами и системой делового оборота.
Для преодоления подобных процессов и формирования целостной системы стабильного экономического роста необходима разработка современных методов системного согласования деятельности управляющих органов, позволяющих концентрировать ресурсы и резервы участников экономической деятельности на решении ключевых проблем экономической системы путем выявления симптомов формирования проблемных ситуаций и своевременного реагирования на них изменением порядка и условий осуществления обязательных финансовых и правовых процедур.
В конечном счете, речь идет о разработке принципов и методов стабилизационного механизма, в рамках и с помощью которого могут комплексно и целенаправленно решаться проблемы управления проблемными предприятиями и организациями.
Суммируя все вышесказанное, необходимо еще раз подчеркнуть, что рассматриваемый подход в наибольшей степени нацелен на учет важнейшей специфики функционирования региональной экономики, которая заключается в том, что в отличие микроуровня - предприятия - регионально-отраслевая система или значительные ее сферы не могут быть подвергнуты банкротству без серьезного социального кризиса. На региональном уровне дестабилизация хозяйственного механизма проявляется в нарушении воспроизводственных экономических, социальных и природных пропорций, что приводит к депрессивному и кризисному развитию региона. В то же время именно региональный масштаб экономического управления предполагает развитие механизмов согласования интересов в комплексе мер экономического регулирования.
Именно в системе управления региональной экономикой (в отличие от макро- и микроуровней) реализуется сложный симбиоз административно-распорядительных и экономических мер регулирования рыночного хозяйства, что предопределяет выделение региона в качестве объекта исследования проблем формирования инфраструктурного обеспечения институциональной устойчивости с использованием механизмов согласования, одной из подсистем которого является медиаторство. Рассмотренные основные характеристики медиаторства в различных сферах человеческой деятельности позволили обосновать понятие экономического медиаторства, наметить основные контуры исследования в рамках этого нового научного направления.
1.2 Концепция обеспечения институциональной устойчивости на основе формирования механизмов согласования
Стабильность функционирования экономической системы основывается на свойствах адаптивности, которые заключаются в том, что при значительном изменении поведения экономических субъектов осуществляется трансформация ее структуры и взаимосвязей, в результате чего изменяется вся система. Справедливо и то, что изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения хозяйствующих субъектов на мезоуровне.
Адаптивность экономических систем основывается на том, что связь компонентов национального хозяйства обеспечивает рынок, который способен изменяться в зависимости от изменения природы экономических субъектов различных уровней, и сами рыночные связи оказывают воздействие на экономические субъекты. Образуя единый гармоничный организм, механизмы адаптации к экономическим изменениям различных уровней разнятся по субъектно-объектному составу, структуре и способу действия.
На уровне предприятия адаптация к изменениям внешних условий и обеспечение стабильности и устойчивости производственно-коммерческой деятельности основывается на эффективности и действенности системы управления, в состав которой должны входить инструменты разработки и применения специальных мер по согласованию имеющихся интересов хозяйственного субъекта с условиями окружающей среды.
На мезоэкономическом уровне непрерывность хозяйственной деятельности, ее стабильность и устойчивость также основывается на функционировании сложной системы, обеспечивающей единство и целостность всех подсистем с учетом согласования противоречивых интересов экономических субъектов на основе действия эффективных механизмов согласования. Адаптивность макроэкономической системы основывается на развитии и постоянном обновлении комплекса хозяйственных связей всех уровней, в основе которых лежат разделение труда, процессы специализации и концентрации, а также специфические механизмы регулирования в виде государственных институтов управления.
Государство, учитывая высокую степень его вмешательства в современную экономическую жизнь, представляет собой источник изменений, который играет весьма неоднозначную роль: государственное вмешательство может не только гасить колебания конъюнктуры, угрожающие, например, кризисом перепроизводства, но и производить действия, нарушающие нормальный ход экономической жизни. В силу исключительности своего положения государство является монополистической организацией, несущей, с одной стороны, возможность стабильности, устойчивости, а с другой - негибкость, опасность реализации не общественных, а групповых и личных интересов.
При отсутствии продуманной экономической программы возможно развитие деформационных процессов, которые могут вызвать разрушительный экономический кризис. Важным элементом государственного регулирования и обеспечения стабильности экономики являются институты, социально-экономическая сущность которых с точки зрения участия в стабилизирующих и антикризисных процессах проявляется в следующих воздействиях:
1. Институты играют интегрирующую роль, способствуя консолидации средств субъектов общественного производства на основе реализации их функций в целях решения задач, обеспечивающих целостность не только экономической системы, но и всего общества.
2. Информационное воздействие институтов заключается в накоплении, обработке и передаче специализированной экономической информации, необходимой как для деятельности хозяйствующих субъектов, так и для обеспечения иных экономических и социальных процессов. Выполняя информационную функцию, институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства.
3. Ориентационное воздействие: институты являются одним из инструментов направления деятельности экономических субъектов по курсу, наиболее приоритетному для общества и экономики, и пытаются приостановить деятельность субъектов, приносящих отрицательные последствия.
Указанные воздействия способствуют обеспечению устойчивости, повышению уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие кризисные явления на основе урегулирования возникающих противоречий. В свою очередь, выступая в качестве системы стабилизации, рыночные институты должны обладать механизмами адаптивности и устойчивости, которые формируются в результате взаимодействия различных противоречивых сил.
Развитие подобных механизмов требует формирование ряда теоретико-методологических принципов построения и функционирования системы экономического управления. Стабильность и устойчивость институциональной среды определяются совокупностью состояний всех ее элементов и связей, которая оценивается надежностью.
Понятия устойчивости и надежности достаточно широко изучены в естественных науках, где они были глубоко математически формализованы и экспериментально апробированы. В технических науках эти категории определены как обусловленное свойство изделия выполнять полученное задание, сохраняя свои эксплуатационные показатели в течение требуемого промежутка времени. Здесь нацеленность на результат связана с задаваемыми эксплуатационными характеристиками, временем безотказной работы изделия и возможным фактом ее преждевременного отказа.
Однако такое определение недостаточно конструктивно для экономических систем, т.к. факт отказа возникает только в предельно критической ситуации, а временные параметры безотказной работы еще не определяют эффективности и качества ее функционирования.
Экономическая устойчивость - это комплекс свойств элементов хозяйственной системы производства, организации инфраструктуры, ресурсного обеспечения, кадрового потенциала, финансового обращения и др., которые определяют интегрированное качество хозяйственной системы выполнять заданные функции в установленных пределах в условиях изменения параметров внешней и внутренней среды. Вопросы экономической устойчивости активно исследуются отечественными учеными в различных аспектах.
Таблица 1 - Вопросы экономической устойчивости в научных исследованиях (по результатам докторских диссертаций)
|
Автор | Исследование | Год | Научные результаты | Сфера | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Березнев С.В. | Стабилизация экономики региона и ее устойчивое развитие (на примере Кемеровской области) | 2008 | Разработана теоретическая и практическая модель развертывания процесса стабилизации экономики региона и ее перехода к устойчивому развитию с учетом региональных особенностей реформирования экономики. Обоснованы теоретические и методологические основы реформирования экономики региона, ее стабилизации и перехода к устойчивому развитию, определены основные факторы и механизмы реализации данного процесса. | Устойчивость региональной экономики | |
Давыдова Л.В. | Финансовая устойчивость предприятий (Вопросы теоретико-методо-логического и методического обеспечения) | 2005 | Формирование новой методологии и методики обеспечения финансовой устойчивости предприятий, разработка критериев, системы показателей и методов оценки финансовой устойчивости с учетом инфляции, систематизация факторов, оказывающих определяющее влияние на разработку и реализацию финансовой политики предприятия. Обоснованы новые решения ряда проблем в области методологии, теории и методики. Разработана и внедрена на предприятиях г. Орла методика финансового анализа деятельности предприятий с учетом инфляции. | Финансовая устойчивость предприятий | |
Жиделева В.В. | Формирование рыночного механизма социально-устой-чивого развития северных регионов | 2007 | Предложены направления реформирования экономики северных регионов и формирования в них рыночной среды с учетом государственного протекционизма, способствующего созданию модели социально-устойчивого развития Севера. Механизм ее реализации предусматривает проведение соответствующей промышленной и финансовой политики, основанной на реструктуризации базисных отраслей, внедрение новых форм предпринимательства, создание рыночной инфраструктуры, обеспечение бюджетной достаточности. Разработана методология структурной и инвестиционной политики в регионе, проведены пилотные исследования по реформированию предприятий в трансформируемой северной экономике. | Устойчивость региональной экономики | |
Иватанов Н.П. | Методология выбора стратегии устойчивого социально-экономического развития региона | 2008 | Разработаны новый методологический подход к выбору стратегии устойчивого социально-экономического и экологического развития субъекта РФ и механизм регулирования на основе применения комплексной экономической и маркетинговой оценок внутренних резервов повышения эффективности региональной экономики. Реализация разработанных научных положений, методов и моделей выбора стратегии развития региона способствует совершенствованию экономических отношений между федеральным центром и субъектами РФ, между регионами и муниципальными образованиями и повышению эффективности использования экономического потенциала регионов; вовлечению в региональный воспроизводственный процесс традиционных для региона производств как наиболее значимых факторов экономического роста; совершенствованию мер экономического стимулирования роста конкурентоспособных, экологически чистых, ресурсосберегающих производств. | Устойчивость региональной экономики | |
Ильясов С.М. | Устойчивость региональной банковской системы: содержание и организация управления | 2006 | Разработаны концептуальные подходы к обеспечению устойчивости банковской системы, отличающиеся более полным учетом региональных особенностей ее функционирования. Обоснован и разработан комплексный механизм управления устойчивостью региональной банковской системы. Сформулированы конкретные предложения по усилению регулирующего воздействия инструментов оперативного управления деятельностью территориальных учреждений Банка России, в том числе направленные на минимизацию уровня региональных кредитных рисков. Определены направления реструктуризации региональной банковской системы, предусматривающие на первом этапе оценку и отбор жизнеспособных банков и на втором - разработку механизма повышения их устойчивости. Обоснованы методы усиления мотивационного механизма банковского кредитования реального сектора региональной экономики, предложены оригинальные модели управления децентрализованными электронными платежами и расчетами с контролем межфилиальных оборотов. Предложена методика комплексной оценки финансовой устойчивости банковской системы региона, в которой в качестве важнейшего критерия предложена оценка уровня структурной сбалансированности активов и пассивов коммерческих банков; разработана система аналитических коэффициентов надежности для расчета рейтинга текущей устойчивости банков. | Устойчивость банковской системы | |
Кибиткин А.И. | Регулирование устойчивости хозяйственных систем в условиях рыночной экономики | 2006 | Разработана целостная экономическая концепция и методология регулирования устойчивости, позволяющая повысить эффективность деятельности предприятия. Обосновано понятие устойчивости хозяйственной системы как свойство последней сохранять собственную функциональную доминанту при постоянной качественной составляющей; определены особенности качественных изменений состояний хозяйственных систем; разработаны критериальные основы определения устойчивого состояния и алгоритм оптимизации устойчивого развития хозяйственных систем. Обоснована оптимизационная модель управления устойчивостью хозяйственной системы рыбопромыслового флота на основе финансовых и промыслово-технологических методов управления. Разработан комплекс информационно-аналитического мониторинга процессов обеспечения устойчивости хозяйственных систем, включающих подсистему управления финансовыми потоками, технического обслуживания и ремонта, обеспечения производства. | Общая теория экономической устой-чивости | |
Краснова Т.Г. | Экономическая устойчивость региона: проблемы теории и практики | 2007 | Решена важная народнохозяйственная проблема управления и мониторинга устойчивости социально-экономических региональных систем. Обоснованы новые аспекты и параметры устойчивости региональных систем, к которым относятся физиократические, финансовые, инвестиционные и социальные пропорции и параметры региона. Разработан механизм определения типов устойчивости экономической системы и адекватных им управленческих воздействий. | Устойчивость региональной экономики | |
Орланюк-Малицкая Л.А. | Проблемы финансовой устойчивости страховых организаций | 2005 | Впервые в отечественной науке осуществлено системное исследование страхового рынка: проведен комплексный анализ состояния; определены основные тенденции развития; проанализирован широкий перечень факторов, сдерживающих развитие рынка; сформулированы важнейшие направления регулирования. | Устойчивость страховой сис--темы | |
Павлов И.П. | Финансово-кредитные факторы устойчивого развития российской экономики | 2009 | Определено место и роль финансово-кредитных факторов в повышении эффективности функционирования экономики. Разработана концепция преодоления глубокого системного финансового кризиса, обеспечения стабилизации, подъема и устойчивого развития экономики России. | Финансово-кредитные факторы устойчивости | |
Серегина С.Ф. | Государственное регулирование в условиях неустойчивости экономического развития | 2006 | Определены особенности поведения экономических систем в критические моменты развития, когда под влиянием внутренних и внешних факторов процессы самоорганизации выводят их на новые траектории развития. Показано соотношение процессов самоорганизации и организации в рыночном механизме и в механизме государственного регулирования. Выявлен специфический характер неопределенности в экономических системах, связанный с особой ролью ожиданий в действиях экономических агентов. Расширены теоретические рамки подхода к определению функций государства в экономике. Обосновано положение о волнообразном характере изменения степени воздействия государства на экономику. | Государственное регулирование устойчивостью | |
Тарасевич А.Л. | Устойчивость коммерческих банков, экономические и социальные последствия их банкротств | 2007 | Разработаны методологические основы регулирования банковской системы с целью обеспечения устойчивости банков как одного из определяющих факторов оздоровления экономической и социальной обстановки в России. Разработана методологическая концепция цикличности функционирования коммерческого банка. Стадии цикла формируются под воздействием факторов риска дестабилизации общей социально-экономической и политической обстановки, изменения технологии банковского обслуживания и наборов самих банковских услуг. | Устойчивость банковской системы | |
Торопцев Е.Л. | Моделирование и управление устойчивостью и экономической динамикой макросистем | 2007 | Разработаны экономико-математические методы анализа и управления статической устойчивостью и динамическими свойствами макроэкономических систем в рамках балансовых моделей и теории затраты - выпуск; запас - поток. Полученные разработки представляют основу для дальнейших исследований в области теории и практики межотраслевого анализа и государственного регулирования экономики, открывают широкие возможности для повышения научного уровня прогнозирования и планирования. Созданы новые математические и инструментальные возможности для возвращения к идеологии и практике многоуровневого межотраслевого анализа сложных экономических систем и реализации комплексных многовариантных прогнозных расчетов их возможных состояний, развития, устойчивости, для внедрения методов оптимизации режимов и параметров экономики с целью обеспечения приемлемой динамики ее развития и удовлетворения научно обоснованного конечного спроса. | Моделирование устойчивости | |
Фархутдинов И.П. | Структурные и финансовые факторы устойчивого развития экономики региона | 2009 | Разработаны концептуальные основы стабилизации экономики региона и ее перехода к устойчивому развитию, методы повышения эффективности бюджетно-платежного фактора стабилизации экономики. Обоснованы сущность, критерии, этапы, основные направления и подходы к реструктуризации ведущих отраслей региона, необходимость и механизмы реализации принципа субсидарности во взаимоотношениях федерального центра и региона. Предложены пути решения проблем развития межрегиональных и внешнеэкономических связей, выполнена серия прикладных работ. Результаты могут быть использованы в процессе структурной перестройки экономики и ее финансово-инвестиционного обеспечения на региональном и федеральном уровнях. | Устойчивость региональной экономики | |
Федько В.П. | Инфраструктурное обеспечение функциональной устойчивости промышленности (теория и методология) | 2006 | Разработана концепция устойчивого развития промышленности на макро- и микроэкономических уровнях; предложены концептуально-методологический подход и методические рекомендации по совершенствованию текущего и стратегического менеджмента функционирования производства и инфраструктуры, определено направление трансформации действующих производственных звеньев промышленности в полномасштабные структуры рыночного типа с учетом состава и особенностей хозяйственных субъектов. Обоснована системная логистическая функция инфраструктуры, реализующая принцип обеспечения эффективного согласования хозяйственных интересов производства и инфраструктуры в логистических цепях по элементам товародвижения. | Устойчивость промышленности | |
Цифрова Роз-Мари Васильевна | Управление финансовой устойчивостью промышленных предприятий | 2007 | Разработан понятийный аппарат состоятельности; исследован организационно-методологический аспект планирования и анализа в системе антикризисного управления в рамках комплексной программы. Определены диапазоны показателей, комплекс моделей, оптимизирующих финансовую устойчивость по критерию роста ценности капитала. Разработаны методики прогнозирования, анализа и роста экономической эффективности мероприятий финансосберегающего характера с выходом на концепцию непрерывного оперативного и стратегического контроллинга состоятельности. | Финансовая устойчивость предприятий | |
|
Как видно из данных таблицы 1, в фокусе изучения находятся как общие вопросы устойчивости (А.И. Кибиткин, С.Ф. Серегина, Е.Л. Торопцев), так и различные аспекты устойчивого функционирования экономических систем: на региональном уровне (С.В. Березнев, В.В. Жиделева, Н.П. Иватанов, Т.Г. Краснова, И.П. Фархутдинов), в промышленности (В.П. Федько), в финансово-кредитной системе (С.М. Ильясов, И.П. Павлов, Л.А. Орланюк-Малицкая, А.Л. Тарасевич) и на уровне предприятий (Л.В. Давыдова, Р.В. Цифрова).
Перечень представленных научных результатов свидетельствует о значительных результатах в разработке проблем обеспечения экономической устойчивости. В то же время институциональные аспекты устойчивости еще недостаточно освещены в научной литературе, что обусловливает актуальность данного исследования. Исходя из приведенных выше положений, институциональная устойчивость может быть определена как совокупность свойств институтов рынка, позволяющих им выполнять свои функции в условиях резкого изменения воздействий окружающей среды.
Наличие внутренних механизмов институциональной устойчивости является одним из основных направлений макроэкономической стабилизации. Общие моменты формирования механизмов институциональной устойчивости могут быть охарактеризованы следующим образом. Исходным элементом обеспечения институциональной устойчивости, который должен быть реализован при формировании комплекса мер стабилизации функционирования региональной социально-экономической системы в рыночных условиях, является степень учета индивидуальных влияний (отдельных хозяйствующих субъектов или каких-либо событий) на действие механизмов адаптации.