Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Инновационный потенциал Свердловской области

Инновационный потенциал Свердловской области

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность инновационного потенциала и оценка его эффективности

1.1 Инновационный потенциал: понятие, структура, компоненты

1.2Оценка эффективности инновационного потенциала региона

Глава 2. Инновационный потенциал Свердловской области

2.1 Характеристика инновационного потенциала Свердловской области: основные показатели и сравнение с другими регионами России

2.2 Основные направления развития инновационной деятельности в Свердловской области

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциала, опережающего роста производства наукоемкой продукции являются приоритетными направлениями государственной политики Свердловской области, тем более в условиях нынешнего мирового кризиса, когда под сомнения ставятся все сырьевые и промышленные отрасли экономики- мировой кризис отчетливо показал, что зависимость от сырья и ставка только на тяжелопромышленные отрасли - рискованное дело.

Рассмотрим основные правовые акты, регулирующие инновационную деятельность Свердловской области.

Для повышения роли науки в социально-экономическом развитии региона принят Закон Свердловской области «О государственной научно-технической политике Свердловской области» от 2 апреля 2001 года, который явился первым законодательным актом на территории Свердловской области, направленным на поддержку деятельности ученых, научно-технических работников, на развитие научно-технической политики Свердловской области. В настоящее время он приводится в соответствие с федеральным законодательством. В целях формирования современной инновационной инфраструктуры Правительством Свердловской области разработана Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010 годы, а также разрабатывается областной закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Свердловской области», который будет регулировать правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности.

В Главе 1 рассмотрим понятие инновационного потенциала, а в Главе 2 перейдем к характеристикам инновационного потенциала Свердловской области.

Глава 1. Сущность инновационного потенциала и оценка его эффективности

В данной Главе дадим определение понятию инновационный потенциал: что это такое, что входит в данное понятие, а также рассмотрим инновационную структуру.

1.1 Инновационный потенциал: понятие, структура, компоненты

«Потенциал (лат. potentia -- сила) в широком смысле -- средства, запасы, источники, которые могут быть использованы для решения какой- либо задачи, достижения, определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» Нойбауэр Х., Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях, Проблемы теории и практики управления, №3, 2002, стр 65

Существует множество определений инновационного потенциала:

1)«инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности». Попович А.С., Червинская Т.М., К вопросу о сущности и структуре инновационного потенциала, Наука, №3, 2005, стр 12

2) в концепции развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010 годы записано: «Инновационный потенциал Свердловской области - совокупность научно-технических, материально-финансовых, кадровых, институциональных и иных ресурсов региона, которые могут быть использованы для инновационной деятельности» Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010г.

3) «Инновационный потенциал представляет собой совокупность инновационных ресурсов, представляемых в виде продукта инновационной деятельности в производственной сфере, т.е. включает в себя коммерциализацию научно-технических разработок. В современной экономической науке категория «инновационный потенциал» и «научно-технический потенциал» (НТП) находятся на одном уровне. Однако в инновационном потенциале содержится реализация научно-технического прогресса. В самом общем виде НТП отождествляется с экономическими ресурсами, которыми располагает общество для научно-технической деятельности, обеспечивающей создание новой и совершенствование выпускаемой продукции, интенсивное развитие производства, изменение характера труда, повышение эффективности общественного воспроизводства. Главная мысль этого определения -- неразрывная связь научно-технического потенциала с развитием производительных сил общества. Также следует отметить, что инновационный потенциал - это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.

Некоторые исследователи представляют структуру инновационного потенциала как единство трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность»

4) «под инновационным потенциалом понимается количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. Эти ресурсы распределяются между тремя основными секторами (сегментами, направлениями) макросистемы: научно-техническим, образовательным, инвестиционным. В результате этого распределения формируются: научно-технический потенциал (сегмент или комплекс), образовательный потенциал (сегмент или комплекс), инвестиционный потенциал (сегмент или комплекс). Совокупность названных сегментов и формирует инновационный потенциал макросистемы». Жиц, Г.И. Инновационный потенциал , Сарат. гос. техн. ун-т, 1999, стр 14

Структура.

Структура инновационного потенциала может быть представлена единством трех его составляющих (ресурсной, внутренней и результативной), которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность .

Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода «плацдармом» для его формирования. Она включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов. Так, материально-технические ресурсы,

являясь «вещественной основой, определяют технико-технологическую базу потенциала, которая впоследствии будет влиять на масштабы и темпы инновационной деятельности». В свою очередь сами они формируются в отраслях, изготавливающих средства производства, которые путем применения новых технологий закладывают в них потенциальные возможности, реализуемые или нереализуемые впоследствии. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития, Изд-во «Машиностроение-1», Москва, 2007, стр 9

Следующая компонента ресурсной составляющей - информационный ресурс (такие ее активные формы, как базы знаний, модели, алгоритмы, программы, проекты и т.д.). Данный вид ресурсов, в отличие от прочих, практически неисчерпаем. С развитием общества и активизацией использования знаний запасы информационного ресурса не уменьшаются, а напротив, увеличиваются. При этом этот вид ресурсов не самостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, только объединившись с другими ресурсами - опытом, трудом, квалификацией, техникой, технологией, энергией, сырьем, он появляется в «кинетике» как движущая сила инновационного потенциала. Финансовые ресурсы входят в состав ресурсной составляющей инновационного потенциала как органическое единство наличных ресурсов и неиспользованных возможностей их альтернативного вложения. Таким образом, они характеризуются совокупностью источников и запасов финансовых возможностей, которые есть в наличии и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий. При этом объем финансовых ресурсов отображает финансовую мощь, способность системы принимать участие в создании материальных благ и предоставлении услуг. Однако, помимо обеспечивающей функции, финансовые ресурсы выполняют и страховую функцию, непосредственным образом дублируя, а также измеряя в денежных единицах материально-технические, информационные, человеческие и другие ресурсы, входящие в состав инновационного потенциала.

Следующей компонентой ресурсной составляющей инновационного потенциала является человеческий ресурс (капитал, фактор), который не просто выполняет обеспечивающую функцию (как все предыдущие), а выступает главной креативной силой, так как все рождается именно в головах людей. Это совокупность проинвестированных общественно целесообразных производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат, не отделимы от него и практически используются в повседневной жизни.

Второй составляющей инновационного потенциала является внутренняя составляющая - так называемый «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех предыдущих элементов. В целом, указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, т.е. определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств. Таким образом, внутреннюю составляющую можно охарактеризовать через процессы создания и внедрения нового продукта, обеспечения взаимосвязи новатора как с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, так и рынком, потребляющим готовый продукт, а также методы и способы управления инновационным процессом. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И. Инновационный потенциал, стр 10

Третьей составляющей инновационного потенциала является результативная составляющая, которая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Таким образом, она - своего рода целевая характеристика инновационного потенциала.

Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждается тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной). Другими словами, результативная составляющая, сама являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования, как инновационного потенциала, так и системы в целом.

Тесная взаимосвязь ресурсной, внутренней и результативной составляющих инновационного потенциала определяют необходимость выявления на практике их оптимального соотношения (исходя из роли и значимости, которую они играют в формировании и развитии потенциала). Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И. Инновационный потенциал, стр 10

1.2 Оценка эффективности инновационного потенциала региона

Показатели, наиболее широко применяемые на практике, характеризующие и оценивающие инновационный потенциал региона, можно разбить на следующие группы: затратные; по времени; по обновляемости; структурные.

Затратные показатели:

· затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;

· затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

· затраты на приобретение инновационных фирм;

· наличие фондов на развитие инициативных разработок.

Показатели обновляемости и динамики инновационного процесса:

· количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;

Структурные показатели:

· состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);

· состав и количество предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

· численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

· состав и число творческих инициативных временных бригад, групп. Марченко Е.М., Разумова М.В., К вопросу об оценке инновационного потенциала, журнал экономика региона №18, 2007, стр 7

Комплексная оценка инновационного потенциала региона предполагает, во-первых, существование обоснованной и научно выверенной системы показателей. Во-вторых, наличие статистической базы. В-третьих, показатели составляющих регионов могут быть использованы для оценки совокупного потенциала страны. Формирование и развитие инновационного потенциала России предполагает учет и анализ специфики инновационного развития отдельных регионов. В условиях становления принципиально новых федеративных отношений целесообразно в каждом регионе, учитывая его специфические условия развития, исходя из наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры, разработать свою инновационную среду. Совокупность региональных инновационных систем, объединенных единой целью (устойчивое развитие страны) и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства, будет формировать инновационный потенциал страны в целом. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И. Инновационный потенциал, стр 11

Глава 2. Инновационный потенциал Свердловской области

2.1 Характеристика инновационного потенциала Свердловской области: основные показатели и сравнение с другими регионами России

Учитывая все, что было сказано в Главе 1, попробуем проанализировать инновационный потенциал Свердловской области.

1. Научный, научно-технический, инновационный потенциал (данные 2004 года)

По научному и кадровому потенциалу Свердловская область занимает ведущее место в России. В области сосредоточено 2/3 всех организаций Урала, осуществляющих исследования и разработки. Различными видами научной, научно-технической и проектно-изыскательской деятельности занимается 1394 организации. Из них 146 относятся к базовым и специализированным по видам деятельности институтам, имеющим необходимую научную, производственную и нормативно-техническую базу и соответствующую квалификацию специалистов: 22 учреждения УрО РАН(4 909 сотрудников), 32 высших учебных заведения (7656 научных сотрудников), 92 отраслевых НИИ (16 814 сотрудников).

В сфере науки и научного обслуживания занято 33.6 тыс. человек или порядка 2% от общей численности, работающих в области.

Численность студентов: высшее образование - 153 000 чел., среднее и средне профессиональное - 670 000 чел.

Меры государственной поддержки молодых ученых и студентов:

- ежегодное вручение стипендий Губернатора Свердловской области для студентов и аспирантов,

- ежегодное проведение областного конкурса научно-исследовательских работ студентов;

- с 2004 года учреждены Премии Губернатора Свердловской области для молодых ученых (8 премий по 30 тыс.руб. каждая).

- разрабатывается Программа поддержки молодых ученых.

2. Инновационная инфраструктура.

В области функционирует около 150 предприятий и организаций, занимающихся инновационной деятельностью, 5 научно-технологических парков и инновационно-технологических центров. Ведущими являются инновационно-технологический центр «Академический», технопарк «Уральский», Международный центр технологий, оборудования и инструмента «Техноцентр-Урал». Усиленно начали работу территориальные производственные технопарки на базе крупных промышленных предприятий, таких как Уралмаш, ВИЗ, завод им. Н.И.Калинина и др. Подготовлены документы по преобразованию технополиса «Заречный» в наукоград.

Для ускорения внедрения новых технологий в производство созданы и работает Уральский объединенный научно-исследовательский и проектно-конструкторский центр металлургии, объединяющий 17 организаций Уральского региона, на базе УрО РАН и отраслевых институтов создается Уральский инновационный центр.

Создан региональный учебно-методический центр по энергосбережению и управлению качеством в Уральском государственном техническом университете -- УПИ. Успешно функционирует кафедра «Энергосбережение» в Уральском государственном техническом университете - УПИ. Официальный портал Свердловской области http://www.midural.ru/midural-new/ur_science/ur_science3.html

Хотелось бы привести таблицы, в которых приведена вся статистика по инновационному развитию Свердловской области.

Промышленный потенциал (по данным статистики)

Статистические данные

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Валовый региональный продукт (млн.руб.)

165937.1

211496.8

249365

303587

366610

481690.4

655026.6

н/д

Инвестиции в основной капитал (млн.руб.)

25895

30219

40886

53700

75901

96449

133775

187160

Основные отрасли промышленности

2003

2004

Научно-технический потенциал (по данным статистики)

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Количество организаций

138

133

137

133

124

117

114

111

Число занятых в области НИР (всего)

27565

26747

26868

27573

26616

25076

24755

23859

Затраты на исследования и разработки

Портал «Наука и инновации в регионах России» http://regions.extech.ru/regions/region_info2.php?id=66

Анализируя данные таблиц, можно наблюдать следующие тенденции:

1) промышленный потенциал региона с каждым годом рос до 2007 года. Ситуация нынешнего кризиса, я думаю, несколько подкорректировала показатели темпа роста, но все же. Инвестиции в промышленный потенциал тоже росли;

2) но вот по показателям научно- технического потенциала можно наблюдать тенденцию сокращения научных организаций;

3) и, наконец, затраты на исследования и разработки росли до 2007 года.

Для более полной картины инновационного потенциала Свердловской области, рассмотрим ее положение относительно других регионов.

Лидеры инновационной деятельности по различным показателям Андреев Ю.Н. Сопоставление научно-технического потенциала и инновационной деятельности регионов России, ж.Регионология, №2, 2007

ГРУППИРОВКИ РЕГИОНОВ ПО АБСОЛЮТНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Группировки регионов по удельным показателям

Выдано патентов на полезные модели

Число организаций, осущ. иннов. деятельность

Затраты на технологические инновации

Число использованных технологий

Уд. вес организаций, осущ. иннов. деятельность

Доля иннов. продукции в общем объеме отгруженной продукции

1) Москва

Москва

Свердловская область

Нижегородская область

Пермский край

Самарская область

2) Санкт-Петербург

Свердловская область

Челябинская область

Московская область

Свердловская область

Республика Татарстан

3) Московская область

Московская область

Москва

Москва

Орловская область

Новгородская область

4) Самарская область

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Свердловская область

Москва

Брянская область

5)Республика Татарстан

Республика Татарстан

Московская область

Республика Башкортостан

Томская область

Свердловская область

По данной таблице можно наблюдать, что Свердловская область занимает лидирующее положение среди лидеров по таким показателям как затраты на технологические инновации, по числу организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Таким образом можно сделать вывод, что по Свердловская область занимает первое место по научным организациям и вливаниями в разработки, но на практике показателей очень мало: по числу применяемых технологий и доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции.

2.2 Основные направления развития инновационной деятельности в Свердловской области

Формирование региональной инновационной системы требует решения следующих основных задач:

1. совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

2. проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

3. создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Главной целью долгосрочного (до 2015г.) развития инновационной деятельности и инновационной ин6фраструктуры в Свердловской области является создание в регионе эффективно действующего инновационного комплекса, способного обеспечить укрепление позиций региона на мировых и отечественном рынках сырья и технологий, в том числе за счет активного импортозамещения.

Инновационная деятельность рассматривается как важнейший ресурс производственно-технологического и социального развития Свердловской области, обязательное условие сохранения и инструмент мобилизации ее научно-технического потенциала на решение проблем региона.

Основные задачи инновационного развития:

1. ускорение процессов модернизации технологической базы производства, повышение устойчивости его развития;

2. обеспечение экономике области конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу за счет активного вовлечения в практику и продвижения на рынок перспективных для региона результатов научно-технической и инновационной деятельности. Официальный портал Свердловской области http://www.midural.ru/midural-new/ur_science/ur_science3.html

Формирование инновационной инфраструктуры

1. В основу развития инновационной инфраструктуры Свердловской области будет положено создание наукоградов, технопарков, инновационно-технологических центров, “инкубаторов” инновационного бизнеса как очагов инновационной активности территорий с последующим объединением их в единую сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на территории региона и создание благоприятных условий для производства и распространения инноваций.

Потенциальными возможностями для получения статуса наукограда в Свердловской области обладают города Новоуральск, Лесной, Заречный, Верхняя и Нижняя Салда.

Создание в регионе новых технопарков, имеющих встроенные в свою структуру промышленно-производственные зоны для создания благоприятных условий при освоении инновационных продуктов.

Создание этих структур будет осуществляться на базе ведущих научно-производственных и опытно-конструкторских предприятий, отраслевых НИИ, конверсионных организаций оборонного комплекса.

Предполагается организация инновационно-технологических центров и научно-инновационных комплексов при академических институтах и на базе отраслевых НИИ.

2. Предусматривается создание областного инновационного центра с участием Правительства Свердловской области, федеральных фондов поддержки предпринимательства, частных банков и субъектов инновационной инфраструктуры. Основными задачами Центра являются: координация действий участников инновационного процесса региона; формирование областной базы данных об инновационных проектах и субъектах инновационной деятельности; инновационный маркетинг. Организация Центра позволит повысить эффективность управления научно-инновационной деятельностью в области.

3. Предполагается поддержка создаваемых муниципальных, отраслевых и иных информационных центров, ориентированных на обслуживание инновационного бизнеса.

4. В целях укрепления материально-технической базы инновационной деятельности и ее своевременного обновления будут приняты меры по созданию лизинговых фирм, предоставляющих инновационным предприятиям оборудование на условиях последующего выкупа.

5. Особое внимание будет уделено развитию и поддержке сети специализированных центров трансферта (передачи) технологий, обеспечивающих передачу или продажу прав на промышленную собственность, лицензирование запатентованных технологий, поставку "ноу-хау" и технический консалтинг.

6. Предполагается создание ряда инжиниринговых (инновационно-инвестиционных) центров, обеспечивающих организацию выполнения инновационных проектов, включая подбор исполнителей, комплексную поставку необходимого оборудования, и сдачу объектов “под ключ”. Организация инжиниринговых центров будет способствовать разрушению межотраслевых барьеров, усилению интеграции науки и производства.

7. Будут приняты меры по дальнейшему развитию системы учебных центров, обеспечивающих качественную подготовку и переподготовку кадров для инновационного бизнеса. Официальный портал Свердловской области http://www.midural.ru/midural-new/ur_science/ur_science3.html

Заключение

Основные итоги данного исследования:

1) Инновационный потенциал представляет собой совокупность инновационных ресурсов, представляемых в виде продукта инновационной деятельности в производственной сфере, т.е. включает в себя коммерциализацию научно-технических разработок- то есть важна взаимосвязь научных исследований и производства;

2) По основным показателям инновационной деятельности Свердловская область занимает лидирующие места среди остальных регионов РФ;

3) По научным разработкам и финансовым вливаниям в них в Свердловской области наблюдается тенденция к возрастанию, но существует проблема применения научных технологий на практике и производству инновационной продукции.

Основными рекомендациями будут:

1) принятие нового нормативно-правового акта в Свердловской области, соответствующее настоящему времени и экономической ситуации;

2) больше применять научных технологий в производстве;

3) большее внимание уделять наукоемким отраслям, иначе Свердловской области грозит будущее старопромышленного региона.

Список используемой литературы

1) Андреев Ю.Н. Сопоставление научно-технического потенциала и инновационной деятельности регионов России, Регионология, №2, 2007;

2) Жиц, Г.И. Инновационный потенциал , Сарат. гос. техн. ун-т, 1999;

3) Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010г;

4) Марченко Е.М., Разумова М.В., К вопросу об оценке инновационного потенциала, журнал экономика региона №18, 2007;

5) Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития, Изд-во «Машиностроение-1», Москва, 2007;

6) Мовчан Р. А. Проблема формирования инновационного потенциала развития региона, Экономика региона, №5, 2006;

7) Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях, Проблемы теории и практики управления. № 3 , 2002;

8) Официальный портал Свердловской области http://www.midural.ru/midural-new/ur_science/ur_science3.html;

9) Попович А.С., Червинская Т.М., К вопросу о сущности и структуре инновационного потенциала, Наука, №3, 2005;

10) Портал «Наука и инновации в регионах России» http://regions.extech.ru/regions/region_info2.php?id=66;

11) Шепелев Г.В., Проблемы развития инновационной инфраструктуры, Инновационный портал г. Екатеринбурга






Информация 







© Центральная Научная Библиотека