Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Инвестиции и инвестиционная деятельность

Инвестиции и инвестиционная деятельность

9

Оглавление:

Введение

Основная часть:

Глава 1. Понятие инвестиций:

1.1. Понятие инвестиций

1.2. Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций

Глава 2. Понятие инвестиционной деятельности:

2.1. Инвестиционный процесс и его участники

2.2. Характеристика инвестиционного рынка

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования.

Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших во все времена и у всех народов, для экономики складывается и возрастает с развитием рынка. После формирования национальных и международных рынков инвестиции и инвестиционный процесс приобретают непреходящее значение для национальной и мировой экономики. Другими словами, основу современной рыночной экономики всех стран и мировой экономики в целом составляют отношения, связанные с инвестированием в производство материальных и духовных ценностей.

Внешняя инвестиционная политика государства с правовой точки зрения представляет собой создание благоприятного правового климата для иностранных инвестиций, что предполагает использование национально-правового регулирования, национально-правовых форм и норм (законов и других нормативных актов), а также соответственно международно-правового регулирования, международно-правовых форм и норм (двусторонних и многосторонних договоров и соглашений).

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в определении инвестиций и инвестиционной деятельности.

Для достижения поставленной цели в реферате решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие инвестиций;

2. рассмотреть факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций;

3. рассмотреть инвестиционный процесс и его участников;

4. дать характеристику инвестиционного рынка.

Объект исследования - инвестиции и инвестиционная деятельность.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с определением инвестиций и инвестиционной деятельности.

Основная часть

Глава 1. Понятие инвестиций

1.1. Понятие инвестиций

Под инвестицией следует понимать передачу денежных средств или иного имущества в денежной оценке одним лицом, именуемым инвестором, другому лицу - реципиенту инвестиций с целью извлечения прибыли. Инвестиции связаны с осуществлением инвестором своего вещного права. Одной из форм защиты вещного права является его регистрация. С регистрацией инвестиций связано признание статуса того или иного лица как инвестора. Российское законодательство не содержит четких указаний, какие юридические действия лежат в основании признания у того или иного лица статуса инвестора и с какого момента можно говорить о праве на защиту лица как инвестора Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика. 2006. № 3..

Когда речь идет о прямых иностранных инвестициях, для иностранных инвесторов прямо оговаривается их право на возмещение убытков, причиненных им в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством. Такое же положение действует и для российских инвесторов, инвестиционная деятельность которых регулируется Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (п. 1 ст. 15) .

Механизм защиты прав иностранного лица, предусмотренный в международных договорах и в российском международном частном праве, обеспечивает предсказуемость судебных и арбитражных решений. Между тем в международных договорах выделяется такая категория, как инвестиционный спор, под которым подразумевается спор, характеризующийся особым субъектным составом (спор с участием государства, органов государства и лица другого государства) и предметом (инвестиции). Отсутствие же в российском законодательстве точного определения инвестиций как предмета инвестиционных отношений создает предпосылки для дискриминации российских инвесторов по отношению к иностранным Шаблинский И. Правовая поддержка иностранных инвестиций. М., 2006. С. 14..

1.2. Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций

Основную роль в регулировании инвестиций играет национальное законодательство. При этом для российского законодательства общим принципом правового регулирования инвестиций является их регулирование исключительно на федеральном уровне Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2009. С. 62..

Регулирование иностранных инвестиций на уровне субъектов Федерации, в частности регистрация коммерческих предприятий с иностранным капиталом, противоречило основным началам регулирования инвестиций, закрепленным в действовавшем тогда Законе об иностранных инвестициях и в международных договорах. Согласно этим началам определенные в договоре обязательства государства по предоставлению режима, регулированию и защите инвестиций возлагались на договаривающееся федеративное государство, а не на его административные подразделения. Такая практика не соответствовала также и положениям Конституции РФ о создании правовых основ единого рынка (п. "ж" ст. 71) и о регулировании внешнеэкономических отношений (п. "л" ст. 71 Конституции), предусматривавшим исключительную компетенцию Российской Федерации в этой области. Только федеральный уровень регулирования мог обеспечить надлежащую защиту инвесторов в Российской Федерации.

Другим общим принципом правового регулирования инвестиций является обеспечение равной защиты прав иностранным и российским инвесторам. Принцип равной защиты предполагает наряду с защитой прав инвесторов обеспечивать защиту государственных интересов, предоставлять защиту всем инвесторам в равной степени вне зависимости от формы осуществления инвестиций (имеются в виду корпоративные и договорные формы инвестиций) и их национальной принадлежности (иностранным и российским инвесторам). В основе реализации принципа равной защиты прав инвесторов лежит рыночный характер экономики с его основным требованием предоставления равных условий конкуренции участникам рынка и правовое обеспечение этого требования: антимонопольное законодательство и метод антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство определяет условия, при которых государство может воспрепятствовать совершению предпринимателем тех или иных действий, в том числе и действий по осуществлению инвестиций. Принятие мер антимонопольного регулирования не может рассматриваться как ограничительная мера, носящая дискриминационный характер. Меры, принимаемые антимонопольным органом, направлены на защиту рынка и слабой стороны в рыночных отношениях. В инвестиционных отношениях такой слабой стороной является инвестор.

Третьим принципом правового регулирования инвестиций является участие норм международных договоров в правовом регулировании инвестиций на национальном рынке. Нормы международных договоров воздействуют на национальное законодательство об инвестициях, и оно меняется. А нормы международных соглашений, как правило, на уровне органов исполнительной власти, становятся частью национально-правового регулирования Антипова О. Инвестиции: Правовое содержание понятия // Юридический мир. 2005. № 12..

Нормы международных договоров применяются независимо от национальной принадлежности инвестиций, то есть независимо от того, идет ли речь о национальных или об иностранных инвестициях. Так, инвестиции в условиях рыночных отношений подчиняются действию норм соглашений ГАТТ/ВТО. Указанные соглашения обязывают государства-участники законодательным путем обеспечивать равные условия конкуренции на национальном рынке (включая рынок капиталов или рынок финансовых услуг), воздерживаться от принятия мер ограничительного характера не только для иностранных, но также и для национальных предпринимателей. Под воздействием международных договоров одним из условий эффективного регулирования инвестиций становится использование метода антимонопольного регулирования инвестиций Антипова О. К вопросу о понятии термина "инвестиции": семасиологический и экономический аспект // Юридический мир. 2005. №9..

Необходимо признать большое значение в регулировании инвестиций международных договоров, разработанных Международным банком реконструкции и развития (Мировым банком) и направленных на защиту прямых иностранных инвестиций. Это Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства и Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). Обе Конвенции формируют единую систему международно-правовой защиты частных инвестиций. Однако отношение России к указанным Конвенциям сложилось неодинаковое.

Вашингтонская конвенция, в которой участвует более ста государств, как экспортеров, так и импортеров капитала, не только обеспечивает защитой иностранных инвесторов в их спорах с государством - реципиентом инвестиций; нормы этой Конвенции содержат единообразно понимаемые категории инвестиционного права, в частности категории инвестиционных споров. Кроме того, Вашингтонская конвенция определяет способ решения конфликтов между инвестором и принимающим государством тогда, когда эти конфликты не могут быть погашены путем выплаты страховой премии Агентством, специализирующимся на страховании иностранных инвестиций.

Участие России в Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (ратифицирована Российской Федерацией в декабре 1992 г.) не обеспечивает иностранному инвестору возможность воспользоваться услугами международной системы страхования иностранных инвестиций, хотя именно эта система позволяет с наибольшей прогнозируемостью и точностью определить сумму компенсации при наступлении некоммерческих рисков, то есть рисков, связанных с действиями государства (национализация, отказ в регистрации предприятия при уже вложенных средствах и т.п.). Участие Российской Федерации в МАГИ не дало желаемых результатов по привлечению иностранных инвестиций в силу неадекватности механизма регулирования требованию Конвенции о признании (одобрении) государством, принимающим инвестиции, прав иностранного инвестора.

Таким образом, решение проблемы защиты прав иностранного инвестора и защита прав инвесторов на российском рынке полностью зависят от двух факторов: от состояния национально-правового регулирования и от точности исполнения Россией своих международных обязательств. Государство должно создать условия для развития собственных инвестиций и систему защиты прав национальных инвесторов, чтобы участвовать в

Глава 2. Понятие инвестиционной деятельности

2.1. Инвестиционный процесс и его участники

Субъектами инвестиционной деятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов:

· инвесторы;

· заказчики;

· исполнители работ;

· пользователи объектов инвестиционной деятельности;

· поставщики;

· банковские, страховые и посреднические организации;

· инвестиционные компании, биржи;

· и т.д.

Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заёмных и привлечённых средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

В качестве инвесторов могут выступать:

· правительство страны и правительство субъекта федерации;

· органы местного самоуправления, муниципалитеты;

· отечественные предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица, наделённые их уставами необходимыми правами;

· совместные российско-зарубежные предприятия и организации;

· зарубежные предприятия и организации;

· отечественные и зарубежные физические лица;

· иностранные государства;

· международные организации Болюх А. Я., Шахов А. О., Силкин В. В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2006. С. 48..

Институциональные инвесторы: страховые компании; инвестиционные компании; не пенсионные государственные фонды; паевые инвестиционные фонды.

Функциональное назначение этих организаций состоит в привлечении свободных средств у населения, различных хозяйствующих субъектов и направление их на цели инвестирования Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции. М., 2008. С. 84..

Инвестиционный проект - это совокупность соединенных воедино намерений и практических действий по осуществлению инвестиционных вложений с целью достижения заданных конкретных финансово-экономических производственных и социальных результатов.

Существует следующая классификация инвестиционных проектов (ИП):

1. Производственные ИП - вложение средств в создание новых, расширение, модернизацию основных фондов;

2. Научно-технические ИП - направление средств на разработку и создание новой высоко эффективной продукции с новыми свойствами, новых технологий и технологических проектов;

3. Коммерческие ИП - получение прибыли на осуществляемые инвестиционные вложения в результате закупки продажи и перепродажи какой-либо продукции, товаров, услуг;

4. Финансовые ИП - связаны с приобретением, формированием портфеля ценных бумаг, а также их реализацией и выпуском ценных бумаг;

5. Экологические ИП - вложения средств в природоохранные объекты, в разработку технологий экологического характера;

6. Социально-экономические ИП - вложение средств в улучшение состояния здравоохранения, образования и культуры.

2.2. Характеристика инвестиционного рынка

Инвестиционный рынок включает в себя рынки инвестиционных ресурсов (земельный; финансовых средств; патентов и изобретений), рынки инвестиционных услуг (строительно-монтажных работ; проектных работ и проектной продукции; услуг по инженерным, геологическим и экономическим изысканиям), рынок недвижимости и основных фондов, который является рынком конечной продукции инвестиционной деятельности по вложению средств в капиталообразующие инвестиции, рынок ценных бумаг или фондовый рынок, который включает в себя процесс покупки и продажи акций акционерных предприятий, а также рынок прочих объектов реального инвестирования, куда попадают ресурсы, которые не попадают на другие рынки Фархутдинов И. З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2007. С. 263..

Состояние инвестиционного рынка характеризуется такими элементами как: спрос, предложение, цена спроса и цены предложений на инвестиционные услуги и ресурсы. Продукцию инвестиционной деятельности. Все перечисленные элементы образуют конъюнктуру инвестиционного рынка. Конъюнктура анализируется и прогнозируется.

Для конъюнктуры инвестиционного рынка в целом, а также в отраслевом и территориальном разрезах, характерны следующие стадии:

1. Подъём инвестиционной активности;

2. Инвестиционный бум - это фаза высшего подъёма инвестиционной активности;

3. Падение инвестиционной активности. Как правило, связано с общим спадом всей экономике. Снижение цен на продукцию реального инвестирования;

4. Фаза глубокого спада - инвестиционный упадок.

Предметом анализа и изучения инвестиционного рынка является его текущее состояние, а также динамика состояния в прошлом.

Задачами анализа инвестиционного рынка являются:

· Определение возможных «точек роста» - мест будущего оживления в экономике и связанной с этим инвестиционной активности;

· Подготовка данных для прогнозирования состояния инвестиционного рынка;

· Подготовка данных для определения инвестиционной политики и обоснование принятия решений по направлениям инвестиционных вложений по конкретным программам и проектам Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. 2005. № 9..

Заключение

Итак, мы дали понятие инвестиций, рассмотрели факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций, рассмотрели инвестиционный процесс и его участников, а также дали характеристику инвестиционного рынка.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Самым важным фактором для успешной деятельности иностранных инвесторов в любой стране является реальное обеспечение государством и его властными органами законодательно гарантированных прав инвесторов и стабильности принятых нормативных актов. Но, к сожалению, практика привлечения зарубежных капиталовложений в отечественную экономику в 90-е годы 20 века сопровождалась частыми законодательными изменениями, а также бездействием вступивших в юридическую силу нормативно-правовых актов и усеченной правоприменительной практикой. В общем, у иностранных бизнесменов не было уверенности в том, что любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческих результатов его деятельности на территории Российской Федерации как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в определенный проект или по какому-то конкретному соглашению.

Принятие Федерального закона от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" положило начало новому этапу в развитии российского инвестиционного законодательства.

В целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций необходимо упорядочить систему государственного контроля деятельности предприятий. Прежде всего, ограничить полномочия и пересмотреть функции органов исполнительной власти, правомочных проводить проверки предприятий, организаций и применять меры административного воздействия, за исключением налоговых и финансовых органов.

Осуществление комплекса мер по улучшению инвестиционного климата позволит активизировать инвестиционный процесс и получить дополнительные инвестиции для осуществления экономического роста.

Экономический потенциал России, богатые природные ресурсы, относительно емкий национальный рынок, высокий научный потенциал позволяют реализовать значительно большие объемы иностранных инвестиций.

Список использованной литературы:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 06.12.2007) // СЗ РФ, 08.03.1999, № 10, ст. 1163.

3. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.2008) // СЗ РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3493.

Литература:

1. Антипова О. К вопросу о понятии термина "инвестиции": семасиологический и экономический аспект // Юридический мир. 2005. №9.

2. Антипова О. Инвестиции: Правовое содержание понятия // Юридический мир. 2005. № 12.

3. Болюх А. Я., Шахов А. О., Силкин В. В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2006. С. 264.

4. Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика. 2006. № 3.

5. Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2009. С. 624.

6. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. 2005. № 9.

7. Жилинский С.С. Понятие "инвестиции" в современном российском законодательстве // Законодательство. 2005. № 3.

8. Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции. М., 2008. С. 160.

9. Фархутдинов И. З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2007. С. 432.

10. Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право. М., 2005. С. 418.

11. Шаблинский И. Правовая поддержка иностранных инвестиций. М., 2006. С. 128.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека