Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Инвестиционная политика в современной России и Кузбассе

Инвестиционная политика в современной России и Кузбассе

2

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Экономическая теория»

на тему: «Инвестиционная политика в современной России и Кузбассе»

Кемерово - 2008

Содержание

Введение

Глава I. Инвестиции

1.1 Понятие инвестиции. Виды инвестиций

1.2 Основные факторы, влияющие на инвестирование

1.3 Факторы инвестиций

1.4 Нестабильность инвестиций

1.5 Инвестиционный климат

1.6 Основные принципы инвестиционной политики

Глава II. Инвестиционная активность в России и Кузбассе

2.1 Инвестиционный бум в России

2.2 Инвестиционный климат Кузбасса

2.3 Курс на повышение инвестиционной привлекательности региона

2.4 Динамика инвестиций в Кузбассе за 2007 год

Глава III. Приоритетные направления и задачи инвестиционной политики в России и Кузбассе

3.1 Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России

3.2 Приоритетные базовые отрасли в Кузбассе

Заключение

Словарь

Список использованной литературы

Введение

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Инвестиции играют важную роль в экономике любой страны, как на макро, так и на микро уровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики.

Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом, иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству. Это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти россиян - «правительство работает только на себя». Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции, ведь множество людей во время становления российской экономики «сколотили» огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъем производства, то есть возрождение экономики России. В настоящее время инвестиционная политика находится на стыке проблем стратегического управления, финансового менеджмента как процесса управления финансовыми ресурсами и непосредственного осуществления инвестиционной деятельности. Функционирование механизма регулирования инвестиционной политики не отвечает потребностям экономики, а именно, отсутствуют достаточные источники для государственного и частного инвестирования, неэффективно работают институты досудебной санации, налоговые льготы, амортизационная и кредитная политика.

Для этого необходимо использовать весь накопленный отечественный и зарубежный опыт в сфере инвестирования и выработать единые принципы, методы и инструменты

Целью данной работы является раскрытие понятия и видов инвестиций, факторов, влияющих на инвестирование, основных принципов инвестиционной политики. Также рассмотрены вопросы о динамике инвестиций в Кузбассе и основных задачах и целях инвестиционной политики в России.

I. Инвестиции.

1.1 Понятие инвестиции. Виды инвестиций.

Инвестиции означают расходы на строительство новых заводов, на станки и оборудование с длительным сроком службы и т. п.

Обычно инвестиции делятся на:

прямые - вложения в реальные активы (производство), в управлении которыми участвует инвестор;

портфельные (финансовые) - вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собеседника, дающие право на получение доходов от собственности. Часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - иногда также рассматриваются как прямые;

реальные - финансовые вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. включая затраты оборотного капитала;

проектные - кредиты, предоставляемые реальному или потенциальному собственнику для реализации прибыльного инновационного проекта.

Инвестиции также подразделяются на валовые и чистые. Валовые частные внутренние инвестиции включают производство всех инвестиционных товаров, предназначенных для замещения машин, оборудования и сооружений, которые потреблены в ходе производства в текущем году, плюс любые чистые добавления к объему капитала в экономике.

В сущности, валовые инвестиции включают как сумму возмещения, так и приросты инвестиций. С другой стороны, термин "чистые частные внутренние инвестиции" предназначается только для характеристики добавочных инвестиций, имевших место в течение текущего года.

1.2 Основные факторы, влияющие на инвестирование

Уровень чистых расходов на инвестиции определяют два основных фактора: ожидаемая норма чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции, и ставка процента.

Побудительным мотивом осуществления расходов на инвестиции является прибыль. Предприниматели приобретают средства производства только тогда, когда ожидается, что подобные закупки будут прибыльными.

Еще один компонент расходов, связанных с инвестированием это ставка процента - цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным. Но если ставка процента выше инвестирование будет невыгодным.

Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента играет существенную роль в принятии инвестиционных решений. Поскольку номинальная ставка процента выражается в текущих ценах, а реальная ставка процента - в постоянных или скорректированных с учетом инфляции ценах. Другими словами, реальная ставка процента - это номинальная ставка за вычетом уровня инфляции.

1.3 Факторы инвестиций

Основным фактором, определяющим инвестиции, является динамика ставки процента, при данной ожидаемой норме чистой прибыли для различных возможных величин инвестиций.

Издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования. Первоначальные расходы на основной капитал вместе с расходами на его техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию очень важны при исчислении ожидаемой нормы прибыли от любого инвестиционного проекта. В той мере, в какой эти расходы будут возрастать, в такой же мере ожидаемая норма чистой прибыли от предполагаемого инвестиционного проекта будет снижаться. И наоборот, если эти расходы падают, то ожидаемая норма чистой прибыли возрастает.

Налоги на предпринимателя. При принятии инвестиционных решений владельцы предприятий рассчитывают на ожидаемую прибыль после уплаты налогов. Значит, возрастание налогов на предпринимателей приводит к снижению доходности.

Технологические изменения. Технический прогресс - разработка новой и совершенствование имеющейся продукции, создание новой техники и новых производственных процессов - является основным стимулом для инвестирования. Разработка более производительного оборудования, например, снижает издержки или повышает качество продукции, тем самым, увеличивая ожидаемую норму чистой прибыли от инвестирования на данное оборудование. Рентабельные новые виды продукции - такие как горные велосипеды, персональные компьютеры, новые виды лекарств и т.п., - вызывают резкое увеличение инвестиций, поскольку фирмы стремятся расширять производство.

Наличный основной капитал. Точно также как имеющиеся в наличии потребительские товары оказывают воздействие на принятие домохозяйствами решений по поводу потребления и сбережений, так и наличный основной капитал влияет на ожидаемую норму прибыли от дополнительных инвестиций в любой отрасли производства. Если данная отрасль хорошо обеспечена производственными мощностями и запасами готовой продукции, то в этой отрасли инвестирование будет сдерживаться. Причина в том, что такая отрасль достаточно оснащена, чтобы обеспечить текущий и будущий спрос по ценам, которые обеспечивают среднюю прибыль. Если в отрасли имеются достаточные или даже избыточные мощности, то ожидаемая норма прибыли от прироста инвестиций будет низкой, и поэтому инвестирование будет незначительным или его не будет совсем.

Ожидания. Основой инвестиционного проекта является ожидаемая прибыль. Основной капитал находится в длительном пользовании, его срок службы может исчисляться десятью или двадцатью годами, и поэтому доходность любого капиталовложения будет зависеть от прогнозов будущих продаж и будущей рентабельности продукции, производимой с помощью этого основного капитала. Ожидания предпринимателей могут базироваться на разработанных прогнозах будущих условий предпринимательства, которые включают ряд "показателей предпринимательства". Вместе с тем такие неопределенные и трудно предсказуемые факторы, как изменение во внутреннем политическом климате, осложнения в международной обстановке, рост населения, условия на фондовой бирже и т.д., должны приниматься во внимание на субъективной и интуитивной основе

1.4 Нестабильность инвестиций

График инвестиций не является неизменным. Поскольку инвестиции являются самым изменчивым компонентом общих расходов.

Итак, некоторые наиболее важные факторы, которые объясняют изменчивость инвестиций.

Продолжительные сроки службы. Инвестиционные товары в силу своей природы имеют довольно неопределенный срок службы. В каких-то пределах закупки инвестиционных товаров носят дискретный характер и поэтому могут быть отложены. Старое оборудование или здания можно либо полностью ликвидировать и заменить, либо отремонтировать и использовать еще несколько лет. Оптимистические прогнозы могут побудить плановиков предприятия принять решение о замене устаревшего оборудования, то есть модернизовать производство, что увеличит уровень инвестиций. Чуть менее оптимистичный взгляд, однако, может привести к очень небольшому инвестированию.

Нерегулярность инноваций. Технический прогресс является основным фактором инвестирования. Новая продукция и новые технологии - главный стимул к инвестированию. Однако история свидетельствует, что крупные нововведения - железные дороги, электричество, автомобили, компьютеры и т.д. - появляются не столь регулярно. Но когда это случается, происходит огромный рост, или волна, инвестиционных расходов, который со временем снижается.

Изменчивость прибылей. Известно, что ожидание будущей доходности в значительной степени влияет размер текущей прибыли. Текущая прибыль непостоянна, следовательно, непостоянство прибыли придает изменчивый характер и инвестиционным стимулам. Прибыль выступает, как основной источник средств для предпринимательских инвестиций Рост прибыли дает плановикам фирмы больше стимулов и больше средств для инвестирования; уменьшение прибыли имеет обратный эффект. Непостоянство прибыли увеличивает нестабильность инвестиций.

Изменчивость ожиданий. Поскольку основной капитал имеет длительный срок службы, принятие инвестиционных решений осуществляется на основе ожидаемой чистой прибыли. Однако фирмы склонны прогнозировать условия предпринимательства с учетом реалий сегодняшнего дня. Следует предположить, что любые незапланированные события могут привести к изменениям в условиях предпринимательства в будущем. Повлиять на оптимизм и пессимизм предпринимателей способны изменения внутриполитической обстановки, усиление "холодной войны", разработки новых источников энергии, изменение роста населения и связанного с ним спроса на рынке, решения суда по основным трудовым и антитрестовским вопросам, новые законодательные инициативы, забастовки, изменения государственной экономической политики и многие другие подобные факторы.

В связи с этим особого внимания заслуживает фондовая биржа. Плановики фирмы зачастую рассматривают фондовую биржу как показатель общей уверенности общества в будущей стабильности предпринимательства; повышение курса акций на бирже придает уверенность в будущем, и наоборот, понижение курса акций снижает уверенность. Резкие изменения курса акций влияют на величину выручки, полученной от их продажи, и оказывают воздействие на уровень инвестиций, то есть на величину закупок основного капитала.

1.5 Инвестиционный климат

Инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

Для принятия инвестиционного решений недостаточно оценивать только один из этих факторов. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала - например, там есть сырьевые ресурсы или богатое население, - но если политическая обстановка нестабильна или настолько загрязнена окружающая среда, что еще одного завода население просто не выдержит, то на инвестиции мало кто решится. И наоборот, регион может быть тихим, но совершенно пустым с точки зрения потенциала, и, следовательно, непривлекательным для инвесторов.

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического состояния.

Потенциал страны или региона в по своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения. Итак, оценка инвестиционного потенциала региона производится по семи видам (составляющим) потенциала:

ресурсно-сырьевому (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

производственному (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

потребительскому (совокупная покупательная способность населения региона);

инфраструктурному (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

интеллектуальному (образовательный уровень населения);

институциональному (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

инновационному (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск - характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической и криминальной ситуаций. Еще одной важной составляющей инвестиционного риска являются законодательства, то есть юридические условия, такие как федеральные и региональные законы, нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.

1.6 Основные принципы инвестиционной политики

С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Вывод: итак, инвестиции означают вложения в производство, то есть расходы на строительство новых заводов, на станки и оборудование с длительным сроком службы и т. п. Инвестиции делятся на прямые, портфельные, реальные и проектные. Также существует деление на валовые и чистые. Основными факторами влияющими на инвестиции являются ставка процента и норма чистой прибыли, но также существуют такие факторы, как издержки на приобретение и ремонт оборудования, налог на предпринимателя, технологические изменения и ожидание. При проведении инвестиций в какую-либо отрасль экономики или регион необходимо провести анализ инвестиционного климата. Инвестиционный климат имеет две составляющие - инвестиционный потенциал и инвестиционный риск,- каждая из которых имеет несколько параметров.

II. Инвестиционная активность в России и Кузбассе

2.1 Инвестиционный бум в России

По данным Росстата, в октябре 2006 года вложения в основной капитал выросли на 19,1%. Иванова С., Грозовский Б., Никольский А., В экономику пришли государственные деньги // «Коммерсантъ». 2006. Это рекордные инвестиции за последние семь лет. Рост подтолкнули многочисленные государственные программы, иностранные инвестиции и стремительное развитие потребительского сектора.

В последний раз почти так же активно предприниматели тратили деньги на основные фонды в 2000 г. -- но и тогда, на волне послекризисного подъема, инвестиции в основной капитал выросли только на 17,4%. Отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль охладила пыл инвесторов: в 2002 г. капитальные вложения выросли лишь на 2,8%.

Рост инвестиций со временем восстановился до 11% в год. Данные за октябрь 2006 года, опубликованные Росстатом, поражают воображение: по сравнению с октябрем 2005 года объем вложений в основной капитал вырос сразу на 19,1%.

Активнее остальных наращивали инвестиции нефтяные компании, предприятия электроэнергетики и газовая промышленность.

Рекорд поставлен благодаря активности государства. Национальные проекты, вложения в оборонный сектор, многочисленные государственные инвестиционные программы из-за инертности госсектора заработали только к сентябрю. Строятся и переоборудуются больницы, перевооружается армия -- все это отражается на статистике инвестиций в основной капитал.

Внесли свой вклад и иностранцы: в Россию за январь -- сентябрь 2006 года поступило $10,3 млрд. прямых иностранных инвестиций (+55% к 2005 году). Иностранцы строят автомобильные сборочные производства, торговые комплексы, пищевые и другие предприятия по производству товаров народного потребления.

Активность инвесторов подстегнула строительный бум и производство машин и оборудования. Объемы строительства в октябре 2006 года выросли на 24%, а объемы производства оборудования -- сразу на 44%.

2.2 Инвестиционный климат Кузбасса

По объему инвестиций в основной капитал в 2004 году Кемеровская область заняла первое место в Сибирском федеральном округе, опередив многие годы лидирующий Красноярский край. Среди регионов Российской Федерации - 10 место по объему инвестиций в основной капитал. Инвестиционный климат Кузбасса: Глобальное потепление // Деловой Кузбасс электронная версия. 2006.-№ 4,5

В последнее время в области наблюдается пик инвестиционной активности. В 2004 году объем инвестиций в основной капитал составил 50,7 млрд. рублей. За первые четыре месяца текущего года на развитие кузбасской экономики было направлено 17,1 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 144% к соответствующему периоду 2003 года.

По оценке независимого рейтингового агентства "Эксперт", в рейтинге инвестиционного потенциала российских регионов в 2004 году Кемеровская область занимает 13-е место и входит в группу регионов со средним потенциалом - умеренным риском. В рейтинге инвестиционного риска Кемеровская область занимает 35-е место (для сравнения в 2003 году - 65-е место). На сегодняшний день регион обладает минимальным социальным и политическим рисками.

Позитивное влияние на инвестиционный климат в регионе оказал целый ряд факторов. К основным из них относятся: улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, рост основных макроэкономических показателей, улучшение финансовых результатов деятельности предприятий, снижение налоговой нагрузки. Значительную роль сыграли и банки, активно развивающие такое направление собственной деятельности, как кредитование.

В 2003 году были разработаны и приняты Законы Кемеровской области "О государственной поддержке инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области", "О налоговых льготах субъектам инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области". В этих документах определены основные механизмы государственной поддержки инвесторов. В частности, предусмотрено снижение налоговых ставок субъектам инвестиционной деятельности и товаропроизводителям в приоритетных отраслях экономики. Благодаря этому созданы благоприятные условия для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в экономику региона.

Основной источник поступления инвестиционных ресурсов в основной капитал в 2004 году - собственные средства предприятий и организаций. В общем объеме инвестиций на их долю приходится порядка 63%. Во многом это связано с ростом прибыли предприятий Кузбасса, которая по сравнению с 2003 годом увеличилась в 2,5 раза. При этом доля прибыли предприятий в общем объеме их собственных средств достигла 43%, что на 12,2 процентных пункта выше уровня 2003 года. Кроме того, в 1,3 раза (по сравнению с 2003 годом) увеличились инвестиции за счет амортизации. В целом это не только свидетельствует о финансовой стабильности предприятий, но и является показателем оптимистичности ожиданий бизнеса в отношении экономического развития нашей области.

Что касается привлечённых средств, то по сравнению с 2003 годом их доля в общем объеме инвестиций уменьшилась на 9,4%. В первую очередь, это объясняется сокращением доли кредитов (на 4,3%), бюджетных средств (на 4%) и внебюджетных фондов (на 0,55%).

Важную роль в оживлении инвестиционной деятельности в Кемеровской области в 2004 году играли иностранные инвестиции.

Высокие темпы экономического роста, положительная динамика внутреннего рынка и стабильное состояние государственных финансов по-прежнему привлекают зарубежных инвесторов.

В 2004 году наблюдалась положительная тенденция. В область поступило 52,7 млн. долларов США, или 134 % к уровню предыдущего года. Основными факторами, определяющими положительную тенденцию, являются политическая стабильность региона, сохранение экономического роста, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, наличие у региона уникальных конкурентных преимуществ.

В целом рынок иностранных вложений сегодня формируется в основном за счет прочих инвестиций (то есть различных форм кредитов), объем которых в 2004 году достиг 48,5 млн. долларов США, что в 1,4 раза выше аналогичного показателя 2003 года. Структура иностранных инвестиций выглядит следующим образом: торговые кредиты - $6,4 млн., прочие кредиты компаний и международных финансовых организаций - $42,1 млн. Следует отметить, что наиболее привлекательной для западных игроков оказалась торговая сфера. Именно в оптовую торговлю продукцией производственно-технического назначения поступил наибольший объем инвестиционных ресурсов (52% от всей суммы поступлений). На втором месте - связь. В этот сектор экономики региона инвестировано 31,7% от общего объема средств.

Основными зарубежными инвестиционными партнерами Кемеровской области остаются Кипр (49,6% от общего объема иностранных инвестиций), Австрия (31%).

Как сообщила начальник департамента экономического развития Роза Дерябина Сайт администрации Кемеровской области http://www.kemerovo.su/PRESS/viewtext.asp?C25469=On, Кемеровская область уже на протяжении ряда лет лидирует в Сибирском Федеральном округе по объему инвестиций в основной капитал. В 2005 году в развитие экономики и социальной сферы Кузбасса направлено более 84 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 30% больше уровня 2004 года.

Среди регионов России в 2005 году по инвестиционной привлекательности Кемеровская область занимала седьмое место. О повышении инвестиционной активности региона свидетельствует и динамика кредитов банковской системы в реальный сектор экономики - 168% к уровню 2004 года.

По данным российского рейтингового агентства «Эксперт-Ра», условия для ведения бизнеса в Кузбассе достаточно благоприятные. По инвестиционному потенциалу в 2005 году область находились на 15 месте среди 89 субъектов Российской Федерации. Сейчас, по мнению Розы Дерябиной, у региона есть все шансы, чтобы инвестиции в «несырьевые» отрасли были уровне «сырьевых»: крупные холдинговые компании проявляют интерес к реализации инвестиционных проектов в «несырьевых» отраслях. Так, развивается горнолыжный комплекс «Шерегеш», средства в который вкладывает компания «Кузбассразрезуголь». Большой интерес для холдинга «Сибирский деловой союз» представляет горнолыжный комплекс «Танай». Новый толчок к развитию получил Юргинский машиностроительный завод, перешедший в 2005 году в собственность к компании «Южкузбассуголь».

2.3 Курс на повышение инвестиционной привлекательности региона

В администрации области рассмотрели законопроект «Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области на 2007-2010 годы». Разработчиком этого проекта является департамент экономического развития. Комплексный анализ мероприятий по развитию и государственной поддержке инвестиционной и производственной деятельности в Кузбассе показал, что, несмотря на рост инвестиций в основной капитал, уровень инвестиционной активности не полностью соответствует потребностям экономического развития региона. Это объясняется тем, что большая доля (свыше 60%) инвестиций была направлена либо в экспортно-ориентированные отрасли (угледобыча, металлургия - более 50%), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости (телекоммуникации, торговля, коммерческие услуги).

Поэтому возникла необходимость разработать специальную региональную инвестиционную программу. Она представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной для субъектов инвестиционной деятельности среды и призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной инвестиционной политики органами власти области.

Результатом исполнения программы должно быть повышение инвестиционной привлекательности и поддержание высокого имиджа Кузбасса для мирового и российского сообщества. Все это будет способствовать ежегодному росту вложений в основной капитал на 10-12 %, экономическому росту, увеличению к 2010 году доли инвестиций в объеме ВРП Кемеровской области до 30 %.

Областная коллегия одобрила законопроект и передала его на рассмотрение в Совет народных депутатов Кемеровской области. Сайт Кузбасс информ http://www.kuzinform.ru/?p=news&do=read&id=2006091408450639

2.4 Динамика инвестиций в Кузбассе за 2007 год Кузбасс.com. Кузбасский деловой портал http://www.kuzbass.com/news/422228-mln-dollarov-investirovano-v-kemerovskuyu-oblast.html

268,413 млн. долларов или 63,6% от всех инвестиционных поступлений в Кузбасс были направлены в добычу полезных ископаемых. Динамика превращения области из добывающе-перерабатывающей в чисто сырьевую становится все заметнее.

Остатки инвестиций пошли на обеспечение функционирования добычи - в недвижимость, аренду, услуги (20%), в обработку(12%) и 4% в производство электроэнергии с газом и водой.

Основными странами-инвесторами Кузбасса в 2007 году явились Канада (70,319 млн. долларов), Кипр (67,448 млн. долларов), Киргизия (21,247 млн. долларов), Швейцария (13,923 млн. долларов, Виргинские острова (Британия, 12,958 млн. долларов), Сербия (5,926 млн. долларов), Украина (3,992 млн. долларов). Всего же интерес к нашему региону проявило 23 страны.

Вывод: можно выделить следующее, что с каждым последующим годом инвестиционная привлекательность страны только повышается, тем самым растут вложения в различные роды деятельности государства, а также и отдельного взятого региона. В свою очередь правительство страны так и администрация Кузбасса не остаются равнодушными, и принимает активное участие в инвестиционной политике, издавая новые законопроекты.

III. Приоритетные направления и задачи инвестиционной политики в России и Кузбассе.

3.1. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России

В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема. Целый ряд секторов демонстрирует признаки настоящего инвестиционного бума - темпы роста инвестиций здесь значительно опережают динамику хозяйственного оживления и в годовой оценке достигают 19,5% и выше. Однако эти данные не должны вводить в заблуждение. Во-первых, рост инвестиций идет от крайне низкой “базы”. Во-вторых, потребность российской экономики для ее инвестиционной реконструкции и модернизации исключительно высока.

Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков.

Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики - незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям. Решение этих непростых проблем требует осуществления активной государственной инвестиционной политики, критического переосмысления прошлого опыта государственного регулирования инвестиционной деятельности, накопленных в экономике проблем и выработки новых принципов государственной политики, адекватных задачам посткризисного возрождения страны.

Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в “Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Это последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции “в человека”, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста для решения острых социальных проблем на основе коренной модернизации производства и его структурной перестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренного инвестиционного развития секторов “новой экономики”, прежде всего становления инновационных и информационных отраслей и формирования нового технологического облика национального хозяйства XXI века. Мырынюк А. Цели и задачи инвестиционной политики России // «Стройка». 2001.-№16

В среднесрочном плане государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений росту инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в связи с крайней физической изношенностью производственного аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных катастроф.

Достижение указанных целей государственной инвестиционной политики требует осуществления комплекса неотложных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инициатив рыночного сектора экономики, кардинальному повышению роли государства в обеспечении привлекательных законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка, защите их интересов. В связи с этим основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере должны стать:

в области создания благоприятного инвестиционного климата:

- усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики;

- введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;

- создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса; - осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов; - либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип “одного окна”); - обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработка российских стандартов учета, максимально приближенных к западным); - содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала; в сфере государственного инвестирования: - усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в “человеческий” капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки; - отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета, от реализации необеспеченных финансированием инвестиционных проектов, безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового бюджетного плана; - открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов частнопредпринимательского сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны (в рамках механизмов Бюджета развития и других инструментов); - отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов; приоритет государственной поддержки непривлекательным для частного капитала, но стратегически важным для страны инфраструктурным объектам, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно-технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность; - повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение “прозрачности” данных инвестиционных потоков и программ, нацеленность на решение приоритетных задач социально-экономической политики государства, безопасное функционирование их технически сложных систем; в области поддержки инвестиционной деятельности рыночного сектора экономики: - создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики адекватно задачам инвестиционной реконструкции производства; освобождение его от колоссальной массы устаревших неиспользуемых активов; - либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий; - повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями; введение обязательных международных стандартов отчетности во всех секторах экономики, реформа бухучета и аудиторской деятельности. Сегодня в России создалась реальная возможность успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Наблюдаются промышленный рост, увеличение инвестиций, снижение бюджетного дефицита, низкая инфляция, рост налоговых поступлений и золотовалютных резервов. Однако для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, завершить структурную перестройку экономики. Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата является ключевым условием развития экономики, поэтому к приоритетным направлениям экономической политики относится формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, что подразумевает: - кардинальное улучшение условий инвестирования и хозяйствования; - существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем; - достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; - стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике; - реструктуризацию естественных монополий; - создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности; - создание условий для интеграции России в мировую экономику. Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.

3.2. Приоритетные базовые отрасли в Кузбассе

На протяжении нескольких последних лет отраслевая структура инвестиций в основной капитал, по большому счёту, не менялась. Основной поток финансовых ресурсов направлен в базовые отрасли. Естественно, что главным приоритетом многих инвесторов по-прежнему остаётся угольная промышленность. В 2004 году объем инвестиций в отрасль составил 22,5 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше по сравнению с 2003 годом. Инвестиционный климат Кузбасса: Глобальное потепление // Деловой Кузбасс электронная версия. 2006.-№ 4,5 Благодаря стабильным инвестиционным потокам в Кузбассе было построено 4 новых шахты и 5 разрезов, произведена реконструкция и техническое перевооружение целого ряда действующих предприятий.

В металлургию в 2004 году было вложено свыше 5,85 млрд. рублей инвестиций. При этом на долю предприятий чёрной металлургии пришлось около 5,5 млрд. рублей, что в 3,6 раза выше уровня предыдущего года. В цветную металлургию инвесторы вложили 401 млн.рублей, тем самым повысив показатели 2003 года в 1,7 раза.

На развитие электроэнергетики в 2004 году было направлено более 2,6 млрд. рублей, что составляет 95 % от уровня предыдущего года.

В кузбасский Химпром вложено около 580 млн. рублей инвестиций (118 % к уровню предыдущего года), необходимых для модернизации ключевых производств.

Позитивные сдвиги происходили и в машиностроении: на развитие отрасли в прошлом году направлено 968 млн. рублей, что почти в три раза превышает показатель 2003 года.

В строительстве также наблюдается тенденция к увеличению инвестиций. Объем средств, поступивших в отрасль, вырос в 1,55 раза по сравнению с 2004 годом и составил 539 млн. рублей.

Значительными вкладами в основной капитал характеризуется пищевая промышленность Кузбасса. На осуществление различных проектов было использовано 697 млн. рублей, что в 1,2 раза больше, нежели в прошлом году.

Следует отметить, что 2004 год в регионе стал годом интенсивного развития новейших информационных технологий. Стремительно внедрялись современные IT-услуги. Увеличилось число пользователей интернет, а также "мобильных" абонентов. Подобный прогресс во многом был связан с ростом активности инвесторов в этой сфере. На развитие связи направлено свыше 2,9 млрд. рублей, что в 1,7 раза выше прошлогоднего уровня.

По прогнозам специалистов Администрации Кемеровской области, в 2005 году отраслевая структура кузбасских инвестиций существенно не изменится. Поэтому государственная поддержка должна оказываться на приоритетных направлениях социально-экономического развития области. В сферу наших интересов попадают и инвестиционные проекты по замещению ввозимых в область потребительских товаров в химической промышленности, легкой промышленности и машиностроении, пищевой промышленности и в сельском хозяйстве. Всё это необходимо для сохранения стабильно положительной динамики развития кузбасской экономики в целом и отдельных её отраслей в частности. Кроме того, уже сегодня нужно работать на перспективу, направляя "сырьевую" экономику в инновационное русло. Планируется ряд мер по развитию перерабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, стимулированию инновационной активности в регионе. В частности, путём создания технопарков и особых технико-внедренческих зон. Благодаря постоянной поддержке инвестиционной деятельности со стороны государственных структур различного уровня все эти усилия с лихвой окупятся уже в самом ближайшем будущем!

Вывод: В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема.

Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в “Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Если также будет осуществляться в дальнейшем поддержка со стороны правительства, то в ближайшем будущем экономика страны возрастет с помощью больших вложений в инвестиции.

Заключение

Инвестиционная политика основывается на полном изучении объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние инвестиционного процесса, обязательств, которые должны быть обеспечены инвестиционной программой, а также допустимости различных элементов инвестиционного риска. Инвестиционная политика определяет тактику инвестиций. На ближайшее время она показывает, какие из вариантов инвестиций нужно выбрать для достижения финансовых целей компании. В общем плане она должна служить основой при определении или разработке вариантов инвестиций, которые соответствовали бы поставленным целям.

Важнейшей задачей активизации инвестиционной деятельности является поддержание социальных программ и выравнивание за счет бюджетного инвестирования уровня жизни населения.

Инвестиции означают вложения в производство, то есть расходы на строительство новых заводов, на станки и оборудование с длительным сроком службы и т. п. Инвестиции делятся на прямые, портфельные, реальные и проектные. Также существует деление на валовые и чистые. Основными факторами влияющими на инвестиции являются ставка процента и норма чистой прибыли, но также существуют такие факторы, как издержки на приобретение и ремонт оборудования, налог на предпринимателя, технологические изменения и ожидание. При проведении инвестиций в какую-либо отрасль экономики или регион необходимо провести анализ инвестиционного климата. Инвестиционный климат имеет две составляющие - инвестиционный потенциал и инвестиционный риск,- каждая из которых имеет несколько параметров.

С каждым последующим годом инвестиционная привлекательность страны только повышается, тем самым растут вложения в различные роды деятельности государства, а также и отдельного взятого региона. В свою очередь правительство страны так и администрация Кузбасса не остаются равнодушными, и принимает активное участие в инвестиционной политике, издавая новые законопроекты.

В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема.

Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в “Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Если также будет осуществляться в дальнейшем поддержка со стороны правительства, то в ближайшем будущем экономика страны возрастет с помощью больших вложений в инвестиции.

Словарь

Инвестиции - это затраты, направляемые на увеличение или восполнение капитала.

Амортизация - это инвестиционные расходы, которые направляются на возмещение износившихся машин и оборудования, на восполнение отслуживших свои сроки зданий и сооружений.

Чистые инвестиции - это ресурсы для строительства новых предприятий, создания нового оборудования, новых транспортных средств и др. Иначе говоря, валовые инвестиции минус амортизация дают величину чистых инвестиций.

Инвестирование - это шаг в завтра, создание условий для обновления и увеличения производства.

Капиталовложения - инвестиции в воспроизводство основного капитала (основных фондов).

Прямые инвестиции - вложения в реальные активы (производство), в управлении которыми участвует инвестор;

Портфельные (финансовые) инвестиции - вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собеседника, дающие право на получение доходов от собственности.

Реальные инвестиции - финансовые вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. включая затраты оборотного капитала;

Проектные инвестиции - кредиты, предоставляемые реальному или потенциальному собственнику для реализации прибыльного инновационного проекта.

Ожидаемая норма чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции,

Ставка процента - цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала.

Валовой внутренний продукт, общепринятое сокращение -- ВВП-- рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Список использованной литературы

1. Инвестиционный потенциал российской экономики / В.С.Бард, С.Н.Бузлуков и др. М.: Экзамен, 2003.

2. Рынок инвестиций / В.Н.Чапек. - Ростов-Н-Д: Феникс, 2005.

3. Игошин Н.В. Инвестиции. -М.: Юнити-Дана, 2001.

4. Инвестиции. учебное пособие / под.ред. д.э.н. В.А. Слепова, М., Юрист, 2002г.

5. http://www.budgetrf.ru/ - данные по инвестиционной активности

6. http://www.ivr.ru - сайт “инвестиционные возможности России”

7. http://www.gks.ru - Официальный сайт Госкомстата Российской Федерации

8. http://www.iet.ru. - сайт «Институт Экономики Переходного Периода».

9. Газета "Коммерсантъ" , 22 ноября 2006 г. http://www.dcenter.ru/news/221106_Mironov_053_.htm

10. Деловой Кузбасс электронная версия # 4-5 апрель-май 2005

11. Сайт администрации Кемеровской области http://www.kemerovo.su/PRESS/viewtext.asp?C25469=On

12. Сайт «Кузбасс информ» http://www.kuzinform.ru/?p=news&do=read&id=2006091408450639

13. Кузбасс.com. Кузбасский деловой портал http://www.kuzbass.com/news/422228-mln-dollarov-investirovano-v-kemerovskuyu-oblast.html

14. Еженедельная газета "Стройка", № 16, 2001 год http://www.gvozdik.ru/analit/49.html






Информация 







© Центральная Научная Библиотека