Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Инвестиционный климат России

Инвестиционный климат России

26

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Инвестиционный климат России

2. Инвестиционный климат России нуждается в совершенствовании

3. Инвестиционный климат в регионах России

3.1 Региональная среда для инвесторов

3.2 Использование инвестиционной привлекательности регионов

4. Неэкономические проблемы инвестиционного климата России

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Итак, на протяжении последних лет в России наблюдается устойчивый рост экономики. При этом темпы роста инвестиций превышали темпы роста ВНП, что обеспечило, и в ближайшие годы будет продолжать обеспечивать дальнейшее расширение рынков сбыта товаров и услуг. Хотел бы отметить и устойчивый рост - примерно на 10% в год оборота розничной торговли и наличие положительного внешнеторгового сальдо - на уровне 40-50 млрд. долл. в год. Все это позволило нам перестать прибегать к новым внешним заимствованиям, в том числе и от МВФ, своевременно выполнять обязательства по обслуживанию внешнего долга, выделять значительные финансовые ресурсы на цели развития и принимать меры по снижению налогового бремени, затрудняющего развитие бизнеса. Отмеченное в последние годы улучшение платежеспособности России по внешним долгам, рост экономических и финансовых показателей побудили международные рейтинговые агентства повысить уровень инвестиционной привлекательности России. Инвестиционная привлекательность России для иностранного инвестора значительно выросла: страна поднялась по индексу доверия с 32 на 17 место в мире. Хотелось бы также привлечь внимание к тому, что в России в последние годы произошло фактическое выравнивание условий деятельности иностранных инвесторов и предприятий с их участием и с нашими отечественными. По существу иностранцам предоставляется национальный режим деятельности, начиная с порядка регистрации и заканчивая выплатой дивидендов и распоряжения прибылью. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что нет никаких ограничений для иностранных инвесторов ни по уровню участия в капитале компаний, ни по переводу прибыли за рубеж - естественно, после уплаты всех причитающихся налогов. Правда, закон об иностранных инвестициях содержит оговорку, по которой для инвесторов и предприятий с иностранным капиталом могут вводиться изъятия и ограничения из предоставленного им правового режима в «целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Однако в остальном для иностранных инвесторов установлен национальный правовой режим деятельности. О повышении инвестиционной привлекательности России свидетельствуют не только рейтинги международных агентств, но и постепенный возврат на Родину значительной части капиталов, ранее выведенных, и не всегда легально, за рубеж, в т.ч. в оффшорные зоны. Насколько мы знаем, в Турции такой капитал называют «иностранный капитал с черными усами». У нас, его называют по-разному, но суть, наверное, та же и идентифицировать его не так уж сложно. Так, капиталы, пришедшие в Россию с Кипра, Гибралтара, Люксембурга, Виргинских остров и т. д., имеют в основном российское происхождение, а ведь их общий объем составил только за I полугодие прошедшего года 2,1 млрд. долл. - на 30% больше, чем из Германии и вдвое больше, чем из Великобритании, являющихся для нас одними из наиболее крупных зарубежных инвесторов. Наиболее ярким примером повышения инвестиционной привлекательности нашей страны является недавно подписанный контракт на приобретение «Бритиш Петролеум». Думаю, что повышению внимания к российскому рынку будет способствовать ряд факторов, оказывающих позитивное внимание на развитие предпринимательской и деловой активности. Помимо мер, принимаемых на федеральном уровне, хотел бы отметить и целый ряд факторов, стимулирующих инвестиционную и предпринимательскую деятельность в регионах России. К их числу можно отнести различные налоговые льготы в части средств, подлежащих зачислению в региональный бюджет, инвестиционные и налоговые кредиты, государственные гарантии стабильности прав инвестора на период реализации инвестиционных проектов и гарантии обеспечения возврата привлекаемых денежных средств, субсидии на совместное финансирование проектов, льготные условия аренды помещений и другого имущества, субсидирование из регионального бюджета части затрат на уплату процентов за пользование кредитами, предоставление субвенций и бюджетных кредитов предприятиям, привлекающим инвестиции путем выпуска корпоративных облигаций и некоторые другие.

В целом же российское правительство целенаправленно и последовательно принимает меры по улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности России. Этому способствует постоянно совершенствуемое законодательство в налоговой и банковской сфере, земельная реформа, упрощение системы регистрации иностранных юридических лиц и защиты их интересов, дальнейшее приближение системы бухгалтерского учета к международным стандартам и другие факторы.

1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ

В большом экономическом словаре инвестиционный климат (ИК) сформулирован как совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, максимально благоприятствующих инвестиционному процессу; равные для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковые по привлекательности условия для вложения капиталов в национальную экономику. Ещё инвестиционный климат определяется как совокупность социально-экономических, политических, социокультурных, организационно-правовых и инвестиционных факторов, предопределяющих силу притяжения или отторжения инвестиций. Ведущая роль в формировании ИК, благоприятствующего инвестициям, принадлежит государству. Государство использует для этой цели разнообразные финансовые инструменты, а также возможность управлять соответствующей нормативной базой.

В финансово-кредитном энциклопедическом словаре инвестиционный климат определяется как совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала. Роль ИК определяется селективностью инвестиций, которая в свою очередь связана с тем, что рынок капитала практически всегда складывается в пользу продуцента - потребности в свободных финансовых ресурсах превышает возможности их накопления.

Капитал, как правило, направляется в зоны высокой прибыльности, устойчивой ликвидности и безопасности. При этом инвесторы, прежде всего, учитывают степень возможных инвестиционных рисков как вероятность недостижения или неполного достижения целей вложения. Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный инвестиционный климат), включают: политическую нестабильность в стране; социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества); неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий уровень инфляции, ставки рефинансирования внутреннего и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса); неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом; высокие транзакционные издержки; неблагоприятную для производителя амортизационную политику.

Особое место для благоприятного инвестиционного климата занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного времени вновь вводимых законодательных актов, ограничивающих права субъектов инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению к существовавшим на начальный период условиям. Для России основным сдерживающим фактором является недостаточно стабильная, учитывающая международную практику, правовая база, регулирующая деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Возможности привлечения иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно - с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций. Весьма негативное влияние на инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих инвесторов капитала. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с тяжелым материальным положением значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований. Поэтому целесообразным было бы эффективное продолжение реформ в социально-экономической, финансовой, налоговой и других сферах, проводимых государством в течение последних двух-трех лет, в результате которых повышается уровень жизни населения.

На динамику притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство. То есть отсутствие условий, привычных для большинства инвесторов. Весьма существенным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие сектора экономики России. Оценивая инвестиционный климат России по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и другие, можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает сегодня своим конкурентам Китаю и Индии. Эксперты Института немецкой экономики (г. Кельн) провели опрос руководителей 340 фирм ФРГ, занимающихся инвестиционной деятельностью в России. Руководители более 90% немецких фирм считают правильным свое решение заняться бизнесом и надеются на успех в долгосрочной перспективе. Вместе с тем, они считают, что на формирование благоприятного инвестиционного климата в России негативное влияние оказывает ряд факторов. Суммируя оценки этих факторов по 4-х балльной системе.

Однако оценка инвестиционного климата иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству. Развитие процессов глобализации предопределяет необходимость унификации российского инвестиционного законодательства по стандартам международного инвестиционного сотрудничества. Таким образом, требования к благоприятности ИК в связи с развитием международного инвестиционного сотрудничества возрастают.

К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных инвестиций. Существуют Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе продукции. Однако Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» за время своего действия не обеспечил существенного улучшения ИК и значительного возрастания объемов иностранных инвестиций. Указанный закон не является законом прямого действия, имеет отсылочный характер. В целом новый закон об иностранных инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Главной проблемой для иностранных инвесторов в России остается правоприменительная политика, начиная искусственно инициированными банкротствами и заканчивая неисполнением судебных решений. Существует ряд важных причин, которые отпугивают инвесторов от вложения денег в Россию, в частности, криминогенная обстановка, при которой существует реальная угроза для жизни. Следствием криминогенности является и необъективность правоприменительной практики, при которой допускается возможность отъема собственности противозаконными способами, а также неисполнение судебных решений. Другая проблема связана с несовершенством российской налоговой системы, которая, не должна иметь лазеек для нарушителей. «Потенциальные инвестиционные преимущества - природные ресурсы, емкость внутреннего рынка - не реализуются автоматически. Конкретные инвесторы вообще не мыслят общероссийскими категориями. И не их дело заботиться о российских приоритетах. Зарубежные инвесторы, как правило, приобретают самые выгодные для себя единичные объекты. Не только рентабельные, но и полностью укомплектованные, имеющие налаженные связи с поставщиками и потребителями, выпускающие изделия с популярными брэндами. Новые предприятия иностранные инвесторы, за исключением пищевой промышленности, производства строительных материалов, почти не строят. На сегодня иностранный бизнес в России предстает все же, как бизнес героев-одиночек, выпестованных транснациональными компаниями. Их филиалы, которых уже почти 700, напоминают передовой отряд морской пехоты, захвативший прочный плацдарм для дальнейшего продвижения. Средний по размерам западный капитал все еще присматривается к России, а ведь именно он мог бы обеспечить массовость инвестиционных вложений».

Среди главных сложностей на пути дальнейшего расширения деловой активности зарубежных предпринимателей в РФ - недостаточно полное обеспечение интересов акционеров, имеющих долю собственности в акциях российских компаний. Кроме того, неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется: значительными размерами неплатежей; высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток ПИИ; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.

Таким образом, несмотря на определенное улучшение макроэкономической обстановки в стране, инвестиционный климат в России, по мнению иностранных инвесторов, в основном остается неблагоприятным из-за правовой нестабильности. Характеризуя нынешний этап во взаимоотношениях между долгосрочными инвесторами и Россией, западные эксперты отмечают, что у кредиторов «определенно есть причины для положительного настроя». В частности, положительные тенденции выражаются и «начавшейся подготовкой кредитных рейтинговых агентств к пересмотру в сторону повышения» параметров финансовой надежности России как заемщика, что привело уже «к резкому взлету цен на российские еврооблигации и акции».

2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ НУЖДАЕТСЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

В России сегодня все не так уж плохо с инвестиционным климатом - такую вполне оптимистичную точку зрения высказал председатель Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян, выступая 26 ноября в ТПП РФ на международной конференции "Правовые и организационные проблемы привлечения и защиты инвестиций в РФ в условиях мирового финансового кризиса".

По его словам, на инвестиционном рынке России есть активность, есть соответствующие рейтинги. Кроме того, наблюдается увеличение иностранного присутствия, причем не только в сырьевых отраслях, но и в строительстве, торговле, сельском хозяйстве, даже в машиностроении. Все говорит о том, что инвестиционный климат в России сложился. В то же время глава комитета ТПП РФ не отрицает, что положение с инвестициями нуждается в совершенствовании.

По мнению А. Данилова-Данильяна, в РФ еще довольно много негативных моментов, препятствующих большему притоку инвесторов. Часть их, заявил он, целиком и полностью лежит на органах государственной власти. "Именно из-за их бездействия многие вещи не реализованы до сих пор, и это отпугивает инвесторов", - заявил председатель комитета ТПП РФ. В качестве примера он привел отсутствие "дедушкиной оговорки" - важного принципа защиты инвестора от изменения законодательства принимающей стороны. По словам выступающего, Минфин уже пятый год "торпедирует эту важнейшую тему". Подобное поведение органов государственной власти А. Данилов-Данильян объяснил их опасениями, что события будут развиваться неблагоприятно, учитывая полукриминальные взгляды бизнеса на налоговую оптимизацию. Глава комитета ТПП РФ упомянул и другие факторы, тормозящие, на его взгляд, инвестиционный рост: коррупцию, несовершенство системы налогообложения, невысокое качество правоприменения, проблемы с логистикой и т.д. По его мнению, ситуацию нужно менять, вопрос лишь в том, как: одним махом, то есть путем технического регулирования, или постепенно, шаг за шагом? А. Данилов-Данильян склонен считать, что возможно "малыми шагами добиваться каких-то результатов". Он призвал всех не терять оптимизма и не оставлять усилий, направленных на улучшение инвестиционного климата в России. Исполнительный директор Российско-германской внешнеторговой палаты Александр Маркус сравнил конкуренцию стран мира по привлечению инвесторов с соревнованием. И чем проще бюрократическая система государства, подчеркнул он, тем больше у него шансов быть победителем. В России, посетовал он, система громоздка, вдобавок нет механизма ее упрощения. Объектом критики А. Маркуса стали выборочное применение законов и правил, несовершенство налогового и трудового права, практическое отсутствие саморегулирующих систем, какие распространены в странах ЕС и США. В России государство является самым основным регулятором, что, по мнению исполнительного, директора, не совсем оправданно. Генеральный управляющий компании KNAUF в СНГ Герд Ленга считает очень серьезным тормозом инвестиционного подъема в России бюрократические препоны, которые, например, в части оформления иностранных рабочих доходят до абсурда, а также откаты. Размер откатов, отметил он, как правило, в разы превышает сумму взяток чиновникам. Г. Ленга также признался в своем, как он сказал, прагматичном отношении к коррупции. Как он считает, особенность ее в том, что отношения так называемых жертвы и преступника строятся на добровольных началах. Поэтому решение проблемы для бизнеса он видит в том, чтобы просто перестать давать взятки. В ответ на это предложение ведущий конференции, председатель комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Геннадий Гудков полушутя заметил, что в России, когда заканчиваются добровольные методы склонения к взятке, вступают в силу принудительные, которых очень много. Тему коррупции, а точнее борьбы с ней, затронула в своем выступлении и президент общественного фонда "Деловая перспектива" Дина Крылова. По ее мнению, пытаться посадить в тюрьму каждого нечистого на руку чиновника, поймав его в момент получения мзды, - весьма неэффективный путь борьбы. "Это все равно, что бегать за каждым тараканом", - сказала эксперт. Гораздо целесообразней, считает она, пресекать произвол на начальной стадии, когда чиновники проявляют первичные признаки использования своих полномочий в личных целях, например, не обеспечивают должного качества административных услуг. И здесь, уверена Д. Крылова, велика роль бизнеса, который в идеале должен проявлять активность: посредством существующих органов мониторинга информировать обо всех негативных моментах органы государственной власти.

3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РЕГИОНАХ РОССИИ

О результативности деятельности Правительства РФ по улучшению инвестиционного климата в стране свидетельствует объем иностранных инвестиций в 29 млрд. долларов за 9 месяцев 2004 года, что в 1,5 раза превышает показатель соответствующего периода предыдущего года. Восстановление доверия к России зарубежного инвестиционного сообщества выразилось также в повышении рейтинга России до инвестиционного уровня в октябре 2003 года инвестиционным рейтинговым агентством Moody's и в 2004 году рейтинговым агентством Fitch. Но экономика России как перспективный реципиент прямых иностранных инвестиций имеет препятствия в виде незавершенных реформ в области государственного регулирования, которые существенно увеличивают риски вложения в Россию и как следствие сдерживают потенциальный приток иностранного капитала в российскую экономику. Правительство РФ при определении социально-экономической политики учитывает рекомендации иностранных инвесторов в отнесении к числу приоритетных - административной реформы, реформы правоприменения и реформы технического регулирования. Российская экономика нуждается в иностранном капитале, поэтому Правительство РФ содействует сохранению стабильных условий реализации инвестиционных проектов на территории России и максимально учитывает пожелания иностранных инвесторов. Формирование объективной оценки инвестиционного климата в России в целом и ее регионах должно помочь инвесторам в принятии ими решений в пользу российской экономики.

3.1 РЕГИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

В экономическом развитии регионов России существенным качественным итогом 2003 года явилось увеличение объема ВВП Российской Федерации не только за счет регионов-лидеров, но и за счет увеличения темпов роста ВРП в регионах других групп. Анализ структуры промышленного производства в субъектах РФ показал сохранение моноотраслевого характера экономики в значительной части регионов. Эти регионы можно разделить на две группы: ориентированные на внешний спрос и специализирующиеся на топливной промышленности или цветной и черной металлургии и ориентированные на внутренний спрос с лидирующими машиностроением и пищевой промышленностью. Несмотря на значительные колебания и неустойчивый характер конъюнктуры внешнего спроса интерес инвесторов к первой группе регионов был значительно выше, чем ко второй. Это привело к еще большей концентрации капитала в ориентированных на экспорт регионах России. Но при этом потенциал второй группы регионов в последние годы имеет рост за счет повышения внутрироссийского спроса на товары и услуги. Позитивным фактором, свидетельствующим об устойчивости процессов экономического развития в регионах, является сокращение межрегиональных различий в индексах потребительских цен. Межрегиональные различия по этому показателю в 2003 году составили 1,2%, в то время как в 2002 году они были 3,1%. При динамичном росте доходов населения регионов в последние годы (в 2003 году до 139% к уровню 2001 года) и замедлении роста потребительских цен на продовольственные товары, покупательная способность доходов населения в 2003 году существенно возросла во всех группах регионов. Но значительная межрегиональная дифференциация этого показателя по группам регионов сохраняется. Несмотря на отмеченные позитивные тенденции в экономическом развитии всех групп регионов в последние годы интерес инвесторов по прежнему проявляется к 14 наиболее экономически развитым регионам России, где в 2003 году было сосредоточено более половины всех инвестиций в основной капитал, а доля иностранных инвестиций увеличилась с 58,8% до 74,3%.

Существенным фактором дифференциации регионов по инвестиционной активности по-прежнему является недостаточный уровень и глубина проводимых экономических и социальных реформ на региональном уровне. Федеральное правительство с 2005 года приступит к проведению мониторинга реформ в регионах, по результатам которого будет принимать решения об оказании из средств федерального бюджета поддержки экономического и социального развития тех регионов, которые успешно осуществляют необходимые преобразования для повышения конкурентных возможностей региона в привлечении капитала и рабочей силы.

3.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ

Привлечение инвестиций является одним из важнейших рычагов воздействия на социально-экономическое развитие регионов. Однако, ряд субъектов РФ, обладающих высоким уровнем инвестиционной привлекательности, характеризуются низкой активностью по привлечению инвестиций. По уровню использования инвестиционной привлекательности, определяемой как отношение индекса инвестиционной активности к индексу инвестиционной привлекательности, регионы России можно разделить на три группы: с высоким, средним и низким уровнем использования инвестиционной привлекательности. К числу регионов, которые не в полной мере реализуют свою привлекательность, относятся Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская, Вологодская и Пермская области и другие регионы, имеющих развитую инфраструктуру, интеллектуальный потенциал, высокотехнологичные отрасли промышленности. В наибольшей степени реализуют свою высокую инвестиционную привлекательность такие регионы, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Также в полной мере используют свои инвестиционные ресурсы большинство регионов самой многочисленной группы со средним уровнем использования инвестиционной привлекательности. Эти субъекты РФ обладают наибольшим потенциалом для повышения своей инвестиционной активности в будущем при условии улучшения качества экономической среды. Повышению конкурентоспособности данных регионов будет способствовать диверсификация промышленности и содействие малому бизнесу, снижение безработицы и повышение доходов населения, реконструкция и модернизация инфраструктуры. Динамика изменения уровня использования инвестиционной привлекательности за 2000-2003 годы говорит о положительных процессах в развитии инвестиционной деятельности в России. Все субъекты РФ, за исключением республики Дагестан, повысили уровень использования своей инвестиционной привлекательности. Наиболее интенсивно это происходило в основных сырьевых регионах России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа, Читинская и Сахалинская области), а также в Чеченской республике. Наибольших значений увеличение уровня использования инвестиционной привлекательности (8 раз в 2003 году по сравнению с 2000 годом) достигло в Ненецком автономном округе, что обусловлено ростом промышленного производства и повышением уровня развития малого предпринимательства. Читинская область повысила уровень использования своей инвестиционной привлекательности в 4,8 раза в 2003 году по отношению к 2000 году за счет роста промышленного производства и сокращения доли убыточных предприятий.

Другие регионы наращивали уровень использования инвестиционной привлекательности медленнее. Незначительные улучшения в основном характерны для регионов, расположенных в староосвоенной части территории России, в пределах главной полосы расселения страны, среди которых Московская, Рязанская, Оренбургская, Тамбовская, Саратовская, Новосибирская области. Причем большинство субъектов РФ, наиболее интенсивно использующих свою инвестиционную привлекательность, не входили в рассматриваемом периоде в число регионов с высоким уровнем социально-экономического развития (кроме Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Однако их активная инвестиционная деятельность в 2003 году создает условия для последующего повышения уровня социально-экономического развития в ближайшие годы.

4. НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РОССИИ

Помимо факторов, относящихся к экономике на инвестиционную, привлекательность страны действуют и другие аспекты, такие как уровень преступности, состояние научной и юридической сферы. Перечисленные и другие аспекты могут влиять на инвестиционный климат как сами по себе, так и обуславливая собой экономические аспекты. Одним из крупных недостатков российской экономики является неподготовленность кадров. При макроэкономической оценке этот фактор не учитывается, но при оценке инвестиционной привлекательности отдельно взятого предприятия он играет важную роль. При этом складывается парадоксальная ситуация, при которой страна располагает лучшими ресурсами людскими мира (как наследством советского образования), но не умеет эффективно использовать данный ресурс. В стране интеллектуальная собственность подвержена низкой оценке и является незащищенной. В результате именно те, кто генерирует идеи и производит продукцию, являются бедными. Из бедности вытекает и невозможность получить качественное образование, которое сейчас стоит крупных денег. Мало кто из жителей регионов может позволить себе потратить на обучение ребенка 7-8 тысяч долларов в год - именно в такую сумму сейчас обходится обучение в престижном столичном вузе и проживание в Москве. Это явление сопровождается деятельностью многочисленных региональных филиалов, уровень подготовки в которых не соответствует Госстандарту. Как следствие, высокотехнологичные отрасли, о необходимости развития которых говорят в правительстве, начинают испытывать дефицит молодых высококвалифицированных кадров. Таким образом, реформа образования, которая также обсуждается сейчас представителями власти и профессионального сообщества - еще один путь улучшить инвестиционный климат, используя потенциал, накопленный в советское время.

О неэффективности использования людских ресурсов также говорит состояние российской науки, от которой напрямую зависит научно-технический прогресс. Главным образом неудовлетворительное состояние науки является результатом низкого оклада деятелей науки и недостаточного финансирования программ развития инновационных технологий. Причина такого состояния заключается в практическом отсутствии очевидной связи: новых технологий, создаваемых российскими учеными и инженерами и используемых для производства новых продуктов и радикального снижения издержек производства (как новых, так и традиционных товаров и услуг). Между тем в современной мировой экономике технологические инновации действительно стали "ведущей производительной силой" - основным орудием конкурентной борьбы, определяющим темпы экономического роста и динамику относительной экономической мощи государств. Всего несколько слаборазвитых стран продолжают надеяться преимущественно на свои природные богатства и дешевую рабочую силу. Такое положение есть результат неправильной оценки ученых российскими политиками: научная сфера оценивается как элемент культуры, следственно положение ученых приравнивается к учителям, врачам и другим работникам социальной и культурной сферы. Было бы правильно относить деятельность ученых к экономической сфере, а науку расценивать как производительную силу общества. Выбранный путь разрешения данной проблемы фактически обусловит дальнейший путь развития России. В ежегодном докладе Организации промышленного развития ООН были описаны два пути развития того или иного государства на основе состояния научно технического прогресса. В частности было выделено два понятия: нижний путь (обедняющий экономический рост) и верхний путь ( способствующий экономическому росту). Последний предполагает стремление к конкурентоспособности и экономическому росту за счет ускоренного освоения новейших мировых знаний и технологий, а также развития собственных НИОКР и собственного инновационного производства. Такая перспективная стратегия противопоставлялась наиболее распространенному "нижнему пути" - пути выхода развивающихся стран на мировые промышленные рынки за счет привлечения иностранных инвесторов ценой предоставления в их распоряжение как можно более дешевых трудовых и природных ресурсов. Следуя по нижнему пути, Россия может поставить себя в положение сырьевого придатка развитых государств. Существующая ситуация объясняет, почему инвестиции в сферу добычи сырья являются приоритетными, также, при таком положении страна во многом проигрывает в качественности инвестиций. Для России данная проблема стоит наиболее остро, так как если изменения не будут осуществлены в самое ближайшее время, России понадобятся многие десятилетия для того, чтобы только восстановить тот интеллектуальный потенциал для технологических инноваций, который имеется в настоящее время. Человеческий капитал, в отличие от других видов капитала, нельзя сохранить, если он не используется по назначению. Известно, например, что конструкторы и инженеры теряют профессиональные навыки, если долго не получают заказов на разработку новых технологий, а ученые мирового класса, естественно, уезжают за рубеж, если не чувствуют себя нужными в своей стране. Более того, когда страна не может обеспечить гражданам достаточного вознаграждения за повышенную квалификацию, спрос населения на высшее образование также в конце концов снижается. И если ситуация будет развиваться по такому сценарию, Россия станет обычной развивающейся страной, полностью зависимой от импорта устаревших технологий из стран-лидеров. Есть также и искусственно созданный фактор препятствия инвестициям. Причем, создан он не столько Россией, сколько действиями западных СМИ. Они регулярно публикуют статьи, описывающие всевозможные препятствия для иностранного бизнеса в России, в частности, произвол властей. Действительно, российское правительство непродуманно повело себя в ситуации с "ЮКОСом". Но, в то же время, "дело "ЮКОСа" затрагивает интересы только 2 процента западных компаний, ведущих бизнес в России. Большинство же компаний, которым выгодно вкладывать деньги в нашу экономику и получать прибыль, никак не пострадали. Возможное решение проблемы заключается в том, чтобы не допустить дело «ЮКОСа» в тенденцию.

Одним из наиболее крупных препятствий для деятельности иностранных компаний является избирательное применение законов. Российские административные органы часто не соблюдают принципы, признанные в западных государствах в качестве основополагающих, в частности, равенства всех перед законом, соразмерности всех принимаемых административных мер и запрета произвольных действий. Особенно это относится к сфере деятельности таможенных и налоговых органов. Часто исполнительные органы в своих решениях руководствуются соображениями по защите предполагаемых первостепенных государственных интересов.

Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам со стороны российских исполнительных органов. При этом часто речь идет о случаях, когда инвестор полагался на определенное, подтвержденное этими органами толкование закона, которое затем подвергается изменениям собственными инструкциями данного органа. Российские организации зачастую применяют такие изменения в ущерб иностранному инвестору также и в случае возникновения правоотношений, имевших место в прошлом. В случае если изменения в толковании законодательства впоследствии приводят к тому, что признававшаяся ранее законной деятельность иностранного инвестора после изменения инструкций квалифицируется как незаконная, то в этих случаях обязательно применяются предусмотренные за такое нарушение штрафы и санкции. Первым шагом в направлении к соответствующим административным действиям могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности обязательного для всех ветвей административной власти. Кроме того, к основополагающим принципам правового государства относится и положение об ответственности государства в случае нарушения отдельными административными органами законов и других правовых актов, регламентирующих их деятельность. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнительные органы к строго правовым действиям. Кроме того, она обеспечит гражданам и организациям, пострадавшим в результате противоправных действий административных органов, возможность соответствующего возмещения причиненного им ущерба. Значительным препятствием для иностранных инвестиций становятся нерегламентированные в российском законодательстве права акционерного меньшинства. Общества, большинство акций которых принадлежит другому обществу, часто терпят убытки в результате того, что правление заключает договоры, которые наносят ущерб данным обществам. Данные договоры являются благоприятными для тех обществ, которые связаны с собственником большинства акций. Отсутствие защиты прав меньшинства особенно вредит российской промышленности, так как западные инвесторы опасаются приобретать меньшинство акций обществ из-за связанного с этим риска. Возможным решением проблемы было бы создание закона защищающего права акционерных меньшинств. В частности предусматривающего возмещение убытков, нанесенных акционерному меньшинству в результате договора и ответственность за неполную или недостоверно предоставленную информацию. Негативно сказывается на инвестиционный климат и уровень экономической преступности в России. Тем не менее, прокуратура, даже при наличии явных подозрений, не начинают расследования преступлений вообще или же, даже если расследования начинаются, проводят их недостаточно эффективно. Причинами этого часто являются коррупция или угрозы в адрес ответственных чиновников. В результате во многих случаях экономическая преступность остается безнаказанной. Российские официальные органы вынуждены не только смириться с упреками в том, что не осуществляют в необходимой степени преследование экономических преступников. Во многих случаях чиновники являются и соучастниками в противозаконных действиях. Примерами этого могут служить явления «рейдерства», то есть физического захвата предприятия, поддерживаемого сфабрикованной документацией. Нередко чиновник выступает заинтересованной стороной, действуя через своих родственников и предоставляя им протекции в бизнесе. Ситуация неблагоприятна не только использованием служебных полномочий, подобные действия делают чиновников уязвимыми, а значит, контролируемыми. В отношении этого вопроса российское правительство пока бездействует. Законопроекты по противодействии коррупции и превышении полномочий до сих пор в проекте. Только в апреле текущего года Госдума отклонила два подобных законопроекта. Возможно, в данной проблеме поможет недавно ратифицированная Россией конвенция Совета Европы о борьбе с коррупцией, согласно которой злоупотребление влиянием также является коррупцией. Также возможен вариант контролирования и наложения ряда запретов на родственников чиновников, однако, это значит ущемление их гражданских прав и свобод.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, основные выводы состоят в том, что России остро необходимо быстрое и существенное улучшение инвестиционного климата. В то же время характер необходимых изменений таков, что многие из них требуют значительного времени. Поэтому работу придется проводить поэтапно, поддерживая постоянную и ощутимую тенденцию развития к лучшему. Это, однако, не означает, что есть возможность что-то отложить и не делать. Напротив, времени для затягивания преобразований нет. Возможности по их смягчению большей частью либо исчерпаны, либо упущены. Серьезная проблема состоит в том, что, как представляется, в российском обществе ныне преобладают настроения в пользу приостановки или замедления рассмотренных в докладе преобразований или к формальному их проведению без изменения ситуации по существу. Общество устало от реформ. Тем не менее, институциональные диспропорции и отсталость надо устранять. Можно не называть это реформами, тем более что речь большей частью идет не об единовременных актах власти, а больше о повседневной кропотливой работе, как государства, так и предприятий, общественных институтов. Дело не в словах, Что же до сути, то результатом этой работы должны стать существенные экономические и социальные сдвиги, необходимые для формирования в России эффективной рыночной экономики, в которой развитие обеспечивается в основном частной инициативой. В конечном счете, именно она означает благоприятный нвестиционный климат. Эту работу все равно придется делать, и чем быстрее, тем лучше.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

2. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. - М.: ИНФРА - М., 2001.

3. Данильчук О.В., Конотопов М.В. Налоги и инвестиции в современной России. - Издательство «Палеотип», 2003.

4. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций - М.: ООО «Городец - издат», 2003.

5. Инвестиции: Учебник./Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина - М.: ООО «ТК ВЕЛБИ», 2003 .

6. Иностранные инвестиции: Учебное пособие - / Автор - составитель Л.А. Зубченко М.:ИСЕ, 2004.

7. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп./ И.В. Сергеев., И.И. Веретенникова., В.В. Яновский. - М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России. М., Юристъ, 2003.

9. ИА "Альянс Медиа", 26.11.2009 http://allmedia.ru/headlineitem.asp?id=600237






Информация 







© Центральная Научная Библиотека