Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Использование лизинга как формы замещения устарелого оборудования

Использование лизинга как формы замещения устарелого оборудования

Содержание

Введение

Раздел1. Сущность и необходимость обновления технической базы производства

1.1 Сущность и роль технико-технологической базы производства

1.2 Лизинг как одно из направлений обновления технической базы

1.3 Организационно-правовые основы лизинга

Раздел 2. Особенности использования лизинговых отношений в современных условиях

2.1 Виды лизинга

2.2 Особенности лизинга в зарубежной практике и в практике Украины

2.3 Договор лизинга и его преимущества

Раздел 3. Совершенствование лизинговых отношений как основа обновления технической базы производства

3.1 Усовершенствование нормативной базы использования лизинговых отношений

3.2 Методика страхования портфельных рисков лизинговых компаний

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Украина стала на путь глубоких социально-экономических преобразований, непременным условием успешного осуществления которых является развитие производственной сферы. Ныне технико-технологическая база нашего государства характеризуется неудовлетворительным состоянием производственных фондов украинских предприятий, устаревшими технологиями. Большая часть сооружений, техники и оборудования украинских предприятий изношена физически и требует замены, она не рассчитана на эффективное и интенсивное производство.

Это приводит к большим производственным затратам, вследствие этого, ухудшается техническое обслуживание техники и оборудования. Система технического сервиса практически разрушена. В результате ремонтом техники и оборудования зачастую занимаются сами предприятия в недостаточно оборудованных мастерских и при острой нехватке ряда узлов и деталей. У предприятий устарели технологически и физически и другие объекты инфраструктуры: производственные помещения, электрические подстанции, котельные и т.п. Это также приводит к большим потерям и излишним затратам труда, энергии и материалов.

По сути, в Украине развивается инфраструктурный кризис: инвестиции в создание и модернизацию производственной и социальной инфраструктуры не покрывают ее морального и, в некоторой степени, физического износа. В результате происходит деградация инфраструктуры экономики страны.

Предприятия, применяя морально устаревшую технику и оборудование, зачастую вынуждены использовать морально устаревшие технологии, которые «заложены» при создании этой техники и оборудования. Это также повышает трудоемкость, энергоемкость и материалоемкость производства.

Крайне ограничены возможности украинских предприятий по привлечению внешних недорогих долгосрочных финансовых ресурсов для обновления их основных фондов.

Выходом из сложившейся ситуации представляется организация оптимального финансирования проектов развития предприятий и создания новых бизнесов, ориентированных, прежде всего, на приобретение основных фондов. Этого можно достичь путем комплексного использования разнообразных финансовых инструментов и механизмов. Активное внедрение лизинга может дать ощутимый толчок структурной перестройке реального сектора экономики, обновлению основных фондов, развитию малого и среднего бизнеса, индустриализации производства.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что лизинг сегодня - один из наиболее доступных и выгодных для украинских предприятий источников финансирования. В условиях дорогостоящих и труднодоступных для отечественных предприятий банковских кредитов лизинг - действительно уникальный инструмент обновления и пополнения основных фондов. Однако законодательство, регулирующее сферу лизинговых операций, не только не способствует развитию лизинга, но и делает этот инструмент экономически невыгодным. Поэтому необходимо улучшать законодательную базу по вопросу лизинга, а также принимать другие меры для усовершенствования лизинговых отношений.

Раздел 1. Сущность понятий технико-технологической базы производства и лизинга

1.1 Сущность и роль технико-технологической базы производства

Возможности выпуска продукции (предоставление услуг) по объему и качеству в решающей мере зависят от уровня развития технико-технологической базы производства.

Технико-технологической базой (ТТБ) предприятия производственной сферы называют системную совокупность наиболее активных элементов производства, определяющих технологический способ получения продукции (выполнения услуг) с помощью машинной техники, оборудования, приборов, аппаратов, разнообразных транспортных, передаточных, диагностических и информационных средств, организованных в технологические системы предприятия . [21]

ТТБ количественно и качественно отличается от основных фондов предприятия (производственного аппарата).

В состав технической компоненты базы входят только те орудия и средства труда, которые непосредственно принимают участие в реализации производственных технологий. Это дает возможность: во-первых, выделять особенные совокупные их характеристики, вытекающие из объективно необходимого технико-технологического развития производства; во-вторых, выявлять взаимосвязи, приоритеты, факторы и способы обновления и повышения уровня эффективности системного функционирования технологических процессов и соответственной этим процессам производственной техники.

На современном этапе трансформации общественного производства объективно существуют определенные тенденции поступательного развития ТТБ предприятий производственной сферы. Определяющими из них являются:

1) повышение наукоемкости орудий труда, уровня фундаментально воплощаемых в них современных научных знаний;

2) расширение спектра применения современного микроэлектронного оборудования;

3) преобразование средств труда в техническую целостность более высокого порядка;

4) трансформация технико-технологических средств во все более универсальные системы;

5) углубление интеграции отдельных элементов ТТБ и организационно-управленческих компонентов производства;

6) повышение степени автоматизации техники и технических систем, постепенный переход к гибкой автоматизации производства, обусловленной ростом его разнообразия и уменьшением серийности. [20]

Эти тенденции качественного изменения ТТБ производства определяют те особенные требования, которые нужно учитывать при формировании технического базиса производства и обосновании стратегии его обновления.

Фундаментальной базой технического развития любого предприятия становятся все приоритетные направления научно-технического прогресса. Техническое развитие отображает процесс формирования и усовершенствования ТТБ предприятия, который должен быть постоянно ориентирован на конечные результаты его производственно-хозяйственной, коммерческой или другой деятельности.

Техническое развитие как объект организационно-экономического управления охватывает различные формы, которые должны отображать соответствующие стадии процесса развития производственного потенциала и обеспечивать простое и расширенное воспроизводство основных фондов предприятия. Из совокупности форм технического развития выделяют такие, которые характеризуют, с одной стороны, поддержку ТТБ предприятия, а с другой - ее непосредственное развитие путем усовершенствования и наращивания производства.

Оценку технического уровня многоотраслевых предприятий необходимо периодически (один раз в несколько лет) проводить в процессе анализа и обобщения определенной системы показателей, которые отражают степень технической оснащенности труда персонала, уровень прогрессивности примененной технологии, технический уровень производственного оборудования, уровень механизации и автоматизации основного и дополнительного производства. [20]

Наиболее важные и типичные показатели для всех предприятий (независимо от отраслевой принадлежности) приведены в приложении.

Объективность такой оценки можно обеспечить не только при условии методически правильного вычисления соответствующих показателей, а и сравнением их динамики на данном предприятии за несколько лет, а также сравнением с достигнутым уровнем на других родственных предприятиях. Для углубления аналитической оценки уровня технического развития предприятия, необходимость проведения которой, как правило, возникает при разработке специальной перспективной программы, необходимо использовать также другие показатели, включая те из них, которые характеризуют отраслевые особенности производства, а именно:

· механовооруженность труда (отношение среднегодовой стоимости машин и оборудования к количеству работников в наибольшей смене);

· коэффициент физического износа оборудования;

· коэффициент технологической оснащенности производства (количество примененных приспособлений, оснастки и инструментов в расчете на одну оригинальную деталь конечной выработки);

· уровень утилизации отходов производства;

· уровень загрязнения природной среды;

· доля экологически чистой продукции. [21]

В связи с решающим влиянием на результаты хозяйственной деятельности технического развития, а также в связи с его многонаправленностью и большой сложностью важное практическое значение имеет постоянно выполняемая и сбалансированная по всем элементам система экономического управления этим процессом на предприятии. Процесс экономического управления техническим развитием предприятия обычно включает такие основные этапы:

· установление целей - определение, ранжирование, выделение приоритетов;

· подготовительный - анализ производственных условий, подготовка прогнозной информации;

· вариантный выбор решений - разработка, выбор критерия и оценка эффективности возможных вариантов;

· программирование (планирование) работ - согласование выбранных и принятых решений, их интеграция в единый комплекс мероприятий в границах программ технического развития предприятия на ближайшую или отдаленную перспективу;

· сопровождение реализации программ - контроль над выполнением предусмотренных программой мероприятий, проведение необходимого корректирования программ.

Цели и приоритеты технического развития необходимо определять согласно с общей стратегией предприятия на том или ином этапе его функционирования. Конкретные стратегические направления технического развития предприятия могут быть связаны в решением проблем:

· кардинального повышения качества произведенной продукции, обеспечение ее конкурентоспособности на мировом и отечественном рынках;

· разработки и широкого внедрения ресурсосберегающих (прежде всего энергосберегающих) технологий;

· сокращение до максимально возможного уровня затрат ручного труда, улучшение ее условий и безопасности;

· выполнение многосторонней экологизации производства согласно современным требованиям к охране окружающей среды.

В процессе экономического управления техническим развитием предприятия стержневым является задание качественной разработки и корректирования, обеспечение необходимыми ресурсами, постоянного отслеживания выполнения программ (планов).

Содержание программ технического развития предприятия определяется совокупностью конкретных мероприятий, которые входят в их состав. Как правило, такие программы охватывают несколько разделов, а каждый из них - определенную группу целенаправленных мероприятий.

Главным недостатком действующего ныне в Украине порядка разработки программ технического развития предприятия является механическое «подсуммирование» разных предложений, недостаток их реальной интеграции в единый целенаправленный комплекс мероприятий. Преодолеть этот недостаток можно путем предварительной обработки программы технического развития в так называемом режиме групповой работы. Цель такой работы заключается в тщательном просмотре и согласовании предложений, которые рекомендуются для включения в проект программы. Саму программу желательно проводить в виде проблемного совещания, участниками которого должны быть руководители предприятия и группа экспертов, включая независимых. Это определенным образом обеспечивает осуществление конкурсного отбора конкретных объектов и направлений технического развития предприятия [20]

1.2 Лизинг как одно из направлений обновления технической базы производства

Развитие технико-технологической базы производства, которое по определенным условиям хозяйствования должно сопровождаться систематическим ее обновлением, требует значительных инвестиционных ресурсов. Хотя современный этап хозяйствования для преобладающего большинства его субъектов отмечен резким спадом или полным прекращением инвестирования производства за счет собственных денег. Вот почему в случае временной нехватки собственных инвестиций и современных способов труда предприятия и организации могут воспользоваться для обновления и развития своей технической базы таким распространенным в мире методом финансирования, как лизинг.

На сегодняшний день единого международного определенного понятия «лизинг» (от английского «to leaus», что означает «брать в аренду», «нанимать») не существует. Это обусловлено как сложным содержанием, которое отражает данный термин, так и отличиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах.

Согласно Закону Украины «О лизинге» лизинг - это предпринимательская деятельность, которая направлена на инвестирование собственных и привлеченных финансовых средств и заключается в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингополучателю имущества, являющегося собственностью лизингодателя и приобретаемого им в собственность по поручению и согласованию лизингополучателя у ответственного продавца имущества, при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей. [4]

Можно выделить такие черты лизинга:

· тип лизингового имущества определяется лизингополучателем;

· принадлежность в соглашении посредника, который берет на себя обязанности собственника имущества;

· периодическая, или гибкая оплата лизинговых платежей;

· возможность выкупу лизингового имущества [3].

Объектом лизинга может быть любое имущество, которое отнесено к основным фондам и которое не запрещено к свободному обращению на рынке, а также нематериальные активы (рис 1.1).

Рис. 1.1. Структура объекта лизинга

Не могут быть объектами лизинга земельные участки и другие природные объекты, такие как угодья, леса, водоемы [4].

Субъектами лизинга могут быть лизингодатель, лизингополучатель и продавец лизингового имущества, права и обязательства которых определяются и гарантируются законодательством Украины.

Лизингодатель - это субъект предпринимательской деятельности, который осуществляет лизинговую деятельность, то есть передает в пользование имущество по договору лизинга. [1]

Лизингодателями могут быть:

· банки и их филиалы, финансовые компании, кредитные учреждения, в которых предусмотрен этот вид деятельности;

· лизинговые компании: финансовые, которые специализируются только на финансировании договора (оплата имущества), или универсальные, которые предоставляют не только финансовые, но и другие виды услуг, связанные с реализацией лизинговых операций (техническое обслуживание, обучение, консультация). Их преимущества - оперативность, мобильность, хорошее знание рынка и ситуации на местах;

· брокерские лизинговые фирмы;

· любая производственная или торговая фирма, для которой лизинговая деятельность предусмотрена в учредительных документах и которая имеет достаточное количество финансовых средств;

· страховые и пенсионные фонды. [6]

Лизингополучатель - это субъект предпринимательской деятельности, который получает в пользование объекты лизинга по договору. Это может быть юридическое лицо или гражданин, который зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. [6]

Продавец лизингового имущества - это субъект предпринимательской деятельности, изготавливающий имущество и/или продающий собственное имущество, которое является объектом лизинга.

1.3 Организационно-правовые основы лизинга

Организационно-правовые основы осуществления лизинговых операций базируется на законодательстве (Закон Украины «О лизинге и другие нормативно - правовые акты Украины), а также на заключенных относительно к этим актам договорах о лизинге (кроме, отношений, урегулированных нормативно-правовыми актами про аренду и приватизацию государственного имущества). Основной правовой формой регулирования взаимоотношений между субъектами лизинга является договор (соглашение), что согласовывается между ними. Договор лизинга заключается в форме многостороннего соглашения с участием продавца объекта лизинга, лизингодателя и лизингополучателя. Строки договора лизинга определяются за соглашением сторон.

Законодательство Украины четко определяет права и обязательства лизингодателей и лизингополучателей.

Лизингодатель имеет право: 1) осуществлять контроль при условиях эксплуатации и надлежащим использованием лизингополучателем объекта лизинга; 2) требовать возвращение переданного в лизинг имущества в случаи неоплаты лизинговых платежей на протяжении двух последовательных сроков; 3) требовать от лизингополучателя возмещения убытков, причиненных вследствие его действий или бездеятельности. Лизингодатель обязан: а) передавать надлежащие ему на правах собственности имущества в потребление лизингополучателю; б) не вмешиваться в выбор лизингополучателем продавца имущества и в определении спецификации объекта лизинга; в) своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства, что касается удержание объекта лизинга относительно условию договора; г) принять объект лизинга после завершения срока договора, если его не будет выкуплено лизингополучателем. [5]

Лизингополучателя имеет право: 1) отказаться от принятия объекта лизинга вследствие нарушения условий договора и задержать лизинговые платежи к устранению нарушения; 2) требовать от лизингодателя возмещение убытков, причиненных вследствие его действия или бездействия во время исполнения договорных обязательств. Лизингополучатель обязан: а) принять и надлежаще пользоваться объектом лизинга, удерживать его в нужном техническом состоянии; б) своевременно оплачивать лизинговые платежи; в) вследствие неоплаты лизинговых платежей на протяжении двух последовательных сроков на требования лизингодателя вернуть ему объект лизинга; г) объявлять лизингодателю докладные ведомости о техническом состоянии объекта лизинга и свое финансовое положение.

Объект лизинга, который требует регистрацию в государственных органах (транспортные средства, оборудование, эксплуатирование которого связано с повышенной опасностью и т.д.), регистрируется за соглашением сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя в установленной последовательности [5].

Раздел 2. Особенности использования лизинговых отношений в современных условиях

2.1 Виды лизинга

Рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием видов лизинга.

При выделении видов лизинга, исходят из следующих основных признаков их классификации, которые характеризуют: отношение к объекту лизинга; юрисдикцию субъектов договора лизинга и их дислокацию; тип финансирования лизинговой операции; срок лизинга; тип объектов лизинга; состав участников лизинговой сделки; тип передаваемого в лизинг имущества; степень окупаемости объектов лизинга; порядок лизинговых платежей; отношение к налоговым, таможенным и правовым ограничениям; амортизационные начисления и льготы; сектор рынка, где проводятся лизинговые операции, и другие признаки.

Исходя из этого, различают следующие виды лизинга:

ѕ Банковский. Лизингодателем является банк, который приобрел по заказу лизингополучателя объект лизинга и сдает ему этот объект по договору лизинга.

ѕ Возвратный. Предприятие, имеющее имущество, продает его лизинговой компании, которая сдает его в лизинг этому же предприятию. У предприятия появляются денежные ресурсы, которые используются для расширения деятельности. После окончания срока действия договора лизинга предприятие имеет право выкупа своего имущества и тем самым восстанавливает на него первоначальные права собственности.

ѕ Возобновляемый. Лизингополучатель берет на себя полное обслуживание объекта лизинга и расходы по его замене на более совершенный объект. Количество объектов и сроки не определяются и могут изменяться по желанию лизингополучателя.

ѕ Импортный. Лизинговая компания закупает объект лизинга у иностранного изготовителя или его дилера и предоставляет его национальному лизингополучателю по договору лизинга.

ѕ Капитальный. Лизингополучателю переходят риск и преимущества, связанные с долгосрочным владением объектом лизинга.

ѕ Классический. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у продавца объект лизинга и передает его в аренду лизингополучателю, возмещая свои финансовые затраты через лизинговые платежи.

ѕ Компенсационный. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у продавца объект лизинга и передает его в аренду лизингополучателю, возмещая свои финансовые затраты через лизинговые платежи.

ѕ Кредитный. Объект лизинга приобретен лизингодателем в кредит, который погашается за счет лизинговых платежей и лизингодатель пользуется налоговыми скидками, в том числе по амортизации.

ѕ Лизбэк. Лизинговая компания приобретает у предприятия другой страны объект лизинга, а затем продает его этому же предприятию в рассрочку по договору лизинга.

ѕ Международный. Лизингодатель покупает объект лизинга у иностранного (национального) производителя и сдает его национальному (иностранному) лизингополучателю.

ѕ «Мокрый». Лизингодатель обеспечивает техническое обслуживание объекта лизинга, его ремонт, страхование и другие операции. Лизингодатель может взять на себя дополнительно обязанности по подготовке персонала, маркетинга и рекламы готовой продукции, поставке сырья, комплектующих, запасных частей и т.п.

ѕ Операционный. Срок лизинга меньше амортизационного периода объекта лизинга. По окончанию договора объект лизинга возвращается лизингодателю.

ѕ Открытый. При возврате объекта лизинга предусмотрен крупный разовый платеж или дополнительный платеж для урегулирования изменения стоимости объекта лизинга. Лизинговые платежи сравнительно небольшие.

ѕ Полный. Договор обязательно предусматривает обслуживание, ремонт, замену объекта лизинга лизингодателем по желанию лизингопользователя на более совершенный.

ѕ Прямой. Лизингодателем является производитель объекта лизинга. Оформляется только двухсторонний лизинговый договор.

ѕ Раздельный. Лизингодатель, покупая объект лизинга, выплачивает из своих средств только часть стоимости. Остальную сумму он берет в ссуду у кредиторов. При этом лизингодатель пользуется всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости объекта лизинга.

ѕ С «Налоговым рычагом». Лизингополучатель передает неиспользуемые им налоговые и амортизационные льготы лизингодателю в обмен на уменьшение лизинговых платежей.

ѕ Финансовый. Лизингодатель имеет дело с одним лизингополучателем. Договором устанавливаются твердые сроки выплаты лизинговых платежей, которые обеспечивают полную амортизацию объекта лизинга и прибыль лизингодателю. Срок пользования объектом лизинга близок к сроку полной амортизации объекта лизинга. Лизингодатель не имеет издержек по организации лизинга. Риск, связанный с изменением спроса на объект лизинга, переходит на лизингополучателя.

ѕ Экспортный. Лизинговая компания покупает у национального производителя объект лизинга и сдает его лизингополучателю, находящемуся под юрисдикцией другой страны.

2.2 Особенности лизинга в зарубежной практике и в практике Украины

В настоящее время перед многими украинскими предприятиями стоит проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. По статистике, в Украине около 70 % оборудования украинских предприятий эксплуатируется более десяти лет. Процент нового оборудования предприятий (моложе пяти лет) снизился в Украине с 29 % в 2006 году до 5 % в 2009 году.[13]

По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope, подавляющую часть лизинговых операций в 25 странах-членах ассоциации составляют соглашения с движимым имуществом.

В США лизинговые операции появились еще в 50-х годах, а в настоящее время половина мирового оборота товара из лизинга приходится на американские лизинговые компании. Главной причиной стремительного развития лизинга в США стали налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10% стоимости новых инвестиций высчитывалось из суммы налога). В период стабилизации экономики, в 80-х годах, налоговые льготы не рассматривались больше как инструмент стимулирования капиталовложений. Реформа налоговой системы в США ограничила использование налоговых льгот (отмена инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации). Со снижением прибыльности лизинга его развитие не приостановилось, что объясняется большей гибкостью лизинговых соглашений сравнительно с банковской ссудой.

Внедрение в 70-х годах налоговых льгот в Великобритании стали предпосылкой значительной активизации лизинговых операций. Предприятия получили возможность уменьшать на 100% инвестиций облагаемую налогом прибыль.

Во Франции большого распространения приобрел такой вид лизинга, как "креди-бай”. В 1967 году была основана первая французская лизинговая компания "Локафранс" Принят в 1967 году закон, который регулирует лизинговые отношения, предоставил существенные налоговые льготы лизинговым компаниям СИКОМИ (общества операций из недвижимости в сфере промышленности и торговли): на 85% снижение налога на прибыль, ускоренная амортизация и тому подобное.[13]

В Германии существует большое количество лизинговых компаний, 57 из которых входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Согласно действующему законодательству при заключении лизинговых соглашений, в соответствии с установленными правовыми нормами, лизинговым компаниям предоставляются существенные налоговые льготы. Среди лизинговых компаний Германии с наибольшим уставным капиталом следует выделить "Митфинанц Гмбх" и "Гефа-лизинг Гмбх".

В Австрии средний срок лизингового соглашения - от 2 до 15 лет, что базируется на экономической целесообразности использования имущества. Опцион на покупку или удлинение не допускается. По окончании срока действия соглашения лизингополучатель может заключить новое лизинговое соглашение до конца полезного срока использования объекта лизинга или предложить покупку имущества. Для получения налоговой льготы в Австрии необходимо, чтобы срок договора из лизинга не превышал 40-90% общего срока полезного использования оборудования и, чтобы объект лизинга был самостоятельной единицей. Ведущей лизинговой компанией в Австрии является "Райффайзен лизинг".

В Италии лизинговая ассоциация насчитывает 50 компаний, а наибольшей лизинговой группой в Италии является "Локафит".

В Японии наибольшая лизинговая компания - “Gentury leasing System”, которая имеет филиалы у Гонконга, Сингапуре, Великобритании.

Развитие лизинга в 60-х годах в Швеции началось с операций малых и средних компаний с коротким сроком действия договора - 3-5 лет, в отдельных случаях до 9 лет.[13]

Обобщая данные относительно стран Западной Европы, США и Японии, можно сделать такие выводы: лизинговые операции главным образом осуществляют не коммерческие банки, а специализированные компании; развитой рынок лизинговых услуг усиливает производственный сектор экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей; наличие определенных налоговых льгот направлено на стимулирование развития лизинговых операций.

Сегодня уже никто не будет отрицать того факта, что лизинг оборудования способствует развитию украинской промышленности, непосредственно стимулирует процесс замещения импортной продукции качественными отечественными аналогами, повышению занятости населения, росту доходов частного бизнеса и государства. К слову, объем лизинговых услуг в Украине в 2010 году составил 4,3 процента от общего объема инвестиций или 1,4 миллиарда долларов США, рост лизинговых операций в Украине составляет около 9 процентов. Всего в Украине на сегодня насчитывается 415 действующих лизинговых компаний, 277 из которых заключили хотя бы один договор лизинга в 2010 году. [17]

Развитие лизинга в Украине сдерживается многими причинами общего характера. Прежде всего, это - отсутствие государственной программы развития лизинга, низкая квалификация специалистов, которые обслуживают рынок данных услуг. Лизинговые компании финансово слабые, поскольку полностью зависят от учредителя, им нередко не хватает денег для приобретения именно того оборудования, которым интересуются производители как потенциальные лизингополучатели. [10]

Развитие лизинговых операций сдерживается несовершенством украинского законодательства. Главный недостаток законодательства по отношению к лизингу заключается в том, что основным регулирующим параметром в лизинговых соглашениях установлено срок амортизации. По этому вопросу Закон Украины «О лизинге» противоречит действующему Закону «О налогообложении прибыли предприятий», согласно которому оперативный и финансовый лизинг могут быть использованы на срок, который не превышает срок полной амортизации, то есть, по сути, для финансового лизинга нижняя граница срока является нулевой. [18]

В Законе «О лизинге» совсем не нашла отражение проблема сублизинга, что сдерживает реализацию международных лизинговых проектов. Мировой лизинговый бизнес не может эффективно внедрятся в Украине путем договоров с украинскими лизинговыми компаниями, которые потом сами могли бы выступать по объектам лизинга лизингодателями.

Такая схема была распространена на начальном этапе развития лизинга в соседних странах. И это правильная схема, потому что лизинговые компании, которые появляются на постсоветской территории, немногочисленные, маломощные и не владеют в достаточной мере техникой лизинга. Отечественным лизинговым компаниям также необходима операция сублизинга, поскольку при отсутствии заказов лизингополучатель вынужден сам обращаться к сублизингу. [13]

Существенным препятствием на пути развития лизинга в Украине является психологический аспект. Морально не готовы к восприятию лизинга ни лизингодатели, ни лизингополучатели. Вследствие отсутствия достаточной информации лизинговые компании воспринимаются многими хозяйственниками как посреднические структуры, которые якобы «накручивают» стоимость операций, связанных с кредитованием.

Кроме того, с точки зрения лизинговых отношений, большое значение приобретает использование вторичного оборудования. Поскольку в Украине отсутствует рынок такого оборудования, возникает проблема выкупа имущества лизингополучателем. Этот вопрос намного усложняется, когда речь идет об оперативном лизинге. Безусловно, образование вторичного рынка позволит сделать лизинговые соглашения более мобильными и привлекательными в финансовом плане. [15]

Недостатком в регулировании лизинговых отношений является отсутствие специальной консультационной службы по этим вопросам. Кроме того, для таможенной службы практически нет разницы, или ввозиться объект через границу на условиях лизинговой операции, или на другом основании, или является лицо, которое его ввозит, собственником этого объекта, или нет. Если объект ввозится на срок, больший, чем один год, этот объект при любых обстоятельствах считается товаром. Следствием этого является то, что приходиться оплачивать все таможенные платежи, предусмотренные таможенным законодательством, на товар: НДС, акциз и т. д. Хотя, по логике вещей, лизинговое имущество - это аж никак не товар.

Важной проблемой на пути развития лизинга является отсутствие нормального менеджмента на всех уровнях хозяйственного управления, в том числе и на уровне предприятий. В Украине большинство кредитов не возвращается. 50% кредитов предприятия не возвращают совсем, а с оставшихся 50%, может, 70% отдают, но не за счет реализации проектов, предусмотренных бизнес-планами. А если план не сходится с фактом, то это означает, что не работает система менеджмента.

Главным выходным пунктом бизнес-планирования для получения кредита, даже в форме лизинга, должна быть степень уверенности менеджмента предприятия в том, что это предприятие готово принять «чужие» деньги, уверенности в том, что реализация проекта с точки зрения процентных ставок и времени гарантирует накопление необходимого объема доходов, чтобы в указанный срок эти деньги можно было бы вернуть заемщику. [18]

Вопреки целому ряду преимуществ лизинг - наиболее дорогой способ привлечения денег. Лизинг хорош, когда его обслуживание осуществляется на «западных» деньгах. То есть в основе лизинга должен быть дешевый источник денег. Осуществлять лизинг на украинских деньгах - абсурд. Проблема не в том, что в Украине нет денег. Деньги есть, только некому их грамотно использовать. [18]

Еще одной проблемой лизинга является проблема страхования рисков при проведении лизинговых операций. Необходимо осуществлять процесс перестрахования путем разложения степени риска на несколько страховых компаний, что повышает гарантию выплаты страховой суммы в случае, предусмотренном в договоре страхования.

Многие специалисты считают, что развитие лизинговых экономических отношений в Украине блокируется отсутствием четкой согласованности в действиях разных ведомств и служб в плане регулирования этого процесса: различные законодательные акты предусматривают различные моменты лизинга, таможенная служба имеет при этом свои интересы, налоговая - свои и т. д. Без достижения соответственной согласованности перспективы развития лизинга в Украине достаточно сомнительные. [10]

Государственную коммисию по регулированию ринков финансовых услуг Украины было создано на исполнении Закона Украины «О финансовых услугах и государственного регулирования рынков финансовых услуг» от 12.07.2010 г. №2664-III Указом Президента Украины от 11.12.2008 № 1152/2008 год как специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, главным заданием которого является:

· проведение единой и эффективной государственной политики в сфере финансовых услуг;

· реализация стратегий развития рынков финансовых услуг;

· осуществление государственного регулирования и наблюдением за финансовых услуг;

· защита прав потребителей финансовых услуг путем применения способов влияния с целью предостережения нарушения законодательства Украины по вопросу функционирования рынков финансовых услуг, внесение предложений что до его усовершенствования.

Считаем, что сегодня острую потребность в инвестициях украинской экономики можно обеспечить путем использования потенциала рынков финансовых услуг в целом и непосредственно лизинга. Лизинг в разных формах является альтернативой банковского кредитования. С налоговой точки зрения некоторые виды лизинговых операций освобождены от налогов на стоимость. Использования лизинга дает возможность значительно уменьшить стартовый капитал для развития бизнеса. Таким образом, расширение лизинговых операций стает рычагом развития малых и средних предприятий Украины. Лизинг активизирует инвестирование частного капитала в сфере производства, улучшает финансовое положение непосредственных товаропроизводителей, что увеличивает конкурентоспособность отечественного малого и среднего бизнеса [1].

2.3 Договор лизинга и его преимущества

В ситуации, когда банковская система недостаточно хорошо развита и возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, лизинг становится одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития и обновления производства.

По сравнению с другими способами приобретения оборудования (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой оплаты, банковский кредит и т. д.) лизинг имеет ряд существенных преимуществ.

Во-первых, лизинг дает возможность предприятию-лизингополучателю расширить или модернизировать производство и наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств.

Во-вторых, смягчается проблема ограниченности ликвидных средств, затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора, высвобождаются средства для вложения в другие виды активов.

В-третьих, не привлекается заемный капитал, и в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов. Тем самым сохраняется возможность для получения кредита в банке. Кроме того, предприятию проще получить имущество в лизинг, чем кредит на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве обеспечения по договору лизинга. Срок договора лизинга может составлять до трех лет, тогда как кредит на такой срок получить сегодня практически невозможно. И что еще немаловажно: лизинг позволяет значительно и, главное, легально минимизировать налогообложение бизнеса: лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Схема оформления договора лизинга оборудования более простая, чем при получении кредита. Для получения оборудования в лизинг не требуется развернутого бизнес-плана: предприятию нужно лишь заполнить заявку и приложить к ней стандартный набор юридических документов. Решение о финансировании или отказе в таковом принимается в течение 10--14 дней с момента подачи заявки. [20]

Основным документом лизингового соглашения является договор лизинга. Он заключается между лизингодателем и лизингополучателем о предоставлении последнему во временное пользование за плату для предпринимательской деятельности объекта лизинга.

Договор лизинга должен быть заключен в письменной форме и содержать данные о:

наименования сторон;

· объект лизинга;

· срок, на который заключается договор;

· доставку и прием в эксплуатацию объекта лизинга;

· размер и порядок уплаты лизинговых платежей;

· использование и содержание оборудования;

· условия возвращения объекта лизинга;

· условия страхования объекта лизинга;

· права и обязанности сторон;

· ответственность сторон;

· порядок решения спорных вопросов;

· форс-мажорные обстоятельства;

· разное;

· дополнения.

При подготовке лизингового договора стороны должны учитывать, что в действующей практике нет единственных типичных образцов договоров, однако все они должны содержать названные основные элементы. Вместе с тем в зависимости от видов лизинга, субъектов соглашения и других особенностей, содержание конкретного лизингового договора (соглашения, контракта) может изменяться и детализироваться.

Лизинговый договор вступает в силу из даты подписания акта приема оборудования как объекта соглашения в эксплуатацию и действует в течение установленного в нем срока (Приложение Б). Перед подписанием акта осуществляется обзор объекта лизинга на предмет его соответствия определенным характеристикам: названию, конструкции, мощности, и т.п.[12]

После подписания акта принятия оборудования в эксплуатацию и получение от поставщика лизингодателем счетов за поставленную продукцию, последний обязывается выполнить одну из основных своих функций в лизинговых отношениях - провести оплату общей стоимости поставки.

Раздел 3. Совершенствование лизинговых отношений как основа обновления технической базы производства

3.1 Усовершенствование нормативной базы использования лизинговых отношений

Ведение учета лизинговых операций осложняется использованием в законодательстве нескольких противоречивых определений видов лизинга. Так, для целей заключения лизингового договора используются понятия "финансовый лизинг" и "оперативный лизинг", употребленные в Законе Украины "О лизинге", а для целей налогообложения лизинговых операций - определения, сформулированные в законодательстве о налогообложении прибыли предприятий. [16]

Закон Украины "О лизинге" определяет понятие "финансовый лизинг" как договор лизинга, в результате заключения которого лизингополучатель по своему заказу получает в платное пользование от лизингодателя объект лизинга на срок, не меньший срока, в течение которого амортизируется 60% стоимости объекта лизинга, определенной на день подписания договора. Оперативный лизинг, согласно закону, - это договор, в результате заключения которого лизингополучатель по своему заказу получает в платное пользование от лизингодателя объект лизинга на срок, меньший, чем срок, в течение которого амортизируется 90% стоимости объекта лизинга, определенной на день подписания договора.

Применять количественный критерий амортизации в этих определениях видов лизинга некорректно. [1]

Таким образом, в определении понятий "финансовый лизинг" и "оперативный лизинг" Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" не использует количественный критерий уровня амортизации. Различаются эти понятия на основании других критериев: во-первых, приобретения или неприобретения основных фондов по заказу арендатора; во-вторых, возврата или невозврата объекта лизинга. Вместе с тем срок аренды не может превышать срок полной амортизации основных фондов. В Законе Украины "О лизинге" такое ограничение отсутствует. Это отличие имеет существенное значение для практики осуществления лизинговых операций. Приведенные определения имеют и общие черты, а именно: зависимость продолжительности действия договора лизинга от срока амортизации объекта и понимание лизинга как аренды. Лизинг в обоих законах отождествляется с арендой. Еще одна общая черта заключается в одинаковом подходе к пониманию объекта лизинга. По Закону Украины "О лизинге", таким объектом является любое движимое и недвижимое имущество, которое можно отнести к основным фондам. В соответствии с законодательством о налогообложении прибыли предприятий объектом лизинга могут быть основные средства. [9]

По мнению специалистов, закон должен оперировать одним определением существа лизинга, не применяя признак амортизации как его критериальную черту. В основу различения видов лизинга нужно положить условие возврата или невозврата объекта лизинга лизингодателю. Исходя из этого предлагается уточнить определения: финансовый лизинг - это такой вид лизинга, в соответствии с которым лизингополучателю передается в пользование на предусмотренный договором срок объект лизинга, причем он может перейти в собственность лизингополучателя по окончании срока пользования на условиях, зафиксированных в договоре; оперативный лизинг - такой вид лизинга, в соответствии с которым лизингополучателю передается в пользование на предусмотренный договором срок объект лизинга, подлежащий обязательному возврату лизингодателю по окончании обусловленного договором срока пользования.

Существующие расхождения в определении видов лизинга и отсутствие официальной статистики дают экспертам основания для подсчета абсолютно несопоставимых показателей объема лизинговых операций в Украине, препятствуют выработке политики, адекватной требованиям динамичного развития лизинга. Достаточно сложно оценивать и тенденции, которые проявились при введении оперативного и финансового лизинга в Украине.

Операции финансового лизинга, в отличие от операций оперативного лизинга, характеризуются низкой прибыльностью и более высоким уровнем риска, а потому менее привлекательны для лизингодателей. Главное препятствие на пути развития финансового лизинга - это отсутствие платежеспособного лизингополучателя, для которого плата за услуги финансового лизинга слишком велика. Лизинговый платеж включает возмещение части стоимости объекта лизинга и исчисляется исходя из срока амортизации, процента за кредит, привлеченный для приобретения имущества по договору лизинга (причем средний уровень этого процента почти в 3 раза превышает уровень учетной ставки Национального банка Украины), вознаграждения лизингодателю, возмещения страховых платежей и т. п.

В финансовый лизинг передается, как правило, новая техника. Согласно действующему порядку начисления амортизации для целей налогообложения, в первые 2 года первоначальная стоимость уменьшается на 27,75 - 43,75%, в зависимости от того, к какой из групп основных фондов - второй или третьей относится объект лизинга. Указанная сумма амортизации должна быть включена в лизинговый платеж и своевременно уплачена лизингодателю. Но большинство лизингополучателей не в состоянии соблюдать финансовую дисциплину, и в результате лизингодатели терпят убытки. [1]

С другой стороны, жесткая зависимость срока действия договора лизинга от сроков амортизации объекта лизинга сужает возможности субъектов лизинговых отношений. В условиях, когда интенсивно возрастает спрос на продукцию (услуги) или же изменяется ее ассортимент, лизингополучатели заинтересованы в сокращении срока действия договора финансового лизинга, однако возможности установить меньший договорный срок, чем тот, что определен законом, у них нет.

В соответствии со ст. 4 Закона Украины "О лизинге" и ст. 8 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" минимальный срок действия договора финансового лизинга объекта, относящегося ко второй группе основных фондов (автомобильный транспорт, электронно-вычислительные машины, офисное оборудование и пр.), должен составлять 4 года, поскольку за это время подвергнется амортизации свыше 60% стоимости имущества (в первый год - 25%, во второй - 18,75, в третий -14,06, в четвертый - 10,54%). [1]

Использование субъектами лизинговых отношений права осуществлять ускоренную амортизацию объекта лизинга частично разрешает проблему регулирования сроков договора лизинга. Однако начислять ускоренную амортизацию, согласно действующему законодательству, можно только на новые объекты лизинга, относящиеся к третьей группе основных фондов. Поэтому вполне справедливо было бы распространять такой порядок и на объекты лизинга, относящиеся ко второй группе основных фондов.

Рынок лизинга в Украине только лишь устанавливается, на нем нет общепризнанных лидеров, его развитию уделяется недостаточное внимание со стороны государства. Верховная Рада Украины предыдущего созыва так и не смогла окончательно принять новую редакцию Закона Украины "О лизинге". В правительстве до сих пор не определен орган, который отвечал бы за проведение политики по развитию лизинга в Украине. Законом Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" контроль над деятельностью финансовых учреждений, к которым относятся и лизинговые компании, возлагается на полномочный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, Национальный банк Украины и Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. В связи с этим отметим, что первое из названных трех учреждений до сих пор не функционирует. Государственную политику по развитию лизинга в Украине должно осуществлять Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции, в компетенцию которого входит разработка экономической политики правительства.

Препятствует развитию лизинга и слишком жесткая система налогообложения лизинговых операций. В соответствии со ст. 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" расходы арендодателя на покупку объектов финансового лизинга не включаются в состав его валовых расходов или основных фондов. Поэтому лизингодатель вынужден платить налог на прибыль с учетом не только собственно прибыли, но и основной стоимости объекта лизинга, не уменьшая при этом свои налоговые обязательства на сумму амортизации объекта лизинга, поскольку он включается в состав основных фондов лизингополучателя. Таким образом, лизинговые схемы приобретения основных фондов становятся более дорогими и экономически невыгодными по сравнению с обычным порядком приобретения основных фондов при помощи банковских кредитов. В соответствии со ст. 4 этого закона лизинговый платеж считается валовым доходом лизингодателя. Однако преимущественную часть лизингового платежа составляет погашение основной стоимости объекта лизинга, то есть постепенное возмещение капиталовложений лизингодателя, возврат которых нецелесообразно рассматривать как валовые доходы. Следовательно, целесообразно изменить порядок налогообложения так, чтобы расходы лизингодателя на приобретение объектов финансового лизинга считались основной суммой финансового кредита, предоставленного лизингополучателю, поскольку финансовый лизинг, согласно ст. 1 закона, является разновидностью финансового кредита. А в состав валового дохода лизингодателя для целей налогообложения следует включать только вознаграждение по договору лизинга, которое он получает сверх суммы расходов, авансированных на приобретение объекта финансового лизинга. [10]

В соответствии со ст. 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" передача имущества лизингодателем-резидентом в лизинг не является объектом налогообложения. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные лизингодателем за приобретенные объекты финансового лизинга, увеличивая стоимость основных фондов, передаваемых в финансовый лизинг, не дают права лизингополучателю на получение налогового кредита, а лишь увеличивают базу для начисления амортизации и, соответственно, лизинговых платежей. Это опять-таки делает операции финансового лизинга менее привлекательными для лизингополучателя по сравнению с приобретением основных фондов за счет банковских кредитов.

Необходимо изменить порядок налогообложения таким образом, чтобы на операции по передаче объекта в финансовый лизинг начислялся НДС. Это даст возможность лизингодателю уплаченные за приобретение основных фондов суммы НДС сразу же отображать в налоговом кредите. Налоговые обязательства лизингодателя, которые возникнут вследствие передачи основных фондов в финансовый лизинг, будут уменьшаться на сумму НДС, включенного в налоговый кредит. Лизингополучатель будет иметь право включить сумму НДС, начисленную на стоимость основных фондов, которые он получает путем операции финансового лизинга, в налоговый кредит и тем самым уменьшить свои налоговые обязательства по НДС, поскольку право на налоговый кредит возникнет с момента занесения основных фондов на баланс лизингополучателя. Таким образом, налогообложение передачи основных фондов в лизинг позволяет лизингодателю сбалансировать налоговые обязательства суммами НДС, включенными в налоговый кредит, а лизингополучатель получит право уменьшить свои налоговые обязательства по НДС на сумму НДС, начисленного, но не уплаченного лизингодателю за полученные основные средства. Такой порядок будет привлекательнее для лизингополучателя, чем приобретение основных фондов за счет кредита банка, поскольку ему не придется сразу уплачивать поставщику сумму НДС, а следовательно, и брать больший банковский кредит. При этом лизингодатель не завысит размер своего вознаграждения, поскольку чем большим оно будет, тем большие обязательства по НДС у него возникнут. Лизингополучатель уплатит НДС лизингодателю в составе лизингового платежа. [10]

Развитие лизинга, как уже указывалось, сдерживается несовершенством действующего законодательства. Закон Украины "О лизинге", принятый в 1997 г., не учитывает накопленного опыта осуществления лизинговых операций. Поэтому назрела необходимость пересмотра его положений. Так, законом не предусматривается возможность передачи объектов лизинга в сублизинг, хотя в мире такая практика широко распространена. Закон также ограничивает круг лиц, которые могут брать в пользование имущество на условиях лизинга: право на такие операции имеют только субъекты предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица (школы, больницы и т. д.), которые не являются субъектами предпринимательской деятельности, такого права не имеют. На взгляд специалистов, расширение круга субъектов лизинговых операций будет стимулировать развертывание лизинга и создаст условия для улучшения финансового состояния бюджетной сферы. Их предложения включены в проект по совершенствованию действующего Закона Украины "О лизинге", разработанный Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции при участии Фонда государственного имущества, Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства финансов, Министерства юстиции, Всеукраинской ассоциации лизинга "Укрлизинг", НАК "Украгро-лизинг", Немецкой консультативной группы. [1]

Из-за несовершенства законодательства и низкой прибыльности финансового лизинга в этот бизнес направляется незначительная часть финансовых ресурсов, прежде всего банковских. На этом сегменте рынка работает немного предприятий, главным видом деятельности которых является предоставление услуг по финансовому лизингу. По состоянию на 15 октября 2008 г. в Украине было зарегистрировано 186 субъектов хозяйственной деятельности с основным видом функций по КВЭД 65.21.0 "Финансовый лизинг". Обобщенная статистическая информация о деятельности этих предприятий Государственным комитетом статистики Украины не публикуется. Нет данных об объемах отечественной и импортной техники, которая передается этими субъектами в финансовый лизинг, о суммах лизинговых платежей, об отраслях, в которые поступает эта техника, и т. д. Принимая во внимание действенность лизинга как инструмента инвестиционной политики и проведения структурной реформы, необходимость постоянного мониторинга этих процессов, специалисты считают целесообразным введение Госкомстатом Украины отдельной статистической отчетности по лизингу. [6]

По мнению специалистов, именно из-за отсутствия целенаправленной государственной политики по развитию лизинга, а не в связи с дефицитом финансовых ресурсов темпы обновления основных средств и нематериальных активов в Украине слишком низки. Так, по данным Госкомстата, в 2009 г. предприятия Украины получили 32,6 млрд. грн. чистой прибыли и отнесли к расходам на производство продукции 21,6 млрд. грн. амортизационных отчислений. То есть собственный инвестиционный ресурс предприятий в 2009 г. составлял 54,2 млрд. грн., или почти 27% ВВП. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов в 2007 г. возросла лишь на 18,6 млрд. грн., или на 4,9%. При этом в 2007 г. износ основных средств и нематериальных активов возрос на 33,6 млрд. грн., или на 11,2%. Следовательно, темпы износа вдвое выше темпов прироста остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Сохранение такой тенденции крайне опасно и свидетельствует о низком уровне инвестиций, доминировании устаревшей техники и технологии, что отрицательно сказывается на темпах экономического развития.

Ввиду отсутствия статистической отчетности нет возможности проанализировать, какую часть основных средств предприятия покупают через финансовый лизинг. Эффективность деятельности лизинговых компаний в значительной степени зависит также от возможности получения банковских кредитов, колебаний величины ссудного процента и других обстоятельств, которые определяются общими направлениями экономической политики. В настоящее время банки не заинтересованы в работе на рынке лизинга. Об этом свидетельствуют остатки задолженности по вложенным в финансовый лизинг средствам банков, которые на сентябрь 2009 г. составляли всего 55 млн. грн. Их удельный вес в общем объеме кредитов достигает только 0,2%. Банковские кредиты носят преимущественно краткосрочный характер и представляют собой дополнительное бремя для лизингополучателей, которые должны возмещать стоимость кредитов в составе лизинговых платежей.

При осуществлении лизинговых операций перед коммерческими банками возникают проблемы, аналогичные проблемам кредитования. В первую очередь, это недостаточное количество платежеспособных заемщиков и их убыточность. В 2009 г., по данным Государственного комитета статистики, 38,2% общего числа предприятий были убыточными. Существует высокая вероятность несвоевременного получения лизингового платежа за пользование имуществом, из-за чего банки вынуждены формировать специальные резервы. [9]

Активизировать работу банков на рынке лизинга невозможно, если не уменьшить риск лизинговых операций. Для этого необходимо принять законопроекты, направленные на совершенствование системы защиты прав кредиторов. Как показывает опыт, разработка и принятие таких документов требуют значительных усилий и времени. Существенно снизить уровень риска лизинговых операций для банков можно, привлекая на рынок лизинга более надежных клиентов. Ими могут стать учреждения и организации, которые закупают основные средства с полной оплатой за счет бюджета. Однако из-за постоянного недовыполнения бюджета значительная часть этих расходов не финансируется. Поэтому целесообразно предусмотреть в бюджете положение о том, что бюджетные учреждения и организации имеют право осуществлять закупку основных средств путем операций финансового лизинга за счет бюджетных ресурсов и привлечения кредитов банков. Предоставление такого права, во-первых, расширит возможности бюджета в финансировании расходов капитального характера, что крайне важно в условиях весьма сложного и напряженного бюджета 2009 г.; во-вторых, усилит доверие банков к лизингополучателям, повысит их заинтересованность в лизинге; в-третьих, будет стимулироваться отечественное производство, а соответственно, возрастут и доходы бюджета. [15]

Эффективным источником формирования ресурсов для лизингового бизнеса могут стать амортизационные отчисления.

Не удалось "запустить" механизм лизинга для обновления транспорта. Из принятых правительством решений по созданию трех лизинговых компаний (фондов) на транспорте фактически выполнено одно: работает только "Укртранслизинг", организованный во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 2009 г. для того, чтобы поощрить приобретение украинскими железными дорогами подвижного состава отечественного производства. Постановление Кабинета Министров Украины от 27 июля 2007 г. предусматривало создание Государственного лизингового фонда для реализации и обновления авиационной техники украинского производства. Распоряжением Кабинета Министров Украины от 2010г. был создан Государственный лизинговый фонд для обновления морского и речного флота. Однако установить, насколько эффективно работают эти организации, невозможно, ибо правительство ни разу не рассматривало их деятельность. Периодическое заслушивание на заседаниях правительства отчетов о результатах работы указанных компаний способствовало бы распространению информации о возможностях лизинга и ознакомлению многих бизнесменов с этим инвестиционным инструментом.

Реализация предложений специалистов будет способствовать активизации лизинга в Украине, росту спроса на основные средства производства, выпускаемые отечественной промышленностью, осуществлению структурной перестройки экономики.

3.2 Методика страхования портфельных рисков лизинговых компаний

В условиях макроэкономической нестабильности, неразвитого финансово-кредитного механизма регулирования банковской сферы, финансового рынка, нестабильной правовой базы и низкого уровня платоспособности предприятий особого значения для лизинговых компаний принимает принятие решения о значимости финансирования того или другого проекта с учетом его дохода и риска. Актуальной, в данном случаи постает проблема управления портфельными рисками.

Осуществление лизинговых операций является видом предпринимательской деятельности. Причиной риска является высокая вероятность возникновения разнообразных неожиданных событий, которые существенно снижают эффективность лизингового соглашения и обуславливают ущерб лизингодателя от ее проведения.

Сферы риска, в которых потенциально существует вероятность получения убытков во время проведения лизинговой операции, делятся на несколько зон возможных потерь:

· потеря собственности вследствие снижения, повреждения или кражи материальных и нематериальных активов, что является объектом лизинга или залога (если он применяется);

· потеря дохода от проведения лизинговой операции (лизинговых платежей) вследствие невозможности надлежащей эксплуатации объекту лизинга или в результате не достижения запланированных показателей финансовой эффективности лизингового проекта;

· невыполнение лизингополучателем других, кроме уплаты лизинговых платежей, обязанностей перед лизингодателем, предусмотренных соглашением.

Вся совокупность обозначенных рисков в полном объеме ложится на плечи лизингодателя, если другое не предусмотрено условиями лизинговой сделки. Если же соглашением и предусмотрена ответственность лизингополучателя по отдельным рискованным событиям, риск лизингодателя ничуть не уменьшается. Он только изменяет свою природу, превращаясь в риск невыполнения лизингополучателем договорных обязанностей в связи с неплатежеспособностью, прекращением деятельности, банкротством, халатностью, и т.п.

То есть в любом случае риск существует, и лизингодатель должен еще на стадии заключения лизингового соглашения разрабатывать собственную политику по управлению им.

Под политикой управления риском в финансовом менеджменте принято понимать совокупность действий и мероприятий, направленных на снижение уровня (вероятности возникновения) риска и минимизацию его следствий для предприятия.

Классификация возможных приемов риска-менеджмента приведена ниже.

Классификация приемов риска-менеджмента

Методы контроля над риском направлены на снижение вероятности возникновения таких событий. Они проводятся силами сотрудников лизинговой компании на стадии заключения или мониторинга лизингового соглашения. Проведение этих мероприятий является, безусловно, необходимым, но может и не дать положительных результатов. Поэтому параллельно с контролем над риском в обязательном порядке должны осуществляться финансовые методы. Целью их проведения является определения источников средств, за счет которых, в случае возникновения рискованных событий, проводится возмещение причиненного ущерба.

Финансовые методы управления риском могут предусматривать финансирование убытков за счет самого лизингодателя или за счет третьей (внешней) стороны - банка, страховой компании или гаранта (поручителя). Первый вариант является неприемлемым, учитывая финансовые возможности (верней - их отсутствие) современных лизингодателей. Второй является более интересным с практической точки зрения.

Риски лизингодателя могут быть переданы (безусловно, за плату) постороннему специализированному страховщику, который имеет определенные преимущества по сравнению с другими возможными финансовыми гарантами.

Во-первых, управление риском является его профессиональной деятельностью, к которой он готов организационно, методически, кадрово.

Во-вторых, он имеет безграничные финансовые возможности по возмещению убытков за счет использования международных страховых фондов через механизм перестрахования рисков в развитых странах зарубежья.

В-третьих, он экономически заинтересован в сотрудничестве с лизингодателем, а значит, может стать его добрым советником и деловым партнером в вопросах отбора лизинговых проектов и определении приемлемой степени их рискованности. Страховой бизнес уже имеет определенную историю (по сравнению с лизинговым), свои победы и падения. Высокий уровень образования и знание современной практики позволяют обеспечить необходимую интеллектуальную поддержку.

Хотя страховой бизнес в Украине только становится на ноги, большинство страховых компаний имеет хорошо налаженные связи с западными партнерами, которую дают возможность (при потребности) обеспечить страхование и перестрахование рисков на уровне международных стандартов.

Эффективность страховой защиты обуславливается условиями страхования и выбором страховщика.

Условия страхования согласно действующему законодательству разрабатываются страховщиком и лицензируются в Государственном комитете по надзору за страховой деятельностью путем выдачи соответствующей лицензии и утверждение Правил страхования.

Существующий опыт страхования лизинговых соглашений свидетельствует, что большинство страховщиков не разрабатывают для осуществления страхования лизингового соглашения специального страхового продукта, а используют уже ставшими стандартом на рынке Украины типичные условия страхования имущества или финансовых рисков.

Такой подход является непроизводительным, поскольку риски лизингового соглашения носят специфический характер, который необходимо учитывать при формировании условий страхования. Аргументируем предложения по этому вопросу.

1. Страхование является эффективным механизмом защиты от страховых рисков, т.е. рисков, которые отвечают следующей характеристике - носят объективный характер, не зависят от действий участников лизингового соглашения, не могут быть спровоцированы любой стороной, существует необходимая статистическая информация, которая позволяет определить уровень рисков и объем ущерба, обосновать тариф страхования, достаточный для возмещения убытков по рискованным событиям.

Включение в состав рисков, которые страхуются, других рисков является заблуждением, которое приведет к еще одной дезинформации и очередной потери имиджа страхования.

2. Объектом страхования должны быть экономические интересы лизингодателя, которые вытекают из содержания лизингового соглашения.

3. Страховая защита должна распространяться на все этапы проведения лизинговой операции - от заключения лизингового соглашения к полному выполнению лизингополучателем своих обязанностей.

Имущество, которое является объектом лизинга или залога должно находиться под страховой защитой на всех этапах лизинговой операции, в момент закупки, транспортирования к лизингополучателю, хранения, проведения монтажных и пусконаладочных работ, непосредственно эксплуатации, демонтажа и транспортирование к лизингодателю по условиям договора или по его инициативе.

Финансовые интересы лизингодателя должны быть защищены в любом случае, кроме случаев осуществления действий, которые преследуются в уголовном порядке, намеренного сговора или фиктивного банкротства лизингополучателя, если это установлено в судебном порядке.

4. Страхование может осуществляться за счет средств, как лизингополучателя, так и лизингодателя, но только в пользу получателя прибыли, каким должен быть: при оперативном лизинге - лизингодатель, при финансовом лизинге - лизингодатель по финансовым рискам и лизингополучатель по имущественным рискам.

Соблюдение приведенных выше концептуальных принципов страхования позволит обеспечить действительно реальную страховую защиту и окажет содействие развитую лизингового бизнеса на Украине.

Заключение

Технико-технологической базой (ТТБ) предприятия производственной сферы называют системную совокупность наиболее активных элементов производства, определяющих технологический способ получения продукции (выполнения услуг) с помощью машинной техники, оборудования, приборов, аппаратов, разнообразных транспортных, передаточных, диагностических и информационных средств, организованных в технологические системы предприятия.

Согласно Закону Украины «О лизинге» лизинг - это предпринимательская деятельность, которая направлена на инвестирование собственных и привлеченных финансовых средств и заключается в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингополучателю имущества, являющегося собственностью лизингодателя и приобретаемого им в собственность по поручению и согласованию лизингополучателя у ответственного продавца имущества, при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей.

В настоящее время перед многими украинскими предприятиями стоит проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. Лизинг становится одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития и обновления производства.

На основе анализа, проведенного на примере ВАТ «Большевик», можно сделать вывод, что при выборе путей финансирования приобретения основных средств, в случае если эти средства покупаются за счет заемного средства, преимущество отдается, прежде всего, таким видам финансирования как оперативный и финансовый лизинг. Результаты, которые мы получили в проведенном исследовании, это подтверждают. Так, при оперативной аренде анализируемое предприятие экономит 53000 грн. в сравнении с вариантом финансирования за счет банковского, а в случае финансовой аренды - 18224 грн.

Развитие лизинга в Украине сдерживается многими причинами общего характера, такими как

· отсутствие государственной программы развития лизинга;

· низкая квалификация специалистов, которые обслуживают рынок данных услуг;

· финансовая слабость лизинговых компаний;

· несовершенство украинского законодательства;

· психологический аспект;

· отсутствие рынка вторичного оборудования;

· отсутствие специальной консультационной службы по вопросам лизинга;

· отсутствие нормального менеджмента на всех уровнях хозяйственного управления;

· проблема страхования рисков при проведении лизинговых операций;

· отсутствие четкой согласованности в действиях разных ведомств и служб в плане регулирования лизингового процесса.

Для активизации лизинга в Украине необходимо усовершенствовать законодательство. По мнению специалистов, закон должен оперировать одним определением существа лизинга, не применяя признак амортизации как его критериальную черту. В основу различения видов лизинга нужно положить условие возврата или невозврата объекта лизинга лизингодателю.

При проведении лизинговых операций необходимо применять систему управления рисками, которая направлена на снижение уровня вероятности возникновения риска и минимизацию его следствий для предприятия

Список использованной литературы

1. Закон Украины «О лизинге» // БИЗНЕС. - 2006. - № 50. - с. 34 - 38.

2. Банки. Кредит. Фінанси.Законодавчо-правовий вимір/ Ковальчук А.Т. - К., 2010. - 259 с.

3. Банковські операції: Підручник/За ред. В.І. Міщенка, Н.Г. Слав'янської. - К.: Знання, 2006. - 727 с.

4. Биковченко Л.М. Економічна сутність лізингу // Фінанси України. - 2007. - № 11. - с. 75 - 77.

5. Блум Д. Правовое регулирование лизинга в Украине // Инвестиции в России. - 2010. - № 2. - с. 31 - 37.

6. Васильев Н.М. Лизинг: организация, нормативно - правовая основа, развитие. - К.: Дека, 2009. - 176 с.

7. Гроші та кредит у банківській справі: Навч.посібник. Рекомендовано МОН/Дисенко М.П. - К., 2010. - 480 с.

8. Добруля В. Финансовый триумвират: перспективы развития лизинга в Украине // ММ. Деньги и Технологии. - 2007. - № 1 - 2. - с. 44 - 47.

9. Зоренко А.С., Резниченко В.Н. Лизинг: возможности и перспективы // Экономика предприятия. - 1999. - № 4 - 5. - с. 14 - 23.

10. Іванов М. Передумови та перспективи розвитку лізингу в Україні // Управління сучасним містом. - 2008. - № 10 - 12. - с. 117 - 121.

11. Манів З.О., Луцький І.М. Економіка підприємство. Навч. посібник. - К.: Знання, 2005. - 654 с.

12. Міщенко В.І., Луб'янський О.Г., Слав'янська Н.Г. Основи лізингу: Навч. посібник/Серія “Бібліотечка банкіра”. - К.: Товариство “Знання”, КОО, 1997. - 138 с.

13. Онищук Я.В. Розвиток лізінгу в Україні//Фінанси України. - 2005. - №7. - с.106 - 113.

14. Оноприйчук В.С. Страхование рисков, возникающих в процессе осуществления лизинговой деятельности // WELCOME. - 2007. - № 11. - с. 53.

15. Орлов О.О., Рясних Є.Г. Що заважає розвитку лізингу в Україні // Фінанси України. - 1999. - № 7. - с. 3 - 9.

16. Парнюк В. Активізація лізингу - запорука структурних зрушень в економіці // Вісник НБУ. - 2009. - с. 49 - 52.

17. Слав'янська Н. Впровадження лізингових відносин в Україні // Банківська справа. - 2010. - № 4. - с. 19 - 20.

18. Черевко Г.В., Калитка Г.Б. Лізинг: реалії, проблеми, перспективи // Фінанси України. - 1999. - № 2. - с. 40 - 46.

19. Шарф О. Возможности использования лизинга для украинских компаний // Финансовая консультация. - 2010. - № 15-16. - с. 13 - 22.

20. Шваб Л.І. Економіка підприємства: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. - К.: Каравела, 2010. - 568 с.

21. Економіка підприємства: Навч.посібник для ВМЗ/Байчин І. - К.: Атіка, 2010. - 480с.

Приложение

Основные показатели технического уровня предприятия

Признаки группирования показателей

Показатели

Степень технической оснащенности труда

· Фондовооруженность труда

· Энерговооруженность труда

Уровень прогрессивной технологии

· Структура технологических процессов по трудоемкости

· Доля новых технологий по объему или трудоемкости продукции

· Средний период использования технологических процессов

· Коэффициент использования сырья и материалов

Технический уровень оборудования

· Продуктивность (мощность)

· Надежность, долговечность

· Удельная металлоемкость

· Средний срок эксплуатации

· Доля прогрессивных видов оборудования в общей численности

· Доля технически и экономически устаревшего оборудования в общем парке

Уровень механизации и автоматизации производства

· Степень охвата работников механизированным трудом

· Доля объема продукции, которая изготавливается при помощи автоматизированных способов труда






Информация 







© Центральная Научная Библиотека