Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




История экономических учений

История экономических учений

1. Место и роль

Некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого. Но таких немного. Но основная масса считает, что необходимо знакомиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававшимися и имевшими хождение еще сто, двести и более лет тому назад. Во-первых, история экономических учений представляет собой как бы ступени познания экономической науки. Знакомство с ней помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Изучение истории экономической науки помогает проникнуть в лабораторию экономического мышления. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс экономической теории.

Во-вторых, знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов. Важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.

В-третьих, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.

2. Предмет и метод, методология истории экономических учений

Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических воззрений различных идеологов социальных групп, школ, течений идеологов. Это значит, что данная дисциплина изучает ход эволюции экономической мыли со времен её появления до настоящего времени. Методом истории экономических учений является метод материалистической диалектики. Это значит, что экономические идеи и теории изучаются в процессе их исторического развития, они отражают интересы тех или иных классов. Для того чтобы правильно подходить к оценке экономических учений, необходимо «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь». Метод включает ряд принципов и конкретных исследовательских приемов. Принцип истории состоит в последовательном и возможно более широком охвате взглядов, доктрин, концепций в течение исторического времени, с фиксацией хронологически появляющихся источников и их авторов. Логический принцип состоит в фиксации развития внутренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа. Принцип сравнения или компаративный метод состоит в сравнении теорий как друг с другим, так и действительностью с другом, так и с действительностью с помощью чего можно увидеть достижения той ил иной теории или ее специфичность.

3. Экономическая мысль Древнего Востока

В странах Древнего Востока, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношении. Памятники экономической мысли Д.В. - это как правило своды, законов и сочинения по искусству государственного управления. Периодичное повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет. Основные течения общественной мысли. Др. Китая оформились в 4 - 3 веке до н.э. Огромную роль в истории докапиталистического Китая сыграло Конфуцианство. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом

страны. Он был сторонником патриархально-семейных отношений. Он считал, что образованный правитель (отец народов) способен создать систему равномерного распределения блага в государстве. Конфуций предложил программу тотального совершенствования человека. В 4 - 3 веке до н.э. появиляются оппоненты - пегисты. Пегизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственной развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления. Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм. Основоположник - Дао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию приводит к управлению имущества. Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV- III вв., является знаменитый трактат "Артхашастра". В переводе с языка санскрит это название означает науку о материальной выгоде под которой понималось пополнение государственной казны. Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается также торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации.

4. Экономическая мысль Средневековой Европы. Августин. Ф.Аквинский

В социально-экономическом отношении период средневековья совпадает с феодальной системой (превращение свободных общинников и рабов в феодально-зависимых крестьян и образование крупного феодального землевладения). Экономика периода средневековья была преимущественно аграрной, в ней господствовали натурально-хозяйственные отношения. Это отразилось на экономических взглядах этой эпохи, которые охватывали широкий круг проблем, начиная от обоснования законности владения феодалами землей и кончая вниманием к проблемам товарно-денежных отношений. Говоря об особенностях экономической мысли средних веков, следует выделить два момента: 1. ее религиозно-этическое направление; 2. особенности развития экономической мысли этой эпохи в различных регионах, в зависимости от особенности формирования в них феодальных отношений. "Салическая правда" (Гер.) - признается верховное право общины на сельскохозяйственные угодья и защищается суверенитет общины от покушения чужестранцев. Экономическая мысль классического средневековья развивалась на базе церковного права. Фома Аквинский (1225-1274). Опираясь на Аристотеля, Фома Аквинский оправдывал социальное неравенство людей, защищал частную собственность, идеализировал натуральное хозяйство. Но одновременно он порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывал обмен, богатство делил на естественное (земля, ремесло) и искусственное (серебро, золото). В его работе нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Наиболее важным из них является проблема "справедливой цены". Основанием обмена он считал равенство пользы обмениваемых вещей. В трактовке денег он придерживался номиналистической теории их происхождения, признавал необходимость их как меры стоимости и средства обращения. Он осуждал торговлю с целью получение барыша, но в целом - оправдывал ее. Августин Блаженный. Разделение труда. Умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе. Богатство. Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Обмен. Обмен осуществляется по принципу пропорциональности. Справедливая цена. Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами. Деньги. Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций.

5. Экономические идеи Античного мира. Аристотель

Наиболее глубоко и полно экономическая мысль античности была выражена в трудах древнегреческих мыслителей - Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Афинский писатель Ксенофонт (4-5 в.в. до н.э.) - его экономическим идеалом было замкнутое натуральное хозяйство, основанное на райском труде. Рабство, по его мнению, являлось естественной формой эксплуатации. В историю экономической мысли Ксенофонт вошел как ученый, который одним из первых определил значение разделения труда, указал на его зависимость от размеров рынка и говорит о производительности труда. Его заслугой является и то, что "ценность" товара он объяснял двояко, как вещи обладающей двумя свойствами -полезностью и способностью к обмену. Отмечает, что деньги, накопление которых не имеет пределов, нужно накапливать на случай критической ситуации. Платон - для его экономических взглядов характерна натурально-хозяйственная концепция. Наиболее почетным видом деятельности он считал земледелие, менее - ремесло и совершенно недостойным занятием - торговлю. Торговля, по его мнению, необходима потому, что она обслуживает в государстве разделение труда. А деньги являются неизбежным спутником торговли. Он признавал лишь две функции денег - мера стоимости и средство обращения. Аристотель наиболее важной сферой считал земледелие. Он выделил две сферы - экономику и хрематистику. Целью экономики, по его мнению, является приобретение полезных, необходимых людям вещей (земледелие, ремесло, торговля). Хрематистика - это искусство наживать состояние посредством торговли. Целью здесь является богатство. Он заявлял, что "экономика заслуживает похвалы, а хрематистика - порицания". Любая вещь может быть использована двояким путем: для удовлетворения потребности и для обмена, следовательно он открыл потребительскую и меновую стоимость товара.

6. Средневековая экономическая мысль арабского Востока. Ибн-Хальдун

Экономические представления арабов связаны с изменениями в аравийском обществе. В Аравии феодальные отношения возникли в результате разложения первобытнообщинных отношений и кризиса рабовладельческого уклада. Было много рабов. Однако главная масса - свободные общинники, занимавшимися земледелием, основанным на искусственном орошении. Особенности физико-географических условий Аравийского полуострова (пустыни, полупустыни) способствовали развитию кочевого и отгонного скотоводства. Появляется религия - ислам. Ибн Хальдун выступал против тех феодальных слоев. Он выработал концепцию социальной физики, которая призывала к осознанию отношения к труду, борьбе с жадностью, призывал к социальному равенству. Обосновал теорию развития общества, ввёл понятие «циклическое развитие»: 1) Дикость (охота, собирательство); 2) Примитивность (земледелие, скотоводство); 3) Цивилизация (города). В своих суждениях дошёл до разделения необходимого и прибавочного продукта и проблем эксплуатации хозяйства.

7. Меркантилизм: особенности и этапы развития

В период позднего средневековья натуральное хозяйство уходило на 2ой план, а на 1ый план выходили товарно-денежные отношения. Богатством являлась не совокупность натуральных продуктов, а деньги. Развитие товарно-денежных отношений подготовило возникновение нового общественного строя-капитализма. Большую роль играла торговля (великие географические открытия) и первоначальное накопление капитала. Выражением интересов торговой буржуазии стал меркантилизм. Меркантилизм (ит. "мерканте"-"купец"). С одной стороны, экономическое учение, выражающее интересы торговой буржуазии, а с другой - экономическая политика периода первоначального накопления капитала. Его основные черты: а) Абсолютной формой богатства, выражением его сущности являются деньги; б) Предметом изучения является исключительно сфера обращения; в) Методом изучения экономики являлся эмпиризм; г) Сферой возникновения богатства считалась исключительно внешняя торговля; д) Принципом образования богатства провозглашался неэквивалентный обмен. Первый трактат меркантилистов - «6 книг о республике» Жана Годена, где он обосновывает протекционизм. Меркантилизм прошёл два этапа. Первый - период раннего меркантилизм (ХV-ХVI). Меркантилизм выступал в форме монетаризма. Видными его представителями были: Ж. Боден (Фр.) и А.Л. Ордин-Нащекин (Рос.) и т.д.. Сторонники монетаризма выдвинули теорию денежного баланса, согласно которой запрещался вывоз денег из страны и поощрялся их ввоз, ограничивался импорт товаров из-за рубежа, устанавливались высокие таможенные пошлины (протекционизм). Ранний монетаризм - бульонизм. Второй этап - поздний меркантилизм (ХVII-ХVIII). Представителями данного этапа являлись Т.Мен (Анг.), А. Монкретьен (Франция) и др. Эти авторы разработали теорию торгового баланса по которой считалось, что богатство государства будет тем больше, чем больше экспорт товаров превышает их импорт: 1) за счет вывоза готовых изделий своей страны; 2) при помощи посреднической торговли. В целом меркантилисты сделали определенный вклад в экономическую теорию, поскольку они трактовали капитализм как новый общественный строй. Разработали меновую концепцию, протекционистские меры защиты национальной экономики, активный торговый баланс(применяются и в наши дни).

8. Экономически взгляды У.Петти

Основателем классической буржуазной политэкономии в Англии был Уильям Петти. Он придерживался меркантилизму. В начале своей теоретической деятельности был сторонником государственного влияния на экономику. 1ая работа «разная деньга», в которой он делал выводы о том, что богатство страны не определяется количеством золота. Забота о пополнении денег -- забота государства. Петти считал, что основная часть населения должна заниматься производством, а не торговлей. Он считал, что большое значение в создании национального продукта принадлежит ремеслу и земледельцу - трактат «о налогах и сборах». Важнейшим отправным пунктом в экономической теории Петти явилось учение о стоимости. Считал что она связана с ценой на рынке. Политическая цена товара - рыночная цена. Цена определяется стоимостью. Стоимость - затраты труда. В основу цены земли он положил величину ренты (рента также зависела ещё и от степени отдалённости земли от рынка). З/П определял ценой труда. Выделил и ссудный процент, как доход собственника денежного капитала. Уделил внимание национальному доходу и предложил метод его исчисления.

9. Роль П. Буагильбера в формировании классической политической экономии

Родоначальником классической политической экономии во Франции был Пьер Лапезан де Буагильбер (1646-1714). Франция отставала от Англии. До конца ХVIII в. Франция оставалась феодальным государством, в котором официальной государственной политикой являлся меркантилизм. Буагильбер, в отличие от У. Петти, с первых шагов своей теоретической деятельности занял враждебную позицию по отношению к меркантилизму. Экономическую политику кольбертизма (Мин.фин. Кольбер) он считал главной причиной упадка народного хозяйства Франции. Он выступил в защиту интересов сельского хозяйства. Уделял он внимание налоговой политики, выступал за реформирование налоговой системы. Буагильбер признавал, что экономика развивается по естественным законам. Он также отрицал неразумное вмешательство государства в экономическую жизнь, требовал свободы торговли. Возражая меркантилистам, Буагильбер объявлял не деньги, а материальные блага, создаваемые в процессе производства, основой которого он считал сельское хозяйство. Особая заслуга Буагильбера - положил начало разработке теории трудовой стоимости. Он различал рыночную цену товара и его "истинную стоимость", которая определяется затратами труда, а мерой стоимости является рабочее время. Определяя стоимость затратами труда Буагильбер считал закон стоимости вечным законом природы. Он обращал внимание только на вещественную сторону богатства, на потребление. Он выступил против меркантилистского обожествления денег. В деньгах он видел основное зло, поскольку они нарушают обмен товаров по их истинной стоимости. Он признавал только одну функцию денег - средства обращения. Он сделал вывод, что металлические деньги могут быть заменены бумажными.

10. Экономическое учение физиократов (Кенэ,Тюрго)

Физиократизм - др.гр. "власть природы". Сторонники данной школы считали, что определяющая роль в экономике принадлежит сельскому хозяйству. Этому учению были присущи определенные особенности: а)признание сельского хозяйства в качестве единственной сферы, где создается богатство; б) признание источником стоимости только труда, затраченного в земледелии; в)объявление земельной ренты в качестве единственной формы прибавочного продукта. “Lesser feire, lesser passer”. Школа физиократов ("экономистов") сложилась в 50-70 годах ХVIII в. Основоположник - Франсуа Кенэ, продолжил Анн Робер Жак Тюрго. Учение Кенэ - учение о "чистом продукте", под которым подразумевался прибавочный продукт. Под "чистым продуктом" он понимал избыток продукции, полученный в земледелии, над издержками производства. Создается он только в сельском хозяйстве, поскольку здесь действуют силы природы. Он выделил в составе общества три класса: а) производительный класс; б) класс собственников земли, которые не создают прибавочный продукт, но потребляет его; в) непроизводительный класс, не участвующий в создании прибавочного продукта. У него капитал-это средства производства, применяемые в земледелии. Кенэ разделил капитал на основной и оборотный. Тюрго, разделяя взгляды Кенэ. Деньги рассматриваются Тюрго в качестве одного из товаров в товарном мире. Серьезное внимание уделял Тюрго исследованию природы происхождения ссудного (денежного) процента. Выделял так же 3 класса, только первые 2 - это предприниматели и рабочие.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека