Кластерный анализ как эффективный инструмент определения приоритетных направлений развития регионов
11
Введение
В управлении региональными системами всех уровней в последнее время наметилась тенденция использовать методы и инструменты стратегического планирования. Составляемые для этих целей документы содержат, как правило, анализ социально-экономического положения соответствующего региона, набор целей и задач, которые указывают на основные направления ее развития, и примерные объемы финансирования.
Однако отсутствие достаточного опыта стратегического планирования развития регионов и отказ от методик, разработанных в советское время, приводят к снижению качества создаваемых программ, а анализ состояния региона основывается на подсчете наиболее простых статистических показателей, в связи с чем сформулированные на его основе цели не учитывают особенностей конкретного региона и его составляющих и часто не отвечают требованию количественного измерения. Поэтому можно говорить, что более продуктивен следующий подход: регион, превышающий масштаб одного населенного пункта, должен рассматриваться как система, каждая часть которой обладает собственным потенциалом. Для анализа состояния такой системы необходимо применять более мощный математико-статистический аппарат, чем относительные величины, используемые на данном этапе.
Управление энергетической системой регионов в современной России
Энергетическая система страны играет важную роль в экономике любой страны, оказывая значительное влияние на ее функционирование и развитие. Она определяет жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства и определяет основные финансово-экономические показатели страны. Россия обладает значительным объемом энергоресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, поэтому энергетическая отрасль играет особую роль в функционировании и развитии народного хозяйства нашей страны. Уровень развития энергетической системы страны во многом зависит от выбранных методов и механизмов управления.
Целью управления энергетической системой страны является обеспечение условий для реализации ее первоочередной задачи - обеспечение населения и экономики страны надежным и качественным энергоснабжением.
Надежность энергоснабжения «характеризуется бесперебойностью обеспечения платежеспособного потребителя энергией заданного качества в заданном объеме на определенном интервале времени». Качество энергии определяется, как «совокупность ее параметров (свойств), определяющих способность электро- или теплоэнергии удовлетворить потребности различных энергоприемников в соответствии с их назначением». Показатели качеств энергии определятся ГОСТом.
Анализ состояния топливно-энергетического комплекса (ТЭК) позволил выделить следующие факторы, сдерживающее развитие энергетической отрасли России: технологическая база ТЭК не отвечает требованиям времени, что вызвано высокой степенью износа энергетических активов страны (более 50%), а также сокращением ввода в действие новых производственных мощностей от 2 до 6 раз; сохраняется сильный перекос в структуре генерации в сторону природного газа, ставший результатом проводимой политики заниженных цен на газ и электроэнергетику; сохраняется дефицит инвестиционных ресурсов в отрасли комплекса, прежде всего газовую и электроэнергетическую; перекрестное субсидирование, вызванное заниженными тарифами на электро- и теплоэнергию для населения и бюджетных организаций и повышенными - для промышленных предприятий; недостаточное используются альтернативные источников энергии; высоко отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду. Перечисленные диспропорции ТЭК страны также усугубляется, во-первых, из-за значительного роста электропотребления в стране, а во-вторых, из-за высокой энергоемкости ВВП России, превышающей среднемировой уровень на 15% и в 1,5-1,8 раз уровень развитых стран.
Выявленные проблемы ТЭК России показывают, что энергетическая система страны не реализовывает в полной мере задачу надежного и качественного энергообеспечения. Необходимость выполнения данной задачи легло в основу определения стратегических направлений развития энергосистемы страны, среди которых выделяют энергетическую эффективность, энергетическую безопасность, бюджетную эффективность энергетики и экологическую эффективность.
Прежние методы управления и форма организации деятельности энергетической системы продемонстрировали свою неэффективность в современных условиях существенного роста энергопотребления. Решение указанных проблем и развитие энергетической системы России в рамках указанных направлений возможно только при организации новой, отличной от прежней, системы управления.
Необходимость повысить эффективность функционирования энергетической системы стала причиной реструктуризации электроэнергетической отрасли, начавшейся в конце 90-ых годов XX века. В электроэнергетической отрасли России создаются новые компании, и формируется конкурентный рынок электроэнергии. В ходе реформы осуществлялось разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, сформированы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
Существует объективная потребность в государственном управлении энергетической системой страны, в связи с тем, что энергетический рынок находится на стадии своего становления, и поэтому не может в полной мере решать стоящие перед ним задачи.
Государственное управление энергетическим рынком осуществляется по следующим направлениям: стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности, регулирование тарифов (цен) на отдельные виды продукции, антимонопольное регулирование, управление государственной собственностью, лицензирование отдельных видов деятельности в энергетической отрасли.
Чтобы обеспечить население и экономику страны надежным и качественны энергоснабжением, организация управления энергетической системой в современной России требует сочетания механизмов как рыночного, так и государственного управления. Актуальность государственного управления будет сохраняться и после того, когда целевая модель энергетического рынка будет полностью реализована.
Задачами государственного управления останутся стимулирования научно-технологических разработок, прежде всего, в сфере энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии (на ближайшую перспективу), создание благоприятных условий для инвестирования в объекты энергетического рынка, формирование развитой и стабильной законодательной базы, отвечающей требованиям времени. По мнению автора, акцент государственного управления энергетической системой в дальнейшем сместиться с тарифной и инвестиционной политики на антимонопольную и налоговую.
Установление цен на топливные ресурсы и энергопродукцию должно происходить на основе рыночных законов, под воздействием спроса и предложения. Важно, чтобы государство не оказывало влияния на процесс формирования цен: только при конкурентных ценах может быть окончательно решены проблема диспропорции в топливно-энергетическом балансе, угрожающая энергетической безопасности страны, и перекрестного субсидирования, являющаяся тормозом в развитии промышленных предприятий, а значит и всей экономики России в целом.
Применение частно-государственных механизмов в развитии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС на региональном уровне
Единая система координатно-временного и навигационного обеспечения (КВНО), основой которой является глобальная навигационная спутниковая система (ГНСС) ГЛОНАСС, относится к государственной инфраструктуре стратегического значения, обеспечивающей национальную безопасность и экономическое развитие России. Создание и развитие ГНСС требует значительных капиталовложений для государства-провайдера. В современном мире для преодоления ограниченности государственных ресурсов используются различные формы частно-государственного партнёрства (ЧГП). Под ЧГП мы будем понимать организационный альянс между государством и частным сектором в целях реализации общественно значимых проектов в различных сферах деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг.
В настоящее время актуален вопрос возможностей применения механизмов ЧГП в космической отрасли, в особенности - в развитии и коммерциализации системы ГЛОНАСС. В мировой практике уже существуют примеры успешного взаимодействия государства и бизнеса в космической сфере: в Германии, Франции и Израиле программы дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) развиваются на основе ЧГП. К сожалению, данный опыт неприменим к спутниковой навигации, так как сигнал ГЛОНАСС (как и GPS) является бесплатным и открытым, в отличие от данных ДЗЗ.
Проблемы восстановления и модернизации средств КВНО и, в частности, системы ГЛОНАСС, предоставляющих потребителю исходную координатно-временную и навигационную информацию (сигнал, геопространственные данные и др.), относятся к компетенции государства. Попытки привлечь частный сектор к участию в проекте создания европейской системы Galileo на стадии формирования орбитальной группировки завершились неудачей. Применение механизмов ЧГП целесообразно именно в процессе развития ГЛОНАСС, а не на стадии формирования системы, задачу развёртывания которой должно, или даже вынуждено решать государство.
Использование механизмов партнёрства государства и частного сектора возможно при решении проблем внедрения новых технологий КВНО на потребительском уровне, коммерциализации ГЛОНАСС. В широком смысле, коммерциализация ГЛОНАСС есть доведение до массового рынка услуг КВНО на платной основе, а ЧГП - это лишь один из форматов осуществления коммерциализации. В частности, один из ключевых сегментов программы коммерциализации, производство навигационной аппаратуры потребителей (НАП), не требует участия государства, и мировой опыт показывает, что коммерческий сектор при наличии экономической целесообразности и необходимых инфраструктурных предпосылок справляется с данной задачей самостоятельно, формируя конкурентный рынок НАП.
По нашему мнению, сферой приложения совместных усилий в рамках проектов ЧГП является разработка и реализация новых научно-технических решений и подходов к созданию функциональных систем управления и мониторинга в различных сферах человеческой деятельности (воздушный, водный транспорт, пассажирские и контейнерные перевозки, перевозки опасных грузов).
Предлагаемыми перспективными направлениями для взаимодействия государства и частного сектора являются создание систем мониторинга автотранспорта на основе сигналов ГЛОНАСС для компаний-перевозчиков ценных или опасных грузов, автоматизированных систем мониторинга и управления для железных дорог. В данном случае может быть задействована кооперационная модель ЧГП, с созданием совместной организации, координирующей реализацию отдельных инвестиционных проектов коммерциализации ГЛОНАСС.
НИОКР, направленные на развитие услуг КВНО, являются ресурсо- и наукоёмкими, а, с точки зрения инвестора, характеризуются высокими рисками. Риски связаны в том числе с тем, что орбитальная группировка ГЛОНАСС будет сформирована лишь в 2009 году. Отсутствие действующей системы требует от государства принятия обязательств и предоставления дополнительных гарантий частному сектору. Важно обеспечить стимулы для взаимодействия бизнеса с государством. Одним из таких стимулов является предписание установить на ряде объектов аппаратуру ГЛОНАСС. Даже если ГЛОНАСС не выдержит конкуренции с GPS на массовом рынке, устойчивый спрос будет обеспечен за счёт регулируемого рынка, участникам которого адресовано Постановление Правительства РФ №365. Поэтому сотрудничество с частным сектором для удовлетворения потребностей в услугах КВНО разумно начать именно с регулируемого сегмента, в котором риски относительно невелики за счёт гарантированного рынка сбыта. С другой стороны, постепенное снижение стоимости совмещённых ГЛОНАСС/GPS терминалов могло бы в будущем привести к формированию сильных игроков для массового рынка.
Дополнительными стимулами являются госинвестиции в разработку программного обеспечения, производство картографической продукции. Кроме того, предлагается использование таких инструментов ЧГП, как венчурные фонды финансирования развития ГЛОНАСС. Необходимо продумать формы поддержки и стимулирования частного сектора - налоговые льготы, льготное кредитование участников и субподрядчиков по проектам коммерциализации ГЛОНАСС.
Итак, в развитии системы ГЛОНАСС целесообразно применять модель кооперации, сочетая её с заказом государства на создание автоматизированных диспетчерских систем мониторинга и управления для использования на транспорте и в перевозках. Гарантированный рынок сбыта на первых этапах позволит снизить риски для частного сектора, а государству - привлечь дополнительное финансирование и обеспечить доведение НИОКР до конечного продукта. При этом необходимо понимать, что государство должно отвечать за формирование и модернизацию системы ГЛОНАСС, обеспечивать разработку нормативно-правовой базы, способствующей её коммерциализации. Разработка совместных частно-государственных инвестиционных проектов и их реализация являются заключительным этапом, успех которого напрямую зависит от надёжности фундамента.
Управление экологическими проектами в сфере землепользования
Разработка подходов к эффективному управлению экологическими проектами в сфере землепользования является одной из актуальных задач современного рационального природопользования. Применение технологии управления экологическими проектами в сфере землепользования - первый шаг на пути к эффективному управлению эколого-экономическими системами, достижению рационального природопользования, обеспечению экологической безопасности и улучшению качества земельных ресурсов.
Множество проектов, реализуемых в результате хозяйственной и иных видов деятельности, неразрывно связаны с использованием в различных целях земельных ресурсов. При реализации таких проектов основным критерием их эффективности является экономическая целесообразность, а социально-экологическая имеет второстепенное значение и финансируется по остаточному принципу.
В ходе работы были изучены современные информационные технологии анализа систем управления землепользованием, с помощью метода многокритериальной оценки на базе теории ориентированных графов построена концептуальная метамодель системы управления землепользованием и выявлено влияние факторов, определяющих эффективность землепользования, на уровень экологической безопасности осуществляемой деятельности.
В работе было применено экспертное моделирование для определения весовых коэффициентов компонентов вышеуказанной метамодели системы землепользования. В экспертную группу входили специалисты, имеющие профильное образование и ученую степень в области экологии и экономики природопользования. Разработана методика оптимизации управления экологическими проектами в сфере землепользования основанная на методах динамического программирования.
Применение метода многокритериальной оценки системы землепользования РФ на базе теории ориентированных графов позволило рассмотреть земельные отношения как многокомпонентную систему, состоящую из 7 элементов, содержащих 26 факторов. Проведенные исследования показали, высокую степень адекватности разработанной модели и достоверность прогноза поведения реальной системы землепользования. Анализ экологических, экономических, социальных, информационных и других элементов системы позволил увеличить число альтернатив выбора управляющих вершин для достижения поставленных целей. В ходе исследований особое внимание уделялось уровню профессиональной подготовки членов экспертной группы и участников проекта. Установлено, что основными управляющими критериями в системе земельных отношений должны быть социальный, юридический и информационный элементы, способствующие формированию рационального и безопасного использования земельных ресурсов.
Применение кластерного анализа для определения приоритетных направлений комплексного развития региона
Одним из наиболее действенных инструментов подобного анализа является кластерный анализ. Его основное достоинство заключается в том, что он позволяет объединять объекты в однородные по нескольким показателям группы (кластеры). Алгоритм его применения состоит из следующих шагов:
1. Формирование матрицы «объект - признак», где в качестве объектов могут выступать регионы, города и т.д., а признаками являются значимые социально-экономические характеристики.
2. Выбор меры сходства или меры расстояния, на основе которой будет строиться классификация.
3. Определение связи между объектами на основе построения матрицы сходства или расстояний, симметричной исходной матрице.
4. Выявление групп и интерпретация полученных результатов.
При определении приоритетных направлений комплексного социально-экономического развития региона кластерный анализ может использоваться в нескольких аспектах. Первая область применения - это выявление проблем, формирование перечня регионов с низкими показателями доходов населения, обеспеченности жильем, занятости, которым требуется первоочередная помощь. Вторым аспектом анализа является оценка потенциала и отбор регионов, которые могут стать «локомотивами» развития, на основе изучения распределения природных ресурсов, производственных мощностей и т.д.
Для таких объектов в дальнейшем могут создаваться инвестиционные проекты развития, финансируемые полностью или частично за счет бюджетных средств. Кроме того, проведение кластерного анализа по одним и тем же объектам и показателям по данным разных временных срезов дает представление о динамике развития регионов, их движении относительно сформировавшихся групп, что предоставляет исходную информацию для прогнозирования.
Использование кластерного анализа не исчерпывается обобщением больших массивов количественных данных. Он также применяется для сопоставления объектов по качественным характеристикам. В стратегическом управлении методики многомерных группировок могут использоваться для агрегирования экспертных оценок текущего или прогнозируемого уровня развития объектов и их подсистем.
Заключение
Несмотря на широкие возможности кластерного анализа, он обладает рядом недостатков. Подобные расчеты довольно трудоемки и требуют специального программного обеспечения, так как для анализа социально-экономического положения регионов необходимо изучить очень большие объемы информации. Полученные результаты группировки не всегда могут быть адекватно интерпретированы с качественной точки зрения, особенно если признаки, характеризующие объекты, были достаточно разнородными.
Таким образом, кластерный анализ представляет собой эффективный инструмент определения приоритетных направлений развития регионов при условии, что ему предшествует тщательный анализ целесообразности включения в исследование тех или иных исходных признаков.
Список литературы
1. Земельный кодекс Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, 2009.
2. Ледащева Т.Н., Исследование когнитивных систем: Конспект лекций по экоинформатике. Под ред. Горелова В.И.-Москва, 2008.
3. Муравых А.И. Основы экологического управления: Лек. - М.: Изд. РАГС, 2008.
4. Некрасова М.А., Крестинина Н.В. Управление экологическими проектами: Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2008.
5. Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнёрства государства и частного сектора. - М., 2005.
6. Орлов А.И. (2006) Теория принятия решений. - М.: Экзамен. 2008
7. Портер М. (2005) Конкуренция.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.
8. Гительман Л.Д. Энергетический бизнес. - М.: Дело, 2009.