Количественная теория полезности
Вариант №24
1. Задача. Фирма проводит рекламную кампанию на рынке монополистической конкуренции, в результате которой ее издержки на рекламу увеличились с 220 до 440 ден. ед. в месяц. При этом до проведения кампании функция спроса на продукт была Q = 81 - P, а в связи с проведением рекламной кампании Q = 69,5 - 0,5P. Предельные издержки фирмы постоянны и равны 15 ден. ед. Определите, как изменилась прибыль фирмы в результате рекламной кампании.
Решение
Монополистическая конкуренция - это структура рынка, на котором множество продавцов предлагают дифференцированные продукты.
На рынке действует относительно большое число фирм, которые имеют небольшие доли рынка до 10%. Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товаров, реализуемых другими фирмами
При выборе объемов продаж и цен на товары фирма не считается с реакцией своих конкурентов. Поскольку на рынке действует большое число продавцов, изменение объемов продаж одного из них незначительно сказывается на продажах других фирм.
Монополист получает максимальную прибыль при условии
MR = MC (предельный доход равен предельным издержкам)
До проведения рекламной кампании:
Объем продаж Q = 81 - P = 81 - 15 = 66
Выручка V = Q*P = 66*15 = 990 ден. ед.
Издержки = Постоянные + Переменные
TC = FC + VC = 220 + VC
Прибыль = Выручка - Издержки = 990 - 220 - VC = 770 - VC ден. ед.
После проведения рекламной кампании:
Объем продаж Q = 69,5 - 0,5P = 69,5 - 0,5*15 = 62
Выручка V = Q*P = 62*15 = 930 ден. ед.
Издержки = Постоянные + Переменные
TC = FC + VC = 440 + VC
Прибыль = Выручка - Издержки = 930 - 440 - VC = 490 - VC ден. ед.
Изменение прибыли
П = 770 - VC - (490 - VC) = 280 ден. ед.
Ответ: в результате проведения рекламной кампании прибыль уменьшится на 280 ден. ед.
Доводы в ПОЛЬЗУ рекламы
- Реклама предоставляет покупателю информацию, необходимую для разумного потребительского выбора
- Реклама поддерживает (финансирует) национальные СМИ.
- Реклама стимулирует нововведения, требует наличия в товарах уникальных, полезных качеств
- Реклама стимулирует конкуренцию
- Реклама, стимулируя спрос, способствует повышению занятости
Доводы против рекламы:
- Давление на покупателя, поскольку часто реклама не информирует, а убеждает
- Расходы на рекламу являются непроизводительными, отвлекают значительные ресурсы общества
- Большая часть рекламы имеет тенденцию к самонейтрализации
4. Задача. При C = 0,6Yd, I = 120; G = 100; t = 0,25. На рынке благ установилось равновесие, но существующие производственные мощности позволяют увеличить национальный доход в 1.25 раза. Как государство должно изменить расходы на покупку благ и (или) ставку подоходного налога, чтобы обеспечить полное использование производственных мощностей при сбалансированности государственного бюджета?
Решение
Национальный доход
Yd = MPC(Yd - t•Yd) + I + G
Yd = 0,6(Yd - 0,25•Yd) + 120 + 100
Упростим выражение
Yd = 0,6*0,75*Yd + 120 + 100
Равновесный объем
Yd = 400
С учетом производственных мощностей
Yd' = 1,25Yd = 1,25*400 = 500
Yd = 0,6(Yd - 0,25•Yd) + 120 + 100
500 = 0,6(500 - t•500) + 120 + 100
t = 0,067
Для сбалансирования можно уменьшить ставку подоходного налога до 0,067.
2. Объясните следующее сообщение из английского города Х: «Цены на рыбном рынке сегодня упали до такого низкого уровня, которые местные комментаторы назвали «катастрофическими», и все это из-за дефицита картофеля. Картофель служит одним из главных ингредиентов блюда, которое входит в меню почти любого кафе, а именно рыбы с жарено картошкой».
Речь идет о взаимодополняемых товарах. Если нет картофеля, то не покупают и рыбу. Если нет спроса - цена снижается.
3. Чем отличается порядковый подход к анализу потребностей и спроса от количественного подхода? Каковы их общие черты?
Количественная оценка полезности какого-либо товара или товарного набора имеет исключительно индивидуальный, субъективный характер. В основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности, а субъективные оценки потребителей. Относительно способности индивида количественно оценивать, хотя бы только для себя, полезность приобретаемых им благ высказывались сомнения с момента появления этой теории.
Количественная теория полезности основана на предположении о возможности сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в специальных единицах. В качестве такой единицы предлагалось использовать единицу, названную «ютил» (от англ. utiliti - полезность). Ютилы - это гипотетические единицы полезности, предложенные для измерения удовлетворения, которое может получить человек от потребления какого-либо блага.
Анализ поведения потребителя на основе количественной теории полезности предполагает использование следующих гипотез.
1. Рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы получить максимальное удовлетворение (максимум полезности) от всей совокупности потребляемых благ.
2. Каждый потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага. Предполагается, что шкала измерения полезности определена с точностью до линейного преобразования, поэтому она образует кардинальную, или строгую, меру.
3. Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Принцип убывающей предельной полезности часто называют «первым законом Госсена».
Таким образом, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора.
Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их "предпочтительности".
В порядковой теории полезности понятие "полезность" означает не более чем порядок предпочтения. Утверждение "Набор А предпочтительнее набора B" эквивалентно утверждению "Набор А имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор В". Вопрос о том, на сколько каких-либо единиц полезности или во сколько раз набор А предпочтительнее (или имеет большую полезность), чем набор В, не ставится. Таким образом, задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.