Конкуренция и монополия в рыночной экономике
15
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1. Понятие конкуренции и монополии
2. История становления конкурентного законодательства
3. Антимонопольное законодательство РФ
4. Доминирующее положение на товарных рынках
5. Недобросовестная конкуренция
6. Государственный антимонопольный контроль
7. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
1. Понятие конкуренции и монополии
В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.
В предпринимательской деятельности конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.
Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:
1) в большинстве случаев конкуренция является естественным регулятором цен на рынке;
2) конкуренция становится предпосылкой для реализации прав потребителей;
3) конкуренция есть правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.
Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".
Монополия означает:
1) исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара;
2) особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах;
3) исключительное право, которое предоставляется государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.
В юридической литературе выделяют:
а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;
б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;
в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.
Типы монополии:
1) временная (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);
2) государственная (эмиссия наличных денег, экспорт и импорт отдельных видов товаров, например, экспорт необработанных алмазов, производство и оборот этилового спирта);
3) естественная (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).
2. История становления конкурентного законодательства
Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее: "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования".
Формирование современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV - XVII векам, когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414 г. в Англии было рассмотрено дело по иску к Джону Дайеру о взыскании с последнего штрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан "не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода". Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца.
Первые законы о защите свободы конкуренции появились в конце ХIХ века. Родиной конкурентного права считаются США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 г. был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году были приняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение "связывающих" контрактов, создание холдинговых компаний, наличие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.
Монополии, которые возникли в России в 90-х годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например, "Продамет", созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий. В горной промышленности монополистом был "Продаруд".
Появление монополистов в России в 80 - 90-х гг. ХХ в. имело ряд особенностей. Монополии в России - это зачастую бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн "Газпром", который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение. Например, доля АО "Спасскцемент" на рынке цемента Приморского края равна 100%.
Российское законодательство более близко к "европейской" модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели ("запрещение монополий").
Однако, если говорить более точно, американское законодательство не признает монополию незаконной саму по себе. Судебная практика выделила законные монополии (если монополия пришла к победе на рынке исключительно благодаря высокой квалификации, предусмотрительности и трудолюбию) и незаконные монополии (рассматривается поведение монополиста, было ли у него намерение монополизировать рынок).
Показательным примером является дело Standart Oil Company of New Jersey v. United States (1911). В решении по этому делу судья указал, что закон должен заниматься вредными последствиями монополий, а не просто фактом их существования.
3. Антимонопольное законодательство РФ
Система правового регулирования конкурентных отношений может быть представлена следующими нормативными актами.
1. Конституция РФ.
Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции.
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации.
Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав. Здесь имеет место так называемый конфликт между антимонопольным и патентным законодательством. Вместе с тем из этого правила есть исключение, когда деятельность обладателей исключительных прав, занимающих доминирующее положение, касается предметов вещного права (например, изделий, в которых воплощены запатентованные изобретения).
3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.
4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией.
4. Доминирующее положение на товарных рынках
Участники конкурентных отношений - хозяйствующие субъекты:
1) коммерческие организации (российские и иностранные) и их объединения;
2) некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность (за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов);
3) индивидуальные предприниматели.
Доминирующее положение на товарном рынке представляет собой исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим предпринимателям (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках) .
Качественная характеристика доминирующего положения - возможность воздействовать на конкуренцию.
Количественная характеристика доминирующего положения - соотношение двух экономических величин: доли, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке определенного товара, и норматива, установленного законом.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется по формуле:
Di = Vi : Vm,
где Di - доля хозяйствующего субъекта; Vi - объем реализованной этим субъектом продукции на товарном рынке; Vm - общий объем реализации товара.
При этом определяются продуктовые и географические границы товарного рынка.
Товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Классическим примером расширительного толкования понятия рынка является судебный процесс против компании Du Pont (1956). Департамент юстиции возбудил дело по обвинению компании в монополизации рынка целлофана на основании того, что компания монополизировала 75% рынка. Однако верховный суд согласился с аргументами защитников компании, что следует рассматривать не рынок целлофана, а рынок оберточных материалов в целом. Но на таком рынке доля компании составляла всего лишь 20% объема продаж. Дело было прекращено.
В результате определения количественных показателей положения хозяйствующего субъекта на рынке возможны три ситуации:
1) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, признается доминирующим;
2) если доля хозяйствующего субъекта находится внутри пределов 35 - 65%, то наличие доминирующего положения доказывается антимонопольным органом;
3) не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.
Похожие критерии были выработаны в американской судебной практике. Так, в деле Aluminium Co. of America (1945) судья решил, что 90% рынка конституируют монополию; 60 - 64% - сомнительно; 33% - не создают монополию.
Федеральная антимонопольная служба России ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% . Однако решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр не является необходимым условием для признания его субъектом, доминирующим на рынке.
Доминирующим следует считать такое поведение хозяйствующего субъекта, когда он может действовать независимо от конкурентов и способен сдерживать конкуренцию на товарном рынке.
Иллюстрацией к этому может быть дело, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа. Суть в том, что ГУП "Городской центр размещения рекламы" было включено Санкт-Петербургским антимонопольным органом в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Суд установил, что ГУП действует на основании Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге, а также договора поручения, заключенного с администрацией Санкт-Петербурга. При этом ГУП подчиняется Комитету по управлению госимуществом Санкт-Петербурга, который действует от имени субъекта РФ - города федерального значения.
В связи с этим суд решил, что ГУП не может влиять на основные рыночные параметры и поэтому его нельзя включать в указанный Реестр.
Итак, само по себе доминирование на товарном рынке не является нарушением антимонопольного законодательства. Установление факта доминирования служит основанием для осуществления систематического наблюдения за деятельностью хозяйствующего субъекта в целях недопущения и пресечения злоупотреблений исключительным положением на товарном рынке. Иными словами, неправомерным является только злоупотребление доминирующим положением (п. 1 ст. 5 Закона). Это считается одним из видов монополистической деятельности. В частности, злоупотреблением можно считать:
изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на рынке либо повышение цен;
навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение (дискриминационные условия);
создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
сокращение (прекращение) производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями.
Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Различают:
монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов;
монополистическую деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления (включение их в круг субъектов монополистической деятельности является особенностью российского законодательства).
Законом также запрещены соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию, которые направлены на:
1) установление (поддержание) цен, скидок, надбавок;
2) повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах;
3) раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров и т.д.;
4) ограничение доступа на рынок (устранение с него других хозяйствующих субъектов);
5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия. Хозяйствующие субъекты с долей на рынке более 35%, намеревающиеся заключить подобные соглашения, обязаны обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашений требованиям антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган принимает решение в течение 30 дней (с продлением срока еще на 20 дней). Полученное разрешение действительно в течение двух лет. Если в этот срок соглашение не достигнуто, решение утрачивает свое действие.
5. Недобросовестная конкуренция
Недобросовестная конкуренция на товарных рынках - это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ.
Формы недобросовестной конкуренции.
1. Распространение информации о конкуренте и его продукции:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующего субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества, количества товара или его изготовителей;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.
2. Экономический и промышленный шпионаж:
получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
3. Незаконное приобретение и использование исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.
6. Государственный антимонопольный контроль
Государственный контроль за созданием, реорганизацией коммерческих организаций и некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств) 1. Предварительный контроль заключается в необходимости направить в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующих действий.
Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.
2. В случае последующего контроля учредители направляют в Федеральную антимонопольную службу уведомление в течение 45 дней со дня государственной регистрации.
Нарушение требований антимонопольного контроля при создании, слиянии, присоединении коммерческих и некоммерческих организаций, изменении состава участников некоммерческих организаций является основанием для ликвидации организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.
Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, могут быть признаны недействительными по иску Федеральной антимонопольной службы.
Отдельным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности, т.е. если в течение трех лет выявлено более двух фактов проведения ими монополистической деятельности.
Условия для принудительного разделения (выделения):
1) если это ведет к развитию конкуренции;
2) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений;
3) отсутствие между структурными подразделениями тесной технологической связи (если объем потребляемой юридическим лицом продукции структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим подразделением продукции);
4) возможность юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Принудительная ликвидация организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа возможна в случае, если:
- она осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции (п. 5 ст. 6 Закона о конкуренции на товарных рынках);
- нарушен порядок государственного контроля согласно ст. 17 данного Закона.
7. Ответственность за нарушение
антимонопольного законодательства
1. Гражданско-правовая ответственность - взыскание убытков, причиненных хозяйствующему субъекту.
2. Административная ответственность (штрафы) в соответствии со ст. ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ наступает за невыполнение предписаний антимонопольного органа, непредставление ходатайств и уведомлений для осуществления антимонопольного контроля. Максимальный размер штрафа для хозяйствующих субъектов составляет 5000 МРОТ .
3. Уголовная ответственность согласно ст. 178 УК РФ наступает за:
монополистические действия, осуществляемые путем установления монопольных цен;
ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, установления и поддержания единых цен.
Санкции:
штрафы от 200 до 700 МРОТ;
арест от 4 до 6 месяцев;
лишение свободы до 7 лет;
конфискация имущества.
Литература
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 08.07.2006)
ЗАКОН РСФСР от 22.03.1991 N 948-1
(ред. от 26.07.2006)
"О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
ПРИКАЗ МАП РФ от 27.10.2003 N 373
"О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЕЙ 5, 17, 18, 19 ЗАКОНА РСФСР ОТ 22.03.1991 N 948-1 "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ" В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.01.2004 N 5401)
ЗАКОН РФ от 24.06.1992 N 3119-1
(ред. от 26.07.2006, с изм. от 18.12.2006)
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РСФСР, ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР, РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР, ЗАКОНЫ РСФСР "О ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ", "О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР", "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ", "О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ", "О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ", "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР", "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСР (БАНКЕ РОССИИ)", "О СОБСТВЕННОСТИ В РСФСР", "О ПРЕДП...
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.10.2002 N 122-ФЗ
(ред. от 26.07.2006)
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
(принят ГД ФС РФ 18.09.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.1998 N 70-ФЗ
(ред. от 26.07.2006)
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
(принят ГД ФС РФ 08.04.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.05.1995 N 83-ФЗ
(ред. от 26.07.2006)
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
(принят ГД ФС РФ 21.04.1995)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 05.11.2004 N 382-О
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ЕДИНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ" И ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КАУСТИК" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТОВ 3 И 5 СТАТЬИ 6 ЗАКОНА РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"