Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Конкурентоспособность экономики Севастопольского региона

Конкурентоспособность экономики Севастопольского региона

Севастопольский Национальный Технический Университет

Конкурентоспособность экономики Севастопольского региона

Князева Е.И., студентка

Кабинет Министров Украины одним из основных направлений политики в экономической и социальной сфере в 2006 году выделил повышение конкурентоспособности национальной экономики. Выполнение данной задачи выполнялось по таким приоритетным направлениям:

1. Усиление инновационной активности предприятий реального сектора экономики и повышение его конкурентоспособности;

2. Развитие инструментов эффективной рыночной экономики;

3. Развитие малого и среднего бизнеса как основного фактора повышения уровня занятости населения и источника формирования среднего класса;

4. Внедрение государственного инвестирования в "точки возрастания";

5. Развитие региональной инфраструктуры через государственную поддержку.

Среди всех видов конкурентоспособностью регионов пренебрегают. Так как страна состоит из регионов, то следует уделить внимание и их конкурентоспособности, а не только стране в целом, чтобы более подробно рассмотреть данное явление в стране. Мы решили рассмотреть конкурентоспособность экономики Севастопольского региона.

Объединенными усилиями власти, бизнеса и науки в Севастополе создается кластерная модель управления туристско-рекреационной деятельностью.

Теоретической базой практических действий по созданию кластера в экономике г. Севастополя являются теория конкурентоспособности Майкла Портера 2 и анализ возникновения, формирования и развития новых производственных систем в конкретно-исторических условиях функционирования глобальной и региональных экономик, проведенный украинским экономистом Станиславом Соколенко.

27-й регион - город Севастополь - обладает уникальными природно-климатическими и географическими условиями, а также культурным, археологическим, историческим наследием для создания туристического продукта.

В регионе функционирует более 10 тыс. промышленных, сельскохозяйственных предприятий различной отраслевой направленности и форм собственности. Здесь базируется весь морской транспортно-рефрижераторный флот Украины, который составляет 4% рефрижераторного флота мира. Сосредоточенная в административных границах города богатая технологическая база виноделия и накопленный опыт, делают город поставщиком лучших виноградных и шампанских вин в Украине. Через Севастопольский морской торговый и рыбный порты круглосуточно осуществляется перевозка различных грузов, общий объем которых достигает 2 млн. тонн ежегодно. Транспортный комплекс города имеет железнодорожную, автомобильную, морскую и авиационную составляющие. Основные автомобильные трассы Севастополь - Симферополь (пропускная способность 18 тыс. автотранспортных единиц в сутки) и Севастополь - Ялта (аналогичная пропускная способность) обеспечивают автодорожную связь города со всеми регионами Крыма. В границах Севастополя хорошо развит причальный флот, протяженность которого составляет более 30 км. Город имеет 287 причалов, часть которых - глубоководные.

В Севастополе 18 различных научно-исследовательских, проектных и конструкторских институтов, бюро, исследовательских станций, самостоятельных научных отделов и филиалов, представлено 31 высшее учебное заведение 3-4 уровней аккредитации, 7 учебных заведений 1-2 уровней аккредитации (техникумы, училища, колледжи), 6 профессионально-технических учебных заведений. В Севастополе 4 театра, 45 кинотеатров, домов культуры, клубов, 4 музея и 2 067 памятников истории и культуры (на душу населения больше, чем в Санкт-Петербурге). Среди всемирно известных памятников следует назвать такие, как "Херсонес Таврический", "Панорама героической обороны Севастополя 1854-1855 гг.", "Британский Крымский воинский мемориал".

Правовая база превращения Севастополя в центр мирового туризма: Указ Президента Украины от 13 марта 2000 г. № 460 "О дальнейших мерах по улучшению социально-экономической ситуации в Автономной Республике Крым и городе Севастополе", Программа развития туризма в Украине, Программа устойчивого развития Севастополя на 2001-2005 годы, Региональная программа развития туризма в городе Севастополе до 2010 года.

14 сентября 2004 г. Распоряжением Председателя Севастопольской государственной администрации за № 1370р была создана рабочая группа по обеспечению кластерных исследований в г. Севастополе. В октябре 2004 г. в рамках сотрудничества Севастопольской торгово-промышленной палаты и администрации города с Международной Фундацией Содействия Рынку, а также при участии автора данного материала, было проведено социально-экономическое исследование региона и анкетирование предприятий города на предмет создания новых производственных систем. Опрашивались фирмы, занимающиеся торговлей, туризмом, общественным питанием, строительством, транспортными и пассажирскими перевозками; предприятия аграрно-промышленного комплекса, пищевой промышленности, судоремонтного производства; банки. В исследовании использовалось два вида анкет: "Опросный лист для руководителей крупных предприятий" и "Анкета для оценки состояния и перспектив развития бизнеса".

Анализ анкет показал, что более 61,3% исследуемых предприятий имеют опыт работы в смежных отраслях бизнеса, 58,1% выступали субподрядчиками других предприятий или государственных организаций города. 33% респондентов оказывают значительное влияние на развитие соответствующей отрасли в регионе. Из числа проанкетированных предприятий только 19,4% не пытались получить заказ от частного бизнеса, остальные с 1994 г. все больше отдают предпочтение партнерам, работающим в частном секторе экономики. 35,5% респондентов участвовали в тендерах на поставку продукции государственным организациям.

Практически все предприятия ориентируются на потребителей. У 93,5% компаний наблюдается видимый рост экономических показателей, но только 2/3 имеют возможность увеличить добавленную стоимость. 41,9% участников анкетирования взаимодействуют с исследовательскими и инновационными учреждениями и центрами (УкрНИИМФ, ЧерноморНИИпроект и др.), а также получают информацию и консультационную поддержку относительно развития бизнеса от государственных, консалтинговых объединений и Севастопольской торгово-промышленной палаты. Для 38,7% респондентов усложнен поиск информации о новых технологиях. 71% опрошенных предприятий выпускают конкурентоспособную продукцию, которая имеет преимущества по цене и качеству, 50% - имеют собственный брэнд. В тоже время практически все предприятия работают на частично или полностью изношенном оборудовании и не сертифицированы по ІSO серии 9000 (качество) и 14000 (охрана окружающей среды), что делает их уязвимыми и неконкурентными на рынке.

Более 90% опрошенных предприятий имеют возможности и желание проводить тренинги и повышать квалификацию своих сотрудников, а также готовы их обучать по ускоренной программе за счет государственных и собственных средств. Большая часть компаний использует передовые методы в кадровой политике для обеспечения качества работы и карьерного роста, стремится наладить эффективную командную работу, направленную на построение не иерархичной и более мобильной структуры управления. 96,8% руководителей проанкетированных предприятий поощряют участие персонала в совершенствовании производственных процессов.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека