Кризисы: виды, тенденции возникновения и разрешения
РЕФЕРАТ
по курсу «Антикризисное управление»
по теме: «Кризисы: виды, тенденции возникновения и разрешения»
1. Кризисы в социально-экономическом развитии
Слово «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации».
Также может означать «выход, решение конфликта (к примеру, военного)». Но современное значение слова наиболее частое применение находит у Гиппократа и врачей: и кризис означает решающую фазу развития болезни.
Экономический кризис можно определить как «экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни, действительности».
В микроэкономике используется понятие «кризис предприятия». В широком смысле это означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.
Кризисы возникают при наличии, по крайней мере, двух условий: во-первых, факторы, вызывающие организационный кризис, должны воздействовать на всю организацию как целостную систему; во-вторых, доминирующее в организации мировоззрение оказывается не способным правильно отразить причинно-следственные отношения, порождающие угрозу кризиса, или создает защитных механизм, препятствующий осознанию истинных причин кризиса.
Можно выделить общие признаки кризиса:
· Неопределенность причин и последствий.
· Угрожает целостности и существованию организации.
· Ограниченное время на сбор информации и локализацию последствий кризиса.
· Модификация или даже парализация работы команды топ-менеджеров.
· Необходимость быстрого принятия управленческих решений, имеющих важные последствия для организации.
· их последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников.
· они состоят из событий, которые создают новые условия для достижения успеха.
· они снижают контроль над событиями и их влиянием.
· они меняют отношения между участниками.
Возможно использовать следующую классификацию:
1. Стратегическое развитие предприятия. Здесь может идти речь о кризисе роста, стагнации или упадка.
2. Стадии жизненного цикла предприятия. В этом смысле возможно разделение на кризис основания, роста и старости.
3. Причины кризисов. Здесь возможно грубое разделение причин на экзогенные и эндогенные.
4. Агрегированное состояние. Различают латентный и острый кризисы.
5. Угроза целям предприятия. Обязательными предпосылками нормального состояния предприятия является:
а) поддержание платежеспособности;
б) исключение обременения предприятия долгами, т.е. превышения пассивов над активами.
С учетом системных целей возможно определение видов кризисов как кризисы стратегии, достижений (результатов) и ликвидности.
2. Тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов
История показывает, что макроэкономические кризисы (застои, спады экономик) проявляются периодически. Каждые 7-11 лет возникают кризисы средних циклов.
Каждые 3,5 года - малые циклы, большие циклы - каждые 50 лет.
Один из основоположников теории циклов Н.Д. Кондратьев доказал, фаза большого цикла отражается на ходе средних циклов.
При понижательной тенденции большого цикла все повышательные тенденции среднего цикла будут ослабляться, а понижательные - усиливаться. И наоборот.
Развитие теории кризисов постепенно превратилось в теорию конъюнктуры и ее колебаний, т.к. понятие кризиса связано с циклами развития.
Кризис - лишь одна из фаз цикла, и его понимание возможно только при изучении всех фаз: подъем - депрессия (стагнация) - кризис - подъем.
Кризис может проходить разные стадии:
· Латентную (скрытая) - когда система выглядит еще здоровой.
· Период кризиса - противоречия вырываются наружу.
· Период стагнации.
· Период подъема.
По Финку, любой кризис может состоять только из четырех различных и совершенно определенных фаз.
Названия этих фаз похожи на медицинские термины, потому что и сам кризис может быть рассмотрен как болезнь, но болезнь не человека, а его бизнеса. Фазы кризиса:
· Продромальная (предварительная фаза).
Продромальная (предварительная) фаза кризиса - это своего рода предупреждение. В большинстве случаев, это своего рода критическая точка.
· Фаза острого кризиса.
В большинстве случаев в этой фазе ситуацию уже нельзя развернуть обратно.
После того, как предупреждения закончились, и кризис из фазы продромальной перешел в острую фазу, почти никогда не удается вернуть потерянные позиции.
· Фаза хронического кризиса.
Именно в течение этой фазы результаты кризиса становятся наиболее очевидными. Иногда, при неблагоприятном исходе кризиса, эта стадия также может стать и «посмертной» для бизнеса. Однако в то же время хроническая фаза кризиса - это также нередко период выздоровления и самоанализа.
· Фаза разрешения кризиса.
Именно эта четвертая и окончательная фаза должна быть целью регулирования кризиса в течение предшествующих трех стадий.
3. Государственное регулирование кризисных ситуаций
Кризисы усиливают необходимость и расширяют набор инструментов государственного регулирования.
В период подъема экономики регулирование сводится преимущественно к фискальным функциям.
В кризисных ситуациях требуется законодательная, а иногда и финансовая поддержка.
Цель государственного антикризисного регулирования - выявление и помощь компаниям, которые можно «вылечить», и эффективное проведение банкротства безнадежных компаний.
Особенности государственного регулирования определяются:
· Общей долгосрочной тенденцией развития (волны Кондратьева);
· Господствующим общественно-экономическим укладом и национальными традициями;
· Степенью охвата кризисом предприятий по регионам и отраслям;
· Глубиной кризиса;
· Политической ситуацией;
· Уровнем концентрации и централизации капитала;
· Бюджетными возможностями государства;
· Кредитными возможностями финансово-банковской системы.
Реформы государства в настоящее время направлены:
· На преодоление убыточности предприятий;
· Создание высокоразвитой конкурентной экономики;
· Обеспечение социальной защиты и увеличение уровня жизни населения;
· Увеличение устойчивости банковской системы;
· Укрепление международного сотрудничества;
· Переобучение на всех уровнях.
Традиционно меры государственного регулирования подразделяют на:
Административные рычаги:
· Правовое обеспечение;
· Разработка рекомендаций по выходу из кризиса;
· Контроль деятельности;
· Применение санкций.
Экономические рычаги:
· Налоговая политика;
· Денежно-кредитная политика;
· Валютное регулирование;
· Отношения собственности;
· Участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности.
4. Кризисы в системе государственного управления
Политические кризисы характеризуются острыми противоречиями в политическом устройстве общества, затрагивающими интересы различных социальных групп, правящих элит, оппозиционных партий.
Факторами политических кризисов являются: резкое снижение легитимности власти, ее обесценивание в глазах граждан, отсутствие у власти способности управления происходящими в обществе процессами, смена правящей верхушки, отставка правительства, «министерская чехарда», резкое обострение социальных конфликтов, приобретающих ярко выраженный политический характер.
Острый политический кризис может протекать как:
конституционно-правовой, связанный с прекращением действия или ограничением основного закона страны (например, конституционный кризис в России в 1993 г.);
кризис партийной системы, вызванный расколом в партиях, ведущих общественных силах;
правительственный кризис, связанный с ограничением или невозможностью государственно-административного воздействия;
внешнеполитический кризис, вызванный нарастанием внешних угроз, войн, падения международного авторитета страны.
5. Кризисы в развитии организации
Мы рассматриваем кризис как непосредственную угрозу выживания предприятия.
Здесь имеется два аспекта - внешний и внутренний.
Внешний заключается в способности предприятия мобилизовать необходимый объем оборотных средств для выполнения своих обязательств перед кредиторами - выплаты и обслуживания долгов.
Внутренний - в способности обеспечить объем оборотных средств, требуемых для ведения хозяйственной деятельности.
Поддержание величины оборотных средств на соответствующем уровне осуществляется за счет денежных и эквивалентных им ресурсов предприятия.
Таким образом, в экономическом смысле кризис означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах. Этому определению соответствует следующее неравенство, представляющее экономическую формулу кризиса:
Денежные средства = Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах + Текущая финансовая потребность в оборотных средствах
Текущая финансовая потребность в оборотных средствах (ТФП) - наиболее простая и понятная часть формулы. ТФП определяется как сумма предстоящих на момент расчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период.
Покрывается денежными средствами или приемлемыми для кредиторов по содержанию и условиям взаимозачетными операциями.
Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой.
Определение порогового значения ТХП, невозможность обеспечения которого является критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия.
Объем постоянных (накладных) расходов также не может служить однозначным критерием порогового значения потребности в оборотных средствах, поскольку может быть скорректирован.
ТХП покрывается денежными средствами или приемлемыми для предприятия по содержанию и условиям взаимозачетными операциями (т.е. поставкой в нужные сроки по приемлемой цене именно тех товаров и услуг, на которые и были бы потрачены денежные средства предприятия).
Денежные средства - собственно денежные и эквивалентные им средства.
Именно сумма денежных средств является показательной для определения кризисного состояния предприятия.
Кризисам в организациях свойственно циклическое развитие. Им присущи стадии, перечисленные выше.
Список использованных источников
1. Горевский А.С., Коваленков С.С. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА-М, 2006.
2. Багровец А.Н. Антикризисное управление в организации: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Дэниэлс Д.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Пер. с англ. - М.: Дело Лтд, 2001.
4. Киреевский К.В. Основы менеджмента и управления. - М.: , 2005.