Кто диктует условия игры на нефтяном рынке?
2
Кто диктует условия игры на нефтяном рынке?
Еще перед началом очередной конференции ОПЕК, которая состоялась в Вене 15 сентября, многие эксперты высказывали серьезные сомнения в том, что возможное решение концерна о повышении квот на добычу и поставку сырой нефти способно оказать сколь-нибудь заметное влияние на развитие мировой конъюнктуры. Очевидно именно по этой причине вплоть до самого закрытия венского саммита, было трудно предсказать его итоги. В ходе обсуждения повестки дня представители стран - членов нефтяного картеля высказывали различные (а иногда и взаимоисключающие друг друга) взгляды, причем некоторые из них умудрились в течение этого достаточно короткого промежутка времени неоднократно изменить свою точку зрения.
Котировки скачут
Тем не менее, участникам конференции удалось достигнуть компромисса - было решено с 1 ноября 2004 г. увеличить квоту на добычу нефти в странах ОПЕК на 1 млн. барр. в сутки, или до 27 млн. барр. Что сразу же вызвало поток критических замечаний со стороны большинства аналитиков, так как и до 15.09.2004 г. при официальной квоте в 26 млн. барр. реальная добыча нефтяного сырья странами картеля достигала примерно 28-29 млн. барр.
Бесполезность увеличения экспортных квот с целью снижения мировых цен на нефть была лишний раз доказана уже на следующих биржевых торгах - начиная с 16 сентября черное золото дорожает с завидным постоянством. А в ночь с 27 на 28 сентября на внебиржевых торгах в электронной системе ACCESS стоимость фьючерсов на нефть марки WTI, которые котируются на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX), преодолела отметку исторического максимума в 50 USD/барр. и достигла значения 50,39 USD/барр. Дальше цены безудержно понеслись к новому рекорду - 60 USD/барр.
Непосредственной причиной очередного скачка котировок стало сообщение министерства энергетики США о том, что в последнюю неделю сентября запасы нефти и нефтепродуктов на американских НПЗ выросли лишь на 1,1 млн. барр., до 274 млн. барр. При этом объемы мазута и дизельного топлива сократились на 2,1 млн. барр., до 123,4 млн. барр. Это на 6% меньше аналогичного показателя прошлого года. Данные цифры оказались неприятным сюрпризом для аналитиков, которые ожидали, что в преддверии отопительного сезона запасы нефтепродуктов в стране должны были возрасти по меньшей мере на 2,75 млн. барр.
Вообще же нынешние проблемы с поставками углеводородного сырья на крупнейший в мире американский рынок, по мнению многих экспертов, возникли из-за разрушительных последствий урагана "Иван Грозный". Даже три недели спустя после удара стихии дневная добыча нефти в Мексиканском заливе составляла лишь 71% от обычного уровня, а НПЗ в этом регионе были загружены лишь на 89% своей мощности. Причиной стал выход из строя нескольких плавучих и стационарных буровых установок для восстановления нормальной работы которых необходимо несколько месяцев.
Однако влияние перебоев в поставках нефти с промыслов на шельфе Мексиканского залива и коммерческих запасов энергоносителей в США на мировой рынок не оказалось бы столь болезненным если бы не совпавшее по времени с природными катаклизмами обострение обстановки в Нигерии и Ираке (там 4 октября в который уже раз был взорван экспортный нефтепровод).
На предмет того, как будут развиваться события на мировом рынке энергоносителей в среднесрочной и даже в краткосрочной перспективе, у аналитиков нет единой точки зрения. Все зависит от того, влияние какого из многочисленных факторов, воздействующих на нефтяную конъюнктуру, данный специалист считает определяющим.
Мнение первое: нефти не хватает
Немалое число достаточно авторитетных экспертов уверено, что ключевой проблемой является перманентно растущий спрос на нефть, за которым никак не может угнаться предложение. Посему нет никаких оснований ожидать, что в ближайшее время цены на энергоносители могут сколько-нибудь существенно понизится. Наоборот, любая негативная новость из нефтедобывающих регионов, не говоря о даже кратковременных перебоях в поставках, будет стимулировать их дальнейший рост.
Однако недостаток товара является лишь следствием острого глобального дефицита добывающих и перерабатывающих мощностей. Не говоря уже об их резерве на случай внезапной остановки в любом из нефтедобывающих регионов мира. Немедленно изменить здесь что-либо вряд ли возможно - на создание новых мощностей уйдут не недели и даже не месяцы. Хотя возможно, что спрос на энергоносители начнет замедляться сам собой из-за сверхвысоких цен.
Что касается оценок ведущих западных поставщиков нефти, то специалисты американских концернов высказываются в том духе, что ситуация на нефтяном рынке вряд ли стабилизируется в ближайшие годы. Правда, и назвать все ныне происходящее кризисом в полном смысле этого слова нельзя. Так, в частности, считают эксперты Exxon Mobil. В то же время "облом" может наступить уже в следующем году, поскольку в ближайшие месяцы можно ожидать начала ускоренного роста потребления топлива, а объемы его производства, напротив, будут падать.
Очевидно, что при таком развитии событий любое новое осложнение в нефтедобывающих странах может сделать реальностью прогноз президента Венесуэлы Уго Чавеса, заявившего не так давно, что скоро нефть будет стоить около 100 USD/барр. Пока таких цен не предвидится, но эксперты банка Morgan Stanly не исключают, что уже скоро стоимость барреля сырой нефти может составить 60 USD. А это почти с неизбежностью грозит замедлением темпов развития мировой экономики.
Мнение второе: во всем виноваты слухи
По мнению другой группы аналитиков (значительная часть которых представляет страны-производители сырья), сегодня на рынке нет дефицита нефти. Главная причина нынешних потрясений имеет исключительно спекулятивный характер - биржевые игроки, пользуясь нестабильностью в ряде стран - экспортеров нефти, просто взвинчивают цены, а дезориентированные этой активностью страны-потребители стремятся закупить как можно больше нефти "про запас", хотя это и не диктуется непосредственными нуждами их экономик.
Примерно так считает и министр энергетики Кувейта шейх Ахмад Фахад Аль-Ахмад Аль-Сабах. По его словам, основными составными частями нынешнего кризиса на энергетических рынках являются теракты в ряде нефтедобывающих стран и экономическая ситуация в геополитическом плане. Это порождает обеспокоенность дилеров, которые поднимают цены на нефть с тем, чтобы создать для себя задел на будущее, когда котировки упадут.
Как полагает президент ОПЕК, министр энергетики и природных ресурсов Индонезии Пурномо Юсгианторо, панику среди участников рынка в основном порождают именно "неэкономические факторы", прежде всего сложная ситуация на Ближнем Востоке и в других нефтедобывающих регионах. В качестве доказательства он приводит Нигерию, в которой после наступления относительной стабильности (вследствие заключения мирных соглашений между правительством и повстанцами) цены на нефть пошли вниз.
Согласно информации Reuters, совокупная добыча стран - членов ОПЕК, которые сегодня обеспечивает половину всего мирового экспорта нефти, достигла в сентябре наибольшего показателя за последние 25 лет (реально около 30 млн. барр./сутки). Это притом, что, по некоторым данным, запасы черного золота у большинства лидеров мировой экономики и без того весьма велики.
Как заявил некоторое время назад исполняющий обязанности генерального секретаря ОПЕК Майзар Рахман, промышленные запасы нефти и нефтепродуктов в странах Организации экономического сотрудничества составляют на данный момент около 2,5-2,6 млрд. барр., и если в ноябре этого года их объем вырастет до 2,7 млрд. барр., то это может вызвать обвальное падение спроса на нефть и соответственно обрушить цены.
Европейцы разрабатывают сценарии
Из соображения объективности не лишним будет изложение точек зрения на происходящее экспертов, представляющих страны, которые не относятся к числу главных производителей нефтяного сырья. Так, исследователи из Национального института экономических исследований NIER (Швеция) полагают, что угроза терактов и политических катаклизмов с течением времени ослабнет и к концу 2006 г. цена нефти уменьшится до 28 USD/барр. Однако они вовсе не исключают возможности того, что новые вылазки террористов приведут к сохранению высоких нефтяных цен и на более длительный период.
Причем максимальное влияние на биржевые котировки окажет нападение на нефтяные объекты в Саудовской Аравии. Дело в том, что эта страна в настоящее время обеспечивает примерно 10% всего мирового экспорта нефтяного сырья и является единственным крупным поставщиком, способным при необходимости существенно нарастить добычу в достаточно сжатые сроки.
Но события могут развиваться и по значительно более худшему варианту: цены окажутся куда более высокими, чем ожидают специалисты NIER, а период их действия существенно более длительным. Для оценки последствий развития конъюнктуры в данном направлении лондонским Институтом экономических и социальных исследований были использованы специально разработанные методы моделирования. В результате были подготовлены два альтернативных сценария поведения нефтяного рынка.
Первый предполагает сохранение длительного периода неопределенности и цен на нефть на уровне 40 USD/барр. вместо их постепенного снижения с осени 2004 г. Второй сценарий базируется на предположении серьезного нарушения поставок вследствие какого-либо экстраординарного события. В результате следует ожидать значительного скачка цен выше нынешних и без того значительных величин.
Точную цифру эксперты называть отказываются, однако в качестве ориентира ссылаются на времена конфликта на Ближнем Востоке в 1990-1991 гг., когда подавляющее большинство аналитиков ожидало скачка цен до 60 USD/барр. Именно этот показатель во втором сценарии и взят в качестве базового.
Как показывают расчетные данные по первому сценарию, потрясения на нефтяном рынке будут достаточно значительными, однако существенной угрозы глобальному экономическому подъему в этом случае не создается, как минимум она отсрочивается. Второй сценарий заметно более пессимистичен: подъем в мировой экономике вообще может приостановиться. Конечно, активная экономическая политика ведущих держав смягчит негативные последствия удорожания нефти для глобального роста, но полностью нейтрализовать отрицательный эффект не удастся.
Россия, с одной стороны, "в шоколаде", а с другой
- наоборот
Говоря о России, которая на сегодняшний день является наряду с Саудовской Аравией одним из главных мировых поставщиков энергоносителей, следует сказать, что нынешний всплеск мировых цен на нефть имеет для нее весьма неоднозначные последствия.
С одной стороны, правительство не испытывает проблем с деньгами, так как за первые 9 месяцев текущего года профицит бюджета составил более 400 млрд. RUB (без малого 14 млрд. USD), а объем стабилизационного фонда, по оценке вице-премьера Александра Жукова, в следующем году может достичь астрономических 800 млрд. RUB (около 28 млрд. USD). Посему власти весьма благосклонно относятся к планам российских нефтяных компаний нарастить добычу до 450 млн. т нефти, а ее экспорт - до 225 млн. т.
Несколько недель назад Минпромэнерго РФ утвердило прогнозные балансы нефтяного сырья, основных видов нефтепродуктов и газа по Российской Федерации, а также графики транспортировки и транзита нефтяного сырья за пределы таможенной территории Российской Федерации на IV квартал 2004 г.
Добыча нефтяного сырья в IV квартале 2004 г. планируется в объеме 118 млн. т, из которых 110,7 млн. т нефтедобывающими организациями будет сдано в систему магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть"". Поставка на нефтеперерабатывающие заводы России планируется в объеме 58,2 млн. т, экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации - 65,8 млн. т, из которых в дальнее зарубежье будет поставлено 55,1 млн. т, в государства - участники СНГ - 10,7 млн. т.
Обеспечение Беларуси, Украины и Казахстана нефтяным сырьем предполагается осуществлять согласно межправительственным соглашениям, на эти цели запланировано 4,5 млн. т, 4,7 млн. т и 1,5 млн. т соответственно.
Производство в России бензина автомобильного в IV квартале 2004 г. планируется в объеме 7,78 млн. т, из которых порядка 660 тыс. т будет поставлено на экспорт. Производство дизельного топлива в Российской Федерации планируется в объеме порядка 14 млн. т, из которых 6,85 млн. т будет вывезено на экспорт. Производство мазута в IV квартале 2004 г. планируется в объеме 14 млн. т, из них 5,8 млн. т - экспортные.
С другой стороны, очевидно и отрицательное влияние высоких мировых цен на нефть на российскую экономику. Это рост внутренних цен на бензин и другие нефтепродукты, постоянная борьба с укреплением рубля путем покупки валюты, и как следствие усиление инфляции. Кроме того, многие эксперты заявляют, что правительство РФ просто не в состоянии эффективно использовать нарастающий (вследствие подъема мировых цен) поток "халявных" нефтедолларов, поступающих в страну. Пока оно по большей части вкладывает их в валюту и ценные бумаги иностранных государств, т.е. "де-факто" поддерживает чужую экономику.
Кроме того, как полагает заместитель министра промышленности и энергетики РФ Иван Матеров, по мере того как цена на нефть приближается к отметке 50 USD/барр., все большая часть вырученных от ее продажи средств возвращается сферу нефтедобычи в ущерб другим отраслям народного хозяйства. В результате уже достаточно сильно поразившая российскую экономику "голландская" болезнь (когда из-за высокого притока в страну валютной выручки от сырьевого экспорта перестают развиваться обрабатывающие сектора экономики) грозит перейти в еще более серьезную форму.
Опасения небезосновательны
О том, что эти опасения небезосновательны, позволяют говорить данные о структуре российского экспорта, опубликованные на официальном сайте Минэкономразвития РФ. В соответствии с ними в январе - августе 2004 г. зарубежные поставки из России возросли по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. на 25,2%, что в 3,6 раза превышает темпы роста российского ВВП.
При этом структура российского экспорта при некоторых подвижках продолжает сохранять топливно-сырьевую направленность. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в товарной структуре экспорта в страны вне СНГ в январе - июле 2004 г. доля топливно-энергетических товаров составила 57% (уменьшение по сравнению с январем - июлем 2003 г. на 3,9 процентных пункта) 1 .
В то же время доля черных и цветных металлов и изделий из них по сравнению с январем - июлем 2003 г. увеличилась на 4,9 процентных пункта и составила 19,1%.). Доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта сократилась на 0,5 процентных пункта и составила 6%.
Как показывают данные официальной статистики Минпромэнерго РФ, изменений в лучшую сторону не последовало и в сентябре. Добыча нефти в России по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. за 9 месяцев 2004 г. выросла на 9,7%, до 341,149 млн. т. По системе трубопроводов "Транснефти" на экспорт поступило 146,319 млн. т нефти, что на 21,418 млн. т больше, чем за аналогичный период 2003 г. В дальнее зарубежье за 9 месяцев из России было поставлено 150,834 млн. т нефти с учетом транзитных ресурсов. В том числе экспорт собственно российской нефти составил с начала года 135,486 млн. т. В ближнее зарубежье за отчетный период поставлено 30,264 млн. т нефти.
На переработку для внутрироссийских нужд было отгружено 171,165 млн. т нефти. В том числе на нефтеперерабатывающие заводы в январе - сентябре поставлено 165,201 млн. т сырья.
Нефть - всему голова
О том, что именно с нефтью ныне правящая в России элита связывает свои основные надежды на будущее, позволяет говорить и содержание доклада "Перспективы развития нефтяного сектора России на период до 2020 г." С ним выступил 16 сентября в Вене на Международном семинаре ОПЕК "Нефть во взаимозависимом мире" заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Реус.
Из доклада следует, что в настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического комплекса России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится более 16% произведенного ВВП России, четвертая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки.
Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом нефтяной отрасли страны. В ее недрах сосредоточено около 13% мировых разведанных запасов нефти. Эти ресурсы расположены в основном на суше (примерно 3/4). Примерно 60% ресурсов нефти приходится на долю районов Урала и Сибири, что создает потенциальные возможности экспорта как в западном, так и в восточном направлении.
В глобальных масштабах доля России в нефтедобыче постоянно увеличивается, и на настоящий момент составляет порядка 12%, что меньше лишь доли Саудовской Аравии. Экономика страны потребляет лишь менее трети добываемой нефти (включая продукты ее переработки), остальное экспортируется. Добычу нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций, причем 11 нефтедобывающих холдингов, включая ОАО "Газпром", обеспечивают более 90% всего объема добычи.
Стратегической задачей развития нефтяной отрасли является плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией ее уровня на долгосрочную перспективу. Добыча нефти будет осуществляться и развиваться как в традиционных нефтедобывающих районах (Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ), так и в новых нефтегазовых провинциях (на Европейском Севере (Тимано-Печорский район), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на юге России (Северо-Каспийская провинция)). Добыча нефти в России может составить порядка 490 млн. т в 2010 г. и возрасти до 520 млн. т к 2020 г.
Главной нефтяной базой России вплоть до 2020 г. останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. При этом основной прирост добычи будет обеспечиваться за счет освоения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока - до 100 млн. т, а также Северо-Западного региона - до 45 млн. т 2 .
Столь высокие уровни нефтедобычи должны полностью обеспечить как перспективный внутренний спрос на нефтепродукты, так и экономически обоснованные объемы их экспорта. К 2010 г. объем переработки нефти может достигнуть 200 млн. т, а к 2020 г. - 215 млн. т.
Наполеоновские планы
В настоящее время основным рынком экспорта российской нефти и нефтепродуктов является Европа. На этот рынок приходится порядка 90% всех таких поставок в связи с тем, что сложившаяся транспортная инфраструктура страны ориентирована на удовлетворение потребностей этого региона. Рынок нефти стран Западной и Центральной Европы останется для России крупнейшим и в предстоящие 20-25 лет.
В то же время доля стран АТР в экспорте российской нефти должна будет возрасти с 3% в настоящее время до 30% в 2020 г. за счет увеличения экспорта с Сахалина и с новых месторождений Восточной Сибири и Якутии.
Для того чтобы планы наращивания экспорта стали реальностью, предусматриваются следующие основные направления развития систем транспортировки нефти: Северо-Балтийское направление - строительство третьей очереди Балтийской трубопроводной системы с поэтапным увеличением мощности направления с 42 до 50 млн. т к концу текущего года и до 62 млн. т нефти в конце 2005 г. Работы по расширению этой системы ведутся с учетом пропускной способности транспортных маршрутов по бассейну Балтийского моря и требований международной конвенции по безопасности транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, начаты предпроектные работы по обоснованию создания новой трубопроводной системы в направлении Баренцева моря экспортной мощностью до 120 млн. т нефти в год для выхода на рынки США и Европы.
Согласно прогнозам, потребление нефти и нефтепродуктов в странах АТР к 2010 г. возрастет до 1 510 млн. т, к 2020 г. - до 1 970 млн. т, а к 2030 г. - до 2 205 млн. т. Поэтому на Восточно-Сибирском направлении ведется разработка строительства уникальной нефтепроводной системы Восточная Сибирь - бухта Перевозная (Находка) протяженностью около 4 160 км, мощностью до 80 млн. т в год и ориентировочной стоимостью около 15 млрд. USD в ценах 2004 г. для выхода на новые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Ввод в эксплуатацию этой нефтепроводной системы позволит ускорить формирование новых центров добычи нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия).
На Дальневосточном направлении ведутся работы по созданию оптимальной транспортной инфраструктуры для освоения нефтегазовых ресурсов в районе острова Сахалин в рамках проекта "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
Каспийско - Черноморско - Средиземноморское направление планируется развивать путем увеличения пропускной способности трубопровода Атырау - Самара до 25-30 млн. т нефти в год. Рассматривается проект расширения мощности системы ЗАО до 67 млн. т в год.
С учетом ограниченных пропускных возможностей проливов Босфор и Дарданеллы на Центрально-Европейском направлении ведутся работы по интеграции трубопроводных систем "Дружба" и "Адрия" с целью поэтапного (5-10-15 млн. т в год) увеличения экспорта нефти из России и стран СНГ через нефтеперевалочный терминал в порту Омишаль (Хорватия) минуя черноморские проливы.
Достижение намечаемых уровней добычи нефти в стране и соответствующего развития геологоразведочных работ и транспортной инфраструктуры требует значительного роста инвестиций. Минимальные ориентировочные уровни инвестиций в нефтяной сектор на период до 2020 г. составляют 200-210 млрд. USD, из них в добычу нефти - 155-160 млрд. USD, в переработку - 19-21 млрд. USD, в транспорт нефти - порядка 27 млрд. USD.
Основным источником капитальных вложений должны стать собственные средства нефтяных компаний. При освоении новых районов добычи предполагается также привлечение кредитных средств на условиях проектного финансирования. В перспективе до 25-30% общего объема инвестиций может составить заемный и акционерный капитал.
Учитывая, что в экономике Беларуси продукция обрабатывающих отраслей (прежде всего машиностроения и металлообработки) составляет значительно больший удельный вес, чем в России, можно говорить о том, что рост нефтяных цен и сохранение преимущественно топливно-сырьевой ориентации народного хозяйства РФ является залогом безбедного существования большого числа белорусских предприятий, основным рынком для которых является именно российский.
Вместе с тем, учитывая энергозатратный характер применяемых в нашей стране технологий, нельзя не согласится с доводами тех экспертов, которые утверждают, что выход мировых нефтяных котировок на уровень, близкий к 60 USD/барр., и увеличение потребления нефти в РБ приведет к существенному удорожанию отечественных изделий и падению конкурентоспособности на внешних рынках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Курс экономической теории: Учебное пособие./Под ред. А. Н. Тур, М. И. Плотницкий. - Мн.: ”Мисанте”1998.
2. А. М. Лемешевский. Микроэкономика: Теория национальной экономики. Ч.2. Мн.1994.
3. Теория национальной экономики: Учебное пособие. Ч.1. Мн., 1994.
4. Шимов, Богданович, Крюков. Беларусь: ретроспектива и перспектива. // Белорусский экономический журнал №1, Мн. 2000.
5. Основные направления социально - экономического развития РБ на период до 2010г.// Белорусский экономический журнал №2, Мн.2000.
6. Ванкевич. Избыточная занятость. Истоки и последствия.// Белорусский экономический журнал №2, Мн. 2000.
7. А. О. Тихонов. Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы // Белорусский экономический журнал №3, Мн. 2000.
8. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 1997. - 720 с.
9. Хайман Д. Н. Современная макроэкономика: анализ и применение. Под ред. С. В. Валдайцева. М.: Финансы и статистика, 1998.
10. Макроэкономика: Учебное пособие / Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитрива и др.; Под ред. Л. П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2002. - 244 с.