Лесной фонд
30
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»
Факультет заочный
Кафедра экономики и управление предприятиями
Контрольная работаПо дисциплине «Экономика недвижимости»Тема работы
Аренда, безвозмездное пользование, концессия и краткосрочное пользование участком лесного фонда
Работу выполнил
студент группы ЭУТ-05 Z 2
Марченко В.И.
Омск - 2010
Содержание работы
Введение
1. Аренда участка лесного фонда
1.1 Понятие, правовая характеристика и сфера применения договора аренды участка лесного фонда
1.2 Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
1.3 Арендная плата
2. Безвозмездное пользование участком лесного фонда
2.1 Понятие безвозмездного пользования и порядок предоставления участков
3. Концессия
3.1 Понятие концессии и её история
3.2 Концессия участков лесного фонда
4. Краткосрочное пользование участком лесного фонда
4.1 Порядок предоставления
4.2 Плата за краткосрочное пользование
5. Право на пользование участками лесного фонда
Заключение
Список использованных источников
Введение
При любом общественном устройстве особое место в системе общественных отношений занимает недвижимое имущество, с функционированием которого так или иначе связаны жизнь и деятельность людей во всех сферах бизнеса, управления и организации. Именно недвижимость формирует центральное звено всей системы рыночных отношений. Объекты недвижимости не только важнейший товар, удовлетворяющий различные потребности людей, но одновременно и капитал в вещной форме, приносящий доход. «Недвижимость, недвижимое имущество - реальная земельная и вся материальная собственность. Включает всё материальное имущество под поверхностью земли, над её поверхностью или прикреплённое к земле».
«Недвижимыми имуществами признаются по закону земли и всякие угодья, дома, заводы, фабрики, лавки, всякие строения и пустые дворовые места, а также железные дороги». На сегодняшний момент Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.130) определяется, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба и назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Объекты недвижимости также различаются по своему происхождению:
- созданные природой без участия труда человека;
- являющиеся результатом труда человека;
- созданные трудом человека, но связанные с природой настолько, что в отрыве от неё функционировать не могут.
Недвижимость - основа национального богатства страны, имеющая по числу собственников массовый характер. Поэтому знание экономики недвижимости необходимо для успешной предпринимательской деятельности в различных видах бизнеса, а также в жизни любой семьи и отдельно взятых граждан, поскольку собственность на недвижимость - первичная основа свободы, независимости и достойного существования всех людей. Естественные (природные) объекты - земельный участок, лес и многолетние насаждения, обособленные водные объекты и участки недр. Эти объекты недвижимости называют ещё и «недвижимостью по природе».
Земли лесного фонда - это самая большая по площади категория земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве.
Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь эксплуатация лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного фонда. Естественно, биологические связи земли и лесов определяют сущность правового понятия земель лесного фонда, которое представляет собой самостоятельную правовою категорию по отношению к лесному фонду. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются не только земельными, но и лесным законодательством. Поэтому, при написании контрольной работы на данную тему, мне придётся использовать в основном лесное законодательство.
Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят: леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного фонда (болота, дороги, гари, просека и т.д.). Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают леса. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии. Для того чтобы иметь представление о наиболее важных положениях современного лесного законодательства и его соотношении с земельным законодательством, прежде всего следует кратко охарактеризовать соотношение понятий «лес» и «земли лесного фонда».
Лесной кодекс от 22 января 1997 г. включает в понятие леса и земли, на которых произрастают эти леса. Согласно статье 7 - лесной фонд все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации. В статье 8 прописано, что в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли). Для правильного уяснения сущности правового режима земель лесного фонда необходимо охарактеризовать иные важные понятия, которые используются в лесном и земельном законодательстве. Леса, расположенные на землях обороны и городские леса на землях городских поселений в лесной фонд не включаются. К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечивающие функции: экологическую, экономическую, культурно - оздоровительную. Экологическая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующую, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение. Экономическая функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой продукции народного хозяйства. Культурно - оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеческой природы. Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной растительности, с учётом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектами лесопользования, имеющим право на сдачу лесов в аренду. Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается органами лесного хозяйства. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов. В частной собственности закон допускает нахождение небольших лесных участков лесофонда. Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собственности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации. Цель моей контрольной работы: подробно разобрать один из объектов недвижимости - это лесной фонд. Этот объект недвижимости называют еще и «недвижимостью по природе». Я остановлюсь более подробно на таких понятиях как аренда, безвозмездное пользование, концессия и краткосрочное пользование участком лесного фонда.
Основная задача моей контрольной работы - это изучение теории и практики функционирования рынка недвижимости, каким является объекты лесного фонда, важной сферы предпринимательской деятельности. Объекты лесного фонда служат определенной гарантией стабильности бизнеса, сохранения и приумножения стоимости капитала, а с другой, - имеют особую престижность в общественном сознании. Именно рынок недвижимости обеспечивает, в конечном счете, переход земельных участков и всего, что прочно с ними связано, в руки эффективных собственников и тем самым играет решающую роль в формировании и укреплении среднего социального слоя российского общества.
1. Аренда участка лесного фонда
1.1 Понятие, правовая характеристика и сфера применения договора аренды участка лесного фонда
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 г.N 200-ФЗ. По договору аренды лесного участка указанный участок передается гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государст-венной или муниципальной собственности в аренду. Статья 72 ЛК РФ, в отличие от ст. 31 ЛК РФ 1997 г., не содержит запрета на передачу лесного участка в субаренду. Очевидно, что на основании общих положений ГК РФ (ст. 615) арендатор вправе:
-сдавать арендованный им лесной участок в субаренду;
-передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам;
-отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Предоставление в аренду участков лесного фонда производится на основании совместного решения владельца лесного фонда и местной администрацией по согласованию с соответствующим органом охраны окружающей среды.
Новым является положение ч. 5 ст. 72 ЛК РФ, в соответствии с которым арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Эта норма основывается на ст. 621 ГК РФ. Однако в соответствии с данной статьей ГК РФ арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если другое лицо предложит лучшие условия, то прежний арендатор не имеет преимущественного права. Особенностью ч. 5 ст. 72 ЛК РФ является то, что законодатель не включил в нее оговорку о прочих равных условиях, исходя, из необходимости обеспечения стабильности договорных отношений, обусловленной спецификой использо-вания лесов.
1.2 Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления. Законодатель императивно установив для договора аренды лесного участка определенные условия посредством которого отражаются существенные условия договора: порядок использования данного участка, а также порядок заключения данного договора, тем не менее, сохранил для данного договора основную концепцию института гражданского права, регламентирующего отношения аренды.
Согласно Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года №200-ФЗ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, при этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса, - на срок от одного года до сорока девяти лет. В случае, если Арендатор, надлежащим образом исполняет договор аренды лесного участка, то по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор по договору имеет право: самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности, проводить все виды рубок (при договоре на заготовку древесины), возводить объекты, связанные с пользованием лесами, их охраной и защитой. В то же время арендатор обязан: соблюдать правила охраны лесов, почв и окружающей среды, проводить противопожарные мероприятия, лесовосстановительные работы. По окончании работ арендатор должен привести лесные участки в соответствие, пригодное для использования их по назначению. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 74. ч.2. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. ч.3 Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
ч.4. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
ч.5. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются Правительством Российской Федерации.
1.3 Арендная плата
За пользование земельным участком лесного фонда арендатор выплачивает арендную плату. Величина арендной платы зависит от количества и качества используемых лесных ресурсов, их вида, расположения. Принципы арендной платы разрабатываются субъектами Федерации, конкретные размеры устанавливаются местной администрацией либо определяются на лесных торгах. В соответствии со статьей 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка заключается посредством аукциона, проведение которого регулируется общими правилами ГК РФ (ст. 447 - 449) и специальными нормами главы 8 Кодекса.
В ст. 73 ЛК РФ установлен порядок определения размера арендной платы, при этом размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Федеральный закон «О платежах за пользование лесным фондом Российской Федерации» регулирует отношения в области установления и уплаты платежей за пользование лесным фондом Российской Федерации, находящимся в федеральной собственности. Согласно ст.5 настоящего Закона за пользование участками лесного фонда взимаются следующие платежи: при аренде участков лесного фонда - арендная плата и разовый платеж (бонус) при проведении аукциона. Согласно ст.8 настоящего Закона, размер арендной платы, подлежащей уплате в соответствии с условиями договора аренды, определяется исходя из предусмотренных договором аренды видов лесопользования как произведение установленных объемов лесопользования, а в случаях не связанных с заготовкой лесного ресурса, площади арендованного участка лесного фонда и соответствующих ставок платы за пользование лесным фондом. В ст.9 мы читаем, что разовый платеж (бонус) за право заключения договора аренды участка лесного фонда уплачивается победителем аукциона на право заключения договора аренды участка лесного фонда, а размер разового платежа (бонуса) устанавливается по результатам аукциона и является критерием определения его победителя. Арендная плата при аренде участков лесного фонда уплачивается ежегодно, в порядке определяемом договором аренды. При аренде участков лесного фонда размер арендной платы, подлежащей уплате в соответствии с договором аренды, определяется по вновь установленным ставкам платы за пользование лесным фондом. Владелец лесного фонда ведёт постоянный контроль за выполнением арендатором своих обязательств. В случаях нарушения правил лесопользования владелец вправе приостановить аренду участка, расторгнуть договор, предъявить в суде иск о возмещении ущерба.
Действие лицензии на аренду участков лесного фонда прекращается по истечении срока, при отказе арендатора от договора, систематическом нарушении законодательства, невнесении платежей за пользование лесным фондом и т.д.
2. Безвозмездное пользование участком лесного фонда
2.1 Понятие безвозмездного пользования и порядок предоставления участков
Под договором безвозмездного пользования участком лесного фонда подразумевается договор, по которому лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Согласно Лесного кодекса РФ, принятого 22.01.1997г., ст.36 по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном статьей 130 настоящего Кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. (часть первая в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ). Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование определяется настоящим Кодексом, гражданским законодательством и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 43 участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
На основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, в краткосрочное пользование участки лесного фонда предоставляются лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории. (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) Сельхозорганизации, желающие получить в соответствии с Лесным кодексом РФ в безвозмездное пользование участок лесного фонда, направляют письменное заявление в лесхоз или организацию органа исполнительной власти субъекта РФ. В заявлении указываются полное наименование сельхозорганизации, место ее нахождения, адрес заявителя, место расположения участка лесного фонда, виды и цели лесопользования, наличие лицензии на право ведения соответствующего вида деятельности /в случаях, предусмотренных законом/, а также другие данные, необходимые при рассмотрении вопроса о предоставлении участка лесного фонда в безвозмездное пользование. Лесхоз или организация органа исполнительной власти субъекта РФ в месячный срок рассматривает заявление и вместе с заключением направляет его в федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства или в орган исполнительной власти субъекта РФ. Федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства или орган исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса РФ, выносит решение о предоставлении участка лесного фонда в безвозмездное пользование или об отказе в этом. На основании решения федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ лесхоз или организация органа исполнительной власти субъекта РФ в месячный срок заключает с заявителем договор безвозмездного пользования участком лесного фонда.
Объемы лесопользования, необходимые для удовлетворения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах сельхозорганизаций, получивших право на безвозмездное пользование участком лесного фонда, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса РФ, в соответствии с нормативами, утверждаемыми органом государственной власти субъекта РФ.
3. Концессия
3.1 Понятие концессии и её история
Концемссия, концессиомнное соглашение -- форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.
Концессия подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей. Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права на ведение которого принадлежит публично-правовому образованию, например, ведение парковочной деятельности и т. п. Роль концессий в мировой экономике возрастает. Если на протяжении XX века концессии находили применение преимущественно в недропользовании, то в 1990-е годы в концессию стали передаваться многочисленные иные объекты государственной собственности. Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.
В эпоху НЭПа концессии получили широкое распространение в РСФСР. В апреле 1921 года в речи «О концессиях и о развитии капитализма» В. И. Ленин заявил: «Не опасно ли приглашать капиталистов, не значит ли это развивать капитализм? Да, это значит развивать капитализм, но это не опасно, ибо власть остаётся в руках рабочих и крестьян, а собственность помещиков и капиталистов не восстанавливается. Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности, по договору, на определённый срок, но не становится собственником. Собственность остаётся за государством». Перед Гаагской конференцией 1922 года Л. Б. Красин предложил вернуть иностранцам, бывшим владельцам предприятий, до 90 % национализированной собственности, но только в форме долгосрочных концессий. Многие иностранные концессионеры согласились, но идея встретила сильное сопротивление внутри страны. В 1922--1927 гг. в страну поступило более 2000 концессионных предложений, из них было реализовано почти 10 %.
В настоящее время, концедентом выступает Российская Федерация, либо субъект федерации, либо муниципальное образование. Концессионер -- индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, -- вкладывая средства в проект по концессионному договору, получает объект договора в управление и бомльшую часть прибыли. Государство, со своей стороны, может принимать на себя часть расходов и гарантировать сохранность вложенного капитала.
3.2 Концессия участков лесного фонда
По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до сорока девяти лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда, как правило, предоставляются в пользование участки лесного фонда, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию. Концессия участков лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Сторонами договора концессии участка лесного фонда являются Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации инвесторами. Договор концессии участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о концессии.
В договоре концессии участка лесного фонда указываются следующие условия:
· границы участка лесного фонда;
· виды лесопользования;
· объемы (размеры) лесопользования;
· срок концессии;
· обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов;
· порядок раздела добытых лесных ресурсов (продукции) или предоставления услуг;
· виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и других платежей;
· обязанности инвестора по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры;
· иные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и определенные по усмотрению сторон.
Договор концессии участка лесного фонда заключается по результатам проведения конкурса или аукциона. Участки лесного фонда, передаваемые на концессию, выставляются на конкурсы или аукционы Правительством Российской Федерации по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Организация и порядок проведения указанных конкурсов и аукционов устанавливаются законодательством Российской Федерации.
4. Краткосрочное пользование участком лесного фонда
4.1 Порядок предоставления
Согласно ст. 43 Лесного кодекса участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. На основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации в краткосрочное пользование участки лесного фонда предоставляются лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории.
Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование по результатам лесных аукционов, за исключением случаев, указанных в части второй статьи 43 настоящего Кодекса. Для проведения лесного аукциона создается аукционная комиссия. Состав аукционной комиссии утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Лесные аукционы организуются и проводятся территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством. Лесные ресурсы на лесной аукцион выставляет орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора. Организация и проведение лесных аукционов осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом управления лесным хозяйством в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством.
В протоколе лесного аукциона указываются:
· границы участка лесного фонда;
· виды лесопользования;
· объемы (размеры) лесопользования;
· размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения;
· иные условия лесного аукциона.
4.2 Плата за краткосрочное пользование
При осуществлении краткосрочного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лесопользователи вносят плату за краткосрочное пользование лесным фондом. Размер платы за краткосрочное пользование лесным фондом определяется как произведение установленных объемов лесопользования, а в случаях не связанных с заготовкой лесного ресурса, площади участка лесного фонда и соответствующих ставок платы за пользование лесным фондом.
5. Право на пользование участками лесного фонда
Основаниями для лесопользования участками лесного фонда служат специальные разрешительные документы: лицензии, лесорубочный билет (ордер), лесной билет, договор безвозмездного пользования и договор концессии участков лесного фонда. Лицензия удостоверяет право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду). Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяют право их владельца на краткосрочное пользование участками лесного фонда или лесными ресурсами. Владелец такого документа вправе осуществлять только установленный вид пользования лесным фондом. Участки лесного фонда предоставляются в пользование по результатам переговоров, лесных торгов или конкурсов. Порядок определения лесопользователей определяет районный (городской) орган местного самоуправления. Предельные размеры участков лесного фонда, предоставляемых в пользование, устанавливают государственные органы управления лесным хозяйством по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. В качестве лесопользователей в РФ могут выступать: юридические лица, в том числе иностранные; физические лица.
Они должны иметь право на пользование лесным фондом в соответствии с законодательством РФ. Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование (на срок до одного года), долгосрочное пользование (аренду) (на срок до 50 лет). По инициативе пользователя долгосрочное пользование участком лесного фонда может быть продлено до истечения установленного срока. Виды лесопользования: 1. Заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других); 2. Побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования); 3. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; 4. Пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей; 5. Пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без. Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям. Права лесопользователей:
1. Соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования, договора концессии, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;
2. Не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;
3. Вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв;
4. Соблюдать на предоставленных им в пользование участках лесного фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить на указанных участках противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;
5. Не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки;
6. Проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины;
7. Осуществлять лесовосстановительные мероприятия в установленные сроки; сдавать участки лесного фонда лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством после завершения на них работ;
8. Проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность;
9. Возмещать убытки и потери лесного хозяйства в установленном порядке; своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом;
10. Соблюдать санитарные правила в лесах и выполнять иные требования, установленные федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами;
11. Не допускать нарушений прав других лесопользователей;
12. Предоставлять информацию о пользовании лесным фондом, а также информацию, необходимую для определения размеров платежей за пользование лесным фондом;
13. Выполнять другие обязанности.
Пользование лесным фондом осуществляется на платной основе. Исключения составляют случаи, когда районные (городские) органы могут устанавливать отдельным категориям лесопользователей льготы. Система платежей за пользование лесным фондом предусматривает: 1. Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов; арендную плату; 2. Лесные подати (плата за пользование лесным фондом). Наряду с этим лесопользователи уплачивают общие для всех хозяйствующих субъектов налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством платежи.
Заключение
В работе были рассмотрены аспекты правовых режимов договора аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования участками лесного фонда. Земли лесного фонда занимают более половины территории России (59%). Их общая площадь составляет 838 млн. га. Правовой режим земель лесного фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. В силу ст. 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется соответственно лесное и водное законодательство. К земельным отношениям указанное законодательство применяется в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Базовым актом лесного законодательства является Лесной кодекс, который, основываясь на конституционных нормах, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. При этом регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Нормы лесного права, содержащиеся в иных законах, в силу ст. 1 Лесного кодекса должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации. Такое понимание леса и его взаимосвязи с землей сложилось не сразу, оно на протяжении длительного времени претерпевало значительные изменения.
Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 г. и принятый вслед за ними Лесной кодекс РСФСР 1978 г. закрепили исключительную собственность государства на леса и предоставление их только в пользование, обособили регулирование лесных отношений от регулирования земельных, водных и горных отношений, что было изменено Основами лесного законодательства Российской Федерации 1993 г.
Размежевание земельного, лесного и других отраслей права имеет немаловажное значение. Согласно Лесному кодексу РФ: лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью; лесное и земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель лесного фонда; гражданское, земельное, водное законодательство, законодательство о растительном мире, соответствующие статьи Лесного кодекса регулируют отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности; гражданское и иное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по использованию различных видов лесной продукции.
Земельным и Лесным кодексами установлены параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире и т.п. Статья 7 ЛК РФ дает понятие лесного участка. Лесной участок имеет следующие необходимые признаки:
это часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
он расположен на землях лесного фонда или на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса;
в отношении него проведено лесоустройство в порядке, установленном Правительством РФ, и осуществлено проектирование (подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка) по правилам ст. 69 Кодекса;
он прошел государственный кадастровый учет лесных участков по правилам ст. 92 Кодекса и в соответствии с ФЗ от 02.01.2000 «О государственном земельном кадастре».
Только совокупность всех названных признаков позволяет рассматривать соответствующую часть поверхности земли как юридическую категорию лесного законодательства - лесной участок. Все договора подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В работе были рассмотрены основные аспекты гражданско-договорных споров относительно различных видов договор использования лесных участков. В работе были также рассмотрены правовые основы этих договоров. В условиях перехода к рыночным отношениям необходимо четко отграничить разные виды отношений - земельные, лесные, имущественные и иные, обеспечить их законодательное регулирование в интересах рационального земле- и лесопользования, гарантировать права и свободы человека. Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части его в собственность субъекта Российской Федерации. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации в интересах пожарной безопасности лесов или ведения Орехово-промышленного, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.
Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с Лесным кодексом на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
Земли лесного фонда подразделяются на лесные и нелесные (ст. 8 ЛК РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).
К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, каменистые россыпи и другие неудобные для использования земли). На землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования: заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно - исследовательских работ, культурно - оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий. Различают леса первой, второй и третьей группы. К первой группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение защитных функций, и леса особо охраняемых природных территорий. Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования. К третьей группе относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Эти леса разделяются на освоенные и резервные.
Наиболее актуальный вопрос на сегодняшний день - это перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или пользованием лесным фондом. Ежегодно десятки тысяч гектаров изымаются из земель лесного фонда для строительства дач, коммуникаций, для градостроительства, особенно в Московской и Ленинградской областях. Перевод лесных земель в нелесные согласно Лесному кодексу осуществляется в лесах первой группы Правительством РФ, а в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации (но во всех случаях - по представлению федерального органа управления лесным хозяйством.
Список использованных источников
1. Янин Денис Александрович «Экономика недвижимости» Конспект лекций
2. А.Н. Асаул, А.В.Карасёв «Экономика недвижимости»
3. «Экономика недвижимости», Учебное пособие под ред. В.И.Ресина М. МГИУ 1999г. 384с.
4. Лесной Кодекс РФ от 29.01.97, № 22 - ФЗ, принят Гос. Думой 22.01.97.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля, 4 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) // «Российская газета» от 4 февраля 1997 г.
6. Боголюбов С. Новый Лесной кодекс Российской Федерации // Хозяйство и право. - М., 2007, № 4. - С. 24-33