Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Лизинг

Лизинг

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

О лизинге

Экономическая сущность лизинга

Объекты и субъекты лизинговой сделки

Преимущества лизинга

Преимущества лизинга перед банковским кредитованием

Препятствия для развития лизинга в России

Лизинг в Новосибирске

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. В ситуации, когда банковская система недостаточно развита, и возможности получения кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития бизнеса.

О лизинге

Федеральный закон определяет лизинг как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества за определенную плату, на определенных условиях, с правом выкупа имущества лизингополучателем у лизинговой компании.

По договору финансовой аренды (договору лизинга) лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Лизингодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета лизинга и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

В роли лизингового имущества (предмета лизинга) могут выступать любые непотребляемые

вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности (ст. 666 ГК РФ, п.1 ст.3 ФЗ "О Финансовой аренде (лизинге)").

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным фондам, кроме земельных участков и других природных объектов, запрещённых к свободному обращению на рынке.

Главное обязательное условие лизинга заключается в том, что объекты, передаваемые в лизинг, могут быть использованы исключительно для предпринимательских целей.

В практике в лизинг передаётся чаще всего различное технологическое оборудование с высокими темпами морального старения, дорогостоящие машины, станки, приборы, строительная и дорожная техника, автомобили, морские и речные суда, самолёты, вертолёты, вычислительная техника, тракторы, комбайны, а также здания, сооружения и т.д.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона "О Финансовой аренде (лизинге)" № 164-ФЗ от 29.10.1998 г. субъектами (участниками) классического лизинга являются три основных лица: лизингодатель, лизингополучатель и производитель (продавец) предмета лизинга, однако нередко в лизинговых сделках дополнительно участвуют - инвестор, страховая компания и гарант-поручитель.

Лизингодатель - это физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Под лизингополучателем понимается физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Помимо лизингодателя и лизингополучателя существует также третий субъект лизинговых отношений - продавец. Это физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Лизингодатель, лизингополучатель и продавец являются прямыми (непосредственными) участниками лизинговых отношений. Косвенными же участниками лизинговой сделки являются банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами в сделках, страховые компании, посредники, лизинговые брокеры. По российскому законодательству такие косвенные участники не отнесены к субъектам лизинга.

Как уже отмечалось, участниками лизинговых отношений могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Однако в большинстве случаев лизинговую деятельность в России осуществляют лизинговые компании, выполняющие в соответствии с российским законодательством и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

Экономическая сущность лизинга:

Лизинг достаточно давно получил широкое распространение во многих странах мира и, прежде всего, в странах с развитой рыночной экономикой. В России же и в других странах бывшего СССР пути и формы развития лизинговых отношений еще только осваиваются.

Слово «лизинг» является русской транскрипцией соответствующего английского термина «1еаsе», что в переводе означает «аренда».

Под арендой как краткосрочной, так и долгосрочной всегда понимались двусторонние отношения (арендодатель -- арендатор).

Сущность лизинговой сделки. В мировой практике термин «лизинг» используется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования. В зависимости от срока, на который заключается договор аренды, различают следующие виды арендных операций:

- краткосрочная аренда (рейтинг) -- на срок от одного дня до одного года;

- среднесрочная аренда (хайринг) -- от одного года до трех лет;

- долгосрочная аренда (лизинг) -- от трех до двадцати лет и более.

Поэтому под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора в целях их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. Кроме того, лизинг можно рассматривать как специфическую форму финансирования вложений в основные фонды при посредничестве специализированной (лизинговой) компании, которая приобретает для третьего лица имущество и отдает ему в аренду на долгосрочный период. Таким образом, лизинговая компания фактически кредитует арендатора. Поэтому лизинг иногда называют «кредит-аренда». В отличие от договора купли-продажи, по которому право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, при лизинге собственность на предмет аренды сохраняется за арендодателем, а лизингополучатель приобретает его только во временное пользование. По истечении срока лизингового договора лизингополучатель может приобрести объект сделки по согласованной цене, продлить лизинговый договор или вернуть оборудование собственнику по истечении срока договора.

С экономической точки зрения, лизинг имеет сходство с кредитом, предоставленным на покупку оборудования. При кредите в основные фонды заемщик вносит в установленные сроки платежи в погашение долга; при этом банк для обеспечения возврата кредита сохраняет за собой право собственности на кредитуемый объект до полного погашения займа. При лизинге арендатор становится владельцем взятого в аренду имущества только по истечении срока договора и выплаты им полной стоимости арендованного имущества.

Однако такое сходство характерно только для финансового лизинга. Для другого вида лизинга -- оперативного -- наблюдается большее сходство с классической арендой оборудования.

По своей юридической форме лизинговая сделка является своеобразным видом долгосрочной аренды инвестиционных ценностей.

Четкое определение лизинговой операции имеет важное практическое значение, так как при несоблюдении установленных законом правил ее оформления она не может быть признана лизинговой сделкой, что чревато для участников операции рядом неблагоприятных финансовых последствий.

Объекты и субъекты лизинговой сделки

Основные элементы лизинговой операции:

Основу лизинговой сделки составляют:

-- объект сделки;

-- субъект сделки (стороны лизингового договора);

-- срок лизингового договора (период лизинга);

-- лизинговые платежи;

-- услуги, предоставляемые по лизингу.

Объект лизинга:

Объектом лизинговой сделки может быть любой вид материальных ценностей, если он не уничтожается в производственном цикле. По природе арендуемого объекта различают лизинг движимого и недвижимого имущества.

Субъект лизинга:

Субъектами лизинговой сделки являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки. При этом их можно подразделить на прямых участников и косвенных.

К прямым участникам лизинговой сделки относятся:

-- лизинговые фирмы и компании (лизингодатели или арендодатели);

-- производственные (промышленные и сельскохозяйственные), торговые и транспортные предприятия и население (лизингополучатели или арендаторы);

поставщики объектов сделки -- производственные (промышленные и торговые) компании.

Косвенными участниками лизинговой сделки являются коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок, страховые компании, брокерские и другие посреднические фирмы.

«Лизинговыми» называются все фирмы, осуществляющие арендные отношения независимо от вида аренды краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной. По характеру своей деятельности они подразделяются на узкоспециализированные и универсальные.

Узкоспециализированные компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для текстильных предприятий). Эти фирмы, как правило, располагают собственным парком машин или запасом оборудования и предоставляют их потребителю (арендатору) по первому требованию клиента. Лизинговые компании в основном сами осуществляют техническое обслуживание и следят за поддержанием его в нормальном состоянии.

Универсальные лизинговые фирмы передают в аренду самые разнообразные виды машин и оборудования. Они предоставляют арендатору право выбора поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и приемки объекта сделки. Техническое обслуживание и ремонт предмета аренды осуществляет либо поставщик, либо сам лизингополучатель. Таким образом, лизингодатель выполняет фактически функцию учреждения, организующего финансирование сделки.

Внедрение банков на рынок лизинговых услуг объясняется, во-первых, тем, что лизинг является капиталоемким видом бизнеса, а банки -- основными держателями денежных ресурсов. Во-вторых, лизинговые услуги по своей экономической природе тесно связаны с банковским кредитованием и служат своеобразной альтернативой последнему. Конкуренция на финансовом рынке толкает банки к активному распространению этих операций.

Преимущества лизинга

Среди преимуществ лизинга перед другими формами финансирования в первую очередь следует упомянуть (без ранжирования по степени важности) следующие:

Для лизингополучателя:

За объект лизинга не нужно платить заранее, можно просто производить выплату поквартальной (или месячной) лизинговой платы из получаемого дохода. Поскольку срок действия договора, как правило, определяется сроком эксплуатации объекта лизинга, срок финансирования практически покрывает срок эксплуатации. Таким образом, отпадает необходимость предварительного и последующего капиталовложения.

Лизинговый контракт более гибкий, чем ссуда. При лизинге лизингополучатель оплачивает лизинговые платежи из суммы доходов от эксплуатации лизингового имущества, т.е. может выработать с лизингодателем схему финансирования, отвечающую его возможностям и особенностям эксплуатации лизингового имущества. Лизинговые платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными, равномерными, увеличивающимися, уменьшающимися. Лизинговая плата, как правило, устанавливается на весь не подлежащий отмене основной договорный срок аренды, следовательно, она является для лизингополучателя прочной основой для планирования будущих расходов.

В отличие от других форм финансирования, лизинг обеспечивает стопроцентное финансирование за счет привлеченных средств со стороны. Предприятия сохраняют средства для других инвестиций или для финансирования оборотного капитала. В то же время, забалансовый учет оборудования, полученного по лизингу, не увеличивает задолженности в балансе лизингополучателя. Следовательно, лизинг сохраняет для предприятия возможность взятия кредитов, а также получения под кредиты гарантий.

В случае, если по окончании лизингового контракта предусматривается опцион покупки, передача имущества с баланса лизингодателя на баланс лизингополучателя производится по остаточной стоимости, установленной при заключении лизингового контракта.

Использование лизинга эффективно предупреждает вероятность технического износа и морального старения оборудования. По окончании договора лизинга клиент может приобрести себе новое оборудование, либо перезаключить договор на поставку более технологически современного оборудования.

Возможность приступить к эксплуатации оборудования без предварительной оплаты его стоимости приближает сроки получения прибыли от его эксплуатации.

Операции международного лизинга позволяют использовать налоговые льготы стран - участниц лизинговой сделки.

Комплексность лизинговых услуг.

Как правило, лизинговые компании имеют свои доступы на рынки ссудных капиталов, особенно в случае международного лизинга. Это позволяет им снижать процентные ставки лизингополучателям. Поэтому зачастую лизинговые условия оказываются более выгодными, чем кредитные.

Для поставщика (производителя):

Лизинг является средством активного маркетинга. Расширяется круг клиентов за счет тех предприятий, которые либо не нуждаются в постоянном владении техникой, либо не могут приобрести в собственность, либо хотят предварительно опробовать технику в деле.

Форсирование темпов обновления продукции. Имея такой канал сбыта, как лизинг, производители могут ускорить смену моделей и на этой основе завоевывать новые рынки.

100 процентная оплата осуществленной сделки, т.е. снятие риска возможного неплатежа.

Эффективная реклама. Потенциальные покупатели (как лизингополучатели) могут убедиться в возможностях машин и оборудования поставленного по лизингу.

Увеличение объемов продаж за счет повышения спроса на вспомогательное оборудование, используемое при эксплуатации объектов, реализуемых по каналам лизинга.

Для государства и местных органов власти:

Применение лизинговых операций позволяет активно проводить инвестиционную политику.

Действенный контроль над целевым использованием выделяемых по программам Администрации средств (будет закупаться именно то оборудование и именно у того производителя, которые указывались в бизнес-плане, получившем поддержку администрации).

Реальные возможности обновления производственного аппарата предприятий области.

Сохранение и создание дополнительных рабочих мест.

Повышение в перспективе налоговых поступлений в областной бюджет.

Повышение экспортных возможностей предприятий области, как минимум в соседние регионы.

Возможность регулировать структуру производства в Области и активно влиять на ее совершенствование с точки зрения долгосрочных целей Администрации.

Насыщение рынка Области товарами народного потребления, отечественного производства заменяющими импортные товары.

Все экономические преимущества участников лизинговых сделок можно отобразить в следующей таблице:

В чем преимущество финансовой аренды (лизинга) перед банковским кредитованием?

В условиях развития бизнеса оборотные средства всегда в дефиците, поэтому лучшей альтернативы прямой покупке за счет собственных или кредитных средств, чем лизинг - нет. Тем более, что приобретение недвижимости и обновление производственных фондов - удовольствие не из дешевых. В отличие от банковского кредитования, лизинг позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее оборудование, спецтехнику, транспорт, недвижимость и прочие объекты, относящиеся к основным средствам. Лизингополучатель пользуется приобретенным по договору лизинга имуществом, и, согласно индивидуальному графику платежей, выкупает его по истечению договора лизинга по небольшой остаточной стоимости.

Однако, несмотря на многие преимущества лизинга, как было уже сказано выше, в России лизинг не так хорошо развит как во многих странах мира.

Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:

1) высокие ставки и краткосрочный характер кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее или, чаще всего, просто доступнее средне- и долго-срочных, получение ссуды на срок более трех лет (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично;

2) высокий уровень налогов и запутанность системы налогообложения. В случае осуществления лизинговых сделок лизингодатель облагается и еще одним налогом -- налогом на лицензирование. Не освобождены от уплаты налога на прибыль лизингодатели по реализации договоров финансового лизинга со сроком не менее 3 лет; банки и другие кредитные учреждения -- от налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок более 3 лет для реализации операций финансового лизинга. Не освобождены лизингодатели от уплаты НДС при выпол-нении лизинговых услуг, с сохранением действующего порядка уплаты НДС при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга, как было предусмотрено Постановлением Правительства № 633;

3) значительные, а в отдельные периоды времени просто губительные темпы инфляции, препятствующие долгосрочному инвестированию в производство;

4) отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, так как она приобретает оборудование за полную стоимость, что в условиях инфляции затрудняет возможность расширения деятельности;

5) отсутствие ликвидных ресурсов у лизинговой компании для залога;

6) неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, которая могла бы обеспечить должное техническое обслуживание объектов лизинга, решить целый ряд вопросов в лизинговом бизнесе;

7) отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг;

8) неустойчивость самого инвестиционного климата в России.

Отраслевая структура российского лизинга характеризуется неравномерностью распределения средств: в объекты производственного назначения вкладывается примерно в 1,9 раза больше, чем в объекты непроизводственного назначения. Причем изменение этого соотношения не планируется. Среди объектов производственного назначения наибольшая доля лизинга приходится на промышленное оборудование, а также на средства транспорта и связи. Это подтверждается и анализом тенденций развития лизинга в европейских странах.

Лизинг в Новосибирске:

Большинство из почти трех десятков работающих в Новосибирске лизинговых компаний называют автотранспорт самой существенной статьей своих доходов. Здесь традиционно лидируют грузовые автомобили, с небольшим отставанием от него следует коммерческий пассажирский и легковой автотранспорт. По словам лизингодателей, лизинговый бум активно «подстегивается» снижением ставок. В начале 2006 года средние ставки лизинговых компаний были на уровне 11-18% в год. За год среднегодовое удорожание предмета лизинга в работающих в Новосибирске компаниях снизилось на 3-3,5 процентных пункта. Падение ставок продолжилось и в 2007-м -- за первые пять месяцев ставки уменьшились в среднем почти на 2 процентных пункта. Теперь нижняя граница среднегодового удорожания находится уже на уровне 8-9%.

Автолизингом занимаются почти все работающие в Новосибирске лизинговые компании. По словам директора представительства компании «ДельтаЛизинг» в Новосибирске Елены Дергач, «львиная доля приходится на новый грузовой транспорт, затем -- легковые автомобили, потом -- бывшие в эксплуатации грузовики, которые, кстати, могут принести немало проблем своим новым владельцам -- лизингодателям, ведь проверить чистоту сделки с привезенным из Европы или из Японии автомобилем не всегда возможно. Наиболее популярные модели грузового автотранспорта -- Howo, HINO, Freightliner, MAN. Вообще, автолизинг начинался с грузовиков -- на них всегда был устойчивый спрос».

Популярность автолизинга подтверждает и директор «Сибирского Лизингового Центра» Алексей Спиридонов: «Только «Сибирский Лизинговый Центр«, по нашим прогнозам, в 2007 году передаст в лизинг около 600 единиц автомобилей. То есть в среднем 1-2 машины в день у нас забирают в лизинг. Пока столь активно сделки заключаются только по автотранспорту. Сейчас, кстати, особенно популярными стали недорогие тягачи и самосвалы китайского производства -- ведь как всегда, главным фактором при заключении сделки выступает цена».

Руководитель представительства «Элемент Лизинг» в Новосибирске Вячеслав Барило указывает, что в сделках его компании лидирует финансовый лизинг грузового и пассажирского автотранспорта.

В борьбе за клиента, по мнению директора Новосибирской лизинговой компании Олега Киселева, уже есть победители -- по его данным, в этом секторе лидируют местное отделение «ДельтаЛизинга», Сибирская лизинговая компания (СЛК), «Сибирский Лизинговый Центр». В Сибирской лизинговой компании лидерами по объемам сделок по лизингу грузового автотранспорта считают «Сибэнерголизинг« (Новосибирск), «Альянс-РегионЛизинг» (Новосибирск), «ЛК УРАЛСИБ» (Москва), ЛК «КАМАЗ» (Набережные Челны) и Сибирскую лизинговую компанию (Новосибирск). А по пассажирскому автотранспорту -- Сибирскую лизинговую компанию (Новосибирск), «Элемент-Лизинг», (Москва), «Каркаде-лизинг» (Москва), «Механика роста Лизинг» (Красноярск), ЛК «Медведь» (Москва).

Популярности автолизинга помогает снижение ставок и первоначального взноса лизингополучателя. По словам Елены Дергач, «первоначальный платеж по договору лизинга может быть и нулевым -- в случае если договор заключается на полгода. Понятно, что чем больше первый взнос лизингополучателя, тем меньше переплата за автомобиль. Кроме ежегодного удорожания, для лизингополучателя предполагается только один «дополнительный платеж» -- это страховка КАСКО. Отрадно, что сейчас уже все клиенты понимают необходимость автострахования. Страховая премия по грузовым машинам традиционно меньше -- от 2% до 4% от стоимости транспортного средства (а не от стоимости лизингового договора), КАСКО для легкового транспорта стоит 5,5-8%. Страховая премия не облагается процентами и распределяется пропорционально на весь срок лизинга, фактически клиент получает рассрочку по уплате КАСКО».

На снижение среднегодового удорожания указывают и в «Сибирском Лизинговом Центре». Здесь удорожание объекта лизинга вместе с ежегодным страхованием автомобиля (или другого объекта лизинга) составляет около 14% в год и ниже.

Такие же показатели -- от 8% до 14% -- назвали и в Новосибирской лизинговой компании. По словам начальника отдела лизинговых операций СЛК Ларисы Курусь, «лизинг автотранспорта, строительной и спецтехники занимает значительную долю в лизинговом портфеле Сибирской лизинговой компании, а точнее -- больше 50% объема лизинговых сделок ежегодно. У нас процент удорожания -- от 9%. Ставка удорожания по сравнению с прошлым годом снизилась в среднем на 3 процентных пункта».

Игроки рынка активно снижают процент удорожания и размер первоначального взноса в массовом порядке. Так, в ЛК «УРАЛСИБ» в рамках программы «Автомобили в лизинг» минимальный размер сделки составляет $5-7 тысяч. Специалисты «УРАЛСИБа» указывают на существенное снижение за последний год по сравнению с предыдущим периодом комиссионных платежей, увеличение сроков финансирования -- на период пять лет и более.

«В нашей компании авансовый платеж уже может достигать нижней планки в 15% от стоимости объекта лизинга, -- подтверждает тенденцию Алексей Спиридонов. -- Причем еще в начале года этот показатель у нас был на уровне 20-25%. Показатели лизингового рынка в большинстве своем меняются сейчас очень динамично. Это следствие и конкуренции, и растущего спроса».

Еще одна особенность рынка, на которую указывают специалисты лизинговой компании «УРАЛСИБ», -- это создание лизинговыми компаниями стандартизированных, унифицированных продуктов для «массового потребления». В этом случае пакет документов минимален, решение обычно принимается в считанные дни, но риски, как признают сами лизингодатели, зачастую выше -- меньше времени анализировать финансовое состояние «заемщика».

«Лидеры» рынка лизинга -- импортные грузовые автомобили -- обычно довольно дороги, а потому при снижении минимальной стоимости объекта лизинга и суммы договора растет средняя стоимость заключаемых договоров. Так, в «Сибирском Лизинговом Центре» наиболее популярные ныне грузовые тягачи, составляя основу объемов лизинговых сделок, существенно влияют и на средний размер заключаемых сделок -- в этой компании он составляет 1,8-2 млн рублей.

При всей популярности автолизинга потенциал роста еще сохраняется. Например, такой точкой роста может оказаться обеспечение лизинговыми компаниями поставок автобусов большой вместимости. После принятия постановления мэрии о замене малых пассажирских автобусов и микроавтобусов (ПАЗ и «ГАЗель») транспортом большей вместимости (марок МАЗ, НефАЗ, МаРЗ, «Волжанин») лизингодатели «хором» предложили автоперевозчикам соответствующие лизинговые программы. По оценкам одной из лизинговых компаний, сегодня по дорогам Новосибирска ездит более 1000 «немуниципальных» «пазиков» и более 1300 «ГАЗелей». Больших коммерческих автобусов всего около 300 единиц. Муниципальные власти только в этом году планируют заменить около 650 автобусов малой вместимости на большие. Но наиболее активного спроса следует ожидать и от частников, говорят лизингодатели. Это способно «всколыхнуть» рынок. Как пояснили в Сибирской лизинговой компании, «средняя стоимость ЛИАЗа -- 2,5 млн рублей. В случае 5-летнего договора и 30% первоначального взноса ежемесячный платеж будет составлять около 45 тыс. рублей, что доступно для частных перевозчиков, а для многих из них является практически единственным способом расширить свой автопарк».

Кроме того, многие лизингодатели уверены в росте спроса на строительную и спецтехнику. В этом году, по словам представителей самих лизинговых компаний, они взялись и за решение одной из главных проблем строительной отрасли -- на сегодня, по оценкам экспертов, технический парк строительных компаний изношен в среднем на 90%. В условиях дефицита оборотных средств многие строители берут грузовики, бетононасосы, самосвалы, экскаваторы, бульдозеры и автокраны в аренду. Так, в компании «ДельтаЛизинг» строительная и спецтехника составляет 14% общего портфеля. Существенные позиции она занимает и в Сибирской лизинговой компании. При этом строителям предлагают не только обычный, но и оперативный лизинг -- аренду имущества без дальнейшего выкупа. Лизинговая компания предоставляет необходимую технику в лизинг только на период строительства. Закончив стройку, компания возвращает имущество лизинговой компании. Сами лизингодатели такой лизинг называют «сервисным» -- ведь расходы по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию имущества лежат на лизинговой компании.

Что же касается сервисного лизинга для автомобилей, он, по признанию игроков рынка, пока не получил должного распространения. В Новосибирске пока нечасто встречается схема «замкнутого круга», когда взятая у автодилера машина по прошествии 2-3 лет остается в собственности лизинговой компании, которая отдает ее на реализацию. Привычки так часто менять машины, как хотелось бы лизингодателям, у компаний пока нет.

Рост сибирского рынка лизинга сдерживает пассивность местных операторов и неосведомленность клиентов. Объективный рост рынков заставит компании обращать большее внимание на специализированные сегменты, в первую очередь на сферу торговли

В первой половине 2004 года лизинговый рынок в Сибирском регионе прогрессировал немыслимыми темпами: общий прирост объема профинансированных средств составил 85%. Наиболее динамичными оказались кемеровская компания «Магистраль Лизинг» (556%), тюменская Сибирская нефтяная лизинговая компания (383%) и московский «РМБ-Лизинг» (192%). Взрывной рост свидетельствует: рынок еще далеко не сформирован.

По объему профинансированных средств с небольшим отрывом лидирует «РМБ-Лизинг»: 8,55 млн долларов за первое полугодие 2004 года. Идущая следом Сибирская лизинговая компания (Новосибирск) профинансировала клиентов на сумму 8,51 млн долларов. Результат замыкающей тройку лизинговой компании «Евро Лизинг» (Элиста) -- 4 млн долларов. Состав призеров показателен: в условиях неопределенности, незнания рынка и новизны инструмента клиент в первую очередь стремится найти надежного партнера, и москвич -- как нельзя кстати. В то же время лизинговыми услугами готовы воспользоваться преимущественно компании, работающие на более развитом рынке Новосибирска, соответственно и оператора они ищут поблизости.

В видовом разрезе сибирские лизинговые компании традиционно предлагают клиентам неспециализированное оборудование: пассажирский автотранспорт (11% в общем объеме всех текущих лизинговых договоров), грузовой автотранспорт (8%), компьютеры и офисное оборудование (7%). А вот лизинг торгового оборудования пока не входит даже в пятерку самых популярных среди местных операторов. Хотя, как отмечают эксперты, он наиболее перспективен.

В целом объем профинансированных средств в сегменте лизинга торгового оборудования еще незначителен. В основном общая сумма заключенных в нем договоров не превышает нескольких процентов портфеля компании. Более весома доля торгового оборудования только в красноярской компании « Аргумент» (13%, или 521 тыс. долларов) и новосибирской «Юнит» (14,5%, или 689 тыс. долларов).

Между тем темпы роста розничного товарооборота в целом по стране из года в год стабильны и составляют не менее 35%. Активно развиваются продуктовые и непродовольственные сети: столичные и западные игроки еще в начале года заявили о приоритете регионального развития. Тем не менее, операторы, оценивая степень конкуренции в этом сегменте лизингового рынка по десятибалльной шкале, дают ей не более шести баллов. Причина такого несоответствия кроется отнюдь не в нежелании лизинговых компаний работать с этим высоколиквидным продуктом. Потенциальный спрос есть, но чтобы его реализовать, необходимо активнее привлекать клиентов, а местные лизинговые компании пока довольно пассивны.

Клиенты тоже пока пассивны. «Емкость сегмента значительна, но фактический спрос небольшой, так как торговля -- денежный бизнес, имеющий хорошие финансовые потоки. Прибыль оптимизируется за счет „серой“ выручки», -- комментирует ситуацию начальник отдела экспертизы проектов Первой лизинговой компании (Новосибирск) .

Преимущества заемных средств неоспоримы, и клиенты, несмотря на хорошую обеспеченность оборотными средствами, все чаще вспоминают о знаменитой поговорке «Жить лучше на чужие деньги». И тогда дело стоит только за выбором инструмента и источника финансирования. «Для лизинговой компании конкурентом выступают кредитные средства банков и рассрочка, предоставляемая поставщиками оборудования», -- отмечает директор представительства «Дельта-Лизинг» (Новосибирск) .

Помимо традиционных преимуществ лизинговых схем, таких как оптимизация налогообложения, операторы могут предложить клиентам ряд дополнительных услуг: страхование имущества, монтаж, адаптацию программного обеспечения, обучение персонала, отсрочку по погашению основного долга на момент поставки и монтажа оборудования, возможность финансирования поставок оборудования, бывшего в употреблении, опцион на досрочный выкуп оборудования по фиксированной цене, гибкие условия лизинговых платежей. «В случае приобретения оборудования у иностранного поставщика „РМБ-Лизинг“ может решить вопросы по проработке контрактной документации, валютного контроля и таможенной очистки закупаемого оборудования», -- рассказывает специалист отдела клиентских отношений и маркетинга компании Наталья Бутенина. Не удивительно, что, выбрав лизинг однажды, компания еще не раз стремится прибегнуть к такой схеме приобретения необходимого оборудования.

В основном клиентами лизинговых компаний выступают магазины продовольственной розницы -- их более половины. Активно расширяются сети, работающие в форматах самообслуживания: супермаркет, дрогери (магазин у дома), дискаунтер, а также в принципиально новом и чрезвычайно перспективном формате гипермаркета. Еще порядка 20% всех сделок по лизингу торгового оборудования приходится на компании, занимающиеся розничной продажей промышленных товаров. Остальную клиентуру составляют оптовики.

Пока большинство сибирских фирм имеют небольшой опыт в сегменте торгового оборудования: они работают лишь по обращению заказчиков. Первым шагом к клиенту должно стать четкое определение целевой аудитории и проведение агрессивной маркетинговой политики.

Показатели Сибирской Лизинговой Компании:

Год

Количество законченных сделок

Объем профинансированных средств, тыс. долл.

Общая ст-ть законченных сделок, тыс. долл.

Кол-во текущих сделок

Общая ст-ть текущих сделок, тыс. долл.

2002

-

-

-

-

-

2003

37

5848,00

7292,00

165

17372,00

2004

-

-

-

-

-

2005

-

16627,00

-

-

42191,00

2006

-

-

1099100,00

-

2997000,00

Показатели Первой Лизинговой Компании (Новосибирск):

Год

Общая стоимость законченных сделок, тыс. долл.

Общая стоимость текущих сделок, тыс. долл.

2002

-

-

2003

-

-

2004

-

-

2005

-

-

2006

198000,00

405000,00

Показатели «ДельтаЛизинг»:






Информация 







© Центральная Научная Библиотека