Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Макроэкономическая нестабильность и инфляция

Макроэкономическая нестабильность и инфляция

30

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономическая теория

Тема: «Макроэкономическая нестабильность и инфляция»

Выполнил:

Студент I курса

группы ГМУ-11

Филиппов Р. В.

Проверила:

Старший преподаватель

Кафедры Менеджмента

Экономики и Финансов

Широкова Е.А.

2003

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Сущность, причины, формы инфляции. Уровни и основные виды инфляции. 5
    • 1.1 Основные причины инфляционного роста цен 5
    • 1.2 Альтернативные концепции инфляции 7
      • 1) Инфляция спроса. 7
      • 2) Инфляция издержек. 8
    • 1.3 Уровни инфляции 10
      • 1. Ползущая инфляция. 10
      • 2. Галопирующая инфляция. 10
      • 3.Гиперинфляция. 10
    • 1.4 Причины и специфика инфляции и в России в переходной экономике. 14
  • 2. Социально-экономические последствия инфляции. 17
  • 3.Антиинфляционная политика государства. 21
    • 3.1. Основные подходы антиинфляционной политики 22
    • 3.2 Варианты и контуры российской антиинфляционной политики на перспективу. 23
  • Заключение 30
  • Список использованной литературы: 31
    • Документальные источники 31
    • Литература 31
    • Периодические издания 31
Введение

 В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно о
слабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.

Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.

Следовательно, современная инфляция испытывает воздействие многих факторов.

Что же тогда такое инфляция. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие возможно возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 г.г и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.

Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х г.г.

Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.

Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то , что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экомическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.

Итак проявлением инфляции является повышение цен, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предписанием. Однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на коком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налога, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения коньюктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий. Так, например, энергетический кризис 70-х г.г. повлиял не общее повышение цен: общий уровень цен поднялся в 1973 г. На 7%, а в 1979 г. - на 9%.

Для рассмотрения сущности инфляции и методов борьбы с нею, в том числе с учетом особенностей ее протекания в России нам предстоит остановиться на изучении действительных инфляционных причинах роста цен.

1. Сущность, причины, формы инфляции. Уровни и основные виды инфляции.

 
1.1 Основные причины инфляционного роста цен

Как уже отмечалось, независимо от состояния денежной сферы, цены на товары и услуги могут изменяться вследствие различных причин.

Понятно, что инфляция взаимосвязана с изменением уровня цен. Нам же надо выяснить, сущность данного и взаимосвязанных с ним явлений. Почему во время крупных войн столь стремительно растут цены? Почему во время быстро прогрессирующей инфляции цены делают миллионный скачок; страна с нарушенной организацией печатает огромными кипами новые бумажные деньги, Почему еще до того, как увеличение расходов на потребительские расходы, чистые частные инвестиции и государственные расходы на товары и услуги, что составляет чистый национальный продукт, восстановит полную или высокую занятость в экономической системе, цены неуклонно повышаются? Почему даже в периоды перенасыщенных производственных мощностей и пассивного рынка рабочей силы в современной смешанной экономике цены и заработная плата могут возрастать?

Выделим действительно инфляционные причины изменения цен.

Так, рост цен, связанный с сезонными колебаниями коньюктуры рынка нельзя считать инфляционными. Повышение производительности труда при прочих равных условиях должно вести к повышению ценю Другое дело - если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, называемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен.

Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционно роста цен. Так если в результате землетрясения разрушены дома, то ,очевидно, поднимутся цены на стройматериалы, что будет стимулировать производителя стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться.

Перечислим теперь, важнейшие причины инфляционного роста цен:

1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов.

Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и следовательно к росту цен.

2. Аналогичная картины возникает при финансировании инвестиций, осуществляемых подобным образом.

Особенно инфляционно опасными являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту массы без соответствующего товарного покрытия.

Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.

3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией и изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополия имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "Гонки цен", а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров и связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.

4. Рост “открытости" экономики страны, втягивание ее в мировые хозяйственные связи, вызывает опасность "импортируемой" инфляции.

Так к примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 г. Вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке - на другие товары.

В условиях неизменного курса валюты, страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на импортируемые товары.

Вмести с тем, возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены.

5. Одной из причин инфляции . имеющей особое значение в нашей стране - это так называемые "инфляционные ожидания".

Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции.

Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработный платы. Население запасается товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и , желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.

Многое экономисты Запада и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление - важнейшая задача антиинфляционной политики.

1.2 Альтернативные концепции инфляции

Помимо основных, существуют также альтернативные концепции (формы) инфляции. К ним относят инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический. Она находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неденежные факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.

В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. В рамках этих концепций рассматривают различные причины инфляции, вызванные различными денежными факторами.

1) Инфляция спроса.

Это явление нарушения равновесия между спросом и предложением с в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.

В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

- Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения;

-Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот центрального банка. С мая 1993 г. РФ перешла от второго способа к первому, и началось покрытие дефицита госбюджета РФ за счет размещения на рынке государственных краткосрочных обязательств (ГКД);

-Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994г. объем кредитов, предоставленных Банком России Правительству, составил 27665 млрд.руб. или 38.9% его сводного баланса;

-Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом;

-Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительные денежный эквивалент.

2) Инфляция издержек.

Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать:

- олигополистическая практика ценообразования,

- экономическая политика государства,

- рост цен на сырье и т.д.

Инфляций издержек характеризуется воздействие следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

-Лидерство в ценах. Оно наблюдалось с середины 60-х годов до 1973 года, когда крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировались на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.

-Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961-1973 г.г. составлял 2,3%, то в 1974-1980 г.г.-- 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были и для других промышленно развитых стран. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.

-Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары.

-Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены".

- Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60- годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12%.

На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого. Они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек.

Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию "инфляции издержек", но и оказывают большое влияние на развитие "инфляции спроса". Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются в этих странах устранить, с одной стороны, путем дефицитного финансирования (при помощи печатного станка), а с другой - привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате в таких крупнейших латиноамериканских странах, как Бразилия и Аргентина, возникли огромные внутренние и внешние долги.

Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.

Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупки "на всякий случай". Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, т.к. они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.

Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХ века полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдалась. Цены росли непрерывно, а с конца 60-х г.г. - даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров. Такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционные рост в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.

1.3 Уровни инфляции

В теории и практике различают несколько уровней инфляции, которые можно квалифицировать следующим образом (табл. 4)

Таб.4

Изменение цен

за год в % до

Индекс инфляции за год (разы)

Название уровня

инфляции

1

1.01

низкая

10

1.1

ползучая

100

2

галопирующая

1 000

11

гиперинфляция

10 000 и более

101

суперинфляция

Небольшая инфляция считается допустимой и даже полезной, потому что способствует росту активности владельцев денег, побуждая их вкладывать в прибыльные мероприятия, поскольку деньги , находящиеся без движения, быстро теряют в цене.

Остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующих в экономике уровнях инфляции.

1. Ползущая инфляция.

Это инфляция, темпы роста цен в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.

2. Галопирующая инфляция.

Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год.

Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен.

 3.Гиперинфляция.

 Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег и обращения и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достиг 33 000%.

В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению: целые слои нас
еления лишаются богатств в результате обесценивания денег, урон наносится даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство. Само производство и социальный порядок дезорганизуются. Должники требуют с кредиторов уплаты по обязательствам в обесцененных деньгах. Наступает расцвет спекуляции. Население стремиться как можно быстрее истратить получаемые деньги, пока цены не подскочили. И именно подобные действия подстегивают цены дальше.

Во многих странах, испытывающих гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении, например в Венгрии в 1945-1946 г.г - в 4000 раз. Это объясняется темя. Что, когда население окончательно теряет доверие в обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.

Очевидно, что огромную роль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.

Все эти три типа относятся к так называемой открытой инфляции.

Существуют также подавленная инфляция, при которой рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.

Развивающиеся станы по экономическим условиям и факторам инфляции можно классифицировать следующим образом.

К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия,, где от отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.

Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный характер. Отмечается высокий уровень безработицы.

Страны третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлением иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.

Страны четвертой группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в "ползучих формах" (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

Среди факторов гиперинфляции в этих странах, как и в странах первой группы, выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство денежных и неденежных факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы (например, важной причиной гиперинфляции в Бразилии и Аргентине был чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи); в-третьих, диспропорциональность между более ускоренным ростом цен на промышленную по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

Рассмотрим подробнее фактор, играющий большую роль на развитие инфляции, такой как скорость обращения денег.

История показывает, что количество денег - М растет по мере роста чистого продукта - NNP. Если в сравнении с довоенным уровнем М выросло в пять раз, то и NNP увеличился даже еще больше за то же время. И это не только история. Данные тенденции сохранились и в последующие четверть века, даже если мы не знаем, что является причиной, а что следствием, являются ли изменения М причиной изменений NNP или же наоборот.

Есть ли здесь связь? М - это величина, которую можно измерить в любой момент времени, так же как и любую другую статью баланса. NNP - движение денег (долларов) в течение года - можно измерить основываясь на отчетах о доходах, которые будут относиться к периоду между двумя датами.

Чтобы иметь возможность охарактеризовать отношения столь разнящихся между собой величин, введем некое понятие "Скорости обращения денег" в год, обозначенного буквой V.

Определение скорости обращения денег.

Скоростью обращения денег, или вернее сказать, скоростью обращения дохода, называется число оборотов денежной массы в год, а каждый оборот обслуживает расходование доходов. Когда сумма денег оборачивается медленно до такой степени, что темп расходования денежного дохода низок, V будет мала. Когда в каждый момент оказывается, что люди держат у себя денег меньше по отношению к потоку NNP то и V будет высокой.

Величина V изменяется во времени и зависит от изменений финансовой системы, привычек, мнений и видов на будущие распределения М между различными видами организаций и классов людей с различными доходами. Однако эти изменения не всегда бывают слишком неожиданными, произвольными или совершенно непредвиденными. Для своевременного экономиста не будет большой проблемой установить путем тщательного анализа кривых инвестиций и сбережений (С + I+ G) зависимость между количеством денег и другими "Балансовыми" переменными, а с другой стороны - с различными величинами занятости: производства и дохода.

Для всех случаев действительна следующая формула, определяющая скорость обращения денег:

 V NNP / M p1g1+p2g2 / M pg / M PG / M

 При этом подразумевается, что существует какая-то возможность выбора совокупного измерения дохода (NNP, GNP, NI и т.д.), скорость обращения которого мы и определяем. Р в данном случае обозначает средний уровень цен и изменяется вместе с индексом цен. Q- реальный национальный продукт, исчисляется не в текущих ден. единицах (текущих долларах), определяется статистическим путем при помощи пересчета NNP по индексу цен.

 Уже имея понятие скорости обращения денег, можно преобразовать его в формулу, чтобы получить еще одну равнозначную формулу. Она называется "количественным уравнением обмена".

MV PG

 Из определения V следует, что левая часть уравнения тождественна NNP, то есть соответствует годовому уровню национального дохода или продукта. Исходя из данного определения P и Q, правая часть формулы представляет NNP.

Полезность данной формулы заключается в том, что на ее основе можно провести анализ, описывающий реальную экономическую жизнь, предугадать изменения скорости обращения денег.

1.4 Причины и специфика инфляции и в России в переходной экономике.

Остановимся в этой главе на рассмотрении особенностей возникновения и протекания инфляционных процессов в России при переходе к рыночной экономике.

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако ко
мбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономический условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.

В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение "цена - заработная плата", перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.

Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высока степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.

Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией плановой цены является планово-учетная функция. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене производится последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений.

Цены в России в течение последних десятилетия повышались. Общий из уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1997 году, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8% В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике можно графически проанализировать на рис. 1.

Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.

Рис.1.

В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, га-

рантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.

Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования или либерализации цен.

Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.

Чтобы лучше понять специфику российской инфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен в России.

Реформа цен в России являлся одной из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа без достаточного учета перспективных шагов и грядущих изменений, вызванных ею, часть мероприятий была не достаточно обдуманна, и, в связи с этим, данный процесс в значительной степени вышел из под контроля. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 г. Розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом этого стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991 г. Еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. Было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, оставаясь под контролем государства, эти цены возросли в 3-5 раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальные рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу. (табл.1).

Табл.1.

Страна, год

Рост цен, %

Россия (1992)

2501

Болгария (1991)

457

Чехословакия (1991)

54

Венгрия (1991)

33

Польша (1990)

249

Румыния (1991)

252

 Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой. В то время как цены возросли объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.

2. Социально-экономические последствия инфляции.

Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции:

-- перераспределение доходов и богатства;

-- отставание цен государственных предприятий от рыночных;

-- скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

-- ускоренная материализация денежных средств;

-- нестабильность экономической информации;

-- падение реального процента;

-- обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. В то время как подавление инфляции с помощью полн
ого контроль над ценами и доходами, без устранения ее причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений.

Остановимся в данной главе на рассмотрении антиинфляционной политики государства м методах борьбы с инфляцией. а далее на анализе российской политики в данном направлении.

До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику в Российской Федерации, например, нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала и т.д., ломкой монополистического структуры экономики. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием для усиления конкуренции в экономике.

В 50-60-х г.г. инфляция проистекала в большинстве стран умеренными темпами. А в 70-х годах стала выходить из под контроля, превращаясь во "врага общества номер один". Особую остроту инфляция приобрела во второй половине 70-х годов. Так, среднегодовой темп прироста розничных цен составил:

 

Страны

Период:

США

Англия

Италия

Франция

в 1956-65г.г.

1.7%

3.1%

3.4%

5.0%

в 1966-1974г.г.

5.1%

7.1%

6.0%

5.9%

в 1975-1980г.г-

9.3%

15.8%

17.9%

19.9%

В конце 80-х темпы роста цен понизились и составили примерно 4% в год, что соответствует модели умеренной инфляции. Это можно объяснить рядом причин, среди которых основная - падение мировых цен на нефть, усиление ценовой конкуренции, прежде всего в международном масштабе, повышение производительности труда, сдерживание роста заработной платы.

Инфляция может быть сбалансированной, т.е. рост цен умеренный и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае - соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.

Противоположным случаем является несбалансированная инфляция, которая представляет собой различные темпа роста на различные товары.

Различают также и неожидаемую инфляцию.

В первом случае можно прогнозировать инфляцию на какой-либо период, или она планируется правительством страны.

Во втором случае происходит резкий скачок цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.

Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышение цен - явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. А раз уменьшается размер спроса, то начинается давление на цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил название "эффекта Пигу".

Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике. Таким образом внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

Инфляция оказывает значительное влияние на экономику и последствия этого воздействия сложны и разнообразны.

Если небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь таким образом фактором временного оживления коньюктуры, то по мере ее углубления инфляция превращается в серьезное препятствие, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция (не говоря уже о гиперинфляции) дезорганизует хозяйство, наносит серьезный ущерб даже монополиям, затрудняет проведение экономической политики. Неправомерный рост цен усиливает дисбаланс между отраслями экономики, нарушает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке.

Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы. Кроме того, обесценивает сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит.

Помимо экономических последствий инфляция имеет и социальные. Она ведет в перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что является причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др.

Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения. Это влияние наглядно описывается модельно "инфляция спроса", предложенной в 1958г. английским экономистом А.Филлипсом.

Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956г.г. он показал кривую, отражающую обратную зависимость, между уровнем ставок заработной платы и уровнем и уровнем безработицы (рис.1). При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2.5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.

Теоретическую базу под расчеты А.Филлипса подвел экономист Р.Липси. В дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определения стабильности цен.

Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2, но одновременно возрастает темп инфляции до P2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, то вынудит правительство принять меры для снижения типов роста до уровня , а безработица увеличится до уровня u3.

Практика показывает, что кривая Филлипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.

Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования спроса. Стремление правительства снизить уровень безработицы ценой увеличения инфляции успешно только тогда, когда у населения удается создать так называемые "ложные ожидания". К примеру, работающие по найму, наблюдая рост ставок зарплаты, увеличивают предложение труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филлипса, рост инфляции и связанной с ней номинальной заработной платы.

Однако, как только люди начинают замечать. Что реальная заработная плата все уменьшается (в отличие от номинальной), то никто больше не будет увеличивать предложение труда.

Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60-е г.г. американский экономист М.Фридмен, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем "накачивания спроса" инфляционными мероприятиями.

Таким образом, когда население преодолеет свои ложные ожидания, тогда инфляция будет сопровождаться уменьшением предложения труда, т.е. растущей безработицей.

Считается также, что кривая Филлипса применима лишь для анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях, темп инфляции возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.

На смену модели Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы. Суть этой теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен ишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка, с учетом инфляции о потребностях в различных профессиях.

Однако экономическая политика, направленная на обеспечение естественного уровня безработицы и снижение темпов инфляции до умеренных и стабильных, не всегда достигает намеченных целей.

3.Антиинфляционная политика государства.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают прав
ительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государсвом регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предустатривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и дяже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искуственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

3.1. Основные подходы антиинфляционной политики

Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирования государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако, стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход - это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный полевой Валовый Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.

Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели. Параллельной применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.

3.2 Варианты и контуры российской антиинфляционной политики на перспективу.

Уменьшение темпов инфляции до относительно "безопасного" уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективного производства и уровня качества управления. Эти цели могли быть достигнуты поэтапно, в течении длительного времени.

Все понимали, что в первые пять лет (1996-2000г.г.) угроза инфляции является крит
ически острой. От степени ее снижения зависели сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия "номинальных якорей" (в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно способствуют повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означает бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

· предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2-5% в среднем за месяц;

· создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала.

Одним из вариантов программы по преодолению высоких темпов инфляции может бы быть следующий вариант развития и соответствующий комплекс мероприятий.

Несомненно, что в 1998-2000 г.г. расширение конечного спроса требует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики является снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач может осуществляться следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

1.    Регулярная установка ориентиров ("коридор") инфляции денежной массы с разбивкой на кварталы. Разработка системы действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Определение также критического уровня инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.

2.    Введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах.

3.    Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета.

4.    Поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом необходимо стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы подводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.

5.    Ужесточение мер против просроченной дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующей инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развитии вексельного обращения.

6.    Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров.

7.    С тем, чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса, в первое время сохранение "валютного коридора".

8.    Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами.

В заключительный период (2001-2005г.г) целью подобной антиинфляционной политики целью предполагалось достичь сокращения инфляции до социально-безопасного уровня :1-2% в месяц. Для решения этой задачи необходимо проведение радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов и пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает тогда возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.

Один был один из вариантов мер по развитию экономики и снижению инфляции.

Однако реальное развитие дел привело к неутешительному результату, которым явился осенний финансовый кризис 1998г. Огромный упор в проводимой политике ставился на стабилизацию курса рубля. Достигать это приходилось за счет значительных трат центральным банком на поддержание валютного коридора. Недостаток золотовалютных средств компенсировался займами в виде государственных краткосрочных бумаг и международных кредитов. С учетом поступлений от них строились бюджеты. В итоге возник огромный государственный долг. Государство стало неспособным выплатить по ГКО, внутренним долгам.

В чем же была причина краха? Сейчас на этот вопрос высказывается множество мнений. Но объективная и глобальная причина была в том, что политика, направленная на преодоление инфляции лишь с помощью финансовых рычагов, тратя основные средства на поддержание стабильного курса рубля, определяя его показателем стабильного развития экономики, невозможна без мер по развитию и поддержанию промышленности, производства, сельского хозяйства, что вели бы к реальному увеличению доходной части бюджета.

Кризис проявился в крахе финансового рынка России, отказу государства платить по государственным ценным бумагам, девальвации рубля почти 150% росту курса доллара, что подвело всю экономику России к грани полного краха. Это выявило тот факт, что создавшаяся в последние время на рынке стабилизация, снижение темпов инфляции, были больше внешними признаками улучшения положения дел. В течение этого времени продолжался спад производства, рос процент экспортного товара, причем даже многие вновь созданные производства в России работали на зарубежном сырье. На рынок России было привлечено множество иностранных инвесторов (нерезидентов), которым государство продавало им свои государственные краткосрочные бумаги по высоким ставкам. Это же в значительной мере поддерживало функционирование многих банковских учреждений. России охотно давали кредиты, в то же время проценты по кредитам росли быстрыми темпами.

Крах всей системы ГКО и ОФЗ, невозможность ЦБ удержать доллар в рамках валютного коридора, невозможность государства выплатить по своим внешним и внутренним долгам (цифры различаются в разных источниках: примерно задолженность по процентам кредитов составляла порядка 17-20 млрд.долл., а бюджет же позволял рассчитывать лишь на 12, 3 млрд.долл)., показывает всю критичность сложившейся в экономике ситуации. При этом иностранные держатели ГКО и ОФЗ требуют возврата своих денег в полном объеме, не принимая условия предложенной схемы погашения.

Мнения только большинства западных экономистов, а так же и многих российских экспертов, говорят о том, что провал последних кредитов МВФ для России положил конец уверениям, что в иностранной помощью можно купить рыночные реформы, деньги фонда значительно облегчали решение возникающих проблем, позволяя обходиться при этом без реформ экономической политики. При этом к последствиям относится то, что для оплаты кредитов фонда требуется повышать налоги на средний класс, который оплачивает эти кредиты. Генерировать экономический рост таким способом не возможно, так как роста при непомерных налогах и растущих процентных ставках не бывает.

Немаловажная причина была в общем мировом кризисе и мировом падении цен на нефть. Жесткая привязка к курсу доллара на рынке страны, в связи с его ростом, привела к резкому скачку цен. Рухнула вся банковская система, т.к. большинство банков имели своими активами ГКО, осложнилось проведение платежей и расчетов. Вслед за этим рынок стали покидать импортеры. Результатом произошедшего коллапса стало разорение 80% средних и малых предприятий, занимающихся импортом, с тенденцией дальнейшего его прекращения. В добавок к массовому обесцениванию денег у населения, добавились потери по вкладам банков, из-за их банкротства. Произошло резкое снижение платежеспособности населения.

Можно сказать, что Россия в своем экономическом развитии была отброшена на годы назад. Опасность ситуации заключается в том, что в последние пять лет Россия удовлетворяла свои потребительские потребности практически за счет 60 % импортного товара. На данный момент встала реальная опасность создания товарного дефицита, т.к. восстановление промышленности требует долговременных усилий и значительных денежных вложений.

Результатом кризиса стал рост потребительских цен в России с 1 по 5 октября 1998г. на 0, 4% (сводка Госкомстата РФ). С 29 сентября по 5 октября темпы прироста цен составили 0, 6%. Цены в первую неделю сентября выросли больше, чем за два года. Темпы среднесуточного пророста цен уже в октябре сократились до 0, 086% против 1, 09% в сентябре, когда месячная инфляция составила 38,4%. Так же началась необеспеченная эмиссия: в сентябре денежная масса уже выросла на 12,5 млрд. руб. (т.е. на 8%). при этом не произошло ни адекватного увеличения ни валютных резервов ЦБ, ни заимствований. В то же время даны деньги идут на поддержку банковской системы и "латание" бюджетных дыр, поэтому это нельзя назвать тайной эмиссией, т.к. все социальные выплаты идут в рамках бюджета 1998г.

Прогнозы экспертов и специалистов международного валютного фонда говорят о том, что при нынешних политических условиях и уровне социальных обязательств государства (почти 40 млрд. руб. только по зарплатам и пенсиям), если в качестве единственного выхода будет принято решение об эмиссионном покрытии бюджета, то к концу года возможна инфляция в 400-500%, и месячные темпы роста составят 20%. А это уже почти гиперинфляция.

Каковы же возможные варианты выхода из кризиса? По этому поводу ведущими политиками и экономистами высказываются ряд мнений.

Без эмиссии. Одна из ключевых задач как для ЦБ, так и для Минфина - удержать курс доллара и инфляцию от чрезмерного роста. Меры, предлагаемые правительством, заключаются в ограничении вывоза валюты из страны и , напротив, увеличении притока долларов в Россию. Для этого уже были существенно увеличены прокачки нефти за границу, а вывоз капитала в счет оплаты внешнеторговых контрактов сократился сам собой - нынешняя ситуация в России не способствует импорту.

Однако, по мнению правительства, в нынешних условиях для прекращения роста валютного курса одного притока нефтедолларов мало: необходимо сбить панику и спекулятивные настроения на внутреннем рынке. Банки, предприятия и граждане должны прекратить скупку долларов. Для этого предлагается создать банковский пул, который вместе с ЦБ будет поддерживать курс рубля. Чтобы ограничить спрос на валюту со стороны откровенных спекулянтов, ЦБ ведет запрет на покупку такими банками валюты сверх заказанной их клиентами, а увеличить предложения валюты на внутреннем рынке планируется за счет того, что экспортеров обяжут продавать 75% валютной выручки (50% - на бирже, 25%- непосредственно ЦБ). ЦБ намерен также ограничить ликвидность межбанковского биржевого валютного рынка и с этой целью возможно, введет сбор с оборота на валютной бирже. По предварительным оценкам эти меры вместе взятые в принципе могут обеспечить значительное увеличение ежедневного предложение валюты на рынке (до 100$ млн.), а в совокупности в другими мерами поднять курс рубля почти в полтора раза. Это самый оптимистичный сценарий, в реальности которого сомневаются сами его составители на уровне руководителей ЦБ.

Правительством предложена новая схема погашения государственных бумаг (ГКО-ОФЗ) с погашением их большей части рублями. Несмотря на то, что данные меры безусловно оживят банковскую систему: размораживание госдолга принесет хоть какие-то "живые" деньги в экономику, полученные рубли могут вызвать резкое давление на рубль. Поэтому в данной схеме предлагаются две оговорки. Во-первых, рубли, полученные иностранцами, будут заморожены на срок от шести месяцев до года и могут быть использованы только на покупку новых валютных обязательств Минфина. Во-вторых, российские банки получат возможность расплатиться по форвардным контрактам, заключенными с иностранцами, теми же ГКО-ОФЗ. В результате Минфин решет две проблемы одновременно. Структура замороженного долга такова, что треть принадлежат Сбербанку и ЦБ, треть - российским компаниям и банкам, и еще треть - западным инвесторам. При этом общий объем форвардных контрактов между российскими и иностранными банками примерно равен объему вложений в ГКО-ОФЗ и иностранцев и российских банков. Таким образом, перевести ГКО-ОФЗ в валютные обязательства Минфин может на сумму 23-24$млрд. Инфляционный эффект данной программы - увеличение спроса на доллары и на товары в России - от этой схемы реструктуризации будет минимальным.

Кроме того, правительство решило, что Пенсионный фонд России может принимать платежи в государственных облигациях. А чтобы у него появились "живые" деньги, ЦБ будет кредитовать его под залог этих облигаций. Таким образом, правительство может уменьшить суммарный инфляционный всплеск, который возможен в случае эмиссии рублей для расчетов по всем внутренним долгам - пенсиям, заработной плате и социальным программам.

С эмиссией. Более реалистичный сценарий предполагает управляемую эмиссию и стабилизацию курса к конце года. (18-20руб/$). Реалистичный он потому, что без более или менее широкой эмиссии не обойтись.

Деньги требуются на восстановление банковской системы. ЦБ предлагает кредитовать системообразующие банки и только в крайнем случае национализировать их. Существует идея формирования банков - партнеров ЦБ. Банковского пула для поддержания валютного рынка недостаточно, и власти предлагают создать фактически новую систему уполномоченных банков, но уже на правительства, ЦБ. Эти банки будут проводить платежи налогоплательщиков и получать кредиты ЦБ.

Но при данном ходе событий возможно развитие крайне нежелательного варианта, согласно которому ЦБ начинает масштабную эмиссию - кредитует не только банки, выплаты пенсий, социальных пособий, но и прочие текущие расходы бюджета. Это путь к провалу политики, которую пытаются проводить финансовые власти, так как избыточное предложение рублей в экономике вызовет не только рост цен, но и скачок курса доллара на черном рынке. Согласно нему к концу 98г. инфляция составит 400-500%, и курс рубля будет окончательно подорван.

Эмиссия так же отрежет возможность получения кредитов мировых организаций.

Итогом этого сценария может стать падение совокупных валютных резервов правительства, которое повлечет неисполнение обязательств по исполнению обязательств по долларовому долгу. После объявления об отказе от обязательств иностранные кредиторы могут разом предъявить России претензии, что парализует экспортные отрасли и, соответственно, приток валюты в Россию. По аналогичному сценарию развивались события в предыдущем десятилетии в латиноамериканских странах. И эти страны не могла оправиться от кризиса еще почти десять лет.

С кредитами. Правительство рассчитывает на то, что с финансирование наиболее глобальных его задач - от реструктуризации банковской системы до удержания курса рубля в приемлемых границах, поможет Международный валютный фонд, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития. При этом ЦБ видит, что причины кризиса банковской системы проистекают не столько из-за замораживания рынка внутреннего госдолга, сколь из-за неправильной стратегии, которую выбрали банки, и из-за разбалансировки их активов и пассивов. Нынешний банковский кризис - это во основном кризис доверия частных инвесторов и предприятий к российским банкам, российскому рублю и российскому правительству. Здесь возможен вариант либерализации доступа иностранных банков на рынок банковских услуг России. Для то, чтобы все же убедить иностранцев в том, что России для них перспективный рынок и что их права на нем будет защищены, правительству просто необходимо будет предложить нерезидентам приемлемую схему реструктуризации долгов. Для российских же банков в новой схеме ничего не меняется, и она обернется огромными убытками на фоне произошедшей девальвации рубля. Иностранцы получат больше, т.к. они могут требовать с российских банков долги по форвардным контрактам замороженными ГКО и ОФЗ, а во-вторых, они смогут конвертировать рублевые облигации в валютные. Таким образом, новый план реструктуризации ГОК-ОФЗ не принесет облегчения российским банкам, зато поможет восстановить справедливость в отношении иностранцев - их потери потенциально уменьшаться примерно вдвое.

В сложившейся патовой ситуации у правительства минимум программ и вариантов. Либо правительство печатает деньги и получает возможность в течение нескольких месяцев оплачивать все социальны расходы, но при этом инфляция доходит до таких масштабов, что России не избежать долгового коллапса. Либо все-таки идти навстречу иностранцам, допустить их на внутренний банковский рынок, получить кредиты МВФ, но при этом еще больше погрязнуть в долгах и вновь увеличить риск дефлота.

Мнения разные. Присутствуют высказывания, что при втором варианте остается надежда на стабильность темпов роста курса доллара и инфляции, а следователь он может быть более эффективным. Вариантов немного: их выбор - это выбор пути развития событий, каков он будет, а, следовательно, каков будет связанный с ним пакет последующих антикризисных мер покажет время.

Заключение

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопр
офильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Последние событие на финансовом рынке России, результатом которых стал рост курса доллара, замораживание долга по государственным краткосрочным обязательствам, девальвация рубля, и как следствие рост цен и обесценивание сбережений, а это значит новый виток инфляции, показывают, что долгие попытки российского Правительства по сдерживанию инфляции на низком уровне, сдерживанию курса рубля не увенчались должным успехом. Причины случившегося кризиса были заложены намного раньше, и он предопределился процессом развития ориентации экономики России, последние ставки в которой были сделаны на экспорт сырьевых ресурсов, так же особенностями в развитии и действии банковской системы, и общим спадом промышленности. Пытаясь защитить стоимость рубля, делая ставку на это, как на показатель стабильности и управляемости экономики, не принимая при этом действенных мер по поддержке и развитию промышленности страны, Российское правительство тратило в итоге больше, чем оно могло себе позволить. Учитывая мировой финансовый кризис, падение цен на нефть (экспорт которой приносил достаточные суммы валюты, которые направлялись на поддержание рубля) привели к тому, что у Центрального банка России иссякли ресурсы на поддержание валютного коридора, коммерческие банки содрогнулись под тяжестью беспрецедентных убытков в торговле валютными долгами России, а инвесторы устроили окончательную обструкцию рублевым обязательствам России, и с российского рынка ушли все нерезиденты, изъяв свои денежные вложения. В итоге правительству пришлось сдать свои финансовые рубежи.

И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что непрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитием по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Оценит предпринятые действия время, и одним из основных показателей по оценке эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.

Список использованной литературы:

Документальные источники

1. Правительство Российской Федерации. Постановление от 18 января 1993 г. №23 “О дальнейших мерах по государственному регулированию инфляционных процессов и частичном изменении постановления Правительства РФ от 31.01.92 №1041 “О государственном регулировании цен на отдельные виды продукции и товаров” (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.95 №600).

2. Президент Российской Федерации. Указ от 3 июня 1993г. “О некоторых мерах по сдерживанию инфляции”.

3. Государственный комитет по статистике. Постановление от 29 июня 1995 г. № 79 “Об утверждении “Положения о порядке наблюдения за изменение цен и тарифов на товары и услуги, определение индекса потребительских цен”.

Литература

4. Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления //Экономист: 1996г,

5.
Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория.//М: 1995.

6. Жуков Г.Ф. Общая теория денег и кредита.//М: 1995.

7. Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. //Деньги и кредит:2000, N 7, С.50.

8. Лившиц А. Введение в рыночную экономику.//М: 1991

9. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.//М: 2001.

10. Курс экономической теории под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В.//Киров:1993

11. Самуэльсон П.А. Экономика. //М: 1993.

12. Теория переходной экономики под ред. Герасименко В.В.// МГУ:2001

13. Чекурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории.// Киров, 1994.

Периодические издания

14. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год." //Деньги и кредит: 1996, N 12, С.3.

15.
Журнал "Деньги и кредит": 1995, N 8.

16. Журнал "Вопросы экономики": 1996, N 2.

17. Журнал "Экономист". 1996: N 9, С.8.

18. Журнал "Деньги", 1998: 14 сентября, С.16.

19. Журнал "Деньги", 1998: 30 сентября, С 31.

20. Газета "Коммерсант-daily", 1998: 1 октября, С 3.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека