Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Малое предпринимательство в Архангельской области

Малое предпринимательство в Архангельской области

17

Содержание.

1. Состояние малого предпринимательства в Архангельской

области............................................................................................................3

2. Нормативно - правовые основы регулирования малого

предпринимательства в Архангельской области........................................5

3. Инфраструктура поддержки малого бизнеса Архангельской

области............................................................................................................7

4. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства

в Архангельской области.............................................................................10

Список литературы.......................................................................................16

1. Состояние малого предпринимательства в Архангельской области.

Малое предпринимательство в Архангельской области динамично в своем развитии и стала играть заметную роль в экономике области.

По состоянию на 1 января 2002 года на территории области в сфере малого бизнеса занято 87 тыс. человек, или 14,5% от числа занятых в экономике области, в том числе:

- на малых предприятиях трудится - 34 тыс. человек;

- количество индивидуальных предпринимателей составляет - 53 тыс. человек.

Согласно статистическим данным, на территории области зарегистрировано около 5 тысяч малых предприятий. Количество малых предприятий в течение последних трех лет изменяется незначительно. Так в 2000-2001 г.г. осуществляли деятельность 4783 малых предприятия, в 2002 году - 4759 предприятий, из них, в торговле и общественном питании - 32,0%, строительстве - 17,2%, в промышленности - 26,7%. В сельском хозяйстве насчитывается 92 малых предприятия и около 250 крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2002 году произошли качественные изменения структуры малого бизнеса. Уменьшилось количество предприятий торговли, но при этом на 22% вырос объем товарооборота. На этом рынке формируются крупные торговые предприятия с разветвленной торговой сетью, с высоким уровнем сервисного обслуживания, развивается оптовая и мелкорозничная торговля.

За 2001 год малыми предприятиями было произведено продукции, работ и оказано услуг на 5,8 млрд. рублей, что на 5% больше, чем в 2000 году. Около половины объемов производства по основному виду деятельности приходится на предприятия торговли и общественного питания, 24,4% - на промышленные, 21,6 % - на строительные предприятия. В общем объеме производства области доля продукции, произведенной малыми предприятиями незначительна и составляет 13,4%, по промышленному производству - 3,2%, по сельскохозяйственной продукции - 4,4% по оказанию платных услуг населению - 2,0%.

Малыми предприятиями в области производится около 30 основных видов промышленной продукции: лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, легкой промышленности, товаров культурно-бытового назначения и продуктов питания и наметилась тенденция по сравнению с предыдущем годом роста произведенной продукции (услуг) на 5%, по сельскохозяйственной продукции крестьянских и фермерских хозяйств на 15%, по оказанию платным услугам населению - на 17,2%. Выпуск промышленной продукции за истекший период составил 1,3 млрд. рублей, или 2,8% общего объема промышленного производства в области.

За 2001 год малыми предприятиями области оказано платных услуг населению на сумму 82,9 млн. рублей, рост к уровню прошлого года составил 17,2%.

В течение трех лет наблюдается рост производства продукции, работ и услуг малыми предприятиями и составляет около 5% в год.

Инвестировано в основной капитал - 83,7 млн. рублей. Рост составил 14% к уровню прошлого года.

Сальдированный финансовый результат малых предприятий в целом сложился положительным и составил 3,6 млрд. рублей, что почти в два раза выше уровня прошлого года. Основной вклад в процесс формирования положительного финансового результата внесли предприятия пищевой и лесной промышленности (34,3% от финансового результата малых предприятий всех отраслей) и предприятия торговли и общественного питания (29,1%). С отрицательным финансовым результатом сработали предприятия сельского хозяйства.

Налоговые поступления в бюджет области от малых предприятий и предпринимателей, использующих систему уплаты налога на совокупный доход, за 2001 год увеличились на 41% и составили более 261,6 млн. рублей. Доля в общем объеме поступлений в бюджет области - 4,3%.

Наиболее развито предпринимательство в крупных городах, каждое второе в Архангельске, каждое пятое - в Северодвинске, где шире потребительский рынок, сконцентрированы трудовые и сырьевые ресурсы. Сложившаяся отраслевая структура, данные по занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о развитии малого бизнеса преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Отрасли производственного сектора развиваются не в полной мере.

2. Нормативно-правовые основы регулирования малого предпринимательства в Архангельской области.

Деятельность предпринимательства в Архангельской области регламентирована следующими нормативными правовыми актами:

1. На региональном уровне.

· Законами:

† "О государственной поддержке малого предпринимательства в Архангельской области" - от 07.07.99г. № 137-23-ОЗ;

† "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" - от 26.05.99г. № 122-22-ОЗ;

† "О порядке исполнения на территории Архангельской области Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.95г. № 222-ФЗ

† "Об упрощенной системе налогообложения. учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" - от 05.03.96г. № 36-21-ОЗ.

· Постановлениями:

† "О концепции развития и поддержки малого предпринимательства в Архангельской области до 2005 года" - от 14.09.01г. № 402;

† "О мерах по упорядочению проверок контролирующими органами деятельности субъектов малого предпринимательства".

2. На федеральном уровне.

· Законами:

† "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" - от 14.06.95г. № 88-ФЗ;

† "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.98г № 148-ФЗ;

† "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" - от 29.12.95г. № 222-ФЗ;

† "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" - от 08.08.01г. № 134-ФЗ;

† "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" - от 24.07.02г. № 104-ФЗ.

В июле 2002 года приняты немаловажные поправки и дополнения для малого бизнеса в основной областной Закон от 6 июля 1999 года N 137-23-ОЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Архангельской области». Данным законом устранено противоречие федеральному законодательству в части возможности предоставления субъектам малого предпринимательства индивидуальных налоговых льгот.

В области также обсуждаются проекты законов, касающиеся вопросов защиты прав и юридических интересов предпринимателей, потребительских обществ взаимной помощи и взаимного страхования, развития лизинга в области. Областной закон о едином вмененном налоге также стал предметом общественного обсуждения. На ноябрьской сессии 2002 года Архангельского областного Собрания депутатов принят областной закон «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» с кардинальными поправками. Так, уменьшается корректирующий коэффициент базовой доходности К2 для некоторых видов деятельности - оказание бытовых услуг с 0,8 до 0,4, ветеринарных услуг - с 1 до 0,8, автотранспортных услуг - с 0,8 до 0,5 и т.д.

Также для снижения уровня административных барьеров, были внесены изменения в ранее принятые областные законы, «О порядке обслуживания перевозчиками автобусных маршрутов общего пользования в Архангельской области», «Об основах управления объектами государственной собственности Архангельской области».

Налоговые льготы в области предпринимательства определены областными законами «Об инвестиционной деятельности в Архангельской области» от 15.09.99г. № 157-24-ОЗ и «О порядке применения инвестиционного налогового кредита» от 05.06.2001г. № 37-6-ОЗ.

С 1 января 2001 года была введена в действие глава 21 Налогового кодекса РФ «Налог на добавленную стоимость». Многие из предпринимателей посчитали, что обязанность по уплате НДС ухудшает условия их предпринимательской деятельности. Арбитражный суд Архангельской области, в соответствии со ст.9 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации» предоставил предпринимателям в течение первых четырех лет своей деятельности законное право на освобождение от уплаты НДС.

Для исключения несанкционированных проверок деятельности субъектов малого предпринимательства было издано Постановление главы администрации Архангельской области от 18.05.01г. за № 241“ О мерах по упорядочению проверок контролирующими органами деятельности субъектов малого предпринимательства”. Этим документом на территории области введена Книга учета проверок субъекта предпринимательской деятельности.

3. Инфраструктура поддержки малого бизнеса Архангельской области.

К настоящему времени на территории Архангельской области сформирована основа инфраструктуры поддержки предпринимательства.

В 1995 году создан фонд развития и поддержки малого предпринимательства в Архангельской области "Форпост МП", который призван содействовать созданию специализированных субъектов инфраструктуры с использованием государственных и привлекаемых средств.

В 1997 году на базе консультационно - информационного центра фонда, при поддержке программы (ТАСIS), в рамках федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства создано "Архангельское агентство поддержки малого предпринимательства". Основой деятельности агентства является расширение консалтинговых услуг в отношении субъектов малого предпринимательства.

По соглашению с мэрией областного центра в апреле 2000 года открыт “Архангельский деловой центр - Инкубатор малого предпринимательства”.

К инфраструктуре поддержки малого предпринимательства Архангельской области относится 56 различных государственных, частных, некоммерческих и общественных организаций.

Поддержку малого предпринимательства осуществляют:

1.) 3 государственные организации:

· Архангельское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

· департамент федеральной государственной службы занятости населения по Архангельской области;

· департамент экономического развития Архангельской области.

2.) 22 общественные и некомерческие организаций. Наиболее значительные и активные из них:

- Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Архангельской области “Форпост МП”;

- Архангельский обком профсоюзов работников малого и среднего бизнеса;

- Северодвинская городская организация по защите прав предпринимателей “Магма”;

- Ассоциация предпринимателей Каргопольского района “АСКАР”.

3.) 14 общественных советов при Главах администраций муниципальных образований городов и районов области и администраций округов г. Архангельска.

4.) 17 организаций, занимаются информационным обеспечением, подготовкой, обучением и переобучением, оказанием консультационной помощи и подбором кадров для субъектов малого предпринимательства.

Можно считать, что основные элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории области сформированы, однако все звенья существующей инфраструктуры недостаточно взаимосвязаны.

Причина недостаточной эффективности работы инфраструктуры малого предпринимательства видятся в следующем:

Ё Недостаточное участие организаций, обеспечивающих поддержку малого бизнеса, в разработке и проведении федеральной, региональной и муниципальных программ развития предпринимательства;

Ё Недостаточное финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства.

Чтобы выйти на новый уровень взаимоотношений, была принята Концепция развития и поддержки малого предпринимательства Архангельской области, где определены цели, задачи и приоритеты, находящиеся в тесной увязке с Программой социально-экономического развития Архангельской области на 2001-2005 годы.

В области активно действует Общественный Совет по малому предпринимательству при Главе администрации области. Он стал консолидирующей силой, объединяющей усилия администрации области и самих предпринимателей в развитии малого бизнеса на территории области. На совещаниях Совета обсуждаются итоги выполнения Программы поддержки и развития предпринимательства, вопросы совершенствования областной нормативно-правовой базы по малому бизнесу, разрабатываются и анализируются проекты областных законов, постановлений.

Подобные Советы действуют также почти во всех муниципальных образованиях городов и районов области при Главах администраций. Многие предприниматели работают в органах представительной власти субъекта Федерации и муниципальных образованиях. В крупных городах области (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск) созданы комиссии по предпринимательству, собственности, инвестициям, которые могут инициировать такие нормативные акты, которые бы способствовали развитию малого бизнеса, проходят ежегодные конференции, для более подробного обсуждения вопросов предприниматели и власть встречаются за тематическими «круглыми столами».

В регионе идет формирование новой архитектуры взаимоотношений бизнеса и власти. Формируются гильдии предпринимателей по отраслевому признаку - мебельное производство, швейное производство и т.д.

По инициативе предпринимателей Главой администрации Архангельской области 2002 год объявлен Годом предпринимателя.

Одним из основных мероприятий Программ поддержки малого предпринимательства Архангельской области с 1998 года является «Обучение незанятых граждан из числа безработных, военнослужащих, женщин и молодежи основам предпринимательской деятельности». В 2000 году было проведено 45 семинаров, прошли обучение 576 человек, в 2001 году проведено 48 семинаров, прошли обучение 600 человек. Департаментом ФГСЗН Архангельской области осуществляется обучение незанятых граждан их числа безработных. Так в Вельском центре занятости населения разработана и внедрена компьютерная программа «Самозанятость», которая позволяет отслеживать результаты по предпринимательству. Разработана учебная программа проведения семинаров с безработными на тему «Как стать предпринимателем», разработана и внедрена в программу учебных заведений области 24 часовой курс «Основы предпринимательской деятельности». Устьянский районный центр занятости активно участвует в реализации целевых программ «Возрождение», «Женщины Устьи», направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства и самозанятости населения, личных подсобных хозяйств.

4. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Архангельской области.

Малое предпринимательство в Архангельской области продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию федерального и регионального законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональной программ развития малого предпринимательства, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

Важной проблемой развития малого предпринимательства считается несовершенство нормативно-правового регулирования. Сюда относится: сложность законодательства, противоречивость законов, неоднозначность их толкования, недостаточная разработанность законов, касающихся малого предпринимательства, их частая сменяемость, и, как следствие, плохая информированность о правовых нововведениях.

Также следует отметить, что большая часть средств предприятия уходит на оплату аренды помещений и коммунальных услуг. Поэтому важной также является проблема содержания занимаемых помещений. При этом многие из предпринимателей отмечают чрезмерно высокие ставки арендной платы и тарифы коммунальных платежей, устанавливаемые местными властями.

Чрезвычайно актуальной проблемой остается возможность получения различного рода льгот. Льготы должны быть одинаковы для всех. Поддержка предпринимателей не сводится только к установлению налоговых или иных льгот. Важно реализовать баланс интересов бюджета и налогоплательщиков на законодательном уровне. Недоборы бюджета скажутся на покупательной способности работников бюджетной сферы, а, следовательно, и на доходах предпринимателей. Перекос в другую сторону также негативен и ничего хорошего предпринимательству не принесет.

Чтобы найти золотую середину, выход один: необходимо тесное сотрудничество всех ветвей государственной власти и самих предпринимателей, как это было, например, при разработке Закона об упрощенной системе налогообложения.

Некоторые отрасли предпринимательства, как показывает опыт, действительно требуют прямой финансовой поддержки из бюджетных средств. Но речь идет об отрасли, а не отдельном представителе этой отрасли. Поэтому важным регулятором становится конкурс на размещение бюджетных средств, или получение той или иной льготы.

Очень важным превентивным средством представляется создание единого информационного поля. Это, например, единая база данных по правовым актам регионов, входящих в федеральный округ, поскольку различия в актах оказывают существенное влияние на конкурентную среду.

Важным этапом в преодолении административных барьеров и развитии предпринимательства в Архангельской области может быть формирование общей базы данных о деятельности контролирующих органов, работающих в нашем регионе. Использование этой общей базы позволит скоординировать и ограничить число проверок предпринимателей со стороны различных региональных и федеральных органов контроля и надзора.

Кардинальным образом улучшить взаимоотношения между властями и предпринимателями можно через организацию в регионе постоянно действующих семинаров-совещаний с участием предпринимателей и представителей органов власти, состав которых должен изменяться в зависимости от тематики рассматриваемых вопросов.

Кроме этого, необходимо взаимодействие властей с предпринимательскими структурами при реализации программ демонополизации экономики. Это позволило бы поставить на повестку дня вопрос о создании на средства предпринимателей аналитических центров исследования тенденций к изменению цен в регионе, о возможности финансирования разработок программ демонополизации экономики за счет средств предпринимателей.

Проблемы развития малого предпринимательства необходимо решать объединенными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления, используя при этом программно-целевые методы.

В Архангельске участниками VI конференции представителей малого предпринимательства Архангельской области и общественным советом при главе администрации области была разработана резолюция «Приоритеты развития малого предпринимательства». Конференция состоялась 3-4 марта 2004 года в Архангельске. Согласно резолюции, представители малого предпринимательства берут на себя ответственность за будущее Архангельской области, за ее социально экономическое развитие и предлагают всем предпринимателям Архангельской области. С предложениями и рекомендациями выступили представители от групп различных отраслей. По словам ведущего специалиста отдела инвестиций и поддержки малого предпринимательства Алексея Анисимова, с учетом дополнений, предложений и рекомендаций принятие резолюции отложено редакционной комиссией и состоится в течение двухнедельного срока. Следующую конференцию предпринимателей в Архангельске планируется провести в апреле - марте 2005 года.

Участники VI конференции представителей малого предпринимательства Архангельской области отметили, что за прошедший период динамика развития малого бизнеса на территории области в целом была положительна.

Оценивая фактическое состояние малого предпринимательства, конференция отметила, что в настоящее время главным препятствием для развития малого бизнеса стали не налоги и административные барьеры, а высокая арендная плата и отсутствие равного доступа к средствам производства. Наиболее часто встречающимся вариантом взаимоотношений малых предприятий и основных владельцев недвижимости (крупных предприятий, государственных и муниципальных органов) стал договор краткосрочной аренды, что мешает стабильному развитию бизнеса.

Для решения этой проблемы конференция поддержала инициативу по разработке программы по созданию равных условий доступа к средствам производства субъектам малого предпринимательства, с привлечением к этой работе представителей малого бизнеса.

За период, прошедший после V конференции представителей малого предпринимательства, диалог между представителями бизнеса и власти перешел на качественно новый уровень. Малое предпринимательство признано равноправной составляющей экономики Архангельской области.

Одной из приоритетных задач на 2004 год должно стать выполнение соглашения о социально-экономическом партнерстве между администрацией области и предпринимателями области на 2003-2004 годы. Становление малого предпринимательства требует определения стратегии его дальнейшего развития с учетом новых задач, стоящих перед экономикой области.

Опираясь на позитивные сдвиги в области содействия предпринимательству, конференция предлагает приоритетными направлениями поддержки малого бизнеса считать:

л оказание содействия субъектам малого предпринимательства по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

л дальнейшее развитие информационного обеспечения предпринимательской деятельности, внедрение современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей глобальной сети Интернет;

л обеспечение равного доступа к средствам производства субъектам малого предпринимательства;

л реализацию комплекса мероприятий по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства, включая дальнейшее сокращение количества проверок субъектов малого предпринимательства на территории области;

л повышение качества и безопасности продукции, вырабатываемой и реализуемой субъектами малого предпринимательства;

л дальнейшее развитие малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах с целью создания новых рабочих мест и увеличения выпуска продукции;

л поддержку малых предприятий, осуществляющих деятельность в системе городского хозяйства (в жилищно-коммунальной сфере, в области экологии, в том числе сборе и переработке вторичного сырья, в малой (локальной) энергетике с целью снижения расходов на строительство и эксплуатацию жилья и других объектов);

л совершенствование законодательства и нормативной правовой базы в интересах малого предпринимательства, в том числе совершенствование методов ресурсной поддержки малого бизнеса.

Участники конференции, обсудив ситуацию в развитии малого предпринимательства, объявили, что берут на себя ответственность за будущее Архангельской области, за ее социально-экономическое развитие, обращаются к предпринимателям области и предлагают:

1. Рекомендовать всем бизнес - сообществам малых и средних предприятий области:

1.1. Обеспечить рост уровня оплаты труда работающих и принимать все возможные меры для доведения его в 2004 году до двух прожиточных минимумов.

1.2. Обеспечить социальные гарантии работающим.

1.3. Развивать производство через внедрение инвестиционных проектов.

1.4. Объединяться в общественные организации (бизнес сообщества) для участия в разработке и согласовании законопроектов и нормативных правовых актов по созданию условий для эффективного развития предпринимательства.

1.5. Обеспечивать своевременные и полные налоговые платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды

1.6. Способствовать выполнению областной программы социально экономического развития и областных целевых программ.

2. Принять активное участие в разработке программы по созданию равных условий доступа к средствам производства субъектам малого предпринимательства.

3. Рекомендовать Администрации области:

3.1. Обеспечить финансирование и выполнение Программы поддержки предпринимательства в Архангельской области на 2003 - 2005 годы.

3.2. Расширить сеть опорных пунктов поддержки предпринимательства.

3.3. Оказывать ресурсную поддержку малому предпринимательству при реализации Федеральной и региональной программ государственной поддержки малого предпринимательства.

3.4. Продолжить работу по внедрению новых форм ресурсной поддержки предпринимательства.

3.5. Разработать программу по созданию равных условий доступа к средствам производства субъектам малого предпринимательства.

3.6. Обеспечить условия для более широкого участия предпринимателей в выставочно-ярмарочной деятельности.

4. Рекомендовать администрациям муниципальных образований:

4.1. Обеспечить эффективное использование созданной в МО сети опорных пунктов поддержки предпринимательства.

4.2. Разработать программы по созданию равных условий доступа к средствам производства субъектам малого предпринимательства.

4.3. Предусмотреть в муниципальных бюджетах средства на ресурсную поддержку малого бизнеса.

5. Рекомендовать Общественному Совету по малому предпринимательству при Главе администрации области, постоянной комиссии по инвестициям, собственности и предпринимательству Областного собрания депутатов:

5.1. Продолжить работу по организации общественных объединений - гильдий по отраслевым направлениям.

5.2. Подготовить и направить в Государственную Думу и Правительство РФ обращение от имени участников конференции с предложением внести следующие изменения в действующее законодательство:

* продолжить работу по снижению налогового бремени на субъекты малого предпринимательства, в т.ч. снизить ставки единого социального налога;

* с целью большей заинтересованности регионов в развитии малого бизнеса предусмотреть поступление основной части соответствующих налогов в региональные и местные бюджеты.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека