- Смотря на эту таблицу можно сказать, что с течением времени малый бизнес преобразуется из простейших форм к более сложным. Правительство обращает большее внимание и больше поддерживает. Можно сказать, что малый бизнес идёт по пути прогресса, а не на оборот.
- 1.2 Субъекты малых предприятий
- Как следует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. К субъектам малого бизнеса можно отнести:
- 1. коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации не превышает 25%.
- 2. коммерческие организации средняя численность работников за отчетный период не превышает:
- - в промышленности, строительстве и транспорте - 100 человек;
- - в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;
- - оптовой торговле - 50 человек;
- - розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
- - в остальных отраслях - 50 человек.
- 3,физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица.
- Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:
- - численность персонала;
- - размер уставного капитала;
- - величина активов;
- - объем оборота (прибыли, дохода).
- С 1 января 2008 г эти критерии были изменены. Этому способствовал новоизданный Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Теперь малыми считаются предприятия с численностью персонала:
- - до 15 человек - микропредприятия;
- - до 100 человек - малые предприятия. [4, с. 33].
- Также к таким предприятиям можно отнести:
- Полное товарищество. Это коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном (уставном) капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибылях или убытках. Фирменное наименование полного товарищества (согласно Кодексу) должно содержать либо имена (наименования) всех его участников, и слов «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество».
- Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельность товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в управлении товариществом и осуществлении им предпринимательской деятельности. На основе свидетельства об участии вкладчик (коммандитист) получает часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном (уставном капитале), в порядке, предусмотренном учредительным договором. Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо наименование не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слов «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».
- Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Высшим органом общества является общее собрание его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления может быть набран также и не из числа его участников. Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или ее часть одному или нескольким участникам данного общества. Отчуждение участником общества своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом общества. Фирменное название ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».
- Общество с дополнительной ответственностью - учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Фирменное наименование общества с дополнительной ответственность должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».
- Акционерное общество - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество (АО) может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы для всеобщего сведения. АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом (ОАО). Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо другим образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленного Законом об АО. Высшим органом управления ОА является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным.
- Дочернее общество - это хозяйственное общество, когда другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним по исполнению таких указаний. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещение основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.
- Зависимое общество признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций АО или двадцати процентов уставного капитала ООО.
- Производственный кооператив (артель) - это добровольное объединение граждан, созданное на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, выполнение работ, торговля и пр.), основанной на личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Число членов кооператива должно быть не менее пяти. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Фирменное название кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».
- Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит такому предприятию на правах оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
- 1.3 Роль малого бизнеса в экономике России
- В последние годы малый бизнес получает большое развитие. Это вызвано двумя обстоятельствами [11, с.19 ]:
- 1. особенности современного этапа развития НТР, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса;
- 2. дифференциация потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания.
- Преимущества малых предприятий перед остальными заключается в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры, быстрее отражает изменения потребительского спроса, существенно облегчает территориальный отраслевой переход рабочей силы и капитала. Многочисленность этих предприятий даёт возможность широко развиваться конкуренции.
- Например, в Калужской области распределение по отраслям малых предприятий от строительной до фаянсово - фарфоровой такова:
- А их непосредственное количество в сравнении за 5 лет таково:
- Таблица 2.
|
| 2003 год | 2004год | 2005 год | 2006 год | 2007 (10 мес.) | |
| ед. | на 1000 жителей | ед. | на 1000 жителей | ед. | на 1000 жителей | ед. | на 1000 жителей | ед. | на 1000 жителей | |
всего | 4585 | 4,3 | 4463 | 4,2 | 4591 | 4,3 | 5604 | 5,4 | 6249 | 6,1 | |
из них: | |
промышленность | 965 | 0,9 | 937 | 0,9 | 930 | 0,9 | 1033 | 1,0 | 1239 | 1,2 | |
сельское хозяйство | 224 | 0,2 | 226 | 0,2 | 265 | 0,2 | 292 | 0,3 | 312 | 0,3 | |
транспорт | 103 | 0,1 | 105 | 0,1 | 109 | 0,1 | 155 | 0,1 | 215 | 0,2 | |
связь | 8 | 0,0 | 9 | 0,0 | 20 | 0,0 | 25 | 0,0 | 29 | 0,0 | |
строительство | 754 | 0,7 | 711 | 0,7 | 719 | 0,7 | 822 | 0,8 | 933 | 0,9 | |
торговля и общественное питание | 1391 | 1,3 | 1397 | 1,3 | 1462 | 1,4 | 2006 | 1,9 | 2133 | 2,1 | |
наука и научное обслуживание | 230 | 0,2 | 211 | 0,2 | 187 | 0,2 | 205 | 0,2 | 181 | 0,2 | |
|
- Анализируя таблицу 2 можно сказать что, в общем в Калужской области за последние 5 лет количество выросло. А если рассматривать в отдельности каждую отрасль, то можно заметить что количество растёт наиболее прогрессивно в торговле и общественном питании (ведь это наиболее популярная отрасль экономики).
- Роль малых предприятий в экономике России значительна. Их рассматривают как налогооблагаемую базу для бюджетов и как источник создания рабочих мест; они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка; они не только быстро заполняют ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаются. И как было сказано выше малый бизнес создаёт здоровую конкуренцию, что хорошо влияет на экономическую и социальную обстановку в стране. Но в отличие от других форм - малые предприятия больше всего зависят от колебаний рынка и нуждаются в государственной поддержке. В настоящее время государством разрабатываются всевозможные системы поддержки малого предпринимательства (рис. 1), т.к. в данный период развития экономики России их роль особенно важна.
27
2
27
2
- Рис. 1 Общая схема функционирования системы поддержки малого предпринимательства. [ 7, с. 35 ]
- 2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования
- 2.1 Создание, функционирование и ликвидация малого предприятия
- Процесс создания, функционирования и ликвидации малых предприятий регламентируется в соответствии с Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации » от 12 мая 1995 года и новый закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 1 января 2008 года.
- В экономике существует два способа образования малого предприятия:
- 1. выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, и других объединений.
- 2. на акционерных началах.
- В условиях современной экономики России второй способ является наиболее оптимальным. Так же малые предприятия могут основываться совместно с государственными, общественными, корпоративными предприятиями, частными лицами, а так же с организациями других форм собственности.
- Для того чтобы создать новое предприятие необходимо пройти ряд обязательных этапов (рис. 2).
- Для создания предприятия, связанного с производственной деятельностью необходимо изучить его технико-экономическую характеристику. В неё включают [ 8,с. 48.] :
1. Анализ спроса на продукцию, товары и услуги, планируемые к производству
2. Производственные показатели
2.1 Наличие необходимой документации
2.2 Производственная программа.
2.3 Перечень необходимой для выполнения программы машин, оборудования, инструментов и др., а так же материалов и сырья.
27
2
Рис. 2 Порядок создания нового предприятия
2.4 Наличие производственных мощностей или проект их создания
2.5 Имеющееся в наличие оборудование и другие элементы основных производственных фондов
2.6 Рентабельность отдельных видов продукции и услуг
2.7 Величина амортизационных отчислений
3. Финансовые показатели:
3.1 Намеченная выручка от реализации товаров и услуг
3.2 Размер материальных и других приравненных к ним затрат
3.3 Предполагаемые отчисления в бюджет
3.4 Чистая прибыль
3.5 Фонд оплаты труда
3.6 Размер создаваемых прочих фондов
4. Социальные показатели:
4.1 Предполагаемая численность рабочих
4.2 Ожидаемый размер оплаты труда
4.3 Средняя реализация от одного рабочего
4.4 Возможность использования труда инвалидов и пенсионеров
Так же эта характеристика позволяет определять, эффективна ли работа предприятия. И позволяет выявить ошибки в развитии и функционировании.
Важным условием функционирования малого предприятия является его лицензирование. Оно осуществляется в соответствии с законом от 25 сентября 1998 г. № 158 ФЗ «о лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензия дает возможность предприятию осуществлять определённые виды деятельности. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и безопасности государства. Лицензия выдаётся каждому отдельному виду на определённый срок (не менее чем на три года). Её срок действия может быть продлён по заявлению юридического лица или предпринимателя.
2.2 Регистрация малых предприятий
Главное звено в схеме создания малого предприятия - это его регистрация. Государственная регистрация предприятия осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:
- заявление учредителя,
- устав предприятия,
решение о создании предприятия или договор учредителей,
- свидетельство об уплате государственной пошлины.
О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.
Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия.
С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и, в соответствии со ст. 51 Государственного Кодекса Российской Федерации, приобретает статус юридического лица (кроме индивидуальных предприятий без образования юридического лица).
Дальнейшее развитие предприятие малого предприятия зависит от двух условий:
1) Внутренней экономической обстановке в стране и её регионах;
2) Способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для осуществления хозяйственных целей.
Управление малым предприятием осуществляется учредителем или специально нанятым директором, работающим по трудовому договору.
3. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем
3.1 Развитие малого бизнеса в западных странах
Малый бизнес существует более 20 лет. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США, Япония и других во многом основывается на малых предприятиях.
Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.
Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:
в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.
Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие терпит банкротство не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.
3.2 Преимущества и проблемы малых предприятий
Рассмотрев опыт западных малых предприятий необходимо перейти к России.
Можно выделить ряд преимуществ определяющих эффективное функционирование малых предприятий в отличие от средних и крупных. К ним относятся:
- близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;
- производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;
- исключение лишних звеньев управления;
- использование льгот в налогообложении, в частности, применение упрощенной системы и т. д.
А так же способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сферах потребления. Но т.к наша страна не так давно перешла на рыночную экономику и малый бизнес стал достойно развиваться только в последние годы проблем связанных с его развитием в данный момент намного больше нежели преимуществ.
Эти проблемы можно разделить на две группы:
Проблемы общеэкономического характера
Проблемы частного, преимущественно организационного характера
К первой группе можно отнести:
1. Недостаточная ресурсная, материально-техническая и финансовая база. Это означает что у основной массы населения нет средств для начала собственного дела. Для решения этой проблемы необходимо увеличить материально-технические и финансовые ресурсы, при этом нужно отдать предпочтение в развитии сфере обращения при детальной дифференциации производства [ 1 .с. 157]. Такое решение этой проблемы должно привести к конструированию механизма льготного кредитования и налогообложения.
2. Снижение покупательского спроса и свёртывание внутреннего покупательского рынка. Это обусловлено тем, что население страны делится на три класса. Большинство людей относится к третьему классу с очень низкими доходам и малым покупательским спросом. Именно он и определяет уровень потребностей, на который должно ориентироваться и работать производство.
3. Несовершенство системы налогообложения и высокий уровень самих налогов. Налоговая политика носит фискальный, а не стимулирующий характер. Основные минусы системы:
- чрезмерно высокий уровень налогов;
- нестабильная и часто меняющаяся система налогообложения;
- множественность налогов, в которых предприниматель меняет ориентиры.
Для решения этой проблемы необходимо перестроить систему налогообложения.
4. Криминализация экономики, которая приобретает устойчивый характер. Вместе с криминализацией экономики особую остроту приобретает проблема личной безопасности.
К проблемам частного, преимущественно организационного характера следует отнести:
1. Законодательная база, на которую опирается малое предпринимательство. Можно назвать немало правовых документов регулирующих деятельность малых предприятий (гражданский кодекс РФ, ряд федеральных законов, указы Президента Российской Федерации и т. д.). Но трудность заключается в том, что нет сводной единой законодательной базы. Эта проблема будет решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Но это не исключает необходимости законодательных мер регулирования малого бизнеса.
2. Неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики - равноправие всех хозяйствующих субъектов.
3. Социальная защита предпринимательской деятельности. Раньше существовала система социального обеспечения и социальных гарантий, но в настоящее время эта система подорвана. Для избавления от этой проблемы необходимо заново перестроить всю социальную систему.
3.3 Решение проблем малого бизнеса
Для решения всех вышеперечисленных и других проблем необходимо в первую очередь правительству в корне изменить систему поддержки и развития малых предприятий. Ведь по опыту западных стран - становление малого бизнеса является основой успешной экономики. В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы. Во-вторых, необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:
1. формирование инфраструктуры поддержки - одновременно на всех уровнях государственной власти;
2. внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;
3. передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
4. передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
5. обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.
Так же предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Практическая часть
Для более точного изучения на примере преимуществ и недостатков малого бизнеса в Калужской области, возьму предприятие по производству семечек.
27
2
Рис. 3. Организационная структура предприятия «Технологии дерева»
Общество с ограниченной ответственностью «Технологии дерева» образовано и зарегистрировано в 1997 г. К 2000 году численность работников составила 25 человек, в том числе основное производство - 15 человек. Если предприятие собирается оставаться на плаву, то в будущем, возможно, потребуется увеличение числа производственного персонала, но не более 100 человек. Это связанно с тем, что постоянно растёт потребительский спрос и выпуск продукции необходимо увеличить. Тем более при увеличении рабочих мест сократиться число безработных.
Средняя заработная плата управляющих составила за 2005-2006 г.г. 80 000 рублей в месяц. За 2006 год выручка ООО «Технологии дерева» составила 113 304 000 руб. Существует и хорошо отработанная система премирования управляющих. Премиальный фонд команды управления составляет около 8% чистой прибыли, т.е 666080 руб. по итогам 2006 года. Благодаря квалифицированной команде управления предприятию удалось за два года работы не только окупить средства, вложенные в приобретение оборудования и складского комплекса, на базе которого расположилось предприятие, но и получить дополнительный чистый доход в размере 28 326 000 руб. за этот год. Объем производства за два с половиной года вырос почти в шесть раз, к 2007 г. он составил: доска - 180 м3 в мес.; вагонка - 120 м3 в мес.; погонаж - 70 м3 в мес.; мебельный щит - 350 м3 в мес.; клееный брус - 180 м3 в мес. [9, c.213]. Основное направление ООО « технологии дерева» это производство сухих струганных пиломатериалов и погонажных изделий из древесины. Выпускается несколько видов обрезной и половой доски, шесть видов вагонки, широкий ассортимент различных типов плинтусов, реек и других погонажных изделий. Все изделия отличаются высоким качеством обработки поверхности, строго соблюдается технология сушки.
Цели компании на ближайшую перспективу - это расширение ассортимента товаров и услуг. Также целью компании является организация собственного мебельного производства. Эта цель, несомненно, относится к долгосрочным целям.
ООО «Технологии дерева» является динамично развивающейся компанией, выпускающей продукцию высокого качества. К недостаткам компании на сегодняшний день можно отнести :
1. малую интенсивность маркетинговых усилий, направленных на расширение рынка сбыта;
2. существенная конкуренция, т.к. не в каждом городе или области есть такие крупные предприятия, чаще большая часть продаж такой продукции приходится на мелкие и средние компании, и спрос обладает низкой эластичностью и т. д.
К преимуществам компании можно отнести то, что у европейских конкурентов продукция стоит на порядок выше, нежели у компании. Хотя качество не очень отличается. Так основная потребительская группа, а именно граждане с невысокими доходами, считают эти товары приоритетными. Так называемым внутренним преимуществом является исключение ненужных звеньев управления (рис. 3).
ООО «Технологии дерева» наметило для себя цель - повышение качества продукции, сокращение затрат, повышению производительности и, как следствие, увеличению денежных потоков. Для достижения этих целей необходимо:
§ Модернизация имеющихся производственных мощностей.
§ Контроль предприятия за уровнем затрат за счет снижения стоимости сырья, оптимизации системы закупки сырья и реализации продукции;
§ Совершенствование системы управления запасами, ценообразованием и продвижением товаров;
§ Увеличение объема прямых поставок предприятиям розничной торговли;
§ Минимизация затрат на реализацию продукции из древесины за счет организации производства этих продуктов в регионе потребления, что приведет к сокращению затрат на дистрибьюторскую деятельность;
Основной акцент в капитальных затратах следует сделать на поддержание существующих производственных мощностей на технологическом уровне, необходимом для роста производительности.
Но все-таки этого недостаточно т.к. в большей мере деятельность предприятия нацелена на потребителя. А конкурирующие фирмы предлагают некоторые виды продукции по цене ниже цены ООО «Технология дерева». В связи с этим для клиентов тоже необходимо предоставить некоторые привилегии :
1. клиентам компании можно предоставлять скидку от ежемесячного объема закупок, в зависимости от категории, к которой он принадлежит. Например :для клиентов категории А (дающих основную прибыль) - 10 %; для клиентов категории В - 5 % от стоимости товара и т. д.
2. предоставлять клиентам категории А возможность получения бонуса, при условии перевыполнения запланированного объема закупок.
3. предоставлять бесплатную доставку по городу - это немаловажный аспект в работе организации, поскольку большинство клиентов, а именно категория С согласны сотрудничать с компанией из-за доставки.
На мой взгляд, эти модернизации помогут ООО «Технологии дерева» привлечь новых клиентов, и достичь своих короткосрочных, а в перспективе и долгосрочных целей. А так же поддержать свою конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.
Заключение
В ходе выполнения работы были выполнены все поставленные цели, сформулированные в части введения. Рассмотрена роль малых предприятий в современной экономике, определены положительные функции, выполняемые данным сегментом экономической системы общества, обоснована необходимость совершенствования функционирования системы малых предприятий в России. Сформулированы и проанализированы те специфические проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в современных российских условиях.
Подробно изучив последнее необходимо отметить, что на данном этапе развития проблем намного больше, нежели преимуществ. Но все-таки главным выводом работы является то, что во главе всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес, стоит государство. Самая главная проблема российских малых предприятий - это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые были ранее созданы ею. Именно государственные органы должны без промедления начать действовать по направлениям, охарактеризованным в заключительной главе работы. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом. Даже опыты других западных стран не сильно влияют на работу Государственных органов.
Но в этом 2008 году был издан Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что, несомненно, говорит о выбранном правильном пути правительства. Также стали чаще появляться в средствах массовой информации сведения о состоянии малого предпринимательства в настоящее время и о работе правительства над данным вопросом. Это может свидетельствовать лишь о том, что сегмент малых предприятий сможет заработать в полную силу, и поднять российскую экономику в целом на качественно новый уровень.
Список литературы
1. Блинов А.О., Шапкин И.Н. малое предпринимательство: теория и практика. Учебник - М.: «Дашков и Ко», 2003 г. - 356 с.
2. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П., Стратегическое управление: учебник. - М.: Омега-Л, 2004. - 472с.
3. Дэн Штайнхофф, Джон Берджес. Основы управления малым бизнесом. Перевод с англ. - М.: «издательство БИНОМ», 1997 г. - 496 с.
4. Калужский Бизнес - Журнал, декабрь 2007 г. № 24
5. Калужский Бизнес - Журнал, март - апрель 2008 г. № 06
6. Краткий статистический сборник. Госкомстат РФ. 2000г
7. Крутик А.Б., Горенбургов М.Д. Малое предпринимательство и бизнес коммуникации. Учебное пособие - СПб Изд. Дом «Бизнес - пресса», 1998 г. - 295 с.
8. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги / под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера, учеб. пособие для вузов - М,: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 г. - 357 с.
9. Степнова И.М. Бизнес-планы. Полное справочное руководство. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 240с.
10. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». 14.06.95 № 88-ФЗ
11. Чуев И. Н., Чечевицын Л.Н. Экономика предприятия. Учебник - 3-е изд. переработанное и дополненное - М.: «Дашков и Ко», 2006 г. - 416 с.
12. Ширенбек Х. Экономика предприятия. Учебник для вузов. 15-е изд. - СПб.: Питер, 2005 г - 848 с.
13. Экономика предприятия. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера - 4 е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. - 607 с.