Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Пинск 2007

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 37 с., 5 рис., 2 таб., 17 ист.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования малое предпринимательство.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа, графический и группировки данных.

При написании работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

  • Введение
  • 1. Теоретические основы организации и функционирования малого бизнеса в рыночной экономике страны
  • 1.1 Характеристика малого бизнеса
  • 1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
  • 1.3 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе
  • 2. Анализ структуры и специфики функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь
  • 2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
  • 2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
  • 3. Основные факторы и пути повышения экономической эффективности функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь
  • Заключение
  • Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

Развитие частного бизнеса, как правило, связывают с образованием и деятельностью малых и средних предприятий. Однако стабильность и высокая продуктивность функционирования экономической системы развитых капиталистических стран в значительной степени определяются оптимальным сочетанием в ней малого, среднего и крупного бизнеса.

С момента возникновения в нашей республике предпринимательского сектора экономики прошло уже более десяти лет. На начальном этапе его развития государство придерживалось принципа невмешательства. Считалось, что рынок - это саморегулирующаяся система. Это было ошибочное мнение. Изначально надо было предвидеть, что уже с первых шагов перед предпринимательством возникнет целый ряд проблем и трудностей. С целью их преодоления, создания климата наибольшего благоприятствования малому бизнесу, а также для стимулирования развития наиболее важных отраслей экономики была создана государственная структура - Министерство предпринимательства и институтов.

В целом, несмотря на трудности, наше государство находит возможности для поддержки и защиты производителей, создает правовые и экономические условия для их деятельности. Благодаря этому растет число предприятий негосударственной формы собственности, расширяется сфера оказания платных услуг населению.

Значение предпринимательства в рыночной экономике, очень велико. Без предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю предпринимательства приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность предпринимательства.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. В сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию предпринимательства, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования малое предпринимательство.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

изучить сущность и специфику малого бизнеса;

проанализировать структуру и специфику деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь, выявить проблемные зоны;

разработать предложения по совершенствованию и развитию малого бизнеса в Республике Беларусь.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа, графический и группировки данных.

При написании работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

1.1 Характеристика малого бизнеса

Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А.Смитом в XVIII веке. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п. [10, с. 147]

С течением времени такого рода деятельность видоизменялась, требовала научного объяснения возникающих форм и субъектов сферы предпринимательства. Из-за разнообразия целей и приоритетов экономических школ и течений определение различных понятий, границ чаще носит условно принятый характер.

Обобщающей позицией теоретических представлений можно выделить то, что предпринимательство возникает при наличии двух взаимосвязанных обстоятельств: экономической свободы и частной инициативы в сочетании с умением организовать процесс хозяйственной деятельности. Главным требованием здесь выдвигается свобода человека, исключающая его подчинение воле других людей и сочетающаяся с законами общества, а также автономия принятия управленческих решений с целью оптимизации и повышения результативности работы.

В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн. долларов.

Несмотря на свое определение «малый бизнес», этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами:

- Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

- Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

- При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

- Взаимозаменяемость, перемена характера труда, также как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений. [16, с. 104]

Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. Реализовать потенциал малого бизнеса возможно только в случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой задачи зависит от проводимой государственной экономической политики, степени ее протекционизма по отношению к малому бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства на определенных этапах кроется в большей степени в сфере политики, чем экономики.

Проведение анализа и теоретического обоснования ряда положений, дающих научное представление о современных тенденциях в развитии малого бизнеса, выявление их особенностей или идентификации в различных экономических системах позволит не только перевести предпринимательское движение в Беларуси из стихийного в цивилизованное русло, но и научно аргументировать степень перспективности малых экономических форм в наших условиях, обосновать, в каких сферах и отраслях народного хозяйства их развитие наиболее целесообразно.

Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:

- деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

- инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;

- прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;

- процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;

- действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;

- специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений. [1, с. 14]

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе

В мелком производстве, скорее всего, главенствовать должен частный би
знес. Однако открыть собственное дело и превратить его в процветающее не так-то просто. И, тем не менее, только за последние годы в мире возникли миллионы новых предприятий. Они создаются в любых условиях, несмотря на экономические спады, инфляцию, высокую плату за кредит, отсутствие необходимой инфраструктуры, неопределенность будущего и высокую степень риска. Открытию любой новой компании предшествует решение человека изменить свой образ жизни и стать предпринимателем. Каждое такое решение принимается исходя из конкретной ситуации. Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства, являются следующие: [10, с. 148]

- переход отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям и создание потребительского рынка. Это расширяет круг интересов и запросов, порождает потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера, более качественно и оперативно удовлетворять которые могут мелкие предприятия;

- наличие правовых гарантий предпринимателя, гарантий со стороны государственных структур в отношении собственности предпринимателей, их прав и защиты экономических интересов;

- поддержка предпринимательства со стороны государства путем соответствующей налоговой финансово-кредитной и амортизационной политики;

- разгосударствление и приватизация государственных и муниципальных предприятий и создание малых фирм;

- неизбежность банкротства низкорентабельных убыточных предприятий, создание на их основе частных малых предприятий;

- устойчивое социально-политическое положение государства способствует привлечению иностранного капитала;

- благожелательное отношение со стороны общества;

- правильный выбор организационно-правовых форм предпринимательства;

- ускоренное развитие рыночной инфраструктуры (различные инновационные центры, банки, биржи, страховые компании, рекламные агентства и т.д.) [8, с. 107].

Среди других мотивов предпринимательской деятельности можно отметить: возможность самовыражения личности, включения в хозяйственный процесс финансовых средств населения, дополнительных трудовых и других ресурсов; желание граждан законным путем повышать свои доходы; возможность заниматься активным, приносящим дополнительный доход видом деятельности.

Предпринимательская среда - общественная экономическая ситуация, включающая степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.

Эффективность функционирования и развития предпринимательства в значительной степени обусловлена внешней средой (табл. 1.1.): [12, с. 62]

- государственной политикой в данной области;

- деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти;

- внешними условиями конкретных регионов. Необходимо определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления.

Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения. [4, с. 38]

Рисунок 1.2 - Предпринимательская среда как система отношений

Примечание- Источник: [12, c. 62]

Предпринимательство как особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям: [9, с. 52]

- консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);

- оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

- оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Таблица 1.1 - Характеристика факторов внешней среды маркетинговой системы

Факторы

Основные характеристики

Природные

Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические показатели, их нормативы и уровень их соблюдения. Развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивности использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья

Демографические

Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность

Экономические

Финансовое положение рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная способность. Показатели финансово-кредитной системы. Экономическая конъюнктура и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской корзине населения. Цены и тенденции потребления населения, эластичность спроса

Политико-правовые

Развитость правовой защиты населения и законодательства, сопровождающего предпринимательскую деятельность. Наличие внешнеполитических союзов и программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений. Роль общественных образований в системе выработки и принятия государственных и правительственных решений

Научно-технические

Состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Развитость приватизации и инновационных процессов субъектов маркетинговой системы. Степень внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве. Показатели экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий

Социально-культурные

Развитость рыночного менталитета населения, культурные и нравственные показатели потребителей, организационная и потребительская культура, устойчивость обычаев и обрядов, динамика культуры поведения

Примечание - Источник: [4, c. 38]

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций.

Для белорусской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства государством, прежде всего малых его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки различны:

а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т.п.;

б) налоговые льготы и послабления;

в) целевые фонды, финансирование из государственного и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в Беларуси.

В современной учебной и научной литературе проблема предпринимательства чаще рассматривается в узких рамках. Учебные пособия, как правило, посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики.

Не вдаваясь в подробности, можно говорить о двух формах предпринимательства: частной, государственной.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.

У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. В этой связи на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как: [2, с. 21]

1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;

2) доступность кредитов на особо выгодных условиях;

3) экономия на масштабах производства;

4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые;

5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных.

Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных затрат по сравнению с общественными и тем самым - для извлечения сверхприбыли.

1.3 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе

В малом бизнесе различают следующие виды предпринимательства:

1. По направленности деятельности: производственный, коммерческий, финансовый, инновационный.

2. По содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность.

3. По числу видов деятельность: однопрофильная и многопрофильная.

4. По сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях.

5. По отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства. [12, с. 148]

Малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

Субъектами предпринимательства могут быть как физические, так и юридические лица.

Физические лица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ [9, с. 40].

Согласно статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.

Из статьи 1 Закона о предпринимательстве следует, что предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий. Различают следующие формы предпринимательской деятельности:

- частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;

- коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

- контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

В соответствии с формами собственности в малом бизнесе могут действовать следующие предприятия: государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные, смешанные, иностранные. [8, с. 114]

Таким образом, подведем итог, предпринимательство - это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности. В основе эффекта предпринимательства лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия. Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности. Предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления - от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения. Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими участниками этого процесса - потребителями, государством, партнерами, наемными работниками. Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга. Различают две основные формы предпринимательства - частное и государственное, которые базируются на многих общих принципах.

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

Субъектами предпринимательства в РБ могут быть как физические, так и юридические лица.

Физические лица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством) могут быть участник
ами малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ [6, с. 23].

Согласно статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.

Из статьи 1 Закона о предпринимательстве следует, что предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий. Различают следующие формы предпринимательской деятельности:

- частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;

- коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

- контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Малое предпринимательство в Республике Беларусь в соответствии с действующим законодательством существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

- в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;

- в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

- в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;

- в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

В Беларуси на 2006г. было зарегистрировано 78 тыс. юридических лиц негосударственной собственности (в том числе около 23 тыс. малых предприятий) и более 126 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.

По данным на 01.01.2007г. в республике работало 26787 малых предприятий негосударственной формой собственности, что на 11,3% больше, чем в 1998г.; количество частных предприятий за этот период возросло на 2,9% и составило 5042 ед. Продолжается процесс формирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства [17, с.11].

Доля малого бизнеса в объеме выручки от реализации продукции по народному хозяйству составила в 2006 году 10,0% (в 2000 году - 8,6%). В соответствии с Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, одобренными на Втором Всебелорусском народном собрании, удельный вес малого бизнеса в объеме выручки от реализации продукции по народному хозяйству должен составить в 2006 году 25,0%, таким образом, должен быть обеспечен ежегодный прирост не менее 3,2 пункта.

В Республике Беларусь в 2006 году на 1000 человек приходилось 2,8 малых предприятия и 15,8 индивидуальных предпринимателей (в 1999 году соответственно: 2,7 и 13,0).

По состоянию на 1.01.2007 года в республике работало 28310 малых предприятий, что по сравнению с 2000 годом больше на 1523 предприятия, или 5,7%. [7, с. 14]

Преимущественная ориентация предпринимательских структур сформировалась в сфере торговли и общественного питания в 2006 г. - 42,7% (2000г. - 48,0 %) к общему количеству предприятий. Промышленность занимает второе место - 20,8% (2000г.- 18,7%) к итогу, строительство третье - 11,5% (2000г. - 11,3%), на транспорте работает 5,6% малых предприятий (2000г. - 5,0%). Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем объеме малого предпринимательства, так, сельское хозяйство всего 1,1% (0,4%). Таким образом, в 2006 году отмечается тенденция роста удельного веса субъектов малого предпринимательства, занимающихся материальным производством.

В 2006 году удельный вес малого предпринимательства в ВВП составил 6,9 процента. Об этом говорится в утвержденной правительством Белоруссии концепции поддержки и развития малого бизнеса до 2007 года. Как сообщает БелАПАН, согласно приведенным в концепции данным, на начало 2006 года в республике насчитывалось 27,8 тысячи юридических лиц - субъектов малого предпринимательства и 180 тысяч индивидуальных предпринимателей. Малое предпринимательство наиболее развито в Минске, где находятся 52,6 процента от общего числа юридических лиц малого бизнеса и 27 процентов индивидуальных предпринимателей. Лидером по количеству субъектов малого бизнеса является сфера торговли и общественного питания - 42,8 процента от общего числа предпринимателей.

Средний уровень рентабельности малого предпринимательства снизился до 9,9 процента в 2005 году с 14,6 процента в 2006 году. В концепции констатируется, что малый бизнес не стал альтернативным сектором экономики, способным должным образом решать задачи экономического роста государства, повышения уровня занятости и благосостояния населения. На одну тысячу жителей Белоруссии приходятся только 2,7 организации, имеющие статус субъекта малого предпринимательства, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах Евросоюза - 30, в США - 74. Но надежда на улучшение ситуации с малым бизнесом все-таки есть. В результате реализации мероприятий, определенных в концепции, а это прежде всего налоговые льготы и послабления в области лицензирования, долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной от реализации продукции по народному хозяйству, планируется довести к 2006 году до 25 процентов. Общее число занятых в сфере малого предпринимательства к 2006 году должно составить около 700 тысяч человек

В 2006 году только в Минской области было зарегистрировано 2 584 предприятия негосударственной формы собственности.

По всей Республике Беларусь, согласно данным 2002 года работало более 26 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них в сфере торговли и общественного питания - 44,8%, промышленности - 21,3%, строительстве - 11,1%, на транспорте - 5,5%, в сельском хозяйстве - 1,1%. [4, с. 15]

Рисунок 2.1 - Структура малого предпринимательства в 2006 году

Примечание - Источник: [4, c. 15]

Темп роста производства промышленной продукции малыми предприятиями в 2006 году составил 112%, в то время как целом по республике производство промышленной продукции увеличилось на 4,1%. Субъектами малого предпринимательства произведено 7,8% общего объема промышленного производства по республике. Уровень рентабельности составил 9%. На малых предприятиях республики занято 366,5 тыс. человек. В республике зарегистрировано 180 тыс. индивидуальных предпринимателей. Их численность с начала 2006 года увеличилась на 21,6 тыс. человек или на 13,4%. В сфере предпринимательской деятельности в стране занято 546,2 тыс. человек, что составляет 12% от экономически активного населения. Удельный вес сектора в общем объеме поступлений платежей в бюджет составляет 17,5% от их общего объема.

Результаты работы предпринимательского сектора оказались в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение - отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие.

По данным Министерства налогов и сборов, за 2006г. численность ИП, состоящих на учете налогоплательщиков, возросла почти на 10 тыс. человек и составила на начало т.г. около 190 тыс. Возросло количество физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями к осуществлению деятельности. Если в 2005г. были заключены договоры с 77,3 тыс. человек, то в 2006г. с 93,6 тыс. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг ИП составила в минувшем году 2376 млрд. руб. В ее общем объеме по народному хозяйству доля субъектов малого предпринимательства (юридических лиц и ИП) равна 21,8%. Увеличилась сумма налоговых поступлений от «индивидуалов» как в целом по республике (с 97 млрд. руб. в 2006г. до 181,5 млрд. в 2005г.), так и в расчете на одного ИП (с 538 до 958 тыс. руб.). Удельный вес налоговых поступлений от предприятий негосударственного сектора в общей сумме налоговых поступлений в 2006г. составил 17,2% (учет отдельно по малым предприятиям в МНС не ведется).

По состоянию на 1 августа 2007 года в Республике Беларусь в секторе малого предпринимательства занято около 548 тыс. человек. По итогам 1 полугодия 2007 года в республике функционирует 34,4 тыс. малых предприятий, в том числе 32,7 тыс. негосударственной формы собственности. [13, с. 12]

Рисунок 2.2 - Отраслевая структура сектора малого бизнеса за 2005-2006 г.

Примечание - Источник: [13, c. 12]

На рис. 2.2. изображена отраслевая структура частного малого предпринимательства, как видно из графика она неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании - 40,6% (по итогам 2005 года - 42,9%), промышленности - 22,8% (по сравнению с концом 2005 года отмечается рост на 0,8%), в строительстве - 12,3% (по итогам 2005 года - 11,8%), в транспорте - 5,7% (по итогам 2005 года - 5,3%), в сельском хозяйстве - 0,5% (по итогам 2005 года - 0,6%) .

Анализ показателей свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых промышленным производством. Так, за 6 месяцев 2007 года на 644 предприятия увеличилось количество субъектов хозяйствования, занятых в промышленности, и на 363 - в строительстве.

Всего среднесписочная численность работающих на малых предприятиях за I полугодие 2007 года составила 367 тыс. человек, в том числе на предприятиях негосударственной формы собственности 305,2 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленные предприятия - 39,3% от общего количества занятых на малых предприятиях, тогда как на предприятиях торговли и общественного питания - 27,3%.

На малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по республике. Например, прирост производства промышленной продукции на малых предприятиях составил 22% (в среднем по Беларуси - 6,8%). Потребительских товаров малым бизнесом в 2004 году было произведено на 20,1% больше, чем в предыдущем, причем в среднем по экономике этот показатель составил 7,3%. Уровень рентабельности малых предприятий также выше среднего. Он составил 11,1%, в то время как средний показатель по Беларуси - 9,1% [2, с. 16].

В январе-июне 2007 г. произошло некоторое уменьшение численности индивидуальных предпринимателей в целом по республике. За первое полугодие 2007 года их количество сократилось на 2,5 тысячи и составило по состоянию на 1 июля 2007 г. 186,2 тысячи.

Рисунок 2.3 - Динамика изменения численности индивидуальных предпринимателей за 2002-2006 гг.

Примечание - Источник: [2, c. 16]

На основе данных диаграммы 2.3. можно отметить, что до 2004 года наблюдается постоянный рост, то после 2004 года происходит постепенное снижение численности индивидуальных предпринимателей, при этом растет удельный вес, занятых в торговле.

О значимости развития этого направления свидетельствует предусмотренная Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. задача по доведению доли малого и среднего бизнеса в общем объеме выручки от реализации продукции по народному хозяйству до 25% (в настоящее время она составляет менее 6%). [13, с. 21]

Удельный вес работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей) в сфере малого бизнеса по итогам 2006 года составляет около 13% от занятых в экономике.

Необходимо еще и учесть и тот факт, что каждый второй предприниматель либо не работает, либо находится в стадии ликвидации, которая для многих длится уже более двух лет, при этом они числятся в общем количестве индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, по данным Министерства по налогам и сборам, сумма налоговых поступлений за первое полугодие 2007 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года не только не уменьшилась, но и увеличилась на 28,9%.

Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей.

Слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности, хотя именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т.п.

Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:

- преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания - примерно 50% от общего количества предприятий;

- недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;

- вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;

- «размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;

- отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.

2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики малые предприятия считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких как розничная торговля или определенные виды услуг. Кроме того, малые предприятия формируют ядро среднего класса, стабилизирующего политическую обстановку в обществе.

В 2005-2006 годах было проведено исследование, которое проанализировало барьеры на пути становления и развития малого бизнеса с целью определения потребностей в поддержке малых предприятий в различных секторах и на различных стадиях их развития. В Беларуси были опрошены владельцы/менеджеры 168 малых предприятий производственного сектора, строительства и сферы услуг.

Чтобы определить причины, влияющие на способность фирм к выживанию и развитию, менеджеры должны были выделить основные сдерживающие факторы. Данные таблицы 2.1. свидетельствуют о том, что самой острой проблемой в различные периоды деятельности малых предприятий является ограниченность финансовых ресурсов. Это и общая нехватка средств на начальном этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов, который может усилиться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования по приемлемым процентным ставкам. Финансовые проблемы могут влиять на различные аспекты развития фирмы: доступ к необходимым производственным площадям, возможность выпускать новые продукты и подбирать персонал соответствующей квалификации. [16, с. 14]

Таблица 2.1 - Основные препятствия развитию деятельности малых предприятий (в % к действующим фирмам).

Препятствие

Через 6 месяцев после начала деятельности

Через 2 года после начала деятельности

На момент обследования, 2005 г.

Финансы

74

80

78

Поиск рынка

46

59

67

Помещения

56

46

38

Оборудование

46

37

30

Кадры

33

25

13

Информация

24

22

32

Прочие

1

2

8

Количество ответов

121

95

148

Примечание - Источник: [16, c. 14]

В основе мероприятий по оказанию содействия малым предприятиям в странах с развитой и продвинутой переходной экономикой чаще всего лежит принцип «создания равных возможностей». Следовательно, ключевой вопрос можно сформулировать так: в чем заключается ущемление интересов малых предприятий по сравнению с более крупными предприятиями в Беларуси и как это можно устранить?

К препятствиям на пути развития малых предприятий, а значит и малого бизнеса, относятся: [4, с. 19]

1. Трудности с поставщиками и покупателями. Для малых предприятий, прежде всего в производственной сфере, трудно найти надежных поставщиков комплектующих изделий нужного качества и в достаточном количестве. Кроме того, малым предприятиям, в отличие от более крупных, реже предоставляется кредит поставщика. При продаже своей продукции вновь созданным малым предприятиям особенно сложно оценить платежеспособность своих партнеров и их желание платить. К тому же для малых предприятий Беларуси часто недостижимы два важных покупателя и поставщика: заграница и белорусские государственные организации, которые традиционно сотрудничают преимущественно с государственными или бывшими госпредприятиями, не всегда обращая внимание на обязывающие решения вышестоящих властей.

2. Отсутствие заемного капитала. Вновь созданные небольшие предприятия часто испытывают трудности, связанные с получением кредитов, и в странах с развитой рыночной экономикой. Как правило, они мало что могут предложить в качестве залога обеспечения кредита. Кроме того небольшие кредиты менее рентабельны, поскольку их обработка обычно требует ничуть не меньших затрат, чем больших кредитов. Такое типичное для малых предприятий ущемление их интересов в нашей республике дополнительно усугубляется тем, что крупные предприятия получают льготные кредиты и субсидии от государства.

Если в Беларуси невозможны специальные бюджетные кредиты для оказания помощи в создании малых предприятий, то необходимо отменить льготные кредиты и субсидии крупным предприятиям. Кроме того, следует сдвинуть с мертвой точки решение проблемы приватизации земли, чтобы можно было использовать недвижимость для залогового обеспечения кредитов.

3. Недостаточность собственного капитала. Серьезной проблемой для малых предприятий в Беларуси является отсутствие собственного капитала. Однако, не известно, в какой мере малые предприятия могут использовать собственный капитал. Поэтому важно изучить вопрос о том, в каких сферах экономики и регионах существуют представители малого бизнеса, которые заинтересованы в оказании им целевой поддержки, при каких обстоятельствах они готовы инвестировать свои средства.

4. Налоговое давление. Фактор налогового давления относится частично к проблеме «недостаточность собственного капитала», частично к проблеме «правовая незащищенность». Налоговая нагрузка на предприятиях в Беларуси в целом очень высока. При этом система налогообложения претерпевает значительные ежегодные изменения, за которыми очень сложно уследить, что позволяет контролирующим органам при проверках взимать в доход государства штрафы, многократно превышающие суммы самих платежей.

5. Правовая незащищенность. Важнейшей проблемой развития малого бизнеса является отсутствие правовых гарантий, которые вытекают из возможности отстоять свои права через суд. Сегодня же для большинства малых предприятий хозяйственные суды в силу высоких пошлин просто недоступны. Для малого предприятия очень важны отношения с местными органами власти, например, для получения лицензий, производственных площадей или для того, чтобы не оказаться под чрезмерным давлением местных налогов и сборов. В то же время, согласно проведенным исследованиям, отношение местных властей к малым предприятиям очень разное: от открытой враждебности до конструктивной поддержки.

6. Нехватка помещений и производственных площадей. Именно при решении этих проблем малые предприятия Беларуси находятся в особенно невыгодном положении, затрудняющем развитие. Арендные договоры с более крупными предприятиями, учреждениями и даже ведомствами в большинстве случаев нестабильны. Редко бывает ясно, будут ли арендованные помещения через несколько месяцев все еще находиться в распоряжении арендатора, и сохранится ли та же арендная плата. Следствие этого - правовая неопределенность малых предприятий и снижение их готовности к инвестициям.

7. Недостаток предпринимательских инноваций. Среди мелких предпринимателей в Беларуси высок удельный вес бывших руководящих работников государственных предприятий. Многие малые предприятия фактически существуют уже несколько лет, даже если некоторым из них приходилось неоднократно менять свою правовую форму или с целью экономии на налогах создаваться заново. Следовательно, они имели возможность накопить предпринимательский опыт. Правда, предпринимателям иногда не достает некоторых специальных знаний, например, по стандартизации или по патентному законодательству. Поскольку в прошлом предприниматели накапливали свой опыт преимущественно в замкнутых производственных «нишах», у них часто недостаточно и просто умения разрабатывать на базе новых идей конкретные проекты и воплощать их в жизнь. Ощущается дефицит знаний в области дизайна новых товаров и поиска партнеров, особенно среди научных и конструкторских разработчиков новой продукции.

8. Нехватка специалистов. Сами руководители-предприниматели в большинстве своем с высшим образованием, как правило, техническим или экономическим. Однако среди наемных работников наблюдается довольно большая текучесть кадров: они часто не решаются полностью отказаться от своих старых рабочих мест на крупных предприятиях хотя бы из-за того, чтобы не потерять предоставляемые там права на социальные услуги. Нередко они работают на малых предприятиях лишь на временной основе. Кроме того, предпринимателю рискованно нанимать «чужих». Поэтому многие работают с членами своих семей, друзей или бывшими коллегами по работе. Такая «кадровая политика» препятствует росту малых предприятий.

9. Создание негативного имиджа предпринимателей. Негативное отношение к предпринимательству является одной из основных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в белорусской экономике. Неблагоприятный для развития «климат» заставляет большую часть бизнесменов переводить свое дело за границу, многие из них уже имеют паспорта других стран, где основали свои фирмы, многие не переехали туда на жительство, но работают там. По несколько сотен белорусских предпринимателей сейчас работают в Чехии и Литве, тысячи - в Польше и на Украине, десятки тысяч в России. Из республики идет интенсивная утечка предпринимательских умов - золотого интеллектуального фонда белорусского бизнеса [16, с. 109].

Важно отметить, что не все трудности имеют место в каждом конкретном случае. Проблемы малого бизнеса в разных городах и регионах различны. Поэтому предпочтителен региональный подход к оказанию поддержки малым предприятиям.

Кроме методов прямой поддержки развития сектора малого бизнеса, необходимо стабилизировать макроэкономическую ситуацию, создавая рыночные институты, внося коррективы в законодательство и налоговую политику в области предпринимательства и, что наиболее важно, воздействуя на отношение к предпринимательству со стороны общества в целом. Ведь пока в Беларуси не изменится подход к развитию малого предпринимательства, никакие программы поддержки малого бизнеса не будут эффективны.

Таким образом, подводя итог вопросу, необходимо констатировать, что на фоне роста объемных показателей развития белорусской экономики достижения малого бизнеса выглядят скромно. О том, что его потенциал не реализован, говорят, подводя итоги прошедшей пятилетки, и разработчики Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 гг. Документ признает малое предпринимательство сферой, способной «обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект» и обещает в следующей пятилетке «минимизировать» административные ограничения, обеспечить доступ к кредитно-финансовым ресурсам, упростить учет и оптимизировать отчетность. В результате вклад малого бизнеса в ВВП страны к 2010 г. должен достичь 20-22%.

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Решающую роль в становлении малого бизнеса в республике играют как внешние, так и внутренние факторы и условия, а именно:

-
высокий уровень экономической интеграции с зарубежными странами;

- привлечение иностранных кредитов, займов;

- прямые иностранные инвестиции;

- степень развития рыночных отношений, состояние инфраструктуры, уровень использования созданного производственно-экономического потенциала, трудовые и природные ресурсы.

Осуществить резкую переориентацию импорта и экспорта в ближайшее время невозможно. Для приобретения сырья и материалов на новых рынках необходима валюта, которой сейчас недостаточно. Поэтому республика должна сохранять рынки сбыта своей продукции в странах СНГ и особенно в России. В будущем в связи с производимой структурной перестройкой экономики будут созданы объективные предпосылки для постепенной интеграции со странами Центральной и Западной Европы.

Большое значение для расширения экспортного потенциала, модернизации производства при создании малых форм бизнеса имеет привлечение иностранных кредитов, займов, в первую очередь на валютно-окупаемой основе, а также прямых иностранных инвестиций. Республика Беларусь оказалась в таком положении, когда она не может серьезно повлиять на экономическую ситуацию, не привлекая нетрадиционные источники финансирования. Сотрудничество республики с международными фондами поддержки предпринимательства, Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком и его филиалом - Международной финансовой корпорацией, Международным агентством по гарантиям и инвестициям создает возможность для получения кредитов на особо льготных условиях для реализации социально-экономических программ.

Однако, несмотря на большое значение взаимосвязей республики со странами ближнего и дальнего зарубежья, решающую роль в развитии малого бизнеса будут играть внутренние факторы и условия. Важнейший из них - степень развитости рыночных отношений - пока еще находится в начальной стадии формирования. В какой-то мере это объясняется непродолжительностью времени, прошедшего от начала осуществления реформ, но главное - в естественном сопротивлении реформам со стороны консервативных сил, в отсутствие соответствующей рынку инфраструктуры, несовершенство хозяйственного права и механизма реабилитации его норм. Далеко не полностью пока используется развитый производственно-экономический потенциал республики.

Основными путями ускорения развития малого бизнеса и повышения его эффективности являются:

- установление стабильного режима для иностранных инвестиций в части налогов, валютного и внешнеторгового регулирования, обеспечение условий для приватизации с участием иностранного капитала, создание системы информации об инвестиционных проектах;

- в сфере финансово-кредитного обращения - расширение возможности получения кредитов для малого бизнеса путем создания условий для организации новых кредитных учреждений (например, кредитно-сберегательных), оптимизация нормативов обязательной продажи валютной выручки для предпринимателей, занимающихся экспортом продукции глубокой переработки, развития системы межбанковских расчетов;

- ускоренная амортизация основных фондов для малых предприятий;

- обеспечение доступа к централизованным ресурсам, информационным базам данных;

- обеспечение социальных гарантий защиты предпринимателей и потребителей;

- активизация поддержки со стороны органов местного самоуправления, включая разработку системы налоговых льгот на местном уровне;

- создание республиканской информационной системы для изучения конъюнктуры рынка на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке;

- государственное страхование частных инвесторов, вкладывающих средства в малые венчурные предприятия;

- развитие лизинговых услуг.

Причиной почти 60% всех банкротств малых предприятий на начальном этапе развития, по оценкам западных специалистов, являются неумелое управление предприятий и неэффективное планирование предпринимательской деятельности. Поэтому большое значение имеет проведение мероприятий по более рациональному разделению управленческого труда и повышению эффективности руководства.

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Для стимулирования развития субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, другими видами производственной деятельности, наукой и научным обслуживанием, требуются создание условий для инвестирования и кредитования на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий; формирование стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса, а также другие меры государственной поддержки.

Главными целями развития малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу являются обеспечение роста эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной, экспортной деятельности, а также развитие предпринимательства в сельской местности.

Для достижения поставленных задач предполагается устранить основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, выйти на более высокий уровень государственной поддержки.

Конкретные меры государственного стимулирования деятельности малого бизнеса закреплены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 год утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2006 г. № 128 мероприятиями по ее реализации предусматривается развитие системы финансово-кредитной поддержки - выработка механизмов компенсации расходов по выплате процентов по кредитам, лизинговым платежам, расходов на участие в выставках и ярмарках. Также в программе содержатся мероприятия по совершенствованию деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, информационному обеспечению малых предприятий, активизации взаимодействия с общественными организациями предпринимателей, расширению международного сотрудничества. Финансирование мероприятий данной программы осуществляется за счет средств местных бюджетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике всех стран - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Понимание экономического процесса и места в нем предпринимательства имеет долгую и неоднозначную историю. Однако история предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногим более 10 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

В этой связи действующее законодательство в Республике Беларусь должно быть уточнено с точки зрения специфики малого бизнеса, отличительных признаков небольших экономических организаций как способа производства. Хотя они и не являются какой-то особой формой хозяйства, но активно влияют на становление всех хозяйственных форм как прямо, так и косвенно.

Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование малого бизнеса:

- преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания - примерно 50% от общего количества предприятий;

- недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;

- вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;

- отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.

В целом малое предпринимательство в Республике Беларусь, получившее развитие в начале 90-х годов за прошедшее десятилетие превратилось в самостоятельный и весьма влиятельный элемент рыночной экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. - Мн.: Экоперспектива, 2005 - С. 38- 49

2. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО - 2007. - №8 - С. 25-32

3. Блинов А.О. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист - 2007. - №2 - С. 75-78

4. Блинов А.О., Нургазина Г. Малое предпринимательство в условиях переходной экономики // Маркетинг - 2007. -№4 - С. 90-92

5. Вельтер Ф. и др. Барьеры на пути развития малого предпринимательства в Беларуси // БЭЖ - 2007. - №1 - С. 71-79

6. Воронов В. Инновационные технологии в малом предпринимательстве - ключ к импортозамещению // Экономист - 2007. - №7 - С. 19-23

7. Дадалко С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки. - Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2005. - 116 с.

8. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие. - Мн.: Вышэйшая школа, 2003 - 266 с.

9. Лапусто М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА - М, 2005 - С. 40-67

10. Науменко Б.Н. Малый бизнес. Теория и практика развития. - Мн.: ООО «Мисанта», 2003 - 276 с.

11. Практический курс предпринимательства: Учебно-методическое пособие / А.К. Александров, М.З. Ачаповская, Л.А. Вайнштейн и др.; / Под общей ред. Г.И. Олехнович. - Мн.: Экоперспектива, 2002 - С. 128

12. Предпринимательская деятельность: Учебное пособие. В двух частях. Часть первая. Организационные основы / Грищенко М.Ф., Дудич З.З., Ивуть Р.Б., Прохоренко И.Д. - Мн.: БГПА, 2002 - 249 с.

13. Скорбеж А.А. Малому и среднему бизнесу - широкий размах // Предпринимательство в Беларуси - 2007. - №7

14. Скорбеж А.А. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства // Предпринимательство в Беларуси - 2007. - №1 - С. 28-31

15. Слонимский А.А. Препятствия в развитии малых предприятий Беларуси и необходимые мероприятия по их поддержке // БЭЖ - 2007. - №3 - С. 104-110

16. Сырополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Перевод с англ. - М.: Дело, 2003 - с. 247

17. Тарасевич Ж. Частный бизнес: проблемы и перспективы // Директор - 2007. - №4 - С. 10-14






Информация 







© Центральная Научная Библиотека